Урок русского языка на тему"сказки про гласных и согласных". Сказки о звуках и буквах


Данное пособие - нетрадиционная форма работы по авто­матизации звуков в связной речи. Автоматизация поставлен­ных звуков у детей с нарушением звукопроизношения прохо­дит в три этапа: 1 этап - в слогах, 2 этап - в словах, 3 этап - в предложениях, в связной речи.

Когда звук у ребенка автоматизирован в слогах, словах и предложениях, можно использовать такой вид работы, как со­чинение сказок о звуках. Оно дает возможность детям самим сочинять сказки с использованием наглядного материала (таб­лицы с картинками). При составлении сказки можно вспом­нить, с каких слов обычно начинаются сказки, и предложить ребенку свою сказку начать так же.

1-й вариант. Ребенок (самостоятельно или с помощью взрослого) придумывает события, ситуации, в которые данный звук мог попасть. Если ребенок затрудняется в составлении сказки по картинкам, то можно предложить ему образец. Дать картинки, рассмотреть их вместе с ним. Затем предложить ребенку составить предложения по каждой картинке, связывая их с предлагаемыми событиями.

2-й вариант. Рассмотреть с ребенком картинки. Обратить внимание на то, что в названиях картинок имеется заданный звук. Рассказать сказку, составленную педагогом, а затем предложить придумать продолжение. Желательно, чтобы в рассказе ребенка был использован заданный звук.

3-й вариант. «Сказочный салат». Рассмотреть картинки, определить заданный звук в словах. Педагог составляет по первой картинке начало сказки. Ребенок продолжает, описы­вая вторую картинку. Третью картинку снова описывает педа­гог. Ребенок придумывает окончание, используя четвертую картинку.

4-й вариант. Педагог закрывает первую картинку, а ребе­нок придумывает начало и связывает его с остальными тремя картинками.

5-й вариант. В ходе составления сказки ребенок может ввести по своему желанию любой персонаж. Все герои должны быть связаны одним сюжетом.

Вначале детям может быть сложно составлять сказки, ско­рее всего, они будут повторять образец. Используя в работе предложенные варианты, дети обычно охотно начинают сочи­нять сказки самостоятельно, стараясь не повторять сюжеты.

Примеры сказок, которые педагог может предложить ребен­ку как образец:

Звук [с]. Жил-был звук [с]. Он любил путешествовать на ве­лосипеде. Звук [с] брал насос и накачивал колеса: «Сы-сы-сы...» С ним всегда были его друзья: собака и сова. Сова летела высоко, а собака неслась за велосипедом. Вместе им было весело.

Звук [з]. Жил-был звук [з]. Он дружил с двумя девочка­ми - Зоей и Лизой. Звук [з] превращался в комара и долго звенел: «З-з-з...», а девочки прятались. Потом Зоя и Лиза ис­кали звук [з] в разных словах. Девочки получили от него по­дарки: Зоя - зонтик, а Зина - корзину.



Звук [ц]. Жил-был звук [ц]. Однажды он сидел на лестни­це. Было тепло, светило солнце. Тут появилась курица. Она искала цыпленка и никак не могла найти. Звук [ц] сказал: «Не надо волноваться, я тебе помогу». Он громко и четко позвал: «Цып-цып-цып». Цыпленок услышал и прибежал.

Звук [ш]. Жил-был звук [ш]. Он умел шипеть как змея: «Ш-ш-ш...», шелестеть как листочки деревьев: «Шу-шу-шу...», шептать кому-нибудь на ухо: «Ши-ши-ши...» Спрячется за угол, начинает шипеть и шуметь, пугать малышей. Шалун и шутник был этот звук [ш].

Звук [ж]. Жил-был звук [ж]. Был у него день рождения. Звук [ж] ждал гостей. Жаба подарила торт с желе, жук подарил жилет, медвежонок - мороженое. Они веселились и пели лю­бимую песенку звука [ж]: «Ж-ж-ж...»

Звук [щ]. Жил-был звук [щ]. Он собирал разные щетки. Их было много: щетка для расчесывания волос; щетка для чистки обуви; щетка для чистки зубов; щетка для мытья полов.

Звук [ч]. Жил-был звук [ч]. Он всегда был очень рад гос­тям. Угощал он чайку чаем, пчелу - печеньем, паучка - ка­лачом, а бабочку - пончиком. Замечательные получались чае­пития!

Звук [л] . Жил-был звук [л]. Однажды он решил покататься на лодке. Ласково светило солнышко. Вдруг волны стали сильно ка­чать лодку. Звук [л] испугался, заглянул под лодку и увидел аку­лу. Она была злой. У нее болел глаз. Звук [л] завязал ей глаз плат­ком. Акула спокойно уплыла. А звук [л] продолжил свое плавание.

Звук [р]. Жил-был звук [р]. Был он мастером в запуске моторов. Подует сильно на пропеллер и заведет самолет. Если нужно завести трактор или вертолет - наш звук [р] тут как тут. Четко и звонко у него получается: «Р-р-р...»



Сказка, в которой живет звук [с]

Педагог и ребенок сидят перед зеркалом. Педагог предла­гает ребенку показать рот, губы, рассказывая, что рот - это домик, а губы - двери.

Педагог. А кто живет в этом домике? Ребенок. Язык.

Педагог. Для чего нам нужны губы и язык? Ребенок. С помощью губ и языка мы произносим раз­личные звуки.

Педагог. Повтори звуки [а], [м].

(Ребенок повторяет.)

Педагог. Все звуки должны жить в твоем домике. Но не все звуки могут попасть туда, как у тебя, например звук [с]. Нам с тобой предстоит трудное, но интересное путешествие в Волшебную сказку, где живет звук [с]. Мы должны будем преодолеть все препятствия, которые возникнут у нас на пути, чтобы вернуть этот звук в твой домик. В помощники мы возь­мем Старичка Звуковичка. Он прочел много книг и все знает. А еще он умеет правильно и красиво говорить и тебя может научить этому.

Трудно отыскать звук [с], придется нам с ним поиграть.

Игра «Поймай звук»

Цель: развитие слухового и фонематического восприятия.

Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты будешь хлопать, когда услышишь звук [с].

Звуки: [с], [в], [к], [м], [с], [л], [с], [к], [н], [с].

Слоги: ко - со - ну - су - лы - мы - сы.

Слова: книга, собака, облако, лиса, автобус, дерево, капуста.

Чтобы правильно говорить,

Нужно с пальчиками дружить.

Старичок Звуковичок любит играть с пальчиками и пред­лагает свою пальчиковую гимнастику.

Со Старичком Звуковичком Имитировать ходьбу указа-

Мы пойдем по сказке звуков, тельным и средним пальцами

обеих рук.

Нам преграды нипочем, Скрестить ладони, сделать злое

Не боимся злых мы духов. лицо, руки-ладонями вперед

на уровне лица.

Будем с язычком дружить Одной рукой пожать другую,

показать язык.

И с Воздушной Струйкой тоже. Одной рукой пожать другую,

вытянуть вперед губы и силь­но подуть.

Ну а звуки говорить Смыкать и размыкать все пальцы,

изображая открыва­ние и закрывание рта.

Старичок нам всем поможет. Прижать ладони обеих рук к груди.

А еще у Старичка Звуковичка есть подружка Воздушная Струйка. У тебя она тоже есть.

Подуй на свою ладонь, на вертушку.

Часть первая

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:
«а» - радостный и веселый,
«у» - угрюмый, задумчивый,
«о» - очень любил всему удивляться,
«и» - игривый, улыбчивый,
«э» - медлительный, рассудительный,
«ы» - самый серьезный и хмурый.


Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько - высоко: «а, у, о, и, э, ы». И низко: «а, у, о, и, э, ы».

Звуки пели по одному и парами: «ау, ои, эы».


Пели звуки также и по трое: «ауо, иэы».


А ещё звуки могли петь хором: «ауоиэы».


Но однажды задумались звуки:
- Как же так, - говорит «а» , - у всех есть дома, а у нас нет.
- У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал «у» .
- О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил «о» .
- И люди в домах живут, - тихонько заметил «и» .
- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, - возмутились «э» и «ы» .

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. «а» да «и» нашли по три палочки. «а» сделал шалаш с перекладиной.«и» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
«у» и «ы» взяли по две палочки. «у» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. «ы» к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
«о» увидело колесо, оно ему и подошло.
«э» долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился - домик появился и у него.


Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами. У звука «а» - домик-буква«а», у звука «у» - домик-буква «у», у звука «о» - домик-буква «о», у звука «и» - домик-буква «и», у звука «э» - домик-буква «э», у звука «ы» - домик-буква «ы». С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.



Часть вторая

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «й й й й...» . Смотрят - какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «й... й... й...» . Прислушался «и» и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали «и-кратким», потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.


Слушали-слушали звуки и наконец поняли - это «и-краткий» в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же «и-краткого» петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...

Для начала домик ему построили - такой же, как у его родственника, звука «и», но с козырьком, для отличия. Домик«и-краткого» назвали буквой «и-краткой».


Обрадовался «и-краткий», благодарит всех за домик-букву: «й й й й...». Поселился «и-краткий», в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: «й й й й...».

Слушал-слушал «а» , да и говорит:
- А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
«и-краткий» согласился, и они запели:
- «йа, йа, йа».
- У вас здорово получается, - задумчиво протянул «у», - ну а со мной петь будешь? - обратился он к «и-краткому».
- Буду, - ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали:
-«йу, йу, йу».
- О, как хорошо! Спой теперь со мной, - попросил «О».
- Пожалуйста.
- «йо, йо, йо», - полилась новая песня.
- Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил «Э», - споем вместе, - предложил он «и-краткому».
Следующая песня звучала так:
- «йэ, йэ, йэ».


Радуется «и-краткий» : поет с «а» - получается «йа, йа, йа», поет с «у» - получается «йу, йу, йу», поет с «о» - получается «йо, йо, йо», поет с «э» - получается «йэ, йэ, йэ».

Опечалены были только «и» да «ы».
- Мило, очень мило, - вздыхал «и», слушая пение друзей, - хотелось бы мне спеть с «и-кратким», но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.
- Мы с «и-кратким» тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал «ы».

Так сидели они, слушали песни: «йа», «йу», «йо», «йэ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы «и-краткий» мог выступать с концертами со звуком «а», , со звуком «у», со звуком «о», со звуком «э».

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой «я», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «а».
Второй домик назвали буквой «ю», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «у».
Третий домик назвали буквой «ё», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «о».
Четвертый домик назвали буквой «е», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «э».
Так до сих пор и поют в домиках-буквах «я», «ю», «ё», «е».


А звук «и-краткий» за то, что согласился петь с гласными, стали называть «согласным», да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у «и-краткого» действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много - и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а «и-краткий» - в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.




Вариант окончания сказки для дошкольников

Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета. Все остальные звуки - согласные. Мягкие согласные обозначаются зелеными кружками. Твердые согласные - синими. Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!


Вариант окончания сказки для школьников

Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть.




Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э».

Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются согласными. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие - зеленый, согласные твердые - синий.

Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!

Сказки о звуках и буквах

Учитель начальных классов

Луговая И.В.

Аннотация к работе

Уже при чтении и письме первых слов с гласными а-о- сосны - сосна, осы - оса можно предложить детям сравнить произношение и написание гласных в безударных сло­гах, затем рассказать сказку о безударных гласных о-а.

Сказка о безударных гласных о-а.

«Однажды, гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассори­лись, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссо­ра никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а-о стоят без ударе­ния, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно и ни­какого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а-о. С тех пор дети пишут грамотно».

При чтении и письме слов с гласными е-и - река - реки, лес - леса можно напомнить детям сказку о гласных а-о, сообщает, что гласные е-и тоже ссорятся, если на­ходятся в безударном слоге. Помирить их спешит волшебник Ударение

К этой сказке дети обращаются постоянно, объясняя правописание слов пила, по­вар, земля и др. У детей появляется хорошая привычка - задумываться о написании глас­ных о-а, е-и-я в безударном слоге. Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а изучение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане эти сказки ценны: учат дру­жить, помогать друг другу в трудную минуту. А еще сказки пополняют словарный запас детей как пассивный, так и активный, учат их сочинять, придумывать.

О том, как буквы поссорились,как праздновали Новый год, и что из этого всего получилось

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были буквы. Еще там жили знаки препинания. Вот такая вот страна была. Жили там все дружно, ходили друг к другу в гости, дарили подарки. Особенно дружили буквы е, ё , ю , я с буквами д , т , б , з , ну теми, что стояли в конце приставок. Да вот беда, повадился Твердый Знак между ними вставать, дружбу их разбивать. Обиделись на него буквы, перестали с ним дружить.
И вот наступил Новый год. Буквы
е, ё , ю и я решили устроить праздничный бал. Пригласили всех жителей своей веселой страны, но Твердому Знаку приглашение не прислали, не хотели праздник себе испортить. Обиделся Твердый Знак, топнул ногой и сказал: "Вот уйду я, узнаете, что тогда будет!" И стал собираться в дорогу.

А в доме букв-подружек е , ю , я и ё царило веселье. Отпраздновав Новый год, буквы решили разнести подарки тем, кто не смог придти на праздник. Взяли подарки и вышли на улицу.
"Вот шарф для Восклицательного Знака, – сказала буква
ю . – А живет он... – она посмотрела на адрес. – "Обездная улица, дом 5, подезд 2, кв. 3".
"Но у нас нет такой улицы! – удивилась буква
з . А что такое подезд?" – спросила буква е .
Бедные буквы очень расстроились, что не смогут отнести подарок Восклицательному Знаку, но ничего не поделаешь.
Буква
я достала следующий подарок. "А это шапочка для Вопросительного знака, – молвила она. – А адрес его... Разездной переулок, дом 6, подезд 1, кв. 5".
"Но ведь у нас нет и такой улицы!" – закричала буква
т .
"А что такое подезд?" – заплакала буква
е .
"Никто не может нам помочь!" – в отчаянии сказала буква
ю .
"А может, все-таки может?! – прокричала буква
я . – Смотрите, Твердый Знак идет!"
Твердый Знак услышал отчаянные крики букв и решил подойти.
"Я, кажется, поняла, – сказала буква
е . – Мы обидели Твердый Знак, вот он и ушел из всех слов, в которых он был. Попробуйте подставить его во все названия и посмотрите, что получится!"
Буквы взяли конверты:
"Объездная улица!" – прочитала буква
т .
"Оказывается, это подъезд!" – закричала буква
е .
"И это Разъездной переулок", – молвила буква
ё .
Ну, вот все и встало на свои места. Буквы попросили прощения у Твердого Знака. Он простил их и сказал: "Вы меня уж тоже извините. Я же не специально встаю между вами, я вовсе не хочу мешать вашей дружбе. Но так уж повелось, что я должен стоять после согласной в приставке и перед гласными
е , ё , ю , я . Такова моя судьба – разделять эти буквы. Ведь я – Разделительный знак! Вы уж меня поймите".
Буквы все поняли и стали дружить с Твердым Знаком. А вы поняли, ребята?

Удивительное путешествие ШИ и ЖИ

На высоком берегу,
Возле леса на лугу,
В домиках живут два брата –
Очень дружные ребята.
Первый брат зовется Жи,
Дружат с ним в лесу стрижи;
А второго малыши
Величают братцем Ши.
Раз проснулся утром Жи,
За окном поют стрижи:
Захотел прибить дощечку
Перед домом на крылечко.
Стал он думать да гадать:
"Как же имя написать?"
И решил спросить про это
Жи у брата Ши совета.
Вот пошел наш храбрый Жи
К доброму братишке Ши.
Лес темнеет, лес густеет,
Жи до ночи не успеет.
В сумраках идет наш Жи,
На камнях лежат ужи,
Рядом с ними малыши,
Да и взрослые ежи.
Долго к брату Жи идет,
А дороги не найдет.
Вот подходит к речке Жи,
Видит – плавают ерши.
Обращается к ним Жи:
"Славные мои ерши,
Не подскажите ли мне,
Путь к далекой стороне,
Где живет мой старший брат?
Повстречаться б с ним я рад".
И ответили ерши:
"По дороге, Жи, спеши
На поляну выйдешь ты,
Там растут одни цветы.
И у них спроси ты, Жи,
Где же домик брата Ши".
На поляну Жи пришел,
Много там цветов нашел:
Вдалеке кусты растут,
То шиповники цветут.
У цветов спросил наш Жи:
"Где найти мне брата Ши?"
Сам шиповник отвечает:
"Ши нас часто поливает,
Дам тебе клубок я, Жи,
Приведет тебя он к Ши".
Побежал по лесу Жи,
Слышит – сетуют чижи:
"Где же нам найти, скажи,
На обед колосьев ржи?"
Накормил их добрый Жи,
Подлетели к Жи чижи:
"Там живет братишка Ши".
Дальше двигается Жи.
Видит – взрослые ежи.
Собирают рыжики –
Веселятся чижики.
Жи спросил у них дорогу,
И ответили ежи:
"Ой! В лесу грибов так много.
Помоги собрать их, Жи".
Жи помог, ежи сказали:
"Брата твоего видали,
Недалече он живет,
Только сделай поворот".
Жи пришел к лесной глуши,
Где и жил его брат Ши.
Вот обрадовался Ши,
Что увидел снова Жи.
Жи тут брату рассказал,
Для чего его искал.
Ши позвал своих друзей:
"Собирайтесь поскорей".
Соскочили мыши с печки,
Белка с шишкой – на крылечке.
Вдруг, раздвинув камыши,
Появились и ерши.
И спросил тогда их Жи:
"Подскажите мне, друзья,
Как писаться должен я?"
И ответил брату Ши:
"С буквой и и ты дружи,
Потому что
жи и ши
Пишут только с буквой
и ".
Тут и вспомнил братец Жи,
Что чижи, стрижи, ужи,
И ужи, и камыши,
И ерши, карандаши,
Уши, лужи, этажи,
Мыши, крыши, шалаши
Пишут только через
и .

Новоселье друзей ЖИ и ШИ

На берегу очень дикой реки
Жили два друга: друг Жи и друг Ши.
Решили они: "Надо выстроить дом,
Чтоб дружно и счастливо жить было в нем!"

Собрали бамбук, камыши и листву,
Наметили план – сей работы канву.
И вот подниматься строение стало,
И вышла их хижина просто на славу!

Осталось немного украсить снаружи,
Да шифер приделать, чтоб не было стужи.
Решили друзья новоселье устроить
И в гости созвать населенье лесное.

Жи шишки еловые стал собирать,
Ши скатерть широкую стал вышивать.
Потом скороспелые дрожжи достали,
Коржики сладкие Жи и Ши выпекали.

И вот началось у друзей новоселье:
Плясали и пели, чтоб было веселье.
А после устали все, сели за стол,
Жи, Ши угощали, вели разговор:

"Мы знали, что вкусы весьма привередливы ваши,
Вам, серые мыши, мы сделали каши.
Ерши, вы берите осоку речную,
А вы, свиньи-хрюшки, – баланду мучную.

Ужи, испейте жирного молока!
Стрижи, ешьте шиповник пока.
А вам, журавли, мы в кувшинчик налили
Похлебки гороховой, хлеб накрошили.

Вы же, ежики колючие-пушистые,
Попробуйте груши душистые.
И вдруг в тишине рев мотора раздался,
С таким люд лесной никогда не встречался.

В шикарной машине волчище катит
И что-то невнятное слугам кричит.
А слуги-то едут, держа за вожжи
Гуся краснолапого, тот глухо шипит.

Подъехали, встали у хижины новой.
Пажи сняли волка манером особым.
– Что здесь за собрание? – волк говорит.
(А сам весь от ярости так и дрожит.)
– Как смели меня обойти стороной,
Ведь уши большие имею я..."

"Стой! Послушай меня, – говорит ему Жи, –
Сначала, волк серый, с нами сдружись.
Не надо кричать и топорщить усы,
Тогда мы, конечно, тебя пригласим!"

Вот волк призадумался, понял ошибку
И, шлепая в лужи, не прятал улыбку.
Вокруг, под и над закружили стрижи,
И, в ландыши спрятавшись, пели чижи.
Наверное, все малыши себе впрок
Увидели в сказке хороший урок.

Сказка о том, как ЧА и ЩА подружились

В чаще леса, у ручья,
Жили-были Ча и Ща.
Ча – резвушка, хохотушка,
Ща – сварлива, как старушка.
Вот однажды у ручья
Появилась саранча.
Ща сказала: "Ах, как страшно!
Выходить сейчас опасно!
Лучше дома посидим
Да в окошко поглядим!"
Ча ответила ей тихо:
"Что боишься ты, трусиха!
Лучше перестань трещать
И зверей вокруг стращать!
Ну а я пойду к ручью
Прогоню ту саранчу!"
Подошла она к ручью
И, увидев саранчу,
Как овчарка зарычала,
Так, что роща задрожала.
Саранча перепугалась
И по чаще разбежалась.
С той поры, забыв печали,
Ча и Ща дружнее стали,
Ща дала всем обещанье,
Что забудет про трещанье,
Ну а если вдруг беда,
То поможет всем всегда!

Сказка о чередующихся гласных О-А, Е-И.

В стране Орфографии жили две дружные семьи: одна семья – гласные О и А, другая – гласные Е и И. Буквы жили мирно, выполняли по очереди работу – становиться на отведенное им место в корне слова. Но однажды в стране Орфографии произошел бунт, и все гласные перестали выполнять свои обязанности, даже миролюбивые О и А, Е и И.

Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы с планеты Знания не прилетел мальчик, который знал все орфографические правила. Он без устали напоминал гласным, что нужно дружить с соседями: " Посмотрите, кто твой сосед справа. Если это суффикс А, то для И или А товарища вернее. С буквой О, а также с Е будут рады все другие суффиксы писаться рядом".

Умного и вежливого мальчика послушались буквы, и с тех пор не ссорились и не нарушали порядка в своей стране.

Сказка о суффиксах –К и –СК.

В городе Суффиксов жили друга – суффикс – к- и –ск-. Почему-то их постоянно путали и взрослые жители, и ученики.

Друзьям было это очень обидно и как-то ночью решили они убежать из всех письменных работ. Сначала друзья весело наблюдали, как утром горожане застыли в недоумении от неразберихи в своих бумагах, а школьники получили неудовлетворительные оценки. Но вскоре суффиксам стало жалко ребят и взрослых, и они решили вес ошибки исправить. А в благодарность за это жители города Суффиксов запомнили, что суффикс –К- имеет три значения: 1) уменьшительно-ласкательное, 2) у существительных – значение действия, 3) лицо женского пола. А суффикс – СК- имеет значение принадлежности к чему-либо.

Рассказ о –ТСЯ, -ТЬСЯ.

Однажды ночью ученику приснилось, что он получил предложение стать менеджером в туристической фирме. Но для этого ему предстояло правильно заполнить анкету о приеме на работу без ошибок, чего он никак не мог сделать из-за того, что он не выучил правило написания –ТСЯ-, -ТЬСЯ- в глаголах. Мальчик испортил много бланков анкеты и почти отчаялся. К радости, в этот момент он проснулся. Вася сразу же побежал к…письменному столу, где лежал забытый учебник "Русский язык".

Вася быстро выучил правило написания –ТСЯ-, -ТЬСЯ- в глаголах. А когда на уроке его спросили, от чего зависит написание –ТСЯ-, -ТЬСЯ-, он ответил, что надо задать вопрос. Если в вопросе есть Ь, то надо писать –ТЬСЯ-, если же в вопросе нет Ь, то надо писать –ТСЯ-. Например: (что делать?) – всматриваться , (что делает?) – получается.

Сказка о разделительных ь и ъ знаках

Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3-м классе.
Однажды Незнайкин писал диктант. "Сел" кашу; "пю" воду; веду "семку" ; забить "коля", – старательно выводил, он.
– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е , ё , ю , я . – В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е , ё , ю , я , и .
Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук [э], [о], [y], [a], и читают "сел", "пю", "семку", "коля" вместо
съел , пью , съемку , колья !
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.

Сказка о том, как поссорились два брата глагола

За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в деревне Глаголии жили-были два брата-глагола. Глагол совершенного и Глагол несовершенного вида.
Глагол совершенного вида был очень трудолюбивым, всегда все доводил до конца. А Глагол несовершенного вида был нетерпеливым и бросал дело на половине пути. Решили они как-то нарубить дров и истопить печку. Глагол несовершенного вида говорит: "Рублю". А глагол совершенного вида: "Нарубил". Глагол несовершенного вида: "Топлю", а Глагол совершенного вида: "Истопил".
Так они и жили. Глагол совершенного вида работал за двоих, а Глагол несовершенного вида так никакую работу до конца и не довел.
Надоело это Глаголу совершенного вида, он и говорит:
– Как же тебе, братец, не стыдно? Я работаю-работаю, а ты только обещаешь. На их счастье шел мимо их домика старичок по имени Вид.
– Вы бы лучше не ссорились, – молвит старичок братьям-Глаголам, – а поделили бы лучше работу между собой, чтобы никому обидно не было.
Так они и сделали.
Глагол несовершенного вида готовил, убирал в доме, мыл посуду, поливал огород. А Глаголу совершенного вида оставалось нарубить дров, истопить печку, вскопать огород и посадить овощи. С тех пор Глагол несовершенного вида выполняет многократную работу, а Глагол совершенного вида – завершает.
Так и стали они жить-поживать и больше никогда не ссорились.

Сад царя Русского языка

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Русский язык. Жил он в чудесном дворце. И решил он однажды вырастить сад вокруг дворца.
Созвал он своих подданных – частей речи и говорит: "Надо бы вокруг дворца моего вырастить сад, да не простой, а вечнозеленый. Посему повелеваю: именам существительным решать, что сажать – деревья, цветы, травы, кусты. Именам прилагательным решать, какие деревья, цветы, травы, кусты сажать: красивые, прекрасные, вечнозеленые. Наречиям – как сажать: быстро, аккуратно и качественно. А глаголы должны выполнить эту работу – посадить растения".
И началась работа. Долго ли, скоро ли, решил Русский язык посмотреть, как выполняют его приказ. Пошел он в сад и видит – половина сада посажена: растут деревья, цветут прекрасные цветы, журчат ручейки, поют птицы, а другая половина сада не закончена. Решил царь узнать, в чем же дело. Подошел он к глаголам, сделавшим свою работу, и услышал, что все они задают вопросы именам существительным
что сделать ? А потом незаметно подошел к глаголам в другой половине сада. Они задавали вопрос что делать ?
Тогда царь Русский язык решил, что всю работу должны делать глаголы, отвечающие на вопрос
что сделать ?, а остальные глаголы ничего не будут делать.
Однажды захотелось Русскому языку прогуляться по своему любимому саду. Пришел он в сад и видит – половина сада ухожена, а другая... о кошмар, что стало с этой половиной сада! Стал царь выяснять, в чем дело.
Оказалось, что за половиной сада ухаживали глаголы, отвечающие на вопрос
что делать ?, и их половина была ухожена, а за другой половиной – глаголы, отвечающие на вопрос что сделать ? – они только раз полили растения и решили, что больше не нужно.
Тогда царь Русский язык разделил все глаголы на два вида: те, которые обозначают, что действие происходит один раз и закончено и отвечают на вопрос
что сделать ?, были названы глаголами совершенного вида; а те, которые обозначают, что действие происходит многократно, продолжается во времени и не закончено и отвечают на вопрос что делать ?, были названы глаголами несовершенного вида.
С тех пор существует два вида глаголов.

* * *

Не за синими морями,
Не за дальними лесами,
В стране слов Словарик
Жил да был один старик.

Жил-был много тысяч лет назад старик-корень лес . Пожил он уже много и за это время стал очень богатым. Все бы хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них.
И вот однажды проходил мимо суффикс
ок . Залюбовался он необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про свое житье-бытье. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денек-другой. Привел его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс ок к корню лес в гости ходил, чай пил. Так и жили лес да ок , лесок . А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить.
А тем временем мимо проходила приставка
под . Идет, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Интересно ей стало, решила она заглянуть на огонек. А лес да ок ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку да доброту, и сама рада остаться. Так и зажили они втроем: приставка под , корень лес и суффикс ок подлесок . Хорошо им втроем живется. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо.
Но в одно солнечное утро появился у границ страны Словарик суффикс
ник . Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чем дело, страшно рассердился: "Что это? Почему в моем доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда только я – ближний родственник старику-корню?" Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал: лес ник . Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. "Как же тебе не стыдно, – сказал он суффиксу ник . – Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень лес один, а поэтому вы – слова лесок , подлесок , лесник – родственники. И называетесь одним словом – "однокоренные". Помирились приставки и суффиксы и стали дружно жить. А потом к ним еще много других приставок и суффиксов в гости заходило.
А вы, ребята, придумайте еще однокоренные слова с корнем
лес .

Эта сказка является эффективным средством обучения младших школьников орфографии, так как игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте. Она создает эмоциональный фон радости, заинтересовывает, привлекает внимание детей к важным моментам, а также имеет воспитательное значение.

Сказка про троих братьев

Жили-были в стране Русский язык трое братьев-имен: Существительное, Прилагательное и Числительное. Вместе работали у Грамматики, дружили, радовались и грустили, пели и смеялись.

Но однажды, увидев учебник математики, Числительное возгордилось. Как же! Оно обозначает число, т.е. является главным помощником Царицы наук. И об этом заявило братьям. Тогда призадумалось Прилагательное. Оно ведь такое красивое, элегантное, обаятельное, веселое, доброе – разностороннее.

Существительное попыталось объяснить братьям, что в их стране есть и другие обитатели: Глаголы, Местоимения... Но братья покинули дом и стали жить врозь. Погрустило Существительное, но подумало: «Я само могу составлять предложения (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.). Могу выбрать и назвать предметы женского, мужского, среднего рода. Могу называть живые и неживые предметы, один предмет и много. Не пропаду».

Прошел месяц. В дверь Существительного постучали. На пороге стояли Числительное и Прилагательное. Они осунулись, похудели, их лица были грустные, виноватые.

Оказалось, что Грамматика все больше была недовольна их работой. Ведь Числительное всегда работало в паре с Существительным. А одно – потеряло смысл. Семь! А кого? Десять! А чего?

Прилагательное стало грустным, чахлым, озлобленным, потому что не могло определить ни свой род, ни падеж, ни число. За это отвечало Существительное.

А Существительное простило братьев, и стали они вновь вместе жить-поживать да добра наживать.

Сказка «Спор корней».

Встретились однажды корень куста и корень слова.

Здравствуй, я корень, а ты кто?

Я тоже корень.

Я в земле живу. А ты где?

А я в словах живу.

Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень!

Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:

Лёт, летать, лётный, перелёт, самолёт

- Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные ягоды и фрукты, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!

А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать нельзя!

Учитель: Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно.

Вывод: Что же такое корень слова?

Сказка о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик

Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом.
Домик - писал – Ик. Домище - писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт.
- Тортик! – закричал –Ик.
- Тортишко, - промолвил – Ишк.
- Тортище – сказал - Ищ.
- Тортильщик, - произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильн о

Сказка о необычной порядочности
Порядковых Числительных

Наверное, вам всем известна порядочность порядковых числительных. Своих детей они учат уже с пеленок быть порядочными. Каждый ребенок в их семье получает строго определенное имя: первенца родители всегда назовут именем Первый, второму ребенку дают имя Второй... Там, где они работают, везде порядок и все делается по законам и правилам. Мои слова вам подтвердит рассказ очевидца:

Однажды перед Новым годом я, дробное числительное Семь Восьмых, стояло в очереди за конфетами в отдел магазина, где продавцом было порядковое числительное. И вот когда конфет оставалось совсем мало, пришло в магазин количественное числительное Два и стало кричать:

Оставьте мне два килограмма конфет!

Оно стало всех расталкивать. Пробравшись к продавцу, Два сказало:

Я заплачу вам в два раза больше, если вы мне оставите эти конфеты.

Но продавец сказал:

Это не по правилам и законам, ведь сейчас не ваша очередь, вы были не первым, а десятым. И если вы будете себя так вести, то можете в этот магазин не приходить.

Вот как необыкновенно порядочны порядковые числительные. В этом людям можно брать с них пример

Сказка о жизни хвастливых Качественных,
практичных Относительных и жадных Притяжательных Прилагательных

В стране Частей речи, в городе Прилагательных, на улице Разрядов стоят три дома. В них живут качественные, относительные и притяжательные Прилагательные.

Качественные Прилагательные очень хвастливы. Целыми днями они хвастаются:

Нас, качественных Прилагательных, больше всего в городе, поэтому дом, в котором мы живем, самый большой.

На первом этаже в их доме поселились Прилагательные в сравнительной и превосходной степенях. Они часто выходят на свои лоджии и хвалятся перед прохожими:

Мы самые важные на свете! Мы самые красивые, нужные. Умнее нас нет никого!

Второй этаж занимают полные и краткие Прилагательные. Они тоже не прочь похвалиться. Полные утверждают:

Мы красивые, веселые, правдивые.

А краткие повторяют вслед за ними:

Да, да, мы красивы, веселы, правдивы... И дом наш очень красив.

Но как бы ни хвалились качественные Прилагательные, самый удобный и самый уютный дом во всем городе принадлежит относительным Прилагательным. Дело в том, что они очень хорошо разбираются во всех практических делах. Дом они построили деревянный, в сосновом бору, а перед домом разбили цветочные клумбы.

В двух минутах ходьбы от этого красивого дома стоит дом с табличкой «Притяжательные Прилагательные». Эти Прилагательные дружат с Существительными, живущими в соседнем городе, они часто приезжают друг к другу в гости. О чем бы в городе ни зашла речь, притяжательные Прилагательные всегда утверждают, что вещь, о которой идет разговор, принадлежит именно их другу – Существительному. Например, Прилагательное, подружившееся с Существительным бабушка, уверяет:

Это бабушкины конфеты.

Или:

Это бабушкино пальто.

Несмотря на то что все Прилагательные с улицы Разрядов такие разные, между собой они очень дружны. Они часто собираются вместе, приглашают к себе другие Части речи и устраивают праздник Предложения.

В остальные дни все Прилагательные ходят на работу, чаще всего они работают определениями или сказуемыми. Труднее всего приходится тем, кто работает в школьных тетрадях.

Пунктуационная сказка

Жили_были два союза: «а» и «но». Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды они познакомились с запятой и стали с ней и дружить. Союзы подружились с запятой так сильно, что не захотели с ней расставаться. Запятая была мудрой, и, чтобы союзы из - за неё не поссорились, она сказала им: «Я буду с вами всегда, и нам не придётся расставаться». Союзы были джентльменами, и они пропустили запятую впереди себя. С тех пор запятая и союзы никогда не расстаются. Запятая всегда пишется и перед союзом «а», и перед союзом «но».

Это стихотворение поможет запомнить тот вывод, который дети

сделали с помощью пунктуационной сказки:

Будь же грамотным всегда!

Перед «но» и перед «а»

Запятую не забудь,

И отличным будет путь.

Перед «но» и перед «а»

Запятую ставь всегда!

Сказка «Принц Т»

В некотором Согласном царстве, в некотором Согласном государстве жил-был принц Т. Однажды в детстве он упал с лесТницы и с тех пор не произнес ни слова, поэтому его называли Непроизносимым принцем Т. Царь очень любил сына и очень берег его.

Но однажды во дворец проникли бандиты и украли принца Т, чтобы получить за него хороший выкуп. Царь опечалился, а в государстве стали твориться непонятные вещи: некоторые придворные Слова стали заикаться. Заикается Слово ЧуВствовать, заикается слово СоЛнце, заикается Слово ОкресТность, заикается Слово ПразДник…

Царь вызвал к себе Волшебника и попросил объяснить, почему его придворные стали заикаться.

Вместе с Непроизносимым принцем Т исчезли все Непроизносимые Согласные, - сказал Волшебник. - Нужно срочно вернуть моего любимого сына, - воскликнул царь.

Самые лучшие воины отправились искать принца Т. Долго они бились, чтобы освободить принца. Им это удалось. Воины вернули принца Т царю. Придворные Слова перестали заикаться, а Принц Т неожиданно заговорил:

ЗдраВствуйте, друзья! ЧуВствую себя отлично! Устроим пир!

Царь щедро наградил спасителей-воинов, а принца Т с этого дня слали называть Непроизносимым Королем Т.

Стишок-запоминалка.

Слова есть необычные, Для слуха непривычные. Когда я их произношу, Согласной я не нахожу. Вот празДник, лесТница и месТность. Вот соЛнце, чуВствовать, окресТность. Непроизносимые согласные В словах писать согласна я!

Откуда пошли названия падежей?

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать-Именительный.

Родился - стал родительный. Это имя ему больше понравилось.

Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.

Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложным.

Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный.

(литература В.Волина Русский язык. Учимся играя)

Весёлые стихи

Падежи.

Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:

Мой именинник ТОТ,

Который изумительно

Науку познаёт!

ТОГО,-сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ,-

Я отрицаю,кто

Не может без родителей

Надеть своё пальто.

ТОМУ,-ответил ДАТЕЛЬНЫЙ,-

Плохое имя дам,

Кто не любил старательно

Уроки делать сам.

ТОГО,-сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ,-

Я буду обвинять,

Кто книжку выразительно

С ТЕМ,-заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ,-

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно

Относится к труду.

О ТОМ,- сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ,-

Я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может

Полезное для нас.

(А.Тетивкин)

Мягкий знак.

Мягкий Знак давно и безнадёжно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, - но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.

А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.

Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства.

Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз становится рядом с буквой Ш – в глаголах или в существительном третьего склонения.

Когда это кончится – трудно сказать. У Мягкого Знака слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, - от маленькой Запятой до самого Твёрдого Знака.

Не за синими морями,
Не за дальними лесами,
В стране слов Словарик
Жил да был один старик.

Как поссорились шипящие с некоторыми гласными

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У,Ю, И, Ы, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили они поиграть в прятки. Выпало водить шипящим.

Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только не могут найти три гласные буквы Ы, Ю,Я. Искали-искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы,Ю,Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор они вместе, а только так: жи – ши, ча – ща, чу – щу!

Много времени прошло с тех пор. И захотелось шипящим вновь расширить свой круг общения. Вспомнили они про Я,Ю, Ы. Решили взять их с собой в лес за грибами и ягодами. Буквы всё-таки дружный народ! Хорошо провели они время в лесу, а когда вернулись, буква Я расхвасталась:

Я больше всех собрала. Грибы у меня самые лучшие, ни одного червивого, а ягоды – самые душистые. Это я вас всех в лес позвала, это я вывела на самую лучшую полянку, это я..

Буквы рассердились:

Мы так дружно жили, никогда не ссорились, - а главное у нас так не зазнавались, каждый знал своё место, и вдруг….

И решили буквы проучить букву-зазнайку, отправив её в самый конец алфавита. Но тут заюлила Ю, стала защищать свою подругу. И буква Ы стала размахивать своей клюкой. Буквы их отправили подальше в конец – поближе к букве Я.

Именно тогда шипящие буквы Ч,Ш,Щ, и с ними Ж перестали дружить с буквами – зазнайками, а дружат только со скромными буквами А, У, И, которые никогда не выпячиваются.

Как Морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"

Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.

Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

А какие формы у вас есть?

Род, число, падеж.

А что вы умеете делать?

Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология.

А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.

У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие. (Текст взят из книги В.Волиной "Весёлая грамматика", М., 1995, стр.168-169)

Стихотворение О. Высотской "Весёлая грамматика".

Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!

Как мама Глаголиха учила глагольчиков


Жила была мама Глаголиха со своими детьми - десятью глагольчиками. Они были весёлые и шустрые. Очень любили глагольчики гулять с мамой по двору. Во время прогулок она рассказывала своим деткам много интересного о том, что их окружает. Так шло время, глагольчики повзрослели, и мама решила вывести их со двора на первую рабочую прогулку.
-Дети, и я, и весь наш род занимается интересной работой. Мы трудимся в предложении. ТАМ подбираем для себя существительные или местоимения и вместе служим…
А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется она «Узнай моё время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы. У нас есть для этого…

Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрёл.
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера, - кричит, - ушёл»,
«Завтра, - скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему.
Глаголы изменяются по временам:
-Глаголы в форме ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие. Которое происходило до того, как о нём стали говорить.
-Глаголы в форме НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят.
-Глаголы в форме БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут.

История о суффиксе –Чик


Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам.
У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.

ВОСКЛИЦАНИЕ

Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным Знаком. Познакомились, разговорились.

- У меня большие неприятности, - сказал Ноль. - Я потерял свою палочку. Представляете положение: Ноль и без палочки.

- Ах! - воскликнул Восклицательный Знак. - Это ужасно!

- Мне очень трудно, - продолжал Ноль. - У меня такая умственная работа… При моем научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.

- Ох! - воскликнул Восклицательный Знак. - Это действительно ужасно!

- И как я появлюсь в обществе? Со мною просто не станут считаться…

- Эх! - воскликнул Восклицательный Знак и больше не нашел, что воскликнуть.

Вы меня понимаете, - сказал Ноль. - Вы первый, кто отнесся ко мне с настоящим чувством.

И знаете, что я подумал? Давайте работать вместе. У вас и палочка внушительнее, чем моя прежняя, да и точка есть… про всякий случай.

- Ах! - воскликнул Восклицательный Знак. - Это чудесно!

- Мы с вами прекрасно сработаемся, - продолжал Ноль. - У меня содержание, у вас чувство. Что может быть лучше?

- Эх! - еще больше обрадовался Восклицательный Знак. - Это действительно чудесно!

И они стали работать вместе. Получилась удивительная пара, и теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным Знаком, обязательно воскликнет:

А больше ничего не скажет.

Разумеется, если на бумаге больше ничего не написан

Сказка о корнях -гор- и -гар-.



Жила-была в стране Русского Языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа - ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.
И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден».
Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над А. Да так и осталось навсегда.
С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения - ГОР.

Л. Тумина

Как выглядит глагол?

Глагол - великий путешественник.

Его можно изобразить в виде паровозика, который путешествует во времени (три станции: настоящего, прошедшего и будущего времени; на каждой из станций - флажок, на котором написано то, как он изменяется в данном времени (лицо и число в настоящем и будущем времени, род и число в прошедшем). Когда глагол отправляется в очередное путешествие, он двигается так: "Ж, Ш, Ч - Ж, Ш, Ч - Ж, Ш, Ч". С собой он берет чемоданчик, в который складывает все необходимое, - мягкий знак (Ь). У глагола есть вредный суффикс - СЯ, который всегда стоит после окончания и пытается отнять чемоданчик (Ь).

Не менее трудное правило для учащихся (это мы знаем по собственному опыту) – правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- Чтобы учащимся было легче усвоить эту орфограмму можно предложить такую сказку:

Сказка о приставке пре-


«В одном прекрасном замке, на высокой горе, жила- была приставка и звали ее ПРЕ-. Ох и непростой характер был у этой особы! Она всегда все преувеличивала и была важная- преважная, гордая - прегордая. Все ее считали очень- очень мудрой и называли не иначе как премудрой. Была у нее очень близкая подруга, приставка ПЕРЕ-, с которой внешне они были похожи. Однажды приставка ПЕРЕ- пришла в гости к приставке ПРЕ-. Подруги преспокойно начали болтать, как вдруг приставка ПРЕ- вспомнила об одном очень важном деле. Она сказала приставке ПЕРЕ-: «Друг мой, ПЕРЕ-, меня не будет два- три дня, ты поработай за меня. Позаменяй меня в нужных словах». С тех пор подруги часто прибегают к такой хитрости, так как действительно очень похожи и близки».

Необходимо, однако, помнить о том, что использовать ска­зочные сюжеты на уроках следует, соблюдая меру, не пресы­щать школьников введением в урок множества лингвистических сказок и рассказов. Нестандартный подход хорош лишь тогда, когда у учащихся возникает удивление перед чем-то необыч­ным, когда они испытывают радость и удовольствие и в процессе работы над лингвистической сказкой или рассказом, и в резуль­тате создания собственных текстов.

Текст для чтения или рассказывания

Почему буквы Ч и Щ не дружат с буквой Я

Однажды под Новый год буквы пришли на новогодний карнавал. Буквы ч и щ нарядились птичками: ч надела костюм чибиса, а щ -щегла. По случаю праздника они даже выучились чирикать и щебетать.
Буква я тоже пришла на праздник. Она нарядилась Бабой-ягой. Баба-яга получилась что надо: нос якорем, щеки - яблоки, а по яркой юбке ядовитые ящерицы ползают. Ящерицы рты раскрывают, на птичек ч да щ поглядывают, того и гляди проглотят.
Ч-чибис да щ-щегол от страха трепещут, крылышками машут, клювиками стучат. Букве я надо было их успокоить, а она обрадовалась своему успеху и давай буквы стращать: «Я злая да голодная, для пакостей годная. Человечинки нет, так птичками полакомлюсь!» Буквы ч и щ от страха не знают, куда деваться. Кинулись к окошку, выпорхнули на улицу и улетели. Веселого праздника так и не получилось. С тех пор буквы чище буквой я никогда в пару не встают: как увидят ее, сразу Бабу-ягу вспоминают. А еще они не любят букву ю. Только вот почему - никто не знает.

Дополнение к сказкам и рассказам

Работаем по таблице

\

Использованная литература

доп. – М., 1966.– с.250.

58.







Интернет ресурсы

Людмила Павловна Путилина

skazki_po_orfografii. Шеварева Лидия



Аннотация к работе

Лингвистические сказки и рассказы помогают не только закреплению теоретического материала, но и формированию орфографического навыка правописания. Такой занимательный способ работы над орфографией, как использование сказок и рассказов, служит для эмоциональной подготовки учащихся к восприятию орфографического правила, или для отдыха на уроке, их можно включать и во внеклассные мероприятия. В этом сборнике собран интересный дидактический материал. Сказки и таблицы заимствованы из различных интернет ресурсов. Очень удобно, если весь материал собран воедино. Буду рада, если пригодится в работе учителям начальных классов.

Слушаем,

читаем,

запоминаем


Использованная литература

1. Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под

ред. В.А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 1989. – с. 159.

2. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. – М.1947: 4-е изд. – М., 1954.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому

языку в старших классах средней школы. – 12-е изд. – М.1963. – с. 35

4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб и

доп. – М., 1966.– с.250.

5. Петрова Е.Н. система орфографических работ//РЯШ – 1957. – №6. – с. 54,

58.

6. Текучева А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.,

«Просвещение», 1980. – с.266.

7. Кузьмина С.М. О новой редакции «Правил русской орфографии и

пунктуации»// «Русская словесность» №2, 1995 г.

8. Бондаренко А.А. Словари для малышей. // Начальная школа. 1993.№10.
9. Бочкарева Т.Д. Предупреждение ошибок //Начальная школа,2001.№3.
10.Горецкий В.Г. О возможных вариантах обучения детей грамоте // Начальная школа. 2000.№7.
11. Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Секреты орфографии.- М.,1991
12. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии // Начальная школа.1988. №10.
13. Жедек. П.С. Методика обучения орфографии. – М., 1994.
14. Жедек П.С. Усвоение фонетического принципа письма и формирование орфографического действия. – М., 1975.
15.Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения орфографии //Начальная школа.1991 №8

Интернет ресурсы

Людмила Павловна Путилина

skazki_po_orfografii. Шеварева Лидия



МОУ «Школа № 112 города Донецка»

Лингвистические

сказки и рассказы

Учитель начальных классов

Луговая И.В.

Аннотация к работе

Лингвистические сказки и рассказы помогают не только закреплению теоретического материала, но и формированию орфографического навыка правописания. Такой занимательный способ работы над орфографией, как использование сказок и рассказов, служит для эмоциональной подготовки учащихся к восприятию орфографического правила, или для отдыха на уроке, их можно включать и во внеклассные мероприятия. В этом сборнике собран интересный дидактический материал. Сказки и таблицы заимствованы из различных интернет ресурсов. Очень удобно, если весь материал собран воедино. Буду рада, если пригодится в работе учителям начальных классов.

Жили-были буквы. Со слов «жили-были» начинаются многие сказки, вот и наша сказка тоже. А о чём она? Она о дружбе букв.

Сказка «Согласные и гласные»

Жили-были буквы. Какие-то из них назывались согласные, такие, как, например, Л, К, Н. А какие-то гласные — А, О, У. Когда буквы пошли в первый класс, то случилось так, что некоторые согласные и гласные буквы подружились, а некоторые — нет. Никак не складывалась дружба между буквами Ж, Ш и буквой Ы.

— Не обижайся, Ы, — говорила буква Ж. В тебя влюблена буква Р в слове «рысь», и буква М в слове «мышь».

— Хорошо, — сказала буква Ы. – Я не буду обижаться. Тем более, что мы с тобой вместе в слове «ЛЫЖИ». Ведь в этом слове есть и Ы и Ж.

А буквы Ч, Щ ни в какую не соглашались дружить с буквами Я, Ю.

Поначалу эти буквы расстраивались, но учительница сказала, что нет причины для расстройств, потому что это нормально, когда у кого-то дружба скидывается, а кто-то ищет себе другую пару. Буквы обрадовались, и стали подбирать себе такого друга, который им подходит. Причин для ссор больше нет!

Вопросы и задания к сказке про согласные и гласные буквы

Сколько согласных букв в русском алфавите?

Приведи пример согласных и гласных букв.

Как ты думаешь, почему не все буквы дружат между собой?

Между какими буквами не складывалась дружба?

С какими гласными буквами не дружит буква Ч?

Каким образом учительница примирила буквы?

Какие согласные и гласные буквы есть в твоём имени?

Кирсанова Алла Валентиновна

г. Ноябрьск

Кирсанова Алла Валентиновна
МБОУ СОШ №3 г. Ноябрьск ЯНАО
Учитель начальных классов

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам свои идеи для использования на уроках обучения грамоте.
Большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, поэтому знание букв, порой, мешает строить звуковые схемы, выполнять звуковой анализ слова, используя ленту букв, это знание можно обратить в помощь. В данном случае задействовано не только слуховое восприятие, но и зрительное.

Сказка про буквы и звуки.

Жили-были буквы — мамочки. У каждой мамочки свое имя: Н –Эн, М – Эм и тд. У каждой мамочки есть дочка, как и все девочки — ласковая и мягкая по характеру — [н , ], [м , ] и тд. И есть мальчик – серьезный, и твердый по характеру — [н], [м] и тд. Эти мамочки любят темные платья. У трех мамочек, только дочки – Й, Ч, Щ, они любят носить зеленое платье, у трёх – сыночки – Ж, Ш, Ц – они любят носить синее платье. На вернем этаже — поселились громкие, звонкие семьи – для них установлен звонок, а на нижнем этаже – тихие, глухие.

й

ж

ш

ц

ч

щ

Есть мамочки – буквы, детки которых любят петь – это гласные – Э, А, О, У, Ы, И. А детки мамочек Я, Ё, Ю, Е – стеснительные – прикрылись мягким [й , ] и теперь когда встают в пару с согласным: НЯ, МЯ, мягкость отдают согласному.

э

а

о

у

ы

й

ж

е

я

ё

ю

и

ш

ц

ч

щ

З вуки без домиков

– Ь – дает подушечку впереди стоящему согласному СЬ.







2024 © psynadin.ru.