Мышление без речи. Основные функции и качества речи


Мышление неразрывно связано с речью. Эта связь обозначает специфику психики человека (в отличие от животных, мышление которых является наследственным, остается наглядно-действенным, не может быть отвлеченным, последовательным познанием).

Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Человеческое мышление невозможно без языка. Чем лучше продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в речи.

Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться к этой мысли, более глубокому ее осмыслению, сравнивать одну мысль с другой.

Важную роль здесь играет внутренняя речь. Речь является материальной (словесной) оболочкой мышления.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражающаяся словом или группой слов.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Оно связано с непосредственно воспринимаемым предметом. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку. Мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена.

Речь – процесс общения людей посредством языка.

Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и Деятельности.

Рассуждение – четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

Мышление проходит 2 стадии:

1. Допонятийное (начальная стадия развития мышления у ребенка). Суждения одиночные, о данном предмете. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм, поэтому ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, воспринимать чужую позицию.

Эгоцентризм обусловлен:

  • нечувствительностью к противоречиям;
  • синкретизм (стремление связывать все со всем);
  • переход от частного к частному минуя общее;
  • отсутствие представлений о сохранении вещества.

2. Понятийное мышление.

Выготский, 5 этапов формирования понятий:

  1. 2 – 3 года. Ребенок складывает вместе похожие предметы (синкретизм).
  2. 4 – 6 лет. Дети используют элементы объективного сходства, но 3-й предмет похож только на 1.
  3. 7 – 10 лет. Могут объединять группы предметов по сходству, но не могут осознать и назвать общие признаки.
  4. 11 – 14 лет. Появляется понятийное мышление. Первые понятия формируются на основе житейского опыта, не подкрепленного научно.
  5. Юношеский возраст. Использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

По Карвасарскому Б.Д.

Мышление является высшей ступенью познания. Мышление, основываясь на чувственных образах и представлениях, отражает связи и отношения между предметами и явлениями материального мира.

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение существенных и закономерных связей и отношений между предметами и явлениями объективной реальности.

Мышление характеризуется рядом особенностей, что видно из определения, которые отличают его от других познавательных процессов.

1. В мышлении отражаются не только внешние, воспринимаемые свойства предметов, но и внутренние, существенные связи и отношения. Если в восприятии и представлении предмет отражается как целое, то в мышлении рассматриваются как минимум два компонента, между которыми устанавливаются определенные связи, отношения. Это обеспечивает более глубокое и точное отражение, так как вскрывает общее в предметах и явлениях, позволяет познать существенные их свойства, их сущность. Благодаря этому появляется возможность на основе наблюдения одних явлений познавать другие, связанные с ними. Это же создает возможность прогнозирования.

2. Мышление это процесс опосредствованного отражения. Опосредствованный характер мышления выражается в том, что человек, решая какую-либо задачу, оперирует знаниями и методами, сложившимися в процессе исторического развития общества, выходит за пределы того, что дано непосредственно в ощущениях, восприятиях, представлениях. Это создает возможность получить новые знания о предметах и явлениях.

3. Обобщенность мышления. Элементарное обобщение возможно уже на ступени чувственного познания. Однако там оно основывается на непосредственно доступных внешних, поэтому часто несущественных, свойствах предметов и ограничено пределами индивидуального опыта человека.

В восприятии отражается единичный объект (например, конкретный человек, определенного роста, пола, возраста, внешности). В представлении - общие признаки класса предметов (например, общие внешние признаки человеческой фигуры), в мышлении же отражаются существенные признаки на разных уровнях обобщенности . Это позволяет соотнести индивидуальные и видовые признаки, видовые и родовые (например, понятие о человеке - как представителе биологического вида, характеризующемся сознанием, членораздельной речью, трудовой деятельностью, производством орудий труда).

Важнейшей особенностью мышления является его проблемный характер .

Началом мыслительного процесса является постановка вопроса, выделение проблемы. Главным мотивом выдвижения проблемы является практическая потребность познания, потребность что-то понять в действительности. Выделение проблемы, как правило, сопровождается определенным эмоциональным возбуждением, интересом и сосредоточением внимания. Мы начинаем думать не тогда, когда все понятно, известно, а тогда, когда что-то еще остается непонятным, неизвестным, когда необходимо отделить незнание от знания.

Мышление имеет фазовый характер , хотя эти фазы могут быть и незаметны для человека, но как правило, вслед за постановкой проблемы наступает фаза выдвижения и перебора гипотез, а затем их проверки. Построение гипотезы является чрезвычайно сложным логическим процессом.

Бруннер выделяет различные типы выдвижения и проверки гипотез:

1. С самого начала человек формулирует все возможные гипотезы, последовательно их проверяет и исключает ложные;

2. Формулируется одна гипотеза, она проверяется и лишь, затем формулируется вторая гипотеза;

З. Гипотеза вообще не формулируется, а предпринимаются попытки случайно натолкнуться на верное решение;

4. Азартный поиск решения характеризуется бессистемностью действий (выдвинув одну гипотезу и не до конца ее, проверив, человек берется за проверку другой или одновременно начинает проверять разные взаимоисключающие гипотезы.)

Окончательным звеном мыслительного процесса является вывод, ответ, решение. В формулировании, проверке гипотезы и применении ее на практике большую роль играет отношение к возможной ошибке. Некритичное отношение к ошибке может завести исследователя в тупик. Правильное понимание ошибок обогащает исследователя. Типы принятия решений также могут быть разными.

Кулюткин и Сухобская выделяют 3 типа принятия решений: импульсивное, уравновешенное, осторожное.

Мышление осуществляется в форме речи, при этом основным элементом мысли является понятие.

Понятие отражает общее, существенное, закономерное в предметах и явлениях действительности. Понятие обозначается словом, поэтому мыслить понятиями - это значит мыслить словами. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества и усваиваются в процессе индивидуального развития человека. В процессе формирования понятий отражается развитие мышления, умение выделять в предметах существенные признаки и обобщать по этим существенным признакам.

Выготский, изучая процесс формирования понятий у детей, установили, что он проходит 3 ступени: на 1-й ступени - неупорядоченного множества - обобщение происходит по случайным признакам (так, ребенок 2 лет называет одним словом «киса» и, следовательно, объединяет в одну группу и меховую игрушку, и меховую шапку, и живую кошку). На 2-й ступени - мышления в комплексах - объединение предметов происходит по внешним, не существенным признакам (объединяя в группы геометрические фигуры, ребенок делает это на основании цвета фигур, а не их формы, которая для геометрической фигуры является существенным признаком). И, наконец, на 3-й ступени - истинных понятий - появляется возможность объединения предметов в группы по общим, существенным признакам. Выготский считает, что это происходит в возрасте 15- 16 лет. Понятия могут быть разной степени обобщенности: человек

мужчина - инженер; время года - зима - январь, и т. п. Оперирование понятиями может осуществляться в разных формах, прежде всего в форме суждений и умозаключений.

Суждение - это утверждение или отрицание каких-либо связей или отношений между предметами или явлениями.

Суждения могут быть:

а) общими (все растения имеют корень; воспалительные процессы сопровождаются повышением температуры),

б) частными (некоторые лекарственные средства имеют побочные действия), единичными (этот пациент болен гриппом).

К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что воспринимается, так и опосредованно, путем умозаключений.

Умозаключение представляет оперирование не отдельными понятиями, а суждениями. Каждое умозаключение состоит из нескольких суждений (посылок) и следствия из этих посылок.

Возьмем два суждения: животный белок является аллергеном. Молоко содержит животный белок. Из этих суждений вытекает следствие: молоко может явиться аллергеном.

Оперирование понятиями возможно в различных формах:

а) индукции (от частного к общему),

б) дедукции (от общего к частному).

Для детского и патологического мышления характерна также такая форма, как

в) трансдукции - умозаключение, переходящее от одного частного или единичного случая к другому частному или единичному случаю, минуя общее, так как в трансдуктивном мышлении нет обобщения.

Учение о понятиях, суждениях и умозаключениях составляет предмет логики. Логика изучает законы мышления, формы мысли. Психология изучает мыслительный процесс личности с ее индивидуальными особенностями.

Операции мышления.

Всякая мыслительная деятельность есть аналитико-синтетическая деятельность мозга, а основным звеном мышления являются мыслительные операции. Таковыми являются анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, абстрагирование.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение отдельных его свойств или сторон.

Анализ ситуации, в результате которого вычленяются известное и искомое, является началом решения задачи.

Синтез - это мысленное соединение частей, предметов или явлений.

Синтез восстанавливает расчлененное анализом целое, вскрывая существенные связи и отношения элементов, выделенных анализом.

Сравнение - позволяет устанавливать сходство или различие между предметами и явлениями на основе мысленного выделения их частей или свойств.

Обобщение - это мысленное выделение в предметах и явлениях общего и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом.

Необходимой предпосылкой обобщения является сравнение предметов. Обобщение может опираться на разные признаки, но самое важное значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков не только общих, но и существенных для данных предметов или явлений. Именно такое обобщение ведет к образованию понятий, к открытию законов.

Примером обобщения по несущественному признаку может быть следующая фраза: «Шли два студента и дождь, один - в университет, второй - в пальто, третий - в осенний вечер». Или объединение в одну группу таких понятий, как старый, дряхлый, маленький, ветхий.

Обобщенность мышления, умение выделять в предметах существенные признаки является одним из важнейших показателей уровня развития мышления.

При умственной отсталости, задержке психического развития характерным является неумение правильно обобщать предметы и явления.

Систематизация, или классификация - это мысленное распределение предметов по группам и подгруппам в зависимости от их сходства и различия. В зависимости от того, какой признак кладутся в основу, классификация могут быть разные.

Примером классификации могут быть систематика животного мира, классификация ощущений, о которой говорилось выше, различные классификация заболеваний.

Абстракция - это важнейшая характеристика мышления, которая представляет собой отвлечение каких-либо свойств предметов и явлений от других и их изолированное рассмотрение.

Научная абстракция является непременным условием познания сложных объектов, которые невозможно познать сразу и целиком.

Виды мышления.

Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет говорить о существовании различных видов мышления.

В зависимости от характера решаемой задачи, от того, с чем оперирует мысль, выделяют З вида или уровня мышления, которые развиваются в процессе онтогенеза последовательно:

1. Предметно-действенное мышление, или ручное - мыслительные операции происходят в действиях с конкретными предметами;

Предметно-действенное мышление является ведущим у ребенка до 2 -3 -летнего возраста и проявляется в процессе непосредственных действий с предметами.

Этот вид мышления является исходным в формировании любой мыслительной операции. Для него характерен целый ряд особенностей:

а) Оно тесно связано с конкретной ситуацией, осуществляется в процессе практической деятельности.

Этот вид мышления насыщен эмоциональными тенденциями. Для него характерен синкретизм, проявляющийся в том, что случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не отражающий сути предмета; преобладает трансдуктивный характер связей (отсутствие иерархии признаков: родовидовых, частное-общее и т. п.)

б) Низкая критичность по отношению к своим действиям. Одним из главных признаков предметно-действенного мышления является эгоцентризм, проявляющийся в том, что ребенок не понимает относительности явлений, предметы рассматриваются им вне связи с другими предметами, а точкой отсчета в рассуждениях является сам субъект

Пиаже показал это целым рядом конкретных случаев, например, ребенок 5 лет идет по улице, наблюдая за Луной, и считает, что Луна следует за ним, когда он войдет в булочную, Луна остановится и подождет его.

Эти особенности предметно-действенного мышления делают его недостаточно эффективным.

2. Наглядно-образное мышление, в котором основной единицей мышления является образ

Наглядно-образное мышление также характеризуется синкретизмом, насыщено эмоциями, для него характерна низкая критичность и эгоцентризм, невозможность правильного соотнесения частного и общего, непонимание обратимых отношений.

Предметно-действенное и наглядно-образное мышление - это допонятийные виды мышления, так как они ограничены проблемами, касающимися конкретных, реальных объектов и операций с ними, а оперирование понятиями носит случайный, не всегда осознанный характер.

3. Словесно-логическое, или понятийное мышление (ведущий для человека вид мышления), в котором в качестве основной единицы выступает понятие.

Понятийное мышление - это всегда осознанное вербализованное мышление.

Важнейшей характеристикой понятийного мышления является децентризм в противовес эгоцентризму допонятийного мышления. Децентризм проявляется в том, что логически мыслящий человек выходит за пределы собственной системы отсчета.

Это связано с тем, что внутри каждого понятия имеются разные уровни обобщенности, которые не зависят от системы отсчета, связанной с субъектом. В связи с тем, что движение мысли идет не на одном уровне, появляется возможность правильного соотнесения частного и общего, понимание обратимых операций. В связи с этим постепенно (по данным Пиаже, с 11-12 лет) формируется способность размышлять логически об абстрактных отвлеченных проблемах, появляется потребность проверить правильность своих мыслей, принять точку зрения другого человека, мысленно учитывать и соотносить одновременно несколько признаков или характеристик объекта. Так называемая «обратимость» мышления позволяет менять направление мысли с прямого хода рассуждения на обратный, возвращаться к исходному состоянию того или иного объекта. Ребенок начинает понимать, например, что сложение - это действие, противоположное вычитанию, а умножение делению. Появляется чувствительность к чужому опыту и возможность включения чужого исторического опыта в собственную систему мышления. для понятийного мышления характерна высокая критичность и полнота понимания, включая понимание скрытого, переносного смысла и подтекста.

Мышление взрослого человека включает признаки всех трех видов: ручного, наглядно-образного и понятийного.

Соотношение этих видов мышления определяется не только возрастными, но и индивидуальными особенностями и связано с доминированием одного из полушарий.

Преобладание действенного и наглядно-образного мышления характерно для людей с доминирующей активацией правого полушария. Как правило, такие люди более успешны в технических видах деятельности, им легче даются геометрия и черчение, они склонны к художественным видам деятельности, У лиц с доминированием левого полушария отмечается более высокая успешность теоретического, вербально-логического мышления, они более успешны в математике (алгебре), научной деятельности. В практической деятельности взрослого человека происходит постоянный переход от практического к образному и логическому мышлению и наоборот. Для развитого практического мышления, как показал Теплов, характерно «умение быстро разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно находить правильное решение», то есть то, что обычно называют интуицией.

Интуиция и логика

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малой осознанностью, в отличие от дискурсивного, поэтапно развернутого, осознанного мышления.

Природа интуиции теснейшим образом связана с развитием пространственных представлений, а логическое мышление, опирающееся на приобретенную сумму знаний и опыт, сочетается с относительным преобладанием наглядности. Высокая скорость интуитивного решения задач обусловлена перестройкой процессов логического и образного мышления. Оно приобретает особую значимость в сложных ситуациях деятельности (сложность обстановки, дефицит времени, необходимость учета противодействующих сил, высокая ответственность за каждое решение). Именно этими параметрами и характеризуется деятельность врача. Поэтому в практической деятельности врача все указанные виды мышления выступают в единстве.

Творческое и критическое мышление.

Если рассматривать мышление с точки зрения новизны, оригинальности решаемой задачи, то можно выделить:

мышление творческое (продуктивное, дивергентное, креативное) и воспроизводящее (репродуктивное, конвергентное).

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование решения задачи.

Гилфорд, известный исследователь креативного мышления, выделил 4 основных фактора креативности.

1. Оригинальность характеризует своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, способность давать нестандартные ответы.

2. Гибкость - способность к разнообразию ответов, к быстрому переключению. Определяется обычно степенью разнообразия ответов, возможностью придумать как можно больше способов применения обычных вещей или в способности изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности (например, как из 6 спичек построить 3 треугольника со стороной в 1 спичку).

3. Интеграция как способность одновременно учитывать несколько противоположных условий, подпосылок или принципов.

4. Чувствительность как умение подметить едва заметные детали, сходство или различие.

Изучая креативное мышление, Торранс установил, что пик креативности отмечается в детском возрасте (от 3,5 до 4,5 лет), затем она возрастает в первые три года обучения в школе и в предпубертатном периоде. В последующем отмечается тенденция к ее снижению. Этому способствует жесткая алгоритмизация школьного обучения, требования социальной среды, накладывающей ограничения на проявления нестандартного поведения. Вместе с тем прогресс человечества обеспечивается именно креативными, творческими личностями

В качестве препятствий творческого мышления, часто неосознанных, выступают:

Конформизм (стремление быть как все, боязнь выделиться)

Именно из-за конформизма существует внутренняя цензура - человек отбраковывает все, что может оказаться непринятым другими людьми;

Ригидность - стремление мышления идти проторенными путями, решать задачи привычными способами

Излишне высокая мотивация, стремление найти ответ немедленно также часто заставляет человека использовать первое пришедшее в голову решение, которое, как правило, не является новаторским.

Поэтому лучшие решения приходят на отдыхе.

Если человек хочет мыслить творчески, он должен научиться предоставлять свободу своим мыслям. Для этого применяется метод свободного ассоциирования, которое используется также и в психотерапии. Для активизации творческого мышления при решении сложных задач Осборн предложил метод мозгового штурма. В методе мозгового штурма организуется деятельность группы специалистов, которым задается тема, разрешается свободное высказывание любых идей и исключается критика этих идей. Эффективность метода основана на том, что групповая ситуация стимулирует выработку новых идей (средний человек в группе дает вдвое больше идей), по мере увеличения количества идей улучшается их качество. Мозговой штурм должен обязательно проводиться несколько дней, поскольку, как уже было упомянуто выше, лучшие решения приходят на отдыхе. Оценивать результаты должны эксперты, не участвующие в работе группы, так как критичность по отношению к своим идеям у человека, как правило, снижена.

Критическое мышление - проверка предложенных гипотез с целью определения области их возможного применения. Можно сказать, что творческое мышление создает новые идеи, а критическое выявляет их недостатки и дефекты.

Исходя из всего сказанного, при описании мышления можно выделить такие его качества: глубина-поверхностность; широта-узость; быстрота-медленность; гибкость-ригидность; оригинальность-тривиальность.

Речь

Речь очень тесно связана с мышлением, так как мысль существует в слове и выражается словом.

Речь - применение языка в процессе общения для передачи мыслей, воли, чувств.

Язык - это строго нормализованная система средств общения.

Речь - это особая и наиболее совершенная система средств общения, свойственная только человеку.

Физиологические основы речи:

Речь обеспечивается определенными периферическими системами; второй сигнальной системой и мозговыми центрами речи.

К периферическим системам относят:

Энергетическую систему: легкие и диафрагма – необходимые для возникновения звука;

Генераторную систему: связочный аппарат – образует звуковые волны;

Резонаторная система: носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

Работа второй сигнальной системы заключается, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Способность человека к анализу и синтезу речи связана с определенными мозговыми центрами:

Левое полушарие головного мозга

Слухоречевая зона коры больших полушарий головного мозга – задняя часть височной извилины (центр Вернике)

Зона Брока – нижний отдел третьей лобной извилины.

Кроме того речь обеспечивается функционирование определенных физиологических механизмов:

Синтагматические механизмы, которые отражают динамическую организацию речевого высказывания и её физиологические характеристики при работе коры головного мозга

Парадигматические механизмы, отражающие связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематические, семантические, артикуляционные и т.д.).

Механизмы восприятия речи: Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Он анализируется на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

Функции речи:

Сигнификативная, обозначающая функция: В отличие от звуковой сигнализации животных, содержанием языка является не выражение внутреннего состояния, а обозначение, сигнализация объективных вещей, предметов, явлений;

Функция обобщения: Слово обозначает не столько единичный предмет, сколько категорию, общие связи предметов;

Коммуникативная функция: Позволяет устанавливать контакт между людьми.

В коммуникативной функции речи можно выделить 3 аспекта:

1) информационный аспект: речь выступает как способ передачи информации от одного человека к другому и от поколения к поколению;

2) выразительный аспект: речь это средство передачи чувств, отношений, при этом большое значение имеют интонация, экспрессивные, паралингвистические составляющие - жесты, мимика, пантомимика;

3) речь как побуждение к действию, волеизъявление.

Виды речи:

У человека различают:

    Сенсорную речь (то есть понимание речи) и экспрессивную речь (то есть способность говорить)

    Речь может быть внешней и внутренней:

Внутренняя речь – обслуживает процесс мышления. Часто мы говорим сами с собой «про себя» и «для себя», беззвучно обсуждаем сложившееся положение, намерение или мысль. Этот «внутренний голос» становится особенно заметным, когда человек находится в ситуации логического затруднения или нравственного противоречия. Внутренняя речь связана, с одной стороны, с формированием мысли, с другой стороны - с нравственным самосознанием личности, ее совестью, установками и потребностями.

Внешняя речь в свою очередь делится на:

Письменную речь. Письменная речь по своим механизмам - зрительно-слухомоторная. Никаких внеречевых средств воздействия, которые есть в устной речи, в письменной речи нет. Это требует от нее развернутости, связности, логической стройности. Письменная речь требует большей ответственности, так как она сохраняется в роли документа.

Устную речь. Устная речь характеризуется некоторыми отличительными признаками, важнейшими из которых являются ситуационность - она зависит от конкретных обстоятельств, условий, в которых происходит общение; обращенность - направленность к определенному лицу, собеседнику; эта речь поддерживаемая, ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих.

    Монологическая речь - длительное последовательное связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь - связная, контекстная, подчиняется требованиям, которые предъявляются к логической мысли: она должна быть последовательной, доказательной, не терпит неправильного построения фраз, предъявляет требования к темпу и звучанию.

    Диалогическая речь – разговор. Здесь участвуют более двух человек

Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. Благодаря речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она и становится непосредственной действительностью для ее субъекта, других людей и нас самих. Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

Формулируя свои размышления вслух для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому ее пониманию. Благодаря этому и становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т. е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

В слове заключены важнейшие предпосылки дискурсивного , т. е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости снова вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования.

Вопрос о связи мышления и речи является для психологии крайне важным. Он привлекал к себе внимание ученых на протяжении всей истории развития психологических исследований. Предлагаемые решения были различными – от полного разделения речи и мышления и признания их совершенно независимыми друг от друга функциями до столь же однозначного и безусловного их соединения вплоть до абсолютного отождествления. Современная психология рассматривает мышление и речь как неразрывно связанные, но в то же время самостоятельные реальности.

Значительный вклад в решение проблемы соотношения мышления и речи внес Л.С. Выготский. Он писал: «Слово так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет: оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. Но слово – это также и средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением».

С точки зрения Л.С. Выготского, первоначально мышление и речь выполняли различные функции и развивались относительно самостоятельно. В филогенезе и онтогенезе мышления и речи отчетливо выделяется доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи. У маленьких детей и высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением, – выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением, – в свою очередь есть такие виды мышления, которые не связаны с речью.

Л.С. Выготский считал, что в возрасте около двух лет наступает критический, переломный момент: речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым. Признаками наступления перелома в развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение словарного запаса ребенка и стремительное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок впервые открывает для себя символическую функцию речи, осознает обобщающее значение слова как средства общения и начинает пользоваться им как для коммуникации, так и для решения задач. Ребенок начинает называть разные предметы одним и тем же словом – это прямое доказательство того, что он усваивает понятия.

В окружающем нас мире бесконечно много различных предметов и явлений. Если бы мы стремились назвать каждое из них отдельным словом, то тот словарный запас, которым мы должны были бы пользоваться, стал бы необозримым, а сам язык – недоступным человеку. Такой язык не мог бы служить средством коммуникации. Однако нам нет необходимости придумывать специфическое название, отдельное слово для каждого отдельно существующего предмета или явления. В своем общении и мышлении мы вполне обходимся словарным запасом, количество слов в котором намного меньше числа обозначаемых с их помощью предметов и явлений. Это возможно потому, что каждое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету, а к целому классу однотипных предметов, выделяемых по совокупности общих, специфических и существенных признаков. Понятие определяется как форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятие позволяет обобщать и углублять знания об объекте, выходя в его познании за пределы непосредственно воспринимаемого. Понятие выступает как важный элемент не только мышления и речи, но и восприятия, внимания, памяти. Оно придает всем этим процессам избирательность и глубину. Пользуясь понятием для обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически видим в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем нам дано непосредственно через органы чувств.

Из множества качеств и свойств, заключенных в слове-понятии, ребенок сначала усваивает лишь те, которые непосредственно выступают в совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем, по мере получения и обогащения жизненного опыта, им усваивается более глубокий смысл понятия, включая и те качества соответствующих предметов, которые прямо не воспринимаются. Процесс формирования понятия начинается задолго до овладения речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда ребенок уже достаточно овладел речью как средством общения и развил свой практический интеллект.

Первое слово ребенка выступает по своему значению как целая фраза. То, что взрослый выразил бы в развернутом предложении, ребенок передает одним словом. В развитии семантической (смысловой) стороны речи ребенок начинает с целого предложения и только затем переходит к использованию частных смысловых единиц, таких как отдельные слова. В начальный и конечный моменты развитие семантической и физической (звуковой) сторон речи идет разными, как бы противоположными путями. Смысловая сторона речи разрабатывается от целого к части, в то время как физическая ее сторона развивается от части к целому, от слова к предложению.

Для понимания отношения мысли к слову важное значение имеет внутренняя речь . В отличие от внешней речи она обладает особым синтаксисом. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения. Основной синтаксической формой внутренней речи является предикативность. Примеры предикативности обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, «без слов» понимающих, о чем идет речь. Таким людям нет, например, никакой необходимости в том, чтобы всегда называть предмет разговора, указывать в каждом произносимом ими предложении или фразе подлежащее: в большинстве случаев оно им хорошо известно.

Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т. е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным смыслом, взятым по отдельности от каждого объединенного в нем слова. Так, в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания. Слово во внутренней речи является «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не одно предложение. Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно не похожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления, «опосредующий динамическое отношение между мыслью и словом». Внутренняя речь есть процесс мышления чистыми значениями.

Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает так называемая эгоцентрическая речь . Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя. Наибольшего развития она достигает в трехлетнем возрасте, когда дети, играя, как бы разговаривают сами с собой. Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляет вслух, произнося в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает. Эгоцентрическая речь выступает как внешняя по форме и внутренняя по по ее психологическому значению. По мере развития внутренней речи эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание ее внешних проявлений следует смотреть, как считал Л.С. Выготский, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речи внутренней.


| |

О том, как связаны мышление, речь и деятельность человека, существует немало научных работ и обсуждений, достойных внимания. Вообще, всё, что касается людей и их жизнедеятельности, представляет собой определенный интерес. Особенно если затрагивается тема мыслительных процессов. Впрочем, обо всём по порядку.

Вкратце о понятиях

Прежде чем рассказывать о том, как связаны мышление, речь и деятельность человека, внимание стоит уделить терминологии.

Итак, мышление. Этот процесс постоянно осуществляется каждым из нас, мы пониманием, о чём идет речь, когда упоминается данный термин, но что он собой представляет? Мышление - это психический процесс, связанный с обработкой информации и установлением связи между определёнными явлениями и объектами окружающего мира. В нейропсихологии - одна из высших функций. Поскольку мышление - это то, что имеет определенную цель, мотив, систему операций и действий, а также следующий за всем этим результат.

Речь, в свою очередь, является не только формой общения, при которой задействуются языковые конструкции. Это орудие интеллектуальной деятельности, которой и является мышление. Правда, сюда ещё относится память, воображение и восприятие.

И, наконец, деятельность. В узком понимании это процесс, в ходе которого субъект взаимодействует с объектом, чтобы достичь заранее определённой цели. Строго определив для себя значение терминов, можно понять, как связаны мышление, речь и деятельность человека. Но об этом нужно поговорить отдельно.

От мыслей - к действиям

Наверняка эта фраза хорошо знакома каждому. И в ней - ответ на упомянутый выше вопрос.

Деятельностью является активность человека, которая несёт в себе определённый смысл. В любом случае, чего бы она ни касалась, её подразделяют на этапы. Первым делом устанавливается цель. Тут важна мотивация. Установка цели и поиск мотивации связаны с процессом анализа, в ходе которого человек «разбирает» ситуацию на кирпичики, после чего проектирует свои действия. Затем следует процесс их осуществления (как долго он длится, зависит от цели) и достижение результата.

Простой пример: человек хочет купить квартиру. Допустим, за 1 500 000 рублей. Цель - заработать эту сумму. Мотивация заключается в желании обрести собственность, личную «крышу над головой» и определенную независимость. Проектирование действий: найти работу с минимальным доходом в 45 000 рублей. Из которых 30 000 будут откладываться на покупку собственности - тогда за 50 месяцев (если следовать плану) цель будет достигнута. Когда сумма будет накоплена, а жильё приобретено, человек сравнит свои результаты с ожиданием, сверит, уложился ли он в срок и т. д. На этом примере видно, что каждое действие (то есть деятельность) связано с мышлением - с анализом, рассуждениями, просчетами, составлением плана и определением для себя каких-то выводов.

Речевой аспект

Но как мышление связано с речью? Ответ прост - неразрывно. Непосредственная связь обусловлена спецификой человеческой психики. Человек, на достойном уровне владеющий речью, может выделять для себя определенные объекты, их свойства и явления и закреплять понятия, сложившиеся о них, в определенном слове или выражении.

Можно выразиться проще. Иными словами, мысль, выраженная словом, обретает неплохую материальную оболочку. Так было всегда. Человеческое мышление связано с речью - примеры это подтверждают. Ведь всякая возникающая в голове идея развивается неразрывно от слова. Чем глубже и основательнее человек продумывает ту или иную мысль, тем четче её можно выразить при помощи слов.

Мнение Л. С. Выготского

Это авторитетная личность в мире психологии. Лев Семенович известен, как создатель культурно-исторической теории и специалист по педологии и когнитивному развитию ребёнка. Он очень понятным, доступным образом объясняет то, как связаны речь и мышление. Выготский полагал, что они изначально существовали раздельно и выполняли разные функции. То, что в онтогенезе и филогенезе существовала доречевая фаза в развитии интеллекта, - подтверждённый учеными факт.

И ещё один нюанс. В речи тоже существует фаза, наблюдаемая до возникновения интеллекта. Есть яркий пример - это дети и высшие животные. Наблюдая за ними, каждый может понять, что у них есть особенное, своеобразное средство коммуникации (иногда даже не одно), которое не связано с мышлением. Сюда относится мимика, жесты, движения - всё, что отражает внутреннее состояние.

Так вот, Выготский полагал, что в случае с человеком всё меняется тогда, когда ему исполняется два года. В этот момент речь становится интеллектуальной. Мышление же, в свою очередь, - речевым. Словарный запас ребёнка расширяется, он начинает задавать вопросы, которые, как известно, из ниоткуда не берутся. Перед тем как что-то спросить, малыш осуществляет умственную, мыслительную деятельность. Минимальную, в силу его способностей. Но всё же она имеет место. И с каждым годом развитие и взаимосвязь речи и мышления растёт.

Сила - в словах

Человек порой даже не представляет, какой необыкновенной способностью он обладает. Он может говорить! Только человеку это под силу, и никакому другому живому существу в мире. Очень важно уметь владеть своей речью. Желательно, всеми её видами, которых немало. К сожалению, большинство пользуется лишь устной - путём вербального общения.

Но есть ведь ещё письменная. Текстовая речь подразумевает использование графики и синтаксических конструкций, соответствие композитно-структурной организации. Чтобы создать хороший, читаемый текст, человек должен быть мыслящим. Поскольку мало просто написать. Надо сделать это так, чтобы читатель понял, что автор пытался до него донести. Именно поэтому все ораторы составляют тексты своих выступлений. Люди, готовящие речь, сначала пишут её на бумаге, после чего репетируют.

Внутренняя речь

Это особенный аспект. И его нельзя не отметить вниманием, говоря о том, как связаны мышление, речь и деятельность человека. Использование языка вне процесса реальной коммуникации чаще всего сопровождает действие. Это будто бы «бегущая строка» нашего сознания. Внутренняя речь - средство мышления, для которого характерны такие специфические единицы, как предметные значения, коды, схемы и образы. Это ещё называется внутренним программированием.

Классификация действий по Веберу

Наверняка многие слышали про немецкого социолога по имени Макс Вебер. Вот именно он предложил весьма интересную и правильную классификацию действий. Именно в социальном контексте. Вот какие действия выделял учёный:

  • Целерациональные. Те, которые ориентированы на достижение четкой и разумной цели, которую определил для себя человек в процессе мышления.
  • Ценностно-рациональные. То есть те, которые основаны на ценностях (эстетических и моральных) и убеждениях. К ним человек, естественно, тоже приходит в процессе анализа.
  • Аффективные. Действия, которые человек осуществляет бесконтрольно, под влиянием страха, ненависти, злости и ярости. В данном случае как раз мышление и отсутствует - эмоции затмевают разум.
  • Традиционные. То есть, иными словами говоря, привычки, которые также вырабатываются не просто так, а потому, что однажды человек решил, что он будет так поступать. Например, пить воду по утрам, потому что так пробуждается и тонизируется организм. Однажды он это проанализировал, и потом это вошло в привычку.

Эта классификация наглядно демонстрирует прямое отношение действий к мышлению. Что неудивительно, ведь Вебер недаром считается создателем понимающей социологии и одним из основоположников социологической науки.

Формы проявления

Рассказывая о том, как связаны мышление, речь и деятельность человека, нельзя не затронуть вниманием и виды логических операций. А также формы их проявления.

Итак, имеет место сравнение, синтез и анализ, а также абстракция, конкретизация, дедукция и индукция. Мышление - основа для поведения и адаптации человека. Это неразрывно связано с деятельностью, так как именно в её процессе удается разрешить определённый ряд задач. Поскольку деятельность является формой активного отношения, проявляемого человеком к окружающему миру. Она регулируется сознанием, а порождается потребностями. И совершенно ясно, как к этому относится язык и речь. Связь мышления с развитием речи очевидна. Взять, к примеру, классификацию. Недаром есть такое понятие, как абстрактно-логическое мышление. Оно осуществляется такими категориями, которых нет в природе. Только человек может владеть данным видом мышления, поскольку он владеет речью, помогающей ему рассуждать, выражать свои мысли и формировать ответы на вопросы, которые нередко он задаёт себе сам. В конце концов всё это приводит к суждению и умозаключению. Вот как связаны между собой мышление и речь.

Мышление есть высшая психическая функция человеческого сознания. Осмысление окружающей реальности начинается с восприятия случайных ощущений и различных их сочетаний, отражающих суть вещей и их взаимосвязь. Задача мышления состоит в познании действительности путем сопоставления и раскрытия необходимых в реальной конкретной ситуации связей и отделения их от случайно возникающих в каком-либо частном случае.


Человеческое мышление способно формировать мысль как в речевой, так и в наглядно-действенной и наглядно-образной форме и включает в себя как чувственные образы, так и абстрактные, теоретические понятия.


Речь не могут существовать вместе и отдельно друг от друга, но понятиями тождественными не являются. Так, одну и ту же мысль разные люди могут выражать разными словами. Существуют также некоторые простейшие разновидности речи, имеющие чисто коммуникативные функции, т.е. не связанные с мышлением напрямую. Такими разновидностями являются мимика, жесты, язык телодвижений, речь детей раннего возраста. Вообще же речь – это не просто инструмент, позволяющий вынести во вне мысль уже готовую, оформившуюся. Порой словесная форма позволяет не просто сформулировать, но и сформировать мысль.


Мышление – понятие сложное и многогранное, поэтому трактуется и классифицируется с разных сторон. Например, советский ученый С.Л. Рубинштейн считая, что мышление есть понятие неделимое, все же разделял его - хотя и условно - на наглядное и теоретическое. Отмечая, что второй тип соответствует более высокому уровню мышления, он подчеркивал, что оба вида существуют в единстве и постоянно один в другой переходят. Рубинштейн считал ошибочной мысль Гегеля о том, что образное мышление соответствует низшему уровню, поскольку «образ обогащает мысль» и позволяет передать не только факт явления, но и отношение к нему.


Психологи считают, что на высшем, словесно-логическом уровне мышления, мысль и слово связаны практически неразделимо. В своих работах известный советский психолог Л.С. Выготский ввел единицу словесно-логического мышления – . Он писал, что значение слова в равной степени может быть отнесено как к мышлению, так и к речи. С одной стороны оно отражает то содержание, которое вкладывают в него носители языка при общении, чтобы быть понятыми друг другом. Другими словами, понимание достигается за счет взаимного обмена значениями слов, т.е. речи.


С другой стороны, значение слова есть понятие. Термин «понятие» отражает особенность человеческого мышления обобщать и выделять существенные свойства, особенности и отношения предметов или явлений по чисто специфическим признакам. Отсюда следует, что значение является и единицей мышления на его высшем словесно-логическом уровне.







2024 © psynadin.ru.