Словообразование. Словообразование Переход слов одной части речи в другую
В русском языке слова состоят из значимых частей - морфем.
Корень, префикс, суффикс, окончание - значимые части слова, или морфемы.
Морфемика
- это раздел грамматики, изучающий состав слова.
Обратите внимание!
Следует разграничивать понятия часть слова и значимая часть слова . Частью слова могут быть слог или несколько слогов, значением они не обладают.
Значимые части слова - это морфемы, они обязательно имеют значение.
В русском языке, как и в украинском, используются те же графические знаки для обозначения морфем:
КОРЕНЬ - это общая часть родственных слов, в которой заключено основное значение.
СУФФИКС - значимая часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов: село - сельский, жить - житель.
ПРЕФИКС - значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Префикс служит для образования слов: город - пригород
.
ОКОНЧАНИЕ- значимая часть слова, которая образует форму слова: улица - улицы, улицу, улицами.
На письме при переносе слова из одной строчки на другую нельзя отрывать одну букву от одной морфемы и присоединять её к другой морфеме. Например, надо переносить: под-вод-ный, разъ-езд, рас-ска-зать и др.
Одно и то же слово может иметь разные формы: город города, городу, городом; сельский, сельского, сельские, сельская; путешествую, путешествуешь, путешествуют. Такие слова называются изменяемыми. Все изменяемые слова состоят из основы и окончания.
ОСНОВА - это часть слова без окончания: городской (городск- - основа и -ой - окончание).
В состав основы обязательно входит корень. Основа может включать другие морфемы - префиксы, суффиксы.
ОКОНЧАНИЕ - значимая часть слова, которая изменяет формы слов. Окончание может состоять из одного или нескольких звуков (букв) или быть нулевым:дом, но к дом-у, дом-а; берёза - берёз-ой .
Неизменяемые слова не имеют окончаний и состоят, только из основы: говоря, весело, верхом.
Итак, еще раз повторим, из каких частей состоит слово в русском языке.
Корень – центральная часть слова, заключающая в себе основной элемент лексического значения, например: за-сух-а, лес-ной. Сложное слово имеет более одного корня: торфоразработки, слепоглухонемой.
Приставка (префикс) – часть слова, находящаяся перед корнем, например: вз-дрогнуть, при-соединить, по-при-от-крывать.
Суффикс – часть слова, находящаяся между корнем и окончанием, напр.: актив-ист-к-а, рез-к-а, устар-е-л-ость.
Окончание (флексия) – часть слова, которой слово чаще всего оканчивается и которая выражает значение рода, числа, падежа и лица, например: весн-а,красив-ый, греб-у. После окончания могут стоять возвратная частица -ся (-cь) и частица -те, например: пиш-ет-ся, катал-а-сь, ид-ём-те.
Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Любой слог обязательно включает в себя гласный звук. Слог может состоять только из гласного или из сочетания гласного с одним или несколькими согласными звуками: о-си-на, ид-ти, мо-ло-дец.
Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Состав слова.
Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.
Основа и окончание.
В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.
Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Примечания.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.
При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.
Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число
; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род
; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число
, а в прошедшем времени - род и число
.
Окончание может быть нулевым
, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл
употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс
.
Корень слова.
Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
Примечания.
- Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
- Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
- Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
- Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
- де - - надеть, переодеть;
- ня - - занять, нанять, отнять;
- пт - - птенец, пташка, птица;
- сяг - - присяга, досягать, посягать;
- у - - разуть, обуть;
- ул - - улица, переулок;
- й - - войти, отойти, пройти, зайти.
Суффикс.
Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Примечание.
Суффиксы могут служить для образования форм слов.
Приставка.
Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.В слове могут быть не одна, а две и более приставки.
Примечания.
- Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
- Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
- Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.
Способы образования слов.
Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными
.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую
.
Приставочный способ.
При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .
Суффиксальный способ.
Суффиксальный способ
заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи
.
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.
Приставочно-суффиксальный способ.
Приставочно-суффиксальный способ
заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок
, глаголы с суффиксом -ся
, наречия в приставкой по-
и суффиксами -и, -ому, -ему.
Бессуффиксный способ.
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.Сложение как способ образования слов.
Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .
Примечания.
- В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
- Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
- Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
- Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
- С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
- Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
- Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.
Сложение сокращенных основ.
Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.
Сложносокращенные слова образуются:
- сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
- сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
- сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
- смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Переход слов одной части речи в другую.
Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).
>>Русский язык: Значимые части слова. Основа и окончание слова
ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА. ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА
Теория А
В русском языке слова состоят из значимых частей - морфем.
Корень (по-укр.: корінь
), префикс (по-укр.: префікс
), суффикс (по-укр.: суфікс
), окончание (по-укр.: закінчення
) - значимые части слова, или морфемы.
Морфемика
- это раздел грамматики, изучающий состав слова.
Обратите внимание!
Следует разграничивать понятия часть слова
и значимая часть слова
. Частью слова могут быть слог или несколько слогов, значением они не обладают.
Значимые части слова - это морфемы, они обязательно имеют значение.
В русском языке, как и в украинском, используются те же графические знаки для обозначения морфем:
Практика А
1. Прочитайте текст русского лингвиста Михаила Викторовича Панова.
ЕСЛИ В ОБЕИХ РУКАХ ЧЕМОДАНЫ
Морфемы. Это что-нибудь сложное? Нет, скорее простое.
Изобрели особый прибор - шляпоприподниматель. Вы идёте по улице, в обеих руках чемоданы, а навстречу - знакомый. Вы киваете ему головой, а шляпоприподниматель вежливо снимает с вас шляпу приветливо приподнимает её. Кивок приводит в действие механизм шляпоприподнимателя. В журналах были об этом известия, может быть, в шутку.
Я уверен, что, прочитав слово шляпоприподниматель, вы его поняли. Почему? Вы знаете слова выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель
. Они обозначают прибор; и у всех сть часть -тель
. Значит, -тель
сообщает нам: этим словом назван прибор.
Если-тель
значит «прибор», то, выходит, -тель
- значимая часть слова. Значимая часть слова называется «морфема» .
Морфемы бывают такие: корни, префиксы, суффиксы (-тель
- как раз суффикс), окончания.
В слове шляпоприподниматель
такие части: шляп-о-при-под-ним-а-телъ
. Корень -ним-
. Он имеет значение? Сравним: с-ним-а-ть, под-ним-а-ть
; -ним-
обозначает физическое действие. Какое - это уточняет префикс.
Слово похоже на поезд. Каждая часть - особый вагон. Он может быть прицеплен к другому поезду - вот так:
-ним-: с-ним-а-ть;
шляп-: шляп-а, шляп-к-а;
при-: при-встать;
под-: под-брас-ыва-ть;
-тель: анти-об-лед-ен-и-телъ.
Все значимые части в этом слове - морфемы. А буквао служит для соединения морфем, но сама значения не имеет - значит, это не морфема.
Отвечайте
Почему морфему называют значимой частью слова?
Почему соединительные гласные о и е нельзя назвать морфемами?
2. Выпишите из текста слова с суффиксом. Продолжите этот ряд своими примерами. "
3. Приведите примеры слов с префиксом при-
. Запишите их.
4. Объясните на примере данных слов, как состав слова помогает понять его значение.
Город, городской, горожанин, пригород.
Теория Б
КОРЕНЬ - это общая часть родственных слов, в которой заключено основное значение.
СУФФИКС - значимая часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов: село - сельский, жить - житель.
ПРЕФИКС - значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Префикс служит для образования слов: город - пригород
.
ОКОНЧАНИЕ- значимая часть слова, которая образует форму слова: улица - улицы, улицу, улицами.
Практика Б
5. Составьте из морфем слова. Обозначьте морфемы.
Род-, при-, -город-, -сел-, -ск-, -вед-, -еньк-, на-, -дом-, -ик-, -рис-, -ова-, -ть, -ти.
6. Выпишите из стихотворения Николая Рубцова однокоренные слова. Выделите в них корни
ЛЕВИТАН
В глаза бревенчатым лачугам*
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
Для новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси...
*Лачуга
- небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба
Теория В
На письме при переносе слова из одной строчки на другую нельзя отрывать одну букву от одной морфемы и присоединять её к другой морфеме. Например, надо переносить: под-вод-ный, разъ-езд, рас-ска-зать и др.
7. Запишите слова и укажите возможные переносы.
Подходить, самосвал, погрузка, рассказать, расстояние, подсказать, открытка.
8. Исправьте ошибки в переносах слов.
Подс-казать, ра-ссадить, отт-януть, расскра-сь, по-дписать, тетра-дь, пос-тавь, прип-рятать, приз-навать, сокращение.
ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА
Теория Г
Одно и то же слово может иметь разные формы: город города, городу, городом; сельский, сельского, сельские, сельская; путешествую, путешествуешь, путешествуют
. Такие слова называются изменяемыми
(по-укр.: змінюване слово
).
Все изменяемые слова состоят из основы иокончания .
Практика Г
9. Перепишите текст. В выделенных словах укажите основу и окончание.
Раньше, говаривают, тут не болото
было, а озерцо
, хоть и небольшое, да глубокое и чистое. Звали его Хрустальный ключ
, потому как питал его подземный источник
. Вода в озере была холодная
, чистая, да не простая, а целебная. Стали к озеру люди ходить, а потом и деревенька отстроилась.
(Т.Крюкова
)
Теория Д
ОСНОВА - это часть слова без окончания: городской
(городск-
- основа и -ой
- окончание).
В состав основы обязательно входит корень. Основа может включать другие морфемы - префиксы, суффиксы.
ОКОНЧАНИЕ - значимая часть слова, которая изменяет формы слов. Окончание может состоять из одноГО или нескольких звуков (букв) или быть нулевым:дом, но к дом-у, дом-а; берёза - берёз-ой
.
Неизменяемые слова не имеют окончаний и состоят, только из основы: говоря, весело, верхом.
Практика Д
10. Прочитайте отрывок из стихотворения. Выпишите слова, в которых основа состоит из одной, двух и трёх морфем. Обозначьте эти морфемы.
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом.
Ещё трава полна прозрачных слёз,
И гром вдали гремит раскатом.
(А. Блок
)
11. Выпишите в первую группу слова с нулевым окончанием, во вторую - слова без окончания, а в третью - все остальные.
Внезапно, солнце, засверкает, село, раздолье, дом, вдруг, ветер, даль, неподвижно, стоит, простор, издали, расстилаться, очень, сад, фруктовый, капли, цветущие, яблони.
12. Выпишите из текста слова с нулевым окончанием. Чтобы доказать правильность своего решения, рядом с выписанным словом запиите другую форму.
И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы.
(И. Бунин
)
Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Русский язык обучаться онлайн, книги, учебники , конспекты в помощь учителям и учиникам, учебная программа, рефераты по русскому языку, готовые домашние задания
Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителейСлова состоят из минимальных (далее неделимых) значимых частей, называемых морфемами (от греч. morphe - форма): корней, приставок, суффиксов и окончаний. Учение о значимых частях слова (морфемах) называется морфемикой .
По своей роли, значению и месту в слове морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксальные).
Окончание - изменяемая значимая часть слова, указывающая на связь слова с другими словами в предложении. Выражает значения: у именных частей речи и причастий - рода, числа и падежа; у глаголов в настоящем времени - лица и числа, в прошедшем времени - рода и числа.
Нулевое окончание - окончание, не выраженное звуками и обнаруживаемое при сравнении форм слова. Оно является показателем определённой грамматической формы. Например, нулевое окончание существительного ветер указывает на И. (В.) п. ед. ч. м. р.; нулевое окончание глагола говорил - на ед. ч. м. р.
Чтобы выделить окончание , следует изменять слово, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу.
Основа
Основа - часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение: светл-ый, отвеча-тъ, работ-а .
Кроме корня, в состав основы могут входить приставка(-и) и суффикс(-ы).
Корень - главная неделимая часть родственных (однокоренных) слов, в котором заключено их общее лексическое значение (берег - бережок - береговой - прибрежный). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова. Так, слова вода, водяной, водный, водник, водица, подводный, надводный имеют общий корень -вод-. Такая группа однокоренных слов называется гнездом.
Приставка , или префикс (от лат. praefixus - прикреплённый спереди) - служебная морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: дочитать, наверху, неповторимый .
Суффикс (от лат. suffixus - прикрепленный, приколоченный) - служебная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: плывущий, привыкать - привыкнуть, читатель.
Основа, равная корню, называется не производной (дом, окно, книга). Основа, которая включает также одну или несколько служебных морфем (суффиксов или приставок), называется производной (полёт, денек, справедливость).
Приставки и суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими .
Словообразовательными (словообразующими) называются приставки и суффиксы, служащие для образования новых слов (утро - утренний, знают - знающий, правда - неправда ).
Формообразовательные (формообразующие) приставки и суффиксы служат для образования форм слов (нарисовать - форма совершенного вида глагола рисовать, чистейший - форма превосходной степени прилагательного чистый, писал - форма прошедшего времени глагола писать ).
В русском языке одни и те же приставки служат для образования слов разных частей речи (собеседник, состояться; признать, признак ), а большинство суффиксов служат для образования какой-либо одной части речи (-чик-, -ость и др. - имён существительных, -ск-, -н- и др. - имён прилагательных, -ова-, -ева-, -ива-, -ыва- и др. - глаголов, -о-, -е-, -ому-, -ему-, -и- и др. - наречий).
Урок русского языка
Тема: «Состав слова. Значимые части слова»
Тип урока: обобщение знаний, повторение.
Планируемые результаты:
Личностные - устойчивый познавательный интерес к русскому языку
Коммуникативные - слышать и слушать других учащихся, приходить к общему решению в совместной деятельности
Познавательные - проводить наблюдения над языковыми единицами
Предметные - распознавать морфемы, членить слово на морфемы, выполнять морфемный разбор
Метапредметные - владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста.
Задачи:
1. Закрепление понятия морфемы как значимой части слова.
2. Обучение правилам и навыку морфемного разбора слова.
3. Развитие орфографической зоркости
Ход урока:
Организационный момент. Запись числа в тетради.
2. Постановка темы, цели урока.
Посмотрите на доску, что за значки вы видите?
Расшифруйте значки: окончание, основа, корень, приставка, суффикс.
Назовем эти понятия одним словом - морфемы
- Что такое морфема? (морфема - это наименьшая значимая часть слова)
Как вы думаете, какой может быть тема нашего урока? (состав слова, значимые части слова)
3.Для работы предлагаю вам КАРТУ, в которой прописаны упражнения для работы. В ходе нашего урока вы так же сможете оценить свою деятельность и получить заслуженную отметку.
Отгадаем загадку:
Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей.
МОРФЕМИКА - особый раздел науки о языке
Разберем слово по составу.
1 шаг.
Окончание (сообщение ученика) значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в словосочетании, предложении. Окончание может указать на часть речи.
Окончание слова определяется с помощью изменения формы слова.
Задание: выделить окончания в словах.
Зима, зимний, снежинка, заморозит. (макс. 4 балла)
Вопрос повышенной сложности : в каких частях речи можно обозначить окончание?
2 шаг
Основа (сообщение) - это часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение слова. В основе слова может быть одна морфема(корень), но может быть и больше.
Задание: выделить основы слов.
Перемена, пришкольный, звонок, учительница. (макс. 4 балла)
Вопрос повышенной сложности: какие морфемы входят в состав основы?
3 шаг
Корень (сообщение) - главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Для того чтобы выделить корень надо подобрать однокоренное слово.
Задание: Найти однокоренными слова, выделить корень.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
А.С. Пушкин.
Однокоренные слова: старик- старуха- старухой (стар-); пряла- пряжу (прял-/пряж-); тридцать- три (три-). (макс 3 бала)
Вопрос повышенной сложности:
4 шаг
Суффикс (сообщение) - суффикс значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Чтобы правильно выделить суффикс надо подобрать ряд родственных слов.
Задание: в словах выделить суффиксы.
Гармонист, летчик, ежик, домишко. (макс 4 балла)
Вопрос повышенной сложности: какие значения слова может указывать суффикс?
березонька - уменьшительно- ласкательное
тараканище - значение преувеличения
футболист - значение лица
5 шаг
Приставка (сообщение) - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Чтобы выделить приставку, нужно подобрать ряд однокоренных слов и с помощью сравнения выделить данную часть слова.
Задание: выделить приставки в словах
убежал, записать, распрекрасный, подберезовик. (макс 4 балла)
Вопрос повышенной сложности: какие значения может иметь приставка?
Особенно это заметно у глаголов. Давайте устно выполним упражнение и подумаем, какую именно информацию может иметь приставка.
Я буду называть вам слова, вы - выделять у них приставки и определять их значение:
Выходить (вы-; движение из чего-либо).
Объезжать (об-; движение вокруг чего-либо).
Перебегать (пере-; движение через что-либо)
Влетать (в-; движение внутрь чего-либо).
Отпрыгнуть (от-; движение на отдаление от чего-либо).
6 шаг
Выполните морфемный разбор слов
Придорожный, нарисует, книжка, пенал. (макс 4 балла)
Подведение промежуточных итогов
подсчитаем максимальную сумму баллов
23 баллов - «5»
20-22 балла - «4»
17-19 баллов - «3»
ФИЗМИНУТКА
Работа с текстом:
Прочитайте текст и выполните к нему задания.
_____________________________
Наступила настоящая зима. Белым ковром покрыл снег всю землю. Дети радуются зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Сережа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Весело скользят коньки по гладкому льду.
Определите тему текста и озаглавьте его.
Найдите в тексте глаголы с приставками, выделите их.
Назовите однокоренные слова. Выделите корень.
Найдите имена существительные, состоящие из корня и окончания
Из последнего предложения выпишите слова с суффиксом - к-
Творческое задание
А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова.
А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».
Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».
Суффикс возьмите из слова «обращение».
Добавьте к слову окончание сущ. ср.рода, им.падежа (склонение)
Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)
В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул» (поиграл)
Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать» (перелетать)
Итог урока:
Учитель: Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. Но мне очень хотелось бы, чтобы вы сегодня оценили работу своих одноклассников. Предлагаю вам выразить свое восприятие урока при помощи изобразительных знаков (смайликов)
Сообщение и объяснение домашнего задания.