Первый урок по букварю сторожевой с презентацией. Презентация "первый букварь"





Букварь – первая книга для обучения грамоте. На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. Если обратиться к энциклопедиям и словарям, то со статьи "Букварь" многие из них отсылают к статьям "Азбука" и "Алфавит", а со статьи "Азбука" обратно к букварю.


История букварей удивительна. Очевидно, что азбука древнее букваря. Букварем стали называть преимущественно печатные азбуки. Под азбукой же в составе букваря, по-видимому, понимали элементарное пособие объемом не свыше тетради (8 листов), которая включала только алфавит и слоги. Причем, к моменту появления первого печатного букваря форма его построения практически сложилась. Это было сочетание азбуки и материала для чтения.




Чтобы они сохранились, нужны были особые обстоятельства. Так происходило, когда любознательные путешественники и дипломаты минуя детей, вывозили буквари в неславянские страны и хранили их как "восточную редкость".





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №66

Тула, 2015г.



Тема: Старинные азбуки и буквари

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Цель: формировать у учащихся представления о старинной азбуке и букваре , учить читать научные тексты, рассказы, осмысливать их.

Задачи:

Познавательные:

    закрепить знания детей об изученных буквах;

    познакомить детей со старинными азбуками и букварями;

    формировать навыки сознательного и плавного чтения;

Развивающие:

    развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах;

    развивать навыки работы с текстом;

    развивать речь, логическое мышление и внимание.

Воспитательные:

    воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;

    прививать усидчивость, умение преодолевать трудности ;

    воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Формируемые УУД:

    осмысливать читаемые тексты и выделять в них основную мысль;

    воспроизводить прочитанный текст;

    применять полученные знания и умения на практике;

    работать в парах.

Дидактические средства:

для учителя: средства ИКТ (презентация), изображение старинного алфавита.

для обучающихся : учебники, система голосования MimioVote .

Ход урока

    Мотивация к деятельности. (1мин)

Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход ученика из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к деятельности на уроке, а именно:

1)актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

2)устанавливаются тематические рамки («могу»);

3)создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Чтобы хорошо учиться

Надо очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

Что мы изучаем на уроках обучения грамоте? А для чего нам это нужно? Правильно, самое главное – мы научимся хорошо читать, будем много знать.

    Актуализация опорных знаний. (4 мин.)

Цель:

1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная (в речи) и знаковая (эталон) фиксация и обобщение;

2) актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;

3) мотивация к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельному осуществлению;

4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании .

Для начала немного подготовим наш речевой аппарат.

    Дыхательная гимнастика. Упражнение «Петушок»

Плавный вдох на счет от 1 до 4. На выдохе произнести фразу «Утром только зорька над землей встает, звонко на дворе наш петушок поет».

    Работа над дикцией.

Что такое скороговорка?

В пруду у Поликарпа -

Три карася, три карпа.

Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.

    Кроссворд ( алфавит)

1.Умный Ивашка,
красная рубашка,
Где пройдет-коснется,
там след остается.
(Карандаш)

2.На беленькой страничке книжки необычной

Могут появиться море, лес и дом.

Если не лениться, если потрудиться,

И карандашами раскрасить весь … (альбом)

3.Новый дом несу в руке

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

(Портфель)

4.Будем весь урок писать

Пригодится нам…

(Тетрадь)

5.Черные, кривые,

От рожденья все немые.

Станут в ряд – Сейчас заговорят.

(Буквы)

6.Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

(Книга)

7. Он учится лишь на «четыре» и «пять»,

Всем детям пример лишь с него нужно брать

«Пятерки» его украшают дневник.

Скажите, ребята, кто тот ученик? (Отличник)

А что такое алфавит?

Как появилось слово «алфавит»?

А кто мне может перечислить буквы алфавита?

    Выявление места и причины затруднения (3 мин)

Цель:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать(вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Работа в парах.

Как вы думаете, всегда ли на Руси умели читать и писать?

Перед вами лежат карточки с записью предложения. Что вы можете сказать об этих записях. Обсудите это в парах.

Объясните, почему не получилось прочитать? В чем трудность?

На буквы какого алфавита похожи эти буквы?

А знаете ли вы когда, где и как появились первые знаки письменности на Руси?

Кто придумал первую азбуку?

Видел ли кто из вас старинные книги?

    Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)

Цель: построить проект выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели, учебник и т.д.

Догадались, о чем будем говорить сегодня на уроке? (О старинных книгах и алфавитах)

Какие цели и задачи ставим на урок? Составим план действий.

Что нового хотим узнать на уроке по данной теме? (Узнать о возникновении алфавита. Узнать о старинных азбуках и букварях)

Чему будем учиться? (Различать старинные буквы, читать тексты из старинных азбук и пр.)

Что будем развивать на уроке? (Технику чтения, устную речь, память, мышление).

    Реализация построенного проекта. (8 мин.)

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2)организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

3)уточнить общий характер нового знания.

Итак, что значит, «старинные» книги? (То есть очень-очень давно написанные)

А как же называется наша учебная книга? (азбука)

Как появилось это название? Поможет нам ответить на этот вопрос старинный алфавит. Посмотрите на розовые листочки на ваших партах.


Догадались, название первой книги всех школьников происходит от названия первых букв алфавита Руси: аз и буки.

- Создателями этой азбуки были братья Кирилл и Мефодий из Византии. Почти 1000 лет назад древнерусский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу). Император Михаил направил греков – учёного Константина Философа (Кирилл) и его старшего брата Мефодия. За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык.

Сейчас мы прочитаем небольшую научную статью . Какой текст мы называем научным?

«Научный», значит основанный на научных фактах. Читать такой текст надо медленно, вдумчиво, осмысливая каждое слово.

Какие азбуки самые древние?

Что узнали про буквы старославянского алфавита?

Каждый знак древнерусского алфавита обозначался словом, которое несло в себе огромное значение. Слова были подобраны таким образом, что образовывали смысловую фразу, например: «Аз буки веди» - Я буду знать.

"Веди Глаголь" – ведай учение;

"Твердо Оукъ" – укрепляй закон;

"Рцы Слово Твердо" – изрекай слова истинные и т.д.

Конечно, эти буквы старославянской письменности помогут нам прочесть запись первого задания. Только сами слова и их смысл со временем поменяли свое значение. Вот послушайте отрывок из древнерусской книги «Повесть временных лет»:

« Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилъжно, то обрящеши велику ползу душе своей».

Поняли ли вы, о чем я прочитала. На современном русском языке это изречение звучало бы так: « Велика ведь бывает польза от учения книжного… Если поищешь в них мудрости, то найдешь в ней великую пользу душе своей».

Какое послание мы получили от древних мудрецов?

Прочитаем еще одну мудрость в азбуке.

«Сначала «Аз» и «Буки» - потом все науки». Как вы это понимаете?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин)

    Первичное закрепление. (7 мин)

Цель : организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. На данном этапе происходит оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сначала фронтально, затем в группах и в парах - решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно.

Работа с печатным текстом (Г.Сапгир «Как учили читать»)

    Работа с иллюстрацией

Посмотрите на иллюстрацию на с.80. Предположите, о чем будет этот текст.

Кто на картинке?

Что он показывает?

Какие это буквы?

    Чтение рассказа вслух по частям.

Какого цвета была дощечка?

Какого цвета был уголь?

Почему писали углем?

Что написал учитель?

По какой книге учились дети грамоте с давних пор?

Почему каждая буква обозначалась словом?

Какими словами обозначались буквы?

Как они переводятся?

Кто составил Букварь для детей?

    Повторное чтение текста. Работа над выразительностью.

    Работа в группах по вопросам в рамке.

    Самостоятельная работа (4 мин)

Цель:

1)проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

2)организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).

Посмотрите на задания на листочках .
Закрасьте букву и слово, которое она обозначает одним цветом. (Самостоятельная работа детей)

Проверка по эталону.

веди

мыслете

живете

аз

буки

глаголь

люди

есть

добро

земля

8. Включение в систему знаний и повторение. (10 мин)

Цель:

1)выявить границы применимости нового знания;

2)повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

А) Старые буквари.

Первоначально книги на Руси были рукописные.

Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове более 400 лет назад.

Первое московское пособие для обучения грамоте – Букварь Василия Бурцова.

Выпущен Московским печатным двором около 300 лет назад.

Василий Федорович Бурцов-Протопопов – известный русский издатель работал на Московском печатном дворе на особых условиях. В последствии возглавлял свою «печатную избу».

Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим учитися чтению писаний" издан в Москве Симеоном Полоцким еще через 50 лет. Букварь С. Полоцкого по сравнению с предыдущими уже более объемный – в нем 160 листов.

Букварь Кариона Истомина . Издан в Москве в 1694 г. Карион Истомин, монах Московского Чудова монастыря, вместе с тем известный просветитель, поэт, художник, книжных дел мастер, служил на Московском печатном дворе сначала "справщиком" (редактором), а затем, с 1698 г., и его начальником.

Б) Чтение рассказа из Азбуки Л.Н.Толстого «Таня»

Л.Н.Толстой в своём имении открыл школу для детей крестьян и создал учебники, по которым они учились.

В) Викторина.

    Что означает название «Азбука»

    Из чего сделана самая древняя азбука

    Что означает каждая буква в старославянской азбуке?

    Какую букву обозначает слово «Веди»?

    Кто является создателем старославянского алфавита?

Г) Выставка современных букварей

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2 мин)

Цель:

1)зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2)провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3)оценить собственную деятельность на уроке;

4)зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Сегодня наши знания пополнились новой информацией. О чем говорили на уроке?

Сумели ли мы ответить на вопросы урока?

Что узнали о старинной азбуке?

Что обозначали буквы?

Кто был основателем русской азбуки?

Что заинтересовало на уроке?

сегодня я узнал…

я понял, что…

у меня получилось …

меня удивило…

мне захотелось…

было трудно…

Зеленый – высокая активность на уроке, все получилось.

Желтый – Хорошая активность на уроке, многое получилось, но присутствовали ошибки, недочеты.

Синий – многое на уроке осталось непонятным.

Поднимите огоньки, посмотрим, какой свет у нас загорится.

Замечательно! Я рада, что вам всё понравилось. Спасибо всем за урок. До новых встреч!

Технологическая карта урока.

Учитель :Абрамчикова Нина Анатольевна

Класс: 1

Предмет: литературное чтение

Тема: Старинные азбуки и буквари.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Цель: формировать у учащихся представления о старинной азбуке и букваре

Задачи:

Образовательные: сформировать представления об азбуке.

Развивающие: развивать речь, логическое мышление и внимание.

Воспитывающие: воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Дидактические средства:

для учителя: средства ИКТ (презентация), изображение старинного алфавита.

для обучающихся : учебники.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Оргмомент

С добрым утром!

Начат день!

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать,

А активно отвечать!

Актуализация опорных знаний.

Кроссворд.

Этой белокрылой птице

В зоопарке не сидится.

Чтобы люди улыбались,

К ним летит с подарком …

Рвом глубоким огорожен

Этот хищник от прохожих.

Кто в охоте знает толк?

Это страшный серый …

Самый рослый из зверей –

Африканский длинношей –

Ходит гордо, словно граф,

Называется …

Этот серенький грызун –

Вислоухий топотун.

От беды в кустах скрываясь,

Задремал трусишка …

Вот еще гигантский кот –

Полосатый обормот.

С ним водить не стоит игр,

Он опасен, этот …

Грозный рык раздался вдруг,

Распугал всех птиц вокруг.

Ходит в клетке, озверев,

Царь зверей, короче …

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

А что такое алфавит?

Подумайте, что нового мы можем узнать сегодня на уроке?

А вы знаете, что слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые буквы назывались альфа и вита. Из этих двух названий получилось слово.

А кто мне может перечислить буквы алфавита?

Аист, волк, заяц, жираф, лев, тигр

Алфавит

Об алфавите

Алфавит – это порядок постановки букв.

Мы узнаем об алфавите.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Формирование новых знаний.

Как называется наша первая учебная книга?

Попробуйте объяснить, почему её так назвали?

А теперь ребята, проверим верны ли наши предположения, откроем учебники на странице 72

Что вы узнали нового?

Прочитайте пословицу «Сначала Аз и буки- потом все науки»

Почему так говорят?

Как появилась слово азбука?

Слово азбука появилась 1000 лет назад из двух первых русских букв- А это Аз, Б-буки.

Из этих названий появилось слово азбука. (слайд презентации)

Давайте рассмотрим как выглядели буквы в древности и сравним их.

Что вы можете сказать о них?

Азбука

Ответы детей

Чтение статьи учебника

Ответы детей

В современном алфавите 33 буквы, а в старом алфавите 42. Дети анализируют и делают выводы (работа в парах)

Познавательные: умение добывать информацию из учебника.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Первичное закрепление

А где используется алфавит?

С какой целью слова располагаются в алфавитном порядке?

А давайте мы представим, что мы пришли в библиотеку и нам нужно выбрать книги следующих авторов С.Я. Маршак, А.С. Пушкин, А.Л. Барто, Г.Х. Андерсен, В.Г. Сутеев, Л.Н. Толстой.

Проверка самостоятельной работы и исправление допущенных ошибок. (слайды презентации)

Кто считает, что он правильно выполнил задание? А кто думает, что допустил ошибки?

Прочитайте фамилию последнего автора!

Посмотрите, перед вами портрет Льва Николаевича Толстого. Что вы можете рассказать об этом человека?

Л.Н.Толстой в своём имении открыл школу для детей крестьян и создал учебники, по которым они учились. Мы сейчас прочитаем один из рассказов этой книги.(с 73) «Таня»

Чему учит букварь? Одинаковы ли по смыслу слова «азбука» и «букварь»?

Ребята, посмотрите раньше ваши родители учились по букварям (показ учебника)

А вы знаете кто и когда написал первый русский букварь?

Первый русский букварь был написан и напечатан в 1574 году Иваном Фёдоровым.(слайд)

Первый печатный учебник был в двух частях: одна часть посвящена изучению букв и слогов, другая содержала тексты-поучения. Знакомила эта книга и с цифрами. Прослушайте отрывки из данной книги.

Как вы понимаете данное высказывание? Чему оно нас учит?

А можно ли эти поучения применять в наше время?

Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, в каталоге, в школе, в классном журнале, в библиотеке.

Для удобства поиска нужного слова.

Работа в парах

Самооценка.

Толстой

Ответы детей

Ответы детей

Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция.

Итог

Что нового вы узнали на уроке?

Что вас заинтересовало на нашем уроке?

Что понравилось больше всего?

Чтобы вы хотели ещё узнать по теме нашего урока?

Регулятивные: оценка того, что знают и что еще нужно узнать.

Фрагмент урока: работа с тестами с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных

Тесты можно применять на разных этапах урока, например на этапе проверки домашнего задания, этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний, этапе закрепления новых знаний и способов действий, этапе обобщения и систематизации знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Этап закрепления новых знаний

Выводит на экран вопросы теста, зачитывает каждый вопрос, выслушивает и выводит на экран ответы учащихся, комментирует результат

Слушают вопрос, читают его сами, обдумывают и дают ответ, анализируют результат

Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы

Планирование учебного сотрудничества с учителем,

Обобщение и систематизация знаний

Дает задание для индивидуальной работы в рабочих тетрадях, затем организует взаимопроверку в парах при помощи экрана

Выполняют тесты в рабочих тетрадях, меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу партнера, затем контролируют правильность проверки при помощи экрана

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным образцом

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера

Фрагмент урока: работа с заданиями на установление соответствия или закономерности

Формы и методы применения данных заданий

Задания на установление соответствия или закономерности можно использовать на: этапе проверки домашнего задания, этапе первичного закрепления знаний, этапе контроля и самоконтроля знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Проверка домашнего задания

Выводит на экран задание, вызывает учеников к доске для выполнения задания, сам комментирует результат или просит прокомментировать кого-то из учащихся

Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов

Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера

Фрагмент урока: работа с заданиями на выявление общих признаков (найди «лишнее»)

Формы и методы применения данных заданий

Задания типа «Найди лишнее» целесообразно использовать на этапе первичного закрепления полученных знаний, этапе применения знаний, этапе коррекции знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Первичное закрепление полученных знаний

Организует индивидуальную работу учащихся в рабочих тетрадях, затем самопроверку с использованием экрана

Выполняют задания в тетрадях, выполняют самопроверку с экрана, комментируют результат

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Применение полученных знаний

Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана

Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы

Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов, подведение под понятие

Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание

Фрагмент урока: работа с заданиями на восстановление текста («Заполни пропуски»)

Формы и методы применения данных заданий

Логические задания на восстановление текста («Заполни пропуски») направлены на формирование у школьников логического мышления, умения проводить операции синтеза, восстанавливая целое из частей. Эти задания можно применять на этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний (для создания проблемной ситуации), этапе обобщения и систематизации, этапе контроля и самоконтроля.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

Создает проблемную ситуацию, когда выполнение задания невозможно из-за недостатка знаний

У экрана выполняют задание. Пытаются исправить возникшие ошибки

Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Обобщение и систематизация

Организует фронтальную устную работу у экрана

По цепочке выполняют задания с подробным комментированием

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы

Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Слайд 1

Старинная русская азбука
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №9» г.о.Коломна Московской области Халяпина Лариса Николаевна

Слайд 2

О древнем славянском алфавите
По гипотезе Я. Кеслера, древнеславянская азбука (в которой 29 буквиц), содержит 7, которые являются глаголами. Также в азбуке встречаются наречия, местоимения и имена существительные во множественном числе.

Слайд 3

Древнерусский алфавит
В целом азбука представляет собой Послание. Совокупность кодирующих фраз позволяет каждому звуку придать букву. А теперь попытаемся прочитать послание, содержащееся в древнеславянской азбуке:

Слайд 4

Древлесловенская буквица

Слайд 5

Аз Буки
Веди

Слайд 6

Глагол, добро, есть
Глагол – „слово”, причём не только изречённое, но и написанное. Добро -”достояние, нажитое богатство”. Есть (есте) – 3-е л. ед. ч. от глагола “быть”. Глагол добро есте: слово – это достояние.

Слайд 7

Глаголь Добро
Есть

Слайд 8

Живите, зело, земля, и, иже, како, люди
Живите (вместо второго „и” раньше писалась буква “ять”, произносилось живёте) – повелительное наклонение, множественное число от „жить” – “жить в труде, а не прозябать” Зело (передавало сочетание дз = звонкое ц) – „усердно, со рвением”. Земля – “планета Земля и её обитатели, земляне”. И - союз „и”. Иже – “те, которые, они же”. Kaко – „как”, “подобно”. Люди – „существа разумные”.

Слайд 9

Послание букв
Живите зело, земля, и иже како люди: живите, трудясь усердно, земляне, и, как подобает людям.

Слайд 10

Живете зело иже
како люди

Слайд 11

Мыслите, нашъ, онъ, покои
Мыслите (писалось с буквой “ять”, произносилось „мыслете”, так же, как и “живете”) – повелительное наклонение, мн. ч. от „мыслить, постигать разумом”. Нашъ – “наш” в обычном значении. Онь – „оный” в значении “единственный, единый”. Покои (покой) – „основа (мироздания)”. Ср. “покоиться” – „основываться на…”. Мыслите наш онъ покой: постигайте наше мироздание.

Слайд 12

Мыслите нашъ покои
онъ

Слайд 13

Рцы (рци) – повелительное наклонение: “говори, изрекай, читай вслух”. Ср. „речь”. Слово – “передающее знание”. Твердо – „уверенно, убеждённо”. Рцы слово твердо – неси знания убежденно.

Слайд 14

Рцы слово твердо

Слайд 15

Укъ – основа знания, доктрина. Ср. наука, учить, навык, обычай. Фертъ, ф(ъ)рътъ – “оплодотворяет”. Азбука зафиксировала различие звуков „п” и “ф”, так же, как их звонких аналогов „б” и “в”. В средние века южноевропейцев, произносивших „ф” вместо “п”, на Руси звали фрягами именно из-за особенностей речи: этим, например, отличали южных франков от северных пруссов, фракийцев от персов и т.д.

Слайд 16

Укъ фертъ

Слайд 17

Херъ – „божественный, данный свыше”. Ср. нем. Негг (господин, Бог), греч. “иеро-” (божественный), англ, hero (герой), а также русское имя Бога – Хорс. Укъ фърътъ Херъ: знание оплодотворяет Всевышний, знание – дар Божий. Цы (ци, цти) – „точи, проникай, вникай, дерзай”. Червь (черве) – “тот, кто точит, проникает”. Ш(т)а (Ш, Щ) – „что” в значении “чтобы”. Ъ, Ь (еръ/ерь, ъръ) – представляет собой варианты одной буквы, означавшей неопределённый краткий гласный, близкий к э. Раскатистый звук „р” произносится с обязательным первоначальным придыханием (начальный “ъ”) и отзвуком (конечный „ъ”). Слово “ъръ”, по-видимому, означало сущее, вечное, сокровенное, пространство-время, недоступное человеческому разуму, светоч, Солнце. По всей вероятности, „Ъръ” – одно из наиболее древних слов современной цивилизации, ср. египетское Ра – Солнце, Бог.

Слайд 18

Цы червь
Еръ еры ерь ять ю
ша ща

Слайд 19

Само слово “время” содержит тот же корень, поскольку начальное „в” развилось именно из “ъ”. Многие исконно русские слова содержат этот корень, например: утро – „от Солнца” (корень ут–оттуда, там); вечер (векъ-рь) – “век Ра, истекающее время Солнца”. В смысле „пространство, Вселенная” от того же корня происходит русское “рама”. Слово „рай” означает: “множество Солнц” = „обиталище богов (Бога Ра)”. Само название цыган “ром, рома” – „свободный (-ая)”, “Бог во мне”, „я – Вселенная”, отсюда же индийская Рама. В смысле “свет, светило, источник света”: клич „ура!” означает – “к Солнцу!”, яркий – „подобный солнечному свету”, “радуга” и т. д. В Азбуке, по всей вероятности, слово „Ър(а)” стоит в родительном падеже со значением “Сущего”.

Слайд 20

Юсь (юс малый) – „свет, старорусское яс”. В современном русском языке корень “яс” сохранился, например, в слове „ясный”. Ять (яти) – “постичь, иметь”. Ср. изъять, взять и т. д. Цы, черве, шта Ъра юсъ яти! Расшифровывается как: ” Дерзай, точи, червь, чтобы сущего свет постичь!”

Слайд 21

Совокупность приведённых выше фраз и составляет азбучное Послание: Азъ Буки Веде Глаголь Добро Есте Живите Зело Земля И Иже Како Люди Мыслите Нашь Онъ Покои Рцы Слово Твердо Укъ Фърътъ Херъ Цы Черве Шта Ъра Юсь Яти.

Cлайд 1

Презентацию к уроку обучения грамоте в 1 классе выполнила Попова Елена Михайловна учитель начальных классов «МОУ Суховская СОШ №3» ПЕРВЫЙ БУКВАРЬ

Cлайд 2

"Букварь" и "Азбука" - первые книги школьника. Послушайте маленький отрывок из древнерусской книги "Повести временных лет": "Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного... Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилъжно, то обрящеши велику ползу души своей..." - Поняли ли вы, о чем я прочитала? На современном языке это изречение звучало бы так: Велика ведь бывает польза от учения книжного... Если поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. О чем говорится в этом отрывке?

Cлайд 3

Букварь - первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. С нее начинается овладение грамотой. По ней дети учатся читать и писать. Сегодня я расскажу вам о том, как создавались буквари, по которым учатся все дети нашей страны.

Cлайд 4

В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не по букварю и писали они не в тетрадях. В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты. Потом на земле появились книги. Сначала книжные листы делали из кожи животных, а позже их стали делать из бумаги.

Cлайд 5

Уже в древности люди понимали, как важно уметь читать книги, потому что, читая книги, узнаешь много важного и интересного. Сначала книги были рукописные. Их переписывали от руки. Переписывание книг занимало много времени, из-за этого книги были очень дорогие, и их было мало. Со временем люди изобрели машины, которые могли напечатать любое количество книг. И вот на земле появилась первая печатная азбука - азбука Ивана Федорова. Буквы этой азбуки были немного похожи на наши. Но сможете ли вы прочитать, что тут написано?

Cлайд 6

Cлайд 7

Назовите первые буквы современного алфавита (А, Б, В, Г, Д...). А раньше эти буквы и писались и назывались совсем иначе. Например: а - аз, б - буки, в - веди, г - глаголь, д - добро, е - есть, ж - жизнь, и - иже, л - люди, с - слово и т.д. Какое слово произошло от названия первых русских букв? (Азбука).

Cлайд 8

Обучение чтению в те времена занимало 2-3 года. Сначала учитель заставлял детей запоминать названия букв, затем складывать из них слоги, потом слова. Например, буки+люди+аз = бла, глаголъ+он = го, = бла-го, слово+люди+он = сло, = бла-го-сло, веди+иже = ви, = бла-го-сло-ви. Я не случайно выбрала такое непонятное слово. Ведь в те времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать совершенно непонятные им тексты молитв. Представляете, как трудно было тогда научиться читать?

Cлайд 9

Постепенно из букварей стали исчезать тексты непонятных детям молитв и вместо них появились тексты различных наставлений и поучений. Например на страницах "Великолепной русской азбуки. Подарка для добрых детей" можно было прочитать такие тексты: Не много говори, и привыкай более слушать; будь кроток, тих, скромен. Не все, что придет на ум, рассказывай; но всегда думай, о чем ты говорить намерен. Чего действительно не знаешь, не утверждай и не оспаривай. Что взаймы взял, отдай; что обещал, выполни, что получил даром, за то благодари. Почитай своих родителей. учителей и старших себя, исполняй приказания первых и слушай советы последних. когда говорят старшие, со вниманием слушай и не перебивай речь их. Не откладывай до завтра то, что можешь сделать сегодня.

Cлайд 10

В те далекие от нас времена печатали разные буквари: одни для детей из богатых семей - цветные, с красивыми нарядными картинками, другие для бедных крестьянских и рабочих детей. Для простого народа, делали маленькие, плохо отпечатанные, книжки без иллюстраций. Но жили в нашей стране и хорошие добрые люди, которые заботились о детях. Например, Лев Николаевич Толстой в своей усадьбе Ясная Поляна, на свои деньги, организовал школу для бедных крестьянских детей. Специально для этой школы он создал «Азбуку». В нее он включил маленькие рассказы на темы жизни крестьян. Многие рассказы из Азбуки Льва Николаевича Толстого до сих пор используются для обучения детей чтению.

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Другой великий русский учитель Константин Дмитриевич Ушинский создал для детей учебник ""Родное слово". Этот учебник выдержал 147 изданий. Он состоял из двух книг: "Азбуки" и "Первой после Азбуки книги". В "Азбуке" Ушинский помещает рисунки для изображения их по клеткам, чтобы подготовить ребенка к письму с помощью интересных рисунков. Затем дает прописи, письменную и печатную азбуки. Сначала дети должны были выделять звуки в простейших словах (ау, уа, оса), учились писать буквы, обозначающие их, затем читать написанное.

Cлайд 16

Буквари постоянно совершенствовались. Ваши прабабушки и прадедушки учились по букварю Дмитрия и Елены Тихомировых. Этот букварь очень похож на современные буквари. Его издавали более 160 раз. И сейчас в некоторых школах учатся по букварю Тихомировых.

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Когда пошли в школу ваши мамы и папы был создан новый красочный букварь. Этот букварь оставался практически неизменным на протяжении 40 лет. По содержанию материал букваря делится на три части: подготовительный, букварный и после букварный периоды. В подготовительный период дети учились различать предложения, слова и слоги. Для этого использовались различные картины, серии рисунков, предметные картинки. В букварный период основная задача была научиться различать звуки и буквы, читать слова и небольшие тексты. В после букварный период - ученики читали интересные занимательные рассказы и стихи.






2024 © psynadin.ru.