Урок тему стандартный вид числа. Урок "стандартный вид числа"


Введение

Изучение права в современной школе занимает не менее важную нишу, чем изучение родного языка, истории, математики и прочих базовых предметов. Гражданское самосознание, патриотизм и высокая нравственность современного человека во многом зависит от его знания и уважения законов общества и своей страны.

Юридическая подготовка важна не только для профессионалов данной области, но и для людей, не имеющих прямого отношения к праву, т.к. элементарные правовые знания необходимы для решения различных жизненных ситуаций. Особенно важны эти знания для подростков в качестве предотвращения совершения ими различных правонарушений. Актуальность работы обусловлена постоянно функционирующим процессом модернизации образования в целом, а так же необходимостью общих исследований в области преподавания права в старших классах.

Целью работы является исследование понятия «нестандартный урок», а также изучение его роли в преподавании права в старших классах. Из цели можно выделить следующие задачи:

1. Изучить понятие «стандартная форма урока», охарактеризовать основные типы и виды;

2. Исследовать термин «нестандартный урок», дать краткую характеристику типов и видов подобных занятий;

3. Исследовать наиболее подходящие для старших классов формы организации урока, возможность их применения на уроках права.

Данная тема в настоящее время активно изучается рядом исследователей. Работы Стефановской Т. А., Прашкович Н. П., Соколовой Л. Н. и др. дают обширный теоретический материал по теме. В их исследованиях рассматриваются вопросы определения понятия «нестандартный урок», видов подобных занятий, наиболее подходящих для определенной возрастной группы. К сожалению, тема еще изучена недостаточно, что не дает возможности иметь единую теоретическую базу, но позволяет ознакомиться с различными точками зрения авторов на проблему.

Объектом исследования являются нестандартные формы уроков права в старших классах, нацеленные на более эффективное преподавание права и повышение мотивации учащихся к изучению учебного предмета.

Предметом являются непосредственно виды нестандартных уроков права.

Структура работы. Работа состоит из оглавления, введения, 2 глав, включающих в себя 4 параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Стандартные и нетрадиционные формы уроков

Определение, типы и основные виды уроков

В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Урок - это особенная форма организации обучения, при которой учитель руководит познавательной деятельностью учащихся, учитывая особенности каждого из них, с помощью различных видов, средств и методов, нацеленных на то, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития их познавательных способностей. В условиях классно-урочной системы проходят занятия в большинстве общеобразовательных учебных заведений. Уроки проводят в течение установленного времени в специально отведенных для этого местах.

Типология уроков весьма спорный и актуальный вопрос современной педагогики. Множество авторов предлагают свои основания в выделении различных типов уроков. Мы обратимся к работе М.И. Махмутова Махмутов М. И. Современный урок. М., 1981. С. 77., в которой было предложено разграничение уроков по цели организации в соответствии с общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. Рассмотрим каждый из типов уроков, их краткую характеристику и возможные виды их проведения, соответствующие каждому типу.

1) Уроки изучения нового учебного материала.

Целью такого урока является овладение учащимися новым материалом посредствам усвоения новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формирования системы ценностных ориентаций. Формы уроков изучения нового учебного материала весьма разнообразны: урок-лекция, обсуждение с учениками отдельных вопросов новой темы, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, документами и другими источниками. Из этого можно выделить определенные виды уроков, например, урок-лекция, урок-семинар, урок теоретических и практических самостоятельных работ. Время урока отводится на работу учащихся с новым материалом, в ходе которой применяются всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников, такие как придание изложению нового материала проблемного характера, использование учителем ярких примеров, фактов, подключение учащихся к обсуждению их, подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения. Все это нацелено на содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и умение поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся при работе с ним. Кроме этого, общим является и то, что на уроке, в ходе изучения нового материала, идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя, не опираясь на уже пройденный материал, не применяя его при выводах каких-то новых положений.

2) Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.

Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках:

а) систематизация и обобщение новых знаний;

б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;

г) формирование умений и навыков;

д) контроль хода изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков; уроки повторения и др.

Видами этого типа уроков являются: уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа -- устных или письменных упражнений); урок-лабораторная работа; урок практических работ; урок-экскурсия; урок-семинар.

3) Уроки обобщения и систематизации.

Уроки данного типа ставят перед собой цель установления уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по ключевым вопросам программы, а также проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении четверти, полугодия и за весь год обучения.

Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков, которые применяются в рамках всех пяти типов уроков. Спецификой же их является то, что учитель каждый раз при проведении урока заранее обозначает вопросы - проблемы для повторения, указывает заранее источники, которыми учащимся необходимо воспользоваться, проводит при необходимости обзорные лекции, задает задания учащимся для коллективно-группового их выполнения вне урока, проводит консультации как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, дает рекомендации по самостоятельной работе. В старших классах наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, или уроки-семинары, на которых углубляется или систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материала в целом, а также уроки, на которых учащиеся целеустремленно (отдельно или группами) решают творческие задачи теоретического или практического характера.

4) Комбинированный урок.

Это наиболее распространенный тип уроков, на которых решаются дидактические задачи трех типов уроков, описанных выше. Основными элементами подобных уроков являются:

а) организация учащихся к занятиям;

б) повторение и проверка знаний учеников, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях, актуализация необходимых знаний для последующей работы;

в) изучение нового материала и организация учителем работы учащихся по его осмыслению и усвоению;

г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;

д) дача учителем домашнего задания и объяснений по его выполнению;

е) подведение итогов урока с выставлением оценок за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

Эффективность и результативность комбинированного урока зависит от четкого определения целевых установок урока, от ответа учителя на вопрос о том, чему он должен научить учащихся, как использовать занятия для разумной организации их деятельности.

5) Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Уроки этого типа предназначаются для «оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей» Пидкасистый П. И. Педагогика. Учеб. пособие. М. 2006. С. 313-314.. Автором классификации выделяются следующие виды уроков, характерные для этого типа: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены и др. Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся является экзамен по курсу в целом.

После проведения уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.

Следует иметь в виду, что перечисленные типы уроков в "чистом" виде редко встречаются в практике. Чаще функции одного типа урока вплетаются в структуру другого типа.

Выбирая тип и вид урока, учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Немаловажную роль играют также имеющиеся в школе средства обучения и подготовленность самого учителя к проведению различных занятий.

LOGO План Отбор содержания: ЕГЭ как друг? 5 Гуманитарность против компетентности 6 7Формы урока. Таланты и здоровье 8 «Сгорел на уроке»


LOGO 1. До звонка на «стандартный» урок Разработка основной образовательной программы школы, включающей: - пояснительную записку - планируемые результаты освоения основной образовательной программы учебный план(ы) программу формирования универсальных учебных действий рабочие программы учебных предметов, курсов программу духовно-нравственного развития, воспитания программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программу коррекционной работы систему оценки достижения планируемых результатов


LOGO 1. До звонка на «стандартный»урок -разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ - приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников -определен список учебников и учебных пособий -определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся -разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС -осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов -обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС


LOGO ИДЕАЛ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА « Любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;


LOGO социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; ИДЕАЛ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА


LOGO осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека» ИДЕАЛ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА


LOGO Литература как школьный предмет не отвечает за любовь к языку и культурным традициям, а, скажем, физкультура – за здоровый образ жизни. Эти постулаты едины для всего образовательного пространства школы. Снимает ли это ответственность с предметника? ИДЕАЛ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА


LOGO КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ: УМЕНИЯ ЛичностныеМетапредметныеПредметные


LOGO ЛИЧНОСТНЫЕ УМЕНИЯ 1.готовность и способность обучающихся к саморазвитию, и личностному самоопределению 2. сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности 3. социальные компетенции правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, сформированность основ гражданской идентичности способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;


LOGO МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) обеспечивающие овладе- ние ключевыми компетен- циями, составляющими основу умения учиться способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотруд- ничества с педагогами и сверстниками способность к построению индивиду- альной образовательной траектории владение навыками исследователь- ской, проектной и социальной деятельности


LOGO МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ 1) самостоятельно: цели, планы, контроль и корректировка, различные ресурсы успешные стратегии; 2) продуктивно общаться и взаимодействовать, учитывать позиции другого (делать все вышеназванное совместно), эффективно разрешать конфликты;


LOGO МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ 3) исследования, социальные и учебные проекты цели и задачи, планирование, гипотез и плана ее проверки; наблюдения и эксперименты, количественные и качественные методы обработки и анализа; построение доказательств и формулирование выводов; представление результатов исследования отчет и презентация с использованием ИКТ;


LOGO МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ 4) работа с информацией поиск самостоятельный отбор источников; систематизация, критическая оценка и интерпретация; хранение, защита, передача и обработка, перевод видов информации один в другой (визуальная в вербальный и т.д.) включение внешкольной информации;


LOGO МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ 5) строить логическое доказательство; 6) назначение и функции социальных институтов, ориентация в социально-политических и экономических событиях, оценка их последствий, самостоятельное принятие решений с учтом ценностей; 7) использовать, создавать и преобразовывать записи, схемы и модели для решения задач; 8) умение понимать значение языка для культуры, как средства коммуникации.


LOGO ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.


LOGO Следствия на уроке: В центре внимания проблема: -Анализа условий задачи; -Определения критерия -Вариативность и обоснованный выбор -Метод Проблемный и исследовательский подход: (переход от изложения материала к его открытию) Возвращение к эвристическому мышлению Опора на факты и картины сегодняшнего дня и актуальных потребностей ребенка


LOGO Значимость формирования собственной позиции ребенка, собственного суждения (кейс: учебник пишет…, в статье сообщены факты, я думаю…., а ваше мнение?) Анализ ситуаций, требующих предметного знания в жизненных и профессиональных ситуаций; Активное вовлечение в образовательный контекст опыта близкого окружения учителя и ребенка


LOGO Освоение каждым педагогом кейс-технологии (проблемное мышление): Какова информация? В чем проблема? Каковы критерии? Каковы возможные методы? Выбор и реализация.


LOGO Равенство разных источников проблемных ситуаций: - общечеловеческий контекст; - личностный контекст


LOGO Признаки «стандартного» урока 1. На уроке учащиеся анализируют достаточное количество: -аутентичных источников информации; -актуальных жизненных ситуаций; - текстов различной природы (диаграмма, таблица, рисунок, видеофрагмент, аудиофрагмент)


LOGO 2. На уроке вопрос используется как исследовательский метод, проверка же происходит в виде формулировки точного задания, формата его выполнения и критерия оценивания Признаки «стандартного» урока


LOGO 3. На уроках педагоги стремятся развивать общеучебную культуру: - коммуникационную; - организационную; - проективную. Признаки «стандартного» урока


LOGO 4. Делается ставка на концепцию множественного интеллекта и развитие индивидуального стиля обучения обучение Опыт Рефлексия концепция эксперимент Признаки «стандартного» урока


LOGO 5. Урок становится пространством диалога между личностью и культурой, возникающем при посредничестве учителя 6. Уважение к ключевым правам личности: -Защита чести и достоинства -Уважение прав личной жизни -Уважение к личному мнению Признаки «стандартного» урока


LOGO 7. Забота о познавательном интересе как ключевом критерии успешности: -юмор; -проблемность; -связь с жизнью; -разнообразие форм; -поддержка позитивных эмоций и имиджа Признаки «стандартного» урока


LOGO 8. Урок перестает быть «Каплей воды», ценность урока только в тесной связи с общим процессом жизни школы; интеграции с другими уроками, включенностью в контекст решения значимых задач жизнедеятельности школы, семьи, общества Признаки «стандартного» урока


LOGO 9….. На партах учебники нового поколения Качественно обновлена библиотека Развиты интегративные учебные проекты (образовательный туризм, выставки, спектакли и т.д.) Активно задействованы средства ИКТ Признаки «стандартного» урока


LOGO 9….. Происходит существенная перегруппировка целей: развитие успешного ученика в начальной школе; развитие личности (социального человека) в общеобразовательной школе; развитие будущего профессионала в старшей школе Признаки «стандартного» урока


LOGO Смыслы уроков. Зачем учиться? Методы стимулирования и мотивации учения 1.1. Методы формирования интереса к учению - Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др Методы формирования долга и ответственности в учении - Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др. НО: коммуникация, саморазвитие, поощрение?


LOGO Смыслы уроков. Зачем учиться? В.И. Даль: урок, срочная задача ученику или рабочим. задать кому урок. земляники работают на урок. выучить урок, отработать урок в один шабаш. в сем знач. говор. урка, урки (вост. сев.), вм. урока, уроки к урокам, задачам или ученью относящс. урочная работа, на шабаш, по отработке которой люди свободны


LOGO Смыслы уроков. Зачем учиться? Без систематического повторения, постоянного возвращения к главной теме, без проектирования блока (модуля) уроков с разнообразием форм уроков внутри него добиться можно немногого Блок уроков. Модуль. Связь с внеурочными формами обучения и внеурочной деятельностью


LOGO Ценности и цели Воспитание важнее обучения, развитие важнее информации Ценности будущего человека и гражданина: справедливость, патриотизм, любовь к семье, истине, уважение к труду, искусство, гражданственность В.И. Даль: урочить (от урекать, урек, урок), бол.уптрбл. с прдл. испортить недобрым, завистливым взглядом, сглазить, опризорить, или наслать на кого болезнь, или испортить кого знахарством. заурочить, обурочить рабочих, задать уроки. изурочить кого, сглазить, опризорить. переурочить межи, перенести. приурочить растенье, усвоить его местности. -ся, страдат. и возвр.


LOGO Отбор содержания ЕГЭ как друг? Часть работы Число заданий Max. первичный балл % max. первичного балла от общего max. первичного балла (59) Часть,9 Часть Часть,1 Итого


LOGO Отбор содержания ЕГЭ как друг? ЗаданиеУмения С1, С2 видеть структуру текста Искать информацию: видеть структуру текста. Преобразовывать текстовую информацию. С3, С4 Формулировать теоретические аргументы. Приводить примеры. С5 Видеть структуру понятия Видеть структуру понятия. Давать определение. Приводить примеры. С6Приводить примеры. С7Анализировать информацию. Применять знания Формулировать теоретические аргументы Формулировать теоретические аргументы, выводы, прогнозы, оценки. Приводить примеры. С8 Видеть структуру понятия Видеть структуру понятия. Составлять план. С9К1 Раскрывать суть высказывания. Формулировать теоретические аргументы. К2 Формулировать теоретические аргументы. К3 Приводить примеры.


LOGO Стержневые умения и их вес в баллах Видеть структуру понятия – 3 (С6 и С8) Видеть структуру текста – до 4 (С1 и С2) Формулировать теоретические аргументы – до 10 (С3, С4, С7, С9) Приводить примеры – до 13 (С3, С4, С5, С6, С7, С9) Другие умения Искать информацию – 1 Преобразовывать текстовую информацию – 1 Давать определение – 1 Анализировать информацию. Применять знания – до 1 Формулировать выводы, прогнозы, оценки – до 1 Раскрывать суть высказывания – 1 (5) Стержневые умения LOGO СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Педагогическая наука и практика предлагают достаточно широкий спектр таких форм обучения, которые не только способствуют прочному закреплению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют практические навыки, прививают деловые качества, столь необходимые в реальной жизни. В последнее десятилетие в школе стали необычайно популярны уроки-игры, уроки-викторины, уроки-пресс-конференции, ток-шоу и т.п., в старших классах широко применяются вузовские формы обучения (лекция, семинар, коллоквиум). Однако и возможности стандартного сорокапятиминутного урока далеко не исчерпаны, требуется лишь внести в учебный процесс некоторые коррективы. По мнению А.Н. Леонтьева, чтобы неформально усвоить материал, нужно «не отбыть» учение, а прожить его, нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащихся». Этого вполне возможно достичь, если, во-первых, актуализировать тематику урока, говорить на нем о событиях и проблемах сегодняшнего дня; во-вторых, обращаться не только к разуму, но и к чувствам детей; и, в-третьих, рассматривать урок как звено в непрерывной деятельности ученика, используя интеграцию школьных предметов одного цикла (например, гуманитарного) и различных форм внеурочных занятий. Приведу пример подобной работы.

Готовясь к изучению рассказа В. Вересаева «Состязание» в шестом классе, мы с детьми начали разговор о том, что такое красота и каковы ее эталоны. Ученикам было предложено принести на урок репродукции картин, фотографии, плакаты с изображением тех, кого они считают эталоном красоты. Многие девочки с энтузиазмом демонстрировали постеры Алсу, Бритни Спирс, Натальи Орейро, Бреда Питта и других звезд шоу-бизнеса и голливудского кинематографа. Тем удивительнее и приятнее было видеть, что пять-шесть человек в классе сочли эталонами красоты собственных мам (или старших сестер и братьев).

На уроке, после того как дети внимательно рассмотрели и обсудили все принесенное, я попросила их написать сочинение-миниатюру: «Почему (имярек) для меня - идеал красоты?» Получились довольно любопытные ответы. Вот несколько фрагментов.

Яна М.: «Эталоном мужской красоты я считаю Владимира Высоцкого. Может, со мной кто-нибудь не согласится, но я часто пересматриваю старые фильмы с его участием, и мне кажется, что именно он образец мужественности, надежности и силы. У него всегда красивое выражение глаз - грустное, усталое, мудрое. Когда он начинает говорить своим хриплым голосом, мне становится страшно жаль, что он умер так рано».

Саша Ш.: «Идеал красоты для меня моя мама. Она высокая, стройная, с голубыми глазами и волосами, как у куклы. У нее музыкальные пальцы, звонкий смех, очень длинные ресницы. В ней идеально все, кроме, может быть, характера, когда она сердится».

Женя С.: «У меня очень красивая сестра. У нее внешность фотомодели, правда, она не такая высокая, как нужно, и манекенщицей и фотомоделью ей не стать. Но у нее очень стройная фигура, яркие губы, карие глаза и золотистые волосы (свои, она их не красит). И еще у нее очень красивая улыбка и зубы ровные, не как у меня».

В конце урока некоторые сочинения ребят (по их желанию) были зачитаны. При этом в классе царила атмосфера неподдельного интереса и доброжелательности ко вcем рассказчикам. Важно также отметить (и дети это сделали), что очень многие в своих кумирах ценят не только физическую, но и духовную привлекательность. К примеру, девочки, поклонницы Алсу, с гордостью сообщали, что эта певица не курит, не употребляет крепких спиртных напитков, много работает, получает хорошее образование и почти не посещает модных «тусовок». Эти сведения, почерпнутые из журналов и газет, были для учениц не менее важны, чем внешние параметры девушки, которую они сочли своим идеалом.

Домашнее задание было довольно необычным. Детям предстояло ответить на вопрос, считают ли они красивыми себя. При этом заранее обговаривалось условие: пишется «чистая правда», но если ученик не хочет, чтобы его сочинение-миниатюра зачитывалось вслух, он ставит на титульном листе «звездочку» (*). Если же он не возражает против нарушения конфиденциальности, то рисует «плюс» (+) красным или синим фломастером. Результаты превзошли мои ожидания. Сочинения были удивительно искренними и трогательными. Дети не побоялись написать о себе такие вещи, в каких даже взрослый человек очень редко признается кому-либо, кроме самых близких (а может, и не признается никому вообще). Вот лишь несколько отрывков из работ, помеченных знаком «+».

Катя К.: «Я обыкновенная девочка. Нос как нос, рот как рот, руки и ноги на месте. Все же в свободное время я не прочь повертеться перед зеркалом. Люблю примерять разные наряды (в том числе и мамины), ведь у меня неплохая фигура. Люблю делать из своих густых волнистых волос всякие замысловатые прически. У меня необычные восточные глаза, которые я пока не умею подкрашивать. Но зато с формой ногтей на руках мне повезло. Здесь я вовсю проявляю творчество, рисую все, что в голову придет. Это называется «художественный маникюр»... Характер у меня вполне миролюбивый. Я не люблю сплетничать и выдавать чужие секреты. А если я что-то задумаю сделать, то стараюсь всегда довести это до конца».

Виталик А.: «Я добрый и хороший человек. У меня карие глаза, немного вздернутый нос и длинные ноги. Волосы у меня темного цвета, прическа типа «ежик». У меня большие уши, чтобы все слышать на уроках, но они почему-то не работают. Вот такой я».

Соня С.: «Мне в себе ничего не нравится. У меня невыразительное лицо. Мне ничего не нравится».

Саша Р.: «Я крепкого телосложения, плечи у меня широкие, рост высокий. Волосы у меня темные, глаза большие карие... По натуре я человек добрый, отзывчивый, у меня хорошо развито чувство ответственности за порученное дело. Обладаю чувством юмора. Но я не идеален внешне и внутренне, мне необходимо еще много трудиться».

Лена Б.: «Я считаю, что у меня красивые волосы, а также глаза. Мне нравится мое лицо. Я считаю, что соответствую идеалу красоты эпохи Возрождения. Но я слишком полная, у меня слишком большой размер ноги, а волосы никогда нормально не причесываются.

Единственное, что мне нравится в моем характере, - это мой ум. А так я очень вспыльчивая, у меня переменчивое настроение, и я легко могу обидеть человека».

Наташа И.: «Каждый человек по-своему красив и привлекателен. Мне трудно судить о моей внешней красоте, ведь физический облик дается нам от рождения и многое в нем можно совершенствовать. Моя красота, может быть, мой спокойный, уравновешенный характер. «Какие у нее красивые глаза! Какие потрясающие джинсы!» - это очень сомнительные комплименты. Я думаю, что нужно добиваться, чтобы люди говорили: «Какой она приятный и милый человек, какая обаятельная и скромная девушка».

На следующем уроке мы обсудили несколько ученических работ, после чего перед детьми выступил искусствовед из Калининградской художественной галереи. Он рассказал, какие эталоны красоты существовали в древнем мире, в эпоху средневековья, в ХVII и XVIII куртуазных и галантных веках, в эпоху романтизма и т.д. Демонстрируя слайды (портретную живопись Рокотова, Боровиковского, Брюллова, Кипренского, Серова), лектор наглядно показал ученикам, как с течением времени менялось у людей разных стран и социальных групп представление о красоте. Затем ученики получили возможность познакомиться с фотоальбомом «Русская красота в изгнании» - и были потрясены тем, какие красивые и одухотворенные лица у женщин, запечатленных на фотографиях первой трети ХХ века. В процессе обсуждения дети говорили: «Как странно, что в начале ХХ века у всех фотомоделей были разные лица. А сейчас - почти одинаковые». Завязалась дискуссия о том, нужно ли вообще проводить конкурсы красоты и что такое красота: соответствие определенным стандартам (к примеру, 90-60-90) или, напротив, оригинальность и «необщее выражение» лица. Таким образом, дети естественно подошли к обсуждению темы, что такое красота: «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»

Домашним заданием стало чтение рассказа «Состязание» и ответ на вопросы: в чем состоит идеал Красоты для Дважды Венчанного? А для Единорога? Детям было предложено ответить на эти вопросы письменно (составить таблицу), выписав из текста цитаты, подтверждающие тот или иной тезис. И, наконец, на третьем уроке, посвященном изучению данной темы, дети, работая с фрагментами текста, в ходе дискуссии ответили на вопрос: почему же в состязании двух художников победил не прославленный Дважды Венчанный, а его ученик, нарисовавший простую и скромную Зорьку? (Он показал, что каждый человек красив, если взглянуть на него полными любви глазами).

Система уроков и домашних заданий такова:

1. Первый час - урок-беседа об эталонах красоты; классное сочинение-миниатюра на тему: «Почему... (имярек) для меня является идеалом красоты?». Домашнее задание: письменное рассуждение на тему, считает ли ученик красивым себя.

2. Второй час. Урок развития речи: обсуждение детских работ; лекция искусствоведа. Домашнее задание: чтение рассказа, ответ на вопросы.

3. Третий час. Урок-дискуссия по тексту произведения.

Примечание. Чтобы не перегрузить детей письменными домашними работами, учитель может совместить домашнее задание по литературе с домашним заданием по русскому языку. В результате рассказ, который имел все шансы оказаться непонятым шестиклассниками (в силу отвлеченности сюжета и особенностей творческой манеры Вересаева), стал для них одним из самых понравившихся и запомнившихся произведений в курсе литературы 6-го класса (об этом свидетельствуют читательские анкеты, заполненные детьми в конце IV четверти).

Подобную систему уроков можно выстроить при изучении других произведений: повести Гоголя «Портрет» (проблема, с которой столкнулся художник Чартков: как запечатлеть на холсте красоту и что это такое), романа «Евгений Онегин» Пушкина (Татьяна, которая «не отличалась красотой» своей сестры), «Капитанской дочки» Пушкина (была ли красива Маша Миронова).

Чтобы быть успешным, урок должен стать звеном в непрерывной деятельности учащихся, а его тематика призвана будить познавательный интерес. Подобная система уроков и домашних заданий не только позволяет ученикам получить большой объем информации, но и создает атмосферу неподдельного интереса к изучаемому произведению, внимания и уважения к другому человеку. Дети чувствуют себя свободно, повышается их самооценка, они эмоциональны и искренни.

Использование актуального материала и взаимодействие урочных и внеурочных занятий позволяют полнее реализовать развивающий потенциал учебно-воспитательного процесса и его единицы - урока; помогают решать одну из важнейших задач педагогики - задачу целостного формирования индивидуальности.

Татьяна Птицына

Сценарий урока

Алгебра 8 класс

Учебник: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова.

Учитель: Г.П. Хлыстова

Тип урока: ОНЗ

Тема урока: «Стандартный вид числа»

Основные цели:

1) формировать знания о стандартном виде числа;

2) формировать способность строить алгоритмы на примере алгоритма записи в стандартном виде;

3) формировать умение применять алгоритм при представлении чисел в стандартном виде и действий с ними;

Оборудование.

Демонстрационный материал:

Если а ≠ 0 и n – целое отрицательное число, то

Оборудование: техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в MicrosoftPowerPoint.

ХОД УРОКА

I. 1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Над какой темой вы работали на прошлых уроках? Сегодня на уроке вы продолжите работать с темой «Степень с целым показателем и узнаете что-то новое. Готовы к открытию новых знаний?

С чего вы всегда начинаете работать на уроке? (С устной работы.)

Какие задания вы выполняете на устной работе? (Задания на повторение.)

А с какой целью проводится повторение в начале урока? (…)

Молодцы! Итак, какой следующий шаг в работе? (Устная работа.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Выполните задания (проверка на экране). Если вы правильно выполнили задания, то вы должны получить слово – СТАНДАРТ.
Что такое стандарт? Где вы встречались с этим словом? Что оно означает?
Стандарт (от англ. – standard ) Образец, эталон, модель, с которым сопоставляются, сравниваются подобные объекты, процессы. (Универсальный энциклопедический словарь). Т.е., когда говорят о стандарте, людям легче представить о чем идет речь

В окружающем нас мире мы сталкиваемся с очень большими и очень маленькими числами.

Удобно ли записывать числа в таком виде? Почему? (Занимают много места, тратится много времени, сложно запоминать.)
– Как вы считаете, какой выход нашли из этой ситуации?
(Записывать числа с помощью степеней.)

Мы уже с вами знаем, как записывать большие и маленькие числа с помощью степени числа.

Запишите массу Земли, используя степень числа разными способами. 598 10 25 г. Теперь запишите массу атома водорода. 17 10 –20 г. А можно ли по другому записать эти числа, используя степени? Попробуйте! 59,8 10 26 , 5,98 10 27 ; 0, 598 10 28 ; 5980 10 24 .
17 10
–20 ; 1,7 10 –19 ; 0,17 10 –18 ; 170 10 –21 ;

Все результаты правильные.

Запишите массу Земли и массу атома водорода в стандартном виде. Какое это для вас задание?

У кого нет ответа? Что не смогли?

У кого есть ответ? Обоснуйте свой ответ.

3. Выявление места и причины затруднения

Какое задание стояло перед вами?

Одни не смогли, другие не могут доказать. Значит, у нас возникло затруднение.

Давайте разберемся, в чем оно.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Какую цель вы поставите перед собой?(Узнать способ записи чисел в стандартном виде и научиться этим способом пользоваться)

Сформулируйте тему урока.

Какие средства вы можете использовать, чтобы узнать что-то новое? (Можно использовать учебник, справочник.)

Откройте, пожалуйста, учебники на странице 211

Возможный вариант плана:

2) Найти определение стандартного вида числа.

3) Подумать, какие знаки имеют множители

в определении.

4) Сделать вывод, каким может быть число α .

5) Проанализировать, что такое а и n .

6) Составить алгоритм записи числа

в стандартном виде

5. Реализация построенного проекта

Расставьте правильно шаги алгоритма, который есть на каждом столе.

    Поставить в данном числе α запятую так, чтобы в целой части оказалась одна цифра, отличная от нуля.

    Определить знак порядка числа n .

Если n > 0, то ≥ 10, если n < 0, то 0< < 1 , если n =0, то 1≤ <10 (Если порядок положительный, то число больше 10, если – отрицательный – число меньше 1, а если равен нулю, то число находится в промежутке от 1 до 10)

В стандартном виде можно записать любое положительное число!!!
Почему?
(По определению. Т.к. первый множитель число, принадлежащее промежутку от }







2024 © psynadin.ru.