Социальная структура Древнего Египта. Общество древнего египта


Успешность военных походов не могла не отразиться на социальной структуре древнеегипетского общества. Основной добычей воинов в случае победы были не только земли, драгоценности, ценные вещи, но и прежде всего люди. Эти люди, которых захватывали египтяне превращались в рабов. Это были сотни тысяч человек. Все они становились, в основном, рабами. Их заставляли работать на земле: сажать, сеять, собирать, копать. Кто - то был хорошим мастером и помогал в мастерской. Так же они следили за скотом, участвовали в строительстве домов, храмов, каких - либо организаций и заведений.

Так же большую долю пленников приводили на царский двор, дворы храмов. Приводили их в поместья вельмож. Небольшую часть разделяли между людьми среднего происхождения и даже воины отбирали себе рабов. На царском дворе они выполняли все хозяйственные работы: на землях копали, сеяли, сажали. В доме у фараона: готовили еду, убирали, занимались какими- либо строительными работами. Если раб был хорошим мастером, то он мог заниматься и ремесленным делом. В храмовых хозяйствах они так же помогали и делали всю работу прислуги. А для воинов, имевших участки земли, работали на земле. Хозяева рабов давали им скудную пищу, одежду и крышу над головой.

В одном из документов говорится о том, что египетские воины очень любили делить захваченную добычу. Земли они сразу делили с рабами. Вместе с пленниками они приводили разнообразный скот: лошадей, коров, быков, козлов. Так же разнообразную утварь и предметы роскоши: вещи из золота и серебра, сосуды всевозможные, ожерелья и кольца, изделия из бронзы.

В прежние времена после захвата территорий египтяне только забирали себе скот, ценные вещи и угоняли людей, превращая их в рабов. Но в Новом царстве это было не так. Кроме того, что они угоняли скот, превращали людей побежденных государств в своих рабов, забирали всё золото и прочие драгоценности, то теперь они еще и накладывали большую ежегодную дань на захваченные территории.

Дань платилась каждый год в одно и то же время. Они отдавали скот, рабов, зерно. Так же каждая страна, завоеванная египтянами была обязана отдавать продукты, которые они сами изготавливали. Они отдавали и часть своих природных богатств.

Из Эфиопии они привозили золото и кости слонов. Из Палестины и Сирии различные металлы. Привозили так же ткани разнообразные и краски разных цветов. Привозили драгоценные камни. Из Лизаны лес, для того, чтобы строить корабли, особенно был ценен кедр.

Огромное количество рабов, разнообразного сырья (металлы) оказывали большую роль на развитие экономики Египта. Экономика возросла во много раз, страна богатела, люди стали жить лучше (коренное население, сами египтяне). Но несмотря на огромное количество рабов, сырья, ценностей. Они в основном доставались не обычным людям или даже воинам, а богатым вельможам, храмам и фараону. Эти богатства использовались без всякой пользы.

Развитию экономика Египта способствовали не только огромное количество материальных ресурсов, большое количество рабочей силы, но и то, что египтяне совершенствовали свою техническую базу. Улучшали технологию производства. Орудия труда в большем количестве стали изготавливать из бронзы.

На египетской земле месторождений олова не было, запасы олова доставлялись из Сирии, которая была подчинена влиянию Египта. Из бронзы делали орудия труда, оружие, которое по своим качествам является одним из лучших. Процесс получения металла так же получил усовершенствование. Его изготавливали уже другим путем: использовали мехи, которые обеспечивали мощный приток воздуха. Благодаря тому, что они научились отливать металл, то и могли уже изготавливать сложные вещи. Например, могли сделать большие ворота для храма. Так же могли изготавливать и тонкие изделия. Это всё позволяло очень экономно использовать металл.

Так же египтяне получали непрозрачное пастовое стекло и это стало независимой отраслью. Из этого стекла можно было сделать сосуды, небольшие поделки. Эти вещи ценились и внутри страны (на рынках их покупали и бедняки и богачи), и на внешнем рынке (эти поделки вывозили за пределы страны для продажи).

Совершенствовалась сельскохозяйственная техника. Получил распространение очень удобный плуг с отвесными рукоятками, были специальные отверстия для рук. Изготавливались огромные молоты, которые были подвешены на длинные палки ими удобно было разбивать комья земли.

Известно, что в Египте нередко было засуха и лишь после разлива и возвращения Нила в свои берега оставалась и была влага. Но не везде. Поэтому нужно было изготавливать сооружения, с помощью которые совершались поливки полей, огородов.

Еще одним плюсом завоеваний было то, что египтяне научились выращивать новые виды растений, новые породы скота. Особой отраслью животноводства стало разведение коней. Так как это было необходимо для египетских колесниц.

Фараоны располагали огромным количеством рабов, скота, металлами. Они проводили такую политику, которая способствовала оживлению хозяйственной жизни, процветанию сельского хозяйства.

Увеличивалось количество посевных площадей, качество их обрабатывания. За разливами Нила постоянно наблюдали, измеряли уровень воды в реке до ее разлива и после. Ремонтировались разрушенные каналы, начали строиться оросительные сооружения.

Фараоны XIX династии приступали к проведению масштабные работы по мелиорации Дельты, дренаж заболоченные участки, спуски излишней воды. Следовательно в эпоху Нового царства экономика позволила получить намного больше продукции и в сельском хозяйстве, и ремесленной мастерской, чем в предшествующие времена.

Страна теперь уже располагала большими запасами материальных ресурсов, экономическим потенциалом. Фараоны с помощью этих богатств могли и армию снабжать, и хозяйство поднимать и внешнюю экономику активно проводить. Так же строились разнообразные дворцы, храмы.

Были созданы материальные возможности для дальнейшего развития египетской культуры.

Общество Древнего Египта было поделено на три класса: класс господ - те, у кого были в собственности рабы, дома, мастерские, поместья, богатсва; мелкие производители - земледельцы и ремесленники, они добывали пищу своим трудом; рабы - люди, которые работали днем и ночью на своего хозяина: убирали, готовили пищу, гоняли скот, ухаживали за скотом, работали на земле, которая принадлежала хозяину, участвовали в строительстве храмом, дворцов.

Но и в период Нового царства безусловно при таком количестве изменений в экономике и политике произошли изменения и внутри каждого класса. Одни слои укрепились, другие стали слабее. Появились новые классы. Теряли свое значение другие классы. Важным изменением в этой структуре стали рабовладельческие отношения, причем они укреплялись с каждым днем. Количество рабов увеличивалось за счет того, что все новые и новые земли захватывали фараоны со своей армией. Пленников, жителей этих государств они превращали в рабов.

В период Нового царства появился слой рабовладельцев, которые обладали 2 -7 рабами. Рабов могли купить земледельцы богатые, у которых были земли. Они приобретали рабов для того, чтобы те работали на их землях

Так же серьезные изменения произошли и среди господствующего класса. Появляются средние слои населения, так называемые мелкие и средние рабовладельцы. Они занимали низшие и средние посты в Египте. Получали от правителя землю и рабов.

Введение

Одним из истоков мировой политической мысли считаются политические воззрения древних египтян. Ранние древнеегипетские взгляды на политику и мироустройство выражались преимущественно в мифологических представлениях: о божественном происхождении властных отношений; о космосе, который в отличие от хаоса, упорядочен богами; о земных порядках, которые должны отвечать воле богов; о правде, справедливости и месте человека в мире, предопределенных богами. В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяла богиня Маат.

Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти (фараонов, номархов, жрецов и чиновников) и официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они должны соответствовать требованиям Маат. Со временем слово “маат ” приобретает общее название и воплощает понятие природно-божественной установки справедливости, которой должны соответствовать все действия судей-жрецов и любые положения тогдашнего права - обычаев, законов, административных решений, иных официально одобренных правил поведения.

Эти ранние представления дошли до нашего времени в виде надписей на внутренних стенах пирамид, в папирусных свитках, саркофагах, в сохранившихся и поныне надписях на стенах пирамид, в различных гимнах в честь фараонов, в древних литературных памятниках - “Поучение Птахотепа” (XXVIII в. до н.э.), “Жизнеописание вельможи Уны” (XXVI в. до н. э), “Распоряжение в Коптосе” (XXV в. до н.э.), “Поучение Гераклеопольского царя своему сыну” XXIII до н.э.), “Поучение Аменемхета I” (XX до н.э.), “Речение Ипусера” (XVIII до н.э.), “Летопись Тутмоса III” (XV до н.э.), “Книга мертвых” (II тыс. до н.э.), “Предписание о служебных обязанностях верховного сановника” (XV в. до н.э.), многочисленных мифах времен Среднего, Нового и Позднего царств (XXI-VI вв. до н.э.), а также трудах древнегреческих историков - Геродота, Плутарха, Диодора Сицилийского (V-I) в до н.э.

Творцом мира, всего живого на земле, верховным царем и отцом других богов считался бог солнца Ра, который со временем стал отождествляться с Амоном. Ра властвовал над богами и людьми тысячелетия, а затем передал царствование своим наследникам-богам: Осирису, Изиде, Сету, Гору и др., от которых по преданию произошли земные фараоны, правившие по Геродоту одиннадцать тысячелетий.

Вначале в Древнем Египте существовало несколько десятков разрозненных государств, которые к середине IV тыс. объединились в два царства - Верхний и Нижний Египет, а через 5-6 столетий - в единую централизованную восточную деспотию во главе с самодержцем-фараоном в центре и его помощниками-номархами в регионах. Соответственно усиливается культ бога Ра и фараонов, которые с середины III тыс. до н.э. провозглашают себя его сынами - единодержавными земными богами мудрости, которые “освещают землю больше солнечного диска, дают жизнь, дыхание, пищу всем подданным”.

Авторы “поучений” и других памятников древней египетской мысли усиленно обосновывали божественность государственной власти, восхваляли египетскую деспотию, исходили из необходимости общественного неравенства людей, оправдывали насильственные действия по установлению божественного порядка. Они представляли общество в виде пирамиды, вершиной которой являются боги и фараоны, а подножие - ремесленники, крестьяне, общинники и рабы. Между ними размещались жрецы, знать и чиновники. Египетские мыслители высказывали пожелания не злоупотреблять властью, преодолевать в себе корыстные устремления и побуждения, уважать старших, не грабить бедных, не обижать слабых.

В “Поучении Птахотепа” - одном из древнейших египетских политико-религиозных документов - раскрываются политические воззрении верхушки египетских правителей. Птахотеп - один из виднейших представителей египетской знати, занимавший пост министра (джати), делится своими мыслями о принципах управления обществом и страной. Он обосновывает культ фараона, как прямого потомка небесных богов. Никто не должен стремиться внушать страх, кроме бога и фараона, - поучает Птахотеп. Он убежден в необходимости общественного неравенства. Для него человек, низший по своему положению в обществе - плохой, высший - ценный, благородный. “Низшие” должны относиться к “высшим” с покорностью и смирением. По мнению Птахотепа, повиновение рабов должно быть безусловным, а наказание - жестким и быстрым. Что же касается “низших”, но свободных людей, то по отношению к ним Птахотеп призывает “высших” не быть заносчивыми, не унижать их и не вредить им. В “Поучении Птахотепа” подчеркивается естественное равенство всех свободных (“нет рожденного мудрым”) и обосновывается необходимость соответствия поведения человека принципу “ка” - своеобразному критерию добродетельного и справедливого поведения.

В “Поучении Гераклеопольского царя своему сыну”, наряду с многочисленными восхвалениями богов и божественной власти фараона, содержится призыв не делать ничего несправедливого и противозаконного, ибо только таким поведением можно добиться милости богов в загробной жизни. Правитель характеризуется как человек, “творящий правду” и стремящийся к справедливости. Обращаясь к своему сыну- наследнику, автор “Поучения” (царь Ахтой) советует ему: “Возвышай твоих вельмож, и да делают они твои законы”.

Приведенные положения о справедливости и законах отражают воззрения (во многом идеализированные) господствующих кругов древнеегипетского общества, заинтересованных в изображении существовавших порядков как божественных и справедливых, вечных и неизменных. Действительность, разумеется, была весьма далека от подобных идеализированных представлений. Об этом свидетельствуют широкие народные выступления против знати. В “Речении Ипусера” говорится об одном таком движении ( 1750 г. до н.э.), в котором приняли участие низы общества и рабы. Описывая гражданскую войну низов против верхов, Ипусер, будучи сам вельможей, сетует на происшедшие “страшные перемены”, содеянные “беззаконниками”. Ипусер с горестью упоминает, в частности, о том, что судебные палаты были разграблены и разрушены, а хранящиеся в них свитки законов выброшены на улицу и растоптаны. Такое противоположное отношение к законам со стороны знати и восставших низов весьма характерно: то, что для одних представляло справедливость и порядок, для других было олицетворением ненавистного строя.

Принципы социального устройства и правила управления обществом в Древнем Египте оказали воздействие на дальнейшее развитие политической мысли. Знаменитое учение Платона об “идеальном государстве” базируется на “пирамидальной социальной структуре общества”, похожей на египетскую.

Идеалы общественной жизни Древнего Египта, требования, предъявляемые обществом к свободному египтянину, запечатленные четыре с половиной тысяч лет назад на пирамиде Хеопса и сохранившиеся на ней до наших дней, представляют интерес и сегодня. Среди них: “Если ты стал велик, после того, как был мал, если ты стал богат, после того, как был беден, не скупись, ибо все богатства достигли тебя как дар Божий”. “Твои мысли не должны быть ни высокомерны, ни унижены. Если ты возбужден - успокойся: человек приветливый преодолевает все препятствия”. “Не сей страха среди людей, ибо господь воздаст тебе в той же мере”.

Особенности структуры раннеегипетского общества

1. Община поглощена властью, включена в систему царско-храмовых и вельможных хозяйств, поэтому невыраженность общины.

2. Обилие вельможных хозяйств (должностные и личные, полученные по наследству, должностные хозяйства в распоряжении региональных управителей – номархов и др. сановников, считавшиеся платой за должность, находились во временном владении должностного лица). Должностные и вельможные владения тяготели к царско-храмовому хозяйству и в периоды ослабления центральной власти, а чаще по специальному указу фараона, получали иммунитетные права: освобождение от налогов в казну, или просто становились наследственными владениями. В древнеегипетских хозяйствах были большие поля, которые обрабатывали отряды работников, «слуг царя», урожай с которых шел в казенные амбары. «Слуги царя» получали либо выдачи из казенных амбаров, или наделы, за пользование которыми они, возможно, тоже платили налоги. Орудия труда со складов хозяйства, казенный рабочий скот, посевное зерно. «Слуги царя» не полноправные граждане: земледельцы, ремесленники разных специальностей, но все подчинены начальникам.

3. Поглощенность населения государством.

4. Господство государственного хозяйства.

Период Раннего царства

История Древнего Египта делится на ряд периодов: Период Раннего царства (3100-2800 гг. до н.э.), или период царствования первых трех династий египетских фараонов; Период Древнего, или Старого, царства (около 2800-2250 гг. до н.э.), в который включается время царствования III - VI династии; Период Среднего царства (около 2250-1700 гг. до н.э.) – время царствования XI-XII династий; Период Нового царства (около 1575-1087 гг. до н.э.) - время царствования XVIII-XX династий египетских фараонов.

Египетский народ, как и многие другие древневосточные народы, постепенно сложился на основе скрещения целого ряда различных племен Северной и Восточной Африки. Древние египтяне были народом, населявшим долину и дельту Нила с глубокой доисторической древности. Древнеегипетский язык, возникший еще в период первобытнообщинного строя, продолжал существовать в течение всей рабовладельческой эпохи.

По мере исчезновения растительности в Северной Африке и превращения ее в область почти сплошных пустынь население скапливалось в оазисах и постепенно спускалось в долины рек. Кочевые охотничьи племена стали оседать в дельте и в долине Нила, постепенно переходя к оседлому земледелию. Благоприятные условия оазисной природы способствовали дальнейшему развитию хозяйственной жизни. Население оазисов занималось охотой и рыболовством, разводило скот и возделывало ячмень и полбу. Они умели полировать твердые породы камня, делали из камня топоры, тесла и наконечники стрел. Наряду с земледелием в архаическую эпоху развиваются различные ремесла. Одним из древнейших видов ремесла, получившим широкое распространение и достигшим высокого технического совершенства, была обработка камня. Однако в этот период все хозяйство прочно сохраняет свой древний натуральный характер. Все повинности носили натуральный характер.

В эпоху Раннего царства население Египта жило отдельными общинами, во главе которых стояли общинные советы и старейшины. Сперва общины, а потом государственная власть берут на себя функцию создания сохранения в порядке и постоянного расширения ирригационной сети.

Древнейшая царская власть возникает в конце архаической эпохи, когда племенной вождь превращается в царя. На территории Египта постепенно образуются древнейшие государства, которые постоянно ведут между собой борьбу за господство в стране. Во главе этих государств стояли цари, которых жрецы провозглашали богами. Ежегодные периодические разливы Нила ставили людей перед необходимостью равномерного распределения избыточных вод наводнения по всей стране. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных.

Период Древнего царства

Период Древнего царства - это время образования в Египте первого централизованного рабовладельческого государства, время первого значительного расцвета экономики, культуры и военно-политической мощи Египта. Египетские цари, стремясь к захвату добычи, главным образом скота и рабов, и к завоеванию территорий, богатых рудой, начали проникать на Синайский полуостров и в Северную Нубию.

В период Древнего царства наряду с расширяющимся земледелием сохраняют свое хозяйственное значение рыболовство и охота. Наряду со скотоводством хозяйственное значение имеет и птицеводство. Значительного развития достигли ремесла, в частности обработка дерева, камня, металла, глины, папируса, выделка кожи. В этот период особое значение получает металлургия. Каменные орудия все больше вытесняются металлическими, в первую очередь медными. Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем царстве оставалась сельская община. Существовали и особые общинные советы, бывшие органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах.

Египетские фараоны-цари, завоевывая соседние области, стремились к внутреннему укреплению государства. Внешним выражением силы централизованного государства являются пирамиды, построенные фараонами III-IV династий.

Интенсивно развивающееся поливное земледелие способствует социальному расслоению, выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э.

Древнее царство сменяется временем упадка Египта. Заметно усиливается местная рабовладельческая знать, которая укрепляется в отдельных областях (номах). Процесс ослабления центра и усиления местной знати приводит к распаду Египта на отдельные области – те древние номы, из которых некогда составилось единое Египетское государство.

Период Среднего царства

Распад Египта на отдельные номы угрожал гибелью Египетскому государству. Ослабление центральной власти привело к прекращению завоевательной политики и внешней торговли, столь необходимых для развития рабовладельческого хозяйства. В условиях упадка единой государственности стала постепенно разрушаться оросительная сеть, что сильно вредило сельскому хозяйству. Для дальнейшего развития рабовладельческого хозяйства необходимо было политическое воссоединение страны. Естественно, что в наиболее значительных областях Египта начинается борьба за восстановление государственного единства. Наиболее крупными объединительными центрами были на севере Гераклеополь, а на юге - Фивы. Окончательную победу в этой борьбе одержал фиванский царь Ментухотеп I, восстановивший единое Египетское государство.

Объединение всего Египта в сильное государство сопровождалось значительным развитием рабовладельческого хозяйства, в котором преобладающее место занимало сельское хозяйство. На общий рост экономики в эту эпоху указывает развитие водного и сухопутного транспорта, рост городов и расширение торговли, как внутренней, так и внешней. Развитие военной политики привело к возникновению зачатков особой великодержавной теории. Объединение Египта фиванскими фараонами поколебало могущество номовой знати, особенно усилившейся в течение предшествующего смутного времени. Однако номархи еще сохраняли в своих руках большую реальную власть. Стремясь к объединению государства и к укреплению центральной власти, фараоны пытаются ввести в рамки почти неограниченную власть номархов, заменяя старых, независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В конце Среднего царства, в XVIII в. до н.э., в Египет вторгаются иноземные азиатские племена - гиксосы. Вторжение в Египет гиксосов и завоевание ими его северной части было довольно длительным процессом обусловленным внутренней слабостью Египта, его распадом на ряд мелких самостоятельных княжеств, среди которых выделялись Фивы.

Период Нового царства

Окончательную победу над гиксосами одержал один из следующих фиванских царей - Яхмос I, который считается основателем XVIII фиванской династии. Изображения, сохранившиеся на стенах гробниц, и надписи говорят о дальнейшем развитии хозяйственной жизни объединенного Египта. В номах процветают как сельское хозяйство, так и ремесла. Примитивное скотоводство превращается в более организованное животноводство. Развитие производительных сил привело к расширению внутренней и внешней торговли. В силу преобладания натурального хозяйства торговля сохраняла свой древний меновой характер. Однако все большее значение приобретают товарные эквиваленты стоимости, в частности металлы, которые постепенно превращаются в весовые металлические деньги примитивного типа, еще полностью не потерявшие своего товарного значения. Развитие сельского хозяйства и ремесел, постоянная потребность в сырье, в рабах, необходимость дальнейшего расширения внешней торговли были основными причинами грабительских захватнических войн, которые возобновили фараоны XVIII династии. Египет Нового царства - первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.

Заключение

Объединение всего Египта в сильное государство сопровождалось значительным развитием рабовладельческого хозяйства, в котором преобладающее место занимало сельское хозяйство. На общий рост экономики в эту эпоху указывает развитие водного и сухопутного транспорта, рост городов и расширение торговли, как внутренней, так и внешней. Развитие военной политики привело к возникновению зачатков особой великодержавной теории. Стремясь к объединению государства и к укреплению центральной власти, фараоны пытаются ввести в рамки почти неограниченную власть номархов, заменяя старых, независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти.

Библиография

1.Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала ХХ: века: 10-11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.,1997.

2.Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Под ред. Б.С. Ерасова. М., 1998.

3.Васильев Л.С. Цивилизации Востока: специфика, тенденции, перспективы. // Цивилизации. Вып. 3. М., 1995. С. 141-150.

4. Сванидзе А.А. К проблеме преемственности и взаимосвязи цивилизаций. //Цивилизации. Вып. 3. М., 1995. С. 199-201.

5. Наринский М., Карев В. Общие истоки европейской цивилизации. //Европейский альманах. М., 1991. С. 18-29.

Понятие общественный строй используется в историко-правовой науке для выявления правового положения социальных групп, их прав, свобод, обязанностей, объем которых определяет характер взаимодействия между ними в различных сферах общественной жизни. Общественный строй Древнего Египта не оставался неизменным на протяжении всей истории египетской цивилизации. Особенностью социальной стратификации Древнего Египта является то, что она относится к этакратическим системам (от фр. etat – государство и греч. kratos – государственная власть); различия между ее социальными группами происходят, в первую очередь, но их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов и, наконец, по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Два фактора оказывали существенное влияние на правовое положение социальных групп.

  • 1. Безраздельное господство государственной собственности. Оно обусловливало всеобщую вовлеченность населения в государственное хозяйство, что нивелировало различия в правовом статусе групп, положение которых определялось термином "мерат", т.е. простолюдин. Это превращало государство в решающий фактор классообразования: само государство определяло, например, какое количество ювелиров, каменотесов, писцов и др. необходимо.
  • 2. Основной формой социальной организации, влияющей на процессы классовой дифференциации, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. На территории сельской общины жили большие патриархальные семьи. В значительной мере процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения определял характер политической власти в этих обществах и регулятивно-контрольные функции древнеегипетского государства и его правовой системы.

В эпоху Раннего царства можно выделить условно два "класса": управляющие и производители. Более точно эти социальные группы следует называть сословиями, поскольку они выделяются в соответствии с выполняемыми функциями, а не по размерам собственности. Поэтому понятие "класс" в данном случае будет использоваться в значении "сословие".

В господствующий класс управляющих входили племенная номовая аристократия, жрецы, разбогатевшие крестьяне-общинники, которые сосредоточили в своих руках функции управления и организации ирригационными работами и сооружениями. Используя свои властные полномочия, они стали присваивать прибавочный продукт, произведенный общинниками. Второй класс – класс производителей – составляли свободные общинники, которые привлекались к строительству каналов, дамб, платили налоги в казну.

В период централизованной деспотии Древнего царства сформировалась более сложная социальная структура. Господствующий класс включал фараона и его окружение, местную знать, вельмож, правителей номов. Вельможи получали от фараона царские пожалования за службу с земельными угодьями и слугами. Нередко они имели свои частные хозяйства, которыми распоряжались свободно. Особую группу в господствующем классе составляли жречество и многочисленное чиновничество. В руках крупных чиновников часто сосредоточивались различные гражданские, военные и жреческие функции, что позволяло им оказывать существенное влияние на все стороны жизни общества. Класс производителей древнеегипетского общества составляли свободные общинники, имевшие статус полноправных граждан. Наконец, наиболее многочисленным классом древнеегипетского общества был класс подневольных, зависимых работников, трудившихся как в царских хозяйствах, так и в имениях крупных вельмож. В класс зависимых людей входили рабы (бывшие военнопленные и общинники, проданные в рабство за долги). Однако основную массу зависимых людей составляли слуги царя, лишенные средств производства (инвентаря, тяглового скота) и земли и поэтому вынужденные трудиться за скудное пропитание в царских хозяйствах под надзором надсмотрщиков. "Слуги царя" были обязаны выполнять точно определенные виды и объемы работ. Различия в правовом положении рабов и "слуг царя" не были четко выражены. Рабов в Древнем Египте было мало, их можно было продавать, дарить, передавать по наследству, но иногда их сажали на землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Статус "слуг царя" был более высоким с точки зрения объема прав, чем у рабов. "Слуги царя" обеспечивались всем необходимым для работы в царском хозяйстве (инвентарь, зерно, скот), они могли иметь личное имущество, правда, только во владении, а не в собственности.

В эпоху Среднего царства происходят существенные изменения в социальной структуре древнеегипетского общества, которые касаются всех групп населения. Они связаны с развитием городов, ремесел, торговли, успешными завоевательными войнами. С одной стороны, это привело к росту царско-храмового хозяйства, с другой – к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. При этом рано выявившаяся неэффективность громоздких царских хозяйств, основанных на труде подневольных земледельцев, способствовала широкому развитию в это время надельно-арендной формы эксплуатации зависимых производителей. Землю стали отдавать "слугам царя" в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими орудиями в относительно обособленном хозяйстве. Наряду с этим номовая знать, имевшая кроме пожалованных за службу земель ("дом номарха") наследственные земли ("дом отца моего"), стремилась превратить свои держания в собственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых оракулов, которые могли засвидетельствовать ее наследственный характер. Следовательно, социальная дифференциация эпохи Среднего царства была основана не только на положении группы во властно-государственной иерархии, но и обусловлена экономическим неравенством.

В соответствии с этими критериями социальная структура приобретает четкие очертания. В ней выделяются господствующий класс рабовладельцев, класс мелких свободных производителей, класс зависимых работников и рабов.

Господствующий класс составляли придворное окружение фараона, члены централизованного бюрократического аппарата, представители высшего командного состава, многочисленное жречество, нетитулованное чиновничество. Значительную часть правящего класса составляла номовая аристократия, добившаяся в эпоху Среднего царства известной автономии: власть номархов была наследственной, они возглавляли местное ополчение, были верховными жрецами местных богов, вели собственное летосчисление.

Класс мелких свободных производителей не был однороден. В него входили полноправные члены общин, ремесленники, располагающие средствами производства и небольшими участками земли. С развитием товарно-денежных отношений, торговли выделяются неджесы ("маленькие") – мелкие землевладельцы. Постепенно некоторые из них становятся зажиточными, т.е. "сильными неджесами", обладающими материальным достатком, способные дать своим детям образование. Из их среды формируются местное жречество, мелкие чиновники. "Сильные неджесы", зажиточные ремесленники в городах, низшее жречество и мелкие чиновники составляли средний класс, из которого рекрутировался впоследствии правящий класс.

Класс зависимых работников и рабов составляли, включая многочисленную прослойку разорившихся общинников, беднейшие городские низы, которых называли рабами царя (хему пасут). За скудное пропитание они работали на землях царя, однако могли иметь семью, личное имущество, хозяйство и некоторые права. В отличие от них рабы из военнопленных или проданных в рабство не имели этих прав. Бо́льшая их часть попадала в частные руки. Существовала и такая категория зависимых людей, как патриархально зависимые лица: "отроки", "воспитанники", "дети". Эта категория зависимых работников входила в состав многочисленных патриархальных семей, которые назывались "домами". Это были купленные рабы, прямые или дальние родственники, которые были обязаны работать на главу семьи.

Начиная с эпохи Среднего царства в Древнем Египте сложилась общегосударственная система социального рекрутирования и перераспределения рабочей силы, направленная на удовлетворение потребностей царско-храмового хозяйства. С этой целью в Египте систематически проводились переписи, учитывающие структуру населения для определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в известной мере были связаны с сословным делением населения на жрецов, военных, чиновников, мастеров и "простых людей", непосредственно занятых в царском хозяйстве Египта. Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.

Всемирная история. Том 2. Бронзовый век Бадак Александр Николаевич

Структура египетского общества среднего царства «малые люди»

Начнем с того, что ослабление роли центра как связующего звена между регионами при условии наличия традиционных связей между областями не могло не вызвать оживления хозяйственных взаимообменов на местах. Кроме того, развитию торговли способствовало временное разукрупнение сельскохозяйственного производства. В Переходный период почти не встречаются в письменных источниках характерные для Древнего царства сведения об огромных латифундиях столичных придворных с впечатляющими данными о поголовье скота и полученных урожаях. В стране появляется большое количество более мелких хозяйств. Для документов Переходного периода (вплоть до XIX династии) становится привычным частое упоминание термина «малые люди» (неджес). Анализ словоупотребления этого словосочетания подсказывает, что значение термина в это время существенно отличалось от нынешнего. В Египте периода распада «малые люди» чаще всего встречаются в одном ряду с «большими людьми», то есть высшей знатью, и не смешиваются с работным и торговым людом.

«Малые» среднего царства нередко вообще оказываются богатеями, крупными сановниками с высоким придворным или государственным званием. Они претендуют на особое положение в обществе, положение людей, достигших успеха и процветания своим собственным трудом и (нередко) воинской доблестью. Образ подобного «малого», выбившегося в верхи ценою неимоверного напряжения и за счет неординарных личных качеств, обретает в Египте на время особую притягательность. Даже номархи времен правления XI династии охотно величают себя «сильными малыми». Уже этот факт позволяет судить о степени влияния на события в стране прослойки деятельных владельцев относительно небольших поместий, которые называют себя «малыми людьми». Причем основное направление их усилий к исходу третьего тысячелетия до н. э. - объединение Египта.

Первоначально весьма благоприятное для оживления хозяйственной деятельности на местах, приведшей к формированию нового слоя активных землепользователей, состояние распада старой централизованной системы вскоре начинает мешать успешному развитию местной инициативы. Для состоятельных «малых» людей очевидной начинает выглядеть необходимость установления гарантированного строгими законами порядка, то есть строительство сильного централизованного государства.

Этого же требовали и нужды активизировавшейся в Переходный период торговли. Напомним, что торговцам довелось взять на себя часть функций, ранее исполнявшихся центральной властью. Они с большим или меньшим успехом пытались обеспечить осуществление традиционных обменных операций между регионами и доставку материалов, сырья, редких или малодоступных в самом Египте. С этой точки (особенно при осуществлении торговли внутренней) распад Древнего царства, несомненно, был на руку торговцам.

Однако вскоре, по мере развития системы поместий «малых людей», акцент в торговле начинает смещаться. Торговому сословию оказалось выгоднее взять на себя роль посредника при натурально-вещевом обмене между небольшими и часто географически близкими хозяйствами. Не последнюю роль при этом играли и соображения безопасности: дороги в Египте в Переходный период вызывали серьезную озабоченность у любого торговца.

Ранее подобная роль посредников была мало перспективной: в крупных комплексах знатных мемфисских землевладельцев все необходимое производилось тут же, на месте. Появление множества мелких хозяйств разрушило традиционную автономность существования латифундий. Незначительные размеры поместий не давали возможности обеспечить все нужды хозяйств своими силами, однако, в результате ослабления пресса централизованных поборов, у владельцев появлялся излишек определенных продуктов, достаточный для проведения обменных операций. Обжегшись на попытках самостоятельно найти партнера, согласно с предлагаемыми условиями обмена (о подобных мытарствах поселян, занятых поисками нужной вещи взамен на предлагаемые товары, рассказывают повести, написанные при X–XI династии: в одной из них житель Соляного оазиса (ныне Вади-Натрун) достаточно натерпелся, прежде чем сумел обменять прихваченные из дому в столицу вещи на хлеб), владельцы поместий все чаще предпочитают передоверять поиск вариантов обмена посредникам-торговцам.

При XI династии некое небольшое частное хозяйство выменивало на стороне ткани собственного производства уже исключительно при помощи посредников. Интересно, что и в этом случае основным мерилом равноценности обмена служило зерно, хлеб. Анализ купчих Переходного периода свидетельствует, что зерновой эквивалент был характерен для проведения большинства обменов.

Наряду с хлебом охотно расплачиваются и принимают к оплате одежду, скот, битую птицу. Однако встречаются совершенно немыслимые варианты договоров, выгода которых для обеих сторон выглядит весьма ситуативной. Можно только предположить, каких усилий стоил каждому из покупателей поиск согласного на предложенные условия продавца. Естественно, что трудоемкость подобных сделок заставляла искать упрощенную схему достижения согласия сторон. Примечательно, что приблизительно с XXII века до н. э. (а на это время и приходится пик найденных необычных договоров о купле-продаже) из разряда странных выдвигаются сделки с использованием в качестве платы за продукт или за услуги посредника металлов - чаще всего меди, обработанной и даже «сырой», весовой. При этом очевидно, что металл выступает только в качестве промежуточной цепи обмена, очень редко его получение вызвано прямыми хозяйственными потребностями поместья. Изредка удается даже проследить цепочку «расходования» полученной меди на обеспечение покупки нужных поместью товаров.

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Древнеегипетское общество в эпоху Среднего Царства Экологические проблемы I Переходного периода заставили египтян усовершенствовать технику обработки земли, а также шире использовать земли, лежащие вне зоны нильских разливов (так называемые высокие поля).

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Завершение эпохи среднего царства (XVIII – нач. XVII в. до н. э.) После недолгого правления царицы Нефрусебек, закончившегося около 1793 г. до н. э., XII династия уступает место XIII, также происходившей из Фив. Согласно сведениям Манефона и иероглифическим египетским царским спискам

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Источники по периоду Среднего царства: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Жил в царствование фараона Птолемея

Из книги Их величества пирамиды автора Замаровский Войтех

Из книги Тайны древних пирамид автора Фисанович Татьяна Михайловна

Глава 7 ПИРАМИДЫ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА Особенности пирамид Среднего царстваИз общего количества пирамид Древнего Египта девять относятся к эпохе Среднего царства. Кроме того, имеются еще и пирамиды-спутницы. Все указанные сооружения возведены при XII династии, которая

Из книги Древний Восток автора

«Царские люди» и их роль в экономике Среднего царства Категория «царских людей» охватывала все трудовое население Египта вне зависимости от того, трудился тот или иной работник в хозяйстве, непосредственно подконтрольном царю, принадлежащем храму, номарху или

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Литература и религия Египта в эпоху Среднего царства Стабилизация политического положения в стране в начале Среднего царства и в особенности при первых царях XII династии вызвала к жизни определенную «перестановку акцентов» в идеологических и религиозных

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

«Тексты саркофагов» и гробницы Среднего царства Важнейшим памятником египетской религии Среднего царства, связанным с загробной судьбой людей, но, по существу, значительно шире отражающим представления этого времени о божестве, остаются «Тексты саркофагов», традиция

автора Бадак Александр Николаевич

Глава 1. Египет среднего царства Периодизация глубокой истории Египта не имеет жестко определенных точек отсчета. За окончание Древнего царства обычно принимают последние годы правления царей VI династии. В это время страна, оставаясь на уровне, который исследователи в

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Упадок древнего царства и начало строительства среднего царства Некоторые особенности переходного периода Между концом Древнего и началом Среднего царства лежит длительный Переходный период. Почти четверть тысячелетия продолжалась эпоха раздробленности. Однако, как

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Экономическая структура египетского государства В городах, таким образом, расслоение в период Среднего царства зашло достаточно далеко. Однако окончательного разрушения обширной системы организации жизни египтян еще не произошло даже в крупнейших из них. Источники

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Общественная структура периода расцвета Среднего царства Около 2000 года до н. э. на престол вступил Аменемхет I - основатель XII династии египетских фараонов. Именно с правлением этой династии принято связывать расцвет Среднего царства, продолжавшийся до начала XVIII века

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Одежда египтян от древнего до среднего царства В работе российского искусствоведа М. Н. Мерцаловой «Костюм разных времен и народов» (часть 1, М., 1993) содержатся уникальные сведения об одежде многих народов древности, которые позволяют полнее погрузиться в изучаемую эпоху,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Конец среднего царства (II-й Переходный период) Ослабление египетского государства Реформы Аменемхета III предопределили сильную зависимость прочности царской власти в Египте от личностных качеств правителя, занимающего престол. Преемники этого талантливого фараона

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Падение среднего царства Царствование Аменемхета III оказалось исключительно долгим и успешным, но в последние годы его 45-летнего правления серия низких паводков Нила тяжело сказалась на объеме сельскохозяйственного производства, положив начало лишениям и общему спаду

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Общество Среднего царства В начале II тыс. до н. э. египтяне добиваются новых технических достижений: совершенствуют обработку земли, шире используют земли, лежащие вне зоны нильских разливов (т. н. «высокие поля»), осваивают бронзу (хотя из-за недостатка олова это

Пирамиды


Цивилизация Междуречья

Важнейшей чертой древнеегипетской цивилизации было возведение пирамид. В III — II тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Это шедевры древнеегипетского строительного искусства. Усилия египтян были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Древнеегипетская цивилизация возникла в регионе дельты Нила. За историю Древнего Египта сменилось 30 династий правителей. 32 г. до н. э. считается рубежом существования древнеегипетской цивилизации. Окруженность Египта горами предопределила замкнутый характер возникшей здесь цивилизации, которая носила земледельческий характер. Сельскохозяйственный труд, благодаря благоприятным климатическим условиям, не требовал больших физических затрат, древние египтяне собирали урожай два раза в год. Обрабатывали глину, камень, дерево и металлы. Орудия земледелия изготовляли из обожженной глины. Кроме того, использовались еще гранит, алебастр, сланец и кость. Небольшие сосуды вытачивали иногда из горного хрусталя. Восприятие и измерение времени в Древнем Египте обуславливалось ритмом разлива Нила. Каждый новый год расценивался египтянами как повторение прошлого и определялся не солнечным циклом, а временем, необходимым для сбора урожая. Они изображали слово “год” (“ренпет”) в виде молодого ростка с почкой. Годовой цикл делился на три сезона по 4 месяца каждый: разлив Нила (ахет – “разлив, половодье”), после которого наступал сезон сева (перет – “выхождение” земли из-под вод и прорастание всходов), а за ним сезон сбора урожая (шему – “засуха”, “сухость”), т.е. спад Нила. Месяцы не имели названий, а нумеровались. Каждый четвертый год был високосным, каждый пятый день декады был выходным. Счет времени велся жрецами. Высокий уровень жизни и благополучие древних египтян подтверждаются фактом наличия у них двух обычаев, не характерных для других древних цивилизаций: оставлять в живых всех стариков и всех новорожденных младенцев. Основной одеждой египтян была набедренная повязка. Сандалии они носили очень редко, а главным средством демонстрации социального положения было количество украшений (ожерелий, браслетов). Древнеегипетское государство имело черты централизованной деспотии. Фараон являлся персонификацией государства: в его руках объединялась административная, судебная и военная власть. Древние египтяне считали, что бог Ра (бог солнца в египетской мифологии) заботится об их благосостоянии и посылает на землю своего сына – фараона. Каждый фараон расценивался как сын бога Ра. В задачи фараона входило выполнение сакральных, культовых обрядов в храмах, для того, чтобы страна была благополучной. Повседневная жизнь фараона строго регламентировалась, поскольку он был верховным жрецом всех богов. Говоря современным языком, фараоны были профессиональными государственными деятелями, имевшими необходимые знания и опыт. Их власть была неограниченной, но не безграничной. А так как власть наследовалась у египтян по материнской линии, старший сын фараона и его старшая дочь должны были вступать в кровосмесительный брак. Древнеегипетское государство делилось на определенные географические единицы – номы, которыми управляли всецело подчиненные фараону номархи. Особенностью политической системы Древнего Египта являлось то, что, во-первых, центральные и местные органы власти были в руках одного и того же социального слоя – номовой знати, а во-вторых, административные функции, как правило, сочетались со жреческими, то есть храмовое хозяйство содержало и часть чиновников госаппарата. В целом, для системы управления древнеегипетским государством была характерна нерасчлененность экономических и политических функций, неразделенность законодательной и исполнительной власти, военной и гражданской, религиозной и светской, административной и судебной. В Древнем Египте уже с додинастических времен существовала эффективная система внутренней и обменной торговли. Особенно большое распространение внутренняя торговля получает во 2 тыс.

ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

до н.э., когда в египетском лексиконе впервые появляется слово “торговец”. Слитки серебра постепенно вытесняют зерно в качестве мерила рыночных ценностей. В Древнем Египте не золото, а серебро выполняло функцию денег, поскольку золото было символом божественности, обеспечивающим телу фараона вечную загробную жизнь Системным признаком организации древнеегипетского общества было владение профессией. Основные должности – воина, ремесленника, жреца, чиновника – наследовались, но можно было и “вступить в должность” или быть “назначенным на должность”. Социальным регулятором служили здесь ежегодные смотры трудового населения, во время которых люди получали своеобразный годичный “наряд” на работу в соответствии со своей профессией. Основная масса трудоспособных египтян использовалась в земледелии, остальные были заняты в ремесле или сфере обслуживания. Наиболее сильные юноши отбирались во время смотров в армию. Из числа отбывающих трудовую повинность простых египтян формировались отряды, работавшие на постройке дворцов и пирамид, храмов и усыпальниц. В большом объеме неквалифицированный труд использовался при сооружении ирригационных систем, в гребном флоте, при транспортировке тяжестей. Строительство таких колоссальных монументов, как пирамиды, способствовало формированию новой структуры организации людей, при которой управляемый государством труд мог быть направлен на выполнение общественных работ.

Культура Древнего Египта.

Восточный тип культуры.

Тема. Культура Древнего Востока.

  1. Восточный тип культуры.
  2. Культура Древнего Египта.

В 4 тысячелетии до нашей эры на Востоке появляются первые в истории человечества государства между реками Тигр и Евфрат и в долине реки Нил. Были заложены основы вавилонской и египетской цивилизаций. В 3-2 тысячелетиях в долине реки Инд появляется индийская цивилизация, в долине реки Хунхе – китайская, в Малой и Передней Азии складывается цивилизация хеттов и финикийцев, в Палестине – древнееврейская.

Специфика восточного типа культура по отношению к

А. первобытной культуре:

Отделение ремесла от сельского хозяйства,

— социальные слои, отличающиеся по профессиональным видам деятельности и материальному положению,

— наличие письменности, государственности, гражданского общества, городского быта.

Б. от других культур:

Деспотическая централизованная власть,

Сакрализация власти

Государственная собственность

Строгая иерархичность общества

Коллективизм, общинная психология

Патриархальное рабство, другие формы зависимости

Культ предков, традиционализм, консерватизм

Слияние человека и природы

Религиозные верования интровертного характера (устремленность к внутреннему миру человека), поиск высшей истины путем личного просветления

Идея успокоения, гармонии как лейтмотив восточной культуры

Необязательность веры в конкретных богов, так как выше бога может быть Мировой закон, Дао, Брахман и пр.

Религия и философия неразделены

Идея цикличности, повторения, замкнутости (для европейской культуры – развитие, прогресс)

Вечный мир закона реализуует себя после смерти через возрождение души, характер которого определяется образом жизни

Идея иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта

Мистический эзотерический характер разума: человек не живет в мире, а переживает (воспринимает чувствами) мир. Суть не логика (европейская рациональность), а чувства.

Основой культуры являлось архаическое мировоззрение: отрицание личности в современном понимании, следствием которого являлось жесткость и жестокость к человеку, особенно к чужакам; ориентир на миф, ритуал, подчиненность природному циклу.

Значение.

3) Цивилизация Древнего Египта

Культура оказала огромное влияние на античную, европейскую и мировую культуру, сделала множество открытий, которые легли в основу научного знания и технического прогресса.

Египет — древнейшее государство, которое просуществовало около четырех тысяч лет почти без изменений. Его систематическое изучение началось с 19 века. В 1822 году французскому ученому Франсуа Шампильону удалось расшифровать египетские иероглифы. В результате стали доступны для изучения настенные надписи, рукописи (папирусы) различного содержания. Основные черты древнеегипетской цивилизации:

— раннее зарождение классовых отношений и государственности;

Изолированное географическое положение страны, обусловившее отсутствие культурного заимствования;

Культ «Царства мертвых»

— обожествление власти правителя, распространявшаяся на подданных и после смерти фараона;

— восточная деспотия, иерархичность власти;

— связь искусства с религиозным культом.

Древний Египет – древнейшая цивилизация, один из первых очагов человеческой культуры, возник в Северо-Восточной Африке, в долине реки Нил. Слово «Египет» (греч. Айгюптос) означает «Черная земля», плодородная (сравните: чернозем), в отличие от пустыни — «Красная земля». Геродот называл Египет «Даром Нила». Нил был основой хозяйства.

Традиционная периодизация:

Додинастический период 5-4 тыс. до н.э.

Раннее царство 3000-2300 лет до н.э.

Первый распад Египта 2250-2050 лет до н.э.

Среднее царство 2050 – 2700 лет до н.э.

Второй распад Египта 1700-1580 лет до н.э.

Новое царство 1580-1070 лет до н.э.

Поздний период 1070-332 гг. до н.э.

— Греко-римский период 332 г. до н.э. – 395 г. н.э.

Читайте также:

Цивилизация Древнего Египта

Становление цивилизации на берегах Нила.

Египет — страна с древней, удивительной культурой, полной тайн и загадок, многие из которых еще не разрешены. Ее история насчитывает несколько тысяч лет. Историки утверждают, что Египетская цивилизация не имела ни "детства", ни "юности". Одна из гипотез о происхождении Египетской цивилизации утверждает, что у истоков Египетской цивилизации стояли некие таинственные переселенцы, другая гипотеза гласит, что основателями были потомки атлантов.

Два столетия назад мир почти ничего не знал о Древнем Египте. Вторая жизнь его культуры — заслуга ученых.

Впервые образованные круги западной Европы получили возможность более или менее широко ознакомиться с культурой древнего Египта благодаря военной экспедиции Наполеона Бонапарта в Египте в 1798 г., в состав которой вошли и различные ученые, в частности археологи. После этой экспедиции был издан ценнейший труд, посвященный "Описанию Египта", который состоял из 24 томов текста и 24 томов таблиц, воспроизводящих рисунки развалин древнеегипетских храмов, копии надписей и многочисленные древности.

Пирамиды


Цивилизация Междуречья

Природные особенности, их влияние на хозяйствование египтян.

Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетской цивилизации. В нильской долине египтяне собирали по два урожая в год, причем урожай был очень, обильным — до 100 ц с одного гектара. Однако эта долина составляла 3,5 % территории Египта, на которой проживало 99,5 % населения.

Культура развивалась изолированно, характерной ее чертой была традиционность. Зарождение египетской цивилизации восходит к III тысячелетию до н.э.: именно тогда фараон Мина объединяет разрозненные области — номы. Голова фараона увенчивается двойной диадемой — символом единства Юга Египта и области Дельты.

Особенности политической системы Египта. Обожествление фараона, особая роль жречества.

"Тайна власти, тайна подчинения людей носителям власти до сих пор не вполне разгадана, — писал Н.А. Бердяев. — Почему огромное количество людей, на стороне, которых есть преобладание физической силы, согласны подчиняться одному человеку или небольшой кучке людей, если они — носители власти?" ("Царство духа и царство Кесаря". В книге "Судьба России". — М., 1990, стр. 267).

Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие "Дом фараона" — (ном) совпало с понятием государства.

Религия в древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона — он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.

Египтяне признавали присутствие божественного начала "во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе". Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам — скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные верования египтян. Мифы о сотворении вселенной. Культ солнца. Формирование египетского пантеона божеств, олицетворяющих природные явления, абстрактные понятия и жизнь. Антропоморфный характер египетских богов. Культ священных животных.

Заупокойный культ. Культ мертвых. Представления египтян о нескольких ипостасях души человека и необходимости сохранения тела как вместилища души. Мумификация. Формирование понятий о загробном мире и посмертном суде Осириса. «Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов». Влияние религии на жизнь древнеегипетского общества.

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали "ненормальностью". Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

Египетская мифология как основа египетского «искусства для вечности». Определяющее влияние заупокойного культа в художественной культуре Египта. Пирамиды Древнего царства, заупокойные храмы эпохи Среднего и Нового царства.

Важнейшей чертой древнеегипетской цивилизации было возведение пирамид. В III — II тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Это шедевры древнеегипетского строительного искусства.

Особенности Древнего Египта

Усилия египтян были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ.

Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ. Пирамиды потрясают воображение человека своими размерами, геометрической точностью.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду — строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное кол-во людей — сотни тысяч. Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы разместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь — около 55 тыс. кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глыбы составляет примерно 2 — 3 тонны.

Скульптура и живопись, их сакральная роль.

Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу — созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства.

Перед заупокойными храмами ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.

Самый большой из всех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине III тыс. до н.э. — он до сих пор стережет пирамиду Хефрена (одно из 7 чудес света).

Другими замечательными и широко известными сейчас во всем мире памятниками древнеегипетского искусства являются статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенсусерта III. Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н.э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его 29 юными женами в саду, выполненный на крышке ларца. Тутанхамон скончался молодым. Его гробница случайно обнаружена в 1922 году, хотя хитро замаскирована в скале.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н. э. (XIV в. до н.э.) является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV — Нефертити (др.-егип. – «красавица грядет») — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.

Следует отметить влияние древнеегипетской цивилизации на страны Средиземноморья. Цивилизация Египта внесла огромный вклад в мировую культуру.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Одна из древнейших мировых цивилизаций, цивилизация Египта зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине одной из самых протяженных рек мира - Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах - города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну Та Кеме - Черная Земля: по цвету местной почвы. Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (конец IV — большая часть III тысячелетия до нашей эры), Среднего (до XVI столетия до нашей эры), Нового (до конца XI века до нашей эры) царств, поздний (X-IV столетия), а также персидский (525-332 годы до нашей эры - под властью персов) и эллинистический (IV-I столетия до нашей эры, в составе государства Птолемеев). С 30 года до нашей эры по 395 год нашей эры Египет был провинцией и житницей Рима, после раздела Римской империи до 639 года - провинция Византии. Арабское завоевание 639-642 годов привело в Египте к смене этнического состава населения, языка и религии.


Древний Египет

По словам Геродота, Египет - дар Нила, ибо Нил был и является источником неиссякаемого плодородия, основой хозяйственной деятельности населения, так как почти вся территория Египта лежит в зоне тропических пустынь. Рельеф большей части страны - плато с преобладающими высотами до 1000 метров в пределах Ливийской, Аравийской и Нубийской пустынь. В Древнем Египте и соседних с ним областях имелось почти все необходимое для существования и жизнедеятельности человека. Территория Египта в древности представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшуюся вдоль нильских берегов. Поля Египта ежегодно во время половодья покрывались водой, которая приносила с собой плодородный ил, обогащавший почву. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями, богатыми песчаником, известняком, гранитом, базальтом, диоритом и алебастром, которые представляли собой прекрасный строительный материал. К югу от Египта, в Нубии, были обнаружены богатые золотые месторождения. В самом Египте металлов не было, поэтому они добывались в прилегающих к нему областях: на Синайском полуострове – медь, в пустыне между Нилом и Красным морем – золото, на побережье Красного моря – свинец.

Признаки цивилизации Древнего Египта

Египет занимал выгодное географическое положение: Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией.

Нил представлял собой важнейшую судоходную нить, связывавшую Верхний и Нижний Египет с Нубией (Эфиопией). В столь благоприятных условиях на этой территории уже в V-IV тысячелетии до нашей эры началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов - крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин. Само слово, обозначавшее область — ном, писалось в древнеегипетском языке иероглифом, изображавшим землю, разделенную оросительной сетью на участки правильной формы. Система древнеегипетских номов, сформировавшаяся в IV тысячелетии до нашей эры, оставалась основой административного деления Египта до самого конца его существования.

Создание единой системы ирригационного земледелия стало предпосылкой для возникновения в Египте централизованного государства. В конце IV - начале III тысячелетия до нашей эры начался процесс объединения отдельных номов. Узкая долина реки - от первых нильских порогов до дельты - и область самой дельты были освоены неодинаково. Это различие на протяжении всей египетской истории сохранялось в делении страны на Верхний и Нижний Египет и отражалось даже в титулатуре фараонов, которые именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта». Двуединой была и древнеегипетская корона: фараоны носили белый верхнеегипетский и красный нижнеегипетский венцы, вставленные друг в друга. Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону I-й династии Мин. Геродот рассказывает о том, что он основал Мемфис и был его первым правителем.

С этого времени в Египте начинается эпоха так называемого Раннего царства, которое охватывает период правления I и II династий. Сведения об этой эпохе очень скудны. Известно, что уже в то время в Египте существовало большое и тщательно управляемое царское хозяйство, было развито земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Надписи на дошедших до нас печатях свидетельствуют о существовании развитой системы государственных должностей и званий.

История древних цивилизаций →

Египетское государство →

Понятие свойства ценностная природа культуры Структура культуры

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05

Экзаменационные вопросы к зачёту (экзамену) (Заочное)

  1. Предмет, цели, задачи культурологии.
  2. Понятие, свойства, ценностная природа культуры
  3. Структура культуры.
  4. Основные функции культуры.
  5. Культурогенез основные подходы и понятия.
  6. Субъекты и институты культуры.
  7. Типология культур.
  8. Теоретические концепции возникновения и развития культуры.
  9. Языки культуры формы, классификация.
  10. Соотношение понятий культура и цивилизация.
  11. Культура и религия.
  12. Культура первобытного общества.
  13. Социокультурные характеристики древнеегипетского общества.
  14. Основные принципы культуры древней Индии. Индуизм.
  15. Буддизм как религиозно-философское мировоззрение.
  16. Даосизм: теория и практика.
  17. Роль конфуцианства в культуре Китая.
  18. Особенности миропонимания человека в культуре Древней Греции.
  19. Специфика социокультурного развития Древнего Рима. Греция и Рим: общее и особенное.
  20. Мир, человек, общество в мусульманской картине мира. Ислам.
  21. Человек в культуре европейского Средневековья. Христианство как феномен культуры.
  22. Романский стиль и готика в средневековой Европе.
  23. Возрождение: общая характеристика. Принципы гуманизма и антропоцентризма: сущность и значение для европейской культуры.
  24. Реформация в культуре Европы.
  25. Идея прогресса и её роль в европейской культуре Просвещения.
  26. Классицизм, барокко, сентиментализм, рококо: общая характеристика стилей.
  27. Основные идеи и тенденции развития культуры Европы 19 в. (позитивизм, коммунизм, иррационализм, европоцентризм, сциентизм).
  28. Романтизм в европейской культуре.
  29. Реализм, натурализм, импрессионизм, модерн как социокультурные проекты, их отражение в искусстве.
  30. Постмодернизм в европейской культуре 20 в.
  31. Культура Киевской Руси 9-13 вв. (условия формирования славянского этноса, государства, Крещение Руси как переломный момент её истории).
  32. Культура Московской Руси 14-17 вв. (православие в истории отечественной культуры, идеологическое значение концепции «Москва третий Рим», проблема Раскола в социодинамике русской культуры).
  33. Историко-культурный смысл Петровских реформ, особенности российского Просвещения.
  34. Отечественные мыслители 19 в. в поисках «русской идеи» (А. Герцен, П.

    Назовите особенности цивилизации Древнего Египта.

    Чаадаев, Н. Бердяев, «славянофилы» и «западники»).

  35. «Серебряный век» русской культуры.
  36. Особенности социалистической культуры.
  37. Проблемы развития российской культуры в постсоветский период.
  38. «Восток-Запад» проблема диалога.

39. Глобализация культурно-исторических процессов в 20 в.







2024 © psynadin.ru.