Роман пушкина "евгений онегин" как энциклопедия русской жизни. «Энциклопедия русской жизни Что представлял собою «замок»


Слайд 1

Тема урока:

«Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни»

Слайд 2

Вопросы к уроку

Что даёт основания назвать пушкинский роман «энциклопедией русской жизни»? Сохраняет ли роман качество энциклопедичности для современного читателя?

Слайд 3

Историзм как основная характеристика произведения многопланов.

История, время являются подлинными героями процесса создания романа. Для Пушкина была принципиально значима историческая обусловленность мотивов поведения и судеб персонажей. Можно определить хронологические вехи биографии персонажей. Онегин родился в 1795 году. Впервые появился в свете в 1811 году. Встреча с Автором (действие 1-й главы) - 1819 год.

Слайд 4

Посмотрим на Петербург 1-ой половины XIX века

Зимний дворец в Петербурге

Слайд 5

Какие реальные исторические личности упоминаются в 1-ой главе романа?

1. «Второй Чадаев, мой Евгений» Пётр Яковлевич Чаадаев – – современник Грибоедова и Пушкина. 2. «Что там уж ждёт его Каверин» Каверин П. П. – геттингенец, гусар, кутила и дуэлянт, член Союза Благоденствия.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Театр пушкинской эпохи

Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны дани Народных слёз, рукоплесканий С младой Семёновой делил; Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый; Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой, Там и Дидло венчался славой, Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись.

Слайд 9

Слайд 10

Катенин Павел Александрович (1792 – 1853)

Поэт, драматург, критик и переводчик; переводил пьесы французских просветителей Корнеля, Расина; писал оригинальные драмы и поэмы («Инвалид Горев», «Княжна Милуша»).

Слайд 11

Княжнин Яков Борисович (1740-1791)

Переводчик и драматург. Самые знаменитые его трагедии – «Вадим Новгородский» и «Владимир и Ярополк». Княжнин перевёл 5 трагедий Корнеля – исключительный случай в переводческой практике 18 века.

Слайд 12

А. И. Истомина

Прима-балерина русского театра. Пушкин называет её Русской Терпсихорой

Слайд 13

Пушкин и балет

Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьёт, то разовьёт И быстрой ножкой ножку бьёт.

Слайд 14

Внешнеэкономические связи России

Всё, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит нам, Всё, что в Париже вкус голодный, Полезный промысел избрав, Изобретает для забав, Для роскоши, для неги модной, – Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.

Слайд 15

Мода начала XIX века

Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар

Слайд 16

Кулинарное искусство 1-й половины XIX века

К Таlоп помчался: он уверен, Что там уж ждёт его Каверин. Вошёл: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым…

Слайд 17

Античные реалии в романе

Потолковать о Ювенале (римский поэт-сатирик, родился около 42 г. до н. э.) Из Энеиды два стиха (эпическая поэма римского поэта Вергилия) Ромул (легендарный основатель и первый царь Рима 8 в. до н. э.) Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита… (Гомер – древнегреческий народный поэт; Феокрит – древнегреческий поэт, автор идиллий) «Наука страсти нежной, которую воспел Назон» (Овидий Назон – римский поэт 43 г. до н. э.) Терпсихора –муза танцев Венера, Зевес, Диана - боги Древней Греции.

Слайд 18

Архаизмы

1) Акцентологические (изменилось место ударения): призрак, эпиграфы, «на зеркальном паркете зал..» 2) фонетические Пиит» - поэт; «осьмнадцать»- восемнадцать «И рёвом скрыпок заглушён»

Слайд 19

Семантические

Латынь из моды вышла ныне: Так, если правду вам сказать, Он знал довольно по-латыне, Чтоб эпиграфы разбирать…. Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. «Учёный малый, но педант». В «онегинскую» эпоху «педант» – человек, выставляющий напоказ свои знания, свою учёность, с апломбом судящий обо всём «Так думал молодой повеса». Это слово имело почти терминологическое значение. Применялось к кругу разгульной молодёжи, в поведении которой сочетались бесшабашная весёлость, презрение к светским развлечениям, некоторый привкус политической оппозиционности.

Слайд 20

Слайд 21

Иностранные слова

Почему так много иностранных слов в первой главе? Некоторые даже и написаны латинским шрифтом: Madam, Monsieur I`Abbe, dandy, vale, roast-beef… И слова – то из разных языков: французские, английские, латинские, опять английские…

Слайд 22

Слайд 23

«Острижен по последней моде, как денди лондонский одет».

«Молодёжь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодёжной моды и жаргона, часто шокирующих консервативных отцов, в том и состоит, что с их помощью подростки и юноши маркируют, отличают «своих» и «чужих».

Пушкинская цитата

Психолог И.Кон

Слайд 24

«Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг»

«Отвлечённо-философская направленность юношеского мышления связана, конечно, не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоционального мира ранней юности. …Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода»

Слайд 25

«Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил…»

«Подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя своё развитие с развитием товарищей. Для ребят очень важно, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образу. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко завышен, нереалистичен»

Слайд 26

«Он в первой юности своей был жертвой бурных наслаждений и необузданных страстей» «Люблю я бешеную младость»

Эпитет «бешеный» обозначает чрезвычайную динамичность юности. Юность – время хаотичное, бурное, противоречивое. Особо выделим этимологическую семантику эпитета бешеную. Бешеную образовано от бесить, бес. В страсти, крайней зависимости от бурлящих стихийных чувств много бесовского, «грехов юности», Например, романы Онегина с замужними дамами.

Слайд 27

Ему наскучил света шум… Условий света свергнув бремя…

Вариант юношеского кризиса. Закончился цикл ранней юности («Быть как все»). Начинается переход к зрелой юности («Кто есть Я?»). Исчез интерес к недавно столь привлекательным светским занятиям. Наступило пресыщение страстью. Как итог духовной эволюции и самопознания возрастает уровень притязаний. В этом и состоит главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, личной самобытности. «Юность – завершающий этап первичной социализации».

Cлайд 1

Cлайд 2

Вопросы к уроку Что даёт основания назвать пушкинский роман «энциклопедией русской жизни»? Сохраняет ли роман качество энциклопедичности для современного читателя?

Cлайд 3

Историзм как основная характеристика произведения многопланов. История, время являются подлинными героями процесса создания романа. Для Пушкина была принципиально значима историческая обусловленность мотивов поведения и судеб персонажей. Можно определить хронологические вехи биографии персонажей. Онегин родился в 1795 году. Впервые появился в свете в 1811 году. Встреча с Автором (действие 1-й главы) - 1819 год.

Cлайд 4

Cлайд 5

Какие реальные исторические личности упоминаются в 1-ой главе романа? 1. «Второй Чадаев, мой Евгений» Пётр Яковлевич Чаадаев – – современник Грибоедова и Пушкина. 2. «Что там уж ждёт его Каверин» Каверин П. П. – геттингенец, гусар, кутила и дуэлянт, член Союза Благоденствия.

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Театр пушкинской эпохи Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны дани Народных слёз, рукоплесканий С младой Семёновой делил; Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый; Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой, Там и Дидло венчался славой, Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись.

Cлайд 9

Cлайд 10

Катенин Павел Александрович (1792 – 1853) Поэт, драматург, критик и переводчик; переводил пьесы французских просветителей Корнеля, Расина; писал оригинальные драмы и поэмы («Инвалид Горев», «Княжна Милуша»).

Cлайд 11

Княжнин Яков Борисович (1740-1791) Переводчик и драматург. Самые знаменитые его трагедии – «Вадим Новгородский» и «Владимир и Ярополк». Княжнин перевёл 5 трагедий Корнеля – исключительный случай в переводческой практике 18 века.

Cлайд 12

А. И. Истомина Прима-балерина русского театра. Пушкин называет её Русской Терпсихорой

Cлайд 13

Пушкин и балет Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьёт, то разовьёт И быстрой ножкой ножку бьёт.

Cлайд 14

Внешнеэкономические связи России Всё, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит нам, Всё, что в Париже вкус голодный, Полезный промысел избрав, Изобретает для забав, Для роскоши, для неги модной, – Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.

Cлайд 15

Cлайд 16

Кулинарное искусство 1-й половины XIX века К Таlоп помчался: он уверен, Что там уж ждёт его Каверин. Вошёл: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым…

Cлайд 17

Античные реалии в романе Потолковать о Ювенале (римский поэт-сатирик, родился около 42 г. до н. э.) Из Энеиды два стиха (эпическая поэма римского поэта Вергилия) Ромул (легендарный основатель и первый царь Рима 8 в. до н. э.) Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита… (Гомер – древнегреческий народный поэт; Феокрит – древнегреческий поэт, автор идиллий) «Наука страсти нежной, которую воспел Назон» (Овидий Назон – римский поэт 43 г. до н. э.) Терпсихора –муза танцев Венера, Зевес, Диана - боги Древней Греции.

Cлайд 18

Архаизмы 1) Акцентологические (изменилось место ударения): призрак, эпиграфы, «на зеркальном паркете зал..» 2) фонетические Пиит» - поэт; «осьмнадцать»- восемнадцать «И рёвом скрыпок заглушён»

Cлайд 19

Семантические Латынь из моды вышла ныне: Так, если правду вам сказать, Он знал довольно по-латыне, Чтоб эпиграфы разбирать…. Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. «Учёный малый, но педант». В «онегинскую» эпоху «педант» – человек, выставляющий напоказ свои знания, свою учёность, с апломбом судящий обо всём «Так думал молодой повеса». Это слово имело почти терминологическое значение. Применялось к кругу разгульной молодёжи, в поведении которой сочетались бесшабашная весёлость, презрение к светским развлечениям, некоторый привкус политической оппозиционности.

Cлайд 20

Семантические «Народных слёз, рукоплесканий…» «Плеск» - аплодисменты Всё, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный… Щепетильный – употреблено в значении «относящийся к нарядам, щегольской». И это значение слова сейчас устарело. --------

Cлайд 21

Иностранные слова Почему так много иностранных слов в первой главе? Некоторые даже и написаны латинским шрифтом: Madam, Monsieur I`Abbe, dandy, vale, roast-beef… И слова – то из разных языков: французские, английские, латинские, опять английские…

Cлайд 22

Главная тема всей первой главы – тема становления личности в пору юности. Давайте поближе посмотрим на «молодого человека в начале 19 века» с точки зрения законов психологии и сравним полученный портрет с обликом современного юноши.

Cлайд 23

«Острижен по последней моде, как денди лондонский одет». «Молодёжь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодёжной моды и жаргона, часто шокирующих консервативных отцов, в том и состоит, что с их помощью подростки и юноши маркируют, отличают «своих» и «чужих». Пушкинская цитата Психолог И.Кон

Cлайд 24

«Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг» «Отвлечённо-философская направленность юношеского мышления связана, конечно, не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоционального мира ранней юности. …Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода» Пушкинская цитата Психолог И.Кон

Cлайд 25

«Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил…» «Подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя своё развитие с развитием товарищей. Для ребят очень важно, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образу. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко завышен, нереалистичен» Пушкинская цитата Психолог И.Кон

Cлайд 26

«Он в первой юности своей был жертвой бурных наслаждений и необузданных страстей» «Люблю я бешеную младость» Эпитет «бешеный» обозначает чрезвычайную динамичность юности. Юность – время хаотичное, бурное, противоречивое. Особо выделим этимологическую семантику эпитета бешеную. Бешеную образовано от бесить, бес. В страсти, крайней зависимости от бурлящих стихийных чувств много бесовского, «грехов юности», Например, романы Онегина с замужними дамами. Пушкинская цитата Психолог И.Кон

Cлайд 27

Ему наскучил света шум… Условий света свергнув бремя… Вариант юношеского кризиса. Закончился цикл ранней юности («Быть как все»). Начинается переход к зрелой юности («Кто есть Я?»). Исчез интерес к недавно столь привлекательным светским занятиям. Наступило пресыщение страстью. Как итог духовной эволюции и самопознания возрастает уровень притязаний. В этом и состоит главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, личной самобытности. «Юность – завершающий этап первичной социализации». Пушкинская цитата Психолог И.Кон

Cлайд 28

ЮНОСТЬ ЛЮБОВЬ ВЕСЕЛЬЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКА К ЗРЕЛОСТИ ВЫБОР СВОБОДА СТРАСТЬ К ПОЗНАНИЮ ОШИБКИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВО

-«Онегин» ест ь самое задушевное
произведение Пушкина… Здесь вся жизнь,
вся душа, вся любовь его; здесь его
чувст ва, понят ия, идеалы.
-В «Онегине» мы видим поэт ически
воспроизведенную карт ину русского
общест ва, взят ого в одном из
инт ереснейших момент ов его развит ия.
С эт ой т очки зрения «Евгений Онегин»
ест ь поэма ист орическая.
«Онегина» можно назват ь
энциклопедией
русской жизни и в высшей
ст епени народным
произведением…»
(В.Г.Белинский
Сочинения Александра
Пушкина. Статья 9.)
-Первая ист инно национально-русская
поэма в ст ихах была и ест ь – «Евгений
Онегин» Пушкина и в ней народност и
больше, нежели в каком угодно другом
народном русском сочинении.
-Пушкин писал о России для России
(В.Г.Белинский Сочинения Александра Пушкина.
Статьи №8, 9.)

История создания

Пушкин работал над романом свыше семи
лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом
ума холодных наблюдений и сердца
горестных замет». Работу над ним Пушкин
называл подвигом. На широком фоне картин
русской жизни показана драматическая
судьба лучших людей дворянской
интеллигенции.

История создания

Глава IЦель
«И жить
торопится
и чувствовать спешит…»
изменения
первоначального
замысла:
Глава II «О Русь!..»
Глава III «Она была девушка, она была влюблена…»
Роман
бы «разомкнут»
во времени,
каждая
глава
Глава
IVкак
«Нравственность
(мораль)
– в природе
вещей»
могла
последней,
но может
и
Глава
V бы
«О, стать
не знай
сих страшных
снов иметь
/ Ты, моя
продолжение. Тем самым читатель обращает
Светлана…»
Глава
VI «Там,
дни облачны и кратки,
внимание
на где
самостоятельность
каждойродится
главы племя,
которому
умиратьвоспроизводит
не трудно»
романа, которая
различные аспекты
Глава
VII «Гоненье
русской
жизни. на Москву! что значит видеть свет!
/Где ж лучше? /Где нас нет»
Глава VIII «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай»
Почему А.С. Пушкин изменил первоначальный
замысел романа
Какие события произошли в период написания
романа и как они могли повлиять на его замысел?

Сюжетные линии

1.Онегин и Татьяна. Эпизоды:
Знакомство с Татьяной,
Разговор с няней,
Письмо Татьяны к Онегину,
Объяснение в саду,
Сон Татьяны. Именины,
Посещение дома Онегина,
Отъезд в Москву,
Встреча на балу в Петербурге через 2
года,
Письмо к Татьяне (объяснение),
Вечер у Татьяны,
2.Онегин и Ленский. Эпизоды:
Знакомство в деревне,
Разговор после вечера у Лариных,
Визит Ленского к Онегину,
Именины Татьяны,
Дуэль (Ленский погибает).

Сюжетные линии

ОНЕГИН
ТАТЬЯНА
АВТОР
ОЛЬГА
ЛЕНСКИЙ

Евгений Онегин

Прототип Пётр Чаадаев, друг
Пушкина, назван самим
Пушкиным в первой главе.
Важное влияние на образ
Онегина оказал Лорд Байрон
и его «Байроновские Герои»,
Дон Жуан и Чайлд Гарольд,
которые также не раз
упоминаются самим
Пушкиным. «В образе
Онегина можно найти
десятки сближений с
различными современниками
поэта - от пустых светских
знакомцев до таких
значимых для Пушкина лиц,
как Чаадаев или Александр
Раевский.

Евгений Онегин

Dandy – мужчина особо следящий за своим
внешним видом и поведением.
Педант – человек, отличающийся излишней
мелочностью, формализмом.
Эпиграмма – сатирической стихотворение.
Vale – «прощай».
Ямб, хорей – стихотворные размеры.
Как эпиграф («И жить торопится и чувствовать
спешит») и прочитанные строки характеризуют героя?
В чем причина хандры Онегина?
Что собой олицетворяет главный персонаж?
Почему именем главного героя назван роман?
«Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и
сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре.
Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не
убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и
мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах,
больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался.
Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому только
людьми, но и самим собою». (В.Г. Белинский)

Евгений Онегин

Автор изображает героя
безлико, часто не называет по
имени. Таким образом, герой
олицетворяет собой
дворянскую среду и ее образ
жизни, пустую суету. Онегин –
порождение этого общества,
но одновременно оно ему
чуждо, он во всем
разочаровывается и впадает в
хандру.

Владимир Ленский

Возможный прототип- Кюхельбекер, русский
поэт-романтик, писатель и общественный
деятель, товарищ Пушкина по
Царскосельскому лицею.
Вольнолюбивец,
романтик,
«полурусский» (не
имеет русского
жизненного опыта),
живет в иллюзорном
мире.

Татьяна и Ольга Ларины

- Татьяны
воплощение пушкинских
ВТатьяна
образе
Лариной
представленийвозвышенные
об идеальной женщине.
Она
выражены
идеалы
образованна, тонка, мечтательна, близка
самого
Пушкина.
Начиная
с III
к природе,
ее внутренний
мир сложен
главы,
Татьяна,
наряду
с
и значителен.
Воспитанная
на французских
романах, она нестановится
утрачивает русских
Онегиным,
национально-бытовых традиций.
основным
действующим лицом
Ее трагедия в конфликте со средой своей
событий.
семьи, ее ничтожными духовными
запросами, она страдает от одиночества,
от невозможности быть счастливой
от высокой любви. Она жертва социальных
условий жизни, но не изменяет своему
внутреннему миру, тогда как Онегин
Ольга
Ларина,
сестра
Татьяны-
страдает
прежде всего
от собственной
обобщённый
образотрицания.
типичной
позиции нравственного
героини популярных романов;
красивый внешне, но лишённый
глубокого содержания.

«Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни

Природа
Родина
Цель
творчества
Мода
Энциклопедичность
Философские
вопросы: любовь,
жизнь, смерть…
Судьба
поэта
Еда
Менталитет
Крестьянская и
дворянская
жизнь
Философия
русской
жизни

Лирические отступления
В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии
ценности человеческой личности. Это философское
отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному
движению времени и быстротечности человеческой
жизни; это отношение к творчеству, таланту,
способностям; это отношение к Родине. Автор является
в романе и стержнем, объединяющим картины русской
жизни, связующим звеном в картинах «энциклопедии
русской жизни».

Новаторство романа
Новый жанр – роман в стихах;
Особый стихотворный размер – «онегинская строфа»;
Герои и автор постоянно меняются местами;
Вставные жанры (письмо, сон, песня);
Включение в роман лирических отступлений;
Открытый финал, прием сюжетной многовариативности;
Сочетание романтизма и реализма.

Творческая работа
«… вот уже перевалило за сто лет, как он умер, а все он не
стареет, не становится только собранием сочинений,
академической святыней… И хочется отметить еще одно
ощущение, знакомое, должно быть, всем поколениям его
читателей. Мы как бы никогда не утрачиваем его
физического присутствия в мире, среди нас… Он с нами,
во всем личном своем обаянии ума и характера, которые
восхищали его современников и которые мы с такой
очевидностью распознаем в каждой его строке»
(А.Т. Твардовский)
Почему творчество А.С. Пушкина не стареет и он является
одним из самых востребованных классиков сегодня?

«Произведения Пушкина» - Правильные ответы: Образ какого преобразователя России рисует А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник»? Ответы: Ф.И. Тютчев. Первый тур: Второй тур: «ты мне, я тебе». Кто навестил А.С. Пушкина? Как называется поэма А.С. Пушкина о героях, колдунах, сражениях? Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет…

«Южная ссылка Пушкина» - Могила поэта находится в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского. В Москве прошло детство Пушкина. Величием и красотой покорили Пушкина Кавказские горы и Чёрное море. Пушкин родился в Москве в 1799 году. Удивительное и прекрасное имя – Пушкин. Через год (в 1830) Пушкин сватается вторично. Несколько фактов из биографии А.С.Пушкина.

«О Евгении Онегине» - Татьяна Ларина - прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Пушкин работал над романом до последних дней своей жизни. Ленский - Ольга. Роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин». Автограф Пушкина - автопортрет с Онегиным на набережной Невы. Сюжетные линии Онегин и Татьяна.

«Пушкин выставка» - Конкурс детских рисунков. 1 –й раздел «От рождения до гибели». Чудо-сказки. Кроссворд. Победители конкурса детских рисунков. 3 –й раздел «Чудо-сказки». О.Ященко). Название: В гостях у А.С. Пушкина. Город поэта. ВЫСТАВКА-КРОССВОРД «В гостях у А.С. Пушкина». Сказки Пушкина. (сл. и муз.

«Александр Сергеевич Пушкин» - Гений Александра Сергеевича,безусловно,универсален. Был уверен в победе. Поднялась тревога. А.С.Пушкин. Перевоплощения и широта творческих интересов Александра Сергеевича поразительны. Проведение даже место выбрало –Чёрную речку для дуэли. За одну «Вольность»Александр 1 хотел отправить Пушкина в Сибирь.

«Жизнь Пушкина» - Но, несмотря на славу, творческую зрелость, Александра Сергеевича не оставляла тоска, тревога. Многие произведения Пушкина экранизированы. Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазёр. Лирика А.С.Пушкина. Н.Н.Гончарова. Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в Лицей. Пушкин читает своё стихотворение на торжественном экзамене в Лицее.

Всего в теме 14 презентаций


На первом слайде возникает проблемный вопрос ПОЧЕМУ? Итак, почему Белинский назвал эту книгу энциклопедией русской жизни, а мы с этим соглашаемся?

Второй слайд посвящён критике В.Г.Белинского о романе (цитаты из 8, 9 статей «Сочинений Александра Пушкина») с гиперссылкой на скрытый слайд о том, что такое энциклопедия вообще и зачем она нужна.

Далее идёт основной четвёртый слайд, на котором представлены Энциклопедические темы в романе «Евгений Онегин»:
География
Герои
Дуэль
Книги
Костюм
Крестьянская жизнь
Меню
Обучение дворянина
Природа
Реальные люди
Театр

Эта презентация построена почти так же, как моя игра «Умники и умницы», посвящённая прозе Пушкина (есть на нашем сайте): класс делится на три команды(у меня было три ряда); по жеребьёвке каждая команда выбирает тему из существующих и переходит на слайд этой темы. Вернуться назад можно по той же гиперссылке вверху страницы вновь на четвёртый слайд.
На выбранной странице есть от трёх до шести вопросов, на которые по очереди отвечают команды. Две другие при ответе первой могут дополнять, уточнять, получая при этом по половине балла (все баллы я писала сразу на доске, а можно привлечь и жюри, если это внеклассная игра). К большинству вопросов сразу на слайде появляются ответы, но на опыте скажу, что варианты возможны, и оригинальные ответы учеников можно считать как правильные.

Авторские лирические отступления
На этой странице есть как материал для изучения, так и конкурсный:
Автор - особый персонаж романа, это литературный герой, выражающий точку зрения Пушкина, сообщающий автобиографические сведения о поэте, но не сам поэт. * - этот знак напоминает о том, что нужно щёлкнуть мышью, тогда портрет Пушкина превратится в портрет двух героев. Конечно, художник Н. Кузьмин хотел показать нам Онегина и Автора, но иллюстрация вполне может относиться и к нашему слайду: А. С. Пушкин-поэт и Автор-персонаж романа.
Автор в эпическом повествовании романа – персонаж второстепенный, но в лирическом плане – он главный
Это подчёркнуто авторскими характеристиками героев, авторскими замечаниями по развитию действия и авторскими лирическими отступлениями обо всём:
Далее можно спросить, какие авторские замечания ученики помнят. Каждая тема – один балл. Для проверки щёлкнуть мышью. Здесь как раз далеко не всё, что скажут вдумчивые читатели о биографии Пушкина, о театре, о женщинах, о дружбе и любви, о романтизме, сентиментализме и новой литературе, о строении романа, о его героях, о погоде и устройстве жизни

География(1-6)
Какое географическое место здесь изображено?
Почему вы так решили? (объяснение вариативно)
6 слайд – Петербург, Летний сад
7 слайд – Одесса, юг, море
8 слайд – деревня Лариных
9 слайд – мельница, место дуэли
10 слайд – Москва, Петровский замок и купола
11 слайд – Царское Село, саду Лицея

Герои (1-6)
Кто и в какую минуту здесь изображён? Подтвердите текстом.

Дуэль
В романе даётся подробное описание причины, условий вызова, действующих лиц, оружия, порядка событий и исхода поединка.
Подберите из текста подпись к иллюстрации
Здесь я придерживалась течения самой дуэли, поэтому не просчитала числа вопросов (это минус):
13 слайд – две подписи
14 слайд – одна подпись
15 слайд – одна подпись
16 слайд – две подписи
17 слайд – одна подпись
Всего семь вопросов, а не шесть. Можно что-то убрать или бонусом для кого-то.

Книги
1. Как называет свой роман А.С.Пушкин?
- собранье пестрых глав
2. Книги каких авторов читал Онегин в Петербурге?
- бранил Гомера, Феокрита;
зато читал Адама Смита…
3. Произведения каких авторов любил читать Ленский?
- поклонник Канта…
- под небом Шиллера и Гете,
их поэтическим огнем
душа воспламенилась в нем…
- при свечке, Шиллера открыл…
4. Что читала Татьяна?
- ей рано нравились романы;
они ей заменяли всё;
она влюблялася в обманы
и Ричардсона и Руссо
5. Что читал Ленский Ольге?
-он иногда читает Оле
нравоучительный роман…
6. Что читал Онегин в деревне
(какие книги нашла у него Татьяна) ?
- певца Гяура и Жуана
да с ним еще два-три романа,
в которых отразился век
и современный человек
изображен довольно верно
с его безнравственной душой,
себялюбивой и сухой…

Костюм
Какие детали мужского костюма вам встречались в романе?
Сначала детали называются по очереди вслух, затем иллюстрации (на первой боливар и бобровый воротник)

Крестьянская жизнь
Какие моменты жизни дворовых людей и крестьян в романе изображают эти иллюстрации?
Шесть пар иллюстраций, варианты возможны, например, люди в поле – это крепостные Онегина, когда он объезжал своё имение либо эпизод о матери Татьяны «она езжала по работам» и т.д.

Меню
Что за кушанья здесь представлены и где их подавали?
21 – 26 слайды. Здесь всё понятно, ответы на тех же слайдах.

Обучение дворянина
Что надо уметь дворянину?
-говорить по-французски
-танцевать мазурку
-кланяться непринуждённо
Какие науки знал дворянин (в частности, Онегин)?
- латынь, «чтоб эпиграфы разбирать»
- риторику, словесность, чтобы «в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока»
-экономику, так как «читал Адама Смита, и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет…»
- психологию, потому что «в чем он истинный был гений… была наука страсти нежной» кстати, актёрское мастерство - тоже вариант
Каков распорядок обычного дня дворянина в высшем свете?
-одевание, изучение приглашений к визитам (во второй половине дня)
-прогулка по бульвару
-обед (в ресторане)
-театр
-переодевание на вечер
-бал (с опозданием)
-сон(утром)
Здесь, конечно, возможны варианты, так как каждый учитель подаёт материал по-своему. Это наблюдения за текстом мои и моих детей.

Природа
Вспомните поэтические строчки из романа, которые можно подписать под этой картиной
28-30 слайды. Желательно выразительное чтение наизусть.

Реальные люди в романе
В каких обстоятельствах упоминает А.С.Пушкин в романе своих современников?
Даётся портрет, полное имя реально существовавшего человека. Ответ на вопрос всплывает при щелчке для проверки. Шесть имён.

Театр
На 32 слайде три части театра: кулисы, ложа, партер. Конечно, наивно для жителей больших городов, а для ребят, видевших театр лишь по телевизору, это пригодится для общего развития.
На 33 слайде конкурсного задания нет. Он ознакомительный. Здесь представлена строфа о театральных деятелях времён А.С. Пушкина.
Последний слайд несёт в себе информацию об источниках.







2024 © psynadin.ru.