Занятие по наглядной геометрии "Взаимное расположение предметов в пространстве методическая разработка по математике (1 класс) на тему. Разработка урока по математике "расположение предметов" Движение по кругу


Занимательная математика - 1 класс

Взаимное расположение предметов. Больше, меньше или столько же предметов

Автор: Громкова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 27”.
Предлагаю вам задания по математике на тему “ Взаимное расположение предметов. Больше, меньше или столько же предметов”,которые я использую как на уроках математики, так и на занятиях внеурочной деятельности “Юный математик”, Логика” в первом классе.
Цель заданий - использование как дополнительный материал после изучения темы, а так же на занятии внеурочной деятельности, в качестве занимательного материала.
Данные упражнения можно выполнять индивидуально, работая в паре или группе.
Упражнения можно использовать учителю начальных классов, воспитателю, с детьми в подготовительной группе, а так же родителям, для занятий дома.
Занимательность способствует интенсификации умственной деятельности.
Задания способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти.
Задания предназначены для детей младшего школьного возраста (6-8 лет). Учащиеся выполняют их с удовольствием.
Все задания направлены на то, чтобы учащиеся имели представления о пространственной ориентации предметов, умели сравнивать предметы.
Задание №1
Возьми красный и зеленый кубики. Поставь их один на другой. Какой кубик расположен выше: красный или зеленый? Какой ниже: зеленый или красный?
Задание№2
Возьми синий, зеленый, красный кубики. Поставь их один на другой так, чтобы:
1)красный был выше синего, а зеленый - выше красного; назови цвет кубика между двумя другими;
2)красный был ниже зеленого, а зеленый - ниже синего; назови цвета кубиков сначала сверху вниз, а затем снизу вверх;
3)синий был ниже красного и выше зеленого;
4)синий был между красным и зеленым.

Как это можно сделать?
Задание№3
Возьми шарик и кубик. Расположи шарик над кубиком; за кубиком; перед кубиком; под кубиком.
Задание №4
Нарисуй вазочку с цветком. Правее нее нарисуй конфету, а левее вазочки -яблоко.
Задание №5
Катя решила нарисовать картину. После дождя в небе над мостом появилась радуга. На мосту стоит девочка. За мостом плывет лодка, под мостом в реке плещется рыбка. Слева от моста на берегу растет береза, над березой плывет облако. Справа от моста растет куст. Правее радуги - солнышко. Изобрази все это на рисунке.
Задание №6
В ряд расположены игрушки: медведь, юла, кукла, машина. Назови по порядку все игрушки сначала слева направо, потом справа налево. Катя поменяла местами куклу и мишку, юлу и машину. В каком порядке теперь расположены игрушки?
Задание №7
В верхнем левом углу тетради нарисуй солнышко, в левом нижнем углу нарисуй домик, в правом верхнем углу - флажок, а в правом нижнем углу-елочку.
Задание №8
Вова переставил в словах буквы, и вот что получилось:
-овлк
-зако
-шака
-аккшо
-кура
-гтир
-ноок
-пра
Какие были слова?
Ответ: волк, коза, каша, кошка, рука, тигр, окно, пар.
Задание №9
Отметь на листе бумаги несколько красных точек. Отметь столько же точек зеленым карандашом.
Задание №10
Прикладывая одну ладонь руки к другой, докажи, что пальцев на обеих руках поровну.
Задание №11
Нарисуй четыре груши. Раскрась их желтым или зеленым карандашом так, чтобы желтых груш было больше, чем зеленых.
Задание №12
Придумай слова, в которых столько же букв, сколько в словах кот, лиса, книга, собака.
Задание №13
Поровну ли букв в обеих строках?
1.М К С У Б А В
2.Л Т М Ф Б Р К
Зачеркни одинаковые буквы. Поровну ли осталось букв в этих строках?

Наглядная геометрия.

Тема: "Направление движения. Взаимное расположение предметов в

Пространстве».

Цели занятия:

Формировать умение ориентироваться на местности, определять месторасположение одного объекта по отношению к другому.

Учить изображать различные геометрические фигуры.

Учить обозначать отрезки буквами, измерять их и правильно записывать длину отрезка.

Развивать творческие способности детей и логическое мышление.

Личностные результаты:

Проявлять творческие способности;

Проявлять познавательный интерес к способам решения новой учебной задачи;

Проявлять готовность к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие;

Метапредметные результаты

Предметные результаты :

Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (линии, точки);

Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Регулятивные универсальные учебные действия :

Принимать учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на еѐ решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Различать способ и результат действия;

Контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

Использовать знаково-символические средства;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия :

Выражать в речи свои мысли и действия;

Строить понятные для партнера высказывания;

Задавать вопросы.

Ход занятия

I. Организация класса.

II. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

В старой сказке говорится: «Направо пойдёшь, коня потеряешь; налево пойдёшь, сам сгинешь, а прямо пойдёшь, счастье своё найдёшь».

Что надо знать путнику, чтобы не погибнуть? (Направления движения).

Предположите тему нашего занятия. (Будем повторять направления движения).

А также мы узнаем, как показать направление движения на плоскости; поговорим о взаимном расположении предметов и вспомним, как обозначаются отрезки, как их измерить и записать длину.

III. Актуализация знаний:

1. Беседа (с использованием интерактивной доски).

А зачем современным людям нужно знать направления движения? (Путешествия, строительство, освоение космоса, работа транспорта и пр.)

Где на практике встречается необходимость показать направление движения? (Схемы, карты, чертежи и пр.)

2. Игра «Покажи направление». (Выяснить практически имеющиеся у детей представления о нахождении объекта слева, справа, вверху, внизу, за, под, перед, между, внутри, снаружи.)

К доске вызываются 4 ученика.

Я называю команды, а вы их выполняете.

Поднимите правую руку. Если прозвучит команда «Направо!», то в какую сторону вы повернётесь? (В сторону правой руки).

Аналогично с левой рукой.

Внимание! Налево! Направо!

Шаг вперёд! Два шага назад!

Покажите, верх. Низ.

Кто у тебя справа? Назвать имя ученика.

А у тебя, кто слева?

Кто стоит между вами?

Встань между …

Встаньте за…

Встаньте перед…

Возьмитесь за руки.

Пригласить ещё одного ученика.

Встань внутри круга. Встань снаружи.

2 Аналогичная игра для всей группы учащихся.

Поднимите правую руку, левую.

Повернитесь направо, налево, назад.

С какой стороны находятся окна в нашем классе? Дверь?

Сделайте шаг назад, два шага вперёд.

IV. Получение новых знаний и способов деятельности.

1. Постановка проблемной задачи.

На экране (Аналогичные листы есть у каждого ребёнка на парте).

Перед вами лист бумаги. Как определить направления в этом случае?

2. Практическое решение проблемной задачи с помощью интерактивной доски.

Учитель задаёт направления, а дети подходят и подписывают условными знаками направления. (П – право, Л – лево, В – верх, Н – низ, ПВ – правый верхний угол и т.д.)

Где на практике используются эти знания?

(В обозначении сторон горизонта, в создании различных карт, планов).

ВЫКЛЮЧИТЬ М/М СИСТЕМУ.

V. Физкульминутка.

VI. Закрепление полученных знаний.

1. Практическая работа в тетради.

1) Задача №1 (стр.35)

Рассмотри рис.№1

Дорисуй домик.
- Нарисуй справа от домика елку, а слева - березку.

2. Работа в парах.

Сейчас вы будете работать в паре. Какие правила нужно соблюдать, чтобы у вас всё получилось.

Учитель:

Работай…

Дети (хором):

Дружно!

Слушай партнёра…

Внимательно!

Говори…

По очереди!

Относись к партнёру…

С уважением!

Решение задач.

Задача №2 (стр.35).

Рассмотрите рисунок.

Из трех кубиков красного, желтого, зеленого цветов мальчик выложил фигуру. Раскрась кубики так, чтобы красный был выше зеленого, а желтый кубик был справа от зеленого кубика.

Взаимопроверка. Самопроверка с образца.

Задача №3

Решается аналогично.

3. Самостоятельная работа.

Решение задач №4 и №5 с самопроверкой.

VII. Повторение пройденного.

1. Беседа.

Что такое отрезок? (Часть прямой линии, ограниченная с обеих сторон точками).

В чём измеряется длина отрезка? (В см).

Как обозначаются концы отрезка? (Латинскими буквами).

Каким инструментом измеряется длина отрезка? (Линейкой).

2. Работа в тетради.

1) Решение задачи №6. Коллективно, у доски ученик.

2) Решение задачи №7. Самостоятельно с самопроверкой. (На скрытой доске решает

ученик).

VIII. Рефлексивно- оценочный этап.

1. Игра с использованием сигнальных карточек «Правильно – неправильно».

На занятии мы повторили направления движения.

Справа от вас – окна.

Вверху – потолок. Впереди – шкафы.

Чтобы выйти из класса, надо пойти налево.

На уроке мы измеряли длину прямой линии.

Длина измеряется с сантиметрах.

Мне урок понравился.

2. Самооценка.

Какое настроение было у вас в течение урока? Покажите с помощью светофора.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Наглядная геометрия. 1 класс Учитель: Смирнова Е.Н. Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.

Направо пойдёшь - коня потеряешь; налево пойдёшь - сам сгинешь, а прямо пойдёшь - счастье своё найдёшь.

П – право, Л – лево, В – верх, Н – низ, ПВ, ПН, ЛВ, ЛН


Разделы: Начальная школа

Цели занятия:

  • Формировать умение ориентироваться на местности, определять месторасположение одного объекта по отношению к другому.
  • Учить изображать различные геометрические фигуры.
  • Развивать творческие способности детей.

Ход занятия

I. Проверка домашнего задания:

  1. Начертите наклонную прямую, отметьте точки В и С, лежащие на этой прямой, и точки А и D, не лежащие на прямой.
  2. Нарисуйте замкнутую и незамкнутую кривые линии.
  3. - Волк гонится за Зайцем.

Дорисуй забор так, чтобы Волк не мог схватить длинноухого:

II. Работа над новым материалом:

Выяснить имеющиеся у детей представления о нахождении объекта слева, справа, вверху, внизу, за, под, перед, между, внутри, снаружи:

1) - Путешествуя на вертолете, мы увидели сказочное озеро.

Демонстрация плаката:

У него есть внутренняя область – это само озеро, граница – это стык берега и озера, внешняя граница – берег.
- Мы сбросили с вертолета мешки 1 и 2. Куда они упали - в воду или на сушу?

2) - С какой стороны находятся окна в нашем классе? Дверь?
3) - Что находится внутри, а что вне банки?
4) - Я стою в центре класса. Что находится слева (справа, впереди) от меня?
5) Разучивание песенки:

Движение по кругу:

А я по лугу, а я по лугу,
Я по лугу гуляла.(2р.)

Пританцовывая, поднять правую руку:

Ручку правую, ручку правую,
Той, что я пишу,
Подняла, подняла.

Шуточное движение "До свидания":

Ручкой левою, ручкой левою,
Я подружке помашу,
Я подружке помашу.

III. Закрепление изученного материала.

Рассмотри рис.№1

Дорисуй домик и раскрась его так, как тебе хочется.
- Нарисуй справа от домика елку, а слева - березку.

Рассмотри рис.№2.

Из трех кубиков красного, желтого, зеленого цветов мальчик выложил фигуру. Раскрась кубики так, чтобы красный был выше зеленого, а желтый кубик был справа от зеленого кубика

IV. Работа у доски.

На доске рисунок:

На рисунке слева стоит домик зайца, а справа - домик щенка. Зайцу надо перейти к щенку так, чтобы каждая березка была справа от него, а каждая елочка – слева.
- Нарисуем дорожку зайца:

V. Физкультминутка.

Двигательное упражнение “Зеркало”.

Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает взрослый, четко копируя их. Учитель играет роль зеркала, в которое смотрят учащиеся. Они должны:

  • замереть на месте;
  • повернуться вправо, влево;
  • постоять на пальчиках;
  • постоять на пальчиках с закрытыми глазами;
  • постоять на пальчиках и поморгать глазами;
  • покивать головой, как будто соглашаются с чем - то;
  • постоять, попеременно поднимая над головой левую и правую руку с разомкнутыми пальцами;
  • постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой.

VI. Повторение изученного материала:

1) - Послушайте шуточное стихотворение:

Филя и Муля – две умных собаки.
Живут друг от друга они далеко.
И, чтобы разлук изменить состоянье,
Решили измерить они расстоянье.
Но сами решить то задачу не могут!
Позвали собачку Длину на подмогу.
Спросили совета: "А как же нам быть?"
Длина усмехнулась, зевнула, качнулась
И стала от домика к дому ходить.
Затем между ними она протянулась...
А Филя и Муля глядят с изумленьем,
И жаждут ответа они с нетерпеньем.
Лежала Длина, от стыда не дыша,
От горя не может подняться и встать.
Она единиц измеренья не знала
И не умела себя сосчитать.

А вы знаете единицы длины? Повторим еще раз...

2) - Нарисуй по точкам фигуру:

3) - Начерти две пересекающиеся прямые.
4) - Начерти незамкнутую кривую линию. Отметь красным карандашом точки В и С, лежащие на ней, и зеленым - точки К и N , не лежащие на кривой линии.
5) - Выложи из спичек:

VII. Домашнее задание:

Придумай и выложи узор из спичек, зарисуй его в тетрадь.

  • люстру в верхнем левом углу комнаты;
  • вазу с фруктами на столе;
  • красный носок на левой ноге свиньи;
  • зеленый носок на правой ноге свиньи;
  • тарелку под столом;
  • нож слева от стола;
  • конфету справа от стола;
  • ложку перед столом.

Для правильного выполнения задания – прочесть книгу С.Маршака "Кошкин дом".

Математика. 1 класс. И семестр
разработки уроков

ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ. МНОЖЕСТВА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА 1-10 И ЧИСЛО 0

Цель: познакомить детей с предметом математика; закрепить представление о расположении предметов на плоскости и в пространстве с использованием слов ближе, дальше, слева, справа, внизу, вверху, слева, справа, между, под, над, на, впереди, позади, рядом. Развивать внимание; воспитывать интерес к изучению математики.

II. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Сегодня у вас первый урок математики. Это интересная и важная наука. Говорят, что математика - это королева наук, гимнастика для ума.

Изучать математику поможет вам учебник, который называется «Математика».

III . ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Возьмите в руки учебник и рассмотрите его. Эта книга - ваш первый учебник по математике. Конечно, что вы подружитесь с ней.

Чем она начинается? Прежде всего вы видите обложку. Это лицо (или одежду) книги, это то, что внешне отличает ее среди других книг.

О чем рассказывает обложка учебника «Математика»?

Нравится ли вам рисунок на ней?

Кто будет путешествовать вместе с вами страной Математика?

Посчитайте, сколько всего животных?

Переверните обложку,- увидите лист бумаги, соединяющий ее со страницами,- форзац. Форзацев - два.

Что изображено на первом форзаце?

Это математическое городок. Почему его так назвали?

Что изображено на втором форзаце? О чем рассказывают эти рисунки?

Рассмотрите следующие страницы - титульный лист и его оборот. О чем вы узнали?

На третьей странице учебника помещено обращение к читателю.

Чего они вам желают?

Что означают условные обозначения?

Кто нарисован? Посчитайте, сколько животных?

Задание 2

Что делает петушок?

Кого он пытается увидеть?

Сколько зверушек?

Кого увидел петушок в бинокль?

Кого не увидел?

Задание 3

Что вы видите?

Где это происходит?

Кто выступает на арене цирка?

Опишите картинку, используя слова: в, на, под, над, внизу, впереди, сзади, слева, справа, между, за.

Задание 4

Работа в тетради. Письмо палочек по образцу.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Какие предметы на доске выставлены слева? Какие - направо?

Посчитайте сначала котят, а потом - щенков.

Учитель выставляет три ряда грибочков.

Сколько грибочков в каждой строке?

Сколько грибочков в верхней строке?

Сколько в нижнем?

Сколько грибочков в третьем сверху ряду?

Запомните животных на кораблике. «Ночь» - закройте глазки. (Учитель убирает рисунок 1.) «День» - откройте глазки. Животное исчезла?

У детей лежат три круга - зеленый, желтый, красный и два квадрата - синий, оранжевый.

Работа выполняется под диктовку учителя.

Положите кружочки так, чтобы вверху был красный круг, а желтый - между красным и зеленым. Справа от желтого круга положите синий квадрат, слева - оранжевый квадрат.

Вышла цветочек.

Посмотрите, как расположены кружочки.

Цвет вверху? по центру? внизу?

Где можно увидеть одновременно все эти три цвета? (На светофоре)

Что обозначает красный цвет? желтый? зеленый?

Поднимите вверх правую руку, левую. Коснитесь парты левым коленом, правым. Встаньте и повернитесь вправо, влево.

Кто сидит от вас справа, слева?

Учитель ставит на стол Буратино. Возле его правой ноги кладет кубик, а у левой - мяч.

Что расположено справа от Буратино? Что - влево?

V. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Дети, давайте вспомним, какие задания мы выполняли на уроке?

Мы считали? Мы играли? Рисовали?

Вам понравился урок? Тогда до новых встреч в стране Математика.


План-конспект урока математики 1 класс

Тема. Взаимное расположение предметов в пространстве (слева, Справа, на, над, рядом, под, внутри).

Цель : учить определять пространственное размещение предметов относительно данного предмета, относительно другого предмета; учить владеть понятиями слева, справа, над, рядом, под, внутри; развивать воображение, первичное умение доказательно размышлять, графические навыки, эмоционально-волевую среду; воспитывать любовь к математике, усидчивость, настойчивость в выполнении заданий.

Оборудование : наборное полотно, счетный дидактический материал, раздаточный материал «Светофор», геометрический раздаточный материал.

Ход урока

    Орг. момент.

    Мотивация к учебной деятельности.

Я рада, что вы собрались здесь, друзья.

И думаю, встретились мы не зря.

Мы будем учиться сегодня решать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать,

Секрет математики вновь открывать.

Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

    К онтроль, коррекция и закрепление знаний учащихся.

I . Устный опрос.

    Игра «Сосчитай предметы».

На наборном полотне выставлены предметы.

Сосчитай количество предметов.

Назовите порядковый номер каждого предмета.

Если поменять два предмета местами, изменится ли общее количество предметов? (Нет.) А их порядковые номера? (Изменятся.)

* Работа с геометрическим материалом.

Выложите перед собой 2 треугольника, 2квадрата, 2круга.

Расположите фигуры так, чтобы круги находились справа от

квадратов и слева от треугольников.

Пересчитайте фигуры узора.

Физкультминутка

III . Изучение нового материала.

    Подготовка к изучению нового материала.

    Установка на внимание.

Скажите, смогли бы вы правильно выложить геометрические фигуры в узоре, если бы не было указано положение одних фигур по отношению другим?

Слова слева, справа, на, над, под, рядом и т. д. помогают описать положение предметов относительно друг друга. С их помощью вы можете представить, как располагаются предметы в пространстве, даже если не видите их.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке научимся давать правильное описание расположения предметов в пространстве с помощью слов слева, справа, впереди, сзади, на, над, рядом, под, внутри.

    Объяснение нового материала.

* Работа с с раздаточным материалом «Светофор».

Задание 1 (с. 7)

Давайте войдем в страну Математику по пешеходному переходу.

Поможет нам в этом светофор – регулировщик движения.

Какие « глазки» есть у светофора? О чем они говорят?

Какой приказ дает каждый цвет светофора?

*Анализ ситуации на рисунке. Определение расположения предметов в пространстве.

Задание 2 (с.7).

*Что бы вы посоветовали котенку?

*Составление описания по сюжетному рисунку.

Задание1 (с.8).

Из какой сказки эти герои?

Расскажите, в каком порядке они тянут репку, используя слова впереди, сзади, рядом.

О ком можно составить предложение, используя слова на, над?

IY . Закрепление и обобщение знаний учащихся

    Минутка каллиграфии.

Продолжите узор, а затем раскрасьте флажки, которые повернуты вправо.

2. Игра «Левая – правая».

Я буду называть зверей и цветы. Когда называю цветок, поднимайте правую руку, когда услышите названия зверя- левую руку.

* Работа с геометрическим материалом.

С

Расположение фигуры подобным образом.

С – синий

К – красный

З – зеленый

Ж – желтый

Где расположен красный кружок? Зеленый квадрат? Синий треугольник?

Я опишу местонахождение фигуры, а вы должны сказать, что это за фигура.

* Игра «Твой класс».

Кто сидит слева от тебя? Впереди тебя?

Что находится над твоей головой?

Что лежит внутри твоего портфеля?

Как зовут одноклассника, который сидит рядом с тобой?

Y . Итог урока.

О чем говорили на уроке?

На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

Какие слова указывают положение предметов в пространстве?

(Слева, справа, рядом, впереди и т. д.)







2024 © psynadin.ru.