Причины войны армении и азербайджана карабах. История катастрофы


В начале XIX века, в период, предшествовавший вступлению Азербайджанских Ханств в состав Российской империи, азербайджанцы составляли значительную долю населения территории современной Армении, являвшейся тогда частью Иреванского (Эриванского) ханства.

Согласно армянскому историку Джорджу Бурнутяну, в первой четверти XIX века мусульмане составляли 80 % населения Эриванского ханства, остальными 20 % являлись христиане (армяне). (George A. Bournoutian. «Eastern Armenia in the Last Decades of Persian Rule, 1807-1828», Malibu: Undena Publications, 1982, рр. 22, 165).

После присоединения Иреванского ханства к Российской империи в 1828 году многие азербайджанцы массово покинули эту территорию, а на их место прибыли армянские переселенцы из Персии, а затем и Османской Турции. Подобные миграционные процессы в меньших масштабах продолжались до конца XIX века. К 1832 году на территории бывшего Иреванского ханства армяне по численности уже перегнали мусульман.

Согласно Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, к началу XX века азербайджанцы населяли «почти всю Русскую Армению». Их численность в Эриванской губернии составляла почти 300 тысяч человек или 37,5 %. Азербайджанцы по численности преобладали в четырёх из семи уездов губернии, включая город Эривань (нынешний Ереван), где они составляли 49 % населения (по сравнению с 48 % армян). Путешественник Луиджи Виллари, посетивший регион в 1905 году, сообщает, что азербайджанское население Эривани в целом было зажиточнее армянского; им принадлежала большая часть земли . («Fire and Sword in the Caucasus by Luigi Villari, London, T. F. Unwin, 1906: p. 267).

В 1905-1906 годах Эриванская губерния явилась ареной стычек между армянами и азербайджанцами (известных у современников как «армяно-татарская резня»).

Напряжённость вновь возросла после распада Российской империи, когда в 1918 году Азербайджан и Армения стали независимыми республиками. Дашнакская Армения приступила к аннексии азербайджанских земель в Зангезуре и Верхнем Карабахе. Началось массовое уничтожение и изгнание мирного азербайджанского населения Армении, с целью заселить здесь армянских переселенцев из Османской Турции. По словам американского историка Ф. Каземзаде, цитирующего армянского историка А.Боряна, дашнакское правительство независимой Армении 1918-1920-х годов было создано не для управленческих нужд, а для «изгнания мусульманского населения и захвата их собственности». (Firuz Kazemzadeh, PhD, University of Harvard, «The struggle for Transcaucasia, 1917-1921», Philosophycal Library inc., NY, USA: 1951 г., стр. 214-215).

В советское время азербайджанцы, на протяжении многих веков жившие в Армении, планомерно подвергались дискриминации и вытеснению на социальную обочину, что привело к серьёзным изменениям в этнической картине страны. Несмотря на это, азербайджанцам удалось остаться самым многочисленным этническим меньшинством Армении вплоть до Карабахской войны конца XX века. После советизации в Армению вернулось относительно немного азербайджанцев; перепись 1926 года зафиксировала лишь 78 тысяч. К 1939 году их численность возросла до 131 тысяч.

В 1947 году Советом Министров СССР принято постановления «О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР». В результате чего около 100 тысяч азербайджанцев подверглись переселению «на добровольных началах» (а по сути депортации) в безлюдную Муганскую степь Азербайджана. В течение следующих четырёх лет азербайджанцы депортировались из Армении, уступая места своего проживания прибывавшим из-за рубежа армянским репатриантам . К 1959 году численность азербайджанцев в Армении сократилась почти вдвое и составила 107 тысяч . Затем пошел процесс выживания оставшихся в Армении азербайджанцев из Еревана и крупных городов. В Ереване численность азербайджанцев, некогда составлявших большинство населения, упала в процентном отношении до 0,7 % в 1979 году и 0,1 % — в 1989.

Процесс вытеснения азербайджанцев из Армении проходил в вялой форме, в том числе и течении 60-70-ых гг. XX века, когда закрывались азербайджанские культурные и образовательные учреждения, закрывались газеты на азербайджанском языке, происходил исход образованной части азербайджанского населения и азербайджанской интеллигенции из Армянской ССР.

В результате этих процессов, к 1987 году, подавляющее большинство азербайджанского населения в Армянской ССР стали крестьянами, жившими, в основном, в высокогорных районах республики. По переписи 1979 года азербайджанцы в Армении составляли всего 6,5% населения (тогда как в начале XX века азербайджанцы составляли 40-50% населения).

Полная депортация азербайджанцев из Армянской ССР, связана с началом Карабахского конфликта. В период с 1987 по 1990 год, из Армянской ССР было депортировано около 200 тыс. азербайджанцев, из которых свыше 4 тыс. были изгнаны до сумгайытских событий февраля 1988 года.

Однако за несколько лет до этого, в Армении в день памяти жертв т.н. «геноцида» армян — 24 апреля 1983-го года прозвучал мощный сигнал тревоги, предвестник будущих трагических событий. Дело в том, что начиная с 1965 года по просьбе армянской стороны союзное руководство одобрило проведение мероприятий в связи с днем «геноцида» армян 24 апреля. С тех пор каждый год проводились митинги-шествия, которые нередко оборачивались беспорядками и выпадами в адрес азербайджанского населения Армении. В этот день, 24 апреля 1983 года, в центре Масисского (Зангибасарского) района на азербайджанскую свадьбу (во время свадьбы сына Керима и Соны Кафаровых) ворвались армянские экстремисты и учинили бойню. Митингующие армяне Масисского района ворвались в дом невесты и тяжело ранили 4 человек, десятки были ранены . (Сенубер Сараллы, «Геноцид.Аннотация районов. Список погибших и жестоко убитых в Западном Азербайджане в 1987-1992 гг»). После этого, пострадавшие азербайджанцы обращались с многочисленными жалобами, которые не принимались в местных органах. Возмущенные беззаконием пострадавшие были вынуждены обратиться в центральные союзные органы власти. В итоге все равно не было возбуждено уголовного дела над повинными в этом преступлении.

«В тот же день, 24 апреля 1983 года было разгромлено азербайджанское кладбище. Азербайджанцы, в знак протеста этому акту армянского вандализма, собрались на турецкой границе и провели акцию с требованиями перейти на территорию Турции . Только после этого руководство Масисского района Армении распорядилось восстановить кладбище, что было сделано в одну ночь. Между тем прибывшая на место московская комиссия в своем заключительном акте расценила трагическое событие, которое произошло на почве межнациональной розни, как конфликт на бытовой почве. Никто не понес должного наказания, и этим был дан старт следующим выпадам жестокого воинствующего национализма». (Габиб Рагимоглу, «Незабвенные имена, незалеченные раны»).

Первые угрозы со стороны армянских националистов в адрес азербайджанцев стали озвучиваться в 1986 году, когда пока что неофициально в некоторых кругах армянской диаспоры за рубежом был поднят «карабахский» вопрос. В том же году и в следующем 1987 году в Азербайджане стали появляться беженцы, в основном из Кафанского и Мегринского районов Армении. В 1986-1987 годах правительство Азербайджанской ССР принимает специальные постановления (правда, не афишируя это в интересах «дружбы народов») об этих беженцах, расселённых в Сумгайыте и вокруг него.

Заявление советника главы СССР Михаила Горбачева академика Абела Аганбегяна в 1987 году в Париже газете «Юманите» по поводу его желания «видеть НКАО в составе Армении» было расценено в Армении как согласие М.Горбачева на присоединение Нагорного Карабаха к Армении. Эти разговоры со скоростью молнии распространились в республике, что и положило начало межнациональному конфликту. От этой искры вскоре разгорелся пожар антиазербайджанской истерии по всей Армении.

Согласно британскому журналисту Тому де Ваалу, армянскими экстремистами в ноябре 1987 года были изгнаны азербайджанцы из Кафанского района Армении. Британская BBC также распространила информацию о том, что 25 января 1988 года азербайджанцы изгоняются из Кафанского района Армении.

Со слов очевидцев известно, что трагедия разразилась на юге Армении, в Мегринском и Кафанском районах, в деревнях компактного проживания азербайджанцев. В ноябре 1987 года на железнодорожный вокзал Баку прибыли два товарных вагона с азербайджанцами, вынужденными бежать из Кафана из-за межэтнических столкновений. Очевидцы тех событий, в частности Света Пашаева — овдовевшая бакинская армянка, рассказывала, как она увидела прибывших в Баку беженцев и что она носила им одежду и еду .

В своём интервью журналисту Томасу де Ваалю, второй секретарь Кафанского райкома Арамаис Бабаян не отрицал факт того, что азербайджанцы уезжали из Кафанского района в ноябре 1987 года, но утверждал, что никакого насилия не было, «а азербайджанцы уехали потому, что чего-то испугались».

Как видим, изгнание азербайджанцев из Армянской ССР началось задолго до начала Карабахского конфликта и до событий в Сумгайыте.

Организатором массового изгнания азербайджанцев с территории Западного Азербайджана был первый секретарь Центрального Комитета (ЦК) Компартии Армении Сурен Арутюнян. Тот самый рядящийся в коммунистическую тогу дашнак, который в 1965 году, в связи с 50-летием «геноцида» армян организовывал студенческие манифестации и беспорядки в Ереване. Таким образом, коммунистическое правительство советской Армении завершило начатую дашнакским правительством в начале XX века этническую чистку азербайджанцев.

Приблизительно 25 января 1988 года в Баку прибыло четыре автобуса с азербайджанскими беженцами из Кафана. Все они были в ужасном состоянии. В основном женщины, дети и старики. Молодых было мало. Многие сильно избиты.

К февралю 1988 года механизм этой кампании по депортации был окончательно отлажен и готов к запуску. Арамаис Бабаян, в то время второй секретарь Кафанского комитета партии, подтвердил , что «как-то ночью в феврале 1988 года две тысячи азербайджанцев действительно покинули Кафанский район, но считает, что причиной этого массового исхода стали «слухи и провокации».

В феврале 1988 года третья карабахская делегация, состоящая из «писателей и художников», прибыла в Москву. Тем временем в Нагорный Карабах доставили около десяти тысяч листовок с призывом начать борьбу «за миацум» (объединение Армении и НКАО). Все дальнейшие события были скоординированы таким образом, чтобы их начало совпало с возвращением из Москвы карабахской делегации. Вот что рассказывает один из основных провокаторов межнационального конфликта, активист карабахского движения Игорь Мурадян:

«В ночь с 12 на 13 февраля эти листовки попали во все без исключения почтовые ящики Степанакерта. Никаких серьезных проблем у нас уже не было. Уже днем 12-го мы поняли, что город наш, потому что милиция, правоохранительные органы, партийные работники, — все пришли к нам и сказали: «Можете на нас положиться». Они информировали нас о намерениях КГБ, о том, кто приезжает из Баку, кто приезжает из Москвы. Мы владели всей информацией, от нас ничего не скрывали».

Как свидетельствует А.Ф.Дашдамиров (в 1988-1991гг секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР), «к 18 февраля 1988 года число азербайджанцев, вынужденных покинуть Армению в результате нагнетания атмосферы страха и насильственных действий, уже перевалило за четыре тысячи человек».

Вот несколько свидетельств азербайджанских беженцев из Армении, записанных бакинскими журналистами: «С 19 февраля мы не спали ни одной ночи. Азербайджанцы из соседних сел собрались в наш поселок им. Калинина Масисского района для безопасности . А сам поселок под охраной пограничных частей, – рассказал Гусейн Гамбаров из совхоза «Арарат» Масисского района. – Азербайджанскую школу закрыли. По ночам собирались у костра в центре села или поселка по 10–20 мужчин охранять дома. И все-таки не проходит такой ночи, чтобы не был подожжен какой-нибудь дом. Старики, женщины, дети ложатся одетыми, даже в обуви. Чтобы можно было вскочить и бежать». (Вестник Аналитики, №3 — 2005).

«В нашем селе Арташат Масисского района подожгли три дома – У. Абдуллаева, А.Садыгова и Низами, – сообщает колхозник Гумбат Аббасов. – С 19 февраля нас не пускают на базары, выращенное нашим трудом пропадает. С 19 февраля вы не найдете ни одной азербайджанской фамилии в записях больниц, поликлиник, медпунктов Армении . Хотя живет там 200 тысяч азербайджанцев. Нам не продают хлеба и продуктов. Не допускают в городской транспорт. С 19 февраля начались массовые беспричинные увольнения азербайджанцев. Нам плевали в лицо в самом прямом смысле слова и кричали: «Турки, вон, вон с армянской земли!». (Вестник Аналитики, №3 — 2005).

Российский писатель, публицист Александр Проханов, не раз бывавший как репортёр в зоне разгоравшегося армяно-азербайджанского конфликта, отмечает, что с конца 1987 года из армянского города Кафан стали изгоняться азербайджанцы. «Люди там испокон веков жили вместе, однако азербайджанцев стали изгонять из этих мест. Армяне стали инициаторами длящегося по сей день кровавого конфликта. Изгонявшиеся с Кафана азербайджанцы через горные перевалы потянулись в Азербайджан. И это зимой! В пути гибли дети, женщины, старики. Кафанский переход отразился болью и ненавистью во всем азербайджанском народе. Изгнанные из Кафана азербайджанцы прибыли в Сумгайыт, где впоследствии произошли всем известные сумгайытские события » , — вспоминает А.Проханов.

Второй секретарь (1983-1988 г.г.) ЦК Компартии Азербайджанской ССР Василий Коновалов также констатирует, что зимой 1987 года в Азербайджан начали прибывать беженцы-азербайджанцы из Кафанского, Масисского и Мегринского районов Армянской ССР. «Их изгоняли армяне. Люди хватали первые попавшиеся на глаза вещи и бежали на территорию Азербайджанской ССР. Я встречался с ними , до сих пор помню их вопросы, так и оставшиеся безответными: «Почему Москва и Баку не защитили нас от армянского экстремизма?», — вспоминает В.Коновалов.

«Беженцев с Армении расселяли в основном в Сумгайыте. Люди были раздетые, без крыши над головой. Плюс к этому ежедневно приходили все новые и новые сообщения о том, что с Армении и Нагорного Карабаха армяне изгоняют азербайджанцев . В конце концов, все это вылилось в сумгайытские события февраля 1988 года», — резюмирует В.Коновалов.

«Армянская сторона оказалась лучше готова к противостоянию и войне. Армяне действовали решительнее, быстрее, беспощаднее, им помогала уверенность в своей правоте, внушенная «историками». Они очень рано, с лета 1987 года стали настраивать себя на силовые действия. Культурное общество «Крунк» («Журавль»), как уверяют многие, было прикрытием тайной организации КРУНК (Комитет революционного управления Нагорного Карабаха). Азербайджанская реакция первое время была реакцией растерянной, застигнутой врасплох стороны » , — отмечает член Союза литераторов России, Союза журналистов России Александр Севастьянов.

Начальник штаба Гражданской обороны (1985-1991 гг.) Гянджи полковник Огтай Гаджиев вспоминает: «У меня был шофер-армянин Герасим Бабаян , он жил в поселке Воровского в Баку. Герасим рассказал мне, что переезжает из Баку в Ереван, где он уже приобрел дом. Причем, его родители категорически отказывались покидать Баку и переселяться в Ереван. Я ему и говорю, зачем же тебе переезжать, если твои родители остаются тут. И вот что он рассказал мне: «Товарищ полковник, после того, что я увидел в Армении, как там обращаются с азербайджанцами, мы не сможем тут жить нормально. На телах азербайджанцев прижигают сигареты, с женщин срывают нижнее белье. Когда эти азербайджанцы приедут сюда, нам тут жить станет уже невозможно. Только вы это никому не говорите, иначе меня убьют».

Вышеприведенные многочисленные факты и свидетельства доказывают, что изгнание азербайджанцев из Армении носило не спонтанный, а координированный характер. Имеются все основания утверждать, что действия «хулиганов» контролировались властями Армении, которые решили воспользоваться сложившейся ситуацией, и полностью изгнать из Армении азербайджанское население.

В 1988 году на одном из митингов в Ереване активист комитета «Карабах» Рафаэль Казарян (ныне — академик АН Армении) открыто призвал: «с помощью отрядов, которые были созданы заранее , всячески обеспечить эмиграцию. Впервые за эти десятилетия нам предоставлена уникальная возможность очистить Армению от этих турок. Я считаю это самым большим достижением нашей борьбы за эти десять месяцев». («Армения: двадцать месяцев борьбы. Сборник документов». Самиздат АОД. Ереван, 1989, с.15).

В результате проведения последних этнических чисток в 1988 году в Армянской ССР была проведена в жизнь последняя фаза моноэтнизации республики. В итоге, армянское населения достигло 98-99 % всего населения Армении. Ответственность за эти события была возложена на армянских националистов вместе с руководством республики, о чем даже было сказано в принятом Политбюро ЦК КПСС постановлении. Однако постановления союзного руководства преспокойно игнорировались властями Армянской ССР. Особо следует отметить, что Михаил Горбачев и его окружение были прекрасно осведомлены о том, какой беспредел и насилие творились в Армении.

Достаточно вспомнить преинтересный диалог, имевший место на глазах всего Союза между Михаилом Горбачевым и академиком АН Армянской республики ректором Ереванского государственного университета С.А.Амбарцумяном.

На заседании Президиума Верховного Совета СССР 18 июля 1988 года, посвященном ситуации вокруг НКАО Азербайджанской ССР генеральный секретарь ЦК КПСС М.Горбачёв вопрошал у С.Амбарцумяна:

М.С.Горбачев: «Скажите, в начале века сколько в Ереване составляло азербайджанское население?».

С.А.Амбарцумян: «В начале века, в Ереване?».

М.С.Горбачев: «Да».

С.А.Амбарцумян: «Затрудняюсь сказать».

М.С.Горбачев: «Вы обязаны знать. Я вам напомню – 43 процента азербайджанцев было в Ереване в начале века. Сейчас какой процент азербайджанцев?».

С.А.Амбарцумян: «Сейчас очень мало. Наверное, один процент».

М.С.Горбачев: «И я при этом не хочу обвинять армян, что они выжили оттуда азербайджанцев. Видимо, какие-то шли процессы, в которых вообще надо разобраться ».

(Материалы заседания Президиума Верховного Совета СССР, опубликованные в газете «Правда» от 19 июля 1988 года).

Интересная фраза Михаила Горбачёва о том, что в Армении «шли какие-то процессы, в которых вообще надо разобраться», ясно подтверждает то, что он знал о насильственных депортациях в результате которых азербайджанцы, составлявшие значительную часть населения Армянской ССР, были полностью изгнаны.

Согласно отчету Верховного Комиссариата ООН по делам беженцев, азербайджанское население, являющееся самым большим этническим меньшинством в Армении до 1988 года, «было изгнано из республики при участии местных властей». (стр.33-35).

Изменения демографического характера сопровождались тотальным переименованием населённых пунктов и топонимов на территории Армянской ССР. В общей сложности за период с 1924 по 1988 года было переименовано около 1000 топонимов Армянской ССР . Подобные изменения топонимов и названий населённых пунктов продолжились и в постсоветский период. Последним этапом стало переименование оставшихся на территории республики тюркских топонимов. По словам начальника Госкомитета кадастра недвижимости Армении Манука Варданяна, в 2006 году переименованы еще 57 населенных пунктов. В 2007 году переименован еще 21 населенный пункт республики. Этот процесс занял много времени в связи с тем, что имелись проблемы с выбором нового названия .

Подведя итоги можно констатировать, что начавшийся в 1987 году в Армении процесс насильственного изгнания азербайджанцев был осознанным шагом армянских националистов в руководстве страны и зарубежной диаспоры. При этом руководство Армянской ССР было уверено, что первые лица СССР – Михаил Горбачев и его окружение не будут препятствовать этому «плану», иначе армянские националисты не осмелились бы так нагло и открыто уничтожать, изгонять азербайджанское население Армении.

Этим хладнокровным националистам было совершенно безразлично, что тем самым они ставят под угрозу армянское население Азербайджана, даже наоборот – одной из целей депортации азербайджанцев из Армении было именно стремление столкнуть их с армянским населением Азербайджана. А затем, по ставшему уже для лидеров армянского национализма «классическим» методом: пострадавшие армяне были использованы в пропагандистских целях, как очередных жертв «вечно многострадального народа».

http://sumqayit1988.com/pogroms/

Усиление этнического сепаратизма эксперты считают одним из основных факторов, негативно влияющих на обеспечение региональной и международной безопасности. Ярким тому примером на постсоветском пространстве уже почти три десятилетия остается конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Изначально конфликт между Арменией и Азербайджаном был искусственно спровоцирован извне, причем рычаги давления на ситуацию находились в разных руках, которым противостояние было необходимо сначала для развала СССР, а потом для прихода к власти карабахского клана. Кроме того, разгорающийся конфликт сыграл на руку тем крупным игрокам, которые намеревались упрочить свое присутствие в регионе. И, наконец, противостояние позволяло давить на Баку для заключения с ним более выгодных нефтяных контрактов. По разработанному сценарию, события начались в НКАО и в Ереване - азербайджанцев увольняли с работы, и люди были вынуждены уезжать в Азербайджан. Затем начались погромы в армянских кварталах Сумгаита и в Баку, который, к слову, был самым интернациональным городом Закавказья.

Политолог Сергей Кургинян рассказывал, что когда зверски убивали армян вначале в Сумгаите, издеваясь над ними и совершая некие ритуальные действия, то делали это не азербайджанцы, а люди со стороны, нанятые представители международных частных структур. "Мы этих представителей знаем по именам, знаем, к каким структурам они принадлежали тогда, к каким структурам они принадлежат теперь. Эти люди убивали армян, подключали к этому делу азербайджанцев, потом убивали азербайджанцев, подключали к этому делу армян. Потом сталкивали армян и азербайджанцев, и начиналась эта управляемая напряженность. Мы это все видели, мы видели, что за этим стоит", - рассказывало политолог.

По данным Кургиняна, в то время "не имеющие никакого к этому отношения демакратоидные и либероидные мифы уже воспринимались как истина в последней инстанции, как нечто самоочевидное, как нечто абсолютно правильное, они уже управляли сознанием. Все эти вирусы уже вгрызались в сознание, и толпы бежали в нужном направлении, в направлении к собственному концу, к собственной беде, к собственному предельному неблагополучию, в котором они и оказались в последствии". Позднее такая тактика была использована для разжигания и других конфликтов.

Пути урегулирования конфликта ищет обозреватель "Вестника Кавказа" Мамикон Бабаян.

Карабахская война стала одной из самых кровопролитных на постсоветском пространстве. Народы близкими языками и культурой, веками жившие рядом, оказались разделены на два враждующих лагеря. За многолетний период конфликта погибло более 18 тысяч человек, и эта цифра постоянно растет.

Население с обеих сторон живет в постоянным напряжении в связи с частыми перестрелками, и опасность возобновления крупномасштабный войны сохраняется до сих пор. Причем речь идет не только о войне с применением огнестрельного оружия. Конфликт проявляется в разделе общего исторического и культурного наследия, в том числе национальной музыки, архитектуры, литературы, кухни.

С момента заключения перемирия в Карабахе прошло уже 25 лет, и азербайджанскому руководству с каждым годом все труднее и труднее объяснять своему обществу, по какой причине самая богатая страна региона продолжает испытывать трудности в решении вопроса восстановления территориальной целостности. Сегодня в регионе разворачивается настоящая информационная война. Хотя полномасштабные военные действия уже не ведутся (за исключением эскалации в апреле 2016), война стала явлением ментальным. Армения и Карабах живут в напряжении, которое поддерживается силами, заинтересованными в дестабилизации региона. Атмосфера милитаризации заметна на примере воспитательных программ школьных и дошкольных учреждений Армении и непризнанной "Нагорно-Карабахской Республики". СМИ не перестают заявлять об угрозе, которую они усматривают в заявлениях азербайджанских политиков.

В Армении карабахский вопрос разделяет общество на два лагеря: тех, кто настаивает на принятии ситуации де-факто без каких-либо уступок, и тех, кто соглашается на необходимость принятия болезненных компромиссов, благодаря которым удастся преодолеть кризисные послевоенные последствия, в том числе экономическую блокаду Армении. Стоит заметить, что ветераны карабахской войны, которые сейчас находятся у власти в Ереване и "НКР", не рассматривают условие сдачи занятых районов. Правящие элиты страны понимают, что попытка передать под прямой контроль Баку хотя бы часть спорных территорий приведет к митингам в армянской столице, а, может, и к гражданскому противостоянию в стране. Тем более, многие ветераны категорически отказываются возвращать "трофейные" территории, которые им удалось отвоевать в 1990-е годы.

Несмотря на очевидный кризис в отношениях, и в Армении, и в Азербайджане существует общее осознание негативных последствий происходящего. До 1987 года мирное сосуществование поддерживалось межнациональными браками. Не может быть и речи о "вечной войне" армян и азербайджанцев, так как за всю историю в самом Карабахе не существовало условий, из-за которых азербайджанское население могло покидать НКАО (Нагорно-Карабахскую автономную область

Между тем, представители армянской диаспоры, которые родились и выросли в Баку не льют негатива на своих друзей и знакомых из Азербайджана. "Народ врагом быть не может", - часто можно услышать из уст старшего поколения азербайджанцев, когда речь идет о Карабахе.

Тем не менее карабахский вопрос остается рычагом давления на Армению и Азербайджан. Проблема накладывает отпечаток на ментальном восприятии армян и азербайджанцев, которые живут за пределами Закавказья, что, в свою очередь, служит поводом для складывания негативного стереотипа взаимоотношений двух народов. Проще говоря, карабахская проблема мешает жить, мешает вплотную заняться проблемами энергетической безопасности региона, а также реализовывать выгодные для всего Закавказья совместные транспортные проекты. Но совершить первый шаг к урегулированию не решается ни одна власть, опасаясь конца своей политической карьеры в случае уступок в карабахском вопросе.

В понимании Баку начало мирного процесса - это конкретные шаги по освобождению части земель, которые в данный момент отторгнуты. Эти территории Азербайджан считает оккупированными, ссылаясь на резолюции Совета безопасности ООН времен карабахской войны 1992-1993 годов. В Армении перспектива возврата земель - крайне болезненная тема. Это связано с вопросом безопасности местного гражданского населения. За послевоенные годы, занятые территории превратились в "пояс безопасности", потому сдача стратегических высот и территорий для армянских полевых командиров немыслима. Но именно после захвата территорий, которые не входили в состав НКАО, произошло самое массовое изгнание мирного населения. Почти 45% азербайджанских беженцев происходят из Агдамского и Физулинского районов, а сам Агдам и сегодня остается городом-призраком.

Чья это территория? Прямо ответить на этот вопрос невозможно, так как археология, памятники архитектуры дают все основания полагать, что и армянское и тюркское присутствие в регионе исчисляется веками. Это общая земля и общий дом многих народов, включая и тех, которые сегодня конфликтуют. Карабах для азербайджанцев - вопрос национальной важности, так как было осуществлено изгнание и отторжение. Карабах для армян - идея борьбы народа за право на землю. В Карабахе сложно найти человека, готового согласиться на возвращение прилегающих территорий, ведь эта тема увязана с вопросом безопасности. В регионе не устранена межнациональная напряженность, преодолев которую будет возможно говорить, что карабахский вопрос в скором времени будет разрешен.

На геополитической карте мира достаточно мест, которые можно отметить красным цветом. Здесь то затихают, то вновь разгораются военные конфликты, многие из которых имеют более чем вековую историю. Подобных «горячих» точек на планете не так уж и много, но все же лучше, чтобы их не существовало вовсе. Однако к сожалению, одно из таких мест находится не так далеко от российской границы. Мы говорим о Карабахском конфликте, кратко рассказать о котором довольно сложно. Сама суть этого противостояния армян и азербайджанцев уходит корнями в конец девятнадцатого века. А многие историки считают, что конфликт между этими нациями существует гораздо более продолжительное время. Рассказывать о нем невозможно, не упомянув армяно-азербайджанскую войну, которая унесла большое количество жизней с обеих сторон. Историческая летопись этих событий ведется армянами и азербайджанцами очень тщательно. Хотя каждая народность видит в произошедшем только свою правоту. В статье мы разберем причины и последствия Карабахского конфликта. А также вкратце обрисуем сегодняшнюю ситуацию в регионе. Несколько разделов статьи мы выделим армяно-азербайджанской войне конца девятнадцатого - начала двадцатого века, частью которой являются вооруженные столкновения в Нагорном Карабахе.

Характеристика военного конфликта

Историки часто утверждают, что причинами многих войн и вооруженных конфликтов являются недопонимания среди смешанного по составу местного населения. Таким же образом можно охарактеризовать армяно-азербайджанскую войну 1918-1920 гг. Историки называют ее этническим конфликтом, но главную причину вспыхнувшей войны видят в территориальных спорах. Они были наиболее актуальными в тех местах, где исторически на одних территориях уживались армяне и азербайджанцы. Пик военных столкновений пришелся на конец Первой мировой войны. Относительной стабильности в регионе властям удалось добиться только после вхождения республик в состав Советского Союза.

Первая Республика Армения и Азербайджанская Демократическая Республика не вступали в прямые столкновения между собой. Поэтому армяно-азербайджанская война имела некое сходство с партизанским сопротивлением. Основные действия происходили на спорных территориях, где республики поддерживали ополченские отряды, созданные своими согражданами.

За все время, пока длилась армяно-азербайджанская война 1918-1920 годов, самые кровавые и активные действия происходили в Карабахе и Нахичеване. Все это сопровождалось настоящей резней, которая в итоге стала причиной демографического кризиса в регионе. Наиболее тяжелыми страницами в истории данного конфликта армяне и азербайджанцы называют:

  • Мартовскую резню;
  • резню армян в Баку;
  • Шушинскую резню.

Нельзя не отметить, что молодые советские и грузинские правительства пытались оказывать в армяно-азербайджанской войне посреднические услуги. Однако подобный подход не возымел никакого действия и не стал гарантом стабилизации ситуации в регионе. Решить проблему удалось только после того, как Красная Армия заняла спорные территории, что привело к свержению правящего режима в обеих республиках. Однако в некоторых регионах пожар войны был лишь слегка притушен и разгорался еще не единожды. Говоря об этом, мы имеем в виду Карабахский конфликт, последствия которого в полной мере не могут до сих пор оценить наши современники.

Предыстория военных действий

С самых давних времен были отмечены напряженные отношения на спорных территориях между народом Армении и народом Азербайджана. Карабахский конфликт стал всего лишь продолжением долгой и драматичной истории, разворачивающейся на протяжении нескольких веков.

Религиозные и культурные различия между двумя народами часто считали тем поводом, который привел к вооруженному столкновению. Однако реальной причиной армяно-азербайджанской войны (в 1991 году она вспыхнула с новой силой) был территориальный вопрос.

В 1905 году в Баку начались первые массовые беспорядки, которые вылились в вооруженный конфликт между армянами и азербайджанцами. Постепенно он стал перетекать на другие районы Закавказья. Везде, где этнический состав был смешанным, происходили регулярные столкновения, которые были предвестниками будущей войны. Ее спусковым механизмом можно назвать Октябрьскую революцию.

С семнадцатого года прошлого века ситуация в Закавказье полностью дестабилизировалась, и скрытый конфликт перешел в открытую войну, унесшую множество жизней.

Через год после свершения революции на некогда единой территории произошли серьезные изменения. Изначально в Закавказье была провозглашена независимость, однако новоиспеченное государство продержалось всего лишь несколько месяцев. Исторически закономерно, что оно распалось на три независимых республики:

  • Грузинская Демократическая Республика;
  • Республика Армения (Карабахский конфликт очень серьезно ударил по армянам);
  • Азербайджанская Демократическая Республика.

Несмотря на это деление, в Зангезуре и Карабахе, вошедших в состав Азербайджана, проживало немало армянского населения. Они категорически отказались подчиняться новым властям и даже создали организованное вооруженное сопротивление. Это отчасти и породило Карабахский конфликт (кратко мы рассмотрим его немного позже).

Целью армян, проживающих на озвученных территориях, было вхождение в состав Республики Армения. Вооруженные столкновения между разрозненными армянскими отрядами и войсками Азербайджана повторялись регулярно. Но ни к какому окончательному решению обе стороны не могли прийти.

В свою очередь на сложилась подобная ситуация. В ее состав вошла Эриванская губерния, густо населенная мусульманами. Они сопротивлялись вхождению в состав республики и получали материальную поддержку от Турции и Азербайджана.

Восемнадцатые-девятнадцатые годы прошлого века являлись для военного конфликта начальным этапом, когда происходило формирование противоборствующих лагерей и оппозиционных групп.

Наиболее важные для войны события происходили в нескольких регионах практически одновременно. Поэтому мы рассмотрим войну через призму вооруженных столкновений именно в этих районах.

Нахичеван. Сопротивление мусульман

Мудросское перемирие, подписанное в восемнадцатом году прошлого века и ознаменовавшее поражение сразу же изменили расстановку сил в Закавказье. Ее войска, ранее введенные в Закавказский регион, были вынуждены спешно покинуть его. Освобожденные территории после нескольких месяцев самостоятельного существования было решено ввести в состав Республики Армения. Однако делалось это без согласия местных жителей, большая часть из которых являлась азербайджанскими мусульманами. Они стали оказывать сопротивление, тем более что турецкие военные поддерживали эту оппозицию. Солдаты и офицеры в незначительном количество были переброшены на территорию новой Республики Азербайджан.

Ее власти поддерживали своих соотечественников и сделали попытку обособить спорные регионы. Один из азербайджанских лидеров даже объявил Нахичеван и еще несколько ближайших к нему районов самостоятельной Аракской Республикой. Подобный исход сулил кровопролитные столкновения, к которым мусульманское население самопровозглашенной республики было готово. Поддержка турецкой армии была очень кстати и, по некоторым прогнозам, армянские правительственные войска были бы разбиты. Серьезных столкновений удалось избежать благодаря вмешательству Британии. Посредством ее усилий на объявленных независимыми территориях было сформировано генерал-губернаторство.

За несколько месяцев девятнадцатого года под британским протекторатом спорным территориям удалось восстановить мирную жизнь. Постепенно наладилось телеграфное сообщение с другими странами, было отремонтировано железнодорожное полотно и пущено несколько поездов. Однако британские войска не могли долго оставаться на этих территориях. После мирных переговоров с армянскими властями стороны пришли к соглашению: британцы покинули район Нахичевана, а армянские военные подразделения вошли туда с полным правом на эти земли.

Данное решение привело к возмущению азербайджанских мусульман. Военный конфликт вспыхнул с новой силой. Повсеместно происходили грабежи, горели дома и мусульманские святыни. По всем районам, приближенным к Нахичевану, гремели бои и мелкие столкновения. Азербайджанцы создавали свои отряды и выступали под британскими и турецкими флагами.

В результате сражений армяне практически полностью потеряли контроль над Нахичеваном. Выжившие армяне были вынуждены покинуть свои дома и бежать в Зангезур.

Причины и последствия Карабахского конфликта. Историческая справка

Этот регион не может похвастаться стабильностью до сих пор. Несмотря на то что теоретически решение Карабахского конфликта было найдено еще в прошлом веке, в действительности оно не стало реальным выходом из сложившейся ситуации. А корнями своими она уходит в далекие времена.

Если говорить об истории Нагорного Карабаха, то хочется остановиться на четвертом веке до нашей эры. Именно тогда данные территории вошли в состав Армянского царства. В дальнейшем они стали частью и шесть столетий территориально входили в одну из ее провинций. В дальнейшем эти области не единожды меняли свою принадлежность. Они управлялись албанцами, арабами, вновь Естественно, что территории с такой историей в качестве отличительной черты имеют неоднородный состав населения. Это и стало одной из причин Нагорно-Карабахского конфликта.

Для лучшего понимания ситуации необходимо сказать, что в самом начале двадцатого века в этом регионе уже были столкновения между армянами и азербайджанцами. С 1905 по 1907 год конфликт периодически давал знать о себе кратковременными вооруженными стычками среди местного населения. Но Октябрьская революция стала точкой отсчета нового витка в данном конфликте.

Карабах в первой четверти двадцатого века

В 1918-1920 годы Карабахский конфликт разгорелся с новой силой. Поводом стало провозглашение Азербайджанской Демократической Республики. В ее состав и должен был войти Нагорный Карабах с большим количеством армянского населения. Оно не приняло новое правительство и стало оказывать ему сопротивление, в том числе и вооруженное.

Летом 1918 года армяне, проживающие на этих территориях, созвали первый съезд и избрали свое собственное правительство. Зная об этом, азербайджанские власти воспользовались помощью турецких войск и начали поэтапно подавлять сопротивление армянского населения. Первыми подверглись нападению армяне Баку, кровавая резня в этом городе стала уроком для многих других территорий.

К концу года ситуация была далека от нормальной. Столкновения между армянами и мусульманами продолжались, повсюду царил хаос, повсеместными стали грабежи и разбой. Ситуация осложнялась тем, что в регион стали стекаться беженцы из других районов Закавказья. По предварительным подсчетам британцев, в Карабах пропали около сорока тысяч армян.

Промежуточное решение Карабахского конфликта британцы, которые вполне уверенно чувствовали себя на этих территориях, видели в передаче этого региона под управление Азербайджана. Подобный подход не мог не шокировать армян, считавших британское правительство своим союзником и помощником в регулировании ситуации. Они не согласились с предложением оставить решение конфликта за Парижской мирной конференцией и назначили в Карабахе своего представителя.

Попытки решить конфликт

Свою помощь в стабилизации ситуации в регионе предложили грузинские власти. Они организовали конференцию, куда приехали полномочные делегаты из обеих молодых республик. Однако урегулирование Карабахского конфликта оказалось невозможным из-за разного подхода к его решению.

Армянские власти предлагали руководствоваться этническими характеристиками. Исторически данные территории принадлежали армянам, поэтому их притязания на Нагорный Карабах имели под собой основания. Однако Азербайджан приводил неоспоримые доводы в пользу экономического подхода к решению судьбы региона. Он отделен от Армении горами и никаким образом не связан с государством территориально.

После продолжительных споров к компромиссу стороны не пришли. Поэтому конференция считалась провальной.

Дальнейшее течение конфликта

После неудачной попытки урегулировать Карабахский конфликт, Азербайджан ввел экономическую блокаду данных территорий. Его поддерживали британцы и американцы, однако даже они были вынуждены признать такие меры крайне жестокими, так как они привели к голоду среди местного населения.

Постепенно азербайджанцы наращивали свое военное присутствие на спорных территориях. Периодические вооруженные столкновения не перерастали в полноценную войну только благодаря представителям из других стран. Но долго это продолжаться не могло.

Об участье курдов в армяно-азербайджанской войне в официальных докладах того периода не всегда упоминалось. Но они принимали в конфликте активное участие, вступая в специализированные конные отряды.

В начале 1920 года на Парижской мирной конференции было принято решение признать спорные территории за Азербайджаном. Несмотря на номинальное решение вопроса, ситуация не стабилизировалась. Грабежи и разбои продолжались, частым явлением стали кровавые этнические чистки, уносившие жизни целых поселений.

Восстание армян

Решения Парижской конференции привели к относительному миру. Но в сложившейся ситуации он был всего лишь затишьем перед бурей. И она грянула зимой 1920 года.

На фоне вновь обострившейся национальной резни азербайджанское правительство потребовало безоговорочного подчинения армянского населения. С этой целью была созвана Ассамблея, делегаты которой трудились до первых чисел марта. Однако к единому мнению тоже не пришли. Одни выступали только за экономическое объединение с Азербайджаном, а другие отказывались от любого контакта с властями республики.

Несмотря на установленное перемирие, генерал-губернатор, поставленный азербайджанским республиканским правительством управлять регионом, постепенно начал стягивать сюда военный контингент. Параллельно он ввел массу правил, ограничивающих армян в передвижениях, и составил план уничтожения их поселений.

Все это только обостряло ситуацию и привело к началу восстания армянского населения 23 марта 1920 года. Вооруженные группы напали на несколько населенных пунктов одновременно. Но добиться заметного результата получилось только в одном из них. Удержать город повстанцам не удалось: уже в первых числах апреля он был возвращен под власть генерал-губернатора.

Неудача не остановила армянское население, и на территории Карабаха с новой силой возобновился застарелый военный конфликт. В течение апреля населенные пункты переходили из одних рук в другие, силы противников были равны, и напряжение с каждым днем только усиливалось.

В конце месяца произошла советизация Азербайджана, что в корне изменило ситуацию и соотношение сил в регионе. За следующие полгода советские войска закрепились в республике и вошли в Карабах. Большая часть армян перешла на их сторону. Те офицеры, которые не сложили оружие, были расстреляны.

Промежуточные итоги

Изначально право на него было закреплено за Арменией, однако чуть позже окончательным решением стало введение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана в качестве автономии. Однако подобный итог не удовлетворил ни одну из сторон. Периодически возникали незначительные конфликты, спровоцированные то армянским, то азербайджанским населением. Каждый из народов считал себя ущемленным в правах, а вопрос о передаче региона под власть Армении поднимался неоднократно.

Ситуация только внешне казалась стабильной, что и было доказано в конце восьмидесятых - начале девяностых годов прошлого века, когда вновь заговорили о Карабахском конфликте (1988 год).

Возобновление конфликта

До конца восьмидесятых годов ситуация в Нагорном Карабахе оставалась условно стабильной. Разговоры об изменении статуса автономии периодически велись, но делалось это в очень узких кругах. Политика Михаила Горбачева повлияла на настроения в регионе: недовольство армянского населения своим положением усилилось. Народ стал собираться на митинги, звучали слова о намеренном сдерживании развития региона и запрете на возобновление связей с Арменией. В этот период активизировалось националистическое движение, чьи лидеры рассказывали о пренебрежительном отношении властей к армянской культуре и традициям. Все чаще звучали обращения к советскому правительству с призывами о выходе автономии из состава Азербайджана.

Идеи воссоединения с Арменией просочились и в печатные издания. В самой республике население активно поддерживало новые веяния, что негативно повлияло на авторитет руководства. Стараясь сдержать народные выступления, коммунистическая партия стремительно теряла свои позиции. Напряженность в регионе росла, что неминуемо привело к очередному витку Карабахского конфликта.

К 1988 году были зарегистрированы первые столкновения между армянским и азербайджанским населением. Толчком к ним послужило увольнение в одном из поселков руководителя колхоза - армянина. Массовые беспорядки были приостановлены, но параллельно в Нагорном Карабахе и Армении был запущен сбор подписей в пользу объединения. С данной инициативой группа делегатов была направлена в Москву.

Зимой 1988 года в регион стали прибывать беженцы из Армении. Они рассказывали о притеснении азербайджанского народа на армянских территориях, что добавило напряженности в и так непростую ситуацию. Постепенно население Азербайджана разделилось на две противоборствующие группы. Одни считали, что Нагорный Карабах наконец должен стать частью Армении, а другие прослеживали в разворачивающихся событиях сепаратистские тенденции.

В конце февраля народные депутаты-армяне проголосовали за обращение к Верховному Совету СССР с просьбой рассмотреть наболевший вопрос с Карабахом. Депутаты-азербайджанцы отказались голосовать и демонстративно покинули зал заседаний. Конфликт постепенно выходил из-под контроля. Многие опасались кровавых столкновений среди местного населения. И они не заставили себя ждать.

22 февраля с трудом удалось развести две группы людей - из Агдама и Аскерана. В обоих населенных пунктах сформировались довольно сильные оппозиционные группы, имеющие в своем арсенале оружие. Можно сказать, что это столкновение стало сигналом к началу настоящей войны.

В первых числах марта в Нагорном Карабахе прокатилась волна забастовок. В дальнейшем народ еще не единожды будет прибегать к подобному способу обратить на себя внимание. Параллельно на улицы азербайджанских городов стали выходить люди, выступающие в поддержку решения о невозможности пересмотра статуса Карабаха. Наиболее массовыми были подобные шествия в Баку.

Власти Армении пытались сдерживать давление народа, который все чаще выступал за объединение со спорными когда-то областями. В республике даже сформировалось несколько официальных групп, собирающих подписи в поддержку карабахских армян и проводящих в массах разъяснительную работу по данному вопросу. Москва, несмотря на многочисленные обращения от армянского населения, продолжала придерживаться решения о прежнем статусе Карабаха. Однако обнадежила представителей этой автономии обещаниями наладить культурные связи с Арменией и предоставлении ряда послаблений местному населению. К сожалению, подобные полумеры не могли удовлетворить обе стороны.

Повсюду расползались слухи о притеснениях тех или иных национальностей, люди выходили на улицы, у многих из них было оружие. Ситуация окончательно вышла из-под контроля в последних числах февраля. В это время в Сумгаите произошли кровавые погромы армянских кварталов. На протяжении двух дней правоохранительные органы не могли восстановить порядок. В официальные отчеты так и не попали достоверные сведения о количестве жертв. Власти все еще надеялись скрыть реальное положение вещей. Однако азербайджанцы были настроены проводить массовые погромы, уничтожая армянское население. С трудом удалось не допустить повторения ситуации с Сумгаитом в Кировобаде.

Летом 1988 года конфликт между Арменией и Азербайджаном вышел на новый уровень. Республики стали использовать в противостоянии условно «законные» методы. К ним можно отнести частичную экономическую блокаду и принятие законов относительно Нагорного Карабаха без рассмотрения мнений противоположной стороны.

Армяно-азербайджанская война 1991-1994 годов

Вплоть до 1994 года ситуация в регионе была крайне сложной. В Ереван была введена советская группа войск, в некоторых городах, в том числе и в Баку, власти установили комендантский час. Народные волнения зачастую выливались в массовые расправы, остановить которые было не под силу даже военному контингенту. На армяно-азербайджанской границе стали нормой обстрелы артиллерией. Конфликт перерос в полномасштабную войну между обеими республиками.

В 1991 году был провозглашен республикой, что вызвало очередной виток военных действий. На фронтах использовалась бронетехника, авиация и артиллерия. Жертвы с обеих сторон только провоцировали проведение очередных военных операций.

Подводим итоги

Сегодня причины и последствия Карабахского конфликта (в кратком изложении) можно найти в любом школьном учебнике по истории. Ведь он является примером замороженной ситуации, которая так и не нашла своего окончательного решения.

В 1994 враждующие стороны заключили соглашение о Промежуточным итогом конфликта можно считать официальное изменение статуса Нагорного Карабаха, а также потерю нескольких азербайджанских территорий, которые ранее относились к пограничным. Естественно, что сам Азербайджан считал военный конфликт не решенным, а всего лишь замороженным. Поэтому в 2016 году назад начал обстрел прилегающих к Карабаху территорий.

Сегодня ситуация грозит вновь перерасти в полноценный военный конфликт, ведь армяне вовсе не желают возвращать своим соседям земли, присоединенные несколько лет назад. Российское правительство выступает за перемирие и стремится оставить конфликт в замороженном состоянии. Однако многие аналитики считают, что это невозможно, и рано либо поздно ситуация в регионе вновь станет неконтролируемой.

Кавказ является одним из немногих регионов мира, где на сравнительно небольшой территории сосредоточено огромное количество разнообразнейших этносов. Неискушенному в местных реалиях человеку порой трудно разобраться во всем многообразии здешних культур, языков или религий. Попробуем на примере двух крупнейших кавказских народов разобраться в проблеме. Итак, чем отличаются азербайджанцы от армян? Отличия будем рассматривать по нескольким аспектам:

  • лингвистическому;
  • религиозному;
  • историческому;
  • культурному.

Языки

Армянский язык по современной лингвистической классификации принадлежит к индоевропейской семье. Ближайшим его родственником из ныне существующих языков предположительно является греческий, а из мертвых языков – фригийский. Среди индоевропейских языков армянский входит в группу, единственным представителем которой и признан, в то время как многие другие группы (славянская, германская, кельтская, романская) дали большое количество «потомков» в виде национальных языков, на которых говорит большая часть населения мира. Кстати, в этом отношении у армянского много общего с греческим: последний также является единственным представителем отдельной индоевропейской ветки, хотя некоторые лингвисты и выделяют ряд греческих диалектов, на которых говорят греки диаспоры.

Отличие азербайджанцев от армян в том, что их язык, принадлежа к огузской ветви тюркских языков, не имеет ничего общего с индоевропейскими. Согласно одной из гипотез, индоевропейские и алтайские языки (в числе которых – и тюркские) являются «родственниками» на более высоком таксономическом уровне, входя в так называемую ностратическую макросемью. Разделение праиндоевропейского языка и предка алтайских языков произошло предположительно 12 тысяч лет назад. Естественно, прямых доказательств этому быть не может, гипотеза выдвинута на основе данных глоттохронологии, изучающей порядок и скорость изменения языков под воздействием времени и при взаимодействии с другими языками. Азербайджанский язык настолько похож на турецкий, что многие даже считают его диалектом последнего.

Сравнение

По второму параметру также различие принципиальное: армяне были первым народом в мире, принявшим христианство в качестве государственной религии. Это случилось в 301 году нашей эры. Второй была Грузия – 324 год, а в Римской империи окончательное становление христианства как государственной религии произошло лишь в конце 4 века при правлении Феодосия Великого. Вот уже больше 18 веков, несмотря на все исторические передряги, Армения исповедует христианство.

Азербайджанцы же придерживаются ислама шиитского толка. Этим они отличаются от своих близких родственников турок, которые исповедуют суннизм. Разница объясняется тем, что территория Азербайджана продолжительное время находилась в политической зависимости от Ирана, где шиитская разновидность ислама укоренилась очень давно. Конкретной даты принятия азербайджанцами ислама не существует, так как они долго не имели единой государственности, да и становление их этноса, в отличие от армянского, продолжалось все позднее Средневековье и даже в Новое время.

Исторические различия

Не углубляясь в исторические нюансы, касающиеся азербайджанского и армянского народов, стоит все же отметить некоторые особенности. Проникновение армян на территорию, где сейчас находится их страна, началось несколько тысяч лет назад. А вот насчет того, когда именно, существует несколько гипотез. Согласно одной (базирующейся на сочинениях Геродота), армяне – это часть фригийцев, мигрировавших на восток примерно за 7-8 веков до нашей эры. По другой гипотезе, армяне живут на своей территории еще дольше, что зафиксировано в хеттских иероглифических источниках. Насколько верны оба предположения – предмет научных споров. Известно, что древнее государство Урарту, частично располагавшееся на месте современной Армении, населял неиндоевропейский народ, следовательно, армяне не являются его прямыми потомками.

В чем разница между азербайджанцами и армянами по части освоения занимаемых ими сегодня территорий? Азербайджанцы мигрировали в Закавказье уже на глазах средневековых историков. Тюркизация бывшей Кавказской Албании (античное и раннесредневековое государство) началась примерно в 11 веке нашей эры. Несколько волн пришлых кочевников (турок-сельджуков, чей язык принадлежит к огузской ветви тюркских языков) в корне изменили этнографическую карту региона, где ранее проживали народы кавказской языковой семьи или иранцы. Постепенно этнографические различия между разными группами огузов-пришельцев сгладились, а местное население было ассимилировано и вошло в состав молодого азербайджанского этноса.

Культура и диаспора

Знаменитый историк и этнолог Лев Гумилев считал армян «осколком» Византийской империи. Это верно, ведь армяне дали Византии много представителей господствующего класса, в том числе военных, и даже семь императоров и одну династию, несправедливо названную историками Македонской. И впоследствии, когда вал мусульманского завоевания прокатился по Передней Азии и Кавказу, армяне сохранили христианскую (во многом византийскую) культуру. Территория расселения армян ранее была значительно обширнее, чем территория современной Армении. Гора Арарат, являющаяся национальным символом, сейчас находится на территории Турции, хотя и видна с территории Армении невооруженным глазом.

Дело в том, что после череды русско-турецких войн часть армянских земель вошла в состав Российской империи, что сохранило и армянскую культуру, и армян как народ, а в Османской империи они подвергались многочисленным гонениям и физическому уничтожению (последний случай – геноцид 1915 года, когда погибло около миллиона армян). В результате армяне Турции расселились по всему миру, дав начало диаспоре. Оставшиеся были либо физически уничтожены, либо, приняв ислам, ассимилированы турками, исключений мало. И сейчас в Армении проживает меньше армян, чем вне страны (около 3 млн и 8-9 млн соответственно). Армяне диаспоры оставили заметный след в культуре стран своего расселения. Это Шерилин Саркисян, более известная как певица Шер, французский певец Шарль Азнавур (Шахнур Азнавурян), русский художник-маринист Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) и многие другие.

Большинство азербайджанцев также проживает вне Азербайджана (8 млн и 24-27 млн человек соответственно). В отличие от армян, расселившихся по всему миру, азербайджанцы сконцентрированы в основном в близлежащих мусульманских государствах. В одном только Иране живет в два с лишним раза больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане! Но это случилось не в результате исхода из страны, а потому, что в 19 веке Россия и Иран спорную территорию делили произвольно, не глядя на то, что в результате целые народы оказались разъединенными. Азербайджанцы также оставили заметный культурный след вне своей страны, и прежде всего – в Иране: поэт Мухаммед Шахрияр, певица Гугуш, историк и лингвист Ахмед Кесрави.

Долгое время контактируя между собой, азербайджанцы и армяне много конфликтовали. Различия в языке, культуре и религии, помноженные на высокую плотность населения Закавказья и относительно небольшое количество свободных земель, нередко порождали межнациональные столкновения. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха (азербайджанское название), или Арцаха (то же самое по-армянски), – лишнее тому подтверждение. Как ясно любому, изучавшему историю, в данном случае определение, «кто первым начал» конфликт, – бессмысленно. Договариваться надо исходя из status quo – существующего в данный момент положения вещей.

В череде межнациональных конфликтов, которые охватили Советский Союз в последние годы его существования, Нагорный Карабах стал первым. Политика перестройки, начатая Михаилом Горбачевым , проходила проверку на прочность событиями в Карабахе. Проверка показала полную несостоятельность нового советского руководства.

Регион со сложной историей

Нагорный Карабах, маленький клочок земли в Закавказье, имеет древнюю и непростую судьбу, где переплетены жизненные дороги соседей — армян и азербайджанцев.

Географическая область Карабах разделена на равнинную и нагорную части. В Равнинном Карабахе исторически преобладало азербайджанское население, в Нагорном — армянское.

Войны, мир, снова войны — так и жили народы рядом, то враждуя, то примиряясь. После распада Российской империи Карабах стал ареной ожесточенной армяно-азербайджанской войны 1918-1920 годов. Противостояние, главную роль в котором с обеих сторон играли националисты, сошло на нет лишь после установления Советской власти в Закавказье.

Летом 1921 года, после бурного обсуждения, ЦК РКП (б) принял решение об оставлении Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской ССР с предоставлением ему широкой областной автономии.

Автономная Область Нагорного Карабаха, ставшая в 1937 году Нагорно-Карабахской автономной областью, предпочитала считать себя частью Советского Союза, а не частью Азербайджанской ССР.

«Размораживание» взаимных обид

На протяжении многих лет в Москве на эти тонкости внимания не обращали. Попытки же в 1960-х годах поднять тему передачи Нагорного Карабаха Армянской ССР были жестко пресечены — тогда центральное руководство сочло, что подобные националистические поползновения надо пресекать в зародыше.

А повод для беспокойства у армянского населения НКАО все-таки был. Если в 1923 году армяне составляли свыше 90 процентов населения Нагорного Карабаха, то к середине 1980-х этот процент снизился до 76. Это не было случайностью — руководство Азербайджанской ССР сознательно делало ставку на изменение этнической составляющей региона.

Пока ситуация в целом в стране оставалась стабильной, в Нагорном Карабахе тоже было все спокойно. Мелкие стычки на национальной почве всерьез никто не принимал.

Перестройка Михаила Горбачева, помимо всего прочего, «размораживала» обсуждение ранее запретных тем. Для националистов, чье существование до сих пор возможно было лишь в глухом подполье, это стало настоящим подарком судьбы.

Дело было в Чардахлу

Большое всегда начинается с малого. В Шамхорском районе Азербайджана существовало армянское село Чардахлы. В годы Великой Отечественной войны из села ушло на фронт 1250 человек. Из них половина была награждена орденами и медалями, двое стали маршалами, двенадцать — генералами, семь — Героями Советского Союза.

В 1987 году секретарь райкома партии Асадов решил заменить директора местного совхоза Егияна на руководителя-азербайджанца.

Селян возмутило даже не само отстранение Егияна, обвиненного в злоупотреблениях, а то, как это было сделано. Асадов действовал грубо, нахрапом, предложив бывшему директору «уезжать в Ереван». К тому же новый директор, по словам местных, был «шашлычником с начальным образованием».

Жители Чардахлу не боялись гитлеровцев, не испугались они и главу райкома. Нового назначенца просто отказывались признавать, и Асадов стал угрожать селянам.

Из письма жителей Чардахлы Генеральному прокурору СССР: «Каждый приезд Асадова в село сопровождается отрядом милиции и пожарной машины. Не было исключения и первого декабря. Прибыв с отрядом милиции поздно вечером, он насильно собирал коммунистов, чтобы провести нужное ему партийное собрание. Когда это ему не удалось, то стали избивать народ, арестовали и вывезли на заранее пригнанном автобусе 15 человек. Среди избитых и арестованных были участники и инвалиды Великой Отечественной войны (Вартанян В. , Мартиросян X. , Габриелян А. и др.), доярки, передовые звеньевые (Минасян Г. ) и даже бывший депутат Верховного Совета Аз. ССР многих созывов Мовсесян М.

Не успокоившись своим злодеянием, человеконенавистный Асадов второго декабря вновь с еще большим отрядом милиции организовал очередной погром на родине маршала Баграмяна в день его 90-летия со дня рождения. На этот раз избили и арестовали 30 человек. Такому садизму и беззаконию может позавидовать любой расист из колониальных стран».

«Хотим в Армению!»

Статья о событиях в Чардахлы была опубликована в газете «Сельская жизнь». Если в центре происходящему не придали особого значения, то в Нагорном Карабахе среди армянского населения поднялась волна возмущения. Как же так? Почему распоясавшийся функционер остается безнаказанным? Что будет дальше?

«С нами будет тоже самое, если мы не присоединимся к Армении», — кто и когда сказал это первым, не так уж важно. Главное, что уже в начале 1988 года официальный печатный орган Нагорно-Карабахского обкома КП Азербайджана и Совета народных депутатов НКАО «Советский Карабах» стал печатать материалы, в которых поддерживалась эта идея.

В Москву одна за другой поехали делегации армянской интеллигенции. Встречаясь с представителями ЦК КПСС, они уверяли — в 1920-х Нагорный Карабах был закреплен за Азербайджаном по ошибке, и сейчас самое время ее исправить. В Москве в свете политики перестройки делегатов принимали, обещая изучить вопрос. В Нагорном Карабахе это воспринималось как готовность центра поддержать передачу региона Азербайджанской ССР.

Обстановка стала накаляться. Лозунги, особенно из уст молодежи, звучали все радикальнее. Люди, далекие от политики, стали опасаться за свою безопасность. На соседей другой национальности начали смотреть с подозрением.

Руководство Азербайджанской ССР провело в столице Нагорного Карабаха собрание партийного и хозяйственного актива, на котором клеймило «сепаратистов» и «националистов». Клеймило, в общем-то, правильно, но, с другой стороны, не давало ответов на вопрос, как жить дальше. Среди партактива Нагорного Карабаха большинство поддерживало призывы к передаче области в состав Армении.

Политбюро за все хорошее

Ситуация стала выходить из-под контроля властей. С середины февраля 1988 года на центральной площади Степанакерта практически безостановочно проходил митинг, участники которого требовали передачи НКАО Армении. Акции в поддержку этого требования начались и в Ереване.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия народных депутатов НКАО обратилась к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении: «Идя навстречу пожеланиям трудящихся НКАО, просить Верховный Совет Азербайджанской ССР и Верховный Совет Армянской ССР проявить чувство глубокого понимания чаяний армянского населения Нагорного Карабаха и решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, одновременно ходатайствовать перед Верховным Советом Союза ССР о положительном решении вопроса передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР»,

Всякое действие рождает противодействие. В Баку и других городах Азербайджана стали проходить массовые акции с требованием пресечь вылазки армянских экстремистов и сохранить Нагорный Карабах в составе республики.

21 февраля ситуация рассматривалась на заседании Политбюро ЦК КПСС. За тем, что решит Москва, внимательно следили обе стороны конфликта.

«Последовательно руководствуясь ленинскими принципами национальной политики, ЦК КПСС обратился к патриотическим и интернационалистским чувствам армянского и азербайджанского населения с призывом не поддаваться на провокации националистических элементов, всемерно крепить великое достояние социализма — братскую дружбу советских народов», — говорилось в тексте, опубликованном по итогам обсуждения.

Наверное, в этом и была суть политики Михаила Горбачева — общие правильные фразы обо всем хорошем и против всего плохого. Но увещевания уже не помогали. Пока творческая интеллигенция выступала на митингах и в печати, на местах все чаще процессом управляли радикалы.

Митинг в центре Еревана в феврале 1988 года. Фото: РИА Новости / Рубен Мангасарян

Первая кровь и погром в Сумгаите

Шушинский район Нагорного Карабаха был единственным, в котором преобладало азербайджанское население. Обстановка здесь подогревалась слухами о том, что в Ереване и Степанакерте «зверски убивают азербайджанских женщин и детей». Реальной почвы под этими слухами не было, но их хватило для того, чтобы 22 февраля вооруженная толпа азербайджанцев начала «поход на Степанакерт» для «наведения порядка».

У населенного пункта Аскеран обезумевших мстителей встретили милицейские кордоны. Образумить толпу не удалось, прозвучали выстрелы. Погибли два человека, причем, по иронии судьбы, одной их первых жертв конфликта стал азербайджанец, убитый милиционером-азербайджанцем.

Настоящий взрыв произошел там, где не ждали — в Сумгаите, городе-спутнике столицы Азербайджана Баку. В это время там стали появляться люди, называвшие себя «беженцами из Карабаха» и рассказывавшие об ужасах, творимых армянами. В рассказах «беженцев» на самом деле не было ни слова правды, но обстановку они накалили.

Сумгаит, основанный в 1949 году, был многонациональным городом — здесь десятилетиями рядом жили и работали азербайджанцы, армяне, русские, евреи, украинцы... К тому, что случилось в последних числах февраля 1988 года, никто не был готов.

Считается, что последней каплей стало сообщение по ТВ о стычке под Аскераном, где погибли два азербайджанца. Митинг в поддержку сохранения Нагорного Карабаха в составе Азербайджана в Сумгаите превратился в акцию, на которой стали звучать лозунги «Смерть армянам!».

Местные власти правоохранительные органы пресечь происходящее не смогли. В городе начались погромы, которые продолжались двое суток.

Согласно официальным данным, в Сумгаите погибло 26 армян, сотни пострадали. Остановить безумие удалось лишь после ввода войск. Но и здесь все оказалось не так просто — поначалу военным был дан приказ исключить применение оружия. Лишь после того, как счет раненных солдат и офицеров перевалил за сотню, терпение лопнуло. К погибшим армянам добавились шесть азербайджанцев, после чего беспорядки прекратились.

Исход

Кровь Сумгаита сделала прекращение конфликта в Карабахе крайне сложной задачей. Для армян этот погром стал напоминанием о резне в Османской империи, произошедшей в начале XX века. В Степанакерте повторяли: «Смотрите, что они творят? Разве после этого мы можем оставаться в Азербайджане?».

Несмотря на то, что Москва стала использовать жесткие меры, логики в них не просматривалось. Бывало, что два члена Политбюро, приезжая в Ереван и Баку, давали взаимоисключающие обещания. Авторитет центральной власти падал катастрофически.

После Сумгаита начался исход азербайджанцев из Армении и армян из Азербайджана. Напуганные люди, бросая все нажитое, бежали от соседей, в одночасье ставших врагами.

Было бы нечестно говорить только о подонках. Оскотинились не все — во время погромов в Сумгаите азербайджанцы, зачастую рискуя собственными жизнями, прятали у себя армян. В Степанакерте, где «мстители» начали охоту на азербайджанцев, их спасали армяне.

Но эти достойные люди не могли остановить все большее разрастание конфликта. То там, то здесь вспыхивали новые столкновения, которые не успевали пресекать введенные в регион внутренние войска.

Общий кризис, начавшийся в СССР, все больше отвлекал внимание политиков от проблемы Нагорного Карабаха. Ни одна из сторон не готова была идти на уступки. К началу 1990 году незаконные вооруженные формирования с обеих сторон развернули боевые действия, счет убитых и раненых шел уже на десятки и сотни.

Военнослужащие Министерства обороны СССР на улицах города г. Физули. Введение чрезвычайного положения на территории НКАО, приграничных с ней районах Азербайджанской ССР. Фото: РИА Новости / Игорь Михалев

Воспитание ненавистью

Сразу после августовского путча 1991 года, когда центральная власть практически перестала существовать, независимость провозгласили не только Армения и Азербайджан, но и Нагорно-Карабахская Республика. С сентября 1991 года происходящее в регионе стало войной в полном смысле слова. А когда в конце года из Нагорного Карабаха были выведены подразделения внутренних войск уже несуществующего МВД СССР, уже никто более не мог помешать бойне.

Карабахская война, продлившаяся до мая 1994 года, завершилась подписанием соглашения о перемирии. Общие потери сторон убитыми независимыми экспертами оцениваются в 25-30 тысяч человек.

Нагорно-Карабахская Республика уже более четверти века существует в качестве непризнанного государства. Власти Азербайджана по-прежнему заявляют о намерении вернуть контроль над утраченными территориями. Боевые действия различной интенсивности на линии соприкосновения вспыхивают регулярно.

С обеих сторон людям застит глаза ненависть. Даже нейтральный комментарий в адрес страны-соседа рассматривается как национальное предательство. Детям с малых лет внушается мысль о том, кто является главным врагом, который должен быть уничтожен.

«Откуда и за что, сосед,
На нас свалилось столько бед?»

Армянский поэт Ованес Туманян в 1909 году написал стихотворение «Капля меда». В советские времена оно было хорошо известно школьникам в переводе Самуила Маршака. Туманян, умерший в 1923 году, не мог знать о том, что произойдет в Нагорном Карабахе в конце XX века. Но этот мудрый человек, хорошо знавший историю, в одном стихотворении показал, как порой из сущих мелочей зарождаются чудовищные братоубийственные конфликты. Не поленитесь найти и прочитать его полностью, а мы приведем лишь его окончание:

...И запылал огонь войны,
И две страны разорены,
И поле некому косить,
И мертвых некому носить.
И только смерть, звеня косой,
Бредет пустынной полосой...
Склоняясь у могильных плит,
Живой живому говорит:
— Откуда и за что, сосед,
На нас свалилось столько бед?
Тут и кончается рассказ.
А если кто-нибудь из вас
Задаст рассказчику вопрос,
Кто здесь виновней — кот иль пес,
И неужели столько зла
Шальная муха принесла, —
За нас ответит вам народ:
Найдутся мухи, — был бы мед!..

P.S. Армянское село Чардахлу, родина героев, прекратило свое существование в конце 1988 года. Более 300 семей, его населявших, перебрались в Армению, где обосновались в селе Зоракан. Ранее это село было азербайджанским, но с началом конфликта его жители стали беженцами, так же, как и обитатели Чардахлу.







2024 © psynadin.ru.