Прикладные ветви теории организации. Особенности прикладных и фундаментальных наук Что изучают прикладные науки


Предпосылки для возникновения науки появляются в странах Древнего востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики.

Это достояние восточных цивилизаций было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции, где начиная с 4 века до Нашей Эры появляются мыслители, занимающиеся наукой профессионально.

Наука в России начала развиваться с появлением Российской академии наук, которая была основана в Санкт-Петербурге Петром 1 в 1724 году.

Одним из наиболее распространенных является деление научных исследований в зависимости от поставленной цели на фундаментальные, прикладные и разработки .

Фундаментальные исследования направлены на получение новых знаний, которые являются часто единственным результатом исследований.

Целью прикладных исследований являются знания, которые необходимы для решения практических задач.

Разработки представляют собой научную деятельность по созданию новой техники, новых технологий, моделей, методик и т. п. с целью непосредственного использования на практике.

Состояние российской науки в настоящее время является не самым благополучным. И это вполне объяснимо, учитывая сложный переход России от социалистической к капиталистической модели развития. Который к тому же сопровождался распадом СССР. В таблицах 2, 3, и 4 приведены некоторые характеристики науки в России в последние годы в сравнении с другими странами и с 1990 годом.


Таблица 2

Исследования и разработки в России и странах ОЭСР

№ пп Страна Внутренние затраты на исследования и разработки, % к валовому внутреннему продукту Коэффициент изобретательской активности (национальных патентных заявок на 10 тысяч населения) Персонал, занятый исследованиями и разработками, на 10 тысяч занятых в экономике
1. Австралия 1,64 4,2
2. Австрия 2,24 2,4
3. Бельгия 1,90
4. Великобритания 1,88 3,3
5. Германия 2,49 5,8
6. Дания 2,48 3,0
7. Ирландия 1,20
8. Италия 1,11
9. Канада 1,99 1,3
10. Корея 2,85 10,9
11. Нидерланды 1,78 1,6
12. Новая Зеландия 1,14 3,2
13. Норвегия 1,61 3,0
14. Россия 1,16 1,1
15. США 2,68 4,9
16. Финляндия 3,51 4,9
17. Франция 2,16 2,2
18. Швейцария 2,94 3,1
19. Швеция 3,95 4,6
20. Япония 3,13 28,3

Примечание: данные по США и Великобритании приведены за 2005 год.


Таблица 3

Организации, выполняющие исследования и разработки

2005
Всего
Научно-исследовательские организации
Конструкторские бюро
Проектные и проектно-изыскательские организации
Опытные заводы
Высшие учебные заведения
Промышленные предприятия
Прочие

Таблица 4

Персонал, занятый исследованиями и разработками

Как видно из приведенных данных в настоящее время Россия существенно отстает от многих других стран по показателю «Внутренние затраты на исследования и разработки, % к валовому внутреннему продукту». Продолжается уменьшение количества организаций, выполняющих исследования и разработки, а также численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Необходимы серьезные усилия государства, чтобы восстановить некогда мощный потенциал отечественной науки.

Основными организационными формами, представляющими российскую науку, являются академическая , отраслевая и вузовская наука.

Академическую науку представляют институты, лаборатории и другие учреждения Российской Академии наук.

Отраслевую науку образуют институты, конструкторские и технологические бюро, а также другие научно-производственные учреждения различных форм собственности.

Вузовскую науку составляют, главным образом, исследования преподавателей, аспирантов и студентов по заказам учреждений, организаций, органов государственного управления и др.

Влияние развития науки, техники и технологии

На жизнь людей

В результате проведения научных исследований и разработок появляются открытия, изобретения, новые товары и услуги, многие из которых оказывают огромное влияние на жизнь людей. В конце ХХ века проводилось множество опросов на самые разные темы, в том числе и о том, какие изобретения оказали на жизнь людей наибольшее влияние. Обобщенные результаты таких опросов представлены в таблице 5.

Таблица 5

Важнейшие изобретения ХХ века (результаты опросов)

Для стимулирования усилий ученых всего мира образовано множество фондов и премий по самым разным направлениям научных исследований. Но самой престижным признанием научных достижений выдающихся ученых мира бесспорно является Нобелевская премия .

Альфред Нобель, в честь которого названа престижная премия, родился 21 октября 1883 года и умер 10 декабря 1896 года. Именно в этот день, день смерти А. Нобеля, торжественно вручаются Нобелевские премии. За год до своей смерти А. Нобель написал завещание, согласно которому большая часть его огромного состояния предназначалась для награждения выдающихся ученых и писателей мира, а также людей, которые внесли особый вклад в дело укрепления дружбы между народами, способствовали смягчению напряженности. Основное богатство принесло А. Нобелю производство изобретенного им динамита, патент на который он получил 7 мая 1867 г. Всего же ему принадлежит 350 патентов на самые различные изобретения.

В таблице 6 приведены сведения о распределении нобелевских премий за полученные выдающиеся научные результаты по странам. Бесспорным лидером, естественно являются США. Эта богатая страна создает наилучшие условия для научной работы и притягивает к себе самых талантливых ученых со всего света, в том числе и из России.

Таблица 6

Распределение Нобелевских премий за выдающиеся заслуги в области науки по ведущим странам, 2005 год

У Росси на сегодняшний день 18 Нобелевских премий, из них 13 – за достижения в области науки (см. нижеприведенный список).

Нобелевские лауреаты России

1. 1904 г. И.П. Павлов медицина и физиология

2. 1908 г., И.И. Мечников, медицина и физиология

3. 1956 г., Н.Н. Семенов, химия

4. 1958 г., Б.Л. Пастернак, литература

5. П.А. Черенков, физика

6. И.М. Франк, физика

7. И.Е. Тамм, физика

8. 1962 г., Л.Д. Ландау, физика

9. 1964 г., Н.Г. Басов, физика

10. А.М. Прохоров, физика

11. 1965 г., М.А. Шолохов, литература

12. 1970 г., А.И. Солженицын, литература

13. 1975 г., Л.В. Канторович, экономика

14. А.Д. Сахаров, мира

15. 1978 г., П.Л. Капица, физика

16. 1990 г., М.С. Горбачев, мира

17. 2000 г., Ж. Алферов, физика

18. 2003 г., В. Гинзбург, физика

Наука играет огромную и все усиливающуюся роль в развитии стран и человеческой цивилизации. Поэтому развитие науки, подготовка научных кадров должно быть одной из приоритетных задач российского государства.

Контрольные вопросы к главе 1

1. Какова роль исследований в научной и практической деятельности человека?

2. Какие признаки отличают научное знание?

3. Каковы основные функции и стадии процесса исследования?

4. В чем заключается логический аппарат исследования систем управления?

5. От чего зависит достоверность научных фактов?

6. Как используются в процессе исследований методы получения информации: наблюдение, измерение?

7. Как используются в процессе исследований методы обработки полученной информации: классификация, описание?

8. Как используются сравнения, анализ и синтез в исследованиях систем управления?

9. В чем заключаются особенности использования индукции и дедукции при обобщении фактов и осуществлении выводов и заключений?

10. Какие модели используются при исследовании социально-экономических систем и процессов и каковы основные этапы построения модели?

11. Каковы признаки научных гипотез и какова их взаимосвязь с научными теориями?

12. Когда в истории развития цивилизаций возникла наука, каковы причины ее появления?

13. Каковы организационные формы науки и виды научных исследований?

14. Какова история появления нобелевских премий как формы международного признания выдающихся открытий?

15. Каково влияние развития науки, техники и технологий на жизнь людей?


Глава 2. ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

При определении места теории организации в системе современного знания следует обратить внимание, что развитие любой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация - это поиск своей ниши (своего объекта исследования) для проведения углубленных исследований. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния того или иного фактора на ситуацию в целом.

Большинство исследователей и практиков устойчиво придерживаются достаточно определенных представлений о месте теории организации. Эти представления основываются на уже выделенном теоретическом значении применения знаний организации как инструмента выяснения, оформления и представления сущности, состава и содержания каждой науки, процесса ее выделения, становления и развития. Определение теории организации в качестве базовой области знаний обуславливает необходимость установления ее логических связей, приоритетов и последовательностей взаимодействия с другими дисциплинами.

Кибернетика - это наука, изучающая общие закономерности строения сложных систем управления и протекания в них процессов управления. А так как любые процессы управления связаны с принятием решений на основе получаемой информации, то кибернетику часто определяют еще и как науку об общих законах получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах.

Общая теория систем изучает законы и принципы, относящиеся к системам в целом. Она ориентирована на раскрытие целостности объекта как системы, на выявление многообразия типов связей в ней и сведение их в единую теоретическую картину. Ее основоположник Л. фон Берталанфи определил ее как метатеорию - теорию, подводящую базу под все науки. В связи с этим, одной из наиболее веских причин создания общей теории систем послужила проблема связи между различными научными дисциплинами. Понятия и гипотезы, разработанные в одной научной области, редко применялись в других областях, где они могли бы, вероятно, привести к значительным достижениям. В рамках общей теории систем создавались предпосылки унификации научного знания, появилась возможность перекинуть мосты между отдельными науками, избежать дублирования теоретической работы.

По М. Месаровичу , общая теория систем обладает следующими основными свойствами.

Она построена вокруг понятия системы.

В качестве теории абстрактных моделей она охватывает все специализированные теории, посвященные более конкретным классам моделей, например теорию линейных систем, теорию марковских (случайных) систем и т. д. Можно считать, что эти теории изучают модели частного вида.

Эта теория объединяет также теории различных аспектов поведения систем: теорию связи, теорию управления, теорию адаптации и т. п. .

Теория управления - наука,изучающая различные аспекты управленческого характера: функции, организацию и структуры управления, принятие и реализацию решений, стимулирование и мотивацию, подготовку и компетентность руководителей и др.

Синергетика - наукао выявлении общих закономерностей процессов самоорганизации в открытых системах, приводящих к возникновению в них новых структур. Она изучает общие закономерности самоорганизации, саморегулирования, становления устойчивых структур в открытых системах. Синергетика показывает, каким образом происходит процесс самоорганизации - образование упорядоченных структур в неупорядоченных, стохастических системах. И обратных процессов - перехода динамических систем в стохастический режим.

В последнее время широкое распространение получает дисциплина «теория организаций» , объектом исследования которой выступают социальные организации (предприятия), а предметом - закономерности их функционирования. В связи с этим, теория организаций - лишь часть общей теории организации. Она позволяет детально исследовать сущность социальной организации как субъекта общества, упорядочить ее деятельность опираясь на знания законов, закономерностей, принципов, рассматриваемых в рамках теории организации.

Помимо данных наук, теория организации тесно связана с такими научными направлениями, как структурный анализ, теория катастроф, теория управления, а также с такими прикладными дисциплинами, как менеджмент, социология организаций, психология, организационное поведение, информатика и др. Эти науки подвергают дальнейшему исследованию и развитию основные концептуальные идеи теории организации в конкретных областях.

Кроме того, теория организации связана с естественными науками (биологией, химией, физикой, математикой), которые для нее являются источниками идей, образов и организационного опыта.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Раскройте ключевые моменты «Тектологии» А. Богданова и его вклад в развитие организационной науки.

2. В чем проявляется всеобщее значение организации?

Приведите примеры для всех значений и понятия «организация».

В чем заключается всеобщность организационных процессов?

Для чего необходимо определение объекта и предмета исследования для любой науки?

Раскройте содержание объекта теории организации.

Что представляет собой организационный опыт и каково его место в теории организации?

Приведите примеры использования различных методов теории организации.

Перечислите научные теории, близкие по содержанию к объекту исследования теории организации.

Как соотносятся между собой теория организации и прикладные теории организационной и управленческой направленности?

Раскройте связь теории организации с естественными и общественными науками: биологией, физикой, химией, математикой, социологией, экономической теорией.

Приведите конкретные примеры использования основных методов теории организации. Заполните таблицу

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.r

Размещено на http://www.allbest.ru

Организационные формы науки. Научное сообщество как социальная группа

Введение

1. Что такое наука

Заключение

Список литературы

Введение

Современное миропонимание - важный компонент человеческой культуры. Огромную и особую роль в его формировании играет общение человека с природой. Очевидно, что каждый культурный человек должен хотя бы в общих чертах представлять, как устроен мир, в котором он живет, как ""работают"" в нем законы природы. Это необходимо не только для общего развития. Любовь к природе предполагает уважение к происходящим в ней процессам, а для этого нужно понимать, по каким законам они совершаются. Знание законов природы позволяет взглянуть на деятельность человека и ее последствия в организованном мире и является эффективным средством борьбы с мистическими представлениями.

В XX в. воздействие цивилизации на экосферу Земли достигло такого уровня, что невозможно представить себе не только дальнейший прогресс, но и само выживание человечества без осознания его единства с окружающей природой. Экологический кризис, который поставил человечество практически на грань катастрофы, прежде всего обязан недостаточному распространению в обществе научных и культурных знаний, что породило почву для принятия безответственных решений, бесконтрольного производства человеческих потребностей и их удовлетворения в ущерб окружающей природе. У многих людей образование остановилось на механической картине мира, и они не могут, а порой и не желают разобраться в новых для них явлениях. Поэтому формирование правильного мировоззрения, которое соответствовало бы современному этапу развития цивилизации, имеет первостепенную важность для человечества в целом.

В наше время, когда науки раздроблены на многочисленные разделы и специализации, когда каждый специалист говорит на своем языке, остро стоит проблема широкого кругозора, который позволил бы охватить мир в целом, познавать его важнейшие связи, отыскивать пути к пониманию его функционирования. В этих целях следует особое внимание уделить организационным формам науки. Научное сообщество как социальная единица научного мира также представляет интерес для изучения.

Целью работы является изучение организационных форм науки, а также характеристика научного сообщества как социальной группы. Основные задачи: 1) описание исторических предпосылок развития разных научных организационных форм; 2) характеристика современных организационных форм науки, основных определений и понятий; 3) изучение понятия «научное сообщество»; 4) характеристика научного сообщества как социальной группы.

научное сообщество социальный

1. Что такое наука

Нашу жизнь трудно представить без науки и ее достижений. Действительно, наука стала подлинным локомотивом истории. Она придала беспрецедентный динамизм, предоставила во власть человека огромную силу, которая позволила резко увеличить масштабы преобразовательной деятельности людей. Радикально изменив естественную среду своего обитания, освоив всю поверхность Земли, всю биосферу, человек создал ”вторую природу” - искусственную, которая для его жизни стала значимой не менее первоначальной. В. Вернадский считал, что наука и техника превратили деятельность человека в особую геологическую силу, которая преобразовала всю поверхность Земли и существенно повлияла на биосферу. Они изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека. При этом “вторая природа” встала в резко конкурентные отношения с естественной природой планеты. Для сегодняшней эпохи характерна любознательность человека в познании природы, которая часто противоречит нравственности.

Главная цель любой науки - приведение в систему сложных явлений, происходящих в окружающем мире, или упорядочение того, что называют природой. Люди, далекие от науки, представляют научное познание в виде механического накопления фактов и теорий, с помощью которых эти факты объясняются. Но в действительности это не так. Научный метод - лишь один из многих способов познания природы и мира. Научное познание представляет собой творческую деятельность, которая напоминает другие виды деятельности, традиционно считающиеся творческими. Но наука порождена материальной и духовной культурой общества, а исторически сложившееся триединство - наука, культура, общество - неразрывно.

Что же представляет собой наука, которая привела к столь значительным изменениям во всей нашей жизни, во всем облике современной цивилизации? Хотя наука в переводе с латинского (“scientia”) означает “знание”, дать однозначное определение науки трудно, так как это сложное и многофункциональное явление. В одном из американских словарей наука определяется как “наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений”. Но оно не полно и не раскрывает всей сущности науки.

В самом широком смысле наука - это и вид человеческой деятельности, направленный на познание мира, и часть духовной культуры общества, и форма общественного сознания, и социальный институт, и непосредственная производительная сила, и система профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров. Все перечисленные моменты, характеризующие различные аспекты науки, возникли в разное время. Наука - это целый многообразный мир человеческих знаний, которые позволяют человеку изучать и преобразовывать природу для удовлетворения своих нужд.

2. Организационные формы науки

Организация науки, весьма динамичная сама по себе, варьируется в истории. Наиболее архаичный (вместе с тем не «несовершенный») тип научных объединений - мастерская, школа, воплощающая разные виды ценностных установок от «делай, как я», - передача и закрепление творческой манеры маэстро (продолжение учителя в учениках); через «делай, как они», - приобщение к классическим образцам; до «делай, как можешь», - раскрепощённость, простор самореализации, отказ от табу, свободы поиска. Таковы платоновская Академия , аристотелевский Ликей , Луккская, Пизанская, Сиенская школы живописи, Болонская юридическая школа, Салернская медицинская школа и т.д.

С конца XII - начала XIII вв. организация науки вступает в новый этап - фазу высшей школы. Учреждение первого европейского университета, вышедшего из Болонской школы, придало сильный импульс качественной перестройке исследования и образования, выразившейся в университезации: возникают Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Неапольский, Палермский, Салернский университеты.

С XVI - первой половины XVII вв. складываются вольные сообщества, клубы. Получивший разрешение образовательный сектор науки дополняется разрешением на развитие исследовательского сектора. Со второй половины XVII в. образуются национальные академии. Непосредственная их предтеча - флорентийская Академия опытов (1657-1667 гг.) провозглашала принципы коллективных исследований, положила начало научно-изыскательской кооперации. В 1662 г. - основано Лондонское Королевское общество, в 1666 г. - Парижская Академия наук, в 1700 г. - Берлинская, в 1724 г. - Петербургская, в 1739 г. - Стокгольмская Академии. Параллельно возникают государственные обсерватории: 1672 г. - Париж, 1675 г. - Гринвич.

Развиваются формы научной коммуникации, ответственные за циркуляцию идей: налаживается выпуск журналов, записок, альманахов. В 1751 г. Появляется «Энциклопедия наук, искусств и ремёсел» , отражающая развитие пауки и техники того времени.

Вторая половина XVIII в. - очередная веха трансформации системы науки, означавшая складывание специализированных научных и учебных заведений. Здесь сложились Парижское (1747 г.) и Петербургское (1773 г.) Горные училища, Королевское общество агрикультуры (Париж 1761г.), Горная академия (Фрейберг 1765 г.). Стимулированное Монжем открытие Парижской политехнической школы закрепляет разделение науки на фундаментальную и прикладную. С середины XIX-начала XX вв. развёртывается проблемно-прикладная организация разработок: отраслевые и межотраслевые центры, междисциплинарные группы, специализированные и комплексные программы. Оформление отраслевой науки венчает её структурную дифференциацию.

С середины XIX - начала XX вв. развёртывается проблемно-прикладная организация разработок: отраслевые и межотраслевые центры, междисциплинарные группы, специализированные и комплексные программы. Оформление отраслевой науки венчает её структурную дифференциацию.

3. Научное сообщество - история, основные понятия

В философии и социологии науки данным термином обозначается совокупность профессиональных ученых, т.е. людей со специальной подготовкой, социальной функцией которых является получение знаний. Научное сообщество в современном и широком смысле этого слова начало формироваться в Европе в XVI-XVIIвв. вместе с возникновением первых научных академий. В 1438 Козимо Медичи основал во Флоренции Платоновскую академию; в 1542 в Риме возникает Витрувианская академия, в 1603 -- Академия дей Линчей, в 1607 -- Академия дель Чименто и т.д. Важнейшую роль в формировании научных сообществ сыграли: Лондонское королевское общество (1660) и Парижская академия наук (1666). Выдающаяся заслуга в создании последней принадлежит монаху-минориту М. Мерсенну, благодаря деятельности которого были установлены научные контакты между ведущими учеными того времени -- Р. Декартом, Б. Паскалем, Г. Галилеем, П. Ферма и многими др. Большую роль в формировании научных сообществ также сыграли научные журналы, международные конгрессы и конференции ученых, конкурсы на решение тех или иных важных научных проблем, научные премии и т.п. В XVIIIв. в Европе уже сложилось международное научное сообщество с единым пониманием целей науки и ее методов.

Более точный смысл понятие «научное сообщество» получило в книге американского философа и историка науки Т. Куна «Структура научных революций» (1962). Научное сообщество, с его точки зрения, -- это сообщество не просто людей, занимающихся познанием мира, а таких исследователей, которые разделяют некую общую парадигму -- совокупность фундаментальных теорий, законов, образцов решений проблем. Быть членом научного сообщества -- значит, принимать в качестве неоспоримой истины господствующую ныне парадигму. Астрономы Средневековья принимали парадигму Птолемея; физики XVIII-XIXвв. были убеждены в абсолютной истинности классической механики; биологи XXв. безоговорочно принимают теорию эволюции Дарвина и законы наследственности Менделя, и т.п. Если исследователь не разделяет веры в господствующую парадигму, то он оказывается вне научного сообщества. Таким образом, границы научного сообщества четко очерчиваются парадигмой. С определенными оговорками именно такое понимание научного сообщества принято в современной философии науки.

4. Научное сообщество как социальная группа

Рассмотрим научное сообщество более подробно. В настоящее время это социальная группа, подразделяемая на более дифференцированные подгруппы, объединенные стандартами профессионального поведения, образования, специализации, научных интересов и содержательными когнитивными установками, т.е. дисциплинарной матрицей или парадигмой.

Под научным сообществом понимается неопределённый, чаще всего широкий круг учёных. В наиболее общем смысле, научное сообщество весьма многогранно и отличается сильно диверсифицированным составом: в него входят теоретики, экспериментаторы, техники, инженеры, лаборанты. Они могут придерживаться разного стиля мышления. В наиболее узком смысле, под научным сообществом понимается группа специалистов, участвующая в разработке определённой предметной области или проблемы. Членов подобной группы объединяет принятая в их научной дисциплине парадигма и освоенный ими пласт литературы.

Как атрибуты общества или сообщества можно указать существование специфических этики , юмора , мифов и языка, используемых в научных сообществах. В научном сообществе, как и в любом обществе, существует определённая иерархия, но она имеет специфический характер. Важную роль в координации научной деятельности имеют ссылки на источники и научные конференции.

Каждый член научного сообщества как член социальной группы должен проявлять в своей профессиональной деятельности следующие качества:

Универсализм - требование руководствоваться в своих профессиональных действиях не личными симпатиями и предпочтениями, а интерсубъективными, максимально очищенными от индивидуализма всеобщими критериями доказательности, достоверности.

Всеобщность - это установка на солидарность, сотрудничество, открытость, на совместный поиск истины. Научное знание - это общее достояние всего научного сообщества.

Незаинтересованность - бескорыстное служение истине. Чистый познавательный интерес должен превышать все прочие соображения, ученый должен принимать любые критические замечания в свой адрес, сколь болезненными для него она ни были.

Организационный скептицизм - это обязанность ничего не принимать бездоказательно, требовать от себя и от других разумных оснований для принятия того или иного научного положения.

Заключение

Целостность и динамизм современной картины мира - одна из важнейших особенностей нашего мира. Каждому человеку сегодня, может быть, как никогда в прошлом, необходимо иметь целостное представление о природе и мире, опирающееся на современную науку и, в первую очередь, на естественно-научные знания, которые, конечно же, должны быть совмещены с глубоким гуманитарным образованием и иметь гуманистическую направленность.

Естественно-научные знания позволяют отличить шарлатана от специалиста и развивают способности, которые затем могут быть использованы в любой карьере. Значимость образования определяется не только тем, что на его основе можно успешно решать различные проблемы, стоящие перед человеком и обществом. Оно важно и само по себе как неотъемлемая составляющая духовной жизни каждого человека, дающая возможность ориентироваться не только в мире вещей, но и в мире идей, ценностей, в измерениях человеческой культуры. Действительно, современные условия жизни требуют специалистов, овладевших не только профессиональными знаниями в рамках избранной специальности, но и ценностным и интеллектуальным аспектом знаний. Последние предполагают формирование собственных взглядов на мир и на свое место в нем, а также представляют основу для успешного решения своих различных жизненных проблем.

Чем дальше человек углубляется в науку, чем больше его захватывает этот мир, тем больше он должен знать о законах научного мира. Понимание механизмов работы, системы правил и запретов, отношений внутри научного общества даст возможность грамотно воспользоваться тем богатством знаний, что сохранили для нас поколения.

Список литературы

Естественно-научная картина мира В.Г.Архипкин, В.П.Тимофеев

Ильин В.В., Теория познания: эпистемология, М., «Либроком», 2011 г., с. 6-7

Философия: Энциклопедический словарь. -- М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004

http://ru.wikipedia.org/wiki/Научное_сообщество

Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В. Ушаков. -М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 528 с. (Серия «Учебник для вузов»)

Размещено на www.allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие науки, специфика и структура научного познания, его эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни. Понятие метода и методологии. Наука в системе социальных ценностей. Этические принципы развития науки и социальная ответственность ученого.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2012

    Научное знание как знание причин явлений. Этапы развития науки. Генезис научного знания. Угрозы и опасности современного прогресса, социальная и моральная ответственность ученых за происходящее. Современное развитие науки и техники в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Характеристика науки как общественного явления, социального института и отрасли культуры. Структура, классификация и функции науки в современном обществе. Понятие, виды, формы и методы научного познания. Этапы и типовая схема научного исследования.

    реферат , добавлен 25.01.2011

    Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит различные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знания. Характеристика и анализ основных из них: факт, теория, проблема, гипотеза, программа.

    реферат , добавлен 01.04.2010

    Фундаментальные представления, понятия и принципы науки как ее основание. Компоненты научного знания, его систематический и последовательный характер. Общие, частные и рабочие гипотезы. Основные типы научных теорий. Проблема как форма научного знания.

    реферат , добавлен 06.09.2011

    Структура книги. Основные понятия концепции Куна. Парадигма. Научное сообщество. Нормальная наука. Роль работы в методологии научного познания. В познании реальности ученые постоянно опираются на особые соглашения-парадигмы о задачах и методах их решения.

    реферат , добавлен 28.09.2005

    Процессы дифференциации и интеграции научного знания. Научная революция как закономерность развития науки. Философское изучение науки как социальной системы. Структура науки в контексте философского анализа. Элементы логической структуры науки.

    реферат , добавлен 07.10.2010

    Теоретические аспекты понятия диалектики - науки о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Изучение исторических форм диалектики – идеалистическая, материалистическая, а также основных ее принципов и законов. Альтернативы диалектики.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2010

    Наука как сложное общественное явление. Влияние науки на жизнь народа. Идеи Бердяева и Шестова о роли науки. Две противоположные позиции в оценке научного познания - сциентизм и антисциентизм (абсолютизация отрицательных результатов развития науки).

    реферат , добавлен 16.04.2009

    Основные цели науки как технологии научного творчества. Средства логического анализа систем научного знания. Изучение логических структур научных теорий, дедуктивных и индуктивных выводов, применяемых в естественных, социальных и технических науках.

Человек на протяжении всего своего существования на Земле изучает разнообразие растительного и животного мира. Биологические науки, список которых постоянно пополняется, имеют большое значение для формирования современной естественнонаучной картины мира. Методы и подходы со временем совершенствуются, позволяя раскрывать многочисленные природные секреты.

Вконтакте

Появление термина

В основе термина лежат два греческих слова: bios – жизнь, logos – наука, учение. Кто ввел этот термин. Понятие биология означает совокупность наук о живой природе, раскрывает сущность жизни. Его предложили два видных ученых Г. Тревинарус и Ж.-Б. Лемарк еще в начале 19 века. Спустя два столетия наука продолжает активно развиваться, ученые уже достаточно далеко продвинулась в своих исследованиях.

Главные научные направления

Сегодня существуют многочисленные биологические дисциплины и отрасли , направленные на изучение живых существ, начиная от амебы с инфузорией и заканчивая человеческим организмом. Жизнь – основной предмет исследования. Разнообразие ее проявлений, влияние на окружающие процессы и явления, организация на всех уровнях и сегментах, входят в число объектов.

Назовем основные биологические дисциплины и подробно расскажем о некоторых из них:

  • общая биология,
  • системная,
  • вирусология,
  • микрология,
  • микробиология,
  • генетика,
  • анатомия,
  • этология,
  • цитология,
  • биология развития,
  • палеонтология и прочие.

Важно знать, какая наука изучает строение и функции , является одной из основных дисциплин. Ее название — цитология . Предметом изучения являются все процессы, происходящие с клеткой: рождение, жизнедеятельность, размножение, питание, старение и гибель.

Биологические дисциплины

Любые проявления жизни становятся предметом изучения для биологов. К ним относят:

  • распределение по территории,
  • строение,
  • происхождение,
  • функции,
  • развитие видов,
  • связи с другими живыми существами и предметами .

Важно! Задача биологии – раскрыть и изучить суть всех биологических закономерностей, с целью их освоения и управления.

Методы изучения:

  • наблюдение с целью описания явлений;
  • сравнение – обнаружение общих закономерностей;
  • эксперимент – искусственное создание ситуаций, выявляющие свойства организмов;
  • исторический метод – познание окружающего мира с помощью имеющихся данных;
  • моделирование — создания моделей разнообразных биологических систем;
  • современные усовершенствованные методы, основанные на новейших технологиях и достижениях.

Основные отрасли, которые нужно знать, и предметы их изучения:

  • зоология – животные;
  • энтомология – насекомых;
  • ботаника – растения;
  • анатомия –строение тканей и органов;
  • генетика – законы изменчивости и наследственности;
  • физиология –сущность всего живого, жизнь при патологиях и норме;
  • – взаимоотношение организмов с окружающей средой;
  • бионика – организацию, структуру, свойства живой природы;
  • биохимия – химический состав организмов и клеток, основные процессы, составляющие основу жизнедеятельности;
  • биофизика – физические аспектах существования живой природы;
  • микробиология – бактерии и прочие микроорганизмы;
  • молекулярная биология – способы хранения и передачи генетической информации;
  • клеточная инженерия – получение гибридных клеток;
  • битехнология – использование продуктов жизнедеятельности организмов для технологических решений;
  • селекция – выведение новых сортов, устойчивых к вредителям и суровому климату, улучшение качеств культурных растений.

Здесь перечислены далеко не все биологические науки, этот список может быть гораздо длиннее.


Экология – раздел биологии,
изучающий отношения организмов друг с другом и окружающей средой. Раздел затрагивает не только факторы среды , ее физическую сущность, химический состав, но и ее загрязнение, нарушение ЭКО-цикла .

Эрнест Геккель в 1866 году придумал специальное название для этого научного направления. Раздел биологии, изучающий отношения организмов, их взаимодействие не только друг с другом, но и со средой, именуется прикладной экологией .

Она относится к отрасли биологии и является прикладной наукой, изучает механизмы разрушения человеком биосферы и способы предотвращения экологических катастроф. Отличается от прочих биологических областей тем, что ученым не приходится узнавать или изучать что-то новое, а использовать уже имеющиеся методики и разработки на практике.

Именно применением практических методов отличаются прикладные . Таким образом, мы ответили на вопрос, какая из биологических наук является практической или прикладной.

Чтобы добиться на практике реальных целей, нужны заказчик и инвестор. Часто крупные проекты и их реализацию финансирует государство: сохранение исчезающих видов животных , рациональное уничтожение отходов и сведение к минимуму загрязнения окружающей среды. Прикладной экологию принято считать потому, что она неразрывно связана со всеми процессами, происходящими с живыми существами.

Классификация

Любая обширная научная область предполагает деление на отдельные отрасли. Классификация биологических наук осуществляется на основании нескольких признаков. В зависимости от предмета или объекта изучения выделяются:

  • зоология,
  • ботаника,
  • микробиология и другие.

По уровню, на котором рассматривается живая материя :

  • цитология,
  • гистология,
  • молекулярная биология и другие.

По обобщенным свойствам организмов :

  • биохимия,
  • генетика,
  • экология и прочие.

Классификация биологических наук не означает их всецелой принадлежности к определенной области, каждая тесно взаимосвязана с другими. Например, изучать клетки невозможно без знания о происходящих в них биохимических процессах.

Интересно! Таксономия грибов современности (гриб) — это ни растение, ни живое существо. Гриб относят к отдельному типу живых организмов, так что для его изучения применяют совсем иные способы. Это находится в ведении микологии — отрасли биологии.

Уникальный метод

Культура тканей – это метод, позволяющий выращивать ткани, а также их клетки вне организма. В теории его предложил еще в 1874 году Голубев А.Е., а на практике применил лишь в 1885 году Скворцов И.П. Затем этот метод совершенствовался и развивался.

Выращивание тканей вне организма — пример метода культуры клеток.

Суть методики такова: берется небольшой кусочек нужной ткани конкретного организма и помещается в специально подготовленную питательную среду . Процесс происходит в стерильных условиях и при оптимальной температуре. Через некоторое время из спокойного состояния ткань начинает переходить в нормальное, с делением, питанием и выделением продуктов жизнедеятельности. Находясь в такой среде, ткань может генерироваться с огромной скоростью, но нужно вовремя менять раствор, потому что загрязненная среда угрожает измельчением клеток и их гибелью.

Что изучает биология с помощью метода культуры тканей . В основном технология используется при доказательствах теорий не только в биологии, но и в медицине. Так был исследован один из сложных процессов – митоз . Изучалось деление клеток на стадии развития эмбриона у птиц и млекопитающих. Есть несколько заболеваний, подтвердить которые можно лишь с помощью этого метода, например, неправильное количество хромосом у человека. Всем известные вакцины от полиомиелита, оспы или кори разработаны с помощью культуры тканей. Это удивительный подход. Также его широко применяют в парфюмерии.

Создание органов или их частей пока не находит большого распространения в связи с этическими нормами. Кроме того, технология эта дорогостоящая. Подобные передовые методики востребованы во многих областях науки.

Интересно! Размножаются способом культуры тканей такие растения, как гербера, орхидея, женьшень и картофель.

Разделы


Морфология в биологии –
одна из областей, изучающая строение организмов. В ней выделяют два основных раздела: эндономию и анатомию. Первая занимается исследованием внешних признаков живого существа , а вторая – внутренних. Что изучает морфология в разделе эндономии: критерии, по которым разделяют организмы на виды. Проводится классификация по внешнему виду, форме, размеру, окрасу и прочим признакам.

Долгое время именно они оставались единственными определяющими факторами, а внутреннее строение не учитывалось. Позже оказалось, что особи одного биологического вида могут делится на самцов и самок, появилось новое понятие — половой диморфизм .

Анатомия изучает внутреннее строение, находящееся выше клеточного уровня. На основе полученных данных производится систематизация видов в группы, что позволило выделить две основные группы органов: аналогичные, то есть одинаковые у всех видов, и гомологичные. К первым относят части тела, которые схожи по функциям, но имеют различное происхождение, а вторые – различное происхождение, но одинаковые функции. Пример гомологичных – передние конечности млекопитающих и крылья у птиц.

Биология – наука о живой природе

ЕГЭ Биология 1.1. Биология как наука, методы познания живой природы

Вывод

Набор дисциплин имеет огромное значение для дальнейшего развития практически всех сфер деятельности человека. Знание законов природы и устройства организмов помогает улучшить качество нашей жизни: совершенствовать способы лечения, производить новые медицинские препараты, косметические средства, улучшать качество продуктов питания, сохранить чистоту окружающей среды и многое другое.

Теория организации как самостоятельная дисциплина выделилась из социологии - науки, изучающей общественные структуры, их элементы, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах. В социологии общество рассматривается как объективно взаимосвязанная целостная система, представляющая собой комбинацию отдельных общественных элементов, в число которых входят и самые разнообразные организации. Методологические основы теории организации опираются на исследования в области социологии труда с учетом его характера и содержания. Особо важную роль играет теория мотивации и побуждение персонала к сознательному труду.

Социальная психология тоже внесла значительный вклад в теорию организации. Она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их нахождением в социальных группах, а также психологическими характеристиками самих этих групп. Современная социальная психология изучает закономерности и взаимодействия людей с учетом общественных и межличностных отношений, характеристики не только малых, но и больших социальных групп, проблемы личности, лидерства, принятия групповых решений, социально-психологические аспекты управления, коммуникаций. Все это является неотъемлемой частью теории организации.

Не менее значителен вклад кибернетики, науки об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Позже появилось самостоятельное направление кибернетики - экономическая кибернетика. Она объединяет целый комплекс различных дисциплин, позволяющих всесторонне изучать социально-экономические организационные системы. Это системный анализ, теория экономической информации, теория управляющих систем в экономике, теория экономико-математического моделирования, экономика и другие дисциплины.

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижения ими своих целей принадлежит науке об управлении.

Вклад «антропологии» в теорию организации обусловлен тем, что именно эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культуры общества, т.е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым определенными стереотипами сознания и поведения.

Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу для их построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействий. Исследования отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования субъектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, метод экономического стимулирования имеют непосредственное отношение не только к ориентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной деятельности.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юридической наукой, изучающей право, как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Большое влияние на формирование организационных процессов оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право, административное право, корпоративное право.

Также в теории организации широко используются методы, подходы и достижения многих классических научных дисциплин. Среди них:

  • - математика, обеспечивающая формализацию описания некоторых процессов и явлений, происходящих в организации, и дающая возможность представить их в виде систем уравнений, формул, графиков, таблиц, числовых зависимостей и количественных выражений;
  • - теория вероятностей, позволяющая оценить качественное состояние организационных систем и достоверность наступления или того иного события, определяющего поведение организаций в будущем;
  • - статистика, изучающая методы анализа массовых явлений и занимающаяся практической деятельностью по сбору, обработке, анализу и публикации данных, характеризующих количественные закономерности развития организаций в их неразрывной связи с качеством управленческой деятельности, что позволяет прогнозировать развитие организационных систем;
  • - логика -- наука о приемлемых способах рассуждения, умозаключения и методах проверки их истинности, в том числе формальная математическая логика, диалектическая логика и неформальная логика (интуитивная, мажоритарная), роль которой при принятии управленческих решений в условиях частичной неопределенности особенно велика;
  • - теория игр, позволяющая решать комбинаторные задачи и применять ситуационный подход для анализа и прогнозирования реакции системы управления организацией на различные возмущающие воздействия со стороны внешней и внутренней среды;
  • - теория графов, используемая в виде инструментария для построения дерева альтернатив и выбора наиболее оптимального варианта достижения цели, стоящей перед организацией;
  • - теория матриц, прикладные разделы которой находят широкое применение при исследовании системы управления и обобщении результатов анализа деятельности организации с целью повышения ее эффективности.

Также существует непосредственная связь теории организации с целым рядом смежных дисциплин, изучаемых в рамках специализации «Менеджмент организации». Это организационное поведение, управление персоналом, исследование систем управления, разработка управленческого решения, стратегический, банковский, финансовый, производственный и инновационный менеджмент, управление качеством, антикризисное управление, маркетинг, логистика и другие дисциплины данной специализации.

знание наука экономический







2024 © psynadin.ru.