Органы размножения у человека. Развитие и размножение человека: современные аспекты преподавания


физиологическая функция, необходимая для сохранения человека как биологического вида. Процесс размножения у человека начинается с зачатия (оплодотворения), т.е. с момента проникновения мужской половой клетки (сперматозоида) в женскую половую клетку (яйцо, или яйцеклетку). Слияние ядер этих двух клеток - начало формирования нового индивида. Вскоре отходит и плацента (послед). Весь процесс, начиная с сокращений матки и кончая изгнанием плода и последа, называется родами.

РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА ЖЕНЩИН
Репродуктивные органы. Женские внутренние репродуктивные органы включают яичники, маточные (фаллопиевы) трубы, матку и влагалище.

ЖЕНСКИЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ОРГАНЫ В РАЗРЕЗЕ (вид сбоку): яичники, маточные (фаллопиевы) трубы, матка и влагалище. Все они удерживаются связками и расположены в полости, образованной костями таза. Яичники имеют две функции: они продуцируют яйцеклетки и секретируют женские половые гормоны, регулирующие менструальный цикл и поддерживающие женские половые признаки. Функция маточных труб - проведение яйцеклетки из яичника в матку; кроме того, именно здесь происходит оплодотворение. Оплодотворенная яйцеклетка внедряется в стенку матки, растягивающуюся по мере роста и развития плода. Нижнюю часть матки составляет ее шейка. Она вдается во влагалище, которое своим концом (преддверием) открывается наружу, обеспечивая сообщение между женскими половыми органами и внешней средой. Беременность завершается спонтанными ритмическими сокращениями матки и изгнанием плода через влагалище.

ЖЕНСКИЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ОРГАНЫ В РАЗРЕЗЕ (вид спереди). Внутри яичника показаны фолликулы, в которых развиваются яйцеклетки. Каждый месяц один из фолликулов разрывается, высвобождая яйцеклетку, после чего он превращается в гормон-секретирующую структуру - желтое тело. Гормон желтого тела прогестерон подготавливает матку к внедрению в нее оплодотворенной яйцеклетки.

Лопнувший фолликул погружается в толщу яичника, зарастает рубцовой соединительной тканью и превращается во временную эндокринную железу - т.н. желтое тело, продуцирующее гормон прогестерон. Маточные трубы, как и яичники, - парные образования. Каждая из них тянется от яичника и соединяется с маткой (с двух разных сторон). Длина труб примерно 8 см; они слегка изгибаются. Просвет труб переходит в полость матки. Стенки труб содержат внутренний и наружный слои гладкомышечных волокон, которые постоянно ритмически сокращаются, что обеспечивает волнообразные движения труб. Изнутри стенки труб выстланы тонкой оболочкой, содержащей реснитчатые (мерцательные) клетки. Как только яйцо попадает в трубу, эти клетки, наряду с мышечными сокращениями стенок, обеспечивают его перемещение в полость матки. Матка представляет собой полый мышечный орган, расположенный в тазовом отделе брюшной полости. Сверху в нее входят трубы, а снизу ее полость сообщается с влагалищем. Главная часть матки называется телом. Небеременная матка имеет лишь щелевидную полость. Нижняя часть матки, шейка, длиной около 2,5 см, вдается во влагалище, куда открывается ее полость, называемая шеечным каналом. При попадании в матку оплодотворенная яйцеклетка погружается в ее стенку, где и развивается в течение всей беременности. Влагалище - полое цилиндрическое образование длиной 7-9 см. Оно соединено с шейкой матки по ее окружности и выходит к наружным половым органам. Основные его функции - отток менструальной крови наружу, прием мужского полового органа и мужского семени при совокуплении и обеспечение прохода для рождающегося плода. У девственниц наружный вход во влагалище частично закрыт складкой ткани в форме полумесяца, девственной плевой. Эта складка, как правило, оставляет достаточно места для оттока менструальной крови; после первого совокупления отверстие влагалища расширяется.
Молочные железы. Полноценное (зрелое) молоко у женщин обычно появляется примерно на 4-5-й день после родов. Когда ребенок сосет грудь, возникает дополнительный мощный рефлекторный стимул к выработке железами молока (лактации).. Менструальный цикл устанавливается вскоре после начала полового созревания под влиянием гормонов, вырабатываемых эндокринными железами. На ранних этапах полового созревания гормоны гипофиза инициируют активность яичников, запуская комплекс процессов, протекающих в женском организме от пубертатного периода до менопаузы, т.е. на протяжении примерно 35 лет. Гипофиз циклически секретирует три гормона, которые участвуют в процессе репродукции. Первый - фолликулостимулирующий гормон - обусловливает развитие и созревание фолликула; второй - лютеинизирующий гормон - стимулирует синтез половых гормонов в фолликулах и инициирует овуляцию; третий - пролактин - подготавливает молочные железы к лактации. Под влиянием двух первых гормонов фолликул растет, его клетки делятся, и в нем образуется крупная заполненная жидкостью полость, в которой находится ооцит Рост и активность фолликулярных клеток сопровождаются секрецией ими эстрогенов, или женских половых гормонов. Эти гормоны можно обнаружить как в фолликулярной жидкости, так и в крови. Эстрогены присутствуют не только в организме человека, но и у других млекопитающих. Лютеинизирующий гормон стимулирует разрыв фолликула и высвобождение яйцеклетки. После этого клетки фолликула претерпевают значительные изменения, и из них развивается новая структура - желтое тело. Под действием лютеинизирующего гормона оно, в свою очередь, вырабатывает гормон прогестерон. Прогестерон тормозит секреторную активность гипофиза и изменяет состояние слизистой (эндометрия) матки, подготавливая ее к приему оплодотворенного яйца, которое должно внедриться (имплантироваться) в стенку матки для последующего развития. В результате стенка матки существенно утолщается, ее слизистая, содержащая много гликогена и богатая кровеносными сосудами, создает благоприятные условия для развития зародыша. Координированное действие эстрогенов и прогестерона обеспечивает формирование необходимой для выживания зародыша среды и сохранение беременности. Гипофиз стимулирует активность яичников приблизительно каждые четыре недели (овуляторный цикл). Если оплодотворение не происходит, большая часть слизистой вместе с кровью отторгается и через шейку матки попадает во влагалище. Такие циклически повторяющиеся кровянистые выделения называют менструациями. У большинства женщин период кровотечений наступает примерно через каждые 27-30 дней и продолжается 3-5 дней. Весь цикл, заканчивающийся отторжением слизистой оболочки матки, называется менструальным циклом. Он регулярно повторяется на протяжении всего репродуктивного периода жизни женщины. Первые после полового созревания менструации могут быть нерегулярными, и во многих случаях им не предшествует овуляция. Менструальные циклы без овуляции, часто встречающиеся у молодых девушек, называют ановуляторными. Менструация - вовсе не выброс "испорченной" крови. На самом деле, выделения содержат весьма небольшие количества крови, смешанной со слизью и тканью слизистой оболочки матки. Количество крови, теряемое во время менструации, у разных женщин различно, но в среднем не превышает 5-8 столовых ложек. Иногда незначительное кровотечение возникает в середине цикла, что часто сопровождается легкими болями в животе.
Беременность. Выход яйцеклетки из фолликула в большинстве случаев происходит примерно в середине менструального цикла, т.е. на 10-15 день после первого дня предшествующей менструации. В течение 4 суток яйцеклетка продвигается по маточной трубе. Зачатие, т.е. оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом, происходит в верхней части трубы. Здесь же начинается развитие оплодотворенной яйцеклетки. Затем она постепенно спускается по трубе в полость матки, где в течение 3-4 дней находится в свободном виде, а потом внедряется в стенку матки, и из нее развиваются зародыш и такие структуры, как плацента, пуповина и т.п. Беременность сопровождается многими физическими и физиологическими изменениями в организме. Прекращаются менструации, резко увеличиваются размеры и масса матки, набухают молочные железы, в которых идет подготовка к лактации. Во время беременности объем циркулирующей крови превышает исходный на 50%, что значительно увеличивает работу сердца. В целом, период беременности - тяжелая физическая нагрузка. Беременность завершается изгнанием плода через влагалище. После родов, примерно спустя 6 недель, размеры матки возвращаются к исходным.
Менопауза. Термин "менопауза" составлен из греческих слов meno ("ежемесячно") и pausis ("прекращение"). Таким образом, менопауза означает прекращение менструаций. Весь период угасания половых функций, включая менопаузу, называют климаксом. Менструации прекращаются и после хирургического удаления обоих яичников, производимого при некоторых заболеваниях. Воздействие на яичники ионизирующего излучения также может приводить к прекращению их активности и менопаузе. Примерно у 90% женщин менструации прекращаются в возрасте между 45 и 50 годами. Это может происходить резко либо постепенно на протяжении многих месяцев, когда менструации становятся нерегулярными, увеличиваются интервалы между ними, постепенно укорачиваются сами периоды кровотечений и уменьшается количество теряемой крови. Иногда менопауза наступает у женщин, не достигших и 40-летнего возраста. Столь же редко встречаются женщины с регулярными менструациями в 55 лет. Любое кровотечение из влагалища, наступившее после менопаузы, требует немедленного обращения к врачу.
РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА МУЖЧИН
Функция размножения у мужчин сводится к выработке достаточного числа сперматозоидов, обладающих нормальной подвижностью и способных оплодотворять зрелые яйцеклетки. Мужские половые органы включают яички (семенники) с их протоками, половой член, а также вспомогательный орган - предстательную железу.



МУЖСКИЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ОРГАНЫ включают яички (семенники) с их протоками, предстательную железу и половой член с мочеиспускательным каналом (уретрой). Каждое яичко - это железа овальной формы, состоящая из тонких извитых канальцев и подвешенная в мошонке на семенном канатике. Яички продуцируют сперматозоиды и секретируют мужские половые гормоны, которые необходимы как для функционирования мужской репродуктивной системы, так и для развития и сохранения вторичных половых признаков. Созревание сперматозоидов происходит в эпидидимисе - придаточной структуре, которая тоже состоит из извитых канальцев и примыкает к верхней части яичка. Сперматозоиды поднимаются по протоку, называемому семявыносящим (он находится в семенном канатике), и попадают в семенной пузырек, где накапливаются; здесь они смешиваются с семенной жидкостью, секретируемой главным образом предстательной железой. Семенной пузырек открывается в мочеиспускательный канал, через который происходит выброс спермы.

Яички (семенники, тестикулы) - парные железы овальной формы; каждая из них весит 10-14 г и подвешена в мошонке на семенном канатике. Яичко состоит из большого числа семенных канальцев, которые, сливаясь, образуют придаток яичка - эпидидимис. Это продолговатое тельце, примыкающее к верхней части каждого яичка. Яички секретируют мужские половые гормоны, андрогены, и вырабатывают сперму, содержащую мужские половые клетки - сперматозоиды. Сперматозоиды представляют собой мелкие очень подвижные клетки, состоящие из головки, несущей ядро, шейки, тела и жгутика, или хвоста. Они развиваются из специальных клеток в тонких извитых семенных канальцах. Созревающие сперматозоиды (т.н. сперматоциты) перемещаются из этих канальцев в более крупные протоки, впадающие в спиральные трубочки (выносящие, или экскреторные, канальцы). Из них сперматоциты попадают в эпидидимис, где завершается их превращение в сперматозоиды. Эпидидимис содержит проток, открывающийся в семявыносящий проток яичка, а тот, соединяясь с семенным пузырьком, образует эякуляторный (семявыбрасывающий) проток предстательной железы. В момент оргазма сперматозоиды вместе с жидкостью, вырабатываемой клетками предстательной железы, семявыносящего протока, семенного пузырька и слизистых желез, выбрасываются из семенного пузырька в эякуляторный проток и далее в мочеиспускательный канал полового члена. Оплодотворение. Попав во влагалище, сперматозоиды с помощью движений хвоста, а также благодаря сокращению стенок влагалища перемещаются примерно за 6 часов в маточные трубы. Хаотическое движение миллионов сперматозоидов в трубах создает возможность их контакта с яйцеклеткой, и если один из них проникает в нее, ядра двух клеток сливаются и оплодотворение завершается.

Билет 12

Дыхательная система

совокупность органов и анатомических образований, обеспечивающих движение воздуха из атмосферы к легочным альвеолам и обратно (дыхательные циклы вдох -выдох) и газообмен между поступающим в легкие воздухом и кровью. Схематическое изображение Д. с. человека -Собственно органами дыхания являются легкие (Лёгкие)и дыхательные пути: верхние (нос (Придаточные пазухи носа), Придаточные пазухи носа, глотки (Глотка)) и нижние (Гортань, Трахея, Бронхи, включая концевые, или терминальные, бронхиолы). Обильное кровоснабжение дыхательных путей и жидкий секрет желез их эпителия имеют значение для поддержания необходимых параметров температуры и влажности воздуха, проникающего в легкие из атмосферы. Воздухоносные пути заканчиваются переходом концевых бронхиол в дыхательные (респираторные бронхиолы, ветвления которых образуют ацинусы - функционально-анатомическую единицу дыхательной паренхимы легкого. К дыхательной системе относятся также грудная клетка и дыхательные мышцы, деятельность которых обеспечивает растяжение легких с формированием фаз вдоха и выдоха и изменение давления в плевральной полости, дыхательный центр, периферические нервы и рецепторы, участвующие в регуляции дыхания (Дыхание).

К основным из них относят диафрагму, наружные и внутренние межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса, обеспечивающие дыхательный акт при спокойном дыхании. Вдох происходит вследствие возрастания отрицательного давления в полости грудной клетки в связи с увеличением ее объема при опускании диафрагмы, поднятии ребер и расширении межреберных промежутков в результате сокращения диафрагмы и наружных межреберных мышц. Расслабление этих мышц создает условия для выдоха, который происходит частично пассивно (под влиянием эластической тяги растянутых легких и в связи с опусканием ребер под тяжестью грудной стенки), частично вследствие сокращения внутренних межреберных мышц и мышц брюшного пресса. При затрудненном и усиленном дыхании в осуществлении дыхательного акта могут участвовать вспомогательные мышцы (шеи, а также практически все мышцы туловища). Так, при усиленном вдохе сокращаются грудино-ключично-сосцевидные мышцы, широчайшие мышцы спины, верхние задние зубчатые, большие и малые грудные, лестничные, трапецивидные и другие мышцы; при усиленном выдохе - нижние задние зубчатые, подвздошно-реберные мышцы (нижние части), поперечнаямышца груди, прямые мышцы живота, квадратные мышцы поясницы. Участие вспомогательных мышц в акте дыхания в покое наблюдается при некоторых видах одышки (Одышка).

Основная функция Д. с. - обеспечение Газообмена между кровью и внешней средой в соответствии с потребностями организма, которые определяются интенсивностью обмена веществ и значительно различаются в состояниях покоя и физической работы. В условиях основного обмена у здоровых взрослых людей частота дыхания составляет 12-16 в 1 мин диафрагма устанавливается высоко, вытесняя воздух из альвеол.

При физической нагрузке возрастание газообмена в Д. с. в норме обеспечивается снижением уровня стояния диафрагмы с приростом объема альвеолярного воздуха, расширением просвета бронхов, в связи с чем снижается сопротивление воздушному потоку. Кроме того, при физической нагрузке увеличиваются глубина и частота дыхания в таком оптимальном соотношении, которое обеспечивает вентиляцию возросшего объема альвеол адекватно повышенным минутным объемом дыхания при минимальном приросте работы дыхательных мышц. При патологии, приводящей к нарушению проходимости дыхательных путей, ограничению глубины дыхания, нарушению диффузии газов в легких, а также при расстройствах регуляции дыхания развивается Дыхательная недостаточность, проявляющаяся усиленной работой дыхательных мышц и (или) различными расстройствами газообмена.

Для нормальной деятельности Д. с. и поддержания стерильности в пространстве легочных альвеол важное значение имеет способность органов дыхания к самоочищениюот микробов и пылевых частиц, попадающих в дыхательные пути из атмосферы. Кроме перистальтики мелких бронхов дренажную функцию в норме обеспечивает механизм мукоцилиарного транспорта.Запасным механизмом дренажа дыхательных путей является Кашель.

Дыхательная система человека (вверху - сагиттальный разрез полости носа, рта и гортани): 1 - носовая полость; 2 - ротовая полость; 3 - гортань; 4 - трахея; 5 - левый главный бронх; 6 - левое легкое; 7 - правое легкое; 8 - сегментарные бронхи; 9 - правые легочные артерии; 10 - правые легочные вены; 11 - правый главный бронх; 12 - глотка; 13 - носоглоточный ход.

Выделительная система

Размножение спасает человека как биологический вид от вымирания. Мужская и женская репродуктивные системы обеспечивают появление потомства.

В яичках (семенниках) ежедневно образуются миллионы сперматозоидов. Во время полового акта сперматозоиды по семявыносящему протоку выбрасываются во влагалище.

В яичниках содержится запас яйцеклеток. Ежемесячно одна из них высвобождается. Если она будет оплодотворена сперматозоидом, то из нее в матке разовьется зародыш. Во время родов ребенок выходит наружу через влагалище.

Репродуктивная система активизируется в период полового созревания, т.е. в подростковом возрасте. Мужская и женская репродуктивные системы различны, но обе производят половые клетки в результате мейоза — особого типа клеточного деления, при котором образуются половые клетки с разным набором генов, что обусловливает индивидуальные особенности людей. В ядре половых клеток человека содержится только 23 хромосомы (носителей генов), т.е. половина набора, имеющегося во всех других клетках. Яйцеклетки образуются в 2 женских половых железах -яичниках. В яичниках новорожденной девочки уже имеется весь запас яйцеклеток.

С наступлением половой зрелости у женщин каждый месяц созревает и высвобождается 1 яйцеклетка. Этот процесс называется овуляцией. Сперматозоиды созревают в 2 мужских половых железах – яичках (семенниках). Ежедневно образуется более 250 млн сперматозоидов. Во время полового акта из полового члена мужчины во влагалище женщины выбрасываются миллионы сперматозоидов. Если половой акт имел место в течение 24 ч после овуляции, то один из плывущих к фаллопиевым трубам сперматозоидов может проникнуть в яйцеклетку – произойдет оплодотворение. Ядро сперматозоида (23 хромосомы) сольется с ядром яйцеклетки (23 хромосомы). Объединенный генетический материал (46 хромосом) послужит генетическим кодом для развития нового организма.

Вы знаете, откуда берутся дети? А мне очень захотелось узнать. Знаете, в три года всё интересно. Прихожу в садик, а там Лёшка говорит, что его в капусте нашли. В субботу мы к бабушке на дачу приехали. Капуста- во! Больше меня. Я всю грядку ползком изучил- сестрёнки и братишки не нашёл. Решил, что они в зрелой,…

К наружным женским половым органам, или вульве, относят лобок, большие и малые половые губы, клитор, преддверие влагалища, бартолиновые железы, девственную плеву. С передней стороны вульва ограничена возвышением, образованным жировой тканью и покрытым волосками. Оно носит название лобок. Волосы на лобке растут до наружных краев больших половых губ – двух валиков, которые закрывают находящуюся между ними…

Мужские половые органы в отличие от женских расположены вне полости тела и состоят из полового члена и яичек. Яички, выполняющие те же функции, что и женские яичники, расположены в мошонке и производят как мужские половые клетки – сперматозоиды, так и мужской гормон – тестостерон. Семенники – это парная мужская половая железа, вырабатывающая сперматозоиды и выделяющая…

Ты растешь потому, что число клеток в твоем теле увеличивается. В результате деления из одной клетки получается две новых. Откуда же берется самая первая клетка, из которой потом появились все остальные клетки? Она появляется после соединения двух половых клеток. Одна такая половая клетка созревает в женском теле. Называется она яйцеклеткой. Слышишь в этом слове намек…

По сравнению с яйцами или икрой женские яйцеклетки совсем крошечные. Они постепенно созревают в теле женщины в специальных органах — яичниках. Их два, и расположены они в брюшной полости. Яичники — это маленькие фабрики яйцеклеток. Каждый месяц в яичнике женщины созревают одна или две яйцеклетки. «Производство» яйцеклеток начинается у взрослых девушек. У маленьких девочек яичники…

Мужские половые клетки называются сперматозоидами. Они тоже созревают в особых органах — семенниках, которые находятся в кожаном мешочке мошонки. Сперматозоиды умеют плавать в жидкости, работая длинным выростом — хвостиком. Сперматозоид, мужская половая клетка, имеет овальную головку, уплощенную сзади, и хвостик. Сперматозоид развивается в яичке в течение 75 дней и становится “зрелым”, достигнув длины 1/20 мм….

Если мужские сперматозоиды попадут в тело женщины, то сами доберутся до яйцеклетки. Один из сперматозоидов, самый подвижный и шустрый, при этом с ней соединится. Так происходит процесс оплодотворения. Двигаясь по фаллопиевой (маточной) труб оплодотворенная яйцеклетка неоднократно делится, и образуется полый, состоящий из многих клеток шар. Через 7 дней он внедряется в стенку матки. Эта стадия…

Беременность длится 6500 часов, или 280 дней, или 9 месяцев. Это время необходимо для созревания плода и рождения ребенка. Беременность – это период между зачатием и рождением ребенка. В первые 2 месяца развивающийся в матке новый организм называют зародышем, а позже, когда у него уже работают органы, – плодом. Амниотическая жидкость, окружающая плод, защищает его…

Зародыш настолько мал, что не может сам о себе позаботиться. Поэтому долгих девять месяцев в теле будущей мамы он растет и набирается сил в особой камере — матке, стенки которой состоят из сильных мышц. Находящийся в матке эмбрион окружен тонкой оболочкой, внутри которой находится жидкость. По мере своего продвижения к матке оплодотворенная яйцеклетка многократно делится…

До рождения зародыш не дышит. Питательные вещества и кислород поступают к нему с кровью матери. Они попадают в тело эмбриона по специальному гибком каналу — пуповине. Через нее удаляются и отходы, которые накапливаются в крови будущего ребенка. В норме приблизительно через 38 недель после оплодотворения матка начинает сокращаться. Так у беременных женщин начинаются родовые схватки….

Существуют два основных типа размножения - бесполое и половое. Бесполое размножение происходит без образования гамет, и в нем участвует лишь один организм. При бесполом размножении обычно образуется идентичные потомки, а единственным источником генетической изменчивости служат случайные мутации.

Начало новой жизни – зачатие. Оно происходит, когда мужская половая клетка – сперматозоид – проникает в женскую яйцеклетку. Соединение сперматозоида с яйцеклеткой называется оплодотворением. Весь процесс зачатия, как у человека, так и у животных, - одна из величайших загадок природы.

Сперма остается во влагалище возле отверстия шейки матки. Миллионы крошечных сперматозоидов настолько слабы, что могут прожить лишь несколько минут, если им не удается попасть в матку.

У сперматозоида есть хвост, который помогает ему двигаться. Вообще сперматозоиды очень похожи на миниатюрных головастиков, шевеля хвостиком из стороны в сторону. После того как клетки спермы оказываются возле шейки матки, им нужно проплыть сквозь слизистый барьер, закрывающий выход в полость матки. Десять миллионов сперматозоидов гибнут, не сумев этого сделать. А те которые проникли в шейку матки, продвигаются вперед на несколько сантиметров и попадают в полость матки. Там они доходят к двум отверстиям, где начинаются фоллопиевы трубы. Проплыв в узкий проход фоллопиевой трубы, они наконец могут встретиться с яйцеклеткой. Однако такая встреча может произойти только в течении двух – трех дней каждого месяца. Обычно раз в месяц женская яйцеклетка, размером не больше булавочной головки, покидает яичник. Это называется овуляцией. Овуляция, как правило, происходит между двумя менструаль периодами.

Выйдя из яичника, яйцеклетка находит дорогу в отверстие фоллопиевой трубы. Внутри фоллопиевой трубы яйцеклетка очень медленно идет по направлению к матке. Ей помогают передвигаться крошечные волоски, покрывающие фоллопиевы трубы изнутри. Эти волоски называются ресничками – они так малы, что видны только под микроскопом. Путешествие по фоллопиевой трубе длиной примерно в 10 см. занимает от 3 до 5 дней. За это время яйцеклетка может встретить там сперму.

Если это произойдет, то один из сперматозоидов, вполне вероятно, проникнут в нее и они объединятся в одну клетку. Это называется оплодотворением. Когда это происходит, все остальные сперматозоиды погибают. Иногда из яичников появляются 2 – 3 яйцеклетки и больше. Они также могут быть оплодотворены. Тогда в них будет развиваться и потом появится на свет двойня или тройня. Кроме того, близнецы могут появиться в результате разделения одной оплодотворенной клетки на две.

Однако объединение сперматозоида и яйцеклетки не всегда приводит к зарождению новой жизни. Оплодотворенная клетка может продолжать свой путь по фоллопиевой трубе и через несколько дней попасть в шейку матки. А для того, чтобы наступила беременность, оплодотворенная яйцеклетка должна внедриться во внутреннюю оболочку матки, закрепиться в ней и начать расти. Все это очень похоже на то, что происходит с зерном, посаженным в землю. Если оболочка заражена или в этой части матки нарушено кровообращение, яйцеклетка не сможет там прочно закрепиться и начать расти.

ВНУТРИУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ

Как только сперматозоид проникает в яйцеклетку, ядра этих клеток объединяются в одно ядро. Ядро – это главная часть любой клетки, в том числе яйцеклетки и сперматозоида. Под микроскопом оно выглядит как большое темное пятно. Внутри ядра находятся хромосомы, гены и другие жизненно важные элементы клетки. В похожих на волокна хромосомах содержатся гены, которые отвечают за внешность и характер будущего ребенка, например как он будет выглядеть и как будет себя вести. От хромосом и ген зависит на кого из родителей он будет похож. Они определяют цвет глаз ребенка; карий, зеленый, голубой. Будущий рост ребенка – высокий или низкий – также зависит от хромосом и генов.

Самое важное, что зависит от хромосом сперматозоида, это пол будущего ребенка; родится мальчик или девочка. Хромосомы яйцеклетки не оказывают на это никакого влияния.

В каждой нормальной половой клетке находится по 23 хромосома. Когда сперматозоид и яйцеклетка объединяются, их хромосомы соединяются и формируют пары. 22 хромосомы объединяются, а 23 определяет пол, примерно у половины всех сперматозоидов будет хромосомой Х, а у другой половины – У.

Размножение — это способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений. В природе существуют две формы размножения - бесполое и половое. При половом размножении участвуют два организма - материнский и отцовский. Человеку, как и большинству живых существ, свойственно половое размножение.

Размножение человека — физиологическая функция, необходимая для сохранения человека как биологического вида. Процесс размножения у человека начинается с зачатия (оплодотворения), т.е. с момента проникновения мужской половой клетки (сперматозоида) в женскую половую клетку (яйцо, или яйцеклетку). Слияние ядер этих двух клеток — начало формирования нового индивида. Человеческий зародыш развивается в матке женщины во время беременности, которая длится 9 месяцев. В конце этого периода матка начинает самопроизвольно ритмически сокращаться, сокращения становятся все сильнее и чаще; амниотический мешок (плодный пузырь) разрывается и, наконец, через влагалище «изгоняется» зрелый плод — рождается ребенок. Вскоре отходит и плацента (послед). Весь процесс, начиная с сокращений матки и кончая изгнанием плода и последа, называется родами .

Внутриутробное развитие организма человека начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается рождением ребенка.

Оплодотворение

Слияние сперматозоида и яйцеклетки (оплодотворение) происходит обычно в маточной трубе. Сперматозоиды попадают во влагалище во время полового акта, они самостоятельно продвигаются по женской половой системе и через 1,5-2 ч попадают в маточные трубы. При встрече с яйцеклеткой сперматозоид прикрепляется к ней, акросомальные ферменты растворяют её оболочки, и гаплоидное ядро сливается с ядром яйцеклетки.

После проникновения сперматозоида образуется оболочка , препятствующая проникновению в яйцеклетку других сперматозоидов. Образовавшаяся диплоидная зигота продвигается по направлению к матке и делится, в результате чего возникает комочек из мелких, внешне недифференцированных клеток. Зародыш в течение 4-5 дней спускается по маточной трубе в матку, несколько дней остаётся в ней и на 7-й день внедряется в её богатую кровеносными сосудами слизистую оболочку. В этот период продолжается деление клеток зародыша, вокруг него образуются зародышевые оболочки и происходит дифференцирование клеток в первичные ткани. Наружная зародышевая оболочка (хорион) несёт ворсинки, с помощью которых зародыш внедряется в слизистую оболочку стенки матки. На 9-й неделе внутриутробного развития образуется плацента (детское место) - дисковидный орган, осуществляющий связь между организмом матери и зародышем в период беременности. С этого момента развивающийся организм называется плодом .

Через плаценту устанавливается тесный контакт между кровеносными системами плода и матери: через тонкие стенки капилляров питательные вещества и кислород поступают из крови матери в кровь зародыша, одновременно в кровь матери переходят продукты жизнедеятельности плода. В плаценте вырабатываются некоторые гормоны, влияющие на организм матери. Продолжительность внутриутробного развития (беременности) у человека составляет девять месяцев (270-280 дней). Во время беременности под действием прогестерона происходит подготовка молочных желёз к выкармливанию ребёнка. К моменту рождения плод имеет рост 50-55 см и массу тела — 3000-3500 г.

Роды

По истечении срока внутриутробного развития плод изгоняется из матки в процессе родов . В подготовке и осуществлении родов участвуют центральная и периферическая нервные системы, гормоны и другие биологически активные вещества, нервно-мышечный аппарат самой матки.

Роды начинаются схватками , в результате которых расширяется шейка матки, чтобы обеспечить прохождение через неё плода. После раскрытия шейки матки к схваткам присоединяются потуги — сокращения мышц брюшного пресса и диафрагмы, возникающие рефлекторно и непроизвольно. Одновременное повышение внутриматочного давления (схватки) и внутрибрюшного давления (потуги) способствует тому, что плод устремляется в родовые пути. Первые 12 ч за счет сокращений матки он продвигается вниз к шейке матки, шейка расширяется, плод может пройти через нее. В это время происходит разрыв амниона, жидкость выходит из организма матери. После отхождения вод схватки стихают. Через 15-20 мин, когда мускулатура матки приспосабливается к уменьшенному объему, схватки возобновляются. В последующие 20-60 мин плод проходит через шейку матки и влагалище и рождается.

С первым криком новорождённый ребёнок начинает дышать атмосферным воздухом. После прекращения пульсации сосудов пуповину, соединяющую ребёнка с плацентой, перевязывают и перерезают. Через 10-15 мин после рождения ребёнка в результате сокращений матки рождается послед - плацента с плодными оболочками.

Послеродовое развитие организма человека
(постэмбриональный онтогенез)

Физиологи условно делят человеческую жизнь на большие возрастные периоды : детский - от рождения до начала периода полового созревания (примерно до 13 лет); подростковый - от начала полового созревания до 16 лет у девочек и до 18 лет у мальчиков; юношеский - до 25-26 лет; взрослый - до 40 лет у женщин и до 45 лет у мужчин; зрелый - до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин; пожилой - до 75 лет у женщин и мужчин; старческий - свыше 75 лет. Такая периодизация основана частично на биологических и частично на социальных признаках.

Детский период подразделяется на период новорождённости, который продолжается от рождения до 4-х недель жизни; грудной (младенческий) период (до 1 года) - период максимально быстрого роста и развития. В ясельный период (раннего детства) (от 1 года до 3-х лет) и дошкольный период (от 3 до 7 лет) продолжаются процессы роста и формирования организма, движения ребёнка становятся более согласованными, быстро развиваются речь и мышление. В младший школьный период (от 7 до 12 лет) формируются мелкие мышцы кисти руки. Дети обучаются грамоте, чтению, у них развивается логическое мышление.

Онтогенез человека заканчивается смертью. Смерть - необратимое прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого гибель индивидуума как обособленной живой системы.

Это конспект 8 класса по теме «Размножение и развитие организма человека» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Пол ребенка закладывается в момент оплодотворения. Он определяется сперматозоидами, которые бывают двух типов: половина несет женское начало (х-хромосому), а другая половина – мужское начало (у-хромосому). Яйцеклетки несут только женское начало, в них всегда одинаковые хромосомы (х-хромосомы).
Половые клетки формируются в половых железах. Яйцеклетки образуются в яичниках, а сперматозоиды – в мужских половых железах (семенниках). Они продуцируют огромное число сперматозоидов, мелких подвижных клеток, состоящих из головки, шейки и хвостика.

Для нормального процесса образования сперматозоидов необходима температура ниже температуры тела. Поэтому семенники вынесены из полости тела. Протоки семенников, предстательной железы и семенных пузырьков впадают в мочеиспускательный канал, проходящий внутри полового члена. Внутри женского организма они могут находиться в жизнеспособном состоянии 2–4 дня.

Яичники – парные органы, лежащие в брюшной полости. В них происходит образование яйцеклеток. Выход одной зрелой яйцеклетки в полость тела называется овуляцией, происходит в среднем раз в 28 дней. Вышедшая из яичника зрелая яйцеклетка попадает в яйцевод (маточная труба), где она живет всего 1 день и может слиться со сперматозоидом, проникшим туда через влагалище во время полового акта.

Если оплодотворение не происходит, то слизистая оболочка матки отторгается, это сопровождается кровяными выделениями.


Если оплодотворение происходит, образовавшаяся зигота сразу же начинает делиться, в результате чего возникает комочек, состоящий из мелких одинаковых клеток. Такой зародыш спускается по маточной трубе в матку – толстостенный мешковидный орган, где внедряется в слизистую оболочку, богатую кровеносными сосудами.

Через 2 дня после попадания в матку начинается зародышевый период. В это период формируется плацента – через нее происходит связь организма матери и плода. С момента образования плаценты начинается период. длится 9 месяцев, затем наступают роды.


У человека периоды ускоренного роста чередуются с его замедлением. Самый активный и быстрый рост происходит в первый год жизни (вес тела увеличивается почти в 3 раза). Грудной возраст (1-ый год жизни)
Первый месяц считается периодом новорожденности. Поза новорожденного напоминает положение плода в матке. Большую часть суток он спит, просыпаясь лишь ко времени кормления. Уход за новорожденным требует особого внимания. На протяжении 1-го года жизни в организме ребенка происходит много изменений в двигательной системе.

В конце 1-го месяца жизни он распрямляет ножки, на 6-ой неделе поднимает и удерживает головку; на 6-м месяце сидит, в конце 1-го года пытается делать первые шаги.

Не менее интенсивно в этот период развивается психика. На втром месяце ребенок улыбается, в 4 месяца берет в рот игрушки, исследует их, начинает различать взрослых. Хорошее физическое и психическое развитие ребенка определяется рациональным режимом.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

Ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые, стремление к самостоятельному познанию мира, тяга к самоуважению. Ребенок хорошо идет и овладевает различными способами манипулирования с предметами. Появляются двигательные навыки. В процессе игры ребенок подражает действиям взрослых.

Дошкольный период (от 3 до 7 лет)

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к окружающему миру. Любознательность, период вопросов – так можно назвать этот период. Растет и формируется головной мозг и формируется внутренняя речь. Ребенок активно играет, разговаривает сам с собой (формирование речи). Подвижные игры формируют мышечный аппарат.

Школьный период (от 7 до 17 лет)

Перестраиваются все органы и системы. Сложный период поступления в школу. Ребенок овладевает письмом, узнает много нового об окружающем мире, усваивает опыт, накопленный многими поколениями людей. Обучение ускоряет развитие навыков и способностей. Коллективное воздействие в общественной работе, трудовом воспитании, спорте – тоже создает условия для развития гармоничной личности. С 11 лет ребенка называют подростком. Перестройка организма связана с половым созреванием. Развитие мускулатуры спины и груди. Увеличение массы тела, развитие вторичных половых признаков. В последние десятилетия во всех экономически развитых странах ускорились темпы физического и полового развития детей, получившего название акселерация.







2024 © psynadin.ru.