Перспективный план работы кружка «Путешествие в страну опытов и экспериментов» на II полугодие (старшая группа). Речецветик: Старшая группа Размольно-просеивающий агрегат для мельничных комплексов


Мельницы

Ветряные мельницы

Ветряные мельницы видны из далека и часто являются на ряду с церковью или часовней доминантой деревни. Ставили их на виду у всех, на высоком открытом месте, чуть на отшибе. У небольших сел стояли одна или две мельницы, у крупных до трех десятков (село Азополье, деревня Щелково).

Мельницы у деревни Щелково в окрестностях Ферапонова. Вологодская область

Ветряные мельницы используя даровую силу ветра, за сутки размалывали на жерновах от 100 до 400 пудов зерна. В них имелись также ступы (крупорушки) для получения крупы. Для того чтобы мельницы работали, их крылья надо было поворачивать под менявший направление ветер — это обусловило сочетание в каждой мельнице неподвижной и подвижной частей.

Несмотря на большую разновидность ветряных мельниц, по общности устойчивых признаков их можно объединить в несколько типологических подразделений.

Самая крупная градация, это деление мельниц на «столбовки» и «шатровки». Различаются они принципом своего конструктивного устройства.

Столбовки характеризуются наличием центрального неподвижного столба, вкопанного в землю, вокруг которого на специальной опоре из пирамидальной клетки («ряжа») бревен вращался четырехугольный амбарчик с мельничным оборудованием.

Мельницы-столбовки на стойках и ряжах

Шатровки не имели стержневой оси, мельничный амбар был прочно поставлен на грунт, ветер ловили поворотом верхней части с валом и крыльями - воробиной.

Фасад и разрез мельницы-шатровки

Название «шатровка» произошло не от формы кровли, она могла быть любой, а от наклона стен от основания к вершине, напоминавшее шатер. Шатровки значительно крупнее и выше столбовок их силуэт более спокоен и статичен.

Мельницы-столбовки

Мельницы-столбовки имеют оригинальную, самобытную архитектурную форму. Они состоят из нижней части опорного ряжа выполненного тем или иным способом, который сужается в верхней части, и нависающего над ним мельничного амбара с крыльями. Подобный фантастический образ очень живописен, такие мельницы подчас напоминают сказочную избушку Бабы Яги, они тоже могут вращаться в разные стороны.

Мельницы столбовки делятся на три основных подтипа: мельницы на стойках, на ряжах, на рамах.

1. Мельницы на стойках строились в селениях расположенных в бассейне реки Онеги, от Каргаполья до Беломорского побережья, а также в селах Вологодской и Костромской области.

Мельничный амбар стоит на наклонных столбах-стойках. В верхней части стоек устроен небольшой сужающийся сруб в 3-4 венца. С боковой стороны амбара, на выпусках нижних бревен, устроен балкон с длинной висячей лестницей. Для подъема мешков с зерном, на балконе сделано специальное приспособление в виде горизонтального барабана со штырями для ручного вращения. Небольшой четырехугольный сруб мельницы имел двухскатную кровлю состоящею из слег с укрепленными на них курицами, потоками, поддерживающими тес, и охлупня который прикрывал верхний стык крыши.

Мельница-столбовка на стойках. Солигалический район. Костомская область. Начало ХХ в.

Перевезена в архитектурно-этнографический музей в городе Костроме

Как разновидность таких мельниц можно выделить вологодские мельницы с увеличенным бревенчатым ряжом, который опирается на опорные стойки в 50-100 см от земли.

Ряж мельницы в селе Булкино. Вологодская область

2. Мельница на ряже (костре). Ряж представляет собой пирамиду из бревен рубленную в «в реж», в которой закреплена стержневая ось. Распространены такие мельницы были в бассейне реки Мезень и в Вологодской области.

Мельница-столбовка на ряже из села Азополья. Мезенский район. Архангельская область.

Конец ХIХ в.

Форма бревенчатого ряжа в разных районах отличалась друг от друга. В Архангельской области ряж имел обычно прямоугольную форму и начинался сужаться только в верхней части сруба. В Вологодской области ряж имел пирамидальную форму, сужения сруба шло сразу от земли.

Мельница-столбовка из деревни Щелково. Вологодская область

Оборудование мельниц столбовок на стойках и ряжах состояло обычно из одного жернова для размола зерен в муку или из толчеи специального устройства с подвижными пестами для получения круп. В мельницах толчеях на всем протяжении вала сделаны массивные зубья, поднимающие и сбрасывающие в заданном порядке тяжелые песты толчеи. Осью крыльев служит огромное толстое бревно, закрепленное в стенах и вращающие в врубленных в них березовых капах. На валу крепится и ведущая зубчатая шестерня с которой вращение передается на зубчатый барабан и вертикальный шкворень, а от него к верхнему жернову.

Разрез мельницы-столбовки с жерновом из деревни Юксозеро. Архангельская область

Разрезы мельницы - толчеи в селе Булкино. Вологодская область

3. Мельница на раме, основанием такой мельницы служит невысокий сруб высотой около метра. Мельничные амбары у них значительно выше и крупнее, чем у предыдущих мельниц.

Мельницы на «раме»

Это несколько обедняет их художественный образ, но позволяет добавить к одному поставу крупорушку с пестами или толчею, а то и второй постав.

Разрез мельницы толчеи с жерновами из деревни Волкостров. Карелия

Мельница-столбовка на раме из деревни Калгачиха. Онежский район. Архангельская область. Начало ХIХ в.

Перевезена в архитектурно-этнографический музей «Малые Карелы»

Подобный тип мельницы имел широкое распространение на Русском Севере, в центральных районах и на юге России.

Мельницы шатровки.

Мельницы - шатровки, называемые также «голландками» на Русском Севере встречаются достаточно редко, они вошли в жизнь крестьян с развитием капитализма, и уже не являются атрибутом натурального хозяйства, высокопроизводительным, промысловым предприятием.

Архитектура шатровой мельницы представляет собой переход от крестьянской постройки в фабричную по форме, облику и художественному образу. По характеру своей архитектуры шатровые мельницы походят на пожарные каланчи или водонапорные башни у железнодорожных станций. Но несмотря на это их облик также завораживает неискушенный взгляд. Шатровые мельницы играют важную градостроительную роль в пространственной организации сельских пейзажей.

Центральный стержень здания в этих мельницах вращается по всей длине. Он принимает движение от горизонтального вала в верхней части и передает его жерновам, расположенным в нижних этажах мельницы. Первоначально мельницы шатровки представляли собой сужающийся восьмерик, в последствии для увеличения вместительности нижний этаж стали расширять.

Мельницы-шатровки

Появился новый тип мельниц восьмерик на четверике. Кровля, а иногда и вся башня шатровой мельницы покрывалась дранкой (тонкими рейками) или тесом.

Рис. 7. Мельницы-шатровки

Распространены мельницы шатровки были в центральной России и на Урале.

Основание шатровок может быть по форме и конструкциям различным. Например, пирамида может начаться с уровня земли, а конструкция быть не срубной, а каркасной. Пирамида может опираться на срубный четверик, а к нему могут быть пристроены подсобные помещения, тамбур, помещение для мельника и т.д.

Разрез мельницы - шатровки. Село Веснино. Котельнический район. Кировская область

Главное в мельницах их механизмы. В шатровках внутреннее пространство разделено перекрытиями на несколько ярусов. Сообщение с ними идет по крутым лестницам чердачного типа через люки, оставленные в перекрытиях. Части механизма могут располагаться на всех ярусах. А их может быть от четырех до пяти. Стержнем шатровки служит могучий вертикальный вал, пронизывающий мельницу насквозь до "шапки". Он опирается через металлический подпятник, закрепленный в балке, которая лежит на брусчатой раме. Балка с помощью клиньев может перемещаться в разные стороны. Это позволяет придать валу строго вертикальное положение. Тоже самое можно проделать и при помощи верхнего бруса, где штырь вала заделан в металлическую петлю.

В нижнем ярусе на вал надета большая шестерня с кулачками-зубьями, закрепленными по наружному контуру круглой основы шестерни. При работе движение большой шестерни, умноженное в несколько раз, передается на малую шестерню или цевку другого вертикального, уже металлического обычно вала. Этот вал прошивает неподвижный нижний жернов и упирается в металлическую планку, на которой через вал подвешен верхний подвижный (вращающийся) жернов. Оба жернова одеты деревянным кожухом с боков и сверху. Жернова устанавливаются на втором ярусе мельницы. Балка в первом ярусе, на которую опирается малый вертикальный вал с малой шестерней, подвешена на металлическом нарезном штыре и с помощью нарезной же шайбы с рукоятками может быть слегка поднята или опущена. С нею поднимается или опускается верхний жернов. Так регулируется тонкость помола зерна.

От кожуха жерновов вниз наклонно пропущен глухой дощатый желоб с доской задвижкой на конце и двумя металлическими крючками, на которые подвешивается мешок, наполняемый мукой.

Рядом с блоком жерновов устанавливается кран-укосина с металлическими дугами-захватами. С его помощью жернова могут сниматься со своих мест для отковки.

Над кожухом жерновов с третьего яруса спускается жестко закрепленный к перекрытию подающий зерно бункер. Он имеет задвижку, с помощью которой можно перекрыть подачу зерна. Он имеет форму опрокинутой усеченной пирамиды. Снизу к нему подвешен качающийся лоток. Он для пружинистости имеет можжевеловую планку и штырь, опущенный в отверстие верхнего жернова. В отверстии эксцентрично устанавливается металлическое кольцо. Кольцо может быть и с двумя-тремя косыми перьями. Тогда устанавливается симметрично. Штырь с кольцом называются обечайкой. Пробегая по внутренней поверхности кольца, штырь все время меняет положение и раскачивает косо подвешенный лоток. Это движение ссыпает зерно в зевло жернова. Оттуда оно попадает в зазор между камнями, размалывается в муку, та поступает в кожух, из него в закрытый лоток и мешок.

Зерно засыпается в бункер, врезанный в пол третьего яруса. Мешки с зерном подаются сюда с помощью ворота и веревки с крюком. Ворот может подключаться и отключаться от шкива, насаженного на вертикальный вал. Делается это снизу с помощью веревки и рычага. В досках перекрытия прорезан люк, перекрытый наклонно поставленными двухпольными створками. Мешки, проходя через люк, открывают створки, которые потом произвольно захлопываются. Мельник отключает ворот, и мешок оказывается на крышках люка. Операция повторяется.

В последнем ярусе, находящемся в "шапке", на вертикальном валу установлена и закреплена другая, малая шестерня со скошенными кулачками-зубьями. Она заставляет вращаться вертикальный вал и запускает весь механизм. Но ее заставляет работать большая шестерня на "горизонтальном" валу. Слово в кавычки заключено потому, что фактически вал лежит с некоторым уклоном внутреннего конца вниз. Штырем этого конца он заключен в металлическом башмаке деревянной рамы, основы шапки. Приподнятый конец вала, выходящий наружу, спокойно лежит на камне-"подшипнике", слегка скругленном сверху. На валу в этом месте врезаны металлические пластины, предохраняющие вал от быстрого стирания.

В наружную головку вала врезаются два взаимно перпендикулярных бруса-кронштейна, к которым крепятся хомутами и болтами другие балки - основа решетчатых крыльев. Крылья могут принимать ветер и вращать вал лишь тогда, когда на них будет расправлена парусина, обычно свернутая в жгуты в покойное, не рабочее время. Поверхность крыльев будет зависеть от силы и скорости ветра.

Шестерня "горизонтального" вала снабжена зубьями, врезанными в боковую сторону круга. Сверху ее обнимает тормозная деревянная колодка, которая с помощью рычага может быть освобождена или сильно затянута. Резкое торможение при сильном и порывистом ветре вызовет высокую температуру при трении дерева о дерево, и даже тление. Этого лучше избегать.

Макет мельницы из села Мошок. Владимирская область.

До работы крылья мельницы следует повернуть навстречу ветру. Для этого имеется рычаг с подкосами - "водило".

Вокруг мельницы вкапывали небольшие столбики количеством не менее 8 штук. К ним "водило" и крепилось цепью или толстой веревкой. Силою 4-5 человек, даже если верхнее кольцо шатра и части рамы хорошо смазаны солидолом или чем-то подобным (ранее смазывали свиным салом), провернуть "шапку" мельницы очень трудно, почти невозможно. "Лошадиная сила" тут тоже не годится. Поэтому пользовались небольшим переносным воротом, который попеременно одевали на столбики его трапециевидной рамой, служившей основанием всей конструкции.

Блок жерновов с кожухом со всеми частями и деталями, расположенными выше и ниже его, назывался одним словом - постав. Обычно небольшой и средней величины ветряки делались "об одном поставе". Большие ветряки могли строиться с двумя поставами. Были ветряные мельницы и с "толчеями", на которых отжималось льняное или конопляное семя для получения соответственного масла. Отходы - жмых, - тоже использовали в домашнем хозяйстве.

Самая существенная часть мукомольной мельницы — мельничный постав или снасть - состоит из двух жерновов: верхнего, или бегуна, и - нижнего, или нижняка. Жернова представляют каменные круги значительной толщины, имеющие в средине сквозное отверстие, называемое очком, а на мелющей поверхности насечку (см. ниже). Нижний жернов лежит неподвижно; его очко плотно закрыто деревянною втулкою, кружловиною, сквозь отверстие в центре которой проходит веретено связанное с верхним жерновом и вращающееся шестеренкой.

Поверхность жёрнова разделена глубокими желобами, называемыми бороздами, на отдельные плоские участки, называемые мелющими поверхностями. От борозд, расширяясь, отходят более мелкие желобки, называемые оперением. Борозды и плоские поверхности распределяются в виде повторяющегося рисунка, называемого гармошкой. У типичного мукомольного жёрнова имеется шесть, восемь или десять таких гармошек. Система желобов и желобков, во-первых, образует режущую кромку, а во-вторых, обеспечивает постепенное ссыпание готовой муки из-под жерновов. При постоянном использовании жернова́ требуют своевременного подтачивания, то есть подравнивание краев всех желобов для поддерживания остроты режущей кромки.

Жернова используются парно. Нижний жёрнов устанавливается стационарно. Верхний жёрнов, он же бегун, — подвижный, и именно он производит непосредственное перемалывание. Подвижный жернов приводится в движение крестообразным металлическим «штифтом», установленным на головке главного стержня или ведущего вала, вращающегося под действием основного механизма мельницы (использующего энергию ветра или воды). Рельефный рисунок повторяется на каждом из двух жерновов, таким образом обеспечивая эффект «ножниц» при размалывании зерен.

Жернова должны быть одинаково сбалансированными. Правильное взаимное расположение камней критически важно для обеспечения помола муки высокого качества.

Лучшим материалом для жерновов служит особенная каменная порода - вязкий, твердый и неспособный полироваться песчаник, называемый жерновым камнем. Так как каменные породы, в которых все эти свойства развиты достаточно и при том равномерно, встречаются редко, то хорошие жернова весьма дороги.

«Плохой камень разорит, хороший обогатит», - говорили в народе. Поэтому для изготовления жерновов искали твердые кварцевые породы. Жернова могли быть естественные и искусственные. Их размеры характеризовались диаметром и до сих пор измеряются четвертями аршина. Их называют трехчетвертными, четвериками, шестериками. Например, шестерик в диаметре составляет один метр, ширина верхнего жернова - бегуна -40 см, нижнего - лежняка -25 см, вес от 600 до800 кг. Для большей прочности жернова оковывались железными обручами, рабочую поверхность время от времени наращивали. Скорость вращения жернова зависела от силы ветра и составляла 10-12 метровв секунду. Благодаря центробежной силе зерно через горловину, глаз верхнего жернова поступало на рабочую поверхность лежняка, разбрасывалось, размалывалось и в виде муки ссыпалось по деревянному желобу в ларь или прямо в мешки. Качество помола зависело от расстояния между жерновами, которое регулировалось болтами.

На трущихся поверхностях жернов делают насечку, т. е. пробивают ряд углубленных бороздок, и промежутки между этими бороздками приводят в грубо-шероховатое состояние. Зерно попадает во время размола между бороздками верхнего и нижнего жернов и разрывается и разрезывается острыми режущими краями бороздок насечки на более или менее крупные частицы, которые размалываются окончательно по выходе из бороздок.

Расположение бороздок в процессе размола зерен

Бороздки насечки служат также как бы путями, по которым размалываемое зерно подвигается от очка к окружности и сходить с жернова. Так как жернова, даже из лучшего материала, стираются, то насечка должна быть возобновляема время от времени.

Водяные мельницы

Кроме силы ветра для размола зерна очень часто использовали водяные мельницы. Ставили их на берегу реки или ручья, в укромном, приветливом месте, рядом с тенистыми зарослями и темными омутами. Водяные мельницы по сравнению с ветряными имеют весьма скромную архитектуру, но и их образ овеян легендами и тайнами.

Водяная мельница в селе Старая Минуса. Иркутская область

Они представляют собой двухэтажную клеть крытую двухскатной или четырехскатной кровлей, одна сторона мельницы стоит на берегу другая в воде на сваях. Вращение жерновов происходит от падающей воды на водяное колесо, для дозирования поступающей на колесо воды рядом с мельницами делали плотину.

В зависимости от особенностей местности и возможностей организовать запруду мельницы делались с нижним боем, т.е. с подачей воды на колесо снизу или сверху.

Наиболее ответственный элемент водяной мельницы — колесо, достигавшее в диаметре 4 м. К мощному горизонтальному валу спицами прикрепляли два деревянных обода, расстояние между которыми примерно 50 см. Внутри их обшивали досками, а снаружи между ободьями вставляли перегородки ("лопатки”). Получались своеобразные ковши, расположенные один за другим вдоль колеса. Когда вода попадала в ковш, она приводила в движение колесо, а вместе с ним и горизонтальный вал.

Схема водяной мельницы

Внутри мельницы на валу крепили колесо, которое специальными зубьями соединялось с горизонтальной шестерней. Вертикальная ось от шестерни проходила через отверстие в центре нижнего камня и наглухо крепилась к верхнему (верхний камень вращался, а нижний оставался неподвижным).

Колесо и шестерня водяной мельнице на Левусозере

Зазор между камнями определял тонкость помола муки. Важной для качества помола была и равномерная подача зерна на жернова: снизу к бункеру с зерном подвешивали качающийся ящичек — дозатор. Причем расположение этого ящичка позволяло отделить муку одного хозяина от следующего, который уже засыпал свое зерно в бункер и приготовился молоть. Четкость взаимодействия механизмов определялась мастерством мельника.

Падая сверху на колесо, вода придавала ему больший крутящий момент, однако такие мельницы требовали затопления значительных территорий. Напор воды регулировался специальными заслонками на запруде. При подаче воды снизу (кстати, колесо имело в этом случае иную конструкцию — вместо ковшей на оси укрепляли лопасти) запруды могло и не быть. Плотина перегораживала только часть реки, благодаря чему поток воды получал большую скорость. Колесо тогда вращалось быстрее.

Кроме жерновов водяные мельницы могли оборудоваться толчеями, для этого добавлялся еще один водоток с колесом который приводил в движение вал с зубьями поднимающий песты толчеи.

Постав толчеи водяной мельнице на Левусозере

Обычному чернокожему парню Уильяму из деревни Мазитала в Малави, сейчас 18 лет, но, когда он впервые заинтересовался возобновляемыми источниками энергии ему было всего 14. Именно тогда подросток из небогатой семьи, который с трудом мог читать заинтересовался технологиями, которые могли позволить его семье и жителям его деревни выжить.


На самом деле, как и у любого мальчишки в его возрасте, когда он сидел в местной библиотеке и листал страницы скучного учебника, не возникало никаких глобальных мыслей… Но, неожиданно его внимание привлек чертеж ветряной мельницы…. Вот с этого рисунка все и началось.
Однако, давайте немного отступим от главного повествования и углубимся в жизнь деревушки Мазитала. Хотя она ничем не примечательна: бедная деревня и такие же бедные во всех смыслах жители, еле-еле сводящие концы с концами. Но, здесь принципиально важен момент, на котором хочется сакцентировать внимание читателя: в Малави только 2 % районов подключены к электричеству. Это означает, что у 98% населения нет доступа к обычным, но жизненно необходимым вещам. И вы можете себе вообразить, что в этой деревне об электричестве как о благе никто и помыслить не мог.
И вот тут-то, возвращаясь к нашему герою, мы можем узнать, о чем он думал глядя на мельницу… Он думал о том, как с помощью электричества может работать оросительный насос, который сможет помочь его семье и другим людям увеличить количество скудного урожая. Листая скучные страницы, он вдруг понял, что на многих из них изображены различные схемы, связанные с электричеством и электромагнитными волнами… Вот что сам Уильям рассказывал о своем первом знакомстве с наукой: «Я ходил в библиотеку, построенную правительством США, и там все книги были на английском языке и половину текста я не понимал. Мне пришлось учится как бы наоборот: я использовал картинки и диаграммы, изучал электромагнитную индукцию. В книге написано – «схема 10», и я ищу схему 10, изучаю ее и понимаю, как это работает, и таким образом понимаю, что написано в книге».
Родителям Уильяма оплачивать учебу в школе было не по карману и поэтому парень называет особым везением эту библиотеку, которая стала для него окошком в новый мир. Хотя библиотекой в привычном нам смысле, это место назвать было нельзя: ведь здесь было всего три металлических полки, по словам мальчика, на которых громоздились пожертвованные книги и потертые учебник. Кстати, именно с учебников Уильям начал свое собственное обучение, не желая отставать от друзей, чьи родители могли позволить своим детям получать образование. Но в тот день, когда он нашел книги по науке, это изменило всю его жизнь.
После изучения разных технологий и проектов по картинкам Уильям загорелся идеей построить собственную ветряную мельницу. Он рассуждал очень просто: «Где-то, кто-то построил эту штуковину, и она была построена вручную. Тот, кто это сделал, был человек. Я тоже человек».
Естественно, что самой сложной частью в строительстве для парня из глухой деревни стал сбор материалов, из которых он собирался собрать свою ветряную мельницу. Уильям
Использовал все, что только находил: части от поломанного велосипеда, ПВХ трубы и разный со свалки.


Когда импровизированная мельница была готова трудным оказалось поднять ее. Одному подростку это было явно не под силу. «Мой двоюродный брат и друг помогали мне», - признавался Уильям. Но, он также вспоминает и о том, что было сложно и морально. Все жители небольшой деревушки смотрели на подростка, как на помешенного…
«Я думал, что они всегда будут смеяться надо мной, считая меня сумасшедшим», - говорил Уильям. Но как только мельница была запущена, и в его доме зажглась лампочка, отношение односельчан резко изменилось, на то, что построил 14-летний подросток приходили посмотреть со всей округи.


В течении последующих нескольких лет Уильям электрифицировал собственный , добавил батареи. Он собрал электрический переключатель, который на данный момент выставляется в Музее науки и техники (Museum of Science and Industry). И все это время Уильяму не забывал про учебники – штудируя их чуть ли не каждый день. Теперь-то он знал наверняка - книги помогли ему и его семье изменить жизнь к лучшему.
А дальше все почти как в сказке: еще через пару лет деревню посетил чиновник министерства образования Малави. Увидев местную достопримечательность – ветряную мельницу и позвал журналистов, новость о юном даровании долетела до Емека Окафор (Emeka Okafor), директора компании TEDGlobal. И вот именно в тот момент жизнь простого чернокожего парня сделала крутой поворот. Окафор заинтересовался Уильямом и проинвестировал его дальнейшее обучение сначала в школе, а после и поступление в Африканскую академию лидерства в Йоханнесбурге в ЮАР.
Сегодня по всей деревне Уильяма стоят ветряные мельницы, обеспечивая чистую воду и электричество в каждый дом. А сам парень теперь может позволить себе читать любые книги и дальше изучать ВИЭ.

Елена Лопарева
Перспективный план работы кружка «Путешествие в страну опытов и экспериментов» на II полугодие (старшая группа)

Январь 1. Свет. Свет и тень

Цель: Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы

Материалы: Электрический фонарик, три ярких плоскостных изображения медведя, зайца и лисы и в другом порядке три этих же изображения, но черного цвета.

Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?

Педагог помещает свою руку перед фонариком

Что видим на стене? (тень)

Почему образуется тень? (рука мешает свету и не дает дойти ему до стены)

Вывод: Предмет, находящийся между источником света и стеной, бросает на нее тень.

2. Вода. Куда исчезает вода?

Цель: Показать, что вода имеет свойство впитываться и испаряться, определить, какие материалы впитывают воду.

Материалы: губка, ткань, пластилин, тарелка, дерево, газета, полиэтилен, вата, стакан воды

Возьмем разные предметы: губку, ткань, пластилин, тарелку, дерево, газету, полиэтилен. Аккуратно ложкой будем лить понемногу воды на предметы. Какие предметы не впитывают воду? Если воду плеснуть на часть предмета, весь ли предмет намокнет или только то место, куда попала вода? Нальем воды в блюдце, оно не впитывает воду. Отметим границу воды и оставим на день-два. Куда же делась вода?

Вывод: вода может впитываться и испаряться

3. Вода. Водяная мельница.

Цель: Дать представление о том, что вода, может приводить в движение другие предметы

Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей

Может ли вода заставить работать другие предметы? Педагог показывает детям водяную мельницу. Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой и льют воду на лопасти мельницы. Мельница движется?

Если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее. Вода приводит ее в движение.

Вывод: вода может заставить работать мельницу.

Февраль 1. Можно ли склеить бумагу водой?

Цель: Показать, что вода обладает склеивающим действием, развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями, познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды.

Материалы: два листа бумаги, вода

Берем два листа бумаги, зажимаем их между ладонями и двигаем их: один в одну сторону, другой- в другую. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы. Они не двигаются.

Вывод: Вода обладает склеивающим действием.

2. Вода. Звенящая вода

Цель: Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Материалы: поднос, на котором стоят стаканы, вода, ковшик, палочка с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

Перед детьми стоят два стакана, наполненные водой. Как заставить стаканы звучать? Проверяются все варианты (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук звонче?

Предлагается палочка с шариком на конце, Все слушают, как звенят стаканы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Затем педагог отливает и добавляет воду в стаканы. Что влияет на звон?

Вывод: На силу звучания влияет количество воды, звуки получаются разные.

3. Вода-растворитель

Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями, познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды, показать, что вода имеет свойство растворять некоторые вещества Материалы: сахар, соль, аскорбиновая кислота, растительное масло, мука, емкости для воды, ложка.

1. Предложить одному ребенку размешать в оде сахар, другому соль, третьему-аскорбиновую кислоту и попробовать воду на вкус. У воды появился вкус. Вода стала сладкой, соленой, кислой. А вещества, которые мы положили в воду, растворились, и изменили вкус воды.

2. А теперь растворим в воде муку и растительное масло. Мука не растворилась полн в одеостью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворяется масло – оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

4. Вода. Прозрачность воды.

Цель: Подвести детей к тому, что «чистая вода-прозрачная», «грязная-непрозрачная»

Материалы:

Две банки с водой, пуговицы, камешки, металлические предметы, кусочек земли

Выяснить как усвоено понятие «прозрачный»: предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стакан, аквариум)

Показать, что вода в банке прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны)

Затем в баночку с водой опустить кусочек глины и размешать. Вода стала мутной. Опустить в такую воду предметы и убедиться, что они не видны.

Прозрачна ли вода в реке, озере, море, луже?

Вывод: чистая вода – прозрачная, через нее видны предметы, мутная вода – непрозрачная.

Март 1. Фильтрование воды

Цель: Сформировать представление о разных способах очистки воды

Материалы: бумажные фильтры, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости, стакан с водой, алгоритмы устройства различных фильтров

Размешать в воде крахмал, а затем очистить ее разными способами. Дети рассматривают алгоритмы устройства различных фильтров – из песка, ткани, бумаги. Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие. Выясняют, какой фильтр лучше очищает воду.

Вывод: воду лучше всего очищать с помощью бумажного фильтра, ее можно очищать от различных загрязнений

2. Окрашивание воды.

Цель: Сформировать представление о некоторых свойствах воды. Материалы: емкости с водой (теплой и холодной, краска, палочки для размешивания, пластиковые стаканчики

Дети рассматривают лежащие в емкости с водой 2-3 предмета. Выясняют, почему предметы хорошо видны. Далее выясняют, как можно окрасить воду (с помощью краски). Воспитатель предлагает окрасить воду в пластиковых стаканчиках с теплой водой, а затем с холодной водой и выяснить, в каком стаканчике краска быстрее растворится, как окрасится вода, если красителя будет больше.

Вывод: Вода может быть теплой и холодной. Некоторые красящие вещества растворяются в воде, чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет, и чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

3. Куда делась вода?

Цель: Выявить процесс испарения воды. Зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды)

Материалы: две одинаковые емкости, пластиковые стаканчики.

Дети с помощью пластиковых стаканчиков наливают равное количество воды в две емкости. Вместе со взрослым делают отметку уровня воды в емкости. Одну банку закрывают плотно крышкой, другую оставляют открытой. Обе банки ставят на подоконник. В течение недели наблюдают процесс испарения воды, делая отметки на стенках емкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки, куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда емкость закрыта, испарение происходит медленнее (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Вывод: вода обладает свойством испаряться.

4. Откуда берется вода?

Цель: Сформировать представление о конденсации.

Материалы: емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка

Воспитатель накрывает емкость с водой охлажденной металлической крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать ее рукой. Выясняют, откуда появилась вода на крышке (это частицы воды поднялись с поверхности, не смогли испариться из банки в воздух и осели на крышке). Воспитатель предлагает повторить опыт с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет.

Вывод: Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара

Апрель 1. Вода. Животворное свойство воды.

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому. Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в оду (они оживают, дают корни)

Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой.

Наблюдение за проращиванием луковицы в пустой банке и в банке с водой

2. Вода. Разноцветные растения

Цель: Показать сокодвижение в стебле растения

Материалы:

Баночка из под детского питания, вода, синий пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки)

Развести пищевой краситель в баночке с водой. Поставить стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

3. Природный материал. Угадайка.

Цель: Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Материалы: Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы

Перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются. (Похожи по размеру, отличаются по весу) Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе. Детям предлагают с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый.

Вывод: одинаковые по форме и величине предметы могут иметь разный вес.

4. Природный материал. Бумажный вихрь.

Цель: Познакомить детей со свойствами бумаги (плотность, воспитывать наблюдательность

Материалы: Кусочки тонкой цветной бумаги и цветного картона.

Детям дают кусочки цветной бумаги и картона. Ребята сдувают их при помощи ветра», создаваемого дыханием, наблюдают за полетом. Кусочки какой бумаги летят лучше. Почему?

Вывод: Кусочки тонкой бумаги легче, поэтому они лучше летят. Кусочки картона тяжелее, поэтому они летят хуже.

Май 1. Вода. Фонтанчики

Цель: Развивать любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение

Материалы: пластиковые бутылки, спички, вода, таз

Воспитатель показывает детям картинки с изображениями разных фонтанов. Можно ли фонтанчик изготовить самим? Из чего его можно смастерить? Воспитатель обращает внимание детей на принесенные бутылки, спички и предлагает с помощью этих материалов изготовить фонтан. Воспитатель заранее проделывает дырочки в бутылках, а дети затыкают их спичками, наполняют бутылки водой, выдергивают спички и получается фонтанчик. Почему вода не выливается, когда в отверстиях стоят спички?

Вывод: вода не выливается из бутылок, так как отверстия в них заткнуты спичками

2. Природный материал. Волшебное сито.

Цель: Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита. Развивать самостоятельность

Материалы: Совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная, рис, песок, мелкие камешки.

У хозяйки случилось несчастье. Она нечаянно уронила банки с крупой и она вся перемешалась. Посмотрите, нет ли у нас каких-нибудь предметов, которые могут помочь нам?

Найдем вещества, которые можно просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков. Как отделить песок от камешков? Почему крупные предметы остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито?

Вывод: при просеивании через сито мелкие вещества ссыпаются вниз, а крупные предметы остаются в сите.

3.4. Диагностика

Водяная мельница

Опыт "Водяная мельница"

Оборудование: игрушечная водяная мельница, таз, стакан, тряпка.

Провести с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают ее свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей, показать им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Лить воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр попасти. Что видим? Почему мельница движется? Что ее приводит в движение?

Вывод: Вода приводит в движение мельницу. Отметить, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее. Дети играют с мельницей.


Песок, глина

Опыт с песком и глиной

Оборудование: Две ёмкости с песком и глиной.

Возьмем песок и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из ёмкости глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок.

Вывод: потому и говорят, что песок — «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок — рыхлый.

Сравнение частичек песка и глины

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.

Как песок и глина пропускают воду

Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.

Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

Как песок и глина сохраняют форму

Берём мокрый песок и глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.

Вода, вода, водичка. Запах, цвет, вес, форма

Опыты с водой

Оборудование. Два стакана: один пустой, другой наполнен водой. Мелкие предметы: монеты, маленькие игрушки, пуговицы.

Описание. Предложите спросить, что находится в стаканах. Один стакан поставьте на правую ладошку, другой – на левую. Какой тяжелее? (С водой.) Почему? Откройте, понюхайте. Как догадались, что это водичка? Какого она цвета? Есть запах? (Нет.) Налейте водичку в другой стакан. Показывайте предметы через банку, а дети будут называть, что увидели. Почему видны предметы через стакан? (Потому что вода прозрачная.) Перелить из стакана (лейка, чайник, кувшин) воду. Наливать можно, используя воронку.

Вывод: вода имеет вес, не имеет запаха, она прозрачная, водичка принимает форму только того сосуда, в который мы её переливаем.

Кристаллизация соли

Опыт с солью

Цель : экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация соли (сахар) в природе.
Задачи:
1.Приготовить солевой раствор.
2.Проследить за кристаллизацией соли.
3.Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе.
Материалы и оборудование: стакан, соль, чайная ложка, палочка, пищевой краситель, шнурок.
Ход эксперимента:
1.В стакан налить воды, добавить 3 столовые ложки соли и пищевой краситель.
2.Размешать воду до полного растворения соли.
3.Положить шнурок.
4.Стакан поставить на солнечное окно.
Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2-3 недели.






2024 © psynadin.ru.