Проект по арт терапии с детьми инвалидами. Мастер-класс для педагогов "приемы арт-терапии в работе с детьми с овз" методическая разработка на тему


Елена Байдина

Получение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми -инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В работе с детьми с ОВЗ выделяю следующие задачи : укрепить психическое здоровье,; формировать эффективные способы психологической защиты; преобразовывать негативные, травмирующие чувства в позитивные; формировать позитивный образ «Я» ; осуществить накопление чувственных ощущений через практическую деятельность; развивать сохранные функции.

Для решения этих задач использую методы арт – терапии . Значение психокоррекционной работы средствами арт-терапии в работе с детьми отмечали многие психологи : с проблемами в эмоционально – личностном развитии Т. А. Добровольская, О. А. Карабанова, с задержкой психического развития Л. В. Кузнецова, Е. А. Медведева, при ДЦП Г. В. Кузнецова и др. Рисование позволяет ощутить и понять себя, выразить свои мысли и чувства; укрепляет психическое здоровье; восстанавливает эмоциональное равновесие; устраняет нарушения в поведении.

Для проведения коррекционно – развивающих занятий создана соответствующая развивающая предметно – пространственная среда с учётом современных требований (магнитофон, диски с записью нейтральной музыки, наличие оборудованного кабинета психолога; ТСО, наличие разнообразного художественного материала для деятельности различными видами изобразительного творчества, пальчиковый бассейн с набором фигурок).Основная форма работы : индивидуальная и подгрупповая в малых подгруппах.


Публикации по теме:

Использование методов ТРИЗ - РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи Основная функция педагогики – воспроизводство культуры общества и передача существующей культуры подрастающему поколению. В связи с тем,.

Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с Нода Гришина Елена Витальевна Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад №15» г. Чернушка Пермского края Федеральный закон «Об образовании в.

Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Современные тенденции, происходящие в обществе, новые подходы к реабилитации детей с ОВЗ, влекут за собой изменения и в специальной педагогике.

Использование арт-терапии в работе с детьми с ЗПР Модернизация дошкольного образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога.

Использование гарденотерапии в работе с детьми с ОВЗ С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Результаты исследований и практика свидетельствует.

Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.

Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Использование Методов Арт – Терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптационного.

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения.

Цель арт-терапии в психологии – лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.

Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на занятиях предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов развития и воспитания. Учитывая структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

Использование традиционных и нетрадиционных методик, техник и приемов работы с детьми с нарушением интеллекта помогает справиться с проблемами в развитии (в учебе, поведении), повышает работоспособность, улучшает память, оказывает помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
В развитии детей используем различные виды искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях – это арт-терапия. Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии. Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания.

Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

Лечение искусством относятся к самым естественным формам коррекции психологических и эмоциональных состояний. Во время выполнения упражнений по арт-терапии мы получаем важное послание от собственного подсознания, оно контактирует с нашим сознанием, и этот диалог позволяет нам увидеть то многое и важное, что скрыто внутри нас. Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете. Чтобы с души упал камень и стало легче, совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода. Арт-терапия – самостоятельное избавление от стресса.

На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных в него входят занятия: изотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия и анималотерапия (оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

Работа психолога по арт-терапевтическому методу.

Арт-терапия апеллирует к символической функции изобразительного искусства, поскольку она является одним из факторов психотерапевтического процесса, помогая пациенту осмыслить и интегрировать материал бессознательного, а арт-терапевту – судить о динамике этого процесса и происходящих в психике пациента изменениях. «Социальные игры» или «игры с правилами» – наиболее значим при осуществлении групповых форм арт-терапевтической работы

Психологи отделения психолого-педагогической помощи, использующие методики арт-терапии, помогают обнаружить скрытые способности ребенка, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов. Принципы работы таких врачей являются очень щадящими, поэтому не оказывают никакого негативного влияния на психику маленького пациента. Арт-терапевт в игровой форме вступает в диалог с малышом, постепенно завоевывает его доверие и узнает от ребенка все, что его беспокоит, после чего решает, что делать в сложившейся ситуации.

Арт-терапевтическая методика дает возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, помогают обходить цензуру сознания, вызывают массу удовольствия, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.

Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапиии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л. С. Выготский, 1987).

Существует две формы арт-терапии:

  • пассивная
  • активная.

При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арт-терапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко задается, и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.
При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

Применяемые направления в арт-терапии

Одним из направлений арт-терапии является сценическое искусство. Участие малыша в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Малыш, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а арт-терапевт во время сеансов мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка.

Все дети любят играть с песком, а психолог, наблюдая за ними, может анализировать состояние ребенка и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и легкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский коллектив и так далее. При работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит ребенка концентрироваться.

Для занятий ребенку предлагается небольшая песочница, емкость с водой и множество различных игрушек, чтобы малыш мог как можно точнее во время игры показать свой персональный мир. Арт-терапевт наблюдает за действиями ребенка, комментирует их и задает вопросы, что помогает ему постепенно учиться контролировать свои действия, называть свои чувства и формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.

Работа по методу арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

методист Царькова Марина Витальевна

Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Арт терапевтические методики дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищённость и снижая сопротивление изменениям. Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсна, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Арт терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Цель арт-терапии - лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса. Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на занятиях предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов развития и воспитания. Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребёнка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания. Важнейшей техникой арт терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. Лечение искусством относятся к самым естественным формам коррекции психологических и эмоциональных состояний. Во время выполнения упражнений по арт-терапии мы получаем важное послание от собственного подсознания, оно контактирует с нашим сознанием, и этот диалог позволяет нам увидеть то многое и важное, что скрыто внутри нас.

Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаёте и делаете. Арт-терапия - самостоятельное избавление от стресса. Методы арт-терапии: изотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия, песочная терапия и др. Арт-терапия апеллирует к символической функции изобразительного искусства, поскольку она является одним из факторов психотерапевтического процесса, помогая пациенту осмыслить и интегрировать материал бессознательного, а арт-терапевту - судить о динамике этого процесса и происходящих в психике пациента изменениях.

Существует две формы арт-терапии:

    пассивная; активная.

При пассивной форме ребёнок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арт-терапии ребёнок сам создаёт продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д. Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях тема задаётся педагогом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т. д. При неструктурированных занятиях ребёнок самостоятельно может выбрать тему, материал, инструменты и т. д. Одним из направлений арт-терапии является сценическое искусство. Участие ребёнка в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Ребёнок, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а арт-терапевт во время сеансов мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребёнка.

Арт-терапия позволяет получить следующие позитивные результаты:

    Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями. Даёт возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. Создаёт благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счёт того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребёнком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создаёт предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком с ОВ.

Все дети любят играть с песком, а специалист, наблюдая за ними, может анализировать состояние ребёнка и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и лёгкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский коллектив и так далее. При работе с песком и водой ребёнок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определённые стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит ребёнка концентрироваться. Остановимся более подробно на методе песочной терапии. В работе используется деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребёнка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет - это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребёнка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.

На 2/3 объёма ящик засыпается песком. Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь. Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек. Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии:

    Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим слепить фигурки из пластилина или сделать поделки из солёного теста. Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов. Сказочные персонажи добрые и злые. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои. Украшения, сувениры. Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев. Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своём домике.

Возможности песочной терапии

Данный метод позволяет:

    Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне. Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения. Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе. Способствует регрессу ребёнка к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения. Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

Психотерапевтическая работа с песком позволяют решать следующие задачи:

    Диагностические. Коррекционные. Терапевтические. Творческого развития.
    Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает. Ограничен в проявлении своих чувств. Переживает возрастной кризис. Имеет психологическую травму.

Противопоказания к использованию песочной терапии:

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

    Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Эпилепсия или шизофрения. Ребёнок с очень высоким уровнем тревожности. Ребёнок с неврозом навязчивых состояний. Аллергия на пыль и мелкие частицы. Лёгочные заболевания. Кожные заболевания и порезы на руках.

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребёнка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Упражнения для песочной терапии

На ровной поверхности песка взрослый и ребёнок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребёнка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребёнок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребёнка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Упражнение развивает мелкую моторику, учит давать характеристику своим ощущениям.

Создать пальцами, костяшками пальцев, рёбрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить её в ребёнке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведёрко. Важно, чтобы ребёнок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию. Являясь регрессивным материалом, песок способен проникать сквозь те защитные механизмы, которые при обычной терапии приходится преодолевать различными, порой долгосрочными, методами. Это ускоряет и облегчает процесс психокоррекции. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идёт благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определённым пальчиком определённой руки, маленькие фигуры побуждают детей с задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребёнок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью. После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными.

Особо хочется отметить роль песочной терапии в коррекции когнитивных навыков у детей с ОВЗ. Работа в песочнице с небольшими фигурками даёт много возможностей для развития памяти. Пример: специалист ставит перед ребёнком от 4 до 7 фигур в зависимости от возраста и уровня развития, затем ребёнок закрывает глаза, в это время специалист прячет какую-либо фигуру, ребёнок открывает глаза и называет недостающую фигуру, вынимает её из песка. Упражнение можно усложнять, пряча несколько фигур с целью развития внимания.

Коррекция детской агрессивности методами Арт-терапии

Одним из частых запросов к специалисту, поступающих от родителей сегодня можно назвать агрессивное поведение детей. Чтобы результат работы с агрессивным ребёнком носил устойчивый характер, коррекция должна носить не эпизодический, а системный характер. Выделяют шесть ключевых направлений-блоков, в которых нужно вести работу:

    снижение уровня личностной тревожности; формирование осознанности собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии; развитие позитивной самооценки; обучение ребёнка отреагированию, выражению своего гнева приемлемым, безопасным для себя и окружающих способом, а также отреагированию негативной ситуации в целом; обучение ребёнка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении; обучение ребёнка техникам и способом управления гневом, своими эмоциональными состояниями, развитие контроля эмоций.

Коррекционная работа с агрессивными детьми имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, т. к. неизбежна отрицательная консолидации в группе, индивидуальная работа является более эффективной. Cпецифика этой категории детей в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной, сенсорной фрустрации; высоким уровнем тревоги и страхов; сильными чувствами вины и обиды. Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно провести коррекцию поведения. Поэтому первый шаг — гармонизация эмоциональной сферы ребёнка. Реализовать его можно разными способами. Рисование или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения. Этому способствует работа с гуашью, песком, водой, бумагой. Действия с гуашью: мазки и линии различного характера (точечные, длинные, широкие, размашистые, ритмичные и пр.), размазывать краску по поверхности (бумаги, стола, стекла и пр., кисточкой, губкой, пальцами, ладонью), смешивать краску (в баночке, на поверхности, целенаправленно или спонтанно). Действия с водой и песком: пересыпать, выливать в песок воду, вымешивать песочную жижу, полоскать кисти рук в грязной воде, переливать из одной ёмкости в другую, пропускать между пальцами.

Действия с бумагой: сминать, разрывать, сжимать, разбрасывать, метать. Иногда ребёнок спонтанно начинает рисовать пальцами. Получающиеся следы привлекают, и он повторяет эти действия снова. Ещё одна повторяющаяся особенность рисования: начиная работать яркими светлыми красками дети постепенно переходят к более темным. На листе цвета смешиваются, превращаясь в бурое пятно, поглощающее в себе любые краски. Третья особенность заключается в цветовой многослойности, когда накладывают краски слой за слоем. Эти признаки можно считать критериями того, что в работе происходит регрессия на ранние стадии развития. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции.

Полезным может быть рисование на больших листах бумаги, расширение изобразительного пространства. Колоссальный коррекционный эффект заключает в себе технология рисования на воде. Берём прозрачную чашу с водой, акварельные краски, кисточки и предлагаем сделать первое касание кистью воды, запустить, например, красную кляксу, которая начнёт своё таинственное превращение в облачко... Возможна разная степень активности детей в процессе контакта с водой. Могут получиться экзотические узоры, а может происходить интенсивное хаотическое смешение красок, в котором реализуются деструктивные тенденции. Коррекционный эффект при использовании методов арт-терапии достигается не только за счёт специальных приёмов и техник, описанных выше, но и за счёт содержательной тематики работ.

Детей необходимо научить разумным способам выведения гнева. Среди них: рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку, писать на бумаге все слова, которые хочется высказать в гневе, рисовать чувство гнева. Можно вылепить из глины символическую куклу и смять её резиновым молотком. Сделать из пластилина лицо, которое вызывает агрессию, и поговорить с ним. Предметы, которые могут помочь выразить гнев, — это палки, резиновый нож, игрушечное ружье, надувная кукла, бумага, боксёрская груша и др. Это только некоторые арт-терапевтические и психологические приёмы, которые помогают эффективно преодолевать детскую агрессивность, приводить её в конструктивное русло.

Коррекция детских страхов методами Арт-терапии

Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Отождествляя себя положительным и сильным, уверенным в себе героем, ребёнок борется со злом: защищает близких, побеждает врагов и т. д. Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребёнок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.

В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что-либо неправильно, когда ребёнок заранее переживает свою неудачу, то есть представляет её, проигрывает в воображении. Чем менее строги родители в воспитании детей, тем более успешно рисование страхов, в то время как излишняя строгость и повсеместные запреты могут снизить его эффект от страха не оправдать ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще. иВ последнем случае необходимо не только изменить отношение взрослых, но и стремиться всячески, поощрять рисование детей, поддерживать и хвалить при этом, даже за сам факт рисования.

Посредством рисования удаётся устранить страхи, порождённые воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребёнка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребёнка. По этическим соображениям нельзя просить ребёнка отобразить страх смерти родителей. Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно их условий полного их устранения. Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов. Таким образом, становится понятно, что ребёнок сам должен преодолеть внутренний психологический барьер неуверенности и боязни своих страхов, тогда произойдёт постепенная дезактуализация страха в его сознании и увеличится вера в свои силы, возможности, способности.

Песочная игра - это самый органичный для ребёнка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Ребёнок играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребёнок каждый раз сам себя лечит. Для детей песочная терапия - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребёнка - это необходимая, естественная и любимая деятельность. Ребёнок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребёнок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и ещё много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребёнку стимул создавать собственный мир.

Фигурки, использованные в песочнице, могут символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включён ребёнок. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых дети испытывают определённые трудности. В песочных картинах есть ещё один важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребёнку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, он получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребёнок может перенести в реальность.

Арт-терапия зарекомендовала себя как один из результативных методов в с детьми с ОВЗ. Это метод может быть применён для развития навыков общения и является идеальным инструментов для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребёнка как личности, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей.

Список литературы:

, «Арт-терапия в специальном образовании». Вальдес «Формирование эмоционально-волевой сферы средствами арт-терапии».

Изотерапия



Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изобразительная арт-терапия, это с одной стороны - метод художественной рефлексии; с другой стороны - технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше; а с третьей стороны - арт-педагогический метод, с помощью которого можно корректировать ощущения, которые испытывает каждый от работы: что мешало рисовать, а что помогало; какая из работ особенно нравится и почему; как изменилось ваше внутреннее состояние после рисования и т.д.

Процесс и результат рисования анализируется по следующим параметрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображенных на рисунке, и преобладающие цветовые тона. Например, темные цвета могут быть отголоском внутренних проблем человека. Яркие краски выражают творческое начало, позитивное эмоциональное состояние; преобладание пастельных тонов свидетельствует о чувствительности человека. Цвета, их расположение, игра красок - это свой особый, индивидуальный язык, здесь нет никаких установленных правил, это скорее рисунок души, отражающий ее состояние, поэтому чем светлее, ярче, «веселее» рисунок, тем светлее душа, тем чище «человеческое начало» в человеке, и наоборот. Изобразительная арт-терапия включает в себя изотворчество, дополнительное рисование, свободное, коммуникативное и совместное рисование. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группе.

Изотворчество. Для проведения такого занятия необходимо подготовить краски, музыкальные аудиозаписи и листы бумаги. Сначала для каждого участника заготавливается по одному отдельному листу, а на последующих занятиях - один лист на двоих, на четверых, на восьмерых и т.д. (каждый раз с увеличением группы увеличиваются и размеры листа, на котором рисуют все вместе, без границ учета «своего» рисунка и без слов, общаясь только с помощью красок). Перед началом рисования ведущий проводит определенный психологический настрой, и затем все участники начинают рисовать, ничего не планируя, спонтанно, - в рисунке не должно быть никакого реализма. Это должна быть абстракция, выражающая то, что участники занятия почувствовали во время психологического настроя. Участник старается рисовать, ни о чем не думая и не спрашивая себя: «Что бы это значило, для чего это, что это означает» и т.п. После окончания рисования обязательно проводится рефлексия:

как удалось передать свои чувства, состояние, цвет, форму, движение;

что чувствовал человек во время рисования.

Чем пластичнее, округлее, плавнее на рисунке линии, тем пластичнее психика человека, тем он более приспособляем к окружающим условиям, и наоборот.

2. Свободное рисование - каждый рисует что хочет на заданную тему. Рисунки выполняются индивидуально, но разговор по окончании работы происходит в группе. На рисование выделяется примерно 30 минут, затем работы вывешиваются и начинается беседа. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор.

3. Коммуникативное рисование - группа делится на пары, у каждой из них свой лист бумаги, на котором совместно выполняется рисунок на определенную тему. При этом, как правило, вербальные контакты исключаются, участники общаются между собой с помощью образов, красок, линий. После окончания рисования педагог проводит беседу с детьми. При этом анализируются не художественные достоинства работ, а те мысли и чувства, которые возникли у детей в процессе рисования, а также отношения, сложившиеся между ними в ходе работы.

4. Совместное рисование - несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе. По окончании работы анализируется участие в ней каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими детьми в процессе рисования. Педагог анализирует, наблюдая за ходом работы, как каждый ребенок выстраивает отношения с другими детьми, как он начинает рисовать, сколько места на листе занимает и т.д. Затем возможна консультация психолога о стиле взаимоотношений ребенка в группе и о той позиции, которую он занимает по отношению к другим детям и к себе.

5.Дополнительное рисование - каждый ребенок, начав рисовать на своем листе, посылает затем свой рисунок по кругу, а его сосед продолжает этот рисунок, внося в него что-то свое и передавая дальше по цепочке. Таким образом, каждый участник вносит свои дополнения в рисунки других детей. Затем каждый из участников рассказывает, что он хотел нарисовать и что получилось в результате общей работы. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации рисунка детской группой и самим автором. Расхождения могут быть обусловлены как наличием в рисунке неосознаваемых автором элементов, так и проекцией на этот рисунок проблем других детей.

Способы работы с готовыми рисунками:

1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и индивидуального содержания.

2. Анализ каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о том, что им нравится в этом рисунке, а что они бы изменили).

В целом изобразительная арт-терапия способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. В интерпретации рисунков внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, формы, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности. В изотерапии находит отражение непосредственное восприятие ребенком той или иной ситуации, различные переживания, часто не осознаваемые и невербализуемые.

Для правильной интерпретации рисунков детей необходимо учитывать следующие условия:

уровень развития изобразительной деятельности ребенка, для чего необходимо просмотреть рисунки, выполненные им ранее;

особенности самого процесса рисования (выбор содержания, соответствующего теме; сохранение темы на протяжении процесса рисования или ее трансформация);

последовательность изображений как проявление гиперактивности.

При анализе рисунков уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь должна идти лишь о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания ребенка.

Существуют различные цвето-рисуночные диагностические тесты (например цвето-рисуночный тест, разработанный А. О. Прохоровым и Г.Н. Генинг). В рисунках и цвете дети выражают то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта с ребенком.

Особенностью изотерапии в работе с детьми с задержкой психического развития является то, что изотерапия используется для создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Изотерапия имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений

Музыкотерапия


Музыкальная арт-терапия основана на процессе слушания музыки и музицирования. Она основа на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Еще в 19 веке ученые установили, что эмоции вызывают изменения пульса дыхания, скорости реакции, мускульной силы и т. д. Известно, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций ослабевает иммунитет человека, в результате - он чаще болеет. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции и, соответственно, разные биохимические процессы. Так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью. Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активизации физиологических процессов и вызывать активное состояние.

Кроме тональности на слушателя оказывает мощное воз­действие темп, ритм и динамика музыкального произведения.

Специально подобранные музыкальные произведения позволяют учителю дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребенка.

Средства музыкальной арт-терапии способствуют гармонизации личности с природной и социальной средой. Причины этого в том, что музыка имеет такие фундаментальные начала всего живого, как ритм и звук. С помощью музыки можно учить ребенка чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, представлять своеобразие собственных биоритмов, выявлять характерные особенности звучания своего голоса, а через него - своей неповторимой ин­дивидуальности.

Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка.

Рекомендуется использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.), при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).

Одной из составных частей музыкальной арт-терапии являются вокальные и дыхательные тренинги. Основной целью вокального развития является повышение адаптационных и резервных возможностей человеческого организма. И, конечно же, трудно переоценить значение пения как явления художественного и как средства самовыражения личности. Общеизвестно и о положительном воздействии пения на психоэмоциональный фон человеческого организма.

Восприятие музыки человеком представляет собой процесс раскодирования слушателем чувств и мыслей, заложенных в музыкальное произведение композитором и воспроизведенных исполнителем. Как бы живущая в музыке душа композитора вступает в своеобразный диалог с душой слушателя и таким образом эмоциональный опыт прошлых поколений передается последующим. Но то, что слышат все музыку по-разному, объясняется тем, что внутренний мир каждого человека различен. Эффект производимый музыкальным произведением на слушателя, часто зависит не столько от содержания самого музыкального произведения, сколько от того, каковы особенности психологического склада слушателя, какие были условия его воспитания, и как складывался его музыкальный опыт.

Дети младшего дошкольного возраста легко различают мажор-минор, что касается эмоциональных реакций на них, то при предъявлении мелодий с аккомпанементом, они проявляются в более раннем возрасте. У детей 3 – 12 лет минорные мелодии с аккомпанементом часто ассоциируются со злом или грустью, а мажорные с аккомпанементом – с веселым или нейтральным эмоциональным состоянием.

В принципе нет ограничений для восприятия музыки всеми людьми, но дошкольный возраст является интенсивным периодом развития. Восприятие музыки может происходить на подсознательном или сознательном уровне.

Центральное место в процессе музыкального восприятия занимают эмоции. Отражаемые эмоции – это полный спектр человеческих переживаний, как положительных, так и отрицательных. Музыка эмоциональна по своей сущности, и поэтому ее восприятие является эмоциональным познанием, дает прекрасную возможность развития эмоциональной сферы человека.

По сравнению с другими видами искусств, художественные образы, закодированные в музыкальном произведении, наиболее абстрактны.

Психотерапевтические характеристики человека, такие как: сила и слабость нервной системы, ее подвижность и динамичность на бессознательном уровне заставляют человека отдавать свои предпочтения музыке, соответствующей его психодинамическим характеристикам. Ритмы музыки, вероятно, оказывают влияние на биоритмические структуры мозга, которые под воздействием музыки настраиваются на частоту воспринимаемых ритмов. Вместе с ростом музыкального опыта и расширением кругозоров развиваются музыкальные способности, совершенствуются психодинамические показатели биоритмики мозга, и меняются музыкальные привязанности.

Для того чтобы музыка подействовала на слушателя наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Нужно сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Мелодия должна стать той музыкой, по которой слушатель пойдет и посетит самые потаенные уголки души – как своей, так и композитора, который эту музыку создал.

Истинная красота музыки заключается не столько в самих тембрах и переливах звучания, сколько в возможности пережить при помощи музыки свое единство с природой, с другими людьми, со своим народом и со всем человечеством в целом и через переживание этого единства обрести в себе самом желаемую психологическую устойчивость и душевное здоровье.

Занятия с детьми с задержкой психического развития по восприятию музыки направлены на моделирование у них положительного эмоционального состояния. Процесс восприятия ребенком музыки происходит совместно с педагогом, который помогает ему «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов и настроений. В небольшом, предваряющем слушание рассказе педагог настраивает ребенка на восприятие определенной образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит ребенка от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира. После прослушивания педагог в беседе (анализе произведения) с детьми выясняет, что они «видели», чувствовали, «делали» в воображаемом путешествии, какую картинку они могут нарисовать словами, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние детей.

Слушание музыки применяется как в индивидуальной, так и в групповой формах работы. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах музыкотерапии: рецептивной, активной и интегративной.

Рецептивное восприятие музыки основано на связи музыки и движения. В языке жеста, мимики, позах, движении всегда отражается внутреннее эмоциональное состояние ребенка. Ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения.

I. Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии музыки, во-первых, как катализатора эмоциональных процессов, во-вторых, как музыкального фона во время рисования, а в-третьих, как средства релаксации, усиливающего вовлеченность слушателя в процесс работы.

II. Активная работа с образами музыки включает в себя:

1) упражнения на самосознание через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием);

2) свободный танец под музыку, который дает возможность самовыражения, двигательного раскрепощения;

3) зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, в процессе которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками;

4) музыкальные зарисовки – индивидуальные импровизации на какую-либо тему («Мое состояние», например). Это способствует раскрепощению ребенка, обогащает его невербальное самовыражение;

5) диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует их взаимопониманию, улучшает модели поведения;

6) «живую музыку», когда одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах (например, колыбельную – то решительно, то испуганно, то радостно и т.д.).

Цель восприятия музыки: гармонизация личности ребенка, восстановление и коррекция его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов средствами музыкального искусства.

регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка;

снятие психоэмоционального возбуждения;

приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

формирование оптимистического, жизнеутверждающего мироощущения;

развитие общения со сверстниками;

развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет;

выход из психотравмирующей ребенка ситуации посредством восприятия музыки;

моделирование положительного состояния (катарсиса).

Ребёнок должен научиться целостно проживать художественный образ в разных видах искусства: зрением и слухом, кончиками пальцев и всем существом. Если дети научатся воспринимать музыку с любовью и вдохновением, то в каждом из них неожиданно откроются скрытые природные таланты и способности. Истинная красота музыки заключается не столько в самих тембрах и переливах звучания, сколько в возможности пережить, при помощи музыки, своё единство с природой, с другими людьми, со своим народом и со всем человечеством в целом, и через переживание этого единства обрести в себе самом желаемую психологическую устойчивость и душевное здоровье.

Игровая терапия



Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер приоритетное внимание должно уделяться ведущей в детском возрасте деятельности – игре.

Использование игры в психологической и психотерапевтической практике получило название игротерапия. По определению М. И. Чистяковой игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Выделяют несколько видов игровой терапии: недирективная, директивная и смешанная игротерапия.

Недирективная игровая терапия – это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. Данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем. По мнению Г.Л. Лэндрет, задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку: 1) стать более ответственным в своих действиях и поступках; 2) развить более позитивную Я-концепцию; 3) стать более самоуправляемым; 4) выработать большую способность к самопринятию; 5) овладеть чувством контроля; 6) развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; 7) развить внутренний источник оценки; 8) обрести веру в себя.

Директивная игровая терапия – это форма, в которой педагог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии. Она базируется на теории социального научения, основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, педагогу). При этом аффективной стороне детской игры не уделяется большого внимания. При директивном поведении педагог структурирует ход игротерапии, определяет поведение ребенка, требования сотрудничества в терапии.

Смешанная игровая терапия – это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии. Синтез наиболее удачных приемов игровой терапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Использование смешанной игровой терапии для коррекции личностной сферы у дошкольников становится возможным при четком отслеживании личностных новообразований и так называемых подвижек в поведении ребенка. Умение педагога своевременно отреагировать на эти изменения позволяет гибко использовать игровые ситуации, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.

В современной отечественной науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер, Г. А. Широковой, Л. Костиной.

Игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции детей с задержкой психического развития благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения.

Сказкотерапия



Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод особенно эффективен в работе с детьми с задержкой психического развития, так как позволяет ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть пути их решения.

Сказка для ребёнка – особая реальность, которая позволяет ему раздвигать рамки обычной жизни и столкнуться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания ребёнком форме.

Когда ребёнок слушает сказку, он соединяет с образами сказки свой жизненный опыт, относящийся сразу к нескольким уровням. Именно это проецирование эмоций и переживаний в сюжет, привязка личного опыта к стандартным образам сказки обеспечивает глубокий эффект воздействия сказочных сюжетов на личность, душу ребёнка.

Описано три уровня глубины восприятия человеком сказки:

События сказки задевают эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обычную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой по ассоциации;

Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах в жизни, в отношениях между людьми, о том, что такое «хорошо» и «плохо»;

Сказка задевает глубинные механизмы подсознания, сохранившиеся архаичные элементы, часто непривычные для разума.

Работа со сказочными сюжетами дает богатые возможности для организации групповых занятий с детьми или взаимодействия с ребенком индивидуально. Сказка дает возможность использовать игровые и диалоговые методы коррекции ребенка.

Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок:

дидактические – созданные педагогами для подачи учебного материала или задания;

психотерапевтические – сказки, врачующие душу, раскрывающие смысл происходящих событий;

психокоррекционные – созданные психологом или педагогм для мягкого влияния на поведение ребенка;

медитативные – созданные для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса.

Многие специалисты в области сказкотерапии отмечают, что сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапев­тическим, воспитательным и развивающим средством, что дает возможность эффективно использовать этот метод в работе с детьми с задержкой психического развития.

Другие методы терапии



Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.

Куклотерапию как часть имаготерапии можно легко использовать в работе с детьми с задержкой психического развития. Работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать свои движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты человеческого организма, снимает комплекс неполноценности самой личности.

Кинезетерапия. Ритмические движения формируют двигательный самоконтроль и произвольность внимания. Совершенствуется координация движений, развивается воображение.

Воспитание природой (флоротерапия, ипотерапия, акватерапия, дельфинотерапия и др.) имеет большое значение для коррекционного воздействия на детей с задержкой психического развития. Ведь сама по себе природа – это кладовая мира красок, звуков, положительных ощущений, эмоций и многого другого положительного воздействия на человека. Надо только направить его в нужное “русло”.

АРТ – ТЕРАПИЯ В В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ - ИНВАЛИДАМИ БАТУРИНА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА, ПСИХОЛОГ, ОТДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ БУ ХМАО-Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Таукси»


Арт – терапия – междисциплинарное явление. Возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики, культурологии, социологии и других дисциплин. Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышением планки психического и духовного здоровья, использование клиентом различных форм изобразительной деятельности с целью выражения своего психического состояния.


ФОРМЫ: АКТИВНАЯ - клиент сам создает продукт творчества: рисунки, скульптура, сказочные истории. ПАССИВНАЯ - клиент использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. СМЕШАННАЯ - клиент использует имеющиеся произведения искусств (музыкальные произведения, картины, сказки) для создания своих продуктов творчества


Методы работы по арт – терапии: Элементы песочной терапии – создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активации «архетипа ребенка». Цветотерапия – лечение цветом, это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг ребенка. Этим методом можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и начинающейся детской агрессии. Изотерапия - психологическая коррекция невротических, психосоматических нарушений у детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах через рисунок. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.


НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ: БЛОК 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ (ПСИХОСОМАТИКА): -КОРРЕКЦИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ (ДИАГНОСТИКА, ИЗОТЕРАПИЯ, ЦВЕТОТЕРАПИЯ, РАБОТА С ОБРАЗАМИ И СИМВОАМИ, ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ); БЛОК 2. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ: - КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ (ДИАГНОСТИКА, ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИЗОТЕРПАИЯ, РАБОТА С ОБРАЗАМИ СИМВОАМИ, СКАЗКОТЕРАПИЯ); БЛОК 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ: - КОРРЕКЦИЯ РЕГУЛЯТИВНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕР (ДИАГНОСТИКА, ЦВЕТОТЕРАПИЯ, ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, СКАЗКОТЕРАПИЯ); БЛОК 4. СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ: - РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА В ПРАКТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДИАГНОСТИКА, РАБОТА В СТУДИЯХ «ФАНТАЗИЯ», «КОЛОБОК», МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ).






ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ: - Настроение несовершеннолетних, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. - Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей несовершеннолетних, степени выраженности дефекта, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии. - Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы. - Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.). - Психологическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.




Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции: Упражнения на мышечную релаксацию -снижает уровень возбуждения, снимают напряжение. Дыхательная гимнастика - действует успокаивающе на нервную систему. Мимическая гимнастика - направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей. Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку - способствует межполушарному взаимодействию. Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи - способствует развитию произвольности.


ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ: КАРАКУЛИ ВИННИКОТТА: Разнообразные варианты методики практикуются как в групповой, так и в индивидуальной работе с людьми любого возраста. 1. Техника «каракулей» способствуют оптимизации межличностного и внутригруппового общения, групповой сплоченности, развитию и совершенствованию коммуникативных навыков, располагает к проявлению взаимной эмоциональной поддержки. 2. Техника «каракулей» имеет диагностическую направленность и способствует исследованию человеком собственных чувств и переживаний, а также снятию мышечных, эмоциональных напряжений, расслаблению. 3. Техника «каракулей» затрагивает сферу творческого потенциала личности, раскрепощает его и тем самым способствует личностному росту человека, повышению его уверенности в собственных возможностях.


ВИДЫ КАРАКУЛЕЙ: Техника «глиняные каракули» (Р.Френкель): Описание техники: Ведущий предлагает участникам по куску мягкой глины. Каждый участник должен попытаться вылепить 4 или 5 любых фигур разной формы, ведущий сам делает то же самое (можно пользоваться разными инструментами). Затем участники меняются фигурками, для того чтобы объединить их каким- либо образом и создать композицию (можно добавлять еще глины). Получив готовые фигуры, участники чувствуют себя более уверенно в создании образа. По завершении работы участники рассматривают то, что получилось, и обсуждают свои изделия. После того, как они высохнут, можно продолжить работу на этапе раскрашивания фигур.


Техника «Каракули и метаморфозы» (А. Копытин) Описание техники: На первом этапе перед участником сессии стоит одна единственная задача – свободное движение мелка или карандаша по листу бумаги без какой-либо цели и замысла, в результате которого получается сложный клубок линий. В этом «клубке» следует затем увидеть какой-либо образ и развить его. На следующих этапах участникам могут быть предложены следующие творческие задания: Ведение «дневника каракулей», фиксирование изменений за определенный промежуток времени поможет проследить динамику процесса и сделать выводы. На основе созданных каракулей участникам предлагается сочинить рассказ. Участники могут попытаться выразить в словах свои чувства и ассоциации, появляющиеся при создании разных каракулей. Для создания каракулей данной методикой предусмотрено использование отпечатков краски на бумаге (полученные с помощью кисти или руки) как предварительную основу для создания образа, делать это можно с участием всех членов группы, но на большом вертикально расположенном листе бумаги. Ещё одним из вариантов методики является изображение инициалов или автографов, при трансформировании которых каракулями, участники находят в их очертаниях образ и развивают его.


ПЯТНА РОРШАХА: Тест Роршаха позволяет получить диагностические данные об общей направленности личности, о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей активность индивидуума ит.д. Некоторые люди совершенно не видят фигурок людей – это повод предположить, что у них не складываются отношения и человек одинок. Другие видят различные фигурки в движении (девочки танцуют, краб ползет) – это свидетельствует о том, что эта личность стремиться к росту и развитию. Люди, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно адекватно воспринимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. А те, кто видит разные конструкции, сооружения, части тела и т.д. (то есть предметы абсолютно лишенные эмоций и «души») – это, как правило, те, кто под маской интеллигента скрывает свои истинные чувства и глубоко подавляет эмоции. Такому человеку психолог может порекомендовать различные психологические практики, которые позволяют дать волю эмоциям – психодраму, семейные расстановки (методики, позволяющие человеку играть разные роли и проживать чужие эмоции).


Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Вы наблюдаете за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущаете свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название. В конце происходит анализ рисунка совместно с арт-терапевтом. Создание композиции на бумаге. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу создается объемная композиция. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п. Монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов. Техника раздувания краски. Наносите водорастворимую краску с большим процентом содержания воды на лист бумаги и при помощи трубочки раздувает получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать и понять получившийся образ, производится анализ полученных результатов.



МЕТОДЫ СКАЗКОТЕРАПИИ: Тысячелетия сказка передает знания о жизни следующим поколениям и только в 20 веке появился уникальный метод воспитания характера сказкой – сказкотерапия. В основе сказкотерапии лежат персонализированные сказки, помогающие родителям формировать характер ребёнка. Персонализированная сказка – волшебный метод воспитания. Сказкотерапия служит не только для формирования у ребенка желаемых качеств характера, но и помогает разобраться с уже имеющимися негативными проявлениями, капризами и расстройствами. В этом случае используются уже не персонализированные, а терапевтические сказки. Психотерапевтические сказки помогают ребёнку:Психотерапевтические сказки избавиться от капризов, негативных поступков. безболезненно пережить кризисные ситуации его жизни (рождение второго братика или сестрёнки, командировка мамы, развод родителей). забыть о фобиях и страхах (боязнь темноты, не садится на горшок и т.д.). исправить такие негативные качества характера как драчливость, упрямство, ябедничество и т.д. Стоит также заметить, что сказкотерапия полезна всем, а не только детям. Чудесное воздействие сказкотерапии Вы можете проверить и на своих близких, и даже на себе. Ведь все взрослые в душе остаются детьми. Подарите сказку себе и своему малышу!


Первая и главная заповедь арт-терапии Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья. Вторая заповедь арт-терапии Рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором, а не психотерапевтом. В случае, если Вы работаете одни, то о психотерапевте и его интерпретациях вообще не может идти речи. Почему так? Дело в том, что арт-терапия является так называемой «инсайт- ориентированной» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта. Что же это такое? По-русски психологи перевели слово «инсайт» как «АГА-Эффект». Это значит, что анализируя (то есть по просту созерцая) своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт... Более того, считается, что пациент, ну почти ОБЯЗАН сам прийти к такому пониманию. Это бывает не с первого раза и никогда сразу же после завершения рисунка. Но это бывает всегда. Поэтому созданный «шедевр» нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и в разном настроении. Третья заповедь арт-терапии В любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего Вы сечас занимаетесь, даже если до инсайта Вам ещё далеко, помните, что арт-терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.








2024 © psynadin.ru.