Специфика и последствия российского реформирования системы образования. Реформа образования в России: общие сведения, основные задачи, проблемы и перспективы


Образовательная система находится в процессе постоянной модернизации и реформирования. Реформы осуществляются непрерывно, многие из них не завершены и не доведены до конца, поэтому и не заметно улучшение результатов, что служит основанием для резкой критики системы. Со страниц российских СМИ не сходят материалы о "кризисе", "катастрофе", "деградации" отечественной системы образования. Например, в материале, который так и назван "Образовательная система России деградирует" приводятся данные опроса россиян, из которых следует, что 90% знаний, полученных в вузах, не востребованы в жизни. Слабая практическая направленность обучения, излишняя теоретизация мешают пониманию причинно-следственных связей, без которых любое образование теряет свой смысл. Приводятся и другие данные социологических исследований, где нынешняя школьная и вузовская системы оцениваются негативно.

Да, проблем накопилось много, можно смело утверждать, что система образования не успевает реагировать на вызовы современной жизни, обросла бюрократическими звеньями, которые тормозят се развитие. Под давлением лоббирующих групп принимаются непродуманные решения. Зачем так скоропалительно нужно было ломать хорошо отлаженную систему советского образования? Зачем было, к примеру, переходить на подготовку бакалавра, который слабо увязывается с нашим пониманием высшего образования и с которым работодатели не знают, что делать? Зачем отказались от проверенной системы подготовки специалистов, равных которым не было во всем мире? Сила специалиста в том и заключалась, что половину предвыпускного и половину выпускного курса он находился на производственной практике, где постигал реальное производство и готовил выпускную квалификационную работу, а потом добавлял теоретические знания.

Раз уж мы оказались в Болонском процессе, то нужно выполнять его требования до конца. Любая система действует по своей внутренней логике и любое внедрение в ее работу элементов других систем только ухудшает функционирование. Бакалавр приспособлен к условиям западной жизни. У нас реалии другие.

О "кризисе" сказано чересчур преувеличенно. Никакого кризиса нет. Просто система образования, как любая инерционная система, не способна очень быстро перестраиваться и поэтому, может быть, не всегда успевает за возросшими требованиями. Выше мы обсуждали этот вопрос и выяснили, что некоторое запаздывание системы, ее инерция имеют скорее положительное, чем отрицательное значение. Что было бы со школой, например, если бы мы, сломя голову, тотчас отозвались на модные призывы, внедряли в жизнь сумасбродные и незрелые мысли, которые часто возникают в головах у наших творческих и инициативных граждан. Достаточно вспомнить, с какой настойчивостью несколько лет назад пытались упразднить классно-урочную форму обучения. Сколько раз уже гак было: загорелись, пошли, а потом чешем за ухом, сокрушаемся: "Надо же, хотели, как лучше, а вышло, как всегда".

Образовательная система общества, как и само общество, изменяются очень медленно, с многочисленными ошибками, заблуждениями, такими, после которых нередко приходится возвращаться к проверенным моделям. Реформировать эдукационную систему нужно крайне осторожно: не семь, а 77 раз отмерить, а потом уже пытаться что-то менять. Это нужно запомнить тем, кто сегодня сидит за школьной или вузовской партой, а завтра станет у руля народного образования.

Главными причинами снижения эффективности образовательной системы России член-корреспондент Российской академии образования А. Абрамов считает следующие: квалификация учителей; содержание образования; средства обучения; образовательная среда. Это действительно самые уязвимые звенья системы, где нужны комплексные реформы.

О сущности самих реформ мнения участников дискуссии расходятся. Каждый находит главное, по его мнению, слабое звено и предлагает его совершенствовать. Однако улучшение отдельных звеньев никогда не приводит к общему преобразованию системы. Только системные, комплексные реформы могут привести к радикальным изменениям. Что дала бы нам, к примеру, формальная прибавка еще одного года обучения в средней школе? Без изменения всей системы среднего образования ровным счетом ничего. Обратите внимание на блок учебника "Какая школа нужна в России?", где сквозит ностальгия по старой доброй качественной 10-летней школе. Природосообразная педагогика объясняет, почему школьное образование нельзя затягивать на длительный срок.

В одном из многочисленных проектов главными направлениями реформы системы образования должен стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук. В частности, предлагается:

  • – повернуться к человеку;
  • – бороться с технократическим снобизмом;
  • – интегрировать частные науки;
  • – создавать необходимые условия;
  • – возрождать престижность образования;
  • – бороться за активное восприятие наук о человеке и обществе;
  • – расширять демократизацию, демилитаризацию, деидеологизацию;
  • – ориентироваться на технологии постиндустриального развития;
  • – отстаивать основные федеральные интересы;
  • – обеспечивать гармоничное и свободное развитие членов общества;
  • – обогащать нравственное и интеллектуальное повышение потенциала нации;
  • – обеспечивать рыночную экономику профессионалами высокого уровня; и т.д.

Слов нет, звучат эти призывы правильно и заманчиво, но для их реализации должны быть не только желания, но и возможности. Проект 12-летней школы, который уже долгие годы горячо обсуждается, не реализуется именно по причине недостаточной обоснованности и отсутствия возможностей. Попытки ставить телегу впереди лошади не всегда находят одобрение у россиян.

Многие критики отечественной образовательной системы предлагают совсем отказаться от наследия социалистической педагогики. Да, некоторые принципы, действовавшие в социалистической системе, устарели, но главные не изменились и продолжают выполнять свои системообразующие функции. Возрождение ключевых идей педагогики А. С. Макаренко, которую некогда гак огульно критиковали, показывает, что с кардинальной реконструкцией системы спешить не полагается.

От "воинствующего атеизма" следует отказаться как можно скорее. Что нас действительно сегодня беспокоит – это проблемы духовного, нравственного воспитания. Приоритетностью этих принципов нужно усиливать образовательно-воспитательную систему. Нужно вспомнить о церкви, приблизить ее к школе, втянуть в систему воспитания. Десятилетия обструкции, отделения церкви от школы сыграли отрицательную роль. И сегодня мы это понимаем. Церковь в воспитании нравственности всегда играла ведущую роль. Нравственное поведение не может быть результатом только школьного или иного обучения. Мало выучить правила нравственного повеления, нужно жить по этим правилам, чтобы постепенно превратить знание в привычку, в естественную норму жизни. Церковь – надо отдать ей должное – отработала действенный механизм не только декларирования нравственности, но и практического воспитания и поддержания ее. В пашей сегодняшней жизни почти нет подобных механизмов воспитания и поддержания нравственности.

В осеннюю сессию Госдума намерена рассмотреть и принять правительственный законопроект № 121965-6 “Об образовании в Российской Федерации”, призванный обеспечить создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, и направленный, по словам его разработчиков, на расширение образовательных возможностей граждан. Документ прошел многолетнюю доработку, широкое общественное обсуждение, сотни правок и три редакции.

Еще на этапе подготовки первоначального текста законопроекта, разработчиками были провозглашены, по крайней мере, три цели, которые должны быть достигнуты в результате реформы российского образования. Первая цель - повышение доступности образования, вторая - пресечение различных поборов с родителей и учеников в рамках получения общедоступного, бесплатного образования, и, наконец, третья - настройка образовательной системы под нужды экономики и повышение престижа рабочих специальностей. Как именно государство планирует достичь этих целей пока непонятно, но, судя по тексту итоговой редакции законопроекта, у государства и в этот раз ничего не получится. Но обо всем по порядку.

Доступность образования

В соответствии с нормами законопроекта в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые. Не предлагая по существу ничего нового в отношении доступности дошкольного, школьного и среднего профессионального образования, законодательные поправки уделяют большое внимание доступности высшего образования.

Наиболее заметны чаяния государства в этой части по отношению к льготникам. Так, законопроект подвергает серьезной ревизии существующую сейчас систему льгот для разных категорий граждан по приему вне конкурса в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования. Фактически все известные сейчас льготы отменяются и заменяются так называемыми преимущественными правами.

В число таких прав входит право на прием для получения высшего образования, но только уже не полноценного, а по программам бакалавриата, право на прием на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, а также преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Одновременно предполагается и изменение норматива минимального числа студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования за счет средств федерального бюджета. Согласно поправкам, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет финансироваться обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования не менее чем восьмисот студентов из расчета на каждые десять тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет.

Сейчас данный показатель составляет не менее 170 студентов на каждые 10 000 человек, проживающих в РФ. Данный норматив был установлен к общей численности населения России и не зависит сейчас, к примеру, от возраста студентов-бюджетников. Иными словами, на бюджетном отделении может обучаться каждый - было бы желание. Сейчас же из числа бюджетников предлагается исключить лиц старше 30 лет.

По словам авторов поправок, это никоим образом не нарушит ничьих прав, поскольку основной приток поступающих в образовательные учреждения высшего профессионального образования на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, составляют лица в возрасте 17 - 30 лет. Как ни трудно догадаться, авторы поправок лукавят. Так, с учетом неблагополучной демографической ситуации в стране можно и не сомневаться в том, что основной приток поступающих в образовательные учреждения останется прежним.

Между тем, численность данной возрастной группы год от года будет уменьшаться, поскольку народ в стране продолжает стареть. По данным Росстата, численность населения в возрасте 17 - 30 лет 2011 году составила 31,145 млн. человек, в 2013 году составит 29,281 млн. человек, а в 2016 году - уже 25,561 млн. человек. Отсюда экономия бюджетных средств составит колоссальную сумму.

Кстати, уже посчитано, что исключение с бюджетных мест граждан старше 30 приведет к экономии средств федерального бюджета в 2015 году в размере 32 462 млн. руб., а в 2016 году - в 41 890 млн. рублей. Потратить сэкономленные средства предлагается, в том числе, на государственную поддержку и развитие системы частных заведений, оказывающих для населения платные образовательные услуги.

Бесплатное образование и пресечение денежных поборов

В настоящее время закон об образовании гласит, что государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям за денежную плату лишь дополнительные образовательные услуги. К таким услугам, в частности, отнесено обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги. То есть платными сейчас могут являться только те услуги, которые не предусмотрены соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.

Подготовленный же правительством документ прямо устанавливает, что все организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Платные образовательные услуги по будущему закону представляют собой осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ, части образовательных программы, по заданию и за счет физического или юридического лица-заказчика на основании договора об оказании платных образовательных услуг.

Правда документ содержит оговорку, гласящую, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, возвращаются лицам, оплатившим такую образовательную деятельность. Однако, учитывая несогласованность требований к уровню знаний выпускников школ, неорганизованность контроля над соблюдением учебных программ, а также отсутствие единых требований к порядку организации образовательного процесса, на практике данное ограничение работать не будет.

Школы, как и прежде, станут навязывать детям и их родителям платные услуги, только теперь на вполне законных основаниях. Необходимость же подготовки детей к единым госэкзаменам только усугубит такую практику. Кстати, пожертвования, подарки и прочая благотворительность никуда не уйдут, поскольку будущий закон трактует благотворительную помощь в качестве одной из основных статей дохода государственных и частных образовательных учреждений. Причем это касается как общеобразовательных учреждений, так высших учебных заведений.

Своеобразной же правовой гарантией обеспечения прав на получение платных образовательных услуг служат нормы законопроекта, посвященные образовательному кредитованию. Согласно документу, образовательные кредиты предоставляются банками и иными кредитными организациями гражданам, поступившим в образовательную организацию для обучения по соответствующим образовательным программам, и являются целевыми.

Одновременно провозглашается государственная поддержка образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. По будущему закону примерные условия, размеры и порядок предоставления государственной поддержки образовательного кредитования будут определяться Правительством РФ.

Образовательные кредиты смогут направляться на оплату обучения в образовательной организации в размере стоимости обучения, а также на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и другие бытовые нужды в период обучения. В соответствии с этим обучающимся станут навязывать как основной образовательный кредит, так и сопутствующий кредит.

Это еще одна выпестованная отечественными законодателями западная практика, в угоду которой была пущена под нож ранее существовавшая система институтского образования, когда выпускникам ВУЗов гарантировали (принудительно) временное трудоустройство на конкретном предприятии в целях получения производственной практики и опыта.

Теперь же выпускникам предстоит отчитываться не перед производством, оплатившим обучение, а перед кредитным учреждением, выдавшим процентный целевой заем. Причем безотносительно к тому, сможет ли выпускник, окончивший ВУЗ, найти себе работу, или нет. К слову, с поиском работы у выпускников реформированных учебных заведений, тоже могут возникнуть значительные трудности.

Образование и производство

Официально одной из причин, сподвигшей законотворцев на реформу образования, является неадекватность структуры современного профессионального образования рыночному спросу на специалистов. В частности, Дмитрием Медведевым неоднократно отмечалось, что рынок уже перенасыщен юристами и экономистами в то время, как представителей рабочих специальностей в России катастрофически не хватает. Подготовленный законопроект разрешает указанную проблему, правда, весьма оригинальным образом. В частности, в ходе реформы будут упразднены ПТУ и существенно сокращено количество высших учебных заведений.

В качестве новационной альтернативы существующей системе средних и высших учебных заведений законопроектом закрепляются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура. При этом сохраняется подготовка кадров высшей квалификации, куда войдут научные работники. Начальное же профессиональное образование из системы исключается.

Вместо этого предлагается осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях будет введена образовательная программа среднего профессионального образования - подготовка квалифицированных рабочих. Самих же рабочих планируется обучать в колледжах и институтах, которые будут осуществлять подготовку квалифицированных рабочих и служащих и подготовку специалистов среднего звена.

Что касается ВУЗов, то их в ближайшее время также планируется реформировать. При этом получить полноценное высшее образование как таковое можно будет в заведениях, которым присвоят статус “федерального университета” и “национального исследовательского университета”. Подавляющее большинство нынешних университетов будет лишено своего статуса и либо переведено в состав институтов, либо вовсе ликвидировано. В свою очередь институты станут обучать высококвалифицированных рабочих без всякого опыта и практических навыков, полученных по месту работы, и недоученных специалистов - бакалавров.

Таким образом, в целях исключения диспропорции между структурой профессионального образования и современными запросами отечественной экономики предлагается сделать немыслимое, а именно - до основания разрушить всю систему подготовки квалифицированных рабочих. Зачем это необходимо пока что непонятно, тем более, что система профтехучилищ и техникумов, создаваемых непосредственно при производстве и по прямому заказу предприятий, за долгие годы уже успела доказать свою состоятельность. Будущая же система, оторванная от производства и основанная лишь на коммерческом интересе участников, если на что и будет способна, так это на увеличения числа безработных в стране.

Реформирование системы образования в России: уроки двух сто

Историческое Образование сегодня -- один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной государственной программы.

В рамках процесса реформирования системы школьного исторического образования можно условно выделить ряд этапов, совпадающих в целом с этапами реформирования российского образования.

Первый этап - примерно 1988 - 1992 гг . характеризуется процессами распада прежней, существовавшей в СССР, централизованной системы исторического образования и поисками подходов к построению новой системы в Российской Федерации. Границей этапа можно условно считать принятие летом 1992 г, Закона РФ «Об образовании».

Второй этап -- конец 1992 -- начало 1996 г. -- можно условно ограничить принятием дополнений к закону РФ «Об образованиях». Качественными параметрами этого этапа стали начало разработки стандартов исторического образования как принципиально нового для российской педагогики явления, попытка перехода на концентрическую систему образования, постепенное принятие педагогическим сообществом идеи вариативного образования и связанной с ним идеи стандарта как фактора обеспечения целостности федерального образовательного пространства и создания условий для его развития.

Третий этап -- с начала 1996 г. до настоящего момента - характеризуется продолжением поиска национального консенсуса (в плане общефедеральном, а не этническом) в отношении модели стандарта исторического образования, постепенным принятием концентрической структуры исторического образования и постепенным вовлечением все более широкого круга педагогов в разнообразные механизмы международного сотрудничества в области исторического образования. В качестве примера можно назвать сотрудничество в рамках программ, организованных фондом Сороса (1994--1997 гг.), программы, осуществленные по инициативе Совета Европы (1994--1997 гг.), сотрудничество с европейской ассоциацией учителей истории «Евро-Клио» (1995--1997 гг.).

Интересно подчеркнуть, что международное сотрудничество педагогов, включая авторов программ и учебников, экспертов, специалистов в области управления образованием, учителей-практиков, по нашему мнению, приводит к определенной смене образовательной парадигмы.

Успех реформ в обществе во многом зависит от образовательной политики, ее системности, последовательности и результативности. Не будет преувеличением сказать, что школа определяет будущее России и является непременным условием ее возрождения. От эффективности образовательно-воспитательного процесса в школах России во многом зависит преодоление кризисных процессов и становление нового российского демократического государства, а соответственно и адекватное восприятие России мировым сообществом.

Исследование национальных моделей реформирования образования в контексте реформ в обществе вне всякого сомнения представляет интерес не только для узких специалистов в области истории образования и педагогики, специалистов по социокультурным проблемам развития общества, но и для всех педагогов, на практике принимающих участие и поиске наиболее перспективных путей и способов построения эффективной системы школьного образования.

Глобальная реформа российской системы образования была введена в действие законом «Об образовании», принятым в 1992 г. В настоящее время приходится констатировать определенную непоследовательность государственной политики в сфере образования. На данном этапе развития образования педагоги России вступали в новый этап реформы образовательной системы -- модернизация образования.

Таким образом, перед педагогами на каждом новом становлении определенного исторического этапа приобретают значительность новые идеи, цели, технологии. В этих условиях педагогу необходимо обладать качествами.

Реформа системы среднего, то есть школьного, образования в первую очередь это приведение системы в соответствие, с одной стороны, с потребностями общества в конкретный период его развития, а с другой -- с социально-экономическими возможностями и ресурсами, которые правящая группировка предполагает выделить на функционирование этой системы. Глубина и масштабы реформ образования всегда в той или иной степени были объектами столкновения социальных интересов разных слоев общества и политической борьбы.

Современная реформа по своим задачам и масштабу вполне вписывается в рамки многочисленных реформ системы образования, проводимых в России с петровского времени.

Обратимся к историческому опыту.

В результате прогрессивных преобразований в эпоху просвещения в XVIII в. в России были созданы: крупные центры культуры, науки и просвещения -- Академия наук. Московский университет; новые типы реальных школ -- Математических и навигационных наук, школы при заводах и верфях, при Морской академии; государственные общеобразовательные школы цифирные. Произошло расширение системы образовательных учреждений. Вместе с тем в этот период усилилась тенденция к приданию системе образования сословного характера: были созданы дворянские учебные заведения (шляхетский, морской, артиллерийский корпуса, частные пансионы, институты благородных девиц и др.); в процессе реформы духовного образования были созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии; стали открываться коммерческие школы, народные училища для детей городских низов, мещан, солдат и матросов.

В начале ХIХ в. был принят либеральный «Устав учебных за ведений, подведомых университетам» (1804 г.). Этот документ положил начало организации государственной системы начального, среднего и высшего образования. Он повысил роль университетов в руководстве народным образованием и подготовке учителей, а также обеспечил условия для подготовки кадров в системе общеобразовательных школ.

Вместе с тем прогрессивное развитие системы образования было относительно недолгим. В первой четверти ХIХ в. правительство постепенно отошло от либеральных положений Устава 1804 г. В системе образования усилились черты сословности и религиозно-монархические начала. С 1811 г. во всех учебных заведениях было введено изучение Закона Божьего. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел народного просвещения. В 1819 г. была введена плата за обучение в приходских, уездных училищах и гимназиях, что затруднило возможность получения образования детям несостоятельных слоев населения.

Уже в 1828 г. был принят новый «Устав гимназий и училищ, со стоящих в ведении университетов», который обозначил временную победу контрреформ по отношению к преобразованиям начала XIX в. Устав укрепил сословно замкнутый характер школьной системы. Принятие этого документа было реакцией на идеи, распространившиеся в обществе после французской буржуазной революции и Отечественной войны 1812 г. В Устав 1828 г. неоднократно вносились изменения, но в основных чертах он существовал вплоть до 6О гг. ХIХ в. В 60-е гг. реформы в системе образования, проведенные правительством под влиянием общественно- педагогического движения, стали значительной частью общего процесса социально-политических реформ. Согласно «Положению о начальных на родных училищах» (1864 г.) и «Уставу гимназий и прогимназий» (1864 г.) все школы получили право стать общедоступными и бессословными, земствам и частным лицам предоставлялось право открытия школ, учреждались не только классические, но и реальные гимназии. Управление школами приобрело децентрализованный характер, а в самих школах повысилась роль педагогических советов. Стала развиваться система женского образования.

Однако уже в 70-е гг. политическая реакция стимулировала процесс контрреформ в сфере образования и просвещения. Прогрессивные документы 60-х гг. были заменены новыми, реакционными: «Уставом гимназий» (1871 г.) и «Положением о реальных училищах» (1872 г.). Эти документы восстановили сословную разобщенность школ и в определенной мере нарушили единство системы общего образования, достигнутое в предшествующий период. Реальные общеобразовательные гимназии были реорганизованы в полупрофессиональные реальные училища, ориентированные на представителей средних торгово-промышленных кругов.

Политика правительства в сфере образования в период контрреформ 70 - 80-х гг. ХIХ в. включала следующие направления;

1) усиление государственного контроля в сфере образования, ограничение гласности в образовательной политике;

2) восстановление в системе образования принципа сословности;

3) усиление идеологического контроля за деятельностью образовательных учреждений, ограничение их автономии и самостоятельности, достигнутых в результате реформ 60- х гг.

Вместе с тем консервативная политика правительства в сфере образования не достигла, да и не могла достичь предполагаемых результатов. Логика эволюции общества стимулировала движение в сторону либеральных реформ

В конце ХIХ - начале ХХ в правительство разрабатывало ряд проектов реформ в области образования - проект реформы средней школы министра просвещения П.Н. Игнатьева 1916г. и проект реформы системы профессионального образования 1915 г.

Взаимосвязь процесса модернизации общества с реформами системы образования приобретает особую актуальность и остроту в переломные моменты общественного развития, в период становления новых общественных отношений. Система образования, формируя ментальность общества, в значительной степени определяет эффективность процесса модернизации. В дореволюционной России столкновение реформ и контрреформ в образовании достигло особой остроты в XIX -- начале ХХ в.-- в период, когда явно обозначились социальные факторы, определяющие вектор общественной модернизации и одновременно устанавливающие глубину и результативность этого процесса.

Развитие системы российского образования в ХIХ -- начале ХХ в. имело противоречивый характер. Постоянное противоборство реформ и контрреформ в образовании стало следствием неравномерного развития процесса модернизации в России. Корни этого противостояния находились в самой модели общества, в нежелании и неспособности правящего режима стать на путь последовательного реформирования всех общественных механизмов, в том числе и системы образования. Правящая верхушка отдавала себе отчет в том, что реформы в области образования неизбежно повлекут за собой эволюцию режима.

Специфика системы образования, ее роль в жизни российского общества в прошлом и в настоящее время выражаются в том, что эта система является не только объектом, но и субъектом процесса модернизации страны. Система образования способствовала просвещению народа, росту самосознания общества, влияла на изменение социальной стратификации, что представляло определенную опасность для правящего режима. Правительство постоянно должно было делать выбор -- модернизировать ли систему образования в интересах обеспечения социально-экономического развития страны или противодействовать социальным последствиям этого процесса. Сделаем вывод:

Взгляд в прошлое выявляет неизбежную закономерность: период реформирования системы образования практически всегда сменялся периодом контрреформ. Наиболее яркими проявлениями процесса реформ и контрреформ стали: реформа Александра I (1803 - 1804 гг.) и николаевская школьная контрреформа 1828 - 835 гг.; образовательная реформа 1860-х гг. и контрреформы 1870-х и 1880-х гг.; проект реформы средней школы, подготовленный под руководством министра просвещения П.Н. Игнатьева (1916 г.) и проект реформы системы профобразования (1915 г.). Два последних проекта остались нерёализованными.

Коренная ломка школьной системы и попытки построить ее на новых основах были предприняты уже после Октября 1917 г.-- в 1918 - на чале 1920 г. Но уже в 30-е гг. в результате того, что система образования оказалась под опекой самого Сталина, эти попытки в значительной степе ни были сведены на нет. Преподавание в средней школе (за исключением идеологических предметов) вернулось к традиционным для России формам.

Октябрьская революция 1917 г. в России и последующая перестройка всех общественных отношений обусловили основные направления глобальной реформы системы образования. Уже в послереволюционные годы был проведен комплекс мер, на практике воплощающих политику Советского государства в области образования. Законодательной основой этой реформы образования стал декрет ВЦИК от 16 октября 1918 г., утвердивший «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР». Многие положения этих документов продолжали действовать и в последующие годы, вплоть до современной реформы образования в 90-е гг. ХХ в.

В соответствии с новой государственной политикой в области образования система просвещения перешла в ведение государства, были изменены принципы и формы управления ею. Вместо школ разного типа был законодательно введен единый тип образовательного учреждения -- «единая трудовая школа». Преподавание религиозных дисциплин из учебных планов исключалось. Вводилась бесплатность школьного обучения, обеспечивалось равенство мужчин и женщин в сфере образования. Поощрялось всемерное развитие ученической самодеятельности путем создания различных школьных общественных организаций. Ставилась прогрессивная задача - в кратчайший срок добиться всеобщей грамотности населения. Была проведена реформа русского языка и другие серьезные преобразования.

Исторический анализ показывает, что уже первые шаги Советского государства в области образования во многом были направлены против фундаментальных принципов функционирования системы, которые утвердились в процессе реформы 60-х гг. XIX в. и обусловили эффективность модернизации системы образования в пореформенные годы. (Напомним, что к основным достижениям реформы 60-х гг. можно отнести разгосударствление образования, всесословность и расширение доступности образования, начала плюрализма и деунификацию системы образования, самостоятельность образовательных учреждений и их педагогических коллективов.) Целью первой реформы школы в Советской России было провозглашено воспитание человека новой эпохи, что определило новую философию образования. Приоритетным направлением развития новой советской школы стал принцип трудовой деятельности в самом широком понимании. В основу содержания образования был положен политехнический компонент. Методы преподавания в этот период были ориентированы на исследовательские задачи.

Развитие системы образования вновь продемонстрировало, что реформа неизбежно сменяется контрреформой. «Хрущевская школьная ре форма» конца 50-х -- начала 60-х гг. в определенных чертах повторила преобразования 20-х гг. Контрреформа середины 60-70-х гг. стабилизировала систему образования. Преобразования конца 1960-х - начала 80-х гг., имевшие стабилизационно-модернизаторский характер, были завершены реформой 1984 г.

Цикличность развитая системы образования проявилась и в реформе конца 80-х - начала 90-х гг., которая также сменилась периодом относительной стабилизации системы образования в середине 90-х гг. Вместе с тем сегодня назрела необходимость в активизации процесса обновления системы образования.

Представленный материал позволяет осознать специфику, взаимодополняемость реформ и контрреформ в сфере образования, а также значимость и устойчивость традиций в этой сфере общественной жизни.

Важно подчеркнуть такой парадоксальный факт, характеризующий целостность, системность и эффективность созданной в дореволюционной России образовательной системы, что все последующие попытки Советского государства разрушить ее и создать новую, советскую систему образования в сущности ни к чему не привели. При всех модификациях дореволюционная система образования в России в своих основных чертах сохранилась вплоть до настоящего времени. Не менее примечательно в плане сравнительной истории, что и американская образовательная система, несмотря на все декларации политиков, в сущности так же мало трансформируется.

Таким образом, можно сделать следующий вывод : при всех существенных различиях между современными российской и американской образовательными системами у них есть нечто общее. Это общее выражается в том, что национальные педагогические системы, являющиеся фундаментом систем образования, как в России, так и в США, обладают значительной консервативностью, что в целом положительно влияет на качество образования и способствует реализации его роли как фактора обеспечения культурной преемственности в развитии общества.

Проблемы, тенденции и перспективы развития исторического

образования в России в 90-е годы ХХ века

Человечество вступило сегодня в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном мире активизирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры. Критическая ситуация, в которой оказалось молодое поколение (в России эта ситуация по ряду причин достигла особой остроты), требует обращения к определенной системе ценностей, связанных с лучшими национальными традициями, общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения, определяющего отношение человека к окружающему миру и к другим людям.

Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания. При этом есть серьезные основания для вывода, что сложность и определенная непоследовательность реформы системы образования, в том числе исторического образования как ее идейной, мировоззренческой составляющей, обусловлена незавершенностью процесса реформирования общества в целом (иначе говоря. отсутствием, или недостаточностью, понятных большинству населения положительных результатов реформ).

С другой стороны, подчеркнем, что успех реформ в обществе во многом зависит от образовательной политики, ее системности, последовательности и результативности. Не будет преувеличением сказать, что школа определяет будущее России и является непременным условием ее воз рождения. (Разумеется, школа только при определенных условиях может выполнить эту функцию, добавим, что именно эта цель должна на практике стать приоритетом государственной политики в области образования). От эффективности образовательно-воспитательного процесса в школах России во многом зависит преодоление кризисных процессов, становление нового Российского демократического государства, а соответственно и адекватное восприятие России мировым сообществом. Не стоит забывать и о том, что равноправный и достойный диалог с мировым сообществом возможен только при условии преодоления Россией внутреннего кризиса. К сожалению, сегодня авторитет России в мире достиг весьма низкой точки, и осознание этого факта требует принятия стратегических решений, в том числе и в сфере образования и воспитания учащихся. При этом всем понятно, что соответствующие выводы должны быть сделаны и в отношении стратегии развития исторического образования школьников как фактора, влияющего на менталитет молодых граждан России.

К сожалению, приходится с грустью констатировать, что от-сутствие сформулированной на основе консенсуса между различными по-литическими силами государственной идеологии (или идеологических ос-нов Российского государства) затрудняет формулирование приоритетов государственной политики в области образования в целом и особенно в отношении образования историко-обществоведческого. Этот факт отрица-тельно сказывается на национальной безопасности России. Так, в частно-сти, известно, что еще в 1993 г. аналитики Министерства безопасности РФ признали, что “отсутствие историко-философской концепции России яв-ляется сегодня важнейшим дестабилизирующим фактором” [№7, С. 6]. По-ложение в этой области к настоящему времени пока еще не изменилось в лучшую сторону.

Вместе с тем трудно отрицать, что реформа системы образования в России, как часть процесса реформирования общества в целом, продолжа-ется. В системе образования происходят серьезные изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском новых образовательных пара-дигм, соответствующих новым тенденциям развития российского общест-ва.

Наверное, можно и нужно спорить о том, насколько этот процесс является результатом распада прежней системы общественных отношений и в целом соответствующей этим условиям прежней централизованной системы народного образования. Или все-таки современная реформа сис-темы образования -- прогнозируемый процесс и соответствующий резуль-тат целенаправленной политики руководства прежнего Министерства об-разования РФ, продолженной новым Министерством общего и профессио-нального образования РФ. В среде педагогов найдется немало сторонников и той, и другой точек зрения...

В конце 80-х -- начале 90-х образование вступило в период кризи-са, который носил системный характер. Демифологизация просвещения, которая произошла под влиянием и стала одним из проявлений фундамен-тального кризиса образования, спровоцировала разрушение таких несущих конструкций советской системы образования, как марксизм, атеизм и технократизм. Многим теоретикам и практикам образования стало понятно, что эпоха советской общеобразовательной политехнической школы близка к завершению.

Широкое распространение в конце 80-х годов не только про-фильных классов и школ, но даже профильных групп в детских садах раз-рушило миф о равенстве возможностей и способностей детей в обучении и воспитании. А сами представления о механическом равенстве детей стали рассматриваться как антигуманные. Тем самым начала разрушаться по-следняя содержательная опора советской педагогики, последняя из сущностных характеристик советской системы образования -- коллективизм, принцип «воспитания и обучения в коллективе и через коллектив».

В результате названных выше факторов уже в 1991 - 92 годах стали очевидны следующие тенденции:

Практически государство прекратило или утеряло контроль за профессиональной педагогической деятельностью;

Значительно понизился престиж «официальной» педагогической науки, из сферы стали уходить кадры, многие из оставшихся в отрасли специалистов работали без востребованности результатов их деятельности со стороны государства; не имея доступной издательской базы, их труды подчас оставались неизвестными педагогической общественности;

Вместе с тем разработкой новой структуры и содержания образования активно и достаточно результативно занялись несколь-ко научных институтов (Институт общего образования МО РФ, ранее -- НИИ школ MHO РСФСР, Московский институт развития образовательных систем -- МИРОС, Центр педагогических инноваций и др.), временных творческих коллективов (ВНИК «Школа» и др.) и отдельных инновацион-ных школ;

Новые учебники, которые стали разрабатываться в этот период, были во многом эклектичны, нередко охватывали лишь фрагменты тех или иных курсов; в целом альтернативных учебников было крайне мало, к то-му же еще не были созданы структуры по их распространению;

Высшие учебные заведения окончательно отделились от школ, практически были отменены или утратили свое значение формально обес-печивающие преемственность образования государственные учебные про-граммы среднего образования.

Вместе с тем с начала 1993 г. появился ряд признаков того, что обо-значились позитивные тенденции, направленные на преодоление кризиса в образовании, а именно:

Принятие в 1992 г. закона Российской Федерации «Об образова-нии» положило начало преодолению хаотического состояния сферы обра-зования, когда старые нормативные акты уже не исполнялись в силу их «недемократичности» и «тоталитарности», а новых еще не было (опыт функционирования системы образования показал, что этот закон сыграл положительную роль в построении новой системы образования);

Были юридически закреплены обязательный государственный минимум содержания образования в форме временных государственных стандартов, вариативность, право на самостоятельное педагогическое творчество преподавательских коллективов и педагогов, что отражено в Базисном учебном плане РФ;

Появились и успешно развиваются новые виды и типы образова-тельных учреждений -- колледжи, гимназии, лицеи, инновационные и ав-торские школы, школы-комплексы, коррекционные классы и школы, мас-совые школы прагматической направленности и др., что закреплено «Типо-вым положением» об общеобразовательном учреждении.

В основу процесса реформирования системы образования, которое во многом совпало с фундаментальными преобразованиями российского общества, начатыми после событий 1991 года, был положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики в целом и образовательных систем, создаваемых в конкретных образовательных уч-реждениях. Перенос центра тяжести в системе образования на проблемы человека, направленность образования на овладение языком отечественной и мировой культуры, духовным опытом человечества, на восприятие цело-стной картины мира и формирование у учащихся системного мышления -- вот практические ориентиры реформы образования, главные направления Федеральной программы развития образования. Принятые коллегией Ми-нистерства образования РФ решения могут в случае их последовательного, системного и вместе с тем творческого выполнения новым руководством объединенного Министерства общего и профессионального образования РФ стать основой для запуска процесса становления в России гражданско-го общества и правового государства.

Наряду с отмеченными трудностями и не в полной степени решен-ными проблемами Министерство образования РФ добилось и определен-ных положительных результатов. Так, в частности, был разработан и вве-ден в действие Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Введение в действие этого документа позволило в определенной степени обеспечить единство образовательного пространст-ва на территории Российской Федерации, а также позволило образователь-ным учреждениям учитывать в своей деятельности национальные, регио-нальные и местные социокультурные особенности и традиции. На основа-нии Базисного учебного плана и в соответствии с его принципиальными особенностями был проведен комплекс мероприятий по созданию условий для разработки Федерального комплекта программ и учебников, обеспечи-вающих Базисный учебный план. На местах органы управления образова-нием подготовили региональные программы и учебники.

Таким образом, на рубеже 90-х годов школа получила возможность выбирать образовательные программы, содержащие федеральный компонент образования и соответствующие Госстандарту.

Реформа системы школьного исторического образования в

России и проблема поиска приоритетов политике в области

образования

О направлении и идеологии осуществляемой в настоящее время ре-формы образования свидетельствует принятие в 1994 г. правительством РФ Федеральной программы развития образования.

В программе отмечается необходимость обновления содержания образования на основе его гуманизации, гуманитаризации и дифференциа-ции и сделан вывод, что основным средством управления этим процессом является переход на новые образовательные стандарты.

В 1995 году завершился первый этап реализации Федеральной про-граммы развития образования, в 1996 году начался второй этап ее реализа-ции. Среди достижений первого этапа реформы можно назвать переход от унитарного, единообразного обучения к образованию по выбору. Сегодня учащимся и родителям предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов и форм получения образования. Если выбор образовательного учреждения пре-имущественно доступен городским школьникам, то в сельских районах можно говорить о выборе направленности обучения, в некоторой степени о выборе программ, учебников и форм проведения итоговой аттестации учащихся. При всех трудностях, переживаемых нашим государством, эти результаты уже восприняты нашими согражданами, в том числе учащими-ся, их родителями и педагогическими коллективами.

Эксперты в области образования отмечают, что проблема по-строения современного содержания образования в России традиционно яв-лялась и является в настоящее время приоритетной при проведении ре-формы школы. Надо отметить, что для российского общества всегда была характерна неудовлетворенность качеством работы образовательных ин-ститутов. При этом относительно новым явлением в последнее десятиле-тие стало желание значительного числа педагогов выйти за рамки тради-ционной предметной образовательной системы, базирующейся на идеях Я.А. Коменского.

Среди других тенденций развития образования можно отметить не-которое несоответствие содержания образования новым социально-экономическим условиям российского общества, которые сегодня уже в значительной степени связаны с рыночным механизмом. Последнее выра-жается в том, что учебные программы не в полной мере адекватны новым общественным условиям, которым соответствует человек, способный са-мостоятельно делать выбор, решать проблемы на базе широкого общего образования, которое должно стать основой профессионального универса-лизма.

Среди наиболее заметных тенденций в развитии образования в по-следние годы можно назвать мощную тенденцию к децентрализации. Эта тенденция проявляется в разнообразных формах и дополняется, с одной стороны, формированием центров, как бы стягивающих образовательное пространство по новым основаниям -- национальным (в том числе для тех национальностей, которые не имели государственного статуса -- немцев, евреев, поляков и др., при этом интересно отметить, что государственным статусом не обладали и сами русские), профессиональным, ассоциа-тивным, региональным (подчас не совпадающим с административным де-лением), а с другой стороны -- влиянием на эти процессы прогрессивной тенденции к формированию единого образовательного пространства Рос-сийской Федерации в виде проектирования единых образовательных стан-дартов, введения Базисного учебного плана, разработки и апробации сис-тем аттестации, аккредитации, лицензирования, тестирования и т. п.

Российское образовательное пространство формируется и развива-ется под влиянием ряда факторов. Назовем их.

Сегодня в российском обществе сложилась весьма сложная эконо-мическая и социально-политическая обстановка. Политизация обществен-ной жизни, смешение мировоззрений, верований, столкновение идеологий, которые происходят на фоне экономики в стадии еще не преодоленного кризиса, провоцируют людей либо к радикализму в попытках решения стоящих перед ними и обществом в целом фундаментальных проблем, ли-бо к социальной апатии.

Разрушение в Российском обществе многих культурных стереоти-пов и каналов трансляции культуры, привело к резкой деградации куль-турной среды. Под угрозой гибели оказались целые области культурной деятельности: фундаментальная наука, классическая музыкальная культу-ра и др.

По теоретическим исследованиям и мировой практике известно, что образование имеет для общества стабилизирующее и развивающее значе-ние. Оно способно остановить социально-психологическую эрозию общества, и в этом его значение как фактора национальной безопасности (обра-зование -- резерв для развития рынка услуг, стимул для создания допол-нительных рабочих мест всех уровней квалификации и т. д.). Вместе с тем в России эта функция образования еще в должной мере не проявилась.

В настоящее время одной из генеральных тенденций развития обра-зования можно считать процесс самореорганизации массовой, по сути еще советской, школы в новые образовательные учреждения. Педагогические коллективы проводят организационно-педагогические преобразования и почти сразу же сталкиваются с проблемой поиска новых смыслов понятия «содержание образования», с проблемой поиска собственной обра-зовательной философии, являющейся основой образовательного процесса (здесь, правда, надо отметить, что нерешенность принципиальных вопро-сов философии и методологии образования затрудняют достижение в мас-совой школьной практике ощутимых положительных результатов).

Тем не менее, новые социально-экономические условия по-требовали от школы изменить сложившуюся ранее систему приоритетов между структурными элементами содержания образования, а социальное расслоение общества дифференцировало образовательный запрос. Следст-вием этого стало появление в России различных типов средних учебных заведений повышенного уровня -- лицеи, гимназии и др., которые также столкнулись с проблемами соотношения взаимосвязей целей, организаци-онных форм, содержания образования в новых типах учебных заведений.

Таковые некоторые из ведущих тенденции развития сферы образо-вания.

Необходимо подчеркнуть, что успешность реформирования системы образования во многом определяется принятием педагогическим сообще-ством целей и приоритетов образовательной политики. Поэтому особую актуальность сегодня имеет адекватный для российского общества, а соот-ветственно и для сообщества педагогов, выбор приоритетов развития сис-темы образования, в том числе образования исторического.

Можно сколько угодно считать и доказывать, что школа должна быть вне политики, а образование, в том числе историческое, не имеет це-ли и функции обеспечить воспитание граждан своей страны, патриотов своего Отечества. Вместе с тем, само это утверждение как раз и носит идеологический характер, причем сегодня этот вывод не требует доказа-тельств в силу своей очевидности.

Таким образом, центральным звеном реформы образования -- в ее идеологическом аспекте -- стал вопрос о том, какое направление развития системы российского образования, какие образовательные приоритеты наиболее полно соответствуют долговременным интересам российского общества и государства.

Несмотря на отсутствие в этом вопросе единства -- разные общест-венные силы и группы подчас противоположно понимают приоритеты и цели российского образования -- есть, как нам кажется, ориентиры, по-зволяющие в случае их принятия активной частью населения, в том числе и политической элитой, выстроить российскую политику в области обра-зования в целом. В этом случае и конкретные направления политики в об-ласти образования -- в том числе исторического -- получат естественное оформление, соответствующие цели и контуры.

Так, в частности, можно полностью согласиться с тем, что сохране-ние, развитие и обогащение национальных ценностей и. традиций образо-вания и воспитания актуальны для реформы школы с ориентацией на укрепление ее своеобразия и самобытности на основе единства националь-ных и общечеловеческих идеалов педагогики.

Нам представляется, что одной из главных теоретических и практи-ческих проблем построения современной системы исторического образо-вания является поиск оптимального баланса между либеральными и на-циональными ценностями. Происходящее сегодня их агрессивное столк-новение ведет к их взаимной дискредитации и угрозе культурного раскола российского общества. Добавим, что перед молодыми гражданами России стоит проблема новой национальной идентификации с учетом современ-ных ценностей гражданского общества.

В этой связи полагаем, что есть настоятельная необходимость про-вести широкую общественно-педагогическую дискуссию по проблеме со-временного понимания целей школьного исторического образования и воспитания учащихся. А саму тему дискуссии можно сформулировать примерно так -- национальные приоритеты и ценности исторического об-разования и общественного воспитания. При этом в центр дискуссии по-лезно поставить проблему поиска и обеспечения оптимального баланса политических, культурных, этнонациональных и иных ценностей в содер-жании образования при доминанте общенациональных (государственных) ценностей.

Отсюда можно предположить, что при благоприятном развитии событий реформа образования в России может стать фундаментом для процесса становления в России современного, но вместе с тем равновесного, устой-чивого общества, в котором одним из факторов стабилизации станут сформулированные и воспринятые педагогическим сообществом нацио-нальные приоритеты и ценности образования и воспитания, смысл и суть которых можно лаконично выразить одной фразой -- воспитание граждан России, осознавших свою роль и место в стране и в современном мире, по-ложительно воспринимающих идеи и механизмы гражданского общества и правового государства.

Реформа – это те нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью (правительством, Министерством образования и науки РФ). Педагогические инновации – это такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся работниками системы образования (изменения в учебных планах, программах, в содержании и технологиях образования, в используемых методах, формах, средствах обучения и воспитания).

Учитывая, что образование все больше становится сферой стратегических интересов, правительства многих стран предпринимают меры по его реформированию. Главная цель этих реформ связана с усилением адаптивности образовательных учреждений к динамично меняющимся условиям жизни. В России реформирование системы образования ориентировано как на решение внутренних задач, связанных с обеспечением социально-экономических потребностей страны, так и внешних, предполагающих сохранение конкурентоспособности общеобразовательной и профессиональной школы, а также участие в интеграционных процессах по сближению национальных систем образования.

Особенностью проведения реформы образования в нашей стране является то, что она продолжительна, растянута по времени и осуществляется параллельно с экономическими и социальными изменениями. Реформа начиналась в условиях смены общественно-экономического строя, то есть в ситуации тяжелого политического, социального, экономического кризисов. Можно выделить следующие этапы реформирования системы образования в стране.

1 этап – подготовительный, или этап развития альтернативного образования (к.80-х гг. – 1992 г.). Основная причина реформирования – попытка уйти от единообразия школы, жесткого централизованного управления, демократизировать систему образования. Результатом преобразований на этом этапе стало: демократизация и плюрализация образования (свобода педагогов в выборе содержания и методов обучения, свобода обучающихся в формировании мировоззрения), альтернативность образования, или появление новых типов учебных заведений (гимназий, национальных, религиозных школ и др.).



2 этап – этап становления вариативного образования (1992-1996 гг.). Причины реформирования: необходимость законодательно закрепить все преобразования, произошедшие в системе образования, и стремление приспособиться к экономическому кризису в стране. В 1992 г. принят ФЗ «Об образовании». Результатом этого этапа реформы стало: развитие вариативного образования (появление новых образовательных учреждений, в том числе частных), разработка, утверждение и реализация государственных образовательных стандартов, поиск и экспериментирование в системе общего и профессионального образования.

3 этап – формирование механизмов обеспечения качества образования (1996-2001 гг.). Причина реформирования: созданные очаги управления еще не стали действовать, в совершенствовании нуждалась нормативная база, в условиях экономического кризиса снизилось финансирование учебных заведений, резко упало качество образования. В 1996 г. утверждены: ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». На этом этапе идет большая работа по совершенствованию государственных образовательных стандартов, эксперимент по внедрению единого государственного экзамена, созданию образовательных округов.

4 этап – совершенствование механизмов обеспечения качества образования и интеграция российской высшей школы в европейское образовательное пространство (2001 – 2012 гг.). В 2001 г. появляется «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.». Основной задачей остается повышение качества общего и профессионального образования на основе его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества, государства. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивало выпускникам фундаментальных знаний и не готовило их к жизни в условиях рынка. Профессиональное образование не решало проблему кадрового «голода», так как наблюдалось перепроизводство одних специалистов и нехватка других.

Присоединение России к Болонскому процессу (2003г.) определило новые направления реформирования системы высшего образования в этот период. Основной целью Болонской декларации является создание единого образовательного пространства в Европе. Данная мера была продиктована стремлением европейских государств объединить свои разрозненные потенциалы в единый экономический механизм в условиях возрастающей мировой конкуренции. Интеграция российской системы высшего образования в Европейское образовательное пространство привела к следующим инновационным преобразованиям:

Структурная перестройка в системе высшего образования, появление университетов-лидеров;

Внедрение уровневой системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре);

Принятие и реализация компетентностно-ориентированных образовательных стандартов;

Введение кредитов как единиц учета освоенного студентами содержания образования;

Расширение академической мобильности студентов и профессиональной мобильности преподавателей.

В стадии решения пока еще находятся следующие вопросы:

Унификация названий учебных дисциплин и специальностей с целью выдачи выпускникам российских вузов признаваемых в Европе дипломов;

Разработка совместимых (европейских) критериев оценки качества работы вузов.

Изменения в системе образования, связанные с реализацией Болонских соглашений, выдвигают новые задачи перед высшей школой. Так, введение уровневой системы профессиональной подготовки ставит в число первоочередных проблему, связанную с уточнением содержания образования бакалавров, магистров, аспирантов, разработки диверсифицированных образовательных программ на основе ФГОС ВО, а также с использованием эффективных технологий обучения на каждом уровне.

Расширение академической мобильности предполагает создание условий для свободного перемещения студентов и преподавателей, что поддерживается за счет выделения грантов для «межвузовского обмена» и стажировок за рубежом. Однако территориальная мобильность в нашей стране ограничена проблемами материального порядка, поэтому сейчас более активно развивается «виртуальная мобильность», связанная с разработкой онлайн-курсов, использованием технологий дистанционного обучения, а также профессиональная (вертикальная) мобильность, обеспечивающая повышения компетентности работников в пределах ранее полученной специальности, или получение новой профессии.

Введение единого механизма учета освоенного студентом содержания образования в виде Европейской Системы Перевода кредитов (ECTS) обеспечивает возможность студентам получать образование так, как им удобнее, то есть обучаться не по одной образовательной программе в конкретном вузе, а по частям в разных вузах. Первоначально система кредитов создавалась как средство повышения студенческой мобильности, чуть позже трансформировалась из переводной в накопительную. В России используется первый уровень использования ECTS, который предполагает простой перерасчет академических часов, отводимых на изучение предметов, в зачетные единицы (36 академических часов соответствуют одной зачетной единице). Однако имеется и другой уровень использования ECTS, который требует существенных изменений в организации обучения. Это внедрение так называемой кредитно-модульной системы .

Основой построения образовательного процесса становятся модули (учебные единицы). В ходе освоения студентами модуля даются знания, отрабатываются практические умения, проводится контроль усвоенного содержания. Кредит получается после выполнения всех видов требуемых работ и их оценки. Кредитно-модульная система обучения, используемая во многих европейских и американских вузах, сильно отличается от «линейной», действующей в российских учебных заведениях. Отличительными ее признаками являются:

1) асинхронная структура обучения, создание временных студенческих групп для изучения отдельных дисциплин;

2) значительное увеличение внеаудиторных занятий, упор на самостоятельную познавательную деятельность студентов;

3) организация регулярного контроля знаний, широкое использование компьютерного тестирования;

5) «обогащенное» методическое обеспечение учебного процесса;

6) разработка индивидуальных образовательных программ для каждого студента;

7) организация службы академических консультантов (тьютеров), помогающих студентам выстроить «образовательную траекторию».

Кредитно-модульная система обучения является более гибкой и мобильной по сравнению с «линейной», однако совершенно непривычной для российских преподавателей. И именно по поводу подобных реорганизационных изменений и ведется наибольшее количество споров. Для внедрения кредитно-модульной системы предстоит проделать огромную работу по разработке новых учебных планов и программ на основе модульного принципа, наборов тестовых заданий для текущего и итогового контроля знаний. Необходимо решать вопросы не только учебно-методического, но и материально-технического, информационного обеспечения дидактического процесса. Нужны хорошо оснащенные кабинеты, лаборатории, компьютерные классы, библиотеки, достаточное количество учебной, методической, научной литературы и т.п.

Результатами этого этапа реформирования стали следующие преобразования:

1) в системе общего образовани я:

Принятие нового поколения государственных образовательных стандартов, ориентированных на формирование компетенций учащихся; изменение содержания образования за счет сокращения базовых и увеличения дисциплин вариативного блока и курсов по выбору;

С 2005 г. – повсеместное введение ЕГЭ, ГИА (государственной итоговой аттестации), совершенствование их механизма;

Переход на профильное обучение в старших классах.

2) в системе профессионального образования :

Изменение структуры профессионального образования, создание иерархии образовательных учреждений, появление университетов-лидеров;

Внедрение уровневой системы профессиональной подготовки;

Принятие нового поколения государственных образовательных стандартов, ориентированных на формирование компетенций студентов;

Использование кредитов как единиц усвоенного содержания образования.

5 новый этап реформы (2012 г. - …). Этот этап связан с принятием новых государственных документов:

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.),

Госпрограмма «Развитие образования в Российской Федерации до 2020 г. (2012 г.),

«Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.» (2014 г.).

На данном этапе планируются следующие преобразования:

Продолжение структурной перестройки и оптимизация системы образования (объединение и сокращение вузов и их филиалов);

Обновление кадрового и управленческого состава учебных заведений, введение эффективного контракта с педагогическими работниками;

Создание центров независимого мониторинга и оценки качества образования;

Совершенствование содержания (стандартов) и технологий обучения (создание вариативных программ, внедрение индивидуальных образовательных траекторий, формирование новых моделей заочного, дистанционного обучения, разработка онлайн-курсов и др.);

Улучшение инфраструктуры учебных заведений, создание инфраструктуры для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На федеральном уровне разработаны и недавно утверждены следующие документы: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации» (29.05.2015 г.), «Концепция развития дополнительного образования детей» (4.09.2014 г.). В июле 2015 г. внесена на рассмотрение в Правительство государственная программа «Патриотическое воспитание в Российской Федерации».

Вопросы

1. Какие новые виды и уровни образования выделены в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ»?

2. Какие глобальные процессы начала XXI века влияют на систему образования в мире?

3. Назовите общемировые тенденции развития образования и установите характер связи между ними.

4. Какие нововведения в системе российского высшего образования произошли после ратификации Болонской декларации?

5. Какова логика и динамика реформирования образования в России? В чем сходство и различие первых и последних этапов реформы?

Задание 1: «Тенденции развития образования в мире»

Любая тенденция двояко влияет на систему образования: несет в себе что-то положительное, а также предопределяет новые проблемы. Какие это проблемы? Заполните соответствующие колонки таблицы.

Задание 2. Прочитайте материал для дискуссии (см. отдельный файл) и сформулируйте свое мнение по вопросу: Что мешает успешному реформированию высшей школы?

Начиная с 2018 года в России начали проводить ряд реформ, направленных на улучшение сферы образования, и продлится этот процесс до 2020 года. Изменения затронут как дошкольное образование, так и высшее. В Министерстве планируют менять все: и методы обучения, и технологии. Что уже было сделано, а какие реформы еще предстоят?

Изменения в Министерстве науки

В прошлом году в Госдуме было одобрено решение о разделении Министерства науки на 2 ведомства: Минпросвещения, отвечающее за дошкольный и средний уровень, а также Министерство науки и высшего образования. Федеральное агентство научных организаций будет ликвидировано.

Реорганизация полностью закончится в первой половине 2019 года. Кроме того, руководство над российскими школами перейдет в одни руки – региональным органам власти. В 2018 такой подход был успешно применен в 19 регионах РФ, поэтому принято решение утвердить его по всей стране. Подобные изменения должны положительно сказаться на состоянии сферы образования в целом.

Под новым руководством планируется провести ряд реформ. Нацпроект «Образование», который был принят осенью 2018, включает в себя 10 проектов, затрагивающих школы, средние и высшие учебные заведения. Реализовывать его будут на протяжение 5 лет. Главные цели проектов:

  • создать современную образовательную среду, а также развитую инфраструктуру в учебных заведениях;
  • сделать обучение качественным и доступным (в том числе для детей с ограниченными способностями);
  • найти и поощрить талантливых молодых людей;
  • развить эффективные системы дополнительного образования детей;
  • подготовить высококвалифицированных специалистов, обучая их на основании передовых технологий;
  • развить потенциал педагогов.

Президент Путин поставил задачу вывести образование в стране на конкурентоспособный уровень, чтобы Россия входила в 10-ку стран-лидеров по его качеству. Минобрнауки уже подготовило обновленную систему воспитания и обучения. Были приняты лучшие мировые методики и выпущена подходящая литература для педагогов. Постепенно меняется концепция преподавания различных предметов, а также критерии оценивания. Что конкретно ждет каждый уровень образования в ближайшие годы?

Детские сады

В этой сфере еще год назад стояла проблема с нехваткой мест в детских садах, поэтому были предприняты соответствующие меры. Власти внедрили систему онлайн-очереди, обязали сады брать всех детей, открыли и продолжают открывать новые учреждения для дошкольников. Всего на эту цель было выделено 24,5 млрд. руб. По плану государственного проекта, до окончания 2020 года в яслях должно быть место для каждого ребенка.

Также для улучшения качества воспитания и обучения в садиках постепенно вводят программы, предусматривающие работу за компьютером. Таким образом у малышей с детства закладываются основы программирования.

Школы

Ближайшие реформы образования, которые теоретически должны произойти в России до 2020 года, включают:

  • Создание единой базы учебной литературы для школ. Все будут обучаться по одним и тем же учебникам, чтобы качество подготовки оставалось приблизительно на одинаковом уровне. Для сравнения: только по русскому языку зарегистрировано 80 учебных пособий.
  • Разработку обновленной учебной программы. В ней могут быть добавлены такие предметы, как астрономия, семьеведение, технология и шахматы. Школьники будут изучать 2 иностранных языка: один – с 1-го класса, и второй – с 5-го.

  • Переход на 12-бальную систему. Начиная с 1937 года и по сей день в русских школах применятся 5-бальная система, поэтому логично, что она уже устарела. Такая система не эффективна, во многих странах от нее давно отказались.
  • Добавление истории в число обязательных предметов, которые сдают на ЕГЭ.
  • Реализацию проекта «Учитель будущего», который предполагает создание новой системы аттестации директоров и учителей. Также у педагогов будет возможность карьерного роста, исходя из достижений в работе. Появятся дополнительные должности – старший и ведущий учитель.

Для родителей планируют открыть сайт, на котором можно получить консультацию по вопросам обучения. Этот проект носит название «Современный родитель».

Помимо этого, правительство намерено выделить средства на улучшение материальных ресурсов. Главными направлениями в этой области являются:

  • ремонт образовательных учреждений, а также дорог, которые к ним ведут;
  • обеспечение дополнительных учебных мест;
  • закупка транспорта для перевозки детей, проживающих далеко от школы;
  • строительство лабораторий, 34 технопарков «Кванториум», центров по типу «Сириус», а также оздоровительных лагерей.

Интересно: строительство новых школ позволит вскоре отменить многосменное обучение (сейчас уроки проводят в 2 и 3 смены).

Если будет реализован проект «Цифровая школа», то обучение перейдет в цифровой формат. Для этого каждой школе будет обеспечен доступ к интернету. Печатные издания заменят на цифровые, и вся отчетность тоже будет сдаваться в цифровом формате. Школьники даже смогут просмотреть уроки онлайн, если они отсутствуют по причине болезни. В более отдаленной перспективе – применение технологии дополненной реальности и внедрение учебно-методических комплексов на базе искусственного интеллекта, который будет подстраиваться под возможности и потребности каждого ребенка.

На такие инновации требуется много времени и средств. Даже покупка электронных устройств для каждого ребенка может стать препятствием для некоторых семей. Так что до полной реализации проекта пройдет еще много лет. Тем не менее, в 2020 в учебный процесс обещают ввести электронные обучающие игры и симуляторы.

Колледжи и техникумы

По мнению экспертов, если вовремя не реформировать систему среднего образования, вскоре возникнет проблема из-за того, что в колледжи и техникумы будет поступать большее количество учеников, чем на них выделяется средств из бюджета. Людям нужны профессии, которые гарантируют трудоустройство, поэтому около 40-50% школьников собираются уходить после 9-го класса. С такой тенденцией через 2-3 года в СПО учреждениях будет учиться на треть больше студентов. В то же время никакого увеличения финансирования не предвидится.

Чтобы избежать беды, Минобрнауки предлагает проект по созданию Центров профессиональной мобильности, которые будут работать на базе колледжей и техникумов. В таких заведениях люди смогут получить профессиональную подготовку по определенному профилю, либо повысить квалификацию. По данным статистики, именно кадров среднего звена сейчас и не хватает.

Всего должно быть построено не менее 7 центров, в которых будут обучать 50 самым востребованным профессиям. Причем обучать будут не только выпускников школ, но и взрослых, которые желают получить дополнительную профессию или повысить квалификацию. Для лиц с ограниченными возможностями в течение 2-х лет откроют не меньше 30 центров получения профильного образования.

ВУЗы

В задачи Федеральной целевой программы, которая должна быть реализована до 2020, входят:

  • внедрение новых образовательных программ магистратуры и аспирантуры;
  • внедрение передовых технологий;
  • осуществление проектов по строительству учреждений лабораторного, спортивного и коммунального типа;
  • устранение дефицита мест в общежитиях;
  • разработка новых инструментов оценки качества обучения.

Все реформы, производимые в ВУЗах направлены на достижение конкурентоспособности на мировом уровне, чтобы иностранные студенты приезжали учиться в Россию. Так, в планах у правительства запустить грантовые программы для учащихся из других стран и построить новые кампусы.

  • открыть в каждом регионе центры инновационного, технологического и социального развития при Университетах, чтобы учебные заведения могли дать возможность выпускникам развиваться после получения дипломов;
  • увеличить размер грантовой поддержки ВУЗов и стипендий для аспирантов;
  • открыть программы долгосрочного фундаментального исследования.

Опять-таки, на эти мероприятия необходимо около 2 трлн. руб. Пока что не известно, каким образом будет профинансирована реформа, а значит нельзя точно сказать какими путями ее проведут.







2024 © psynadin.ru.