Нам царское село. Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село


Опубликовано: Февраль 7, 2016

«Отечество нам Царское Село»

«Лицей утверждался со светлыми надеждами»

Автором проекта школы был Михаил Сперанский, знаменитый реформатор «дней Александровых», настойчиво внушавший обществу идеи миновавшей уже эпохи Просвещения. Особенно вдохновлял законотворца пример античного ликея, основанного некогда в Афинах Аристотелем, недаром новое учебное заведение получило такое же название. А в Царском Селе его разместили потому, что предполагалось обучать в нём великих князей, - правда, эта идея осталась «на бумаге», но лицей находился на территории Царского Села более 30 лет.

Педагогов для школы отбирали с особым тщанием: все они были единомышленниками Сперанского, а некоторые (как, например, юрист Куницын) - его коллегами на юридическом поприще. Во вступительной речи Куницын, обращаясь к будущим воспитанникам, прямо призвал их стать российской элитой: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных… каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет!… Любовь к славе и Отечеетву должны быть вашими руководителями» . Интересно, что особа государя, который с семейством присутствовал на открытии лицея, в речи Куницына не была упомянута ни разу. Это говорит об отсутствии среди педагогов верноподданнических настроений, которые для людей просвещённых считались не особенно важными. Больше того, французский язык лицеистам преподавал родной брат Жан-Поля Марата - то есть даже присутствие в школе людей, близких к революционным кругам, считалось допустимым.

Среди прочих наук в курс обучения входили предметы, Объединённые удивительным для современной школы названием «науки нравственные». К ним относились политическая экономика, этика, логика, основы права и другие дисциплины. Дело в том, что главной задачей лицейского воспитания, формирования личностей учеников считалась именно нравственность.

Занятия строились так, чтобы исключить утомление, притупление внимания лицеистов. Любые уроки, требующие напряжения ума, сменялись отдыхом, физическими упражнениями либо творческой деятельностью, которая весьма поощрялась педагогами.

Клюквенная дуэль и другие проказы

Поскольку воспитанникам лицея полагалось свободное время, они с размахом использовали его как для занятий творчеством (от рисования и стихосложения до выпуска собственных журналов), так и для бесконечных забав и шалостей, и некоторые из них служат бесподобными сюжетами для исторических анекдотов той эпохи.

Самой невинной частью этих постоянных проказ можно считать присвоение каждому из лицеистов шуточных прозвищ, по одному, а то и по несколько штук на брата. Пушкина за живость характера звали Егозой, за неславянскую внешность и вспыльчивость - Обезьяной с тигром, за отменное владение языками - Французом. Неуклюжего рослого Данзаса за равнодушие ко всему происходящему вокруг, внезапно сменяемое вспышками ярости, звали Медведем. Матюшкину за фанатичное желание служить во флоте придумали странное прозвище Плыть хочется. Приставучий хитрый Комовский назывался Лисичкой или Смолой. Но абсолютным фаворитом по количеству придуманных ему прозвищ был длинный, нескладный, поначалу плохо говоривший по-русски Кюхельбекер. Как его только не обзывали: и Кюхлей, и Бехелькюхером, и Глистой, и Тевтоном, и Гезелем. Юноша страдал несказанно и страшно обижался на товарищей, но тем лишь больше их раззадоривал.

Знаете ли вы что…
Учёные Университета Ньюкасла (Англия) выяснили, что вывешенные в столовой плакаты с изображением глаз заставляли студентов убирать после себя посуду в два раза чаще, чем в дни, когда плакатов не было.

Кюхельбекер вообще чаще других становился объектом насмешек и розыгрышей. Одна из историй об этом носит название клюквенной дуэли. Поэт Жуковский, преподававший в лицее, однажды не явился к ужину, куда был приглашён. Его спросили, отчего он пропустил вечеринку, и он ответил, что страдал расстройством желудка, а к тому же к нему пришёл Кюхельбекер, и потому он остался дома. Узнав об этом, Пушкин немедленно наваял эпиграмму:

За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно -
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно…

Кюхельбекер, совершенно лишённый чувства юмора, потребовал автора к барьеру. Однако дуэль превратилась в очередной фарс, поскольку товарищи зарядили оба пистолета клюквой.

Чем старше становились лицеисты, тем рискованнее делались их выходки. Однажды в тёмном коридоре Пушкин обнял пожилую фрейлину Волконскую, приняв её за хорошенькую горничную Наташу. Дама в негодовании отправилась жаловаться государю, а тот на следующее утро устроил разнос директору лицея. Александр заметил, что лицеисты и без того воруют яблоки из его сада, бьют в том же саду сторожей, но приставать к фрейлинам - чересчур дерзко. Впрочем, легенда гласит, что император вскоре смягчился и шутя заметил, что старая дева должна быть довольна ошибкой юноши.

«…какое разнообразие в житейских наших судьбах!»

Казалось бы, получивших блестящее образование лицеистов ожидал полный успех на государственном поприще. Но судьбы 29 юношей первого выпуска сложились совершенно по-разному. Некоторые умерли так рано, что просто не успели достичь успеха в каком-либо занятии. В 1820 году погиб Сильверий Броглио и скончался во Флоренции от чахотки Николай Корсаков. В 1831 году лицейское братство лишилось ещё двух товарищей: от тифа умер Антон Дельвиг и застрелился от неизвестных неприятностей по службе Семён Есаков.

В двоих выпускниках вольный дух лицея укоренился настолько, что привёл их на Сенатскую площадь вместе с декабристами. Иван Пущин за участие в мятеже был осуждён на бессрочную каторгу и лишь спустя 30 лет вернулся из Сибири. Вильгельм Кюхельбекер также отбывал 15 лет каторгу, но так и не увидел больше ни Москвы, ни Петербурга - он умер в Тобольске от чахотки.

Большинство лицеистов не стремились сделать карьеру - они просто занимались выбранной профессией или вовсе становились помещиками, отказавшись от военной или штатской службы. Фёдор Матюшкин, как и мечтал, сделался моряком и дослужился до адмирала. Александр Корнилов успел послужить Киевским, Вятским и Тамбовским губернатором, заработал на административной работе чин тайного советника . Иван Малиновский послужил в гвардии, но после мятежа декабристов в 1825 году вышел в отставку и до конца дней своих прожил в собственном поместье Каменка в Харьковской губернии. Пушкин же, что общеизвестно, занимался литературой, а в чинах не поднимался выше титулярного советника.

Крупных успехов в карьере добились лишь два лицеиста. Модест Корф служил под началом Сперанского, весьма ценившего его за способность систематизировать любую информацию, а кроме того, много лет занимал кресло директора Императорской публичной библиотеки. Настоящую политическую славу приобрёл ещё один выпускник лицея - Александр Горчаков. Он служил дипломатом, после смерти Карла Нессельроде сменил его на посту главы министерства иностранных дел, а в 1867 году был назначен канцлером Российской империи - он стал последним сановником, служившим в этой должности.

Лицейская годовщина

Но кем бы ни были лицеисты, день открытия лицея - 19 октября - всегда оставался для них дорогим сердцу праздником. Те, кто мог, собирались в этот день в Петербурге на торжественный обед. Те же, кто по разным причинам не мог присоединиться к веселью, праздновали в одиночестве, вспоминая лицейские дни и своих товарищей. Пушкин посещал собрания однокашников первые три года после выпуска, а следующие шесть лет пробыл в ссылке, и потому отмечал годовщины стихами. Вот что писал поэт в стихотворении «19 октября 1825 года»:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Достаточно прочесть эти строки, чтобы понять, как много значили для каждого из соучеников Пушкина годы, проведённые в стенах лицея. Сохранился протокол собрания лицеистов от 1836 года, описывающий совершенно юношеское веселье 11 прибывших на встречу взрослых мужчин. Если верить записи, члены лицейской компании 19 октября 1836 года «обедали вкусно и шумно», «читали старинныя протоколы, песни и проч, бумаги, хранящиеся в архиве Лицейском», «поминали Лицейскую старину», «пели национальныя песни». Лишь когда Пушкин начал читать стихи к четвертьвековому юбилею лицея, он не смог дочитать их до конца: слёзы мешали ему. Он, как и все его товарищи, считал лицейские годы прекрасным временем и тосковал по ним до конца жизни.

Minox1.ru - заказать миноксидил в Москве : для роста волос. Официальный сайт.

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Скоро 19 октября. Перенесёмся туда, где многое напоминает о юности Пушкина: стены царскосельского лицея, старинный парк, пруды и мосты, скамейки и аллеи.

И ещё та каморка - полтора в ширину и пять шагов в длину - доктуар «№ 14. Александр Пушкин». Пройдёмся по бесконечному коридору: высокие своды, неяркий свет и двери, двери... Их верхняя половина застеклена, задёрнута зелёной шторкой. Над каждой дверью - черная табличка: номер комнаты и фамилия жильца - Матюшкин, Дельвиг , Яковлев, Кюхельбекер, Данзас, Пущин, Пушкин...

Некоторые двери отворены. Узкие - шириною в пол-окна - комнатки-пеналы. Все одинаковые: конторка, белая железная кровать с белым шерстяным одеялом, комод, стол для умыванья, таз, кувшин, один стул, конторка, подсвечник, чернильница, гусиное перо, бумага. Ни малейшего отличия, ни единой приметы личности. Впрочем, нет. У Николая Корсакова на кровати - гитара, на конторке Матюшкина - его рисунок: крылатый парусный бриг - мечта будущего мореплавателя. У Пушкина - несколько потрепанных книг стопкой. Спаленку поэт сравнивал с «монастырской кельей»: солнце - редкий гость, так как напротив дворцовый флигель.

Всё тихо в мрачной келье:
Защёлка на дверях...
Стул ветхий, необитый,
И шаткая постель,
Сосуд, водой налитый...

Из этого окна в 1812 году он будет смотреть за уходящей ратью, шедшей умирать за Отечество, и страшно завидовать тем, кто браво вышагивает или скачет на коне.

Я слышу топот, слышу ржанье.
Блеснув узорным чепраком,
Гусар промчался под окном...

Ежегодно в этот поздний осенний день, когда «роняет лес багряный свой убор», друзья-лицеисты сходились вместе за круговой чашей «день лицея торжествовать». Увы, не всегда Пушкин бывал там. Пять стихотворений посвятил он этому дню - и все полны раздумий о минувшем и пережитом. А самые пронзительные строки сложились в 1825-м...

Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придётся одному?

Последним оказался Горчаков, переживший Пушкина на сорок шесть лет. Он достигнет высочайшей ступени на государственной лестнице, станет дипломатом, министром иностранных дел, Государственным канцлером.

Пущин выйдет на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Его ждёт арест, тюрьма, 30 лет сибирской каторжной ссылки.

В день восстания, вечером, Горчаков придёт к Пущину в тот самый миг, когда тот кончит сжигать опасные бумаги. Горчаков предложит ему заграничный паспорт:

Беги! В Кронштадте тебя посадят на корабль...

Пущин улыбнётся, тронет железное кольцо на пальце:

Я должен разделить участь моих товарищей. А если хочешь мне помочь, сбереги этот портфель. Здесь письма и стихи Пушкина. Это я не мог сжечь.

В Лицее все они провели шесть лет безвыездно, не отлучаясь даже в праздники или по болезни. Для праздников - актовый зал, для болезней - лазарет. И многие стремились к доктору: не лечиться, а лакомиться пирожками с бульоном и пирожными со сливками, которые полагались больному.

А у здоровых режим суровый. Вставали в седьмом часу. За ночь высокие своды третьего этажа успевали остыть. К утреннему чаю подавались свежие булки. И всё. До чая - гимнастика, молитва, а после - уроки, уроки до самого обеда...

Зато как хороши были прогулки! Летом - в изумрудно-свежем колыхании кустов, трав, деревьев; осенью - под частым мелким дождиком или в ясной холодной тишине бронзово-алых аллей; зимою - в горностаевых снегах, заваливавших дворец, Лицей, дорогу...

Удивительной была эта школа - второй такой Россия не знает. Основатель школы - известный просветитель М. М. Сперанский - писал о ней: «Училище сие образовано, и устав его написан мною, но без самолюбия скажу, что оно соединяет в себе несравненно более видов, нежели все наши университеты».

Первый директор Лицея В. Ф. Малиновский стремился воспитать «новых людей», которые впоследствии стали бы преобразователями России, и потому основными в Лицее считались науки нравственные, которые строят личность, неповторимый характер, чувство чести стремление жить для Отечества.

Лицеистов учили не просто знанию языков, а - «сочинять правильно на немецком и французском, а преимущественно на российском языке». Их учили мыслить, творить.

Урок мог быть таким...

Профессор Александр Иванович Галич доставал принесённую с собой книгу и заставлял одного из них, скажем, Матюшкина, читать её вслух. Чаще всего это был какой-нибудь латинский классик, и чтение, разумеется, шло на латыни. Внезапно он останавливал чтеца и предлагал:

Ну что ж, потреплем лавры старика!

Начинался разбор. Мнения сыпались со всех сторон. Казалось, Гораций - не древний римлянин, а современный петербургский стихотворец.

Галич подначивал их и к соревнованию с живыми поэтами.

А ну, господа! (Господам - по 15 лет, но ведь это обращение - знак уважения, знак равенства.) Кто из вас опишет стихами розу?

Много лет спустя Иван Пущин вспоминал, что пока все остальные пыхтели над своими строфами, у Пушкина за 15 минут было готово стихотворение:

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость.
Не говори:
Вот жизни радость.
Цветку скажи:
Прости, жалею,
И на лилею
Нам укажи!

Все были поражены. Поражены и мы. Не только глубиной, грациозностью, изысканной музыкальностью стихов юноши Пушкина, но самой постановкой задания: весь класс пишет стихи. Никому и в голову не пришло отказаться. Это было нормой - вот что изумляет. Недаром в Лицее было столько поэтов: Илличевский, Дельвиг , Кюхельбекер, Пушкин...

А всего в классе - 29 человек.

Многие, и не только в классе на уроках, писали, переводили, издавали рукописные журналы - «Неопытное перо» и «Лицейский мудрец». Над изданием журналов трудились все. Очень далёкий от сочинительства Константин Данзас, обладатель замечательного почерка, каллиграфически переписывал все статьи и стихи. Староста Миша Яковлев имел потрясающий дар пародического перевоплощения, умел рисовать карикатуры. Саша Горчаков и Серёжа Ломоносов иллюстрировали серьёзные сюжеты. В рисовальном классе на специальных столах с пюпитрами создавались эти рисунки.

Всё в Лицее преподавали превосходно, глубоко, всерьёз. Но более всех любим и ценим воспитанниками был Александр Петрович Куницын. Пушкин «всегда вспоминал его с восхищением»,- писал впоследствии друг поэта П. А. Плетнёв.

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.

Куницын первым провозгласил им, что «сохранение свободы есть общая цель всех людей... Каждый человек внутренне свободен и зависит от законов разума... Холопство есть действие противозаконное...»

Пущин и Горчаков ещё в детстве дали друг другу клятву жить и умереть за Отечество.

Едва открылся Лицей - грянула гроза 1812 года. В газетной комнате Дельвиг отмечал на карте продвижение Наполеона. Лицеистов готовили к эвакуации.

Как завидовали они старшим и ровесникам своим, ставшим в ряды воинов! Николенька Раевский, сын легендарного генерала, в 14 лет вступил в Париж в чине корнета, а в 1815 году вернулся в Царское Село в составе лейб-гвардии гусарского полка с орденским Георгиевским крестом на груди. Вот это была судьба!

Они стремительно вырастали из лицейских мундиров. Они рвались во взрослую жизнь. И вот настал этот день - в начале июня 1817 года.

Их выстроили шеренгой. Первый слева Иван Великий - Жанно Пущин, за ним Кюхельбекер - Кюхля, Виля. Как только не называли его ещё вчера! За ним - огромный Мясоедов. Дельвиг - рослый, румяный, совсем не похожий на того хрупкого очкарика Тосю, к которому пристало это почти девчоночье имя. На правом фланге замыкали строй Вольховский и Пушкин.

Лицейские дядьки приволокли на длинном шесте лицейский колокол, все эти годы скликавший их к обеду, классам, прогулкам. Истопник Фёдор поднял огромный колун - медный стон ударил в уши, сменился жалким, сыпучим звяканьем. Кое-кто стоял зажмурясь. Но Пущин и Пушкин видели, как разлетелся колокол на тысячу осколков.

Лицей кончился. Директор Егор Антонович Энгельгардт задумал это действие с колоколом, как новый ритуал, который потом будут повторять лицеисты всех выпусков. Он приказал собрать чугунные осколки.

Господа, в память Лицея я закажу выковать из них кольца. Звенья единой цепи братства, навеки вас соединившего.

Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
Храните, о друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой...

В центре чугунных колец, розданных лицеистам Энгельгардтом,- две руки, соединённые в пожатье. Но это был не столько знак прощанья, сколько символ верности.

Шестерых наградили медалями. Две золотые - Большую и Малую - следовало поделить между Александром Горчаковым и Владимиром Вольховским. Равно отличны были их успехи, и прилежание, и ревность к наукам.

Горчаков знатен, богат, у него большие связи. И красавец к тому же. Типичный удачник. Вольховский - сирота. Горд, беден, хрупок, душевно несгибаем. Недаром в Лицее звали его - Суворочка. Весь курс обратился к директору и совету профессоров: наградить Большой золотой медалью Вольховского. Педагоги учли эту просьбу.

Одну из четырех серебряных медалей получил Кюхельбекер. Он держал её на ладони, разглядывая с гордостью и печалью. Позади учёба. На его медали, чуть большей, чем золотая, тоже по верхней дуге был гравирован девиз: «Для общей пользы». Сова - мудрость, лира - поэзия, венки, лавровый и дубовый,- слава и сила. Эти символы красовались на лицевой стороне над свитком с фамилией награждённого.

С лучших учеников написал портреты художник О. Верне. Юноши - в чёрных фраках, в тугих ослепительных воротничках - смотрят радостно и гордо. Волосы их зачёсаны вверх, чуть припудрены. Жизнь кажется им сверкающим утренним парком, где дорожки мерцают брызгами кварца, а в цветниках белеют драгоценные мраморные боги.

Горчаков и Пушкин любят первенствовать. Любят быть лучшими. Пушкин - в гимнастике, в стихах, в языках. Горчаков - во всём. Тетради Горчакова безупречны. Конспекты первого ученика. Преподаватель чистописания Калинич утверждал, что почерк рисует личность воспитанника. Почерк Горчакова - чёткий, чистый, чуточку самодовольный. Он - каллиграф.

Не сравнить с острыми буквицами и кляксами Дельвига. Вот уж чей почерк до странности не походил на медлительного и круглого Тосю. Он был неровен, резок, сбивчив.

У Пушкина почерк напоминал стремительный след птицы, набирающей силы для перелёта через хребты и равнины.

Лицей создал их. Они его обессмертили. И мы повторяем за ними:

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,-
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

  • Библиотека Библиотека
  • Классная комната Классная комната
  • Актовый зал Актовый зал
  • Комнаты лицеистов Комнаты лицеистов

Город Пушкин расположен к югу от Петербурга. Свое название, данное ему в честь великого русского поэта, жизнь которого была тесно связано с этими местами, город получил только в 1937 году. До 1918 года он назывался Царским Селом.

Царское село на протяжении двух веков являлось парадной летней резиденцией российских императоров. Однако происхождение названия этого города гораздо более интересно, чем может показаться на первый взгляд – оно не имеет никакого отношения к русскому слову «царь».

Первоначально царскосельскими землями владели шведы. На том месте, где в будущем выросли царские резиденции, находилась Сарская мыза, которую Петр I в 1710 году подарил своей жене Екатерине Алексеевне. После окончательного изгнания шведов с завоеванной территории, Сарскую мызу переименовали в Сарское Село. Финское название было заменено на более привычное для уха русское в 1717 году, когда началось строительство каменного дворца. именно с этого момента Сарское село начало называться Царским. Через некоторое время на месте скромной мызы выросла блестящая загородная резиденция русских самодержцев, один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы.

Следующей владелицей Царского Села стала дочь Петра I, Елизавета Петровна.

При ней к строительным работам в Царском Селе был привлечен архитектор Михаил Земцов, которому было поручено составить проект увеличения и перестройки Екатерининского дворца. Над дворцом работали и многие другие выдающиеся архитекторы, к примеру, Трезини и Растрелли. Благодаря их усилиям Екатерининский дворец стал одним из наиболее значительных памятников дворцово-парковой архитектуры Петербурга.

Следующей хозяйкой Царского Села стала Екатерина II, предпочитавшая его всем другим загородным резиденциям. В ее царствование был построен Александровский дворец, а к Екатерининскому дворцу были пристроены Агатовые комнаты, Камеронова галерея и Великокняжеский корпус. Парки Царского Села в этот период были расширены и украшены множеством новых сооружений и памятников в честь сподвижников императрицы.

В годы правления Павла I Царское Село было заброшено и строительство в нем остановилось. При Александре I оно было возобновлено, и продолжалось при Николае I. Именно по решению Александра I в 1810 году в Царском Селе был открыт знаменитый Лицей, который стал его символом и воплощением памяти о юных годах Александра Сергеевича Пушкина.

Последним хозяином Царского Села был император Николай II, который постоянно жил здесь, в Александровском дворце, с 1905 года.

В 1917 году, закончилась история Царского Села как резиденции российских императоров. Его дворцы были превращены в музеи, а в лучших домах и дачах города разместились детские учреждения. В 1918 году город получил новое название – Детское Село. Через девятнадцать лет, в 1937 году, город был переименован снова, очередное переименование было связано со столетней годовщиной со дня гибели Пушкина.

Во время Великой Отечественной войны дворцы и парки Царского Села очень сильно пострадали. Многое было сожжено и разрушено, огромное количество ценных экспонатов было похищено. Особого внимания заслуживает история с Янтарной комнатой – уникальным памятником художественной культуры, утраченным во время войны.

Янтарная Комната была подарена Петру I прусским королем. Во время немецкой оккупации она была демонтирована и вывезена в Германию, где бесследно исчезла. Янтарную комнату разыскивали долгие годы, однако поиски так ни к чему и не привели. Решено было восстановить ее по сохранившимся документам и фотографиям. Работы по созданию янтарных панно велись в течение 25 лет, и были закончены в 2003 году, к празднованию 300-летнего юбилея Петербурга.

Программа конкурса всегда очень насыщенная, но ни в коем случае нельзя просто приехать в Царское Село и не познакомиться с его уникальными достопримечательностями! Недаром наш город называют “городом муз”, великое множество писателей, поэтов, художников, деятелей искусства черпали свое вдохновение именно в Царском Селе. Организаторы конкурса подготовили для участников познавательную программу: это и обзорная экскурсия по городу, и посещение великолепного Екатерининского дворца, и экскурсия в Императорский Лицей, где учился великий поэт Александр Сергеевич, а также многое другое! Спешите окунуться в эту неповторимую атмосферу!

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Сегодня Россия отмечает двухсотлетие со дня основания знаменитого Царскосельского лицея

19 октября (по старому стилю) 1811 года был открыт Царскосельский лицей, получивший известность как школа, воспитавшая великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он провел там всего 6 лет, однако именно в его стенах встретил своих лучших друзей, сопровождавших его в течение жизни, - Пущина, Дельвига, Кюхельбекера. Лицейская пора стала одной из светлых глав в жизни и творчестве поэта. Лицеисты первого выпуска, куда бы «ни бросила судьбина», куда бы «счастие не повело», всегда мыслями и сердцем обращались к своему «отечеству» - Царскосельскому лицею, где сформировались личности, мировоззрение каждого из них.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
(«19 октября». А.Пушкин)

Указ о создании лицея был подписан Александром I еще 24 (12) августа 1810 года. Тогда, в самом начале XIX столетия, общество надеялось на перемены, на возрождение духа свободы, верило в торжество справедливости. За этими мечтами многие люди видели скорое появление новой России, свободной от рабства и невежества. Тогда и появился проект Михаила Сперанского, который за полтора года, минуя бюрократические проволочки, был реализован и явил стране учебное заведение нового образца. «Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», - говорилось в первом пункте лицейского устава. Сперанский видел в лицее не только место для подготовки образованных чиновников, но и надеялся, что в его стенах будут воспитаны люди, готовые к преобразованию Отечества.

В день торжественного открытия лицея адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын, обращаясь к воспитанникам, говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. Пушкин в стихотворении, посвященном 19 октября, будет вспоминать:

Вы помните, когда возник Лицей,
И царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…

Свою блистательную речь Куницын закончил словами, поразившими всех лицеистов: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не возвратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». И вновь свою признательность Пушкин выразит Куницыну в следующем стихе:

Куницыну дар сердца и вина:
Он создал нас, он воспитал наш пламень;
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада зажжена.

Пушкинский курс был первым, тогда в Царскосельский лицей были приняты 30 человек. Вообще, по уставу, в лицей принимались дети дворян 10-12 лет. Обучение длилось 6 лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года лицеисты изучали предметы старших классов гимназии. Следующие три года посвящались предметам трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. При этом к концу обучения каждый воспитанник должен был в совершенстве овладеть искусством сочинительства на французском, немецком, а особенно на русском языке. Немало внимания в лицее уделялось физическому воспитанию детей. В программе обучения были гимнастические упражнения, подвижные игры, танцы, верховая езда, фехтование, плавание. Кроме того, ежедневно по несколько часов в день лицеисты гуляли в парке в любую погоду. Это было связано не столько с закаливанием, сколько с воспитанием мужественного и независимого характера. «Основное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие», - гласило в лицейском уставе.

Царскосельский лицей был закрытым учебным заведением, поэтому распорядок дня был строго регламентирован. В 6 утра воспитанники вставали, за час надо было успеть одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. С 7 до 9 был «класс 0» - так назывались учебные занятия. Далее лицеисты пили чай с белой булкой и отправлялись на прогулку, затем снова занимались в течение двух часов. В 12 часов воспитанники гуляли, во втором часу обедали и вновь занимались три часа. В шестом часу по расписанию пили чай и отправлялись в Царскосельский сад, делали гимнастические упражнения. С шести до половины девятого повторяли уроки, также в это время проводились занятия для отстающих. Затем - ужин, час отдыха и в 10 часов - сон.

Занятия в Царскосельском лицее начинались 1 августа, учебный год завершался 1 июля, но даже в июле воспитанники должны были оставаться в Царском селе. Таким образом, все 2060 «лицейских дней» воспитанники были оторваны от дома, родных и составляли единую лицейскую семью.

Были в Лицее и свои традиции. Например, самая известная - после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, который в течение 6 лет созывал воспитанников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок. Для первого, пушкинского выпуска второй директор лицея Е.А. Энгельгардт распорядился изготовить памятные чугунные кольца в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук, которые стали для лицеистов талисманом.

6 сентября 1843 года лицей по указу Николая I был переведен в Санкт-Петербург в здание Александровского сиротского дома, с тех пор он стал именоваться Императорским Александровским лицеем.

Спустя 200 лет институты стали переименовываться в университеты и академии, вместо школ появляется все больше лицеев и гимназий, однако отчего-то в России не появляются Пушкины, Ломоносовы, Дельвиги. Значит, не в названии дело...

Феномен Царскосельского лицея в том, что педагоги не старались «натаскать» воспитанников, не ставили целью засунуть в их головы как можно больше знаний, научить правильно ставить крестики в бланках ЕГЭ. Тогда, 200 лет назад, преподаватели старались воспитать честного и благородного человека, который уважает и любит свое Отечество, ценит справедливость, обладает чувством собственного достоинства. Такая система образования и воспитания способствовала развитию цельных личностей, готовых посвятить Отчизне «души прекрасные порывы».

Прощаясь с выпускниками, Энгельгардт напутствовал: «Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...».

Президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая рассказала в беседе с обозревателем сайт о развитии образования в России за последние 200 лет, значении Царскосельского лицея для истории страны:

Царскосельский лицей стал питомником высокообразованных и одновременно преданных Отечеству людей. Образование было великолепным, классическим: с латынью, греческим, с тремя европейскими языками. На французском аристократия говорила с детства, еще английский, немецкий... Поэтому Пушкин и его однокашники свободно читали Шиллера по-немецки, Байрона - по-английски, Стендаля и Рабле - по-французски. Это, конечно, делало их открытыми ко всей мировой культуре. На примере Пушкина можно сказать, что это не делало их нигилистами по отношению к собственной истории. Как раз Пушкин и был тем ответом на дилемму России и Европы. Европа была частью русской культуры, которая сохраняла свою самобытность и была, безусловно, жемчужиной во всей общехристианской и мировой культуре.

Если сравнивать с сегодняшним днем, то давайте будет откровенны: во всем мире образование стало всеобщим, обязательным, демократичным. Все, что делается всеобщим, снижается по уровню. Поэтому это - общая тенденция, здесь не только мы являем пример такого снижения. Совершенно очевидно, что программа составляется с расчетом на среднего человека, в т. ч. и на того, кто рос, где нет книг, где родители не читают, а сейчас смотрят телевизор. Если бы программы были сложнее, невозможно было бы научиться детям, которые с детства не читают на языках, поэтому на это надо смотреть философски. Но необходимость воспитательных и образовательных учреждений высокого класса не просто сохраняется, но и диктуется.

Посмотрите, какая у нас элита, т. е. социально активный слой. Она говорит на жаргоне, не знает собственной истории, не может написать диктант без 30 орфографических ошибок на одной странице. В связи с новыми стандартами образования, которые вызывают ужас у всего академического сообщества, нет никакой возможности воспитать преемственных носителей нашей отечественной и всеевропейской культуры. Следующее поколение будет не способно читать ни Толстого, ни Достоевского, поскольку они не способны воспринять широту ассоциаций, сравнений, упоминаний имен и т. д. Поэтому нам нужны такие образовательные учреждения (хотя бы с 8 класса), где талантливые дети, ищущие знаний, с удовольствием их воспринимающие, могли бы в современной обстановке расширить свой кругозор, эрудицию.

Именно падение общегуманитарной эрудиции является общим местом, даже в высших учебных заведениях России. Я знаю, что давно существует идея воссоздания образовательного холдинга (используем современное слово) под названием «Царскосельский лицей», который предполагал бы наличие гимназий, даже вузов, которым бы присваивался какой-то статус элитных учреждений в хорошем смысле слова. Элитных не в том смысле, что туда попадали бы дети богатых родителей, а элитных в смысле талантов.

Не только Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, но и блистательный русский канцлер Горчаков был выпускником Царскосельского лицея. Панорамный взгляд на мировую историю, международные отношения, закономерности мировой политики, преемственность каких-то интересов больших держав в их развитии - совершенно необходимые условия для подлинного дипломата, который знает, где можно пойти на компромисс, а где нельзя, что требует сильной воли, а что - хитрости, тонкости на переговорах. Для этого нужно широкое образование.

В наших учебных заведениях, на мой взгляд, слабым местом является недостаточный контроль за освоением программы. У нас можно просидеть под партой, отвлекая преподавателя вопросами, и не выступить на семинаре, коллоквиуме. Например, в Гарварде все ответы должны быть в письменном виде - это дисциплинирует. И нигде нет такого позора, как объявления в Интернете (а раньше и в метро можно было встретить): «Пишу дипломы, курсовые». В Америке за списывание на экзамене человек исключается с волчьим билетом и уже никуда не может поступить, потому что это ведет к уголовному преступлению.

Образовательное учреждение всегда было и воспитательным, поскольку вместе со знаниями давалась и мировоззренческая рама, нравственные принципы: честь, долг, не лгать, быть благородным. Вот что было всегда, и это надо восстанавливать. Большие знания, данные человеку с волчьим менталитетом, делают его хищником, он может нанести больший вред, чем невежественный дурачок. Сочетание профессионализма, нравственных качеств, открытости к мировой культуре очень важно для воспитания элиты в хорошем смысле слова.

Наши образовательные учреждения называются элитными, когда на деньги богатых родителей там есть бассейн, поездки за границу. Иногда это превращается в инструмент ранней социальной селекции. Система воспитания в прошлые века, я бы сказала, несмотря на разделенность классов и сословий, была более демократичной, потому что детей аристократов учили переносить лишения.

Поэтому юбилей Царскосельского лицея стоит праздновать. Одно имя Пушкина чего стоит! Певец и свободы, и державы великой - вот чего нам не хватает. У нас либо свободы хотят и топчут государство, либо наоборот. Свобода и держава - именно то, что нужно России.

Часть 2.Отечество нам Царское Село.

...Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Парадная летняя императорская резиденция в Царском Селе с XVIII в. и на протяжении двух столетий была официальным загородным домом российских монархов, а зачастую царскосельские дворцы становилась излюбленным местом пребывания для членов императорской фамилии.

Император Александр I

Правление Александра I началось в 1801 году, когда ему было 24 года. Восхождение на престол Александра I связано с трагическими событиями во дворце. Его отец, Павел I, был задушен в результате заговора, о котором Александр был хорошо осведомлен. Всю свою последующую жизнь император будет мучиться угрызениями совести и во всех жизненных неурядицах видеть наказание за пособничество в убийстве Павла I.

Он часто бывал в Царском Селе и очень его любил. Здесь он разработал проекты многих гос реформ - учреждение министерств, Государственного совета, военную реформу.

29 августа 1808 г. Высочайше утвержден императором Александром I Указ «О соединении города Софии с Царским Селом». Уездные присутственные места переводятся в Царское Село. Утверждается штат городской полиции. Проводятся работы по разработке проекта планировки города Царское Село на новом месте архитектором В.И. Гесте.


В 1816 г. в парке была установлена скульптура «Девушка с кувшином», гранитная терраса (на месте катальной горки).


Мей А.И. Альбом «Виды Царского Села». Фонтан «Девушка с кувшином» в Екатерининском парке. 1870-е

Архитектор Менелас строит в Александровском парке Ламский павильон (для привезенных из Южной Америки лам), Белую башню, Шапель, оранжереи, ферму. Шапель - капелла-часовня, возведена в готическом стиле с полуразрушенными, растрескавшимися стенами. Белая башня и детская земляная крепость предназначались для обучения и игр императорских сыновей. Здесь они изучали военное дело, артиллерию и фортификацию. На террасах занимались гимнастикой, фехтованием, танцами, рисованием.

Георгий Львов. Белая башня в Александровском парке. 1870-е годы. Акварель. ГМЗ «Царское Село»

Еще больше расширился дворец в 1817 году при императоре Александре I. По его желанию архитектор В.П. Стасов создал Парадный кабинет и несколько прилегавших к нему комнат. Архитектор Стасов переделал часть интерьеров дворца в стиле ампир. Оформление всех помещений было полностью посвящено прославлению победы России в войне 1812 года.


Дворец Эрмитаж

С 1811 по 1843 гг. во флигеле Екатерининского дворца размещался Царскосельский лицей, в котором в 1811-1817 гг. учился А.С. Пушкин. Русская культура многим обязана первым лицеистам. Автор лицейского «проекта», реформатор Сперанский, задумывал не просто учебное заведение для подготовки чиновников высшего класса - он мечтал о новой системе воспитания гармоничного человека. В лицее сложилась особая атмосфера - о ней-то Пушкин и отозвался знаменитой строчкой «Отечество − нам Царское Село».

В Царском Селе сегодня отмечают 200-летие первого пушкинского выпуска в Императорском Царскосельском лицее!

Тон А.Лицей и Большой (Екатерининский) дворец. Литография 1822 год.

В 1820-е гг. царя стали преследовать утомление и депрессии. Гибель отца, смерть 16-летней дочери Софьи Нарышкиной, наводнение в Петербурге, пожар в дворцовой церкви Воскресения Христова - всё это негативно отразилось на психике императора. Он начинает видеть в этих бедствиях наказание за свои прегрешение - участие в заговоре против отца и его убийстве.

В 1825 г. для поддержания ухудшающегося здоровья супруги Елизаветы Алексеевны царственная чета решила совершить путешествие на юг России, в Таганрог, где по пути царь скончался. По другой версии царь постригся в монахи и удалился от власти и мира, закончив свои дни в Пермской губернии под именем сибирского старца Федора Кузьмича, прославившегося своим молитвенным подвижничеством. В церкви Екатерининского дворца состоялось прощание с телом императора.


Мартынов А.Е."Пейзаж с Большим озером", 1814 г., акварель.

Император Николай I.

В 1820 году Николая вызвал к себе император Александр и объявил: отныне он становится наследником престола. Император был бездетен, Константин Павлович отрекся от прав на престол, так как был разведен и тоже не имел детей. Николай не готовился к роли монарха и не желал ее для себя, но принял эту участь с покорностью солдата, которую в детские годы вбил в него генерал Ламздорф.

Деятельность императора Николая I в Царском Селе основывалась на продолжении градостроительных начинаний брата, императора Александра I. Окончание формирования Баболовского парка и создание нового Отдельного парка продолжалось до середины XIX в. Общая площадь дворцово-паркового ансамбля в николаевское время достигла примерно тысячи гектаров.


Последним крупным мероприятием по осуществлению замысла Александра I и архитектора В.И. Гесте стало завершение ансамбля Соборной площади и строительство городского Екатерининского собора. Это первое здание в формах древнерусской архитектуры в Царском Селе, которое в 1835-1840 гг. возвел архитектор К.Л. Тон.



Так выглядел Собор до 5 июня 1939 года, в этот день он был взорван. По словам очевидца белой ночью 5 июня 1939 года "...внезапно раздался оглушительный взрыв. Собор...приподнялся над землей, словно могучий русский богатырь поднялся со своего насиженного места, увлекая облако пыли за собой, и так же внезапно рухнул, как подкошенный, точно съехал на землю".

Важнейшим достижением общегосударственного значения в царствование Николая I стало начало строительство железных дорог, первый опыт в устройстве которых был приобретён при постройке Царскосельской железной дороги. Первая в России железная дорога позволяла в 1837 г. преодолевать расстояние между Петербургом и Царским Селом всего за один час. С появлением железнодорожного сообщения из Санкт-Петербурга в Царское село, связаны дальнейший рост населения, и развитие Царского Села, превратившегося в популярное дачное место.

Вначале к двум частям города Александровского времени прибавилась 3-я часть, затем под обывательскую застройку отвели «Новые места» между бульваром и железнодорожной станцией, которые распланировал архитектор А.Л. Гильдебрандт. Планировку Софии, частично утраченную к этому времени, также упорядочили, и постоянно расквартировали несколько кавалерийских и стрелковых полков.


Николай I и цесаревич Александр Николаевич среди офицеров лейб-гвардии Конного полка .

Первый телеграф, действовавший в Александровском дворце с 1843 г., впоследствии был преобразован в самую мощную в стране Царскосельскую радиотелеграфную станцию. Здесь впервые появились уличное электрическое освещение, образцовое водоснабжение, канализация, охватывавшие всю территорию города. Также впервые в России здесь в 1904 г. соорудили городские очистные сооружения, на которых применялась раздельная система биологической очистки сточных вод и мусоросжигательная станция.


Николаю I умер 2 марта 1855 года. Кончина русского монарха породила в Европе слухи о его самоубийстве. На Западе считали довольно логичным, что гордый император, не вынеся позора поражения в Крымской войне, наложил на себя руки.

Однако официальная версия выглядит более правдоподобной — император, будучи уже сильно простуженным, в 23-градусный мороз без шинели присутствовал на смотре маршевых батальонов, где и заработал роковое воспаление легких. Это, конечно, тоже можно рассматривать как форму самоубийства, особенно если учесть, что все это происходило на фоне сообщений о военных неудачах в Крыму.

Император Александр II.

«Наконец я дома, Боже мой! Какое счастие видеть места и людей, сердцу милых, бывших свидетелей наших радостей!» — произнес одиннадцатилетний великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II, при въезде в царскосельский парк, возвращаясь из заграничного путешествия. Это чувство к Царскому Селу он сохранил на всю жизнь.

Ко времени восшествия на престол Александра II (1855г.) Царское Село выполняло роль официальной летней резиденции российского монарха. К тому времени она уже сформировалась в грандиозный архитектурно-парковый ансамбль, доминантами которого были Екатерининский (архитектор Ф.Б.Растрелли; 1752-1756) и Александровский (архитектор Дж.Кваренги; 1792-1796) дворцы. При Александре II в Царском Селе оформлялись новые дворцовые интерьеры, приобретались предметы убранства, пополнялись коллекции живописи, графики, оружия, росла императорская библиотека. И на всем этом лежал отпечаток как веяний и настроений эпохи, так и личного вкуса и пристрастий самого императора.

Екатерининский дворец Л.Премацци.1889

Хроника жизни императора свидетельствует о том, что многие события как личного, так и государственного характера (а в жизни монарха трудно отделить одно от другого) происходили или были связаны с Царским Селом. Несомненно, Царское Село было для Александра II не только императорской резиденцией, связанной с официальной стороной жизни, но и любимым домом, стены которого помогали пережить трудные моменты и полнее ощутить радостные события в его судьбе.

Александровский дворец в Царском Селе, А. Горностаев, 1847

В Царском Селе Александр II пережил многие трагические события семейной жизни. Здесь он испытал горечь утраты самых дорогих и близких людей: 29 июня 1844 года в Александровском дворце умерла его младшая сестра, великая княгиня Александра Николаевна; 20 октября 1860 года там же скончалась его мать, вдовствующая императрица Александра Федоровна; весной 1865 года император получил известие из Ниццы о смертельном заболевании наследника-цесаревича Николая Александровича и выехал к умирающему сыну.

Катание в коляске. Александр II с детьми

12 апреля 1865 года Александр II, императрица Мария Александровна, великий князь Александр Александрович и невеста наследника, датская принцесса Дагмара присутствовали при кончине великого князя Николая Александровича на вилле Бермон в Ницце. Из Ниццы император возвращается в Царское Село и здесь проводит скорбные дни до погребения сына в соборе Петропавловской крепости в Санкт — Петербурге.


В царскосельской резиденции в апрельские дни 1868 года прошли торжества, посвященные 50-летнему юбилею шефства Александра II над лейб — гвардии Гусарским полком. Любовь к армии и ко всему военному Александр II унаследовал от своего отца, императора Николая I. Александр Николаевич не пропускал ни одного полкового праздника, присутствовал на учениях, смотрах и парадах.

Он был шефом многих гвардейских полков, но шефство над лейб-гусарами имело для него особое значение. Шефом этого полка Александр Николаевич был назначен императором Александром I 27 апреля 1818 года, когда ему было 10 дней от роду. 50-летие императора совпадало с 50-летием его шефства над лейб-гусарами. Свой юбилей Александр II отпраздновал в тесном семейном кругу, а полвека его шефства над лейб-гвардии Гусарским полком было отмечено двухдневными торжествами в Царском Селе, в месте основного расположения лейб- гусар.


Пешие и конные офицеры лейб-гвардии Гусарского полка на плузе Александровского дворца. Худ. К. Пиратский. 1868 г.

6 мая 1868 года в Царском Селе произошло и радостное для Александра II событие — появление первого внука: в этот день у наследника — цесаревича Александра Александровича и цесаревны Марии Федоровны родился сын Николай, будущий император Николай II.

Павильон Эрмитаж

До последних своих дней Александр II проводил часть года в Царском Селе. Он следил за состоянием своей любимой резиденции, с которой у него было связано столько воспоминаний. Даже в 1877 году, в разгар русско-турецкой войны, которая потребовала от России огромных финансовых затрат, при назначении нового управляющего Царскосельским дворцовым правлением и городом Царским Селом генерал-адъютанта К.Г.Ребиндера, Александр II сказал ему: «Я знаю, что теперь не те средства, что прежде, и не претендую на то, чтобы все Царское Село содержалось, как прежде, но прошу тебя, чтобы мои любимые места, по крайней мере, были содержимы хорошо»

Мейер И.Вид на крестовый мостик и Большой царскосельский дворец. Акварель 1844

Царскому Селу Александр II доверил тайну своего второго брака. Здесь 6 июля 1880 года состоялось венчание Александра II и княжны Екатерины Михайловны Долгоруковой (1849-1920) перед походным алтарем, установленным в одном из помещений Екатерининского дворца. Брачный союз императора с Е.М.Долгоруковой, заключенный через месяц с небольшим после смерти императрицы Марии Александровны, когда еще не истекло время официального траура, вызвал неодобрение у многих, но особенно обострило отношения между императором и семьей наследника — цесаревича. Брак с Е.М.Долгоруковой Александр II считал «долгом совести и чести», который должен был исправить совершенную им ошибку. Стареющего императора все более беспокоили настоящее положение и дальнейшая судьба Е.М.Долгоруковой, которая была моложе его на 31 год, и их троих маленьких детей — Георгия (1872-1913), Ольги (1873-1925) и Екатерины (1878-1959). После брака с императором Долгорукова получила титул светлейшей княгини Юрьевской, а детям этот титул был присвоен ранее, в 1874 году. Однако счастье с молодой женой было для Александра II недолгим.

1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен взрывом бомбы, брошенной террористом И.И.Гриневицким на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге, и вскоре скончался.

Император Александр III

После смерти Александра II на российский престол взошел его сын, великий князь Александр Александрович, ставший императором Александром III. Смена императоров знаменовала собой смену эпох и в истории России, и в истории царскосельской императорской резиденции. В царствование Александра III двор мало жил в Царском Селе: император другим загородным резиденциям предпочитал Гатчину .

Вид Екатерининского дворца в Царском Селе. Художник В.С. Садовников.

Во второй половине XIX и начале ХХ вв. проводились в основном работы по поддержанию дворцово-паркового ансамбля и благоустройству города. В 1899 г. в Царском Селе постоянно проживали 18 тысяч 200 человек вместе с войсками, временно- 6685 человек. На лето приезжало из Петербурга на дачи и из разных губерний на заработки до 8900 человек.

Император Николай II.

В начале XX в. в Александровском дворце происходили едва ли не все важные события, связанные с русской государственной жизнью: приемы послов и иностранных деятелей, празднование юбилеев - 200-летия Царского Села и 300-летия Дома Романовых.

В 1905 году Александровский дворец стал основной резиденцией императора Николая II. Это еще одна из важных страниц города Пушкина. Комплекс парковых сооружений дополнили здания в формах древнерусской архитектуры: Государева Ратная палата и Федоровский собор с домами причта. Памятник А.С. Пушкину, по повелению государя возведённый на конкурсной основе в Лицейском саду, до настоящего времени служит одним из символов города.




Император Николай II проводит смотр лейб-гвардии Кирасирского полка. Царское Село 1911 год

В летописи города особое место занимает празднование 200-летнего юбилея Царского Села. Торжества начались 24 нюня 1910 г. богослужением в городском Екатерининском соборе и крестным ходом. Затем состоялись военный парад, юбилейный прием и народное гуляние в Екатерининском парке. В 1911 г. большим культурным событием в жизни города стала Царскосельская юбилейная выставка, посвященная двухсотлетию Царского Села и 300-летию Дома Романовых.


Николай II с остальными Романовыми работают в саду в Царском Селе, 1917 г.

Императорский период истории города прервала Февральская революция 1917 г. Вскоре после нее в Царском Селе организовали художественно- историческую комиссию по учету культурных ценностей. Комиссия начала работу в то время, когда в Александровском дворце ещё томились в заточении августейшие узники.


Солдатское село... Детское село...Царское село... Пушкин.


Николай II с остальными Романовыми работают в саду в Царском Селе, 1917 г.

С марта по август 1917 года Николай Романов, его жена и дети жили под арестом в Александровском дворце Царского Села. После чего были перевезены сначала в Тобольск, а позже в Екатеринбург, где были убиты в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. С этого времени работа комиссии распространилась и на имущество Александровского дворца. В короткое время все должно было быть проверено, описано, проведено через научную экспертизу для подготовки музейной экспозиции. Многие вещи музейного характера перенесли из казенных квартир дворцовых служащих. В августе и сентябре 1917 г. отобрали самые ценные экспонаты музея, а также исторические военные реликвии из полковых царскосельских храмов для эвакуации в Москву, а Царское Село переименовывается в Солдатское Село.

Осенью 1918 г. музейная комиссия передала свои полномочия управлению имуществами республики. В 1918 г. царскосельское имущество Императорского Дома и других собственников национализировали. После революции город был отдан детям: открылось много детских домов, санаториев, детвора заполнила старинные парки. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село.

Уездный центр был перенесен в город Урицк - бывшую Гатчину. Детское Село превратилось в тихий провинциальный городок с большим количеством детских учреждений, санаториев и больниц, созданных на основе бывших благотворительных, медицинских, учебных заведений и в брошенных владельцами богатых особняках.

В 1937 г., в столетнюю годовщину смерти А.С. Пушкина, Детское Село переименовали в город Пушкин.

Название Детское Село впрочем, долгое время (до 2015 года) сохранялось в названии одноимённой железнодорожной станции, вводя в заблуждение приезжих.

И въявь я вижу пред собою
Дней прошлых гордые следы.
Еще исполнены великою женою,
Ее любимые сады
Стоят населены чертогами, вратами,
Столпами, башнями, кумирами богов
И славой мраморной, и медными хвалами
Екатерининских орлов.

«Воспоминания в Царском Селе» А.С Пушкин, 1814 г.







2024 © psynadin.ru.