Урок русского языка на тему"сказки про гласных и согласных". Сказки о звуках и буквах
Данное пособие - нетрадиционная форма работы по автоматизации звуков в связной речи. Автоматизация поставленных звуков у детей с нарушением звукопроизношения проходит в три этапа: 1 этап - в слогах, 2 этап - в словах, 3 этап - в предложениях, в связной речи.
Когда звук у ребенка автоматизирован в слогах, словах и предложениях, можно использовать такой вид работы, как сочинение сказок о звуках. Оно дает возможность детям самим сочинять сказки с использованием наглядного материала (таблицы с картинками). При составлении сказки можно вспомнить, с каких слов обычно начинаются сказки, и предложить ребенку свою сказку начать так же.
1-й вариант. Ребенок (самостоятельно или с помощью взрослого) придумывает события, ситуации, в которые данный звук мог попасть. Если ребенок затрудняется в составлении сказки по картинкам, то можно предложить ему образец. Дать картинки, рассмотреть их вместе с ним. Затем предложить ребенку составить предложения по каждой картинке, связывая их с предлагаемыми событиями.
2-й вариант. Рассмотреть с ребенком картинки. Обратить внимание на то, что в названиях картинок имеется заданный звук. Рассказать сказку, составленную педагогом, а затем предложить придумать продолжение. Желательно, чтобы в рассказе ребенка был использован заданный звук.
3-й вариант. «Сказочный салат». Рассмотреть картинки, определить заданный звук в словах. Педагог составляет по первой картинке начало сказки. Ребенок продолжает, описывая вторую картинку. Третью картинку снова описывает педагог. Ребенок придумывает окончание, используя четвертую картинку.
4-й вариант. Педагог закрывает первую картинку, а ребенок придумывает начало и связывает его с остальными тремя картинками.
5-й вариант. В ходе составления сказки ребенок может ввести по своему желанию любой персонаж. Все герои должны быть связаны одним сюжетом.
Вначале детям может быть сложно составлять сказки, скорее всего, они будут повторять образец. Используя в работе предложенные варианты, дети обычно охотно начинают сочинять сказки самостоятельно, стараясь не повторять сюжеты.
Примеры сказок, которые педагог может предложить ребенку как образец:
Звук [с]. Жил-был звук [с]. Он любил путешествовать на велосипеде. Звук [с] брал насос и накачивал колеса: «Сы-сы-сы...» С ним всегда были его друзья: собака и сова. Сова летела высоко, а собака неслась за велосипедом. Вместе им было весело.
Звук [з]. Жил-был звук [з]. Он дружил с двумя девочками - Зоей и Лизой. Звук [з] превращался в комара и долго звенел: «З-з-з...», а девочки прятались. Потом Зоя и Лиза искали звук [з] в разных словах. Девочки получили от него подарки: Зоя - зонтик, а Зина - корзину.
Звук [ц]. Жил-был звук [ц]. Однажды он сидел на лестнице. Было тепло, светило солнце. Тут появилась курица. Она искала цыпленка и никак не могла найти. Звук [ц] сказал: «Не надо волноваться, я тебе помогу». Он громко и четко позвал: «Цып-цып-цып». Цыпленок услышал и прибежал.
Звук [ш]. Жил-был звук [ш]. Он умел шипеть как змея: «Ш-ш-ш...», шелестеть как листочки деревьев: «Шу-шу-шу...», шептать кому-нибудь на ухо: «Ши-ши-ши...» Спрячется за угол, начинает шипеть и шуметь, пугать малышей. Шалун и шутник был этот звук [ш].
Звук [ж]. Жил-был звук [ж]. Был у него день рождения. Звук [ж] ждал гостей. Жаба подарила торт с желе, жук подарил жилет, медвежонок - мороженое. Они веселились и пели любимую песенку звука [ж]: «Ж-ж-ж...»
Звук [щ]. Жил-был звук [щ]. Он собирал разные щетки. Их было много: щетка для расчесывания волос; щетка для чистки обуви; щетка для чистки зубов; щетка для мытья полов.
Звук [ч]. Жил-был звук [ч]. Он всегда был очень рад гостям. Угощал он чайку чаем, пчелу - печеньем, паучка - калачом, а бабочку - пончиком. Замечательные получались чаепития!
Звук [л] . Жил-был звук [л]. Однажды он решил покататься на лодке. Ласково светило солнышко. Вдруг волны стали сильно качать лодку. Звук [л] испугался, заглянул под лодку и увидел акулу. Она была злой. У нее болел глаз. Звук [л] завязал ей глаз платком. Акула спокойно уплыла. А звук [л] продолжил свое плавание.
Звук [р]. Жил-был звук [р]. Был он мастером в запуске моторов. Подует сильно на пропеллер и заведет самолет. Если нужно завести трактор или вертолет - наш звук [р] тут как тут. Четко и звонко у него получается: «Р-р-р...»
Сказка, в которой живет звук [с]
Педагог и ребенок сидят перед зеркалом. Педагог предлагает ребенку показать рот, губы, рассказывая, что рот - это домик, а губы - двери.
Педагог. А кто живет в этом домике? Ребенок. Язык.
Педагог. Для чего нам нужны губы и язык? Ребенок. С помощью губ и языка мы произносим различные звуки.
Педагог. Повтори звуки [а], [м].
(Ребенок повторяет.)
Педагог. Все звуки должны жить в твоем домике. Но не все звуки могут попасть туда, как у тебя, например звук [с]. Нам с тобой предстоит трудное, но интересное путешествие в Волшебную сказку, где живет звук [с]. Мы должны будем преодолеть все препятствия, которые возникнут у нас на пути, чтобы вернуть этот звук в твой домик. В помощники мы возьмем Старичка Звуковичка. Он прочел много книг и все знает. А еще он умеет правильно и красиво говорить и тебя может научить этому.
Трудно отыскать звук [с], придется нам с ним поиграть.
Игра «Поймай звук»
Цель: развитие слухового и фонематического восприятия.
Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты будешь хлопать, когда услышишь звук [с].
Звуки: [с], [в], [к], [м], [с], [л], [с], [к], [н], [с].
Слоги: ко - со - ну - су - лы - мы - сы.
Слова: книга, собака, облако, лиса, автобус, дерево, капуста.
Чтобы правильно говорить,
Нужно с пальчиками дружить.
Старичок Звуковичок любит играть с пальчиками и предлагает свою пальчиковую гимнастику.
Со Старичком Звуковичком Имитировать ходьбу указа-
Мы пойдем по сказке звуков, тельным и средним пальцами
обеих рук.
Нам преграды нипочем, Скрестить ладони, сделать злое
Не боимся злых мы духов. лицо, руки-ладонями вперед
на уровне лица.
Будем с язычком дружить Одной рукой пожать другую,
показать язык.
И с Воздушной Струйкой тоже. Одной рукой пожать другую,
вытянуть вперед губы и сильно подуть.
Ну а звуки говорить Смыкать и размыкать все пальцы,
изображая открывание и закрывание рта.
Старичок нам всем поможет. Прижать ладони обеих рук к груди.
А еще у Старичка Звуковичка есть подружка Воздушная Струйка. У тебя она тоже есть.
Подуй на свою ладонь, на вертушку.
Часть первая
Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:
«а»
- радостный и веселый,
«у»
- угрюмый, задумчивый,
«о»
- очень любил всему удивляться,
«и»
- игривый, улыбчивый,
«э»
- медлительный, рассудительный,
«ы»
- самый серьезный и хмурый.
Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько - высоко: «а, у, о, и, э, ы». И низко: «а, у, о, и, э, ы».
Звуки пели по одному и парами: «ау, ои, эы».
Пели звуки также и по трое: «ауо, иэы».
А ещё звуки могли петь хором: «ауоиэы».
Но однажды задумались звуки:
- Как же так, - говорит «а»
, - у всех есть дома, а у нас нет.
- У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал «у»
.
- О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил «о»
.
- И люди в домах живут, - тихонько заметил «и»
.
- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, - возмутились «э»
и «ы»
.
Подумали-подумали да и начали дома мастерить. «а»
да «и»
нашли по три палочки. «а»
сделал шалаш с перекладиной.«и»
к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
«у»
и «ы»
взяли по две палочки. «у»
смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. «ы»
к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
«о»
увидело колесо, оно ему и подошло.
«э»
долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился - домик появился и у него.
Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами. У звука «а» - домик-буква«а», у звука «у» - домик-буква «у», у звука «о» - домик-буква «о», у звука «и» - домик-буква «и», у звука «э» - домик-буква «э», у звука «ы» - домик-буква «ы». С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.
Часть вторая
Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «й й й й...» . Смотрят - какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «й... й... й...» . Прислушался «и» и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали «и-кратким», потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.
Слушали-слушали звуки и наконец поняли - это «и-краткий» в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же «и-краткого» петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...
Для начала домик ему построили - такой же, как у его родственника, звука «и», но с козырьком, для отличия. Домик«и-краткого» назвали буквой «и-краткой».
Обрадовался «и-краткий», благодарит всех за домик-букву: «й й й й...». Поселился «и-краткий», в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: «й й й й...».
Слушал-слушал «а»
, да и говорит:
- А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
«и-краткий»
согласился, и они запели:
- «йа, йа, йа».
- У вас здорово получается, - задумчиво протянул «у»,
- ну а со мной петь будешь? - обратился он к «и-краткому».
- Буду, - ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали:
-«йу, йу, йу».
- О, как хорошо! Спой теперь со мной, - попросил «О».
- Пожалуйста.
- «йо, йо, йо»,
- полилась новая песня.
- Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил «Э»,
- споем вместе, - предложил он «и-краткому».
Следующая песня звучала так:
- «йэ, йэ, йэ».
Радуется «и-краткий» : поет с «а» - получается «йа, йа, йа», поет с «у» - получается «йу, йу, йу», поет с «о» - получается «йо, йо, йо», поет с «э» - получается «йэ, йэ, йэ».
Опечалены были только «и»
да «ы».
- Мило, очень мило, - вздыхал «и»,
слушая пение друзей, - хотелось бы мне спеть с «и-кратким»,
но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.
- Мы с «и-кратким»
тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал «ы».
Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой «я»,
в нем «и-краткий»
стал петь со звуком «а».
Второй домик назвали буквой «ю»,
в нем «и-краткий»
стал петь со звуком «у».
Третий домик назвали буквой «ё»,
в нем «и-краткий»
стал петь со звуком «о».
Четвертый домик назвали буквой «е»,
в нем «и-краткий»
стал петь со звуком «э».
Так до сих пор и поют в домиках-буквах «я»,
«ю»,
«ё»,
«е».
А звук «и-краткий» за то, что согласился петь с гласными, стали называть «согласным», да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у «и-краткого» действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.
Пели звуки много - и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а «и-краткий» - в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.
Вариант окончания сказки для дошкольников
Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета. Все остальные звуки - согласные. Мягкие согласные обозначаются зелеными кружками. Твердые согласные - синими. Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!
Вариант окончания сказки для школьников
Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть.
Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э».
Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются согласными. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие - зеленый, согласные твердые - синий.
Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!
Сказки о звуках и буквах
Учитель начальных классов
Луговая И.В.
Аннотация к работе
Уже при чтении и письме первых слов с гласными а-о- сосны - сосна, осы - оса можно предложить детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, затем рассказать сказку о безударных гласных о-а.
Сказка о безударных гласных о-а.
«Однажды, гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а-о стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а-о. С тех пор дети пишут грамотно».
При чтении и письме слов с гласными е-и - река - реки, лес - леса можно напомнить детям сказку о гласных а-о, сообщает, что гласные е-и тоже ссорятся, если находятся в безударном слоге. Помирить их спешит волшебник Ударение
К этой сказке дети обращаются постоянно, объясняя правописание слов пила, повар, земля и др. У детей появляется хорошая привычка - задумываться о написании гласных о-а, е-и-я в безударном слоге. Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а изучение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане эти сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту. А еще сказки пополняют словарный запас детей как пассивный, так и активный, учат их сочинять, придумывать.
О том, как буквы поссорились,как праздновали Новый год, и что из этого всего получилось
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были буквы. Еще там жили знаки препинания. Вот такая вот страна была. Жили там все дружно, ходили друг к другу в гости, дарили подарки. Особенно дружили буквы
е, ё
,
ю
,
я
с буквами
д
,
т
,
б
,
з
, ну теми, что стояли в конце приставок. Да вот беда, повадился Твердый Знак между ними вставать, дружбу их разбивать. Обиделись на него буквы, перестали с ним дружить.
И вот наступил Новый год. Буквы
е, ё
,
ю
и
я
решили устроить праздничный бал. Пригласили всех жителей своей веселой страны, но Твердому Знаку приглашение не прислали, не хотели праздник себе испортить. Обиделся Твердый Знак, топнул ногой и сказал: "Вот уйду я, узнаете, что тогда будет!" И стал собираться в дорогу.
А в доме букв-подружек
е
,
ю
,
я
и
ё
царило веселье. Отпраздновав Новый год, буквы решили разнести подарки тем, кто не смог придти на праздник. Взяли подарки и вышли на улицу.
"Вот шарф для Восклицательного Знака, – сказала буква
ю
. – А живет он... – она посмотрела на адрес. – "Обездная улица, дом 5, подезд 2, кв. 3".
"Но у нас нет такой улицы! – удивилась буква
з
. А что такое подезд?" – спросила буква
е
.
Бедные буквы очень расстроились, что не смогут отнести подарок Восклицательному Знаку, но ничего не поделаешь.
Буква
я
достала следующий подарок. "А это шапочка для Вопросительного знака, – молвила она. – А адрес его... Разездной переулок, дом 6, подезд 1, кв. 5".
"Но ведь у нас нет и такой улицы!" – закричала буква
т
.
"А что такое подезд?" – заплакала буква
е
.
"Никто не может нам помочь!" – в отчаянии сказала буква
ю
.
"А может, все-таки может?! – прокричала буква
я
. – Смотрите, Твердый Знак идет!"
Твердый Знак услышал отчаянные крики букв и решил подойти.
"Я, кажется, поняла, – сказала буква
е
. – Мы обидели Твердый Знак, вот он и ушел из всех слов, в которых он был. Попробуйте подставить его во все названия и посмотрите, что получится!"
Буквы взяли конверты:
"Объездная улица!" – прочитала буква
т
.
"Оказывается, это подъезд!" – закричала буква
е
.
"И это Разъездной переулок", – молвила буква
ё
.
Ну, вот все и встало на свои места. Буквы попросили прощения у Твердого Знака. Он простил их и сказал: "Вы меня уж тоже извините. Я же не специально встаю между вами, я вовсе не хочу мешать вашей дружбе. Но так уж повелось, что я должен стоять после согласной в приставке и перед гласными
е
,
ё
,
ю
,
я
. Такова моя судьба – разделять эти буквы. Ведь я – Разделительный знак! Вы уж меня поймите".
Буквы все поняли и стали дружить с Твердым Знаком. А вы поняли, ребята?
Удивительное путешествие ШИ и ЖИ
На высоком берегу,
Возле леса на лугу,
В домиках живут два брата –
Очень дружные ребята.
Первый брат зовется Жи,
Дружат с ним в лесу стрижи;
А второго малыши
Величают братцем Ши.
Раз проснулся утром Жи,
За окном поют стрижи:
Захотел прибить дощечку
Перед домом на крылечко.
Стал он думать да гадать:
"Как же имя написать?"
И решил спросить про это
Жи у брата Ши совета.
Вот пошел наш храбрый Жи
К доброму братишке Ши.
Лес темнеет, лес густеет,
Жи до ночи не успеет.
В сумраках идет наш Жи,
На камнях лежат ужи,
Рядом с ними малыши,
Да и взрослые ежи.
Долго к брату Жи идет,
А дороги не найдет.
Вот подходит к речке Жи,
Видит – плавают ерши.
Обращается к ним Жи:
"Славные мои ерши,
Не подскажите ли мне,
Путь к далекой стороне,
Где живет мой старший брат?
Повстречаться б с ним я рад".
И ответили ерши:
"По дороге, Жи, спеши
На поляну выйдешь ты,
Там растут одни цветы.
И у них спроси ты, Жи,
Где же домик брата Ши".
На поляну Жи пришел,
Много там цветов нашел:
Вдалеке кусты растут,
То шиповники цветут.
У цветов спросил наш Жи:
"Где найти мне брата Ши?"
Сам шиповник отвечает:
"Ши нас часто поливает,
Дам тебе клубок я, Жи,
Приведет тебя он к Ши".
Побежал по лесу Жи,
Слышит – сетуют чижи:
"Где же нам найти, скажи,
На обед колосьев ржи?"
Накормил их добрый Жи,
Подлетели к Жи чижи:
"Там живет братишка Ши".
Дальше двигается Жи.
Видит – взрослые ежи.
Собирают рыжики –
Веселятся чижики.
Жи спросил у них дорогу,
И ответили ежи:
"Ой! В лесу грибов так много.
Помоги собрать их, Жи".
Жи помог, ежи сказали:
"Брата твоего видали,
Недалече он живет,
Только сделай поворот".
Жи пришел к лесной глуши,
Где и жил его брат Ши.
Вот обрадовался Ши,
Что увидел снова Жи.
Жи тут брату рассказал,
Для чего его искал.
Ши позвал своих друзей:
"Собирайтесь поскорей".
Соскочили мыши с печки,
Белка с шишкой – на крылечке.
Вдруг, раздвинув камыши,
Появились и ерши.
И спросил тогда их Жи:
"Подскажите мне, друзья,
Как писаться должен я?"
И ответил брату Ши:
"С буквой
и
и ты дружи,
Потому что
жи
и
ши
Пишут только с буквой
и
".
Тут и вспомнил братец Жи,
Что чижи, стрижи, ужи,
И ужи, и камыши,
И ерши, карандаши,
Уши, лужи, этажи,
Мыши, крыши, шалаши
Пишут только через
и
.
Новоселье друзей ЖИ и ШИ
На берегу очень дикой реки
Жили два друга: друг Жи и друг Ши.
Решили они: "Надо выстроить дом,
Чтоб дружно и счастливо жить было в нем!"
Собрали бамбук, камыши и листву,
Наметили план – сей работы канву.
И вот подниматься строение стало,
И вышла их хижина просто на славу!
Осталось немного украсить снаружи,
Да шифер приделать, чтоб не было стужи.
Решили друзья новоселье устроить
И в гости созвать населенье лесное.
Жи шишки еловые стал собирать,
Ши скатерть широкую стал вышивать.
Потом скороспелые дрожжи достали,
Коржики сладкие Жи и Ши выпекали.
И вот началось у друзей новоселье:
Плясали и пели, чтоб было веселье.
А после устали все, сели за стол,
Жи, Ши угощали, вели разговор:
"Мы знали, что вкусы весьма привередливы ваши,
Вам, серые мыши, мы сделали каши.
Ерши, вы берите осоку речную,
А вы, свиньи-хрюшки, – баланду мучную.
Ужи, испейте жирного молока!
Стрижи, ешьте шиповник пока.
А вам, журавли, мы в кувшинчик налили
Похлебки гороховой, хлеб накрошили.
Вы же, ежики колючие-пушистые,
Попробуйте груши душистые.
И вдруг в тишине рев мотора раздался,
С таким люд лесной никогда не встречался.
В шикарной машине волчище катит
И что-то невнятное слугам кричит.
А слуги-то едут, держа за вожжи
Гуся краснолапого, тот глухо шипит.
Подъехали, встали у хижины новой.
Пажи сняли волка манером особым.
– Что здесь за собрание? – волк говорит.
(А сам весь от ярости так и дрожит.)
– Как смели меня обойти стороной,
Ведь уши большие имею я..."
"Стой! Послушай меня, – говорит ему Жи, –
Сначала, волк серый, с нами сдружись.
Не надо кричать и топорщить усы,
Тогда мы, конечно, тебя пригласим!"
Вот волк призадумался, понял ошибку
И, шлепая в лужи, не прятал улыбку.
Вокруг, под и над закружили стрижи,
И, в ландыши спрятавшись, пели чижи.
Наверное, все малыши себе впрок
Увидели в сказке хороший урок.
Сказка о том, как ЧА и ЩА подружились
В чаще леса, у ручья,
Жили-были Ча и Ща.
Ча – резвушка, хохотушка,
Ща – сварлива, как старушка.
Вот однажды у ручья
Появилась саранча.
Ща сказала: "Ах, как страшно!
Выходить сейчас опасно!
Лучше дома посидим
Да в окошко поглядим!"
Ча ответила ей тихо:
"Что боишься ты, трусиха!
Лучше перестань трещать
И зверей вокруг стращать!
Ну а я пойду к ручью
Прогоню ту саранчу!"
Подошла она к ручью
И, увидев саранчу,
Как овчарка зарычала,
Так, что роща задрожала.
Саранча перепугалась
И по чаще разбежалась.
С той поры, забыв печали,
Ча и Ща дружнее стали,
Ща дала всем обещанье,
Что забудет про трещанье,
Ну а если вдруг беда,
То поможет всем всегда!
Сказка о чередующихся гласных О-А, Е-И.
В стране Орфографии жили две дружные семьи: одна семья – гласные О и А, другая – гласные Е и И. Буквы жили мирно, выполняли по очереди работу – становиться на отведенное им место в корне слова. Но однажды в стране Орфографии произошел бунт, и все гласные перестали выполнять свои обязанности, даже миролюбивые О и А, Е и И.
Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы с планеты Знания не прилетел мальчик, который знал все орфографические правила. Он без устали напоминал гласным, что нужно дружить с соседями: " Посмотрите, кто твой сосед справа. Если это суффикс А, то для И или А товарища вернее. С буквой О, а также с Е будут рады все другие суффиксы писаться рядом".
Умного и вежливого мальчика послушались буквы, и с тех пор не ссорились и не нарушали порядка в своей стране.
Сказка о суффиксах –К и –СК.
В городе Суффиксов жили друга – суффикс – к- и –ск-. Почему-то их постоянно путали и взрослые жители, и ученики.
Друзьям было это очень обидно и как-то ночью решили они убежать из всех письменных работ. Сначала друзья весело наблюдали, как утром горожане застыли в недоумении от неразберихи в своих бумагах, а школьники получили неудовлетворительные оценки. Но вскоре суффиксам стало жалко ребят и взрослых, и они решили вес ошибки исправить. А в благодарность за это жители города Суффиксов запомнили, что суффикс –К- имеет три значения: 1) уменьшительно-ласкательное, 2) у существительных – значение действия, 3) лицо женского пола. А суффикс – СК- имеет значение принадлежности к чему-либо.
Рассказ о –ТСЯ, -ТЬСЯ.
Однажды ночью ученику приснилось, что он получил предложение стать менеджером в туристической фирме. Но для этого ему предстояло правильно заполнить анкету о приеме на работу без ошибок, чего он никак не мог сделать из-за того, что он не выучил правило написания –ТСЯ-, -ТЬСЯ- в глаголах. Мальчик испортил много бланков анкеты и почти отчаялся. К радости, в этот момент он проснулся. Вася сразу же побежал к…письменному столу, где лежал забытый учебник "Русский язык".
Вася быстро выучил правило написания –ТСЯ-, -ТЬСЯ- в глаголах. А когда на уроке его спросили, от чего зависит написание –ТСЯ-, -ТЬСЯ-, он ответил, что надо задать вопрос. Если в вопросе есть Ь, то надо писать –ТЬСЯ-, если же в вопросе нет Ь, то надо писать –ТСЯ-. Например: (что делать?) – всматриваться , (что делает?) – получается.
Сказка о разделительных ь и ъ знаках
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3-м классе.
Однажды Незнайкин писал диктант. "Сел" кашу; "пю" воду; веду "семку" ; забить "коля", – старательно выводил, он.
– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы
е
,
ё
,
ю
,
я
. – В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными
е
,
ё
,
ю
,
я
,
и
.
Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук [э], [о], [y], [a], и читают "сел", "пю", "семку", "коля" вместо
съел
,
пью
,
съемку
,
колья
!
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.
Сказка о том, как поссорились два брата глагола
За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в деревне Глаголии жили-были два брата-глагола. Глагол совершенного и Глагол несовершенного вида.
Глагол совершенного вида был очень трудолюбивым, всегда все доводил до конца. А Глагол несовершенного вида был нетерпеливым и бросал дело на половине пути. Решили они как-то нарубить дров и истопить печку. Глагол несовершенного вида говорит: "Рублю". А глагол совершенного вида: "Нарубил". Глагол несовершенного вида: "Топлю", а Глагол совершенного вида: "Истопил".
Так они и жили. Глагол совершенного вида работал за двоих, а Глагол несовершенного вида так никакую работу до конца и не довел.
Надоело это Глаголу совершенного вида, он и говорит:
– Как же тебе, братец, не стыдно? Я работаю-работаю, а ты только обещаешь. На их счастье шел мимо их домика старичок по имени Вид.
– Вы бы лучше не ссорились, – молвит старичок братьям-Глаголам, – а поделили бы лучше работу между собой, чтобы никому обидно не было.
Так они и сделали.
Глагол несовершенного вида готовил, убирал в доме, мыл посуду, поливал огород. А Глаголу совершенного вида оставалось нарубить дров, истопить печку, вскопать огород и посадить овощи. С тех пор Глагол несовершенного вида выполняет многократную работу, а Глагол совершенного вида – завершает.
Так и стали они жить-поживать и больше никогда не ссорились.
Сад царя Русского языка
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Русский язык. Жил он в чудесном дворце. И решил он однажды вырастить сад вокруг дворца.
Созвал он своих подданных – частей речи и говорит: "Надо бы вокруг дворца моего вырастить сад, да не простой, а вечнозеленый. Посему повелеваю: именам существительным решать,
что
сажать – деревья, цветы, травы, кусты. Именам прилагательным решать,
какие
деревья, цветы, травы, кусты сажать: красивые, прекрасные, вечнозеленые. Наречиям –
как
сажать: быстро, аккуратно и качественно. А глаголы должны выполнить эту работу – посадить растения".
И началась работа. Долго ли, скоро ли, решил Русский язык посмотреть, как выполняют его приказ. Пошел он в сад и видит – половина сада посажена: растут деревья, цветут прекрасные цветы, журчат ручейки, поют птицы, а другая половина сада не закончена. Решил царь узнать, в чем же дело. Подошел он к глаголам, сделавшим свою работу, и услышал, что все они задают вопросы именам существительным
что сделать
? А потом незаметно подошел к глаголам в другой половине сада. Они задавали вопрос
что делать
?
Тогда царь Русский язык решил, что всю работу должны делать глаголы, отвечающие на вопрос
что сделать
?, а остальные глаголы ничего не будут делать.
Однажды захотелось Русскому языку прогуляться по своему любимому саду. Пришел он в сад и видит – половина сада ухожена, а другая... о кошмар, что стало с этой половиной сада! Стал царь выяснять, в чем дело.
Оказалось, что за половиной сада ухаживали глаголы, отвечающие на вопрос
что делать
?, и их половина была ухожена, а за другой половиной – глаголы, отвечающие на вопрос
что сделать
? – они только раз полили растения и решили, что больше не нужно.
Тогда царь Русский язык разделил все глаголы на два вида: те, которые обозначают, что действие происходит один раз и закончено и отвечают на вопрос
что сделать
?, были названы глаголами совершенного вида; а те, которые обозначают, что действие происходит многократно, продолжается во времени и не закончено и отвечают на вопрос
что делать
?, были названы глаголами несовершенного вида.
С тех пор существует два вида глаголов.
* * *
Не за синими морями,
Не за дальними лесами,
В стране слов Словарик
Жил да был один старик.
Жил-был много тысяч лет назад старик-корень
лес
. Пожил он уже много и за это время стал очень богатым. Все бы хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них.
И вот однажды проходил мимо суффикс
ок
. Залюбовался он необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про свое житье-бытье. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денек-другой. Привел его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс
ок
к корню
лес
в гости ходил, чай пил. Так и жили
лес
да
ок
,
лесок
. А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить.
А тем временем мимо проходила приставка
под
. Идет, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Интересно ей стало, решила она заглянуть на огонек. А
лес
да
ок
ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку да доброту, и сама рада остаться. Так и зажили они втроем: приставка
под
, корень
лес
и суффикс
ок
–
подлесок
. Хорошо им втроем живется. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо.
Но в одно солнечное утро появился у границ страны Словарик суффикс
ник
. Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чем дело, страшно рассердился: "Что это? Почему в моем доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда только я – ближний родственник старику-корню?" Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал:
лес ник
. Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. "Как же тебе не стыдно, – сказал он суффиксу
ник
. – Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень
лес
один, а поэтому вы – слова
лесок
,
подлесок
,
лесник
– родственники. И называетесь одним словом – "однокоренные". Помирились приставки и суффиксы и стали дружно жить. А потом к ним еще много других приставок и суффиксов в гости заходило.
А вы, ребята, придумайте еще однокоренные слова с корнем
лес
.
Эта сказка является эффективным средством обучения младших школьников орфографии, так как игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте. Она создает эмоциональный фон радости, заинтересовывает, привлекает внимание детей к важным моментам, а также имеет воспитательное значение.
Сказка про троих братьев
Жили-были в стране Русский язык трое братьев-имен: Существительное, Прилагательное и Числительное. Вместе работали у Грамматики, дружили, радовались и грустили, пели и смеялись.
Но однажды, увидев учебник математики, Числительное возгордилось. Как же! Оно обозначает число, т.е. является главным помощником Царицы наук. И об этом заявило братьям. Тогда призадумалось Прилагательное. Оно ведь такое красивое, элегантное, обаятельное, веселое, доброе – разностороннее.
Существительное попыталось объяснить братьям, что в их стране есть и другие обитатели: Глаголы, Местоимения... Но братья покинули дом и стали жить врозь. Погрустило Существительное, но подумало: «Я само могу составлять предложения (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.). Могу выбрать и назвать предметы женского, мужского, среднего рода. Могу называть живые и неживые предметы, один предмет и много. Не пропаду».
Прошел месяц. В дверь Существительного постучали. На пороге стояли Числительное и Прилагательное. Они осунулись, похудели, их лица были грустные, виноватые.
Оказалось, что Грамматика все больше была недовольна их работой. Ведь Числительное всегда работало в паре с Существительным. А одно – потеряло смысл. Семь! А кого? Десять! А чего?
Прилагательное стало грустным, чахлым, озлобленным, потому что не могло определить ни свой род, ни падеж, ни число. За это отвечало Существительное.
А Существительное простило братьев, и стали они вновь вместе жить-поживать да добра наживать.
Сказка «Спор корней».
Встретились однажды корень куста и корень слова.
Здравствуй, я корень, а ты кто?
Я тоже корень.
Я в земле живу. А ты где?
А я в словах живу.
Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень!
Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:
Лёт, летать, лётный, перелёт, самолёт- Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные ягоды и фрукты, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать нельзя!
Учитель: Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Вывод: Что же такое корень слова?
Сказка о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик
Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом.
Домик - писал – Ик. Домище - писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт.
- Тортик! – закричал –Ик.
- Тортишко, - промолвил – Ишк.
- Тортище – сказал - Ищ.
- Тортильщик, - произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильн
о
Сказка о необычной порядочности
Порядковых Числительных
Наверное, вам всем известна порядочность порядковых числительных. Своих детей они учат уже с пеленок быть порядочными. Каждый ребенок в их семье получает строго определенное имя: первенца родители всегда назовут именем Первый, второму ребенку дают имя Второй... Там, где они работают, везде порядок и все делается по законам и правилам. Мои слова вам подтвердит рассказ очевидца:
– Однажды перед Новым годом я, дробное числительное Семь Восьмых, стояло в очереди за конфетами в отдел магазина, где продавцом было порядковое числительное. И вот когда конфет оставалось совсем мало, пришло в магазин количественное числительное Два и стало кричать:
– Оставьте мне два килограмма конфет!
Оно стало всех расталкивать. Пробравшись к продавцу, Два сказало:
– Я заплачу вам в два раза больше, если вы мне оставите эти конфеты.
Но продавец сказал:
– Это не по правилам и законам, ведь сейчас не ваша очередь, вы были не первым, а десятым. И если вы будете себя так вести, то можете в этот магазин не приходить.
Вот как необыкновенно порядочны порядковые числительные. В этом людям можно брать с них пример
Сказка о жизни хвастливых Качественных,
практичных Относительных и жадных Притяжательных Прилагательных
В стране Частей речи, в городе Прилагательных, на улице Разрядов стоят три дома. В них живут качественные, относительные и притяжательные Прилагательные.
Качественные Прилагательные очень хвастливы. Целыми днями они хвастаются:
– Нас, качественных Прилагательных, больше всего в городе, поэтому дом, в котором мы живем, самый большой.
На первом этаже в их доме поселились Прилагательные в сравнительной и превосходной степенях. Они часто выходят на свои лоджии и хвалятся перед прохожими:
– Мы самые важные на свете! Мы самые красивые, нужные. Умнее нас нет никого!
Второй этаж занимают полные и краткие Прилагательные. Они тоже не прочь похвалиться. Полные утверждают:
– Мы красивые, веселые, правдивые.
А краткие повторяют вслед за ними:
– Да, да, мы красивы, веселы, правдивы... И дом наш очень красив.
Но как бы ни хвалились качественные Прилагательные, самый удобный и самый уютный дом во всем городе принадлежит относительным Прилагательным. Дело в том, что они очень хорошо разбираются во всех практических делах. Дом они построили деревянный, в сосновом бору, а перед домом разбили цветочные клумбы.
В двух минутах ходьбы от этого красивого дома стоит дом с табличкой «Притяжательные Прилагательные». Эти Прилагательные дружат с Существительными, живущими в соседнем городе, они часто приезжают друг к другу в гости. О чем бы в городе ни зашла речь, притяжательные Прилагательные всегда утверждают, что вещь, о которой идет разговор, принадлежит именно их другу – Существительному. Например, Прилагательное, подружившееся с Существительным бабушка, уверяет:
– Это бабушкины конфеты.
Или:
– Это бабушкино пальто.
Несмотря на то что все Прилагательные с улицы Разрядов такие разные, между собой они очень дружны. Они часто собираются вместе, приглашают к себе другие Части речи и устраивают праздник Предложения.
В остальные дни все Прилагательные ходят на работу, чаще всего они работают определениями или сказуемыми. Труднее всего приходится тем, кто работает в школьных тетрадях.
Пунктуационная сказка
Жили_были два союза: «а» и «но». Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды они познакомились с запятой и стали с ней и дружить. Союзы подружились с запятой так сильно, что не захотели с ней расставаться. Запятая была мудрой, и, чтобы союзы из - за неё не поссорились, она сказала им: «Я буду с вами всегда, и нам не придётся расставаться». Союзы были джентльменами, и они пропустили запятую впереди себя. С тех пор запятая и союзы никогда не расстаются. Запятая всегда пишется и перед союзом «а», и перед союзом «но».
Это стихотворение поможет запомнить тот вывод, который дети
сделали с помощью пунктуационной сказки:
Будь же грамотным всегда!
Перед «но» и перед «а»
Запятую не забудь,
И отличным будет путь.
Перед «но» и перед «а»
Запятую ставь всегда!
Сказка «Принц Т»
В некотором Согласном царстве, в некотором Согласном государстве жил-был принц Т. Однажды в детстве он упал с лесТницы и с тех пор не произнес ни слова, поэтому его называли Непроизносимым принцем Т. Царь очень любил сына и очень берег его.
Но однажды во дворец проникли бандиты и украли принца Т, чтобы получить за него хороший выкуп. Царь опечалился, а в государстве стали твориться непонятные вещи: некоторые придворные Слова стали заикаться. Заикается Слово ЧуВствовать, заикается слово СоЛнце, заикается Слово ОкресТность, заикается Слово ПразДник…
Царь вызвал к себе Волшебника и попросил объяснить, почему его придворные стали заикаться.
Вместе с Непроизносимым принцем Т исчезли все Непроизносимые Согласные, - сказал Волшебник. - Нужно срочно вернуть моего любимого сына, - воскликнул царь.
Самые лучшие воины отправились искать принца Т. Долго они бились, чтобы освободить принца. Им это удалось. Воины вернули принца Т царю. Придворные Слова перестали заикаться, а Принц Т неожиданно заговорил:
ЗдраВствуйте, друзья! ЧуВствую себя отлично! Устроим пир!
Царь щедро наградил спасителей-воинов, а принца Т с этого дня слали называть Непроизносимым Королем Т.
Стишок-запоминалка.
Слова есть необычные, Для слуха непривычные. Когда я их произношу, Согласной я не нахожу. Вот празДник, лесТница и месТность. Вот соЛнце, чуВствовать, окресТность. Непроизносимые согласные В словах писать согласна я!
Откуда пошли названия падежей?
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать-Именительный.
Родился - стал родительный. Это имя ему больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложным.
Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:
Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.
(литература В.Волина Русский язык. Учимся играя)
Весёлые стихи
Падежи.
Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
ТОГО,-сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ,-
Я отрицаю,кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
ТОМУ,-ответил ДАТЕЛЬНЫЙ,-
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
ТОГО,-сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ,-
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
С ТЕМ,-заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ,-
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
О ТОМ,- сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
(А.Тетивкин)
Мягкий знак.
Мягкий Знак давно и безнадёжно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, - но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.
А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.
Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства.
Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз становится рядом с буквой Ш – в глаголах или в существительном третьего склонения.
Когда это кончится – трудно сказать. У Мягкого Знака слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, - от маленькой Запятой до самого Твёрдого Знака.
Не за синими морями,
Не за дальними лесами,
В стране слов Словарик
Жил да был один старик.
Как поссорились шипящие с некоторыми гласными
Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У,Ю, И, Ы, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили они поиграть в прятки. Выпало водить шипящим.
Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только не могут найти три гласные буквы Ы, Ю,Я. Искали-искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы,Ю,Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор они вместе, а только так: жи – ши, ча – ща, чу – щу!
Много времени прошло с тех пор. И захотелось шипящим вновь расширить свой круг общения. Вспомнили они про Я,Ю, Ы. Решили взять их с собой в лес за грибами и ягодами. Буквы всё-таки дружный народ! Хорошо провели они время в лесу, а когда вернулись, буква Я расхвасталась:
Я больше всех собрала. Грибы у меня самые лучшие, ни одного червивого, а ягоды – самые душистые. Это я вас всех в лес позвала, это я вывела на самую лучшую полянку, это я..
Буквы рассердились:
Мы так дружно жили, никогда не ссорились, - а главное у нас так не зазнавались, каждый знал своё место, и вдруг….
И решили буквы проучить букву-зазнайку, отправив её в самый конец алфавита. Но тут заюлила Ю, стала защищать свою подругу. И буква Ы стала размахивать своей клюкой. Буквы их отправили подальше в конец – поближе к букве Я.
Именно тогда шипящие буквы Ч,Ш,Щ, и с ними Ж перестали дружить с буквами – зазнайками, а дружат только со скромными буквами А, У, И, которые никогда не выпячиваются.
Как Морфология порядок навела
Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"
Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.
Мы обозначаем предмет, - ответили одни.
А какие формы у вас есть?
Род, число, падеж.
А что вы умеете делать?
Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология.
А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.
Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.
Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.
Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.
У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие. (Текст взят из книги В.Волиной "Весёлая грамматика", М., 1995, стр.168-169)
Стихотворение О. Высотской "Весёлая грамматика".
Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!
Как мама Глаголиха учила глагольчиков
Жила была мама Глаголиха со своими детьми - десятью глагольчиками. Они были весёлые и шустрые. Очень любили глагольчики гулять с мамой по двору. Во время прогулок она рассказывала своим деткам много интересного о том, что их окружает. Так шло время, глагольчики повзрослели, и мама решила вывести их со двора на первую рабочую прогулку.
-Дети, и я, и весь наш род занимается интересной работой. Мы трудимся в предложении. ТАМ подбираем для себя существительные или местоимения и вместе служим…
А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется она «Узнай моё время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы. У нас есть для этого…
Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрёл.
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера, - кричит, - ушёл»,
«Завтра, - скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему.
Глаголы изменяются по временам:
-Глаголы в форме ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие. Которое происходило до того, как о нём стали говорить.
-Глаголы в форме НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят.
-Глаголы в форме БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут.
История о суффиксе –Чик
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам.
У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.
ВОСКЛИЦАНИЕ
Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным Знаком. Познакомились, разговорились.
- У меня большие неприятности, - сказал Ноль. - Я потерял свою палочку. Представляете положение: Ноль и без палочки.
- Ах! - воскликнул Восклицательный Знак. - Это ужасно!
- Мне очень трудно, - продолжал Ноль. - У меня такая умственная работа… При моем научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.
- Ох! - воскликнул Восклицательный Знак. - Это действительно ужасно!
- И как я появлюсь в обществе? Со мною просто не станут считаться…
- Эх! - воскликнул Восклицательный Знак и больше не нашел, что воскликнуть.
Вы меня понимаете, - сказал Ноль. - Вы первый, кто отнесся ко мне с настоящим чувством.
И знаете, что я подумал? Давайте работать вместе. У вас и палочка внушительнее, чем моя прежняя, да и точка есть… про всякий случай.
- Ах! - воскликнул Восклицательный Знак. - Это чудесно!
- Мы с вами прекрасно сработаемся, - продолжал Ноль. - У меня содержание, у вас чувство. Что может быть лучше?
- Эх! - еще больше обрадовался Восклицательный Знак. - Это действительно чудесно!
И они стали работать вместе. Получилась удивительная пара, и теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным Знаком, обязательно воскликнет:
А больше ничего не скажет.
Разумеется, если на бумаге больше ничего не написан
Сказка о корнях -гор- и -гар-.
Жила-была в стране Русского Языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа - ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.
И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден».
Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над А. Да так и осталось навсегда.
С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения - ГОР.
Л. Тумина
Как выглядит глагол?
Глагол - великий путешественник.
Его можно изобразить в виде паровозика, который путешествует во времени (три станции: настоящего, прошедшего и будущего времени; на каждой из станций - флажок, на котором написано то, как он изменяется в данном времени (лицо и число в настоящем и будущем времени, род и число в прошедшем). Когда глагол отправляется в очередное путешествие, он двигается так: "Ж, Ш, Ч - Ж, Ш, Ч - Ж, Ш, Ч". С собой он берет чемоданчик, в который складывает все необходимое, - мягкий знак (Ь). У глагола есть вредный суффикс - СЯ, который всегда стоит после окончания и пытается отнять чемоданчик (Ь).
Не менее трудное правило для учащихся (это мы знаем по собственному опыту) – правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- Чтобы учащимся было легче усвоить эту орфограмму можно предложить такую сказку:
Сказка о приставке пре-
«В одном прекрасном замке, на высокой горе, жила- была приставка и звали ее ПРЕ-. Ох и непростой характер был у этой особы! Она всегда все преувеличивала и была важная- преважная, гордая - прегордая. Все ее считали очень- очень мудрой и называли не иначе как премудрой. Была у нее очень близкая подруга, приставка ПЕРЕ-, с которой внешне они были похожи. Однажды приставка ПЕРЕ- пришла в гости к приставке ПРЕ-. Подруги преспокойно начали болтать, как вдруг приставка ПРЕ- вспомнила об одном очень важном деле. Она сказала приставке ПЕРЕ-: «Друг мой, ПЕРЕ-, меня не будет два- три дня, ты поработай за меня. Позаменяй меня в нужных словах». С тех пор подруги часто прибегают к такой хитрости, так как действительно очень похожи и близки».
Необходимо, однако, помнить о том, что использовать сказочные сюжеты на уроках следует, соблюдая меру, не пресыщать школьников введением в урок множества лингвистических сказок и рассказов. Нестандартный подход хорош лишь тогда, когда у учащихся возникает удивление перед чем-то необычным, когда они испытывают радость и удовольствие и в процессе работы над лингвистической сказкой или рассказом, и в результате создания собственных текстов.
Текст для чтения или рассказывания
Почему буквы Ч и Щ не дружат с буквой Я
Однажды под Новый год буквы пришли на новогодний карнавал. Буквы ч и щ нарядились птичками: ч надела костюм чибиса, а щ -щегла. По случаю
праздника они даже выучились чирикать и щебетать.
Буква я тоже пришла на праздник. Она нарядилась Бабой-ягой. Баба-яга получилась что надо: нос якорем, щеки - яблоки, а по яркой юбке ядовитые ящерицы ползают. Ящерицы рты раскрывают, на птичек ч да щ поглядывают, того и гляди проглотят.
Ч-чибис да щ-щегол от страха трепещут, крылышками машут, клювиками стучат. Букве я надо было их успокоить, а она обрадовалась своему успеху и давай буквы стращать: «Я злая да голодная, для пакостей годная. Человечинки нет, так птичками полакомлюсь!» Буквы ч и щ от страха не знают, куда деваться. Кинулись к окошку, выпорхнули на улицу и улетели. Веселого праздника так и не получилось. С тех пор буквы чище буквой я никогда в пару не встают: как увидят ее, сразу Бабу-ягу вспоминают. А еще они не любят букву ю. Только вот почему - никто не знает.
Дополнение к сказкам и рассказам
Работаем по таблице
\
Использованная литература
доп. – М., 1966.– с.250.
58.
Интернет ресурсы
Людмила Павловна Путилина
skazki_po_orfografii. Шеварева Лидия
Аннотация к работе
Лингвистические сказки и рассказы помогают не только закреплению теоретического материала, но и формированию орфографического навыка правописания. Такой занимательный способ работы над орфографией, как использование сказок и рассказов, служит для эмоциональной подготовки учащихся к восприятию орфографического правила, или для отдыха на уроке, их можно включать и во внеклассные мероприятия. В этом сборнике собран интересный дидактический материал. Сказки и таблицы заимствованы из различных интернет ресурсов. Очень удобно, если весь материал собран воедино. Буду рада, если пригодится в работе учителям начальных классов.
Слушаем,
читаем,
запоминаем
Использованная литература
1. Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под
ред. В.А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 1989. – с. 159.
2. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. – М.1947: 4-е изд. – М., 1954.
3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому
языку в старших классах средней школы. – 12-е изд. – М.1963. – с. 35
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб и
доп. – М., 1966.– с.250.
5. Петрова Е.Н. система орфографических работ//РЯШ – 1957. – №6. – с. 54,
58.
6. Текучева А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.,
«Просвещение», 1980. – с.266.
7. Кузьмина С.М. О новой редакции «Правил русской орфографии и
пунктуации»// «Русская словесность» №2, 1995 г.
8. Бондаренко А.А. Словари для малышей. // Начальная школа. 1993.№10.
9. Бочкарева Т.Д. Предупреждение ошибок //Начальная школа,2001.№3.
10.Горецкий В.Г. О возможных вариантах обучения детей грамоте // Начальная школа. 2000.№7.
11. Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Секреты орфографии.- М.,1991
12. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии // Начальная школа.1988. №10.
13. Жедек. П.С. Методика обучения орфографии. – М., 1994.
14. Жедек П.С. Усвоение фонетического принципа письма и формирование орфографического действия. – М., 1975.
15.Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения орфографии //Начальная школа.1991 №8
Интернет ресурсы
Людмила Павловна Путилина
skazki_po_orfografii. Шеварева Лидия
МОУ «Школа № 112 города Донецка»
Лингвистические
сказки и рассказы
Учитель начальных классов
Луговая И.В.
Аннотация к работе
Лингвистические сказки и рассказы помогают не только закреплению теоретического материала, но и формированию орфографического навыка правописания. Такой занимательный способ работы над орфографией, как использование сказок и рассказов, служит для эмоциональной подготовки учащихся к восприятию орфографического правила, или для отдыха на уроке, их можно включать и во внеклассные мероприятия. В этом сборнике собран интересный дидактический материал. Сказки и таблицы заимствованы из различных интернет ресурсов. Очень удобно, если весь материал собран воедино. Буду рада, если пригодится в работе учителям начальных классов.
Жили-были буквы. Со слов «жили-были» начинаются многие сказки, вот и наша сказка тоже. А о чём она? Она о дружбе букв.
Сказка «Согласные и гласные»
Жили-были буквы. Какие-то из них назывались согласные, такие, как, например, Л, К, Н. А какие-то гласные — А, О, У. Когда буквы пошли в первый класс, то случилось так, что некоторые согласные и гласные буквы подружились, а некоторые — нет. Никак не складывалась дружба между буквами Ж, Ш и буквой Ы.
— Не обижайся, Ы, — говорила буква Ж. В тебя влюблена буква Р в слове «рысь», и буква М в слове «мышь».
— Хорошо, — сказала буква Ы. – Я не буду обижаться. Тем более, что мы с тобой вместе в слове «ЛЫЖИ». Ведь в этом слове есть и Ы и Ж.
А буквы Ч, Щ ни в какую не соглашались дружить с буквами Я, Ю.
Поначалу эти буквы расстраивались, но учительница сказала, что нет причины для расстройств, потому что это нормально, когда у кого-то дружба скидывается, а кто-то ищет себе другую пару. Буквы обрадовались, и стали подбирать себе такого друга, который им подходит. Причин для ссор больше нет!
Вопросы и задания к сказке про согласные и гласные буквы
Сколько согласных букв в русском алфавите?
Приведи пример согласных и гласных букв.
Как ты думаешь, почему не все буквы дружат между собой?
Между какими буквами не складывалась дружба?
С какими гласными буквами не дружит буква Ч?
Каким образом учительница примирила буквы?
Какие согласные и гласные буквы есть в твоём имени?
Кирсанова Алла Валентиновна
г. Ноябрьск
Кирсанова Алла Валентиновна
МБОУ СОШ №3 г. Ноябрьск ЯНАО
Учитель начальных классов
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам свои идеи для использования на уроках обучения грамоте.
Большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, поэтому знание букв, порой, мешает строить звуковые схемы, выполнять звуковой анализ слова, используя ленту букв, это знание можно обратить в помощь. В данном случае задействовано не только слуховое восприятие, но и зрительное.
Сказка про буквы и звуки.
Жили-были буквы — мамочки. У каждой мамочки свое имя: Н –Эн, М – Эм и тд. У каждой мамочки есть дочка, как и все девочки — ласковая и мягкая по характеру — [н , ], [м , ] и тд. И есть мальчик – серьезный, и твердый по характеру — [н], [м] и тд. Эти мамочки любят темные платья. У трех мамочек, только дочки – Й, Ч, Щ, они любят носить зеленое платье, у трёх – сыночки – Ж, Ш, Ц – они любят носить синее платье. На вернем этаже — поселились громкие, звонкие семьи – для них установлен звонок, а на нижнем этаже – тихие, глухие.
й | ж | |||||||||||||
ш | ц | ч | щ |
Есть мамочки – буквы, детки которых любят петь – это гласные – Э, А, О, У, Ы, И. А детки мамочек Я, Ё, Ю, Е – стеснительные – прикрылись мягким [й , ] и теперь когда встают в пару с согласным: НЯ, МЯ, мягкость отдают согласному.
а | о | у | ы | й | ж | |||||||||||||||
е | я | ё | ю | и | ш | ц | ч | щ |
З вуки без домиков
– Ь – дает подушечку впереди стоящему согласному СЬ.