Во глубине сибирских руд основная мысль. Во глубине сибирских руд (Пушкин Александр Сергеевич Стихи)


Стихотворение «Во глубине сибирских руд» можно считать произведением гражданской лирики, которое было адресовано в частности жене декабриста Муравьёва, сосланного в Сибирь на каторгу, А.Г. Муравьёвой, которая отправилась за мужем. Стихотворение восходит к гражданской лирике, а написано оно в жанре дружеского послания. Основная тема стихотворения - тема свободы. Идея данного стихотворения состоит в том, что люди, преданные своим идеалам до конца, стойко переносящие невзгоды и лишения, надеющиеся на светлое будущее, найдут в себе силы во что бы то ни стало добиться торжества собственных возвышенных мыслей. И самое главное, у них найдутся преданные соратники. Автор акцентирует внимание именно на направление стихотворения в будущее, именно с этой целью вводится антитеза: резкий контраст между «мрачным подземельем» и «высоким стремлением дум», между мрачными «каторжными норами» и «свободным гласом». Ритм стихотворения задан четырёхстопным ямбом. Для раскрытия темы использованы многочисленные изобразительные средства, по которым, как по крупицам, можно восстановить мотив написания стихотворения «Во глубине сибирских руд».: эпитеты («гордое терпенье», «скорбный труд», «мрачные затворы»), метафоры («Несчастью верная сестра, надежда…», «каторжные норы»), развёрнутое сравнение («Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные зат­воры, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас»), олицетворения («Надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье», «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы», «и свобода вас примет радостно у входа», аллитерация и ассонанс («Во глубине сибирских руд хра­ните гордое терпенье, не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье»). Торжество свободы, по мнению автора, неумолимо и беспощадно к отжившим порядкам и произволу. Рано или поздно, независимые мысли, которые зародились в человеке, воплотятся в жизнь, но для этого необходима твёрдость духа и терпение.

В декабре 1825 года в Петербурге группой дворян-идеалистов была предпринята попытка государственного переворота. Основной целью этого мероприятия служила отмена крепостного права.

Дворяне были арестованы, некоторые из них казнены. Их подвиг нашёл отражение в художественной литературе: " Русских женщинах" Некрасова, " Учителе фехтования" Дюма, " Северном сиянии" Марича . Наконец, героям восстания 1825 года посвящено одно из произведений Пушкина - стихотворение " Во глубине сибирских руд" , анализ которого представлен в этой статье.

Восстание

Анализ стихотворения " Во глубине сибирских руд" следует начинать с небольшого экскурса в историю. Отечественная война 1812 года и другие политические события породили в российском обществе надежды на перемены. Прежде всего, на отмену крепостного права, а это предполагало ограничение монархической власти.

В 1818 году было создано первое тайное общество. Организатором декабристского движения стал Александр Муравьев. Вскоре в России возникло множество подобных обществ, состав которых постоянно менялся.

Предпосылкой для восстания стало воцарение Александра I. Прежний император, между тем, от престола не отказывался. В стране создалась крайне напряженная , двусмысленная ситуация, которую можно было назвать междуцарствием. К тому времени у министра на столе лежало уже множество доносов на членов тайных обществ. Декабристы присягать новому императору не спешили. Более того, именно в этот период решились на восстание.

Своей цели декабристы не достигли. Крепостное право, как известно, отменено было в России значительно позже. Они изначально понимали, что их план обречён. Для декабристов главным было стать примером для последующих поколений. И это им удалось.

В Петропавловскую крепость было отправлено более 350 заговорщиков. Пятерым вынесли смертный приговор. Более ста человек были сосланы в Сибирь. Жены многих осужденных последовали за своими мужьями. Стихотворение " Во глубине сибирских руд" , анализ которого представлен ниже, посвящено не только декабристам, но и женщинам, представительницам светского общества, отказавшимся от комфортной столичной жизни.

Гражданская тема в произведении Пушкина

При анализе стихотворения " Во глубине сибирских руд" стоит несколько слов сказать об истории его создания. Пушкин написал его в 1827 году. Это лирическое произведение - акт гражданского мужества поэта. Стихотворение " Во глубине сибирских руд" Пушкина - послание декабристам, отбывающим ссылку. Поэт выразил надежду на амнистию. Но освобождены они были лишь в 1855 году.

Подвигом декабристов в российском обществе восхищались. Произведение " Во глубине сибирских руд" Пушкина появилось на волне энтузиазма, вызванного решительным поступком жен героев. Эти женщины пренебрегли знатностью, богатством. Они отправились в Сибирь. Сам путь в эту отдаленную часть России в XIX веке можно было назвать подвигом. Добирались женщины до населённого пункта, где их мужья к тому времени уже отбывали срок, несколько недель. При этом они знали, что ближайшие 20 лет вернуться в столицу им не удастся.

Итак, стихотворение " Во глубине сибирских руд" кому посвящено? Декабристам и их женам . Доминирует в этом произведении гражданская тема. Написав это стихотворение, Пушкин укрепил, поднял дух своих товарищей. С некоторыми он знаком был еще со времен учебы в Царскосельском лицее.

После ссылки

Пушкин был причастен к деятельности одного из тайных обществ. Незадолго до восстания его отправили в ссылку. После подавления восстания по приказу Николая I поэт был освобождён. В 1925 году между императором и Пушкиным состоялся долгий разговор. О чём беседовал Николай I с поэтом, доподлинно неизвестно. Но и после этого разговора Пушкин не отрекся от своих убеждений. Он всё так же продолжал поддерживать своих друзей-декабристов.

Послание

Именно таков жанр стихотворения " Во глубине сибирских руд" . Тема произведения - подвиг дворян, принесших в жертву свободу, положение в обществе ради высоких идей. В стихотворении автор обращается не к абстрактным читателям, а к своим друзьям. Стоит сказать, что послание было любимым жанром Пушкина.

Художественные особенности

В стихотворении поэт использует такие слова, как " темница" , " оковы" , " подземелье" . Обращаясь к друзьям, он надеется, что даже " в каторжные норы" проникнет его " свободный глас" . Несмотря на трагичную участь декабристов, стихотворение пронизано надеждой. С такими словосочетаниями, как " скорбный труд" , " мрачные затворы" соседствует " гордое терпение" . При написании стихотворения автор использовал аллитерацию на " Р " . Размер - четырехстопный ямб.

Стихотворение «Во глубине сибирских руд...», анализ которого представлен в этой статье, обращено к тем из друзей, кто были единомышленниками лирического героя, «горевшего» желанием освободить родину от «гнета власти роковой». Послание «К Чаадаеву» (1818), содержавшее эти образы, становится реминисцентным фоном для него.

Временная дистанция, возникающая при сопоставлении двух посланий, важна для выявления постоянства в отношении к друзьям, верности идеалам юности. Новым аспектом является стремление подвести итог деятельности поколения, вписать современные, животрепещущие события в историю, показав значительность вклада единомышленников в развитие цивилизации. Они «братья» всех борцов за свободу, на их долю выпало принять «меч» у предшественников (образы из последней строфы послания «Во глубине сибирских руд...»), чтобы вступить в поединок с теми, кто обрекает людей на участь рабов, влачащих жизнь в «оковах», заключенных в «темницы» (там же).

Как и раннее стихотворение, послание к пребывающим в «каторжных норах», за «мрачными затворами» друзьям написано четырехстопным ямбом. За образом реальной неволи просвечивает обобщенный смысл. Она становится ценой за «дум высокое стремленье», конкретные проявления которого можно восстановить, прислушавшись к откровенным признаниям лирического героя вольнолюбивой поэзии Пушкина. Он одушевлен просветительскими идеалами, согласившись с тем, что свобода — естественное право каждого, соблюдать которое призван закон. Его попрание власть имущими воспринимается им как личное оскорбление.

Новаторством Пушкина является ощутимость в передаче бедственных обстоятельств, в которых оказались наследники радищевского «мстителя» (строфы 13, 16). Как и в оде Радищева, в послании «Во глубине сибирских руд...» Пушкина превалирует жизнеутверждающий пафос, возвышаются непримиримость к пороку и злу, бунтарство, готовность отдать все силы и саму жизнь за наступление желанной поры. Лирический герой стремится утвердить единомышленников в вере в то, что она придет, и ничего из нравственных и действенных проявлений их мировоззрения не пропадет даром:

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Придет желанная пора!

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут...

Однако вход в царство свободы — это абстрактный образ, «братья меч... отдадут», возвращая его тем, кто первым поднял оружие против власти, в воображении, виртуально (слово «виртуально» существовало еще в античности, происходило от лат. «возможный, появляющийся при определенных условиях»). В реальности новые «мстители» (образ из оды Радищева) в Сибири, на каторге, в «мрачном подземелье», погружены в тяжкие, скорбные переживания. Перед ними выстроены «затворы», препятствующие тому, чтобы им были доступны выражение привязанности, эстетическое наслаждение. Свободный голос поэта может пробиться сквозь препятствия, и в нем узники должны услышать подтверждение своей правоты, признание высокого смысла своих страданий. Он может донести «любовь и дружество», пробудить бодрость духа, напомнить о надеждах юности:

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье,

Разбудит бодрость и веселье...

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Друзья снова вместе, общность мироощущения остается важнейшим фактором, позволяющим не чувствовать себя одиноким. Однако судьба единомышленников лирического героя оказалась отличной от его свободного будущего, они пострадали за свои убеждения, переживают «несчастье», объединившее их (для лирического героя, не отделяющего себя от единомышленников, важно подчеркнуть, что никто не в праве присоединять свое имя к братству мучеников — «Не пропадет ваш скорбный труд...», «ваши каторжные норы», «...и свобода/Вас примет радостно у входа...»). Делом они доказали могущество духа, преодолевающего слабости, побеждающего судьбу. До прекрасного будущего остался шаг, их победа несомненна: «оковы... падут», «темницы рухнут», нужно лишь сохранить «гордое терпенье». Но жизнь человека коротка, и не всем удастся войти в царство свободы.

Трагический отсвет падает и на предшественников, все борцы против неволи — герои, сознательно выбравшие скорбную судьбу. Трагический герой — особое понятие, термин, акцентирующий, что главным в участи персонажа становятся не положение жертвы обстоятельств, а волевое усилие, направленное на борьбу с ними, хотя ему известно об их силе, о том, что она превосходит возможности человека. Вступая в безысходный конфликт с судьбой, герой демонстрирует исключительность натуры. В стихотворении Пушкина «Во глубине сибирских руд...», анализ которого мы проводим, участники политических возмущений имеют характеристику трагических героев. В отличие от романтических произведений, максимализм, «дум высокое стремленье» каждого из них не превращает его в одинокого мечтателя или бунтаря. Это общее для всех «братьев» настроение, разделяемое единомышленниками в прошлом, настоящем и будущем, оно становится основой для создания образа, продолжающего представление Радищева о единстве «рати... бранной», поднимающейся на борьбу с «пороком, лжой и клеветой» (строфа 16 в его оде «Вольность»).

В послании «Во глубине сибирских руд...» Пушкина приметы «желанной поры» обрисованы обобщенно, как отсутствие насилия, неволи. Конкретику вносят переклички с другими произведениями — одой «Вольность» Радищева и вольнолюбивой лирикой самого автора. Они вызывают ассоциации (от лат. «соединение», связь между образами, понятиями, качествами, возникающая при определенных условиях, в искусстве по воле автора), способствуют появлению аллюзий (от лат. «намекать», соотнесение с известным литературным, историческим, мифологическим явлением), реминисценций (от лат. «смутное воспоминание», отзвук образа другого автора, вызывающий сопоставление). Автореминисцентный фон послания 1827 г. составляет стихотворение, написанное почти за десять лет до этого,— «К Чаадаеву» (1818).

Лирический герой послания «К Чаадаеву» также обращается к друзьям-единомышленникам, утверждая необходимость веры в будущее торжество прекрасных идеалов. Но в раннем стихотворении многие аспекты конкретизированы: поколение «любовников» свободы настолько остро воспринимает общественную несправедливость, что она вызывает потребность мести за поруганные идеалы; кроме этого, для него любовь к родине затмила все человеческие привязанности, оно слышит только ее «призыванье», стремясь освободить ее от «гнета власти роковой»; наконец, радость и наслаждение молодые бунтари находят только в борьбе, душа каждого из них нетерпеливо жаждет столкновения, томится в предчувствии победы, которая видится как «сладкое свиданье» с осуществленной мечтой. В послании «К Чаадаеву» проясняется и вопрос, какой награды за свой отказ от личных устремлений ждут борцы с самовластьем: «минута вольности» сама по себе станет «святым», сокровенным переживанием, а кроме того, в памяти потомков они останутся навсегда, так как именно им принадлежит честь («Пока сердца для чести живы...» — «К Чаадаеву») разрушения твердыни самовластья, на обломках которой будут означены их имена.

Связь между двумя посланиями выявляется не только на содержательном уровне (сходство в проблематике, обращенность к представителям одного поколения, близость мотивов самоотверженного служения и радости борьбы), но и в связи с фоническими (звуковыми) соответствиями. Эта поэтическая особенность придает сходству характер органичной, непосредственной, внутренней близости. Достигается впечатление с помощью одинаковых ассонансов. В послании «К Чаадаеву» основным звуковым повтором был звук «а» (на нем построены рифмы и первых трех четверостиший, и пятистрочного финала): славы, обман, забавы, туман, желанье, призыванье, упованья, свиданья; она, снаг, имена. В стихотворении «Во глубине сибирских руд...» он слышен во второй и третьей строфах: сестра, пора, до вас, глас. Ассонанс выделяет слова, значимые в создании эмоционального настроя.

Однако обращение к декабристам проникнуто не только радостной жаждой борьбы, но и скорбным переживанием. Поэтому звуковой повтор "а" сочетается с другим ассонансом. Мрачные эмоции передаются звуком «у» (руд, труд — первая строфа). Однако у него есть и другой смысл, так как из каторжных застенков совершается прорыв к неземному счастью, которое приносит вера в осуществление прекрасной цели (в послании 1827 г. ответом на «прекрасные порывы» юности, которые лирический герой посвящает освобождению отчизны — «К Чаадаеву», становится радостная встреча победителей: свобода «примет радостно» своих защитников у входа в отвоеванное ими для нее царство).

Внимательно вслушиваясь в звучание стихотворения «Во глубине сибирских руд...», вы заметите, что на фоническом уровне проявляется динамика чувств лирического героя: от скорби к уверенности в правоте дела, которому он и его друзья отдали молодость. Во второй и третьей строфах послания «Во глубине сибирских руд...» ударный «у» акцентирует те слова, где смыслом является вера в будущее (разбудит, дружество, дойдут). В четвертом четверостишии слова с ассонансом на «у» выделяются в сознании читателя, в связи с тем что составляют опоясывающую рифму. Это не случайно, так как они важны, выражая в полной мере исторический оптимизм лирического героя (падут, отдадут). Их дополняет еще одно слово, где звучит «у», находящееся на интонационно значимой позиции — на нем завершается восходящая интонация перед выводом (рухнут). В отличие от стихотворения «К Чаадаеву», заканчивающегося восклицанием («напишут наши имена!»), в послании «Во глубине сибирских руд...» последняя строчка, также имеющая значение желаемого итога, эмоционально нейтральна, в конце стоит точка («И братья меч вам отдадут.»). Волнение лирического героя обрывается на утверждении, которое передается словом с ассонансом на «у», звучащим в последней мужской рифме. Он неожиданно становится выражением не мрачных ощущений, а «бодрости и веселья» от предчувствия «желанной поры». Так на фоническом уровне появляется возможность зафиксировать мысль, кажущуюся преждевременной и неоправданно оптимистичной в скорбной действительности: декабристы войдут в историю не как преступники, обреченные закончить жизнь в темницах, а в образе героев, смысл бытия которых — в прорыве через борьбу и бедствия к победе и счастью. Наступит день, когда падут оковы неволи, пусть это будут не реальные цепи, не ощутимая весть освобождения для попавших в сибирские тюрьмы, но тем, чьи думы всегда имели «высокое стремленье», этот день принесет осуществление заветной мечты:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Последняя строчка послания — свидетельство восстановления исторической справедливости: для потомков битва за свободу будет восприниматься как единый процесс. Еще долго будет сверкать меч в руках тех, кто не может смириться с властью порока и зла, но взойдет «Звезда пленительного счастья» («К Чаадаеву»), наступит «избраннейщий» день (образ из оды Радищева «Вольность»), и оружие вернется к первым мстителям. Такова историческая миссия необыкновенного поколения, из которого вышли борцы за честь родины и свободу мира («Хочу воспеть свободу миру...» — Пушкин. «Вольность»).

Год 1825 - время надежд, споров и разочарований. Заговорщики, состоящие из некоторых представителей русского дворянства, имели разные взгляды на достижение основной своей цели - свержения самодержавия и отмены крепостного права. Именно в этих двух особенностях России декабристы видели причину отсталости страны. Взгляды на изменения были от радикальных до умеренных.

Поддерживал ли Пушкин декабристов? Скорее, он им просто сочувствовал, поскольку среди декабристов было несколько его приятелей и друзей, всего около двадцати человек из 120-ти высланных в ссылку. Стихотворение «Во глубине сибирских руд» было доставлено на каторгу А.Г. Муравьевой, женой декабриста Н. Муравьева, и являет собой послание поэта своим друзьям, как письменная поддержка их в тяжелых условиях, ободрение и напоминание о надежде скорого освобождения. Амнистия декабристам, однако, произошла лишь через 30 лет после их восстания - и оставшиеся в живых к тому времени, наконец, смогли выйти на свободу.

Главная тема стихотворения

Поэт понимал, что публикация «Во глубине сибирских руд» невозможна. Он преследовал другую цель при написании этого произведения, предназначенного для узкого круга читателей - поддержать и ободрить своих ссыльных друзей.

Доминирует тема дружбы и верности идеалам юности - «Храните гордое терпенье ». Автор призывает не отчаиваться и держаться. Словами «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье » поэт говорит, что трагическое событие, в результате которого погибли 1 271 человек плюс казнены пятеро заговорщиков, обошлось дорогой и печальной ценой. Но оно не окажется напрасным, поскольку привлекло внимание к проблемам самодержавия и крепостного права. Так и произошло - этот заговор получил в российском обществе сильнейший резонанс. Случившееся в 1825 году оказало немалое влияние на общественно-политическую жизнь эпохи правления Николая I.

Пушкин сосредотачивает внимание на том, что «Придет желанная пора » - освобождение из ссылки. «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы » - это обещание помощи в приближении амнистии для бунтовщиков, просьб за них перед императором со стороны родных и друзей декабристов.

Все произведение наполнено эмоционально насыщенным тоном, цель которого - возместить в скором окончании плохого в жизни ссыльных дворян и поднять их дух. И стихотворение Пушкина действительно многим помогло выжить в нелегких условиях, тем более, что быстрого освобождения не последовало, и ссылка декабристов длилась несколько десятилетий.

Структурный анализ «Во глубине сибирских руд»

Это творение Пушкина написано в жанре гражданского лирического послания - одного из любимых жанров поэта. Состоит из 4-х строф со следующими способами рифмовками: 1-я перекрестная, 2-я и 4-я охватная, 3-я - смежная.

Размер стихотворения - четырехстопный ямб с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Все предложения бессоюзные, сложносочиненные.

В произведении активно используется выразительная терминология «темницы, оковы, затворы, подземелья, каторжные норы», показывающая последствия неудачного восстания. Начинаясь с образа каторги, стихотворение постепенно переходит к образу свободы, четко видимому в конце.

Во второй и третьей строфах просматривается акцент на оптимистичных словах «разбудит», «дружество». Эмоциональная насыщенность подчеркнута методом аллитерации на букву «Р», динамична и ведет от скорби к уверенности, что вскоре им вернут прежние права и дворянские привилегии - («И братья меч вам отдадут»; меч - символ дворянского достоинства и чести).

Вселяло надежду

История декабристов, поначалу начинавшаяся так романтично, оказалась трагичной - поломалось немало судеб. Многие из заговорщиков раскаялись в радикализме, другие поняли бесперспективность их неподготовленного должным образом восстания, но всем им пришлось принять свою новую судьбу - примирить оппозицию с императором не получилось.

И приняли они свою судьбу с достоинством: изучали земли Сибири, занимались педагогической деятельностью, писали стихи. Конечно, зависело это от внутреннего стержня каждого человека. Но и написанное специально для них Пушкиным стихотворение-поддержка в первые годы ссылки существенно укрепило дух декабристов и вселило надежду на восстановление в правах, пусть и не такое скорое, как желал поэт.

Стихотворение «Во глубине сибирских руд…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» было написано А.С. Пушкиным в 1827 году. Оно распространялось в списках. Поэт передал его для сосланных в Сибирь декабристов А. Г. Му­равьевой, жене декабриста Муравьева. Она ехала из Москвы к мужу на каторгу в январе 1827 года. Декабрист А.И. Одоевский ответил А.С. Пушкину стихами: «Струн вещих пламенные зву­ки…». Эти стихи также распространялись в списках.

Произведение мы можем отнести к гражданской лирике, жанр его – дружеское послание.

Стихотворение построено на противопоставлении «мрачно­го подземелья» и «дум высокого стремленья», темницы и духов­ной свободы. Основная мысль этого стихотворения устремлена в будущее, и каждая следующая строка его как будто приближает это будущее. Причем сначала речь идет о духовных ценностях – надежда «разбудит бодрость и веселье», «любовь и дружество» «дойдут сквозь мрачные затворы», а затем внутренняя свобода становится свободой внешней, реальной:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа.

И братья меч вам отдадут.

Внутренне стойкий человек, способный до конца бороться за свои идеалы, оказывается непобедимым и в конце концов дос­тигает этих идеалов. В этом основная мысль произведения.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует разнообразные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («гордое терпенье», «скорбный труд», «высокое стремленье», «в мрачном подземелье», «оковы тяжкие»), мета­фору («надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и весе­лье», «свобода вас примет радостно у входа»), развернутое срав­нение («Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные зат­воры, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас»), аллитерацию и ассонанс («Во глубине сибирских руд Хра­ните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье»).

Стихотворение мы можем рассматривать в контексте вольно­любивой лирики А.С. Пушкина – оды «Вольность», элегии «Де­ревня», послания «Чаадаеву», стихотворений «Анчар», «Арион», политических эпиграмм поэта.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения во глубине сибирских руд
  • во глубине сибирских руд анализ
  • анализ стихотворения пушкина во глубине сибирских руд






2024 © psynadin.ru.