Какую политику по отношению к церкви проводило советское государство. Какую политику по отношению к церкви проводило советское государство Становление новой культуры в 1930 е


Несмотря на тоталитарный контроль государства на все сферы культурного развития общества, искусство СССР в 30 х годах 20 века не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния из запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино.

Отличительной чертой советского литературного процесса этого периода стала конфронтация писателей на две противоположные группы: одни литераторы поддерживали политику Сталина и прославляли мировую социалистическую революцию, другие всячески противостояли авторитарному режиму и осуждали антигуманную политику вождя.

Русская литература 30-х годов переживала свой второй расцвет, и вошла в историю мировой литературы как период Серебряного века. В это время творили непревзойденные мастера слова: А. Ахматова, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Цветаева, В. Маяковский.

Свою литературную силу показала и русская проза: творчество И. Бунина, В. Набокова, М. Булгакова, А. Куприна, И. Ильфа и Е. Петрова прочно вошли в гильдию мировых литературных достояний. Литература в этот период отражала всю полноту реалий государственной и общественной жизни.

В произведениях освещались те вопросы, которые волновали общественность в то непредсказуемое время. Многие русские литераторы вынуждены были бежать от тоталитарных преследований власти в другие государства, однако и заграницей они не прерывали свою писательскую деятельность.

В 30-х годах советский театр переживал период своего упадка. В первую очередь театр рассматривался как основной инструмент идеологической пропаганды. Бессмертные постановки Чехова со временем сменялись псевдореалистическими спектаклями, прославляющие вождя и коммунистическую партию.

Выдающиеся актеры, которые всячески пытались сохранить самобытность русского театра, был подданы суровым репрессиям отцом советского народа, среди них В. Качалов, Н. Черкасов, И. Москвин, М. Ермолова. Такая же участь постигла талантливейшего режиссера В. Мейерхольда, создавшего свою театральную школу, которая была достойной конкуренцией прогрессивного запада.

С развитием радио, в СССР начался век зарождения эстрадной музыки. Песни, которые транслировались по радио и записывались на пластинках, стали доступными для широкой аудитории слушателей. Массовая песня в Советском союзе была представлена творчеством Д. Шостаковича, И. Дунаевского, И. Юрьева, В. Козина.

Советская власть полностью отрицала джазовое направление, которое было популярным в Европе и США (так в СССР игнорировалось творчество Л. Утесова первого русского джаз- исполнителя). Вместо этого приветствовались музыкальные произведения, которые прославляли социалистический строй и вдохновляли нацию на труд и подвиги во имя великой революции.

Киноискусство в СССР

Мастера советского кинематографа этого периода смогли достигнуть значительных высот в становлении этого вида искусства. Огромный вклад в развитие кино внесли Д. Ветров, Г. Александров, А. Довженко. Символом советского кинематографа стали непревзойденные актрисы - Любовь Орлова, Рина Зеленая, Фаина Раневская.

Многие фильмы, также как и другие произведения искусства служили пропагандистским целям большевиков. Но все же, благодаря мастерству актерской игры, внедрению звука, качественных декораций советские фильмы и в наше время вызывают подлинное восхищение современников. Такие ленты как «Веселые ребята», «Весна», «Подкидыш» и «Земля» - стали настоящем достоянием советского кинематографа.

Революционные события раскололи
интеллигенцию и творческую среду на тех,
кто покинул Родину, и тех, кто, приняв
революцию, активно участвовал в создании
новой культуры.

Образование
Одним из центральных направлений политики в области культуры
была работа по ликвидации неграмотности среди населения.
Накануне Октября 1917 г. примерно три четверги всего взрослого
населения России не умели ни читать, ни писать. К концу
тридцатых годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г.
этот показатель составлял 27 %.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в
возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте
на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли
быть привлечены к уголовной ответственности.

К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по
подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и
крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей
общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры).

Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития
гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить
исследования ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских,
было заявлено громко и жестко: в 1922 г. группа видных философов,
историков, экономистов, социологов была выслана из страны. С выходом
«Краткого курса истории ВКП(б)» появился своеобразный «эталон», с
которым сверялось все написанное и высказанное.

НАУКА
В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной.
Выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским, А. Ф. Иоффе, П.
Л. Капицей, Н. И. Вавиловым, С. В. Лебедевым, Н. Д. Зелинским, А. Н.
Туполевым, И. В. Курчатовым и др. Государство, особенно с началом
индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в
развитие точных и естественных наук значительные средства

Академия наук СССР была образована постановлением ЦИК и СНК
СССР от 27 июля 1925 года на основе Российской академии
наук (до Февральской революции - Императорская СанктПетербургская Академия Наук). В 1925 году был торжественно
отмечен её 200-летний юбилей. К этой дате был принят новый устав.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д.В.Скобельцын, Л.И.Мандельштам, И.В.Курчатов
внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А.Микулин, В.Я.Климов,
А.Д.Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных
двигателей. Громадная заслуга в решении ряда проблем принадлежит
С.В.Лебедеву и А.Е.Фаворскому. Выдающихся успехов добились физиологи и
биологи И.П.Павлов и И.В.Мичурин. Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова
была создана отечественная генетика. К.Э.Циолковский и Ф.А.Цандер
разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В
СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в
изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин.

30-е годы - это время расцвета самолетостроения. Советские ученые и
техники создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики
ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 году на
самолете АНТ-25 В.В.Чкалов, Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков совершили
беспересадочный полет Москва-Портленд (США) через Северный полюс,
преодолев расстояние 10 тысяч километров. Полет продолжался 63 часа.
Ему придавали огромное значение. Была установлена воздушная
магистраль СССР-США через Северный полюс.

Достижения и потери науки в 30-е годы
Достижения
Потери
Арест ученых, несогласных с тем, что
Советская физическая школа (С. И.
все науки носят политический
Вавилов, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица,
характер
Л. И. Мандельштам) Исследования
Критика генетики и репрессии в
атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Б.
отношении ученых генетиков (Н. И.
В. и И. В. Курчатовы)
Вавилов, Н. К. Кольцов и др.)
Развитие химии (Н. Д. Зелинский и
Нарушение традиций русской
др.) – производство синтетического
исторической науки (появление
каучука, пластические массы
новой дисциплины «история партии»,
Развитие биологии (Н. И. Вавилов, Д.
выпуск книги «История ВКП (б).
Н. Прянишников и др)
Краткий курс» под личной редакцией
Сталина)


Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.
В общественном сознании тридцатых годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с "вождизмом". В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Иосифа Виссарионовича Сталина. Принципы классовой борьбы нашли своё отражение и в художественной жизни страны. Таким образом, советская национальная культура к середине тридцатых годов сложилась в жёсткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке. Среди ценностей официальной культуры доминировали верность делу партии и Правительства, Патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. С 17 по 31 августа 1934 года состоялся первый съезд писателей. Творческим методом советской литературы и искусства был объявлен «соцреализм». Впервые этот термин появился 25 мая 1932 года на страницах «Литературной газеты», а через несколько месяцев его принципы его были предложены в качестве основополагающих для всего советского искусства на таинственной встрече Сталина с советскими писателями на квартире у Горького (26 октября 1932 года). На этой встрече были также заложены основы будущей организации писателей. Таким образом, литературе отводилась роль инструмента воспитания, и только. Утвердился один единственный художественный метод социалистического реализма. Выступая в качестве "основного творческого метода" советской культуры, социалистический реализм предписывал художникам содержание и структурные принципы произведения, предполагая существование "нового типа сознания", которое появилось в результате утверждения марксизма - ленинизма. Социалистический реализм признавался раз и навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Данное определение соц. реализма опиралось на сталинское определение писателей как "инженеров человеческих душ". Тем самым художественной культуре и искусству придавался инструментальный характер, то есть, отводилась роль инструмента формирования "нового человека". После утверждения культа личности Сталина давление на культуру и преследование инакомыслящих усиливаются. Литература и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде. В литературе 30-х гг. наряду с именами А. М. Горького (вернувшегося в страну после эмиграции), А. Н. Толстого, других писателей с дореволюционной известностью появились новые имена - М. А. Шолохов («Тихий Дон»), М. С. Шагинян («Гидроцентраль»), В. П. Катаев («Время, вперед!»), И. Ильф и Е. Петров («Двенадцать стульев», «Золотой теленок»). Сформировалась советская детская литература, представленная произведениями С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. П. Гайдара, Б. С. Житкова и др. Особенностью изобразительного искусства стало преобладание парадной живописи, а также картин на темы революции и гражданской войны, строительства социализма. Признанными мастерами этого направления были С. В. Герасимов («Колхозный праздник»), К. С. Петров-Водкин («Смерть комиссара»), А. А. Дейнека («Оборона Петрограда»), М. М. Греков («Трубачи Первой Конной армии»), Б. В. Иогансон («Допрос коммунистов»). Музыкальная жизнь страны была неразрывно связана с именами крупнейших композиторов С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Дунаевского и др. В кинематографе произошла техническая революция - появилась отечественная кинопленка и киноаппаратура, открылась серия крупных киностудий. Первым советским звуковым фильмом стала картина Н. В. Экка «Путевка в жизнь». Главной темой кино была жизнь советских людей, их участие в событиях революции («Депутат Балтики» И. Е. Хейфица и А. Г. Зархи; «Октябрь» С. М. Эйзенштейна; «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма), гражданской войны («Мы из Кронштадта» Е. Л. Дзигана; трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга; «Чапаев» С. и Г. Васильевых), индустриализации и коллективизации, освоении отдаленных районов страны («Семеро смелых», «Комсомольск» С. А. Герасимова). Вышли в свет первые музыкальные комедии «Веселые ребята» и «Волга-Волга» (Г. В. Александров), исторические ленты «Петр Первый» (В. М. Петров), «Александр Невский» (С. М. Эйзенштейн). Таким образом, в 1920-30-е гг. страна добилась значительных успехов в развитии науки, образования, культуры. Была ликвидирована неграмотность основной части населения. Оформилась единая система отечественного образования. Сформировалась новая инженерно-техническая и творческая интеллигенции. Были сделаны крупнейшие открытия в фундаментальных областях науки, развитие, получила техническая мысль. Вместе с тем культура, наука и образование были поставлены под контроль государства. Многие представители науки, культуры и искусства были репрессированы, а некоторые яркие художественные произведения так и не дошли до читателя и зрителя (романы М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», А. П. Платонова «Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур»; картины П. Н. Филонова, К. С. Малевича и др.).


1. Объясните значение понятия «культурная революция». Чем была вызвана необходимость ее проведения в СССР? Определите положительные и отрицательные стороны культурных преобразований, проведенных в СССР?

« Культурная революция» в СССР подразумевала под собой борьбу с неграмотностью, создание новой советской школы, подготовку новых кадров, создание новой "народной" интеллигенции, развитие науки, искусства, литературы род контролем большевиков и опираясь на марксистско-ленинскую идеологию. Плюсы были в том, что в короткие сроки ликвидировали неграмотность, создали развитую систему образования, которая была бесплатной и общедоступной, появилась масса высококвалифицированных рабочих, заработала научная мысль, сложилась особая советская культура. Минусы - господство марксистско-ленинской идеологии, тотальный контроль со стороны государства ограничивали развитие наук, запрещали внедрять новшества с Запада, ограничивали сферу искусства.

2. Какие меры были предприняты советской властью с целью ликвидации массовой неграмотности? Как решалась задача подготовки кадров для нужд индустриализации? Докажите, что к концу 1930-х гг. СССР стал высокообразованной страной.

Для ликвидации неграмотности уже в 1923 г. было создано общество "Долой безграмотность". Руководили этим обществом Калинин М.И. (глава законодательной власти) и Луначарский А.В. (нарком просвещения). Были открыты тысячи школ и пунктов обучения грамоте. Обучали и детей и взрослых. К 1939 г. 80% населения умели читать и писать, считать. Образование стало бесплатным, созданы трудовые школы, обучение в которых проводилось в два этапа, со сроками 5 лет и 4 года. Появились рабфаки (рабочие факультеты). Они готовили молодежь для поступления в вузы. Это привело к росту студенчества и специалистов с высшим образованием. С 1930 г. введено всеобщее обязательное начальное образование. Индустриализация требовала увеличения числа грамотных специалистов, поэтому уже с 1933 г. для рабочих созданы рабочие школы и профессиональные курсы. По сравнению с 1913 г. количество вузов увеличилось фактически в 8 раз, а число специалистов выросло с 1,5 млн человек в 1917 г. до 20 млн в 1941 г. Это говорит о том, что СССР к концу 1930- х гг. стал высокообразованной страной.

3. Как Советское государство относилось к развитию науки? Почему особому контролю подверглись гуманитарные науки? Чем были вызваны репрессии против деятелей культуры?

СССР выделял огромные средства на развитие научных исследований, но упор делался на естественные науки. Теория космических полётов К. Э. Циолковского, теория реактивного движения Ф.А. Цандера, достижения И.П. Павлова в области физиологии, Н.И. Вавилова в области генетики, теория биосферы В.И. Вернадского. Прорыв в авиастроении и ракетостроении связан с именами А.Н. Туполева, С.П. Королёва. А гуманитарные науки подверглись гонениям, т.к. многие из них противоречили марксистско-ленинской идеологии. Многие учёные покинули страну в годы Гражданской войны, а многие были репрессированы (А.Ф. Лосев ученый-гуманитарий был репрессирован, великие русские мыслители П.А. Сорокин и Н.А. Бердяев покинули страну). Они были не согласны с большевистской линией, поэтому подверглись гонениям со стороны государства.

4. В чем проявилось огосударствление науки, образования и искусства в годы социалистического строительства? Какую роль в советском обществе играла марксистско-ленинская идеология?

Огосударствление науки, образования и искусства в годы социалистического строительства проявилось в навязывании едино верной с точки зрения государства и партии идеологии марксизма-ленинизма. Большинство произведений писались под указку партии. Например, официальным принципом художественной культуры был социалистический реализм, который предполагал создание произведений, которые раскрывают содержание социалистического строительства, рассматривают окружающую действительность с точки зрения партийности и борьбы за социализм. Отражалась не реальность, а то, что угодно партии. Те, кто не согласны с этой линией, покинули страну или были репрессированы. Тотальная цензура боролась с несогласными, а марксистско-ленинская идеология играла основополагающую роль в жизни государства и общества.

5. В чем суть принципа социалистического реализма? Почему советских писателей, отражавших негативные стороны жизни советского общества, обвиняли в очернительстве, уходе от действительности и не допускали публикации их произведений?

Суть принципа социалистического реализма в том, что он предполагал создание произведений, которые раскрывают содержание социалистического строительства, рассматривают окружающую действительность с точки зрения партийности и борьбы за социализм. Отражалась не реальность, а то, что угодно большевикам. Необходимо было показывать партийцев только с положительной стороны, как они помогают людям и борются за построение социализма, но то, что не все они делали верно, что людям тяжело жилось в это время, было показывать запрещено. Кулаки, например, изображались как враги народа и государства, а тот факт, что они были хорошими хозяевами, на которых не сумело опереться государство, умалчивался. Как умалчивалось и то, что раскулачивали и середняков. Тех, кто решался написать, как есть, обвиняли в очернительстве, не допускали публикации их произведений, а некоторых и репрессировали.

6. Составьте обобщающую таблицу «Достижения культуры СССР в 1920 – 1930-х гг.». Используйте дополнительную литературу.

литература М.А. Шолохов «Тихий Дон», В. Катаев «Время, вперед!», И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», Булгаков М. «Мастер и Маргарита», которое было запрещено.
живопись С. Герасимов, К. Петров-Водкин, А. Дайнека, М. Греков посвящали картины Октябрьской революции и Гражданской войне.
скульптура В.И. Мухина «Рабочий и колхозница».
архитектура Сталинский стиль в архитектуре, проект Дворца Советов (не был реализован)
музыка С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Т. Хренников, Д. Кабалевский, И. Дунаевский и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин.
театр Большой драматический театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В. Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.
кинематограф С. Эйзенштейн «Октябрь», С. И Г. Васильевы «Чапаев».

7. Какую политику по отношению к церкви проводило Советское государство? Какие последствия для церкви и в целом для общества имела эта политика? Дайте оценку политике государства по отношению к церкви и религии.

Советская власть активно вмешивалась в дела конфессий. Происходила конфискация церковного имущества, не признавался церковный брак. Уже в 1918 г. принят закон об отделении церкви от государства и школы от церкви. Вскоре духовенство лишили права голоса, а в период Гражданской войны, индустриализации и коллективизации шли репрессии духовенства. Специальный отдел НКВД отнес "церковников" к "антисоветским элементам". Шли массовые аресты и расстрелы священнослужителей. Политика по отношению к ним немного смягчилась, после того, как церковь призвала к защите Отечества в годы Великой Отечественной войны.

Предлагаем обсудить. Стр. 109. Почему к середине 1930-х гг. они практически прекратили существование?

Потому что произошло становление тоталитарного государства с одно идеологией марксизма-ленинизма, борьба и репрессии против несогласных, борьба с западничеством и т.д. поэтому большинство из них прекратили свое существование.

Данный урок посвящен культуре и искусству СССР в 1930-е гг. Несмотря на тоталитарный контроль государства над всеми сферами культурного развития общества, искусство СССР 1930-х гг. не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния с Запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино. В ходе сегодняшнего урока вы узнаете, какие факторы влияли на культуру СССР в 1930-х гг., что нового произошло в сфере образования, науки, живописи, архитектуры, литературы, музыки, театра и кино

Рис. 2. Цветаева М.И. ()

Экономическое развитие также сказывается на развитии культуры, искусства. В стране в 1930-е гг., так же как и в 20-е гг., требуются образованные люди. Страна нуждается в грамотных высококвалифицированных специалистах во всех отраслях, во всех сферах. Образование развивается, как и культура, наука, искусство.

Интересные изменения происходят в социальной сфере. Культура становится более массовой, т. е. большее количество людей получают образование, получают возможность приобщиться к культурным, духовным ценностям. С другой стороны, чтобы угодить этим массам населения, деятели культуры, искусства вынуждены снижать планку, делать искусство доступным и понятным народу. Искусство как метод воздействия на человека, как метод осмысления мира может быть очень важным и мощным союзником власти. Безусловно, искусство 1930-х гг. не столько противостояло власти, сколько помогало, было одним из средств утверждения сталинского режима, методом утверждения коммунистической идеологии, методом утверждения культа личности.

В 30-е гг. еще не прекращаются контакты с другими странами. Взаимный обмен культурными идеями, поездки, выставки происходят не так интенсивно, как в 1920-е гг., но, тем не менее, происходят. СССР был многонациональной страной, и в 1930-е гг. высокого уровня достигает национальная культура, появляется отдельная письменность малых народов Советского Союза.

Культура и искусство продолжала осмыслять события, которые происходили в 1930-е гг. Ярких событий не было, но толчок, данный революцией, продолжал свое действие. В 1930-е гг. большевики продолжали говорить о культурной революции, и первой задачей было повышение уровня образования, ликвидация неграмотности. В начале 30-х гг. вводится всеобщее 4-летнее бесплатное образование, в конце 30-х гг. обязательной становится 7-летка и также бесплатной. Всего средняя школа тогда включала программу 9 классов (см. Рис. 3).

Рис. 3. Советский плакат ()

Более того, строилось огромное количество новых школ, многие из этих школ, построенных в 30-х гг., с большими просторными классами, коридорами до сих пор стоят в наших городах.

Кроме системы среднего образования, развивается также и высшее. К концу 30-х гг. в СССР насчитывалось несколько тысяч высших учебных заведений. Открывалось огромное количество новых учебных заведений, филиалов высших учебных заведений. Почти миллион человек к 1940 г. имели высшее образование. Изменения происходили и в структуре высшего образования. С сер. 30-х гг. большую роль стали уделять общественным наукам, в первую очередь истории. В 20-30-е гг. сохранялась преемственность в области преподавания математики, физики, других точных и естественных наук, но с гуманитарными предметами все было не так. Можно сказать, что в 1920-х - начале 1930-х гг. истории просто не было, исторические факультеты в Московском и Ленинградском институтах были ликвидированы. С 1934 г. задачи меняются.

В 1933 г. к власти в Германии приходит Адольф Гитлер. Немецкая национальная идея, патриотическая, была извращена фашистами. В связи с этим система образования меняется, больше внимания уделяется тем наукам, которые занимаются воспитанием и развитием в человеке патриотических чувств.

Больших успехов в 30-е гг. добиваются, в частности, такие знаменитые советские физики и химики, как П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе, И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, которые работали в разных областях. С.В. Лебедев, знаменитый советский химик, проводя свои опыты, добился получения синтетического каучука (см. Рис. 4, 5, 6).

Рис. 4. П.Л. Капица ()

Рис. 5. А.Ф. Иоффе ()

Рис. 6. С.В. Лебедев ()

В гуманитарных науках все обстояло не так хорошо. В 1930-е гг. прошли несколько дискуссий, в частности, по истории. По итогам этих дискуссий утвердилось мнение, что вся история человечества, согласно теории Карла Маркса, - это сменяющие друг друга последовательно пять формаций: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм, плавно переходящий в коммунизм. Общественно-экономическая формация - центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма. Посредством ОЭФ фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития. Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной ОЭФ, элементом или продуктом которой оно является. История всех стран и народов стала подгоняться под эту схему, под этот шаблон. Дискуссии были, дискуссии можно было проводить, но, когда дискуссия закачивалась, часто по указанию сверху, дальше спорить запрещалось и признавалась правильной лишь одна точка зрения. Живая научная жизнь стопорилась, ведь наука без дискуссий невозможна. Также науке был нанесен тяжкий урон репрессиями. Репрессированные ученые: Н.И. Вавилов, П.А. Флоренский, Е.В. Тарле, С.Ф. Платонов, Д.С. Лихачев. (см. Рис. 7).

Рис. 7. Д.С. Лихачев ()

Искусство и литература также развиваются в 1930-е гг. Надо сказать, что в сфере литературы и искусства происходят более значимые изменения, чем в сфере развития науки и образования. С 1934 г. в стране существует творческая организация, которая объединяет всех писателей - союз писателей Советского Союза. До 1934 г. существовало несколько организаций: ЛЕФ (левый фронт), Союз российских писателей, Организация крестьянских писателей и т. д. В 1934 г. все они объединились, и под руководством Максима Горького была создана новая организация - Союз писателей. В начале 1929 г. объединение ЛЕФ распалось, в состав Союза писателей оно не вошло. Через какое-то время появился Союз композиторов, Союз архитекторов. Советская власть организовывала подобные союзы для того, чтобы взять деятелей литературы, деятелей искусства под контроль. Таким образом, контроль со стороны власти в условиях тоталитарного режима осуществляется разными методами. Во-первых, это чисто административный контроль, во-вторых, через союзы писателей, журналистов, художников, композиторов. Вписаться в эту новую организованную литературную жизнь не смогло достаточно большое количество прекрасных писателей. Практически не печатали М.А. Булгакова, перестали печатать А.П. Платонова, затравили М.И. Цветаеву, погибли в лагерях О.Э. Мандельштам, Н.А. Клюев. Репрессии коснулись многих писателей. В то же время в эти годы продолжали творить А.Н. Толстой, М. Горький, А.А. Фадеев, С.Я. Маршак, А.П. Гайдар, К.М. Симонов, М.А. Шолохов, К.И. Чуковский, А.Л. Барто, М.М. Пришвин. На стихи советских поэтов М.В. Исаковского, В.И. Лебедева-Кумача сочинялись потрясающие песни (см. Рис. 8, 9, 10).

Рис. 8. Корней Чуковский ()

Рис. 9. Айболит. Корней Чуковский ()

Рис. 10. Агния Барто ()

Интересные процессы происходили и в других сферах искусства. Музыка - трудная сфера для восприятия. 30-е гг. - это годы разной музыки: с одной стороны, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович писали серьезную симфоническую музыку. Но массы советских граждан с удовольствием пели песни А.В. Александрова, например его знаменитую песню «Катюша», которые стали народными. Среди известных исполнителей того времени - Л.П. Орлова, Л.О. Утесов. В 1932 г. был основан Союз советских композиторов.

Искусство - это всегда борьба, это борьба художника с самим собой, это борьба стилей, борьба направлений. В 1930-е гг. продолжает утверждаться социалистический реализм - теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х гг. - начале 1980-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. сложилось представление об исторической предназначенности искусства - утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Постепенно отходит на второй план русский авангард (П. Филонов, Роберт Фальк, Казимир Малевич). В то же время П. Корин, П. Васильев, М. Нестеров продолжали творить, начали писать портреты знаменитых людей, ученых, врачей, деятелей искусства.

Интересные процессы продолжаются в архитектуре. Возникает такое течение, как конструктивизм, авангард в архитектуре. Одно из направлений авангарда говорило о том, что архитектура должна быть функциональной. Дома, помимо того, что они должны быть красивыми, еще должны быть простыми и удобными. В 30-е гг. зарождается советское градостроительство. Большие, просторные, светлые, по возможности удобные города, новые города будущего - их создание стояло на первом месте у советских архитекторов. А. Щусев, К. Мельников, братья Веснины - архитекторы, которые создавали новый облик нашей страны. Кроме домов, кроме жилых кварталов, была идея показать красоту промышленного мира, построить красивые заводы, чтобы человек, глядя на этот индустриальный пейзаж, понимал, что страна идет в светлое будущее.

В конце 30-х гг. во всех отраслях искусства: и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре начинает появляться большой стиль - советский ампир. Это имперский стиль, для него характерны большие красивые мощные дома, картины, изображающие героев. Сталинский ампир - лидирующее направление в советской архитектуре (1933-1935), сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И.В. Сталина (см. Рис. 11, 12).

Рис. 11. Сталинский ампир. Гостиница «Украина» ()

Рис. 12. Сталинский ампир. Министерство иностранных дел ()

Символом ампира стала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», приготовленная для всемирной выставки в Париже в 1937 г. (см. Рис. 13).

Рис. 13. Скульптура «Рабочий и колхозница». В.И. Мухина ()

Кино

Кино несло важную идеологическую нагрузку. Оно рассказывало о революционной борьбе («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» - режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг); о борьбе с внутренними врагами («Великий гражданин» - режиссер Ф. Эрмлер); о счастливой жизни советских людей (кинокомедии режиссеров Г. Александрова с участием Л. Орловой «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»); о преодолении трудностей («Семеро смелых» - режиссер С. Герасимов). В картине режиссера М. Ромма «Ленин в 1918 году» впервые в кино появился Сталин. По указанию Сталина С. Эйзенштейн в 1938 г. поставил фильм «Александр Невский» с Н. Черкасовым в главной роли. Для кино писали песни композиторы И. Дунаевский, Н. Богословский, В. Соловьев-Седой.

Театр

В сфере театральной жизни главным музыкальным театром считался Большой театр, а главным драматургическим был признан Московский художественный академический театр (МХАТ) им. Чехова. В балете блистала Галина Уланова. Композиторов призывали создать оперные и балетные спектакли на героические темы. В частности, были поставлены балет Р. Глиэра «Пламя Парижа» (о французской революции) и опера А. Чешко «Броненосец Потемкин».

Подведем итоги. Создание большого числа образованных людей, институтов, развитие и расширение филиалов Академии наук привело к повышению уровня образования, созданию нового слоя советской интеллигенции. В образовании, в науке шли в целом положительные процессы, за исключением трагических моментов репрессий. В 1930-е гг. развивалось искусство, живопись, музыка, литература, скульптура, архитектура.

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте процессы развития просвещения, науки и художественной культуры СССР в 1930-е гг.
  2. Как вы думаете, почему в 1930-е гг. особое внимание уделялось преподаванию истории?
  3. Раскройте сущность метода социалистического реализма в искусстве. Какие произведения соцреализма вы знаете?
  4. Кого из репрессированных в 1930-е гг. деятелей науки и культуры вы можете назвать? Подготовьте доклад или сообщение об их деятельности и творчестве.

Список литературы

  1. Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. История России,
  2. XX - начало XXI века, 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений; под. ред.
  3. А.Н. Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -
  4. 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 351 с.
  5. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. XX - начало XXI века. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 304 с.
  6. Лежень Е.Е. Плакат как средство политической агитации в 1917-1930-е годы. Вестник Саратовского государственного социально-экономического
  7. университета. - Выпуск № 3. - 2013. - УДК: 93/94.
  8. Брагинский Д.Ю. Спортивные мотивы в отечественном искусстве 1920-1930-х годов. Известия Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена. - Выпуск № 69. - 2008. - УДК: 7.
  1. Mobile.studme.org ().
  2. Nado5.ru ().
  3. Countries.ru ().
  4. Russia.rin.ru ().






2024 © psynadin.ru.