Контрольная работа гуманизация образования. Гуманизация - это что? Список использованной литературы


Гуманизация

ГУМАНИЗА́ЦИЯ -и; ж. Распространение и утверждение гуманистических принципов в какой-л. сфере общественной жизни. Г. законов. Г. общественного сознания.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "гуманизация" в других словарях:

    - (от франц. humaniser, от лат. humanus человеческий). Смягчение нравов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГУМАНИЗАЦИЯ от франц. humaniser; этимолог. смотр. следующ. слово. Смягчение нравов. Объяснение… … Словарь иностранных слов русского языка

    гуманизация - и, ж. humanisation f. Распространение в общественной, политической, международной и т. п. жизни взглядов, идей, проникнутых гуманизмом. Г. международных отношений. Мы равноправные участники мирового процесса гуманизации мирового сообщества,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 очеловечивание (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Гуманизация - Гуманизация ♦ Humanisation Мы рождаемся мужчинами или женщинами, мы становимся людьми. Этот процесс, одинаково важный как для вида, так и для каждого отдельного индивидуума, мы и называем гуманизацией. Это человеческое становление человека,… … Философский словарь Спонвиля

    гуманизация - humanizavimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Humanizmo idėjų, principų propagavimas, diegimas. kilmė pranc. humanisation atitikmenys: angl. humanization vok. Humanisation, f rus. гуманизация … Sporto terminų žodynas

    Ж. Распространение и утверждение в сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом [гуманизм I]; человеколюбие. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    гуманизация - гуманиз ация, и … Русский орфографический словарь

    гуманизация - (1 ж), Р., Д., Пр. гуманиза/ции … Орфографический словарь русского языка

    ГУМАНИЗАЦИЯ - усиление гуманистических начал в обществе, утверждение общечеловеческих ценностей, высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью … Профессиональное образование. Словарь

    Гуманизация - усиление гуманизма как реального основания жизнедеятельности людей, связанного с признанием самоценности каждого человека, приоритета общечеловеческих ценностей перед ценностями сословными и этническими, права личности на свободное развитие своих … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Книги

  • Искусство. Его основания и общественное значение , П. Ж. Прудон. Посмертное издание. Санкт-Петербург, 1865 год. Типография А. Головачева. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Пьер-Жозеф Прудон (1809 -1865) - французский политик, публицист,…

Ирина Янчишина
Консультация для педагогов «Гуманизация педагогики. Что это такое?»

Общеизвестно, что человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Это могут быть отношения с государством, его законами, моралью, культурой, историей, отношения с родителями, сверстниками и другими людьми.

Характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на растущего человека. И если в этих отношениях много бессердечия, насилия, лжи, унижения, зла, эгоизма – то все это станет принадлежностью ребенка.

Современное общество определяется именно такими отношениями. Они ведут к гибели общества и личности. Человечеству необходимо изменить характер отношений иначе это приведет к трагическому будущему человечества. Изменения должны идти по пути гуманизации отношений . Другого пути нет.

Гуманизация – это принцип мировоззрения, в основе которого лежат :

Убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию;

Требование свободы и защиты достоинства личности;

Идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов (и духовных и материальных) должно быть конечной целью общества.

Гуманистическое мировоззрение основывается на трех древних «парадоксах» . Современному человеку они могут показаться утопическими, но все же.

Истинная победа там, где никто не проигрывает, а выигрывают обе стороны; нельзя стремиться к победе над человеком. Единственный способ разрешения трудностей между людьми – это согласие (учение Будды) .

Чего не желаешь себе, того не делай другим людям; плати добром за добро и справедливостью за зло; строго соблюдай и строй свои отношения по образу семейных, регулируй отношения мудростью (Конфуций) .

Относись к ближнему как к самому себе (учение Христа) .

Гуманизация отношений должна начаться немедленно. Главная роль здесь принадлежит школе и педагогике .

Во-первых должен измениться взгляд на ребенка. Это не существо, подвластное воспитывающему, не пустой сосуд, который можно заполнить чем угодно. Его нельзя «делать каким-то» . Каждый ребенок имеет достаточный потенциал для успешного саморазвития. Ребенок всегда устремлен к лучшему, к доброму, к успеху. Ребенок – это субъект собственного развития, он самосилен. Он равен взрослому во многом : переживает такие же чувства, как взрослый. Он равен взрослому по интеллектуальным возможностям и лишь немного уступает в наличии жизненного опыта, но опыт – дело наживное.

Во-вторых, необходимо переосмыслить сущность процесса воспитания и его назначение. Негуманная , авторитарная педагогика утверждает , что воспитание – это формирование личности воспитуемого. Отсюда – обязательные программы воспитания и обучения, признание ребенка лишь объектом деятельности воспитывающего, «натаскивание» на соблюдение правил, на знания и умения. Такое воспитание никогда не давало положительных результатов. Ребенка делали каким-то, но не таким, каким он рожден быть. В таком деланье он терял свое человеческое лицо, становился зависимым, несамостоятельным, способным только повторять, но не творить, он становился как все, при том, что он уникален и неповторим от рождения.

Исходя из принципов гуманизма , воспитание было бы разумнее определить, как создание условий для развития ребенка и его максимальной саморегуляции.

Воспитание призвано помогать ребенку устанавливать собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития, создаст сам себя по своему же образу и подобию. Это в высшей степени гуманно , так как человек счастлив только при ощущении личной свободы и неповторимости. Воспитывающий – это только помощник ребенка в его саморазвитии, это его мудрая опора, но не более. Если ребенок во многом равен взрослому, то общение с ним должно осуществляться как сотрудничество и строиться с учетом следующих требований профессионально-этического характера.

Требования к общению взрослого с ребенком :

1. НАДО УВАЖАТЬ В РЕБЕНКЕ ЧЕЛОВЕКА СО ВСЕМ ХОРОШИМ И ПЛОХИМ, ЧТО В НЕМ ЕСТЬ. Он достоин уважения за то, что равен нам и он для нас неразгаданная тайна; достоин уважения за тот трудный путь, который ему предстоит пройти в жизни. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.

2. КАЖДЫЙ РЕБЕНОК НЕПОВТОРИМ И ТЕМ ПРЕКРАСЕН. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право быть самим собою. Отобрать это «Я» или усреднить его, навязать ребенку кумира - значит совершить преступление против него. Мы, взрослые, не имеем на это право.

3. В ВОСПИТАНИИ НЕ НАДО СТАНОВИТЬСЯ «НАД РЕБЕНКОМ» , А ЕСЛИ И ПРИДЕТСЯ ЭТО СДЕЛАТЬ, ТО ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЕГО.

4. НЕОБХОДИМО РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ ТАК, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК НАУЧИЛСЯ УВАЖАТЬ И ЦЕНИТЬ СЕБЯ. Уважение к себе появляется на волне успеха. Надо обеспечивать ребенку успех, победу (над трудной темой познания, надоевшим делом, опасным желанием) и т. д. Первая победа породит вторую, третью, пробудит в ребенке силы, которые раньше и не подозревались, и грани его возможностей значительно расширятся. Повседневная жизнь в маленьких победах – это крылья ребенка, несущие его к осознанию собственной значимости. Но настоящая победа достигается только в творчестве. Творчество, а не повторение, дает ребенку свободу, уверенность в себе, и своих силах. Творчество возвышает ребенка. Воспитатель гуманист обязан быть творцом и должен уметь разбудить жажду творчества в детях

5. В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОПУСТИМО ИСПОЛЬЗОВА-НИЕ ТОЛЬКО НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ГУМАННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ВОСПИТАНИЯ. Необходимо делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых воспитателем, не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие. При отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее :

Никогда не наказывать детей;

Не сравнивать детей друг с другом, не ставить друг другу в пример;

Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения) ;

Не укорять детей;

Не жаловаться на них родителям;

Не стоять над душой, не надзирать за ними;

Не оскорблять;

Не приказывать, не требовать жестко;

Обеспечивать успех во всех делах и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;

Хвалить от души;

Верить и доверять безоговорочно;

Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям,

Поощрять искренне.

6. НЕОБХОДИМО ПОСТОЯННО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ. Это значит заботиться о душевном равновесии каждого ребенка, о его настроениях, чувствах, переживаниях. Ребенок не должен жить в обстановке душевного дискомфорта, если мы хотим видеть его личностью.

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно.

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.

Консультация для педагогов «Что такое ФГОС дошкольного образования?» С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

Консультация для педагогов «Использование художественного слова в организации режимных моментов детей 2–3 года жизни» Наблюдая за малышами, я заметила, что некоторые дети слышат не слова, а интонацию, доброжелательную, располагающую, вызывающую доверие.

Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребенка» «Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей.

Консультация для педагогов «Тьюторское сопровождение повышения квалификации молодых педагогов в МБДОУ» «Педагог – не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы» Клод Леви-Стросс. Мы не раз слышали о значимости сотрудничества.

Консультация «Народные игры как традиционное средство педагогики» Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьёзное.

Консультация для педагогов «Так что же такое толерантность?» Толерантность - это милосердие; Толерантность - это сострадание; Толерантность - это уважение; Толерантность - это доброта души; Толерантность.

Консультация «Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании детей» «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная.

Семинар-тренинг для педагогов «Что такое толерантность?» Цель: повышение сензитивности педагога к идеям ненасилия, толерантности как общечеловеческой ценности. Ход мероприятия: Никто не может.

Библиотека изображений:

Гуманизация - это понятие, происходящее, собственно, от наименования человека на латыни - «human». Таким образом, определение можно перевести буквально как «очеловечивание». В современной трактовке оно применимо к любому процессу и действию, подразумевая его изменение согласно интересам и удобству человека. Сама концепция зарождается в эпоху Возрождения. Средневековая схоластика и

христианские догматы диктовали обществу, что приоритетным человеческим интересом должна быть религия и покорность богу. Любые устремления должны быть как можно менее связаны с мирским и направлены на поиск очищения перед Богом и божественное прощение. Вся средневековая культура - живопись, литература, музыка и другие искусства - была подчинена лишь церкви. Более того, религия диктовала свое слово и в других сферах человеческой жизни. Именно ее интересами руководствовались европейские правители, проводя перевороты, крестовые походы. Религия определяла понимание исторического процесса, законов земного мира. Духовные лидеры определяли жизненный путь крестьянства и королевских династий, они столетиями управляли социальной и политической жизнью Европы. Основной сутью такого положения дел для нашего интереса является тот факт, что человек рассматривался как незначительная пылинка, от которой ничего не зависит в мире и которая полностью подвластна божественному провидению.

Появление гуманизма

Эпоха Возрождения, которая начиналась как интерес к античности, с ее культом человеческого тела, силы и разума, вернула интерес к личности. Расцвели буйным цветом живопись и скульптура, которые изображали человеческое тело со всеми его достоинствами и недостатками. В данном аспекте гуманизация - это рост интереса к личности человека. Кроме того, Возрождение привносит в мир множество новинок социально-политической и экономической мысли. Этому способствовали великие географические открытия, первоначальное накопление капитала, кризис феодальных

отношений и усложнение общественной стратификации. Все это вело к появлению философских концепций, связанных с ролью человеческого общества, сущности и истоков права и государства. Таким образом, гуманизация - это еще и новая постановка интересов отдельной личности как приоритетных. Так было рождено понятие о естественных личных правах на жизнь и свободу, а также гражданских правах на участие в общественных процессах и управление государством.

Гуманизм вне Европы

Интересно задать вопрос о том, а почему же такое явление, как гуманизм, не возникло вне европейских обществ, там, где отсутствовали жесткие догматы религии. Ведь история знает такие примеры. И все же гуманизация - это именно европейское детище. Прежде всего, все известные истории общества были, в первую очередь, коллективными: китайское, арабское, цивилизации доколумбовой Америки. Очевидно, это связано с низким развитием их производственных сил, ставивших выживаемость общества в зависимость от кооперации и не оставлявших места для индивидуальности. И лишь рождение индивидуализма в Европе, идеологами которого стали протестантские религиозные реформаторы, дало возможность обратить внимание на конкретную личность.

Наши дни

Гуманизм все больше проникал в нашу цивилизацию, родившись в Новое время и развиваясь с появившимися тогда же идеями. В наши дни гуманизация - это обустройство всех сфер жизни и деятельности с максимальным удобством и безопасностью людей, вовлеченных в нее. Речь идет не только для о безопасности жизни и здоровья, но и о личных правах, конечно. Так, гуманизация труда является совершенствованием управления трудовой деятельностью. Здесь важно, во-первых, обезопасить работника от производственных травм, а во-вторых, предоставить ему возможности для раскрытия личного потенциала. А, например, гуманизация уголовного законодательства подразумевает собой длительный процесс, отмеченный специалистами, в ходе которого происходит смягчение наказаний. Такое смягчение основывается на идее того, что преступник также имеет все права личности, и он может быть перевоспитан максимально мягкими методами. Самым ярким примером этого может быть отмена смертной казни во многих странах.

Содержание образования

Определение

Их приобретение способствует всестороннему развитию личности и обеспечивает подготовку человека к трудовой деятельности в общественной жизни.

Главным элементом содержания образования считаются знания, выражающие накопленный опыт человечества. Он включает познания явлений и предметов окружающего мира, а также законов развития общества и природы. Знания не стоят на месте, они динамичны, постоянно совершенствуются и дополняются.

Еще одним элементом содержания образования считаются умения, представляющие собой некоторый комплекс действий, осуществляемый на базе приобретенных знаний. Отличительным показателем наличия у человека определенных умений является то, что при помощи конкретных действий он может выполнить поставленную задачу, иными словами применить свои знания на практике.

Навыки вместе со знаниями и умениями также относятся к составляющим элементам содержания образования. Человек приобретает их посредством многократного повторения изученного материала и автоматического применения его в практической деятельности.

Все эти элементы тесно взаимосвязаны друг с другом. На базе знаний формируются умения, впоследствии они развиваются до навыков, в основе которых, в свою очередь, поставлены именно знания.

Главной целью содержания образования считается то, что оно отображает самые разносторонние потребности как общества в целом, так и отдельных людей в частности. В зависимости от конкретных потребностей функционирует процесс отбора содержания образования для учебных заведений.

С одной стороны, содержание образования содействует не только передаче общественного опыта от старшего поколения к младшему, но и развитию этого опыта в последующем, а с другой стороны, оно дает возможность личностной самореализации.

Принципы отбора содержания образования

Существует множество критериев отбора содержания образования, однако в большинстве своем действуют следующие принципы:

  • принцип соответствия общественному заказу (в содержание образования не только должны быть включены современные знания, умения и навыки, но и должны предусматриваться индивидуальные способности учащихся, благодаря чему человек достигает всестороннего развития и личностного роста).
  • принцип обеспечивания научной и практической значимости учебного материала (знания, включаемые в содержание обучения, обязаны соответствовать новым достижениям той или другой науки и быть востребованы на практике).
  • принцип учета реальных возможностей конкретного учебного процесса (в момент выбора содержания образования акцентируется внимание на методах, средствах, формах, технологиях и уровнях обучения).
  • принцип обеспечивания единства содержания образования с позиций всех учебных предметов (компоненты содержания образования обязаны быть узко взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны).
  • принцип гуманизации (содержание образования направляется на воспитание в человеке гуманной культуры, продуктивной творческой деятельности, независимого выбора профессии согласно с собственными интересами и способностями).

Гуманизация содержания образования

Гуманизация – ключевой элемент прогрессивного педагогического мышления, утверждающего многостороннюю сущность образовательного процесса. В центре образования находится развитие личности, в соответствии с чем и определяются основные задачи. Если раньше учитель только передавал знания учащимся, то с позиции гуманизации он должен всячески содействовать всестороннему развитию каждого ребенка. Гуманизация требует перемены взаимоотношений в системе «учитель-ученик», она предполагает установление связей сотрудничества.

Гуманизация образования подразумевает совокупность общекультурного, социально нравственного и профессионально развития личности.

Данный педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Гуманизм в целом как идейно ценностный комплекс включает в себя все высокие значения, выработанные человечеством на длительном и противоречивом пути своего развития: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и другие.

Для полной гуманизации содержания образования необходимо уничтожение той диспропорции в учебном процессе, которая делает среднее учебное заведение технократическим. Нужна гармонизация учебного плана - обеспечение рациональных пропорций умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.

Часть учебного плана, которая предполагает конкретное воспитание гуманизма, нравственности и эстетики, должна быть усилена. Это и классические предметы социального цикла, и новые дисциплины, такие как этика, человековедение, семьеведение. Оправдано подключение в учебный процесс и религии как сосредоточения общечеловеческих моральных ценностей.

Особое внимание надлежит уделить предметам художественно-эстетического цикла: музыке, изобразительному искусству, художественной литературе, хореографии, мировой художественной культуре.

Безусловно, должны осуществляться трудовое и физическое воспитание, перестроенное на гуманистической основе. Большие возможности заключены и в дифференциации учебного плана: углубленное изучение отдельных предметов, курсы по выбору, факультативы, профильные предметы. Это дает возможность удовлетворить разнородные интересы и склонности детей, обеспечить верный путь самоопределения.

Можно многому обучить ребенка, но при этом не взрастить у него чувства доброты, человечности, красоты. В следствии этого перестройка образования обязана включать гуманизацию его содержания.

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Ревдинский государственный педагогический колледж

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Реферат по введению в педагогическую профессию

Выполнила: Власова Е.В.,

студентка гр.101

специальность 0319

Проверила: Л.В.Бормотова,

преподаватель

1. Роль гуманизации. Основные понятия.…………..…………………………3

2. Закономерности гуманизации образования…………………………………5

2.1. Основные положения……………………...……………………….5

2.2. «Мое педагогическое кредо»…..…………..………………………8

3. Гуманизация образования и демократический стиль педагога……… ……10

4. Список использованной литературы………………………………………...11

1 . РОЛЬ ГУМАНИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Ключевое понятие гуманистической философии образования - «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изменение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».

Так понятие «гуманизм» употребляется, по крайней мере, в десяти значениях:

· название эпохи Возрождения в различных культурных движениях, идейных течений, направлений общественной мысли;

· название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;

· характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;

· обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты и уважения;

· определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;

· выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;

· название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др..

Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм».

Гуманизм как идейно ценностный комплекс включает в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получивших название общечеловеческих; человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др.

Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеалогическое, как название философской системы, и поэтому его исследования предписывают компетенции философских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности.

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования… реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи». (Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.-М, 1990.-с. 21.).

Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.

2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1. Основные положения

Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования.

1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействия растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).

2. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную - ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

3. Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», то есть на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.

4. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманитаризации содержания образования.

5. Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой-важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.

6. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.

7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельного и личного подходов

Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей.

8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

9. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей.

10. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

На сегодняшний день, когда в социально-экономической жизни страны происходят небывалые перемены, когда все мы думаем о путях преобразования общественного воспитания, возникает необходимость решения стоящих перед нами новых задач. Одна из них та же что стоит перед обществом в целом: переход от командно-бюрократической к демократической организации жизни. Обновленный социум должен явить свое лицо, прежде всего детям. Применительно к образованию это означает гуманизацию (предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству; человеколюбие в обучении и воспитании)-ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности.

Что необходимо иметь в виду под ориентацией на ребенка? В чем состоят его возможности и психологические особенности и какие из них мы должны учитывать в первую очередь? Или, может быть, всякое систематическое педагогическое воздействие ребенка стоит вовсе отменить, положиться на естественный ход его развития?

Помните источником психического развития является социальная среда, воплощающая особенности человеческого рода, который должен усвоить ребенок.

Психическое развитие происходит в процессе овладения человеческой культурой-орудиями труда, языком, произведениями науки и искусства и т.д., иначе происходить оно не может. Но ребенок овладевает культурой не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми. Воспитание и обучение - важнейшие формы такого общения, в которых оно происходит систематически и планомерно.

Таким образом, вопрос о необходимости систематического педагогического воздействия на ребенка решается вполне однозначно: оно необходимо, так как служит одним из основных путей передачи ребенку общественного опыта, человеческой культуры. Вне такой передачи психическое развитие вообще невозможно. Другое дело как, какими путями, в каких формах это воздействие осуществляется, чтобы ориентироваться на ребенка, учитывать его интересы и возможности и быть вместе с тем наиболее эффективным.

Итак, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.

Реальный процесс психического развития ребенка включает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения и воспитания. Главное же - развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме. И если учет возрастных особенностей психологического развития является основой разработки общей стратегии требует выявле6ния и учета индивидуальных особенностей.

2.2. «Мое педагогическое кредо»

Гуманизация общества поставила вопрос об авторитете учителя. Близость авторитета и авторитарности как однокоренных слов и смежных понятий проблематизировала идею учительского авторитета, предъявила к нему этические критерии. Индивидуальность как основа обучения и воспитания возвращает учителю и школе самоуважение.

«Учащие и учащиеся, - прежде всего сотрудники», - писал Н.К. Рерих. Так демократизация и гуманизация в образовании открыли пути к развитию инициативы и самостоятельности ученика и учителя.

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимает значительное место в жизни человека, не дает ощутимого, зримого, конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учереждения не может контролироваться непосредственно.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.).

Во-вторых, педагог должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учителя.

В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения.

В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, то есть «фасилитатора», по К. Роджерсу. Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг.

Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами-заповедями его психолого-педагогической деятельности:

Уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);

Передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.

Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.

Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемая «гуманистическое пространство» (И.Д. Демакова). В создании такого пространства педагог занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), педагог создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку, можно определить основное правило - «Правило 7У»:

- «уверенность» - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Педагог гарант соблюдения прав ребенка;

- «успешность» - берясь за любое дело, педагог должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему;

- «удивительность» - надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем»;

- «убедительность» - уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела;

- «уважительность» - необходимо взаимное уважение; уважаешь мнение детей, они уважают твое. Воспитание без уважения - подавление;

- «уравновешенность» - в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать;

- «улыбчивость» - без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание.

3. ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА

Стремление жить в некой общности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно всем. Поэтому, если педагог хочет, чтобы дети были хорошими, необходимо делать все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.

Значит, у педагога не может быть никаких других целей, кроме целей жизни воспитанников. Ведь для ребят идея не отделена от личности, и то, что говорит им любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит неуважаемый и чуждый им человек. Самые высокие идеи в устах последнего становятся ненавистными.

Поэтому стоит чаще вставать на место детей, чтобы понять: что их интересует, что радует, что утомляет, что обижает. Ведь воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребенок не поймет, почему с ним так поступили; пока он не согласиться с тем, как с ним поступили; пока он озлоблен, что с ним так несправедливо поступили.

Во всем этом объективная база единства воспитателя и воспитанника, то есть необходимое условие возникновения известной всем (но не всеми применяемой!) педагогики сотрудничества, которая строится на принципах гуманизации и демократизации отношений со своими воспитанниками.

Для решения всех педагогических задач есть два подхода. Один императивный, когда педагог сам решает задачу, заставляя своих воспитанников делать то, что необходимо для их будущего. Другой - гуманный, то есть такой, когда воспитатель стремится приобщить детей к решению педагогических задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам.

Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период школьного ученичества, - это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает, умеет и может.

И достичь этого можно только добром, ибо только добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог - наш современник В.А. Сухомлинский.

Дети - источник вдохновения, и мой долг как педагога дать им детство, сохранить его, быть им другом.

«С рождения до трех лет - ребенок твой бог, с трех до десяти- он твой раб, с десяти лет - ребенок твой друг» (древнекитайская мудрость).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1987.

2. Дошкольное воспитание №8.-М., 1990

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 1999

4. Классный руководитель №4.-М., 2001

5. Подласый Педагогика.

6. Сластенин Педагогика.

7. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М.: Детская литература, 1989







2024 © psynadin.ru.