Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы для детей с нарушением зрения. Требования к демонстрационному и раздаточному материалу, использованному при работе с детьми с нарушением зрения


Как слабовидящий ребенок может передвигаться по классу и школе?


1.Ребенка с плохим зрением чаще всего можно научить избегать препятствий в классе и школьных коридорах. Постоянный или приходящий преподаватель должен предупредить вас заранее о проблемах, которые могут возникать в определенных местах (например, на лестницах, открытых детских площадках или в плохо освещенных местах).
2.Постоянный или приходящий преподаватель должен ознакомить полностью слепого ребенка или ребенка с тяжелыми зрительными нарушениями с классной комнатой и окружающей местностью. Такой преподаватель должен также проинструктировать ученика о том, как самостоятельно входить и выходить из класса.
3.Иногда слабовидящий ребенок может сам изъявить желание (если это необходимо) использовать зрячего поводыря. Для легкого и безопасного движения, ребенок должен твердо обхватить руку поводыря повыше локтя (маленький ребенок, идущий с взрослым, может держать запястье взрослого) так, чтобы большой палец находился на внешней поверхности руки поводыря, а остальные пальцы держали ее снизу. Как у ребенка, так и у поводыря верхние части рук должны быть прижаты к телу таким образом, чтобы ребенок автоматически находился на пол шага сзади от поводыря. В узких проходах идущие договариваются заранее - рука поводыря может быть либо близко прижата к телу, либо отведена назад так, чтобы ребенок знал, что ему надо находиться непосредственно позади поводыря. При этом также важны устные реплики; например, поводырь должен сообщить ребенку о том, вниз или вверх ведут лестницы и обочины тротуара. По мере того, как ребенок и поводырь привыкают друг к другу, полная остановка поводыря, например, может обозначать для ребенка изменение уровня поверхности. Однако, во всяком случае, даже приближаясь к наклонной поверхности или к любому изменению ее уровня, поводырь должен всегда идти перпендикулярно и никогда под углом. Поводырь поднимается или спускается первым, а ребенок следует за ним на расстоянии одного шага.
Постоянный или приходящий преподаватель должны продемонстрировать вам основные методы поводыря, а специалисты по ориентации и передвижению (ОП) помогут обучить дополнительным методам. Для некоторых слабовидящих детей при передвижении бывает достаточно зрительного сигнала, поэтому, когда вы идете, они самостоятельно могут следовать за вами. Многие дети будут легко передвигаться по школе с места на место, как только они ознакомятся с окружающей средой.
4. Для безопасности слабовидящего ребенка, так же как всех остальных детей, двери шкафов должны быть, или полностью закрыты или полностью открыты. Слабовидящему ребенку нужно также говорить о любых изменениях положения мебели в классной комнате.
5.Постоянный или приходящий преподаватель, посоветовавшись с вами, родителями и другими людьми, вовлеченными в работу со слабовидящим ребенком, может дать рекомендацию воспользоваться услугами преподавателя по Пространственной Ориентировке. Этот преподаватель научит детей использовать все свои чувства восприятия для определения и понимания структуры окружающей среды, чтобы они могли передвигаться с места на место безопасно, эффективно и самостоятельно. Преподавание навыков зависит от уровня развития понятий ребенка и умения самостоятельно передвигаться. Например, ребенка нельзя учить ездить на автобусах, пока он не научится самостоятельно переходить улицу. Преподаватель по Пространственной Ориентировке поможет обучить ребенка ориентироваться в новых классных комнатах и маршрутах, даст ему инструкции по использованию длинной трости и других приспособлений для передвижения таких, как осязательные и слуховые карты, компас и электронные устройства для передвижения. Он же может порекомендовать участие в программе, которая научит ребенка использовать собаку-поводыря. Эти хорошо обученные животные обычно используются учениками средней школы, которые уже овладели навыками пользования длинной тростью при различных условиях передвижения, например, в толпе, на эскалаторе, в лифте, автобусе и поезде.

Преподаватель по Пространственной Ориентировке может научить ученика пользоваться одним или несколькими устройствами, перечисленными ниже:

Длинная трость может быть представлена множеством разновидностей. Трости бывают цельными или разборными, а также имеются различные специальные трости. Одни из них имеют высокоинтенсивный световой отражатель, который особенно полезен при ограниченной видимости так, чтобы слепой человек мог быть замечен автомобилистом на расстоянии. Другие, лазерные трости, воспроизводят осязательную или слуховую обратную связь, или и то, и другое одновременно, чтобы указывать на препятствия на уровне головы, середины тела или на уровне земли. Специальные трости – это дорогие и сложные устройства для передвижения, поэтому они вряд ли большинство детей могут ими воспользоваться.

Датчик передвижения, Полярон, и Сенсорный датчик 6 - это устройства, которые можно держать в руке или носить на голове или шее. Эти устройства обеспечивают осязательную или слуховую обратную связь, или и то, и другое одновременно, чтобы сообщать о препятствиях в окружающей обстановке.

Оптические устройства такие, как телескопические линзы, назначаются глазным специалистом, и правила их использования включаются в инструкции по ОП. Преподаватель по ОП может научить слабовидящего ученика использовать оптическое устройство для чтения надписей на улицах, на автобусах, номеров домов, и поможет развить другие навыки такие, как определение или отслеживание объекта и расположение ориентира.

Какие специальные устройства должен использовать слабовидящий ребенок?
Некоторым слабовидящим детям требуются лишь некоторые определенные адаптивные материалы, в то время как другим может понадобиться использование комбинации нескольких устройств. Такие устройства, в целом, подразделяются на оптические, неоптические и электронные.

Специальные упражнения для глаз

1. В положении стоя - смотреть прямо перед собой 2-3 сек, перевести взгляд на

палец вытянутой правой руки в 25-30 см от глаза смотреть на него 3-5 сек.,

опустить руку. Повторить 10-12 раз.

2. В положении стоя - вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой

руки, расположенной на средней линии лица, медленно приближать палец, пока не

начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

3. В положении стоя - расположить палец правой руки по средней линии лица на

расстоянии 25-30 см от глаза, прикрыть ладонью левой руки глаз на 3-5 сек.,

убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек.; то же самое

проделать с пальцем левой руки, затем убрать ладонь, смотреть двумя глазами на

конец пальца 3-5 сек., повторить 5-6 раз.

4. В положении стоя - отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец

полусогнутой руки справа налево и, не двигая головою, следить глазами за

пальцем. Медленно перемещать палец слева направо, следить глазами за ним.

Повторить 10-12 раз.

5. Упражнения с гимнастической палкой. Смотреть на палку.

6. Упражнения с обручем - вращая его в руке. Смотреть на кисть.

7. И.п. - стоя, смотреть вперед на какой-нибудь предмет. Голову повернуть

направо, затем налево, не отводя взгляда.

8. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек.

Повторить 6-8 раз.

9. Сидя, быстро поморгать в течение 1-2 минут. Двигаться должны только веки;

моргать без усилий, следить за тем, чтобы брови сохранялись в расслабленном

состоянии.

10. Сидя, закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в

течение 1 мин.

11. И.п. - сидя. "Пальминг". Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5-10

секунд, положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность 20-30 секунд.

12. В положении сидя: тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко,

через 1-2 сек., снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

13. И.п. - стоя (сидя) перевод взгляда с близкого на дальнее расстояние (двумя

глазами).

14. И.п. - стоя (сидя) поочередный перевод взгляда из угла в угол спортзала.

15. И.п. - сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги приподнять. "Ножницы" -

окрестные движения ногами, смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать.

16. И.п. - то же, поочередно поднимать и опускать ноги, смотреть на носок.

17. И.п. - то же. Махи ногами поочередно вправо, влево, вверх-кнутри.

18. И.п. - то же. Круговые движения ногой.

19. И.п. - лежа на спине, руки в стороны, а в правой руке теннисный мяч. Руки

соединить впереди, переложить мяч в левую руку, вернуться в и.п. Смотреть на мяч.

20. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку

вверх и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же другой рукой, смотреть

на мяч. При поднимании руки -вдох, при опускании - выдох.

21. И.п. - лежа на спине, руки вперед в стороны. Окрестные движения прямыми

руками 15-20 сек. Следить за движением кисти одной, затем другой руки.

22. И.п. - лежа на спине, руки вперед в стороны. Махи одной ногой к разноименной

руке, 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время

маха - выдох.

23. И.п. - лежа на спине, в поднятых вперед руках держать мяч. Мах ногой с

касанием носком мяча. Смотреть на носок. Во время маха выдох.

24. И.п. - лежа на спине, руки вперед. Окрестные движения руками, опуская и

поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки.

25. И.п. - лежа на спине, в правой руке теннисный мяч. Выполнять круговые

движения, смотреть на мяч. Менять направление движения.

26. И.п. - лежа. Перемещение взгляда при закрытых глазах. Закройте глаза,

расслабьте брови. Медленно переведите глаза в крайнее левое положение, затем -

вправо. Старайтесь не щуриться.

Упражнения, улучшающие работоспособность цилиарной мышцы

1. Передача мяча от груди партнеру. Повторить 12-15 раз. Следить за мячом.

2. Передача мяча партнеру из-за головы. Смотреть на мяч.

3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Смотреть на мяч.

4. Подбросить мяч обеими руками и поймать. Смотреть на мяч.

5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Смотреть на

мяч.

6. Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя

руками. Следить за движением мяча.

7. Броски теннисного мяча в стену. Следить за мячом.

8. Броски теннисного мяча в мишень. Сопровождать движение мяча взглядом.

9. Бросить теннисный мяч на пол так, чтобы, отскочив, он ударился о стену, а

затем поймать его, следить за мячом.

Примечание: общеразвивающие упражнения в сочетании с движениями глаз - голову не

поворачивать, движения глаз выполнять медленно.

Комплекс упражнений для развития устойчивости к утомлению

1. И.п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5с.

Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению

кровообращения и расслаблению мышц глаза.

2. И.п. - сидя. Быстрые моргания в течение 1 минуты. Способствует улучшению

кровообращения.

3 . И.п. - стоя. 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 - поставить палец руки

по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, 3 - перевести взгляд на

конец пальца и смотреть него 3-5с, 4 -опустить руку. Повторить 10-12 раз.

Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. И.п. - сидя. 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 - перевести взгляд на

кончик носа на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение развивает способность

продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

5. И.п. - сидя. 1 - закрыть веки, 2 - массировать их круговыми движениями

пальцев. Повторять в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает

кровообращение.

6. И.п. - стоя. 1 - отвести правую руку в сторону, 2-4 - медленно передвигать

палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за

пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального

действия и совершенствуем их координацию.

7. И.п. - стоя. 1 - поднять правую руку вверх, 2-4 медленно пере двигать палец

полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за

пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального

действия и совершенствует их координацию.

8. И.п. - сидя. 1 - тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, 2 -

спустя 1-2 с. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает

циркуляцию внутриглазной жидкости.

9. И.п. - сидя, голова неподвижна. 1 - вытянуть полусогнутую руку вперед и

вправо, 2 - производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые

движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца, 3 -

проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые

движения против часовой стрелки. Упражнение развивает координацию сложных

движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3-6

раз

Режимзрительныхнагрузок

    чередование работы глаз с их отдыхом;

    целесообразное ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций, особенно при их нарушении на фоне патологического процесса;

    создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, чтения, трудовых операций под контролем зрения;

    Подбор объектов восприятия по размеру, цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумленности фона и т.д. с целью сохранения достаточной энергетики глаза и предупреждения значительного напряжения, прежде всего в процессе построения адекватных зрительных образов при удержании их в поле видения в заданный временной отрезок и др.

Симптомы зрительного утомления, которое является следствием напряженных зрительных нагрузок

(по Ю.А. Утехину)

    общая усталость;

    головные боли;

    снижение внимания;

    падение работоспособности;

    потеря функциональных характеристик;

    возникновение и прогрессирование близорукости.

Временной регламент выполнения домашнего задания нормальновидящими учащимися

    для учащихся 1-2х классов – 1,5-2 часа;

    для учащихся 3-4х классов – 2 часа;

    для учащихся старших классов – 3-4х часа.

    Для детей с нарушением зрения необходимо делать через каждые 30-40 минут занятий перерыв на 10 минут со сменой положения тела

Допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки

    Средние и старшие классы

    Слабовидящие учащиеся - зрительная нагрузка не более 15 минут;

    Слепые с остаточным зрением - 5-7 минут

Требования к тетрадям

    Тетради подбираются с хорошо различимыми (достаточный контраст и без смещения) клеточным или линейным полем.

    Бумага белая, но не глянцевая.

    Тетради без косой линейки.

Раздаточный и демонстрационный материал

    Недопустимо использование ламинированных, глянцевых поверхностей, обернутых в скотч иллюстративных материалов.

    Следует учитывать цветовое соотношение фона и объекта (контраст).

Расположение пособий для рассматривания

    на горизонтальной плоскости (плоскость стола) работают дети с расходящимся косоглазием;

    в вертикальной плоскости (на подставке) – дети со сходящимся косоглазием.

Рассаживание детей в классе

    с левой стороны от себя педагог сажает детей с рабочим левымглазом (окклюзия правого глаза), соответственно с правой стороны – детей с рабочим правым глазом.

    Детей имеющих центральную скотомусажать на левый или правый ряды в зависимости от того, с какой стороны больше сохранено поле зрения.

    С тоннельным зрением – на средний ряд. Парта в зависимости от остроты зрения.

    Детей со светобоязнью– на дальний от окнаряд.

Устранение препятствий, мешающих проникновению в помещение дневного света:

    необходимо содержать в чистоте оконные стекла, регулярно (один раз в неделю) моя или протирая стекла влажным способом с внутренней стороны; не менее трех раз с наружи. Источником загрязнения окон может быть не только уличная пыль, но и запыленность воздуха самого помещения;

    не ставить на подоконники комнатные растения, наглядные пособия, крупные предметы;

    Ни в коем случае не закрывать верхнюю часть окна, наиболее ценную для проникновения света;

В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов

Классификация:

1.Натуральные наглядные пособия (предметы ближайшего окружения (одежда, обувь, посуда, мебель), животные, растения, овощи, фрукты и т.д., т.е. предметы, специально подбираемые для занятия (урока) или объекты и явления, наблюдаемые на прогулках, экскурсиях.

2.Объемные наглядные пособия (муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела).

3.Дидактические игрушки (куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.).

4. Изобразительныенаглядные пособия (предметные и сюжетные рисунки (иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа, кино и видеоматериалы, плакаты).

5.Графические наглядные пособия (таблицы, схемы, планы).

6.Символические наглядные пособия (исторические, географические, биологические карты).

7.Рельефные наглядные пособия (включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом).

Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным . Демонстрационная наглядность используется для показа всей группе детей, раздаточный рассчитан на работу с ним одного ребенка.

Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий. Работа с ними способствует формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала.

Наиболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит на целевых прогулках и экскурсиях (например, в парк, в лес, к озеру, к строящемуся объекту, в магазин и т.д.).

Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы, окружающей действительности в непосредственной близости, в контакте с ними, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая, таким образом, реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность происходящих событий (например, последовательность смены времен года, взаимосвязанность жизнедеятельности человека с сезонными явлениями и т.п.).

Восприятие натуральной наглядности особое значение имеет для тотально слепых детей и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее, однако хорошо рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность, многоступенчатость их восприятия. Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств слепые дети получают максимально полную информацию о различных объектах и явлениях, т.е. информацию, адекватную для них по значению зрительной. (7).

При первичном ознакомлении детей с программным материалом (например, по теме «Овощи и фрукты», «Мебель», «Посуда» и т.д.) в качестве наглядности обязательно предъявляются натуральные предметы.

Лишь после тщательного изучения их свойств (например, мягкость, твердость или упругость овощей и фруктов, их запахи, вкус) на следующих занятиях и уроках можно перейти к муляжам, моделям, игрушкам, изобразительной наглядности.

Следует отметить, что в некоторых ситуациях, когда невозможно предоставить детям для обследования натуральные предметы (например, при изучении темы «Транспорт»), сначала демонстрируют модели, игрушки, обследуют и обыгрывают их. Это позволяет детям с низкой остротой зрения позже - при наблюдении реальных объектов транспорта на экскурсии - узнавать их даже на некотором расстоянии.

Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях и уроках (например, на специальных коррекционных занятиях при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста приемам осязательного обследования; при обучении их счету, составлению арифметических задач и т.д.).

При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях и уроках следует соблюдать определенные требования:

1.Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования;

2.Предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;

3.Предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями.

К объемной наглядности предъявляются требования передачи характерных признаков изображаемых предметов (например, модель машины, макет комнаты). Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.

Дидактические игрушки, используемые на занятиях и уроках для ознакомления детей с какими-то предметами быта (например, игрушечная газовая плита или стиральная машина, кукольная мебель) также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же требованиям (т.е., быть с четко выделенными основными деталями, характеризующими изображаемый предмет, например, ручки, конфорки и духовка - у газовой плиты). Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; игрушки, изображающие животное – особенности строения этого животного, его реальный окрас.

К изобразительной наглядности также предъявляется ряд требований. При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Б.К.Тупоногов ссылается в своей работе на данные исследований В.П.Жохова и др., в которых указаны минимальные размеры предъявляемых детям с патологией зрения объектов. Так, при остроте зрения 0,01-0,03 это - не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 -–не менее 5 мм, при остроте зрения 0,09-0,2- не менее 3 мм.(12).

Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя тем самым закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, тесно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией (9).

Изобразительная наглядность, выпускаемая промышленностью, как правило, не отвечает требованиям, предъявляемым к материалам для детей с нарушением зрения. В то же время следует отметить, что в последние годы появилось много детских книг с красочными, яркими иллюстрациями, серии прекрасных иллюстративных пособий для развития речи, ознакомления детей с профессиями и т.д. Многие из них могут использоваться в обучении детей с зрительной патологией, но при условии их адаптации применительно к особенностям их зрительного восприятия.

Очень немного, но выпускается изобразительная наглядность для детей с нарушением зрения. В основном это раздаточный дидактический материал или настольно-печатные игры типа лото, домино, разрезных картинок. Например, была издана серия предметных и сюжетных изображений для слабовидящих детей (автор-Л.И.Плаксина). К сожалению, тематика выпускаемых специальных пособий крайне ограничена, тираж недостаточно велик для того, чтобы удовлетворить потребность в них.

Педагогам, работающим с детьми, имеющими патологию зрения, приходится пользоваться тем, что предлагает промышленность для нормально видящих детей. В этом случае изобразительную наглядность необходимо адаптировать.

Адаптация изобразительной иллюстративной наглядности предполагает следующее:

1.Четкое выделение общего контура изображения.

2.Усиление цветового контраста изображения.

3.Выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении.

4.Уменьшение количества второстепенных деталей.

5.В многоплановых сюжетных изображениях - выделение переднего, среднего и заднего планов.

Нередко педагогам приходится самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность. Для этого используется прием созданий аппликации из предметных изображений.

При изготовлении демонстрационной иллюстративной наглядности необходимо учитывать: а) смысловое содержание и четкость изображения, т.к. от этого зависит успешность его восприятия и осмысления детьми;

б) возраст детей, на которых рассчитана эта наглядность, а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении, т.е. эта наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам; в) особое внимание следует уделить точной передаче формы изображенных предметов, как одной из информативных характеристик; в случае необходимости форма предмета выделяется с помощью контура; г) точно передать строение предмета, пространственное расположение его частей их пропорциональное соотношение; д) правильно передать реальный цвет изображаемых предметов и явлений.

При изготовлении раздаточного иллюстративного материала c ледует учитывать дифференцированные особенности нарушения зрения каждого ребенка и зрительную нагрузку, по которой ребенок работает.(3,9,11).

Материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть оптимальных размеров: 10х10, 20х30.(10).

К подбору для демонстрации детям слайдов, диа, кино и видеоматериалов также следует подходить с позиции комфортности их зрительного восприятия детьми, возможности получить адекватные представления об изображаемых объектах и явлениях.

Используемые в обучении детей с нарушением зрения графические пособия должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, но понятными детям, доступными их зрительному восприятию и осмыслению. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е., быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.(5).

Символическая наглядность, которой пользуются в работе с детьми, имеющими зрительную патологию, должна отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность. Допустимо использование символической наглядности, выпускаемой для нормально видящих детей при условии ее адаптации (см. адаптацию изобразительной иллюстративной наглядности). В настоящее время для массовых школ издаются серии географических карт с укрупненными четко выделенными изображениями материков, растительного и животного мира. Эти карты (без адаптации) успешно применяются в обучении детей с нарушением зрения старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Рельефная наглядность рассчитана на ее восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию (тотально слепые и слепые с остаточным зрением). Следует отметить необходимость использования рельефной наглядности и в работе со слабовидящими детьми, имеющими прогрессирующие зрительные заболевания и большую потерю зрения. Изготавливается рельефная наглядность в инфомационно-полиграфическом комплексе «Логос» ВОС.

Рельефные наглядные пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета. Это важно, т.к. в формировании у слепых детей представлений о предмете форма является главным информационным признаком, по которому этот предмет узнается в рельефном изображении. Необходима также передача в рельефном изображении строения изображаемого предмета, соотношения его частей и правильных пропорций(4,6).

В последние годы многие наглядные пособия для детей с глубокой зрительной патологией выполняются и в рельефно-точечном и в плоскопечатном (черно-белом или цветном исполнении) вариантах. Это значительно расширяет возможности их использования в работе с детьми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести.

Необходимо знать, что использование в работе с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, рельефной наглядности эффективно только в случае организации последовательной предварительной работы. Она должна включать в себя широкое ознакомление детей с окружающим предметным миром, обучение их приемам обследования, ознакомление с принципами построения рельефных изображений, обучение чтению рельефных изображений, умению соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот.

Некоторые методические приемы использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения

В отечественных тифлопедагогических и тифлопсихологических исследованиях указывается на важную роль словесной регуляции педагогом процесса восприятия детьми наглядности. Так, перед демонстрацией наглядности педагог формулирует задачи данного занятия, дает детям установку, нацеливая их на внимательное восприятие, говорит, на что следует обратить особое внимание.

Во время демонстрации сюжетной картины сначала раскрывают детям ее общее содержание, лишь после переходят к детальному изучению. Педагог направляет зрительное восприятие детей от главного, основного в этом сюжете к второстепенному, дополняющему главное. Делается это с помощью вопросов, инструкций. Вначале обращают внимание детей на то, что изображено на переднем плане, затем – на среднем, на дальнем (если это картина с многоплановым изображением). Следует учитывать то, что при низкой остроте зрения (например, 0,08-0,2) часто бывает нарушено поле зрения. Этим детям трудно рассматривать большие демонстрационные сюжетные изображения. Педагог в таких случаях помогает каждому ребенку последовательно рассмотреть все изображение, направляя его восприятие указкой с ярким кончиком или рукой, делая попутно пояснения по содержанию изображенного.

Перед демонстрацией слайдов, диафильмов, кино и видеоматериалов детям дают предварительные разъяснения по содержанию того, что им будет показано. В процессе демонстрации комментируют содержание предъявляемых материалов.

Во время работы детей с наглядностью педагог направляет и корригирует их восприятие: зрительное - в случаях использования изобразительной и графической наглядности, символической, зрительно-осязательное (в случаях использования рельефной наглядности всех видов) или полисенсорное – в случаях работы с предметной наглядностью.

После ознакомления с демонстрируемой наглядностью педагог задает вопросы, уточняющие, конкретизирующие полученные детьми представления, подводит их к самостоятельным выводам и обобщениям.

Для формирования у детей с нарушением зрения полноценных представлений необходимо не только правильно выбрать наглядность, но методически грамотно преподнести ее. Необходимо учитывать, что зрительное восприятие наглядного материала детьми с патологией зрения протекает своеобразно, имеет ряд особенностей, связанных с нарушением зрения (степенью его выраженности) у каждого ребенка. Так, процесс зрительного восприятия у детей данной категории протекает замедленно по сравнению с нормой. Дети с глубоким поражением зрения, имеющие остроту зрения от 0,1 и ниже, затрудняются в выделении характерных признаков предметов и их изображений, не видят второстепенных деталей, путают сходные по форме изображения. У детей нарушено целостное восприятие наглядности, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов у них затруднены. (1,2).

Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать следующие условия.

1.Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

2.Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим.

3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии или уроке предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.

4.В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу, класс до начала занятия или урока для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия (урока) эта наглядность некоторое время может оставаться в группе (классе).

5.Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.

6.При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.

7.Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.

Использование алгоритмов в обучении детей с нарушениями зрения

Использование алгоритмов является необходимым как на начальных этапах обучения так и в последующим периоде. Благодаря чётко усвоенной системе, слепые и слабовидящие получают возможность быстрее овладеть учебными знаниями и трудовыми навыками. Овладение алгоритмическими действиями позволяет людям с нарушенным зрением находить максимально конструктивные способы решения учебных задач. Использование алгоритмов подразумевает последовательное, пошаговое изучение объектов для максимально эффект. получения информации. Алгоритм -пошаговое обследование.

Алгоритм определения вида многоугольника:

  • 1)возьмите фигуру за самый заметный угол в левую руку, держите его большим и указательным пальцем. Это будет первый угод.
  • 2)ведите указ. пальцем правой руки по стороне многоугольника. Если палец почувствует острие и повернёт значит вы нашли угол, его надо считать -это будет второй угол.

Алгоритм описания овощей

1. цвет; 2. форма;3. величина;4. вкусовые качества;5. место произростания;6. в каком виде можно есть;7. польза.

Дозировка зрительной нагрузки и подбор наглядности с учётом зрительных, интеллектуальных и физических возможностей ребёнка

Вовлекая слепого и слабовидящего ребёнка в учебную деятельность необх. помнить о наличии возможных дефектах помимо нарушенного зрения, а также об ослабленности организма в следствии заболеваний. Своевременная смена видов деетельности содействует повышению работоспособности детей. Следует знать, что охрану зрения нельзя представлять как запрет им пользоваться, но использование повреждённого зрения не должно приносить дальнейшего ущерба. Рациональное включение остаточного зрения в деятельность не только не ухудшает состояние зрительных функций, а наоборот увеличивает скорость восприятия, улучшает различительную способность, цветовое зрение, способствует развитию дифференцированного зрит. восприятия.

Исходя из рекомендаций офтальмолога педагог должен использовать зрение учащегося в процессе обучения. Зрительная нагрузка должна строго дозироваться в соответствии со степенью и характ. нарушения зрительных функций и протекать в условиях, оптимальных для зрительной работы, к которым относится уровень освещённости рабочего места, использование средств оптической коррекции, разнообразные качества наглядных пособий (величина, контрастность…) размер нагрузки и т. д.

Важнейшим условием для нормальной зрительной работы явл. освещённость. Минимально допустимы для лиц с нарушением зрения явл. освещённость равная 500 люкс. Верхней оптимальной границей- 1000 люкс(ЛК). Повышение освещённости до 51500 люкс благотворно действует на зрит. чувствительность (снижаются её пороги).

Высокий уровень освещённости не противопоказан даже для лиц, страдающих светобоязнью при условии использования ими дымчатых фильтров.

Освещённость рабочего места устанавливается исходя из зрительной патологии (при близорукости-500-700 лк, при аномалиях рефлакции-250-700 лк, при заболеваниях зрит. нервного аппарата-250-700 лк и т. д.).

Так как заболевание глаз имеет зачастую комбинированный характер, наиболее приемлемой явл. освещение рабочего места 500-700 лк.

Необходимым условием явл. соблюдение определённого расстояния от глаза до рассматриваемого объекта к-е может колебаться в пределах от 25-30 см. Для зрительной работы большое значение имеет величина предлагаемых объектов. Предельно минимальные размеры объектов зависят от остроты зрения и составляют при остроте зрения от 0, 09-0, 2(3 мм).

Важным условием явл. дозирование зрит. нагрузки. Критерием для определения зрит. нагрузки явл. утомление зрит. анализатора. Максимально допустимой счит. Непрерывнодеятельная нагрузка для детей со снижением остроты зрения 15мм, для детей со снижением поля зрения -5 мм. Дозирование зрит. нагрузки должно исходить из состояния зрит. анализатора. Особое внимание уделяется школьникам с прогрессирующими заболеваниями глаз. В некоторых случаях зрит. раб. Может быть полностью противопоказана. При использовании наглядности следует учитывать состояние поля зрения.

Патологическое изменение поля зрения ведёт к нарушению зрит. отражения пространства, которая в зависимости от характера нарушения либо сужается либо деформируется (в норме по горизонтали 180 градусов, по верт. -90).

Установлено, что при восприятии объекта на расстоянии 33 см от неподвижного глаза ученики, имеющие сужение границ поля зрения до 5 градусов могут охватить взором предмет величиной до 5 см, 10 град. -10 см, 15 гр. -15 см и т. д. (концентрическое сужение поля зрения). Если имеется неравномерное сужение поля зрения, например, на 10 гр. к верху и на 30 гр. к низу, то ученик сможет увидеть предмет высотой 20 см, т. е. если имеется неравномерное сужение границ поля зрения, то указанное в каждую сторону количество градусов надо сложить и разделить пополам. Например, 50 гр. и 440 гр. =90/2

При использовании наглядных пособий необх. Учитывать такую функцию зрения как цветоразличение (хроматическое зрение).

При организации учебного процесса учитывается, что хроматическая чувствительность различна в разных частях спектра. Наиболее высокая различительная чувствительность к жёлтому и голубому цвету, наиболее низкая-к краям спектра (красный, фиолетовый). Следовательно наиболее подходящие для слабовидящих явл. светлые тона.

Документация тифлопедагога МДОУ Детский сад комбинированного вида №240 «Ручеек». Характеристика зрительных нагрузок


Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно

пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка,

временные ограничения, упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.

На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.

Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.

Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.

Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.

Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.

На занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;

размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;

размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.

Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.


Острота зрения 3-4 года

Острота зрения 5-7 лет

0,01 – 0,3

0,4 - !,0

0,01 0,3

0,4 1,0

N 1

N 2

N 3

N 4

N 5

N 6

N 7

Характер зрения

Не учитывается

Не учитывается

Не учитывается

Монокулярное,
Монокулярно-альтернирующее,
Одновременное.

Одновременное,
Бинокулярное
Неустойчивое.

Фиксация

Не учитывается

Не учитывается

Нецентральная,
устойчивая

Центральная
и нецентральная,
неустойчивая

Центральная

Центральная

Характер учебно-наглядных пособий:
Цвет
Размеры
форма

Оранжевый,
Красный,
Зеленый и их оттенки Больше 2 см.
разнообразная

Разнообразный Меньше 2 см.
объемная

Желтый, красный, зеленый и их оттенки До 2 см.
разнообразная

N 3

Разнообразный Разнообразные
объемная

N 5

N 5

Время проведения

Утро, полдень, вечер

Утро, полдень, вечер

Утро и вечер

Полдень и близко к полудню

любое

Количество занятий в день

2

3

3

2-3

2-3

5

3

Продолжительность
(мин).

15

15

20

20

25

25

25

Характер упражнений:
При сходящемся косоглазии При расходящееся
косоглазии при отсутствии косоглазия

На расслабление конвергенции
На усиление
Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов

На расслабление конвергенции
На усиление
Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов, игрушки стереоскопического типа

На локализацию

На расслабление конвергенции

На усиление Аккомодации

На стерео приборах

Вид косоглазия

Не учитывается

Не учитывается

сходящееся

расходящееся

нет

Зрительные нагрузки для детей 2 – 4 лет.
Плеоптика.
1.Работа с предметными картинками.

рассматривание, описание, нахождение новых картинок;

нахождение одинаковых картинок;

нахождение нескольких одинаковых картинок;

группировка изображений по цвету;

группировка изображений по назначению.

2. Работа с геометрическими фигурами:

группировка по цвету без учета формы;

группировка по форме без учета цвета.

3. Работа с цветной мозаикой:

сортировка по цвету;

выкладывание простейших узоров по образцу, затем без образца.

4. Работа с пирамидками.
5. Обведение контуров предметов, нарисованных ярким фломастером.


Сходящееся косоглазие

Рассматривание калейдоскопа с направлением тубуса в даль.

Работа с монокулярным фильмоскопом.

Работа с магнитным конструктором.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу.

Обведение контурных очертаний предметов.


Расходящееся косоглазие

Работа с калейдоскопом – направление тубуса вниз.

Рассматривание картинок через диаскоп.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме.

Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узора.

Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Вдевание лески в модель игры.

Обведение контура.

Игры с мячом: отбивание о пол, прокатывание по полу.

Игра «Птички и автомобили», «Птички» - расходящееся косоглазие.

Игры: «Поймай рыбку», «Найди свой цвет», «Чего не стало?».


Для детей с расходящимся косоглазием.
Общая продолжительность 10 -15 минут.

Упражнения те же, что и нагрузке N 5, только взор должен быть направлен вниз (без подставки).

Вырезание фигур, их деталей.

Игра « Набрось колечко», «Поймай рыбку».

Игра «Удочка». Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.

Для развития одновременного и бинокулярного зрения, положение глаз правильное. Величина объектов – маленькая. Время проведения – любое. Количество занятий в день 3-4 раза. Направление взора зависит от вида косоглазия.

Перерисовка через прозрачную бумагу.

Работа с разными картинками.

Самые разнообразные настольные игры, требующие рассмотрения мелких деталей.

Шитье по картону.

Кольцебросы.

Игры с мозаикой.

Настольные игры «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Шнуровка.


Развитие стереоскопического зрения.

Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т.д. с расстояния 2- 2,5 метра.

Зрительные нагрузки для детей 5 – 7 лет

Рассматривание предметных картинок.

Сортировка предметов по цвету, форме, величине, назначению: геометрические фигуры, сортировка предметных картинок по цвету, форме, назначению, сортировка природного материала по цвету, форме, нахождение одинаковых плодов, игры «Найди такую же картинку», «Найди пару».

Игра в лото с крупными картинками.

Игра в домино с яркими крупными картинками.

Нанизывание колец, счетных косточек, катушек и др.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Распутывание лабиринтов (линии выполнены разным цветом – 2 этап – ориентировка на цвет).

Выкладывание узора из магнитной мозаики.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу, прокатывание в ворота.


Сходящееся косоглазие

Рассматривание в калейдоскоп, монокулярный фильмоскоп.

Нанизывание колечек, бусинок, пуговиц на леску.

Вдевание нитки, лески, проволоки в модель иглы.

Шитье по картону.

Шнуровка.

Обведение шаблонов по контуру, штриховка.

Игры в лото, домино на подставке.

Раскрашивание картинок, укрепленных на доске.

Рассматривание картинок, уменьшая и увеличивая расстояние до них.

Рассматривание картинок на вращающемся диске.

Магнитная мозаика (на подставке).

Соединение точек на бумаге в клетку.

Рассматривание далеких и высоких предметов.

Обведение 4-х клеточек в тетради.

Рисование орнамента – бордюра.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Прокатывание мяча в ворота, подбрасывание вверх, перекидывание друг другу, забрасывание в обруч.

Кольцебросы.

Распутывание лабиринтов.

Метание присосок.

Бадминтон, волейбол.

Метание мячей, мешочков, снежков в цель.

Игры на совмещение контура и предмета.


Расходящееся косоглазие

Работа с мелкой мозаикой.

Сортировка бусинок, бисера и др. по цвету, форме, величине, выкладывание из них узоров.

Нанизывание бусинок, пуговиц на леску.

Шнуровка.

Обведение изображений по контуру.

Штриховка и раскрашивание шаблона.

Перерисовка изображений через кальку.

Рассматривание в калейдоскоп.

Распутывание лабиринта (2 этап).

Выкладывание узора из цветных палочек.

Рассматривание предметов, их описание.

Составление целого из частей – кубики.

Катание мяча по полу, забрасывание его в лунку, корзину, отбивание об пол.

Вырезание фигур, их деталей.

Игра: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Игры в лото, домино.

Игра «Удочка».

Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.


Развитие одновременного и бинокулярного зрения.

Сортировка бусинок, бисера, геометрических фигур по цвету, форме, величине. Составление из них узоров.

Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.

Игры на совмещение контура, силуэта с предметом.

Составление целого из частей.

Шитье по картону.

Кольцебросы.

Игры с мозаикой.

Настольные игры: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Шнуровка.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Работа с книжками – раскрасками.

Работа с разрезными картинками.

Настольные игры, требующие рассматривания мелких деталей.


Развитие стереоскопического зрения

«Надень кольцо», привязанное на ниточке, на конусы, елочки, стержни.

«Набрось кольцо на конусы, елочки, стержни».

Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т.д. с расстояния 2 – 2,5 метра.

Общие рекомендации при работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

зрительную работу желательно проводить в вертикальной плоскости (важно для детей с расходящимся косоглазием, миопией),

детям с миопией противопоказана работа на различимость мелких деталей (т.е. предъявляемый материал должен быть крупнее обычного),

лучше использовать объемные детали,

время непрерывной нагрузки должно быть ограничено.

Офтальмологические требования при работе с наглядностью:

изображение без лишних деталей, не должно быть слишком большим;

контур желателен (иногда рельефный);

цвет чистый, естественный, яркий;

дидактику и наглядность желательно

предъявлять на контрастном фоне (оранжевый, желтый, зеленый цвета).

Зрительные нагрузки

Совместно с врачом-офтальмологом определяется индивидуальная зрительная нагрузка. Учитываются следующие факторы:

зрительный диагноз и диагноз сопутствующего заболевания,острота зрения (цель – повысить остроту зрения

детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии),возраст ребенка,этап лечения.

Перечень зрительных нагрузок для детей 5

Острота зрения

Фиксация

Характер зрения

Вид косоглазия Зрительная нагру зка

Характеристика

учебно –

наглядных

учитываемые во

кол-во занятий в

время занятий

со зрительной

продолжи-

нагрузкой:

тельность

Отличительные

особенности

нагрузки

Нецентральная

устойчивая

Не учитывается

Не учитывается № 3

Преимущественно

оранжевый, красный, зеленый и их оттенки

Преимущественно до 2 см

Разнообразные

Утро и вечер

Центральная и нецентральная Центральная неустойчивая

Не учитывается

Монокулярное, монокулярно –

альтернирующее, одновременное

Не учитывается

Сходящееся

Расходящееся

Разнообразные

Разнообразные

Преимущественно

объемные

Полдень и близко

к полудню

Занятия на

Упражнения

Упражнения

локализацию

на расслабление

на усиление

конвергенции

аккомодации

Центральная

Одновременное,

бинокулярное,

неустойчивое

№ 7

№ 5

№ 5

№ 5

№ 5

Упражнения на стереоприборах,

стереоскопического типа, решетка для читающих

Разнообразные

Нанизывание бус (1-1,5 см – до 0,5)

Обведение по контуру (без мелкой

косоглазия)

преимуществе

деталировки)

нно объемные

Обведение по точкам

Обведение через кальку

Занятия в

Лабиринт

любое время

Закрашивание

до 2 раз в день

Вырезывание по контуру (без мелкой

по 20 минут.

деталировки)

Обведение по трафарету (внешний трафарет)

Раскрашивание

Ниткография

Штриховка Шнурование (по образцу) Разрезные картинки

Выкладывание по контуру мелкими предметами Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной

Игры стереоскопического характера (настольный футбол, хоккей, баскетбол, удочка и т.п.)

Работа с тетрадью в клетку, обведение клетки, ее закрашивание Составление орнамента Работа с конструктором

Развитие цветового восприятия

Младшая группа: различение и называние основных цветов спектра, соотнесение сенсорных эталонов с цветом реальных предметов.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету», «Соедини шары с соответствующими по цвету ниточками», «Составь цветной коврик», «Сравни и назови цвет», «Собери цветы», «Найди все красные предметы».

Средняя группа: закреплять знание основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету», «Составь узор», «Цветной коврик», «Собери цветы», «Найди свой домик», «Что у нас красное, синее, зеленое?», «Раскрась предмет», «Нарисуй радугу», «Окрась воду», «Цветной волчок», «Подбери все зеленые предметы», «Закончи узор», «Разноцветные сарафаны», «Оденем куклу».

Развитие цветового восприятия

Старшая группа: развивать умение отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов; узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире; создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием фланелеграфа и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений; замечать цвет движущихся объектов: «Едет зеленая машина», «Бежит рыжий кот», «Летит желтый лист» и т. д.

Подготовительная группа: знать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов; различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов; создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету и оттенкам», «Составь узор», «Найди свой цвет или оттенок цвета», «Раскрась картинку», «Кто скорее соберет палочки определенного цвета?», «Что изменилось?», «Что в рисунке неправильно?», «Кто скорее соберет цветной узор?», «Назови, что вокруг тебя зеленое, желтое, серое, розовое».

«Цветные человечки»

«Цветные столбики» («Составь узор», «Подбери по образцу», «Чем отличаются», «Построй и опиши, назови цвета по порядку», «Кто скорее соберет цветной узор»)

Как правильно рассадить детей с нарушениями зрения в группе?

1 ряд — дети с очень низкой остротой зрения (до 0,4);

2 ряд — дети с остротой зрения (от 0,4 до 0,6);

Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от педагога, если у ребенка окклюзия правого глаза, то — слева, детей с расходящимся косоглазием размещают по центру во 2 — 3 ряд, а с парезами глазных мышц — по центру в зависимости от остроты зрения.

Что такое окклюзия глаза?

Окклюзия (закрывание одного из глаз) – основной метод лечения амблиопии (функционального понижения остроты зрения) и косоглазия.

Цель окклюзии при амблиопии — заставить работать плохо видящий глаз и исключить влияние на него закрытого глаза, который подавляет его зрительные впечатления, особенно если этот закрытый глаз видит лучше.

Какова наполняемость специальных групп для детей с амблиопией и косоглазием?

Наполняемость специальных групп для детей с нарушениями зрения определена в статье 268 п.10 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Для детей с амблиопией в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников; для детей с косоглазием в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников.

Кто такой тифлопедагог?

Тифлопедагог – педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание слепых и слабовидящих детей, детей с функциональными нарушениями зрения с учётом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных функций.

В соответствии с Учебным планом специального дошкольногоо учреждения для детей с нарушениями зрения проводит коррекционные занятия по “Развитию зрительного восприятия”, “Социально- бытовой ориентировке”, “Пространственной ориентировке и мобильности”, “Развитию познавательной деятельности”, индивидуальную коррекионную работу.

Консультирует родителей и педагогов по вопросам создания специальных условий воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития, подбору наглядного материала, игровых пособий с учётом патологии зрения, внедрению электронных средств обучения в образовательный процесс для детей с нарушениями зрения.

Что такое амблиопия? Особенности организвции образовательного процесса при амблиопии в условиях специального дошкольного учреждения и дома?

АМБЛИОПИЯ.

Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата.

— при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребенка возникают трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов;

— отдых для ребенка — это работа на слух, устное выполнение заданий-10 минут;

— использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, рассматривание картинок;

— использовать трафареты, контурные изображения.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное включение в образовательный процесс артикуляционной гимнастики или её элементов поможет:

— улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество их выполнения.

Как происходит становление зрительных функций и развитие зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушениями зрения от 2 до 3 лет?
ОТВЕТ

Становление зрительных функций и уровня развития зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушением зрения (от 2 до 3 лет) происходит следующим образом:

2 года — рисует отдельные метки и круговые линии;

— строит башню из 8-9 кубиков.

2 года 2 месяца — находит требуемую картинку в знакомой книге;

— выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Например, «Покажи, что можно есть?», «Покажи, у кого есть ножки?

2 года 4 месяца — среди 10 картинок находит одну «такую же», как показывает взрослый;

— раскладывает предметы двух цветов в две коробочки, в каждую — одного цвета.

2 года 6 месяцев — складывает разрезную картинку аз двух частей;

2 года 8 месяцев — раскладывает предметы по величине (большой — маленький) в две разные коробочки;

— подбирает парные картинки (по цвету, реальным действиям, фотографиям).

2 года 9 месяцев — показывает названные действия на картинках.

3 года — среди 4-5 предметов находит один, соответствующий изображению его характерной части;

— складывает разрезную картинку из четырех частей;

— рисует точки, прямые и закругленные линии.

Что такое миопия? Особенности организации образовательного процесса при миопии в специальном дошкольном учреждении и дома?

Миопия (близорукость)

Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки).

Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить отслоение (ощущение — «заискрилось» в глазах).

— обязательно хорошее освещение;

Нельзя низко наклоняться, беречь спину;

Исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости);

Необходимо укреплять иммунную систему (недостаток витаминов);

Ребенок должен сидеть в передней половине класса, ближе к источнику освещения (окну);

Освещенность поверхности стола – 500 лк., на занятиях по труду, при самостоятельной работе-1500 лк;

— зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия;

— строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе, закаливание;

— постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за столом.

Что такое гиперметропия? Особенности организации образовательного процесса при гиперметропии в специальном дошкольном учреждении и дома?

Гиперметропия (дальнозоркость). Аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой).

— возможны физические нагрузки;

— легче смотреть вдаль;

— предметы для демонстрации, работы — крупные, красочные;

— трудно работать в тетради — чаще у доски.

Что такое астигматизм? Особенности организации образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении и дома?

АСТИГМАТИЗМ. Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая.

Дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности.

ПРИ СМЕШАННОМ АСТИГМАТИЗМЕ ребенок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:

Использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками;

— ребенок испытывает затруднения при соединении элементов букв, линий на чертежах и рисунках;

— т.к. не видят четко границы парты и других плоскостей — неуклюжи за партой- все роняют, ручки и другие принадлежности.

Что такое косоглазие? Особенности организации образовательного процесса при косоглазии в специальном дошкольном учреждении и дома?

КОСОГЛАЗИЕ (девиация).

Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси. При косоглазии:

— снижаются зрительные функции,

Отсутствует бинокулярное зрение (нет слияния в единый образ),

Замедляется скорость, точность и дифференцированность восприятия предметов окружающего мира,

— т.к. существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий, в ориентировке в пространстве.

Работать на приподнятой поверхности (подставка);

Необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых материалов;

При списывании текст располагать на подставке на удаленном расстоянии.

— работая на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали;

— т.к возникают трудности при списывании с доски, использовать индивидуальные карточки;

— развивать слуховое внимание.

Что такое нистагм? Особенности организации образовательного процесса при нистагме в специальном дошкольном учреждении и дома?

НИСТАГМ. Патология глазодвигательной системы — качание глаза по вертикали, горизонтали, круговые движения глазом.

— т.к. нарушена функция взора. недопустимо списывание с доски;

— работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания;

При чтении текста, нижнюю границу строки контролировать с помощью линейки, через рамочку;

— смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей;

— в учебниках и тетрадях должны быть закладки;

— нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.

Что такое глаукома? Особенности организации образовательного процесса при глаукоме в специальном дошкольном учреждении и дома?

ГЛАУКОМА. Повышение глазного давления по причине нарушения оттока внутриглазной жидкости.

— недопустим резкий эмоциональный всплеск;

недопустимо

— переутомление,

— длительное пребывание в темном помещении,

— резко менять температуру окружающей среды,

— физические нагрузки (наклоны головы и подъем тяжестей),

— место ученика в передней половине помещения,

— освещенность рабочей поверхности-500 лк.,

— необходимо оборудовать рабочее место ребенка автономным освещением (настольная лампа с сенсорным выключателем),

(упражнения на восприятие с помощью сохранной чувствительности других модальностей),

— исключается участие ребенка в экскурсии, занятии на природе в жару, на ярком солнце,

— работать с натуральными изобразительными пособиями без мелкой деталировки,

— подбирать наглядный материал с рельефно-цветовым исполнением,

— при остром приступе снять нагрузку, освободить от занятия, консультация офтальмолога, тифлопедагога.

Что такое катаракта? Особенности организации образовательного процесса при катаракте в специальном дошкольном учреждении и дома?

КАТАРАКТА. Помутнение хрусталика.

Афакия – оперированная катаракта (глаз без хрусталика).

— иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение;

— сидеть в классе во второй половине класса;

— отдых) 7-10 минут (работа на слух, устное выполнение заданий);

— использовать демонстрационные приемы (показ таблиц, схем, натуральных пособий);

— для детей с афакией ограничивать физические нагрузки, исключать резкие движения, поднимать тяжести, недопустимы сильные сотрясения тела.

Как можно провести зрительную гимнастику в домашних условиях?

В домашних условиях можно провести следующие комплексы:

1. Движения глаз в горизонтальном направлении: направо — налево.

2. Движения глазного яблока в вертикальном направлении: вверх- вниз.

3. Круговые движения глаз: по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Интенсивные движения: зажмурить глаза – открыть (в быстром темпе).

5. Движения глаз по воображаемой линии по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой воображаемой линии перевести глаза вверх

(повторить, но в обратном порядке).

6. Сведение движения глаз к переносице, но предварительно приложить на переносицу указательный палец и посмотреть на него- глаза легко «сводятся».

7. Часто поморгать глазами.

8. РАБОТА ГЛАЗ НА «РАССТОЯНИЕ».

— Подойти к окну,

— Внимательно посмотреть на близкую. Хорошо видимую деталь: ветку дерева,растущего за окном, на царапину на стекле(можно наклеить на стекло крохотный кружок из цветной бумаги)

— Дать команду: « Сосредоточить, направить взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ СЛЕДУЕТ ПОВТОРЯТЬ НЕ МЕНЕЕ 6 РАЗ В КАЖДОМ НАПРАВЛЕНИИ.

Где можно узнать последние новости развития специального образования в Республике Беларусь?

Обращаем внимание, что на сайте www.asabliva.by функционирует asablivый форум, где пользователи сайта имеют возможность обсуждать актуальные темы, анализировать волнующие их события, задавать вопросы и получать на них ответы, а также самим отвечать на вопросы других пользователей форума и давать им советы. В случае необходимости к специалистам отдела специального образования

Министерства образования Республики Беларусь можно обратиться в рубрике «Обратная связь».

Какие учебные издания используются при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования для детей с нарушениями зрения?

Для использования в образовательном процессе с детьми с нарушениями зрения используется:

— Программа Выхаванне і навучанне дашкольнікаў з парушэннямі зроку / Н.В. Акуліч, Н.М. Грыгор’ева. – Мінск: НМЦэнтр, 1997.

— Развитие зрительного восприятия Григорьева, Н.М. Формирование наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения. Минск: Мастацкая літаратура, 2000 г.

При отсутствии в действующих программах для специальных дошкольных учреждений материала к образовательным областям, определяемым учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования, рекомендуется использование учебной программы дошкольного образования и учебных наглядных пособий для учреждений дошкольного образования.

Как в домашних условиях сформировать культурно — гигиенических навыки у детей с нарушением зрения?
ОТВЕТ

У детей с нарушением зрения формирование культурно — гигиенических навыков имеет своеобразие. Методической основой их формирования являются совместные действия ребенка и взрослого. Существуют две группы действий:

— Выполнение

Показ. Взрослый кладет руки ребенка на свои и медленно выполняет действие. Затем, взрослый берет руки ребенка в свои и вынуждает его выполнять какие-то действия. Для того, чтобы простимулировать активность ребенка, взрослый сознательно замедляет движение своих рук. Ребенок испытывает неудобство и скорее сам стремится закончить действие.







2024 © psynadin.ru.