Задания по теме однокоренные слова. Словарик однокоренных слов


1. Выписать столбиками однокоренные слова. Выделить корень.

а) Сад, дубовый, ходить, дуб, садовый, ход, дубок, посадки, переход.

б) Гора, больница, боль, гористый, горная, болезнь.

в) Старость, ночь, старый, ночной, заночевать, стареть, старик.

2. Побобрать к словам жар, свет однокоренные слова, обозначающие признак предмета и действие предмета. Записать их.

3. Со словами грибной, гриб, грибники составить и записать предложения. В предложении должно быть имя мальчика и название деревни.

4. Записать однокоренные слова в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

ОБРАЗЕЦ: белила, белый, белить.

Весна, говор, зелень, морозец, вид, разговор, зеленеет, видный, говорливый, морозит, зелёныё, видеть, морозный, весенний.

5. Выписать из текста однокоренные слова.

6. Стихотворение “Родственные (однокоренные) слова”

Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.
Горка, горочка, пригорки.
Помогите – кА Егорке,
Как писать ему слова:
“На г...ре р...сла тр...ва?”.

7. Прочитайте. Найдите “лишнее” слово.

Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.

Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.

Река, речной, речь, речушка,речник.

Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.

Пар, запариться, парное (молоко), пара (обуви).

Маленький, малявка, маляр, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Конница, конник, подоконник, конюшня.

Лень, лентяй, лента, ленивец.

Чай, заварка, чайник, чайная.

Сухой, сухарь, сухость, сушить, жарить.

Сладость, сахар, сахарница, сахарный.

Озеро, озёрный, вода.

Булка, хлебница, хлеб, хлебный.

Моряк, рыбак, море.

Путь, дорога, путник.

Школьник, ученик, дошкольник.

Ученье, учебник, книга.

Соль, солонка, солома.

Береза, березка, дерево.

Дорога, дороженька, дорогой.

Лес, лесок, лестница.

Рыбка, рыбак, рыбачить.

8. Игра “Сделай гнездо слов”.

Играть можно и в одиночку, и друг с другом: соревноваться, у кого “гнездо” получится больше.

Правила игры:

Слова от одного корня. “живущие” в одном “гнезде”, могут принадлежать самым разным частям речи. Например: сад, садовый, посадить, садовник.

Надо собирать слова с самыми различными приставками и суффиксами.

В “гнезде” могут оказаться слова, в которых два корня (сложные слова).

9. Игра “Родственники”.

Участник игры раздаёт карточки. Затем показывает любое слово. Участники игры по очереди подставляют к нему родственные слова. Тот кто первым освободится от своих карточек, считается победителем.

СЛОВА ДЛЯ КАРТОЧЕК:

Вода, водный, водянистый, наводнение, водник, подводный.

Вождь, водить, провод, завод, подводить, вожжи.

Нос, переносица, носатый, долгоносик, носорог.

Несу, носитель, переносить, переносной, поднос, медоносный, носильщик.

Нож, ножевой, ножницы, ножны.

Нога, ножной, треножник, ножка, подножие, сороконожка.

Даю, передать, передач, передатчик, задачник, преподаватель.

Море, морской, моряк,

Память, запоминать, памятка, памятник, запоминание.

Кровь, кровяной, бескровный, обескровить.

10. Выдели корни в однокоренных словах.

Листопад, листопад, -

Листья жёлтые летят.

11. Являются ли выделенные слова однокоренными?

Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.
А кругом луга, леса.
Видит дед: бежит лиса.
Он ружьё наизготовку
И убить решил плутовку.

12. Подбери 2-3 однокоренных слова.

13. Докажи, что данные слова являются родственными.

а) билет вагон
билетёр вагонетка
обилетить вагонный
безбилетный вагончик
билетный вагоновожатый
б) бинт гриб
бинтовать грибник
забинтовать грибной
перебинтовать грибница
в) чай брат
чайник братишка
чайный братский
чаепитие братство
г) работа валенки
работник валеночки
рабочий валять
работать валяные
д) лист гитара
листок гитарист
листовой гитарный
листопад гитаристка

14. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?

родина –

б) мука –

15. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

б) мороз –

16. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос КАК?

а)прямой –

громкий –

быстрый –

б) смелый –

короткий –

кривой –

скорый –

17. Найди родственные слова. Выпиши их. Выдели корень.

1) Нефтяники добывают нефть из нефтяной скважины.

2) Кислый вкус имеет травка кислица.

3) Рядом со страусом в загоне был страусёнок.

4) Луковый суп варят из репчатого лука.

5) Медлительный человек всё делает медленно.

6) Крепость укреплена со всех сторон.

7) Мудрец сам поступает мудро и учит мудрости других.

8) Весной все девчонки из нашего класса учатся играть в классики.

18. Выписать из текста родственные слова. Выделить корень.

1) Дикая утка вывела из осоки своих утят. Ярко светило солнце. Над водой цвела водяная кашка. Уточка нырнула в воду, а за ней вся семья.

2) Кругом пышно рос малинник. Сочные душистые ягодки малины быстро заполняли кузовок. Послышался шум. Около кустов шла медведица с медвежонком.

3) Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк.

4) Я люблю бродить по лесу. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и опята давно ждут грибников. Вот и я под елью нашёл грибок. Да какой!

5) Снежинки родились в снежных облаках высоко над землёй. Они медленно спускались на землю. Красив хоровод из снежинок! А ты любишь первый снежок?

19. Карточки для самостоятельных работ.

КАРТОЧКА №1

Зачеркни лишние слова.

КАРТОЧКА №2

Зачеркни лишние слова.

КАРТОЧКА №3

Зачеркни лишние слова.

КАРТОЧКА №4

Зачеркни лишние слова.

КАРТОЧКА №5

Зачеркни лишние слова.

20. Соедини слова из левого столбика с однокоренными из правого.

Родственные слова (практический материал) - включает в себя вступительную часть (пеерчень УУД, ввеедение в тему), основная практическая часть (карточки задания от простого к сложному), итоговая часть (проверочная работа).

Может быть использована для учащихся с 2-4 классы (задания могут быть использованы дозированно и избирательно, с учётом знаний и возможностей учащихся).

Скачать:


Предварительный просмотр:

PAGE 13 из NUMPAGES 13

РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

(практические задания)

г. Екатеринбург 2016 г

Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли.

Введение в тему:

Грибы – дружный народ. Часто их можно увидеть большими семейками и стайками. Недаром говорят грибники: где один грибок, там и весь кузовок. Если дождь был грибной - солнышко с дождём, то жди много грибов. Собрал грибочки, почистил каждый гриб и сварил вкуснейшую грибницу.

Проблема:

1. Какие слова называются родственными?

2. Что такое корень слова?

3. Какие слова называются однокоренными?

Новые знания:

1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

2. Корень – общая часть родственных слов.

3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

  • Практические материалы:
  1. Чистякова ОВ. 30 заняний по русскому языку для предупреждения дисграфии. 3-4 классы. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010
  2. Журжина ШВ, Костромина НВ. Дидактический материал по русскому языку: 3 кл., М.: Просвещение, 1990

По изучению данной темы предусмотрена проверочная работа (состоящая из актуальных заданий и обобщающих заданий).

1) Прочитай слова. Определи, какое слово лишнее. Почему?

а- борьба, борец, бороться, воевать;

б - весельчак, весёлый, радостный, веселье;

в - вражда, враг, противник, вражеский;

г - дорога, путь, подорожник, дорожный;

д - крупа, крупеник, крупный, крупяной, крупинка;

е - слеза, слезинка, слезать, слезливый, слезиться.

2) Назови слово, которое не является родственным к остальным словам:

Щука, щучий, щепочка, щучка, щурёнок.

Крошка, окрошка, крошить, закрашивать.

Ель, еловый, елочки, съел, ельник.

Трава, травушка, отрава, травяной.

Головка, головастик, головной, голодный, трёхголовый.

Грачонок, грачиные, граница, грачевник.

Конный, конюшня, конфетка, конезавод.

Глупый, глубокий, глупыш, поглупеть.

Мороз, мороженое, морс, заморозки.

3) Какое слово не является родственным?

а) Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка, листва, листок.

б) Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый.

в) Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра, выигрыш.

г) Лес, лесник, лесной, лесочек, лев.

д) Овощ, осень, овощной, овощерезка.

е) Рыбный, рыбак, рыба, рыбёшка, рысь, рыболовный, рыбак.

ж) Гриб, грибной, грива, грибочек, грибник.

з) Гора, горный, горка, горе, пригорок.

к) Боль, большой, больница, больной, болеть.

л) Море, моряк, морской, морщины, мореплаватель, морячка.

м) Сахар, сахарница, сахарный, сухари, сахарок.

н) Беседа, беседка, беседовать, соседка, беседующий, собеседник.

4) Прочитай однокоренные слова. Напиши их в порядке указанных значений:

Повар, вареник, поварёшка, варево, варенье.

… - ягоды, плоды, свареные в сахаре.

… - горячее жидкое кушание.

… - маленький варёный пирожок.

… - мастер по приготовлению пищи.

… - большая ложка для разливания жидкой пищи.

5) Прочитай однокоренные слова. Напиши их в порядке указанных значений:

Зимовщик, зимовка, озимь, зимник, зимовать.

… - проводить где-нибудь зиму.

… - место, где зимуют.

… - человек, который находится на зимовке.

… - дорога, которая проложена по снегу.

… - всходы ржи, пшеницы, посеянные осенью, под зиму.

6) Прочитай однокоренные слова. Напиши их в порядке указанных значений:

Лесник, лесина, подлесок, пересёлок.

… - срубленное дерево, идущее на постройку.

… - лесной сторож.

… - кусты, мелкие деревья, которые растут под ветвями больших деревьев леса.

… - редкий лес.

7) Прочитай. Сколько групп однокоренных слов под каждым номером:

8) Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

г) Жареный, пожар, пожарный, жарить, жара, жар, жарища, жар-птица, жаропонижающее.

д) Зверюшка, зверье, зверинец, звериный, зверюга, озвереть, зверь, зверек, звереныш, зверолов, звероферма.

е) Звонкий, звонок, перезвон, звонарь, звонко, звон, дозвониться, звоночек.

ж) Земляника, земляной, земной, приземлиться, подземный, земля, землекоп, землетрясение, подземелье.

9) Назови главное слово

а) Голодание, голодный, голодать, голод, проголодаться, голодающий, голодовка.

б) Грачонок, грачата, грачиха, грач, грачиные, грачовник.

в) Дворец, дворник, дворняжка, двор, дворик, дворцовый, дворовый.

г) Доброта, подобреть, добрый, добро, доброжелательный, добряк, задобрить.

д) Звездопад, звездолёт, звздное, созвездие, звезда, звёздочка.

е) Домик, домище, домовой, домишко, домашний, бездомный, дом, домработница, домохозяйка.

10) Прочитай. Сколько групп однокоренных слов под каждым номером:

1 - вода, водица, водитель, водник, паводок, наводнение, проводы, проводница, водянистый, поводырь, выпроводить, водяной;

2 - лепет, лепить, лепной, липучка, лепщик, пролепетать, вылепить, липкий, прилипнуть;

3 - седой, усидчивый, седина, сиденье, сиделка, поседеть, посидеть, седоватый, засидеться.

11) Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

а) Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

б) Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

в) Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц, зайчатина.

12) Подбери и напиши однокоренные слова с указанным словом. Выдели его в однокоренных словах.

гриб - тот, кто любит собирать грибы.

Маленький гриб.

Часть гриба над землёй.

час - мастер по починке часов.

Солдат, стоящий на посту.

вал - дорога через горный хребет.

Остановка в пути.

Снежный глыбы, которые обрушиваются с гор.

барабан - тот, кто играет на барабане.

Бить, стучать в барабан.

Маленький барабан.

13) Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

а) Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

б) Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

в) Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц, зайчатина.

14) Измените выделенные слова по образцу. Напишите пары словосочетаний. Выделите корень в родственных словах:

Образец: медвежья берлога- берлога медведя.

Воронье гнездо-... , морская форма-... , коровье молоко-... , летная форма-… , школьная форма-... , ребячьи голоса-... , Московская улица-... , карандашная фабрика-... .

15) К выделенным словам подберите и напишите родственные слова с ударной гласной в корне. Выделите общую часть этих слов:

Гористая местность-… , волнистая линия-... , лесистый край-... ,

домашний халат-… , земляной вал-... , дождливый день-... , столовая посуда-… , пятнистый олень-…. .

16) Подберите к подчеркнутым словам однокоренные слова по образцу.

Запиши словосочетания. Обозначь корень.

Образец: ветер с севера- северный ветер.

Парк в городе-... ,

шишка с кедра-... ,

сок из клюквы-... ,

судно для моря-... ,

шапка из шерсти-… ,

крыша из соломы-… ,

сок из помидор-… ,

каша из овса-… ,

гвоздь из металла-… ,

лист клёна-… ,

нора крота-… .

17) Напишите однокоренные слова в три столбика: в первый, отвечающие на вопросы кто? что?, во второй- какой?, в третий- что делать?. Выделите общую часть во всех словах.

Чистота, чистить, чистый; дарить, подарить, подарочный; шум, шуметь, шумный; сторожевой, сторожить, сторожка; победить, победа, победный.

18) Прочитайте. Спишите, приписывая к данным словам по одному

однокоренному слову.

Образец: мыло- мыльница; аист- аистенок.

Сахар-… , гусь-... ,

суп-... , утка-... ,

соус-… , лиса-... ,

хлеб-... , тигр-… ,

соль-… , перец-… ,

Скажи, что обозначают слова, которые ты образовал.

19) Измените слова по образцу. Выделите корень в однокоренных словах.

Образец: вишневый кисель- кисель из вишен.

Золотое кольцо-… , деревянный дом-... ,

мясные котлеты-… , малиновое варенье-… , берёзовый сок-… , осиновое полено-… , деревянный стол-… , берёзовая роща-… , слоновая кость-… ,

20) Спишите, рядом приписывая однокоренное слово. Устно подберите еще по несколько родственных слов.

Каменщик-… , связист-… ,

летчик-… , пианист-… ,

тракторист-… , учитель-… ,

танкист-… , водитель-… ,

повар-… , лесоруб-… ,

21) Спишите. Рядом напишите слово, которым можно заменить

словосочетание. Выделите корень в однокоренных словах

Образец: сделать замену- заменить.

Сделать подарок-… , одержать победу-… ,

быть гостем-… , сделать запись-… ,

найти решение-… , покрыть краской-… ,

положить соль-… , оказать помощь-… .

22) Спишите однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной.

1) Ледник, лед, ледниковый, ледяной, подледный (лов), наледь, заледенеть.

2) Белить, белок, белизна, побелка, белила, белый, белеть.

3) Тишина, тихий, затишье, тихоня, тихо, потихоньку, исподтишка.

23) Спиши, вставляя нужное по смыслу однокоренное слово с корнем снег .

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … . Тёплым одеялом укроет … землю. … метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить … , строить крепости.

24) Прочитайте, спишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Объясните значение слов: рыбак, рыбный (завод), рыбник.

Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на рыбный завод. А бабушка испекла рыбник- пирог с рыбой.

25) Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову - петух.

Только жив ли петушок,

Золотой наш гребешок?

Вижу гребень петушиный

На пригорке под осиной.

Что ты, Петя, не встаешь?

Что ты песен не поешь?

Петушатина - хорошая еда.

Где ворота? Подавайте их сюда.

Разошелся наш петух,

Распушил атласный пух.

А пока он петушится,

Из кустов ползет лисица.

С. Маршак

26) Называние в стихотворном отрывке слов-родственников:

У щуки щучья чешуя

И щучьи плавники.

Плывет щуренок, как и я,

Вдоль берега реки.

В день ветреный всегда бывает ветер.

Ветровку я давно себе приметил.

Когда же дует легкий ветерок,

То можно отправляться на каток.

Все рыбы и рыбки живут лишь в воде

И плавают вольно везде.

Рыбачить приходят порой рыбаки,

Чтоб рыбной покушать ухи.

27) Подобрать к одному – «главному» слову родственников по словесному описанию, загадкам.

1группа: Гриб

Как – то раннею порой вдруг полился дождь…

И из дома в тот же миг в лес отправился….

Чтобы принести улов, взял корзину для…

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький…

И обрадовался вмиг наш удачливый…

Как ему не веселиться, если здесь, в земле- …

Человек собрал их много и отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…

Много он собрал грибов, и грибочков и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и …

подсказки: грибной, грибник, грибов, грибную, грибочек, грибник, грибница, грибной, грибище

28) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

Дождь осенний задождил,

Всю листву дождем умыл.

Мы по лужам дождевым

Скачем по дорожке,

На плечах- дождевики,

На ногах- сапожки.

День дождливый, ну и пусть!

Не страшны тоска и грусть!

Мы дождинки на лету

Соберем в ладошки,

Пусть осенний дождик льёт,

Пляшут наши ножки… .

29) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

Водолаз из водоёма

Водоросли достаёт.

Воду доставляет к дому

По трубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привёз.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

И приходят торопливо

Звери все на водопой.

32) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

В Подмосковье у реки

Ловят рыбу рыбаки.

Здесь рыбачка, там- рыбак,

На крючке сидит червяк.

Ну, а юный рыбачок

Сажает муху на крючок.

На рыбалке не кричат,

А рыбачат и молчат.

А самый главный рыболов

33) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

Утром весь в росе цветок,

Днём прикроет глазки.

Видит он цветные сны из волшебной сказки.

Цветоводство по душе нашей тёте Даше.

У неё всегда цветёт не один цветочек.

В мае будет вся сирень белая, цветущая,

Ну а тётушка у нас -цветочница поющая.

34) Прочитайте. Спишите. Подчеркните однокоренные слова, поставьте ударение:

* В нашем совхозе много тракторов. Мой отец работает в тракторной бригаде. Я тоже буду трактористом.

* Начался футбольный сезон. Юные футболисты готовятся к матчу. Футбол-популярная спортивная игра.

* По берегу Белого моря живут люди, которые называют себя поморы. Поморы всегда были хорошими моряками. Они смело бороздили морские просторы.

35) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

В Подмосковье у реки

Ловят рыбу рыбаки.

Здесь рыбачка, там- рыбак,

На крючке сидит червяк.

Ну, а юный рыбачок

Сажает муху на крючок.

На рыбалке не кричат,

А рыбачат и молчат.

Ты ловись, рыбёшка, рыбка, не зевай!

Червячков, личинок, блёсны- всё хватай!

Будут рыбу жарить, парить и солить,

Будут вкусный рыбный суп-уху варить.

А самый главный рыболов

36) Прочитайте. Спишите. Подчеркните однокоренные слова, поставьте ударение:

* Грибы.

Как опытные грибники собирают грибы? Они аккуратно срезают их ножичком под корешок, чтобы не повредить нежных нитей грибницы. На них снова могут вырасти грибочки.

* Начинается новый трудовой день. Ты идешь в школу. Твой главный труд- учеба. Помни: никакие трудности не страшны, если научишься хорошо работать, трудиться.

* Славин папа - моряк. Он плавает на большом морском теплоходе. Папа бывал во многих заморских странах. Слава живет в Приморском крае. Его называют еще Приморьем. Славин дом стоит на берегу моря.

37) Сколько групп однокоренных слов в этом тексте? Напишите каждую группу этих слов с новой строчки. Выделите корень.

* Чистики- небольшие птицы. Они живут в открытом море. Только на время гнездования выходят на берег. Чистики гнездятся на каменных островах. Среди камней строят они свои гнезда. Гнездовья морских птиц надежно защищены от врагов.

Проверочная работа по теме «Родственные слова»

Фамилия и имя_________________________________________________

Класс _________________

Дата __________________

  1. Что такое родственные слова? __________________________________

________________________________________________________________

2. Укажи строчку, в которой записаны родственные (однокоренные слова):

а) конь, конкурс, коньки;

б) лес, лесенка, лесник;

в) двор, дворник, дворовый.

3.Подобрать однокоренные слова, выделить в них корень.

Соль - ________________________________________________________

Звон - ________________________________________________________

Цвет - ________________________________________________________

4.Подчеркнуть в каждой строке «лишнее» слово.

Гусь, гусиный, густой, гусыня.

Слеза, прослезился, слезинка, слезла.

Лев, левша, левый, налево.

Луг, луговой, лужа, лужок.

5. Записать от каких слов образованы данные слова. Выделить корень.

Сосняк - _____________________

грибник - ____________________

тракторист - __________________

моряк - ______________________

росинка - ____________________

6. Исправь в тексте ошибки.

наступила асень. Дити идут гулять впарк. Рядом с ними бижит жучка. Трова на лужайке ещё зелёная. Под кустом шуршит ёжык. Белка грызёт шышки. Стучат пёстрые дятлы. Харашо в парке!


Урок русского языка.

УМК «Система Занкова».

Класс: 2 класс.

Тема урока: «Упражнения в распознавании однокоренных слов»

Тип урока: закрепление знаний.

Ход урока.

1. Целеполагание и мотивация.

Прочитайте предложения (слайд 1):

Учиться всегда пригодится.

Учёба и труд всё перетрут.

Корень учения горек, а плод сладок.

Что вы прочитали? (пословицы)

О чём в них идёт речь? (об учении)

Что заметили? (однокоренные слова). Докажите (общая часть, корень слова уч - и близкие по смыслу)

Выпишите из пословиц однокоренные слова, выделите корень.

О чём же будем говорить на уроке? Сформулируйте тему.

На доске: Тема. Однокоренные слова . (полоска)

Какую пословицу выберем девизом урока?

(Выслушиваются все мнения детей, одновременно идёт работа над смыслом пословиц:

1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;

2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы получишь.

Итак, тема «Однокоренные слова». Какие знания нам необходимо повторить сегодня на уроке?

    мы должны закрепить, что такое корень слова

    правильно выделять корень в словах

    какие слова называются однокоренными.

Тема сформулирована, задачи поставлены, отправляемся в путь к вершине Горы знаний (плакат на доске).

3. Основной этап

(Видеоролик) сл.№2

Смотрим фрагмент м/ф «Летучий корабль», слушаем песенку Водяного.

Постарайтесь услышать однокоренные слова, которые есть в песенке.

Кто услышал, какие однокоренные слова были в песенке?

Упростим задание: найдите однокоренные слова в тексте этой песенки.

(Какие слова называются однокоренными? (имеющие общую часть и близкие по смыслу)

Я водяной, я водяной,

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться!

Итак, какие однокоренные слова нашли? (работают в паре с соседом)- водяной, водица.

Проблема . А кто считает, что слово «водится» из 2-ой строчки тоже подойдёт? (а ещё и в 4-ой – водиться) Там ведь есть такая же часть вод- ?(сигнал). Почему нет, докажи своё мнение (другое значение).

Выпишем однокоренные слова в тетрадь.

Сегодня вам часто будет встречаться в словах буква «Вв» (плакат с буквой на доске). Прошу обратить внимание на написание этой буквы и соединений с ней. Стараемся писать в тетради чисто, аккуратно и грамотно.

Проверяем.(Слайд №4) – Водяной, водица.

Выделите корень. Какой звук слышится в корне? (а) Почему пишем о? (от слова воды , корень вод ; в однокоренных словах корень один и тот же). Проверьте правильность написания корня. Как бы вы назвали эту орфограмму? (безударная гл в корне)

У вас на партах лежит текст. Прочитайте его про себя, приготовьтесь читать вслух.

Сказка

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Что прочитали? (сказку) О чём идёт речь в сказке? Как вы поняли? (о родственниках воды – однокоренные слова) А кто тоже заприметил чужака? (сигнал)

Найдите в сказке только «родственников» воды (однокоренные слова). (Выполняя эту работу, остальные учащиеся должны найти «чужака».

Работают в паре, подчёркивают карандашом, выписывают в тетрадь слова с заглавной буквы (в сказке это имена собств.) А слово-чужак будете выписывать?

Проверяем, какие слова выписали (слайд №4): Вода, Подводник, Водолаз, Водопад, Водомерка, Водоросли, Водяной, Водичка.

Какой корень во всех словах? Выделите его. (слайд №5) Поставьте ударение. Какое слово будет проверочным для остальных? (водоросли и подводник) - Что такое водоросли все знают, а кто такой подводник?

(Объясняем значение слов - работа над лексическим значением слова.)

(Слайд с картинками №4)

«Подводник» - многозначное слово.

1. Это моряк, служащий в подводном флоте.

2. Это специалист по подводным работам.

А как его ещё можно назвать? (водолаз )

1. Это специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме со специальным снаряжением.

2. Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих.

Как называются слова, у которых неск-ко значений? (многозначные)

«Водомерка » - Кто это?

Это насекомое, передвигающееся по воде.

Как назовём выписанные слова?

Вывод: эти слова однокоренные.

Почему вы считаете эти слова однокоренными? (Доказать с опорой на правило).

Проверили свою работу. Кто выполнил задание без ошибок, ставит «+» на полях.

О каком же слове-чужаке идёт речь в сказке? (Водитель). Почему гости не сразу приметили чужака? Докажите (общая часть как у всех – вод-) Почему «чужак»? (значение другое - «водить машину») Попробуем поискать родственников этому слову.

Работа с учебником.

Открываем учебник на стр 57 упр 118 – по заданию - коллективная работа .

Раздели слова на группы (по смыслу – группа о воде –слова синонимы, группа о водителе машины-слова-синонимы)- ставят в учебнике кар-шом номер группы 1 или 2. Вспомним, что такое синонимы (слова, близкие по значению).

Вода, водитель, водит, водный, водичка, жидкость, шофер, таксист, кипяток .

- Можно ли назвать эту группу однокоренными словами? (нет, не у всех одинаковый корень)

Работа индивидуальная - выбрать однокоренные слова к слову «водитель», записать их в тетрадь, выделить корень. Из какой группы будете выбирать? (из 2-ой)

Взаимопроверка – обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. (Водитель, водит ). Если выполнено задание без ошибок, поставьте соседу «+» на полях.

Можно ли добавить слово – водительское? Что оно обозначает? (сидение, место, удостоверение)

Итак, сделаем вывод: какие слова называем однокоренными? (правило!)

Физминутка (дидактическая игра – «да-нет»)

Поиграем и отдохнем. Я назову пары слов. В одних – родственные слова, а в других - нет. Если я называю пару родственных слов, вы киваете головой – «да». Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы киваете «нет». Постарайтесь быть внимательными!

лес -лесник стена- гвоздь снег- лёд

река- плот кот - котик сокол - сок

сын - сынок поле - полюшко лист - листик

дом - домашний, дом - дым гора- горка

Сделать ещё неск-ко упр., настраивающих на дальнейшую работу.

Работа в группе . Игра «Копилка».

Класс делится на группы (по 4-5чел). Каждая группа получает задание - собрать (придумать) как можно больше однокоренных слов в свою копилку за 2-3 мин. Побеждает группа, придумавшая больше всех слов.

Выбрать, кто будет записывать слова. Представители каждой группы получают (вытаскивают не глядя) лист с заданием.

Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (подбирать однокоренные слова с данным корнем)

1гр – с корнем сад

2гр – лес

3гр – корм

4гр –корм

5гр- лес

6гр –сад

Проверка. Покажите, ск-ко слов составили? Проверяем у представителя той группы, у которой больше всех слов. Ученик читает, все сигналом - согласны или нет. (Формы слов!) Какие др слова есть у 2-ой группы, работавшей с этим же корнем (выслушиваем). Участники группы, придумавшей большее кол-во слов, ставят «+» на полях в тетради. Аналогично проверяем у др групп.

Вывод: Корень везде одинаковый – безуд гласная! Разные части речи! Не писать формы слова!)

А теперь у каждого есть возможность проверить свои знания.

Срез (самостоятельная работа )- выполняют тест с заданиями, в результате должны собрать слово «плюс».

У кого получилось слово « плюс», встаньте. Молодцы! Это третий плюсик за урок. Вложите тест в тетрадь.

Кто за урок набрал три плюсика и выполнил все задания без ошибок, получит «5».

1. Найди группу слов, где корень выделен правильно:

о) холод, холодный, холодит;

п) куст, кустик, кустарник;

р) зима, зимовать, зимушка.

2. Найди группу однокоренных слов:

к) болеет, болото, болтун;

л) ход, ходить, переход;

м) высокий, сок, сокол.

3. Найди группу неоднокоренных слов:

э) грач, грачиха, грачата;

ю) весло, весна, весы;

я) гриб, грибник, грибной.

4. Найди группу слов с корнем мор- (е):

с) моряк, морской, приморский;

т) уморить, заморский, сморчок;

у) юмор, юморист, юмористический.

Итог урока, д/з

, рефлексия.

У кого слово не получилось, подумайте, в чём ошибка? Что надо сделать, чтобы её исправить? Над чем надо ещё поработать?

(Д/з – по выбору (на полосках разного цвета):

Я предлагаю вам самим определить, что необходимо повторить дома, над чем ещё поработать. Для этого выберете нужную полоску с д/з (поднимают полоски).

1в- упр. 115 (распознавание однокор слов)

2в- упр. 113 (подбор однокорен слов)

3в- *** творческое задание- приготовить (найти или придумать самому) для одноклассников своё задание на тему «Однокоренные слова» (тем, кому всё понятно, у кого всё на уроке получилось)

Итак, наш урок подошёл к концу. Чему мы сегодня учились?

ВЫВОД: учились подбирать и распознавать среди других однокоренные слова, выделять корень.

Всё ли вам было понятно? Всё ли вы усвоили?

Понравился ли вам урок?

Молодцы! Работали дружно, внимательно и старательно! Продвинулись высоко! Урок окончен.

Светлана Гладышева
«Формирование умение образовывать родственные слова». Тренинг детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют недостаточно развитый словарный запас . Они не до конца понимают, а иногда и не знают значения многих слов , часто не могут правильно употребить слова , т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.

Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам , по произношению, но нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей , неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова , наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное ) проверочное слово . Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря . Огромную роль в развитии словаря , в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами .

Целью предлагаемого тренинга научить образовывать родственные слова , обогащать у детей словарный запас . Учить детей устанавливать родственные связи между однокоренными словами . Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Тем самым закладывается основа для грамотного письма.

Структура тренинга представлена тремя этапами.

1 этап. Подготовительный

Задачи :

Учить сравнивать предметы;

- формировать умения

Классифицировать предметы по признакам.

2 этап. Формирование умения

Задачи :

- формировать понимание того , что многие слова могут иметь «родственников » , которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу;

- сформировать родственных слов ;

3 этап. Применение умения

Упражнять самостоятельно, , отвечающих на вопрос КАК?

Тренинг предназначен для работы с детьми дошкольного возраста , имеющими ОНР, может быть реализован в условиях индивидуальных и/или подгрупповых занятий, а также как честь занятий по предупреждению или коррекции дисграфии, дислексии. Освоение учебного материала предполагает использование традиционных методов : наглядных, словесных , практических, а также опору на различные анализаторы.

Программа тренинга

I. Подготовительный

1. Учить сравнивать предметы;

рассматривание картинок;

изображение частей предметов .

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы, игрушки, игры с мячом.

Диагностика

Игра «Не ошибись» .

Цель : упражнять детей в различении предметов по материалу закрепить знания о таких свойствах предмета, как твердый, мягкий, плоский, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.

Игра «Похож – не похож» .

Цель : учить сравнивать предмет замечать признак сходства по цвету, форме , величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

2. Формировать умения выделять признаки или свойства одного объекта и различия между признаками 2-х и более объектов;

рассматривание карточек с предметами;

рассматривание предметов и анализ.

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы.

Диагностика

Игра «Отгадай-ка» .

Цель : учить детей описывать предмет , не глядя на него; выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игра «Магазин игрушек» .

Цель : учить детей описывать предмет , находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

Знакомство со способами применения или использования предметов.

3. Классифицировать предметы по признакам.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

Настольные игры, картинки, предметы, игрушки.

Диагностика

Игра «Назови три предмета» .

Цель : упражнять детей в классификации предметов.

Игра «Четвертый лишний»

Цель : Упражнять детей в классификации предметов.

Игра «Птицы (звери, рыбы) ».

Цель : закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Игра «Кому что нужно?» .

Цель : упражнять детей в классификации предметов, умения называть предмет , необходимые людям определенной профессии.

II Формирование умения

1. Формировать понимание того , что многие слова могут иметь «родственников » , которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Подбор к одному – «главному» слову родственников по словесному описанию , загадкам или читают стихотворение и просят выделить родственные слова из него с опорой на картинку.

Картинки, иллюстрации, стихи, загадки.

Диагностика Вода (водоём, водяной, водолаз, водичка, водопад, водица, водовоз, водопой)

Водолаз из водоёма

Водоросли достаёт.

Воду доставляет к дому

По трубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привёз.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

И приходят торопливо

Звери все на водопой.

Цветок (цветочек, цветик, цветник, цветовод, цветочница, цветные, цветы)

Утром весь в росе цветок,

Днём прикроет глазки.

Видит он цветные сны из волшебной сказки.

Цветоводство по душе нашей тёте Даше.

У неё всегда цветёт не один цветочек.

В мае будет вся сирень белая, цветущая,

Ну а тётушка у нас - цветочница поющая.

Снег (снежинки, снеговою, снежок)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Гриб (грибок, грибочек, грибник, грибной, грибница)

Как – то раннею порой вдруг полился дождь… грибной

И из дома в тот же миг в лес отправился… грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле - грибница.

Человек собрал их много и отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной.

Много он собрал грибов , и грибочков и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и …грибок.

Игра «Отгадай слово »

Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)

Огромная рыбина? (Рыбища)

Рыбная ловля. (Рыбалка)

Ловить рыбу. (Рыбачить)

Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак)

Назови его ласковою (рыбачок)

Что такое уха (рыбный суп)

Игра «Что это?»

Лес – это … (место, где растет очень много деревьев) .

Лесок- это … (маленький лес) .

Лесной – это … (то, что находится в лесу) .

Лесник – это… (человек, который охраняет лес) .

Лесовик – это … (сказочный герой, который живет в лесу) .

2. Сформировать алгоритм обучения по модели подбора родственных слов .

модель подбора родственных слов ;

отличия похожих слов с опорой на картинки.

Схема подбора родственных слов .

Диагностика

Игра «Игралочка»

Образование уменьшительно ласкательных суффиксов и пренебрежительно- увеличительных суффиксов.

Пример :

Образование слов отвечающие на вопрос КАКОЙ?

III Применение умения

1. Упражнять самостоятельно, образовывать однокоренные слова обозначающие предметы, признаки предметов и действия предметов. Образование однокоренных слов , отвечающих на вопрос КАК?

За основу любой модели берется главное слово .

Демонстрационные модели : в виде солнышка, пирамидки, тучки, снежинок, цветика – семицветика.

Диагностика

Упражнение №1.

Подберите к данным словам однокоренные слова , обозначающие предметы.

Грибной - гриб. Садовый - Мясной -

Степной - Тенистый - Зеленый -

Звериный - Лесной -

Часовой - Дворовый -

Упражнение №2.

Замените в словосочетаниях слова -действия однокоренными словами-предметами .

Продавать билеты - продажа билетов.

Подарить другу -

Защищать Родину -

Примирять шляпу -

Проверять тетради -

Посадить дерево -

Упражнение №3.

От слов , обозначающих названия предметов, образуйте однокоренные слова , обозначающие признаки предметов и действия предметов. Составьте с ними предложения.

Какой? Что делает?

Двор - дворовый Дым - дымит

Зуб - Гудок -

Зима - Игра -

Мороз - Коса -

Лень - Пила -

Дождь - Ход -

Грязь - Шум –

Упражнение №5.

Отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

б) мороз –

Упражнение №6.

Образуй от данных слов однокоренные слова , отвечающие на вопрос КАК?

а)прямой –

громкий –

быстрый –

б) смелый –

короткий –

кривой –

Упражнение №7.

Употребления уменьшительно -ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд : Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря :

Мальчик-с-пальчик Иван-богатырь

рубашечка рубашища

сапожки сапожища

кармашек карманище

ремешок ремнище

топорик топорище

сабелька саблища

ножка ножища

рука ручища

глазик глазище

Задания позволяющие формировать контрольно-оценочную деятельность младших школьников на уроке русского языка во 2 классе Тема «Однокоренные слова. Корень слова».

Этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание № 1

Цель: умение находить корень слова

Определи правильную последовательность своих действий при нахождении корня слов. Расставь числа 1, 2, 3, 4.

Чтобы не ошибиться в нахождении корня слова, нужно :

Выделить корень слова знаком.

Сравнить родственные слова и выделить их общую часть (корень).

Подобрать к слову родственные (однокоренные) слова.

___________________________________

Выполнение:

ч исла расставлены следующим образом: 3,4,2,1 (2 балла)

допущена 1 ошибка (1 балл)

Этап урока: Применение нового знания Самостоятельная работа с самопроверкой.

Задание № 2

Цель: умение находить однокоренные слова

Вычеркни из каждого ряда «лишнее» слово.

    Рябина, рябинка, рябой, рябиновый.

    Белка, беленький, белить, побелка.

    Крылья, крылатый, окрылить, крытый.

    Лось, лоскут, лосиный, лосёнок.

    Горный, горка, городок, гора.

Выполнение:

Вычеркнуты следующие слова: рябой, белка, крытый, лоскут, городок (2 балла)

допущена 1-2 ошибки (1 балл)

допущено 3 и более ошибок (0 баллов)

Задания позволяющие формировать контрольно-оценочную деятельность младших школьников на уроке окружающего мира во 2 классе Тема «Красная книга».

Этап урока: Применение нового знания . Диагностика достижения планируемых результатов. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (ответы в конце тетради).

Задания № 81-84 учебного пособия А.Плешакова, Н.Н.Гара «Окружающий мир. Тесты 2 класс»

Цель: умение распознавать растения и животных занесенных в Красную Книгу по их описанию и внешнему виду.

В каждом задании выбери правильный ответ и отметь его (закрась кружок).

81. Какое из этих растений внесено в Красную книгу России?

82. О каком растении рассказано?

Это ценнейшее лекарственное растение. Интересно, что его корень по форме напоминает человеческую фигуру.

А Лотос Б Женьшень В Венерин башмачок

83. Узнай животное по описанию.

Это крупный зверь тяжёлого сложения. Длина его тела достигает трёх метров, а высота – двух метров.

А Дровосек реликтовый Б Стерх В Зубр

84. Какое из этих животных внесено в Красную книгу России?

оРоссии?

Правильные ответы:

81 – В

82 – Б

83 – В

84 – А

Выполнение:

Все ответы верны (2 балла)

допущена 1 ошибка (1 балл)

допущено 2 и более ошибок (0 баллов)







2024 © psynadin.ru.