Тест на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге


Инструкция. Прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий ответ.

    Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?

    Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из под вашего контроля?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

    Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

    Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?

    Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите? Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

    Как часто вы в силах контролировать раздражение?

Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

    Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

    Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

    Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

    Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

Интерпретация результатов теста. Обработка результатов осуществляется путем подсчета суммы баллов набранных испытуемым по всем вопросам теста. Стрессоустойчивость определяется по

таблице 3.7. приведенной ниже на основании количества баллов набранных испытуемым и его возраста.

Таблица 3.7. Оценка стрессоустойчивости

стрессоустойчивости

Удовлетворительно

Очень плохо

Тест на определение стрессоустойчивости личности28

Ниже предлагается тест, который позволяет получить оценку вашего уровня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем более искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставиться балл).

Таблица 3.8.

Утверждения

редко

иногда

часто

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе

2. Я стараюсь работать, учиться, даже если бываю не совсем здоров

3. Я переживаю за качество своей работы

4. Я бываю, настроен агрессивно

5. Я не терплю критики в свой адрес

6. Я бываю раздражителен

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым

9. Я страдаю бессонницей

10. Своим недругам я могу дать отпор

11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность

12. У меня не хватает времени на отдых

13. У меня возникают конфликтные ситуации

28 Психология личности» Сост. Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. - М., Геликон, 1995

Окончание табл. 3.8.

Утверждения

редко

иногда

часто

14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя

15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом

16. Я все делаю быстро

17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт

18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки.

Таблица 3.9.

Тест на определение стрессоустойчивости личности

Суммарное число баллов

Уровень вашей стрессоустойчивост и

1 - очень низкий

2 - низкий

3 - ниже среднего

4 - чуть ниже среднего

5 - средний

6 - чуть выше среднего

7 - выше среднего

8 - высокий

9 - очень высокий

Чем меньше (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.

(Психология личности. Тесты, опросники, методики / Сост. И. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995)

Конфликты, как и ряд других негативных факторов нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу.

Ниже предлагается тест, который позволит вам получить оценку вашего уров­ня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем бо­лее искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).


Утверждения Редко Иногда Часто
10. Своим недругам я могу дать отпор
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность
12. У меня не хватает времени на отдых
13. У меня возникают конфликтные ситуации
14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом
16. Я все делаю быстро
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт (или потеряю работу)
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки
Суммарное число баллов Уровень вашей стрессоустойчивости
51-54 I - очень низкий
53-50 2 - низкий
49-46 3 - ниже среднего
45-42 4 - чуть ниже среднего
41-38 5 - средний
37-34 6 - чуть выше среднего
33-30 7 - выше среднего
29-26 8 - высокий
18-22 9 - очень высокий

Чем меньше число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1 -й и даже 2-й уро­вень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни!



Приложение 14

Техники расслабления (релаксации, аутотренинга)

(Легальные и нелегальные наркотики: Росийско-германское учебное

пособие. Практическое руководство по проведению уроков профилактики

среди подростков / ред. В. А. Ананьев. -

СПб.: Иматон, 1996)

МЫШЕЧНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ Расслабление в позе сидя

/ этап

Следите за вашим дыханием, вдохом и выдохом. При вдохе - живот вы­пячивается, при выдохе - втягивается. Закройте глаза, слегка приоткройте губы. Весь процесс дальнейшего напряжения/расслабления лучше сочетать с дыханием: на вдохе - напряжение, на выдохе - расслабление. Теперь мы сосредоточиваем свое внимание на правой руке (если вы левша, то на ле­вой). Сожмите руку в кулак, крепко, но не судорожно. Почувствуйте напря­жение каждой мышцы руки (примерно 5 с), затем расслабьте мышцы. Ра­зожмите кулак. Расслабленная рука лежит на передней поверхности бедра. Каждый палец расслабляется, становится мягким, вялым.

Теперь сосредоточиваемся на предплечье и плече: снова сожмите паль­цы в кулак, согните локоть, напрягите ваши мышцы, почувствуйте, какие они твердые (5 с), и снова расслабьте их. Положите руку на верхнюю поверх­ность бедра. Кисть руки и рука могут совершенно расслабиться. Возможно, вы почувствуете дрожь в мышцах. Если это так, напрягите их снова на один миг и расслабьте. Ваша рука, расслабленная и тяжелая, лежит на бедре. Она расслабляется все больше и больше. Ваше дыхание ровное и спокой­ное.

Теперь сосредоточиваемся на другой руке. Сожмите пальцы руки в кулак. Почувствуйте определенное напряжение (5 с), но не сжимайте пальцы до судорог и снова расслабьте их. Рука расслабленно лежит на бедре. Вам приятно, легко, вы расслаблены.

Теперь - плечо и предплечье: сожмите пальцы в кулак, согните руку в локте, напрягите все мышцы, сосредоточьтесь на них (5 с) и снова рас­слабьте. Положите руку на бедро, каждая мышца расслаблена. Дыхание спокойное и ровное. При каждом вдохе живот слегка выпячивается, при вы­дохе - легко втягивается. Наслаждайтесь приятным чувством расслабления во всем теле.

Теперь сосредоточиваемся на лице: поднимите брови, наморщите лоб, отчетливо почувствуйте напряжение (5 с) и снова опустите брови. Напряже­ние уходит. Теперь сведите брови к переносице, крепко зажмурьте глаза (5 с) и снова расслабьте мышцы. Мышцы расслабляются все больше и боль­ше, расслабление нарастает.

Теперь сожмите зубы, но без судорог. Почувствуйте напряжение в челю­сти (5 с) и снова отпустите мышцы. Прижмите язык крепко к небу (5 с) и снова отпустите. Расслабляется все лицо, вам легко и приятно. Губы слегка приоткрыты, зубы не давят друг на друга, язык мягко лежит во рту. Вы на­слаждаетесь расслаблением в лице. Расслабление нарастает во всем теле. Дышите спокойно и ровно. При дыхании живот сам по себе легко поднима­ется и опускается.

Теперь сосредоточиваемся на шее и затылке: потяните голову вперед, подбородок прижимается к груди. Почувствуйте напряжение в шее и затылке


(5 с) и с облегчением опустите голову. Зафиксируйте это чувство расслабле­ния. Теперь запрокиньте голову назад. Осознанно почувствуйте напряжение (5 с), затем расслабьтесь, почувствуйте, как уходит напряжение. Вся сила напряжения уходит из мышц. Вы сидите, приятно расслабившись, на стуле или в кресле. Вы чувствуете, как при дыхании живот поднимается и опускает­ся. С каждым выдохом расслабление все глубже и глубже.

Теперь сосредоточиваемся на плечах и животе: разведите плечи, они по­чти касаются друг друга, мышцы очень твердые (5 с), и снова расслабьтесь, опустите плечи. Теперь подтяните плечи вперед к груди, отчетливо почув­ствуйте напряжение (5 с) и снова расслабьтесь. Расслабление, облегчение, покой. Теперь поднимите плечи, они почти касаются ушей, зафиксируйте напряжение в мышцах (5 с) и снова расслабьтесь. Плечи опускаются, висят. Вы дышите спокойно и равномерно.

Теперь немного приподнимите ноги от пола. Ноги немного приподняты, живот напрягается, вы чувствуете напряжение в мышцах живота (5 с). Затем опустите ноги, живот расслабляется. Дыхание спокойное, ровное. При каж­дом цикле дыхания живот равномерно поднимается и опускается. С каждым выдохом расслабление все глубже и глубже. Вам легко, приятно.

Теперь сосредоточьтесь на ногах и ступнях: чтобы напрячь переднюю по­верхность бедра, прижмите ноги крепко к полу. Зафиксируйте напряжение в бедрах (5 с) и снова расслабьте мышцы. Передняя поверхность бедра рас­слабляется.

Теперь разверните пальцы ног так, как будто вы хотите взять ими каран­даш. Почувствуйте напряжение (8 с), но не доводите его до судорог, и снова отпустите пальцы. Потяните кончики пальцев ног к корпусу. Зафиксируйте напряжение (5 с) и расслабьте мышцы. Из ваших ступней вытекает напряже­ние. Расслабление все глубже и глубже. Вы дышите спокойно и ровно. Ваш живот поднимается и опускается в ритме дыхания.

Теперь снова мысленно пройдитесь по всем мышцам. Если вы где-то чув­ствуете напряжение - скажите сами себе: «Расслабься, освободи мышцы». Наслаждайтесь чувством расслабления. Вы сидите спокойно. Ваше тело тя­желое и расслабленное. Вы дышите спокойно и ровно. С каждым выдохом вы все больше и больше расслабляетесь.

Сейчас вы медленно выходите из расслабления. Избегайте любых вне­запных и резких движений. Вы заметите, что расслабление дает вам све­жесть и энергию, и вы почувствуете себя лучше и приятнее.

4 - вы двигаете кистями рук, даете работу вашим пальцам, 3 - вы двига­ете руками и ногами, слегка покачивая ими, 2 - вы потягиваетесь всем кор­пусом во всех направлениях, 1 - вы открываете глаза, медленно встаете.

Вы чувствуете себя приятно и обновленно, как будто только что приняли освежающий душ.

// этап

Сядьте на стул, голова опущена на грудь. Положите свои руки на перед­нюю поверхность бедер и закройте глаза.

Наморщите лоб и сожмите губы, как будто вы хотите сделать устрашаю­щее лицо. Напрягите всю мускулатуру лица (5 с), но без судорог. Теперь расслабьте мышцы лица и тела. Они снова становятся мягкими и рыхлыми. Попытайтесь сознательно оценить чувство расслабления (10 с).

Следующий участок тела, за который мы возьмемся, - это плечи, руки и кисти рук. Сожмите пальцы рук в кулак и напрягите каждую мышцу. Вы по­чувствуете, как все мышцы становятся твердыми и крепкими. И теперь вы снова возвращаетесь в состояние расслабления. Все мышцы ослабевают, напряжение уходит. Вы чувствуете себя легко, свободно (10 с). Повторите также и это упражнение: напрягите плечи, руки и кисти рук. Все мышцы ста­новятся твердыми (5 с), но не до судорог, затем снова расслабьте мышцы. Плечи опускаются, руки свободно свисают, кисти рук расслабляются (-10 с).

Теперь мы примемся за мышцы груди и живота. С силой напрягите мыш­цы груди и живота. Руки остаются расслабленными (5 с), снова расслабьте их, вернитесь в состояние покоя, насладитесь чувством покоя, которое рас­пространяется по всему телу (10 с). Теперь повторите напряжение в торсе. Напрягите мышцы груди и живота, удерживайте напряжение (5 с). Снова расслабьтесь, напряжение уходит. Все мышцы расслаблены. Мышцы лица, ллеч, груди, рук, живота. Дышите спокойно и равномерно (10 с).

Теперь мы переходим к ногам и ступням. Попробуйте напрячь все мышцы ног и ступней, не совершая движений. Почувствуйте напряжение до кончи­ков пальцев ног (10 с).

Повторите также следующее упражнение: напрягите мышцы бедер, мышцы ступней. Держите напряжение (5 с) и снова расслабьте мышцы, мышцы становятся рыхлыми. Сейчас все ваши мышцы расслаблены, рас­слабление распространяется по всему телу... Вы дышите спокойно и равномерно. Оставайтесь в этом положении еще минуту. Теперь мед­ленно выходите из состояния расслабления. Вы двигаете пальцами рук, легко встряхиваете руками, двигаете ногами, потягиваетесь, открываете глаза и приходите в себя.

КРАТКОВРЕМЕННОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ ВСЕЙ МУСКУЛАТУРЫ

Если вам удается достигнуть расслабления мышц тела во время продол­жительных упражнений, можно перейти к кратковременному расслаблению, при котором все тело напрягается за один раз, а потом, в уже указанной выше последовательности, расслабляются отдельные мышечные группы.

1. Фаза напряжения. Сядьте, выгните спину, как кошка, опустите голову на грудь. Одновременно скрестите руки перед грудью. Плечи поднимаются высоко вверх, а кисти рук лежат на предплечьях. Разверните ноги под углом, тогда ступни будут легко отрываться от пола. Сделайте вдох, напрягите жи­вот и ягодицы. И, наконец, напрягите мышцы лица: зажмурьте глаза, намор­щите нос и лоб. Усиливайте напряжение в данной выше последовательнос­ти. В конце упражнения тело еще раз сконцентрированно напрягается, а дыхание задерживается.

2. Фаза расслабления. Теперь расслабьте все мышцы, лягте и глубоко и свободно выдохните. Для расслабления потребуется больше времени, чем для напряжения. Полностью расслабьте мышцы в выученном порядке.

РАССЛАБЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ МЫШЕЧНЫХ ГРУПП

Все упражнения для расслабления мышц могут проводиться изолиро­ванно. Можно напрягать и расслаблять сведенные судорогой руки (на­пример, в результате длительного письма в течение нескольких часов); напряженное лицо после длительной концентрации, напряженные мыш­цы затылка после длительной поездки в поезде.

«Кинг-Конг»

7. Фаза напряжения. Положение рук в этом упражнении напоминает гро­мадную обезьяну Кинг-Конг. Руки согнуты в локтях и расположены перед гру-


дью, кисти рук не соприкасаются, глаза прикрыты. Дышите спокойно и равно­мерно. Сожмите пальцы рук в кулак, напрягите все мышцы рук - кулаков, предплечий, плеч. Кулаки сжимаются так сильно, что все мышцы рук начинают дрожать. Дышите спокойно и равномерно. Напрягите мышцы до боли.

2. Фаза расслабления. Расслабьте все мышцы. Руки свободно падают вниз. Все мышцы рук полностью расслаблены. Медленно вдохните и выдох­ните. Какое-то время наслаждайтесь чувством тяжести и тепла в руках. По­том откройте глаза.

Если у вас длинные ногти, то лучше сожмите какой-нибудь предмет - кусок дерева, камень, вам не нужно все время сидеть в позе «Кинг-Конг», это упражнение можно делать незаметно для окружающих. Вы можете про­водить это упражнение где и когда хотите. Его хорошо применять при внут­реннем напряжении - перед контрольной работой, а также в ситуациях, ког­да необходимо быстрое и несложное мышечное расслабление. Также хоро­шо выполнять это упражнение при замерзании рук.

Усатов Иван Александрович,Студент 3 курса, направления подготовки 37.03.01 «Психология», ФГБОУ ВПО «Амурский Государственный Университет», г. Благовещенск[email protected]

Аннотация. Статья содержит авторскую методику на определение уровня стрессоустойчивости личности, приводится информация о стандартизации методики.Ключевые слова: психология, стрессоустойчивость, ресурсы стрессоустойчивости, авторская методика.

В современном мире проблема сохранения психического здоровья и формирования стрессоустойчивости у людей очень актуальна, ведь стрессоустойчивость позволяет поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности, а также психическое состояние в напряженных ситуациях.Анализируя диагностическиеметодикипо вопросу стрессоустойчивости,можносделать вывод о том, что на сегодняшний день не разработана комплексная методика, позволяющая всесторонне оценить стрессоустойчивость, как качество личности, они лишь позволяют диагностировать проблемные стороны, оценить компоненты (ресурсы, факторы) стрессоустойчивости. С этой целью была разработана авторская методика, позволяющая определить уровень стрессоустойчивости личности. Методика может применяться у респондентов старше 18 лет, иных ограничений в применении методики нет.В даннойметодике под стрессоустойчивостью понимается понимает интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы .Стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:А) психофизиологического (свойства, тип нервной системы),Б) эмоционального компонента эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,В) мотивационного (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может показывать разную степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его к активности. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),Г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,Д) информационного компонента профессиональной подготовленности, информированности и готовностиличности к выполнению тех или иных задач,Е) интеллектуального компонента оценка, прогноз, принятие решений о способах действий .Методика учитывает ресурсы (факторы) стрессоустойчивости, которыеобеспечивают способность эффективно справляться со стрессовым воздействием. Как считает Л.А. КитаевСмык, факторы, определяющие стрессоустойчивость, можно разделить на несколько групп:1. Биологические особенности:А) Врожденные особенности организма и ранний детский опыт. Согласно психогенетическим исследованиям , реакции людей на те или иные факторы среды на 30 40 % определяются генами, полученными от родителей, и на 60 70 % зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработки условных рефлексов таким образом, одни люди изначально более предрасположены к стрессу, а другие устойчивы к нему.Б) Тип высшей нервной деятельности человека. Тип высшей нервной деятельности человека отражает силу и динамику нервных процессов в мозге и мало подвержен какимлибо изменениям . В) Возрастные и половые особенности в проявлении стрессоустойчивости и стратегий совладания. Одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным .2.Личностные особенности:А) Склонность к гневу. Склонные к гневу, враждебности, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот .Б) Локус контроля. Локус контроля определяет, насколько эффективно человек может контролировать окружающую обстановку или владеть ею. Концепция локуса контроля разработана американским психологом Дж. Роттером .В) Тревожность. Это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий .Г) Самооценка. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяетее активность, отношение к себе и другим людям. Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности . Д) Направленность человека, его установки и ценности. В ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на личность действие, противоположное тревожности .3.Факторы социальной среды:А) Социальные условия и условия труда. Социальные условия и условия труда, то есть социальные перемены; повышенная ответственность за работу; значительное преобладание интеллектуального труда; постоянный дефицит времени; хроническая усталость; нарушение режима труда и отдыха; падение личного престижа; отсутствие элементов творчества в работе; длительные ожидания в процессе работы; ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей; нерациональное и сбалансированное питание; курение и систематическое употребление алкоголя) .Б) Ближнее социальное окружение. Семья имеет огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные межличностные отношения . 4.Когнитивные факторы:А) Уровень сензитивности. Сензитивность зависит от чувствительности рецепторов; типа высшей нервной деятельности; легкости образования условнорефлекторных (ассоциативных) связей в коре больших полушарий головного мозга; повышения или понижения чувствительности в процессе индивидуального опыта; наличия навыков сознательного повышения или понижения сензитивности путем тренировки .Б) Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды. Возможность реализовать тот или иной вид адаптации к стрессовой ситуации зависит не только от мотивов и целей, свойств личности, психического состояния, но и от того, какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек. Личность имеет возможность выбора в реагировании, деятельности, поведении, но степень свободы выбора ограничена особенностями стрессовой ситуации . Таким образом, методика учитываетвсе перечисленные компоненты.

«Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности»Инструкция: «Вам необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения характерны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится. Отметьте подходящий вариант по каждому утверждению в нужной графе. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа».Таблица 1 Стимульный материал методики№УтверждениеЧасто/ сильноРедко/ иногдаНет/никогда1Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем то угнетены.

2Я не терплю критики в свой адрес.

3Я переживаю за качество выполняемой мной работы.

4Я страдаю бессонницей.

5Я думаю, что люди меня недооценивают.

6Я раздражаюсь по пустякам.

7Я стараюсь быть первым во всем.

8Я настроен агрессивно.

9У меня недостаточно свободного времени.

10Я болезненно переживаю неприятности.

11У меня возникают конфликтные ситуации.

12Я занимаюсь любимым делом, посещаю выставки, концерты, музеи.

13Мысли о предстоящей работе не дают мне покоя.

14Я не могу сосредоточиться.

15Я смеюсь.

16Я чувствую себя беспомощным.

17Неожиданные события выводят меня из себя.

18Я испытываю внутреннее беспокойство.

19Я нервозен.

20Я встречаюсь с друзьями, знакомыми.

21Я ощущаю слабость во всем теле.

22Мне тяжело скрыть раздражение.

23Я принимаю близко к сердцу проблемы других людей.

24Я занимаюсь спортом.

25Я бываю вполне счастлив.

26Я планирую свою жизнь.

27Меня одолевают страхи.

28Я употребляю более 4 чашек кофе/чая в день.

29Бывает, что я говорю неправду.

30Я чувствую неуверенность в себе.

31Мне кажется, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть.

32Я завожу новые знакомства.

33Я собираю «волю в кулак», чтобы выполнить работу.

34Я испытываю головные боли.

35Я нерационально питаюсь.

36Я бываю доволен.

37Я позитивно смотрю в будущее.

38Я боюсь перемен.

Обработка данных.Перед обработкой результатов, подсчитывается количество набранных баллов по шкале лжи.Шкала лжи ответ «никогда/нет» на вопросы: 11, 15, 20, 26, 29. Каждое совпадение со шкалой лжи оценивается в 1 балл. Если по шкале лжи набрано более 3 баллов недостоверность результатов диагностики. Это свидетельствует о феномене социальной желательности, то есть на стремлении казаться несколько лучше в глазах окружающих людей и давать ответы, которые были бы более желательными с точки зрения норм, правил и ценностей общества.Следует провести повторное тестирование через некоторое время.

Дальнейшая обработка осуществляется в соответствии с ключом, подсчитывается общее количество баллов, набранных в тесте.Таблица 2«Ключ» к тесту на определение уровня стрессоустойчивости личности

№УтверждениеЧасто/ сильноРедко/ иногдаНет/никогда1Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем то угнетены.2102Я не терплю критики в свой адрес.2103Я переживаюза качество выполняемой мной работы.2104Я страдаю бессонницей.2105Я думаю, что люди меня недооценивают.2106Я раздражаюсь по пустякам.2107Я стараюсь быть первым во всем.0128Я настроен агрессивно.2109У меня недостаточно свободного времени.21010Я болезненно переживаю неприятности.21011У меня возникают конфликтные ситуации.21

12Я занимаюсь любимым делом, посещаю выставки, концерты, музеи.01213Мысли о предстоящей работе не дают мне покоя.21014Я не могу сосредоточиться.21015Я смеюсь.01

16Я чувствую себя беспомощным.21017Неожиданные события выводят меня из себя.21018Я испытываю внутреннее беспокойство.21019Я нервозен.21020Я встречаюсь с друзьями, знакомыми.01

21Я ощущаю слабость во всем теле.21022Мне тяжело скрыть раздражение.21023Я принимаю близко к сердцу проблемы других людей.21024Я занимаюсь спортом.01225Я бываю вполне счастлив.01226Я планирую свою жизнь.01

27Меня одолевают страхи.21028Я употребляю более 4 чашек кофе/чая в день.21029Бывает, что я говорю неправду.21

30Я чувствую неуверенность в себе.21031Мне кажется, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть.21032Я завожу новые знакомства.01233Я собираю «волю в кулак», чтобы выполнить работу.21034Я испытываю головные боли.21035Я нерационально питаюсь.21036Я бываю доволен.01237Я позитивно смотрю в будущее.01238Я боюсь перемен.210Интерпретация результатов.Интерпретация результатов проводится в соответствиис набранным количеством баллов.Если вы набрали 0 11 баллов вы обладаете высоким уровнем стрессоустойчивости. Вы четко определяете цели и пути их достижения, умеете и стремитесь рационально распределять время, можете долгое время работать с большим напряжением сил. Неожиданности, как правило, не выбивают вас из колеи. Круг ваших интересов достаточно широк.Если вы набрали 12 23 балла ваш уровень стрессоустойчивости выше среднего. Вы уверены в себе, сильные потрясения воспринимаете как урок в жизни и включаете механизмы самооценки и значимости, умеете проявлять свои сильные стороны и быстро восстанавливать своё психическое состояние. Если вы набрали 24 44 балла вы обладаете средним уровнем стрессоустойчивости. Ваш уровень стрессоустойчивости соответствует в меру напряженной жизни активного человека. Ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь, и вы им не очень сильно сопротивляетесь. Стрессоустойчивость снижается с увеличениемстрессовых ситуацийв вашей жизни. Если вы набрали 45 56 баллов ваш уровень стрессоустойчивости ниже среднего. У вас проявляются цепные реакции физических и умственно психических нарушений, и Вы вынуждены часть своих ресурсов тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Вам следует скорее начать использовать в повседневной жизни упражнения по преодолению стресса.Если вы набрали более 57 баллов вы обладаете низким уровнем стрессоустойчивости. Вы очень уязвимы для стресса, очень чувствительны к нагрузкам, поэтому Вы вынуждены большую часть своих ресурсов тратить на борьбу со стрессом. Для вас характерно стремление к конкуренции, достижению цели, обычно вы не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинаете рваться к новой цели. Вы часто проявляете агрессивность, нетерпеливость, отстраненность. Вам следует предпринять какието целенаправленные действия против одолевающего вас стресса, чтобы вернуть себе спокойствие, уверенность, работоспособность.

Информация о стандартизации методики.Стандартизация методики проводилась на 50 испытуемых: 28 женщин в возрасте 18 56 лет; 22 мужчины в возрасте 19 53 лет. Профессиональная и территориальная принадлежность испытуемых не учитывалась.Процедура исследования: испытуемым было необходимо ответить на все вопросы теста, затемподсчитать полученные результаты, а потом определить уровень стрессоустойчивости. Первое исследование проведено 11.11.2015, 2 исследование(ретест)проведено 3.12.2015, диагностика по методике «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» проведена 16.11.2015. Полученные результаты по данной методике не отличаются от нормального закона распределения (так как по критерию Колмогорова Смирнова Лиллиефорса K S = 0,08; р
это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.Гипотезы:Н0: Корреляционная связь между методиками статистически не значима.Н1: Корреляционная связь между методиками статистически значима.Полученные результаты: rs= 0,665, rкр (p ≤ 0.05) = 0,27, rкр (p ≤ 0.01) = 0,35.Так как rs rкр принимаем гипотезу Н1, корреляционная связь между методиками «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности»и«Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» есть, статистически значима, связь прямая и умеренная.Таким образом, полученные данные показывают, что разработанный тест измеряет ту же сферу, то же явление, что и эталонная методика. Это свидетельствуют о теоретической обоснованности методики, то есть «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» обладает конструктной валидностью.Для проверки надежности измерительного инструмента использовался метод ретестовой надежности. Испытуемым 3.12.2015, через 3 недели после первого исследования (11.11.2015), был предъявлен тот же самый тест в тех же самых условиях, что и первоначальный. Для установления корреляционной связи между данными был использован статистический метод коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Гипотезы:Н0: Корреляционной связи между 1 и 2 предъявлением методики нет.Н1: Корреляционная связь между 1 и 2 предъявлением методики есть.Полученные результаты: rs= 0,978, rкр (p ≤ 0.05) = 0,27, rкр (p ≤ 0.01) = 0,35.Так как rs rкр принимаем гипотезу Н1, корреляционная связь между первым и вторым предъявлением теста на определение уровня стрессоустойчивости личностиесть, она статистически значима, она прямая и очень тесная.Таким образом, полученные данные показывают, что разработанный тест обладает высокой надежностью, что свидетельствует о стабильности изучаемого признака.Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что разработанная методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» обладает достаточной валидностью, надежностью для использования в профессиональной деятельности, как для группового, так и для индивидуального использования с целью определения уровня стрессоустойчивости личности, и может использоваться как профессиональный диагностический инструмент наравне с другимиметодиками.

Ссылки на источники1.Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. 3е изд. РнД.: Феникс, 1999. 512 с. 2.Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 243246.3.КитаевСмык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. КитаевСмык. М.: Академический Проект, 2009. 943 с.4.Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. СПб.: Питер, 2006. 256 с.5.Мещеряков, Б.Г. Психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: Слово, 2002. С. 88 89.6.Милерян, Е.А. Обсуждение и теоретическое обобщение экспериментальных материалов / Е.А. Милерян // Психология труда. М.: МеркурийПресс,2000.

С. 15 54.7.Човдырова, Г.С. Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрессоустойчивости личности в условиях социальной изоляции / Г.С. Човдырова. Тюмень: Тюменская библиотека, 2005. 287 с.8.КитаевСмык, Л.А. Ук. соч.9.Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. Ук.соч.10.Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. М., 1984. 200 с.11.КитаевСмык, Л.А. Ук. соч.12.Сиротин, О.А. Эмоциональная устойчивость / О.А. Сиротин. М., 1972. 11 с.13.Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М.: Книга по требованию, 2012. 66 с.14.Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. Ук. соч.15.Куликов, Л.В. Психологическая устойчивость личности / Л.В. Куликов // Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. С. 87 115.

Стрессоустойчивость - это способность выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики. Сложно поддается корректировке, если речь идет о реакции на стресс. А вот стрессор (источник стресса) и/или постстрессовое поведение корректировать можно.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, т.е. такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы.

Адаптационный потенциал - степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой - накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация.

Доктора Томас Холмс и Ричард Райх (или Холмс и Раге, США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что 151 психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Тест-опросник на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге:

Инструкция.

Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.

Тестовый материал.

Жизненные события

Баллы

Смерть супруга (супруги).

Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером.

Тюремное заключение.

Смерть близкого члена семьи.

Травма или болезнь.

Женитьба, свадьба.

Увольнение с работы.

Примирение супругов.

Уход на пенсию.

Изменение в состоянии здоровья членов семьи.

Беременность партнерши.

Межполовые проблемы.

Появление нового члена семьи, рождение ребенка.

Реорганизация на работе.

Изменение финансового положения.

Смерть близкого друга.

Изменение профессиональной ориентации, смена места работы.

Усиление конфликтности отношений с супругом.

Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома).

Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги.

Изменение должности, повышение служебной ответственности.

Сын или дочь покидают дом.

Проблемы с родственниками мужа (жены).

Выдающееся личное достижение, успех.

Супруг бросает работу (или приступает к работе).

Начало или окончание обучениям учебном заведении.

Изменение условий жизни.

Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения.

Проблемы с начальством, конфликты.

Изменение условий или часов работы.

Перемена места жительства.

Смена места обучения.

Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска.

Изменение привычек, связанных с вероисповеданием.

Изменение социальной активности.

Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора).

Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна.

Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи.

Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.).

Рождество, встреча Нового года, день рождения.

Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения).

Обработка проводится в форме сложения баллов событий, которые присутствовали в жизни тестируемого за последний год

Ключ.

Интерпретация.

Большая степень сопротивляемости стрессу.
Вы выявляете очень высокую степень стрессоустойчивости.
Для Вас характерна минимальная степень стрессовой нагрузки.
Любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет сильный стрессогенный характер.
Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.

Высокая степень сопротивляемости стрессу
Вы выявляете высокую степень стрессоустойчивости.
Ваши энергию и ресурсы Вы не тратите на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая Ваша деятельность, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее.
Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет стрессогенный характер.

Пороговая (средняя) степень сопротивляемости стресса
Для Вас характерна средняя степень стрессовой нагрузки.
Ваша стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в Вашей жизни. Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.
Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая в малой степени носит стрессогенный характер.
Верующий человек, как правило, более стрессоустойчив, благодаря своей внутренней способности к духовному самоограничению и смирению.

Низкая степень сопротивляемости стресса
Для Вас характерна высокая степень стрессовой нагрузки.
Вы выявляете низкую степень стрессоустойчивости (ранимость).
Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.

Rating 5.00 (1 Vote)

Стрессоустойчивость - это совокупность качеств личности, которые помогают переносить интеллектуальные, волевые, эмоциональные и любые другие стрессы без вредных последствий для обычной деятельности или самочувствия. При этом высокий показатель стрессоустойчивости обычно говорит и о черствости, что не лучшим образом влияет на жизнь человека. Если вы не знаете, насколько высок этот показатель в вашем случае, стоит пройти тест на определение стрессоустойчивости, который позволит вам понять, насколько крепка ваша психика.

Тест на стрессоустойчивость

Методика определения стрессоустойчивости позволяет понять. Насколько вы готовы к деятельности, связанной со стрессами, и не требуется ли вам предпринимать меры по ее развитию (это достигается путем посещения тренингов и т.д.). В наше время оценка стрессоустойчивости нередко проводится при приеме на работу, поскольку многие специальности требуют высокой степени нервного напряжения.

Предлагаем простую диагностику стрессоустойчивости, которая позволит выявить ваш уровень раздражительности и способности к самоконтролю. В данном случае на любой вопрос вам предлагается три одинаковый варианта ответов:

  • "да, безусловно"- 3 балла;
  • "да, но не очень" - 1;
  • "нет, ни в коем случае" - 0.

По окончанию ответов суммируйте баллы. Главное – будьте честны сами с собой, ведь это - тест самооценки стрессоустойчивости, и ваша искренность в данном случае очень важна.

Вопросы:

  1. Раздражает ли вас смятая страница в газете, на которой напечатана интересная для вас статья?
  2. Вызывает ли неприязнь женщина "в летах", которая одета как молодая девушка?
  3. Неприятна ли вам чрезмерная близость собеседника при беседе?
  4. Вызывает ли раздражение женщина, которая курит в общественном месте или на улице?Раздражает ли вас человек, кашляющий в Вашу сторону?
  5. Испытываете ли вы неприязнь при виде человека, грызущего ногти?
  6. Испытываете ли вы раздражение, если кто-то смеется невпопад?
  7. Вас охватывает волна недовольства, когда некто учит вас жизни?
  8. Вы испытываете раздражение, если ваша вторая половина постоянно опаздывает?
  9. Вас раздражают люди в кинотеатре, которые постоянно вертятся и комментируют фильм?
  10. Вы крайне раздражаетесь, когда вам пересказывают сюжет книги, которую вы планируете прочесть?
  11. Вы внутренне негодуете, когда Вам дарят ненужные вещи?
  12. Вас раздражает громкий разговор или беседа по телефону в общественном транспорте?
  13. Вы испытываете неприязнь, ощущая у кого-то сильный запах духов?
  14. Вас раздражает человек, активно жестикулирующий во время разговора?
  15. Негодуете ли вы, когда люди вставляют в речь иноязычные слова?

Тест окончен, подсчитайте сумму полученных баллов, перед тем как проверить результаты стрессоустойчивости по тесту.







2024 © psynadin.ru.