Личный опыт: как дети уезжают учиться за границу. Как отправить ребенка учиться за границу Куда отправить учиться ребенка на бюджетной основе


Мой старший сын подумывает о том, чтобы учиться за границей. Не откладывая это дело в долгий ящик, мы сразу начали "разведку боем": отправились в Университет Амстердама разбираться в тонкостях поступления.

А их оказалось немало. Например, в большинство иностранных вузов принимают после 12 лет школы, тогда как в России школьная программа рассчитана всего на 11. Как быть? Выход есть такой: пройти годовую программу подготовки Foundation (Pathway), при успешном окончании которой можно поступить на первый или сразу на второй курс бакалавриата.

Это программа специально для иностранных студентов, и требования для поступления по английскому чуть ниже. Например, чтобы поступить в США на бакалавриат, нужно сдать TOEFL не меньше 80, а на программу Pathway требуется TOEFL примерно 60. Во время подготовки ребята приобретают навыки академического языка, которые будут важны при дальнейшем обучении и выполнении заданий. Например, работе над эссе и презентациями, прохождении тестов, умении работать в команде и др. Студенты адаптируются к новой среде и уверенно чувствуют себя далее.

Еще я узнал, что в той же Америке в режиме онлайн действует кредитная система и выбор предметов - если вы не знакомы с подобным подходом, можно не успеть забронировать место для изучения необходимого предмета.

В общем, я уже настроился, что процесс поступления займет немало сил и времени. К счастью, в России есть компания ITEC, которая 20 лет помогает в этом ответственном деле. И даже более того, привозит в Москву 50 лучших университетов мира для встречи с российскими студентами и школьниками. Случится это событие 11 февраля в Lotte Hotel Moscow в рамках выставки . Вход свободный.


Шаг 1: Выбираем подходящий вуз

Это самый важный момент, от которого зависит всё — страна, специальность, программы, стоимость обучения, возможности для дальнейшего трудоустройства и т.д. Прекрасно, если у вас есть друзья или знакомые, которые отучились и могут помочь определиться. Но если вы не уверены, что их опыт подходит вашему ребенку, имеет смысл обратиться к профессиональным консультантам, которые на протяжении многих лет отправляют студентов в лучшие учебные заведения мира.

Как выбрать правильно? Важно соотнести свои желания и возможности, пройти профориентационные тесты и собеседования. Но для начала имеет смысл посетить выставку и познакомиться с требованиями вузов. Здесь будет возможность задать все интересующие вопросы непосредственно представителям высших школ. Кстати, с некоторыми вузами ITEC имеет эксклюзивный контракт. Соответственно, только эта компания имеет право представлять учебное заведение на территории России.

Шаг 2: Собираем документы

После того как университет выбран, собираем пакет документов (выписки по оценкам, мотивационные и рекомендательные письма и т.д.). Не забудьте: чтобы поступить в зарубежный вуз необходимо сдать международный экзамен на знание иностранного языка. Для англоязычных стран это IELTS и TOEFL. Если вы не знакомы с форматом экзаменов или уровень английского не дотягивает до минимально требуемого, то вам нужна дополнительная подготовка. В этом случае ITEC предлагает сдать пробный экзамен. Буквально через пару дней вы получите результат, который покажет, какие пробелы ликвидировать и сколько на это потребуется времени. Многие университеты рассматривают документы абитуриентов на возможность получения стипендии за отличную успеваемость или спортивные достижения и др. И тут важно не упустить момент и в нужный отдел отправить заявку.

Шаг 3: Едем учиться

Наконец, после успешной сдачи вступительных испытаний, подачи всех документов и получения офферов, самое время задуматься о бронировании проживания и получении студенческой визы. Конечно, все можно сделать самому. Но и здесь необходимо учесть все нюансы. Если упустить дедлайн по бронированию, то жилье, скорее всего, придется искать самому. Есть свои правила при оформлении студенческой визы, несоблюдение которых поставит под угрозу собственно обучение. А, может, не надеяться на собственные силы, и также доверить решение технических аспектов профессионалам?

Отличным началом обучения за рубежом может стать выставка . Можно прямо на выставке перейти от слов к делу и пройти бесплатное тестирование на уровень владения английским языком, посетить мастер-классы и семинары, которые будут проходить весь день.

Например, "Как написать выигрышное мотивационное письмо в университет? " поможет разобраться в основных вопросах: Что необходимо включить в письмо? Каких ошибок важно избежать? Как правильно структурировать свои идеи? Это очень важно, поскольку хорошо составленное письмо может оказаться решающим аргументом для приемной комиссии, если вы поступаете на программу с высоким конкурсом.

На семинаре "Всё об университетских рейтингах США и не только " вы узнаете, как составляются рейтинги, как грамотно ими пользоваться и какие критерии стоит учитывать. Michael Lawson, представитель US News Global Education расскажет обо всех особенностях рейтинговой системы США, пояснит, на что стоит обращать внимание при поиске вуза в рейтинге, и почему не всегда стоит стремиться поступить в вуз из первой десятки общего рейтинга.

В 16 лет Тимур Горяев, председатель совета директоров концерна «Калина», интересовался несколькими вещами – как бы поиграть в футбол, подружить с девчонками и позаниматься боксом. Будущее казалось абстрактным, он думал, что все само собой устроится. Его дочери оказались намного взрослее отца в том же возрасте: сами планируют свою жизнь, учатся в заграничных школах и знают, что вряд ли вернутся в Россию. Тимур рассказал журналу «Бизнес и Жизнь» о том, как «унизительное по своему качеству» наше образование заставило его выбрать дочерям другую жизнь.

Сейчас я очень доволен тем, что дочки учатся в Англии, и в том, что связано с дочерьми, мою жизнь можно назвать счастливой.

В Екатеринбурге обе дочки учились в тринадцатой гимназии, и проблем, связанных с их учебой, у меня не было. Пятерки были трудовые – их ставили не «за папу», но дело-то не в этом. Пятерки пятерками – а дальше что? Наше образование – унизительно по своему качеству. Взять хотя бы изучение иностранного языка. Человек учит его пятнадцать лет – в школе и институте – и получает смехотворный результат. На концерн приходят люди с золотой медалью и красным дипломом (у нас высокая планка), и основная причина, по которой часть отсекается, – не способность и двух слов связать ни на одном языке, кроме русского, хотя бы на уровне простого общения «здравствуйте, проходите, пожалуйста, присаживайтесь».

У нас много болтовни про качество средней школы и о том, что у нас детей готовят «не то что за границей», но обычно эти рассуждения слышишь от людей, которые с иностранным образованием никогда не сталкивались и не понимают, о чем говорят. А про нашу высшую школу говорить просто смешно. Как довольно крупный в этом городе работодатель, я отчетливо понимаю, насколько наше российское образование не соответствует по качеству современным требованиям. Но когда я начинал дома разговор об учебе за границей, у старшей это вызывало неприятие: «Далеко, непонятно, страшно, я никуда не поеду. У меня здесь все хорошо, здесь у меня друзья и прекрасная школа». – «Тебе решать». С моей стороны не было приказов, мол, собираешься и уезжаешь.

Сначала дети уезжали в Европу на лето

Я начал с простого – стал дочек отправлять в летние языковые лагеря: младшей тогда было семь лет, а старшей – десять. В первый раз было тревожно и мне, и им, тем более что я их сразу законопатил за границу на пять недель. Год за годом от посещений летних лагерей и путешествий со мной по разным странам у дочерей начало потихоньку формироваться понимание, что там, наверное, учат иначе. Я доволен, что у меня хватило ума и терпения дождаться того момента, когда старшая дочь в середине учебного года сама подошла ко мне: «Папа, я готова, давай вместе выберем школу, и я поеду». Мы выбрали женскую школу – победил прагматичный подход. Посмотрели рейтинги по успеваемости – в смешанных школах они ниже. В женской школе общение с мальчиками тоже есть, но только на мероприятиях, которые проводятся совместно с мужскими школами, а во время учебной недели девочки сфокусированы на учебе, ерундой не занимаются и меньше времени тратят на то, чтобы понаряднее одеться и покрасивее накраситься.
В Англии тоже есть балбесы, которые ходят в свои балбесные школы. То, что школа где-то в Европе, еще ни о чем не говорит, и в идеале стоит съездить туда, прежде чем отправить ребенка. Мне самому это не удалось, и я к дочери приехал только через полгода, но мне все понравилось. И условия, созданные для учебы, спортивные залы, центр искусств, компьютерные залы. И то, что у них есть школьная форма. Младшая у меня вегетарианка, и в ее школе есть отдельные стойки и для вегетарианцев, и для тех, кто по религиозным соображениям не может что-то есть: для мусульман есть халяльная пища, для евреев – кошерная. В Англии уже маленьких детей учат уважению к человеку и к его убеждениям.

Условия проживания в Англии не барские, а, прямо скажем, довольно аскетичные, и роскоши нет. В швейцарских школах, куда дети ездили в летние лагеря, у каждого была своя меблированная комнатка, свой туалетик, свой душ, а в Англии – коридорная система. Когда я слышал от знакомых истории о том, как они отправляли детей учиться за границу, а те чудили, мне казалось это небылицей. А потом посмотрел на одного папу – он отправил пятнадцатилетнюю дочку учиться в Лондон и снял ей там квартиру: «Моя дочь не может жить в общежитии!» Я же специально выбрал школу не в Лондоне, а в маленьком городке, где все под присмотром, все в общежитии. Первый год ученики живут по 4-6 человек в комнате в многонациональных коллективах – это тоже очень позитивно: все из разных культур и учатся сосуществовать, притираться друг к другу и с детства привыкают, что мир очень разнообразен. И только старшеклассники имеют каждый свою комнатку – 2 на 1,5, куда входит кровать и стол.

Старшей было 14 лет, когда она уехала в Англию, и первый год ей, конечно, было тяжело. Младшей дочери в этом смысле было легче – она приехала в школу, где уже училась ее сестра. Они обе очень быстро в Англии освоились и повзрослели, и не в том смысле, что начали пить и курить, а в том, что стали далеко планировать свою жизнь и осмысленно к ней готовиться – читать правильные книги, заводить правильные знакомства. Быстро взрослеют дети и оттого, что попадают в очень конкурентную среду. Рейтинг у какой-то из школ высокий не потому, что ее директор дружит с начальником гороно, а потому, что из этой школы дети ежегодно поступают в элитные университеты. И в этих школах все дети умненькие, способные, все нацелены в жизни на успех, все сидят занимаются, обсуждают, что нужно сделать, чтобы поступить в университет, знают, сколько баллов нужно набрать, и рассуждают не на уровне «нравится – не нравится», а на уровне «потому что». Все понимают, что нужно сдать экзамены. Но все в этой школе сдают экзамены хорошо. А что еще смотрят? Хороший университет отбирает по резюме и собеседованию, и резюме – не та вещь, которую ты сел и написал. Резюме ученик пишет своей жизнью и поступками: благотворительные акции, поездки за границу, участие в студенческих научных обществах, в олимпиадах, учебная практика в школах. У меня старшая дочка еще до университета дважды проходила рабочую практику в двух разных банках – в Москве и в Лондоне. Младшая мечтает быть медиком и проходила практику в Великобритании. Практика нужна для того, чтобы понять – твое ли это, и для того, чтобы записью о ней в резюме показать, насколько серьезно ты к этому относишься.

Эффективное детство

Некоторые родители пытаются продлить дет¬ство – «оно ведь раз в жизни». Но ведь и зрелость тоже раз в жизни, и старость. Ну и ящик, я надеюсь, тоже раз в жизни. Я сравниваю себя шестнадцатилетнего со своей младшей дочерью, которой сейчас столько же, – она намного взрослее меня. Я в этом возрасте интересовался несколькими вещами – поиграть в футбол, подружить с девчонками и позаниматься боксом. Будущее казалось абстрактным, думал, что все само собой устроится. Смотрю на свою младшую дочку – она сама планирует свой день, строит учебные планы, распределяет силы между предметами. Я был удивлен, когда узнал, что в школе у дочерей есть урок, на котором они дегустируют вина. У меня это не сильно вязалось с жесткой школой, но дочки мне объяснили, что вино – часть культуры и они должны в ней разбираться. Пить им не дают, а раз в неделю дают пробовать разные сорта, и теперь они не только могут отличить красное от белого, но и регионы, склоны – будущим леди это не помешает.
Я не знаю ни преподавателей моих дочерей, ни родителей их друзей. Туда, где я не нужен, не влезаю. Как-то старшая мне рассказала о том, что у нее возникло непонимание с одним из преподавателей – дочь все учит, та ее поощряет, но оценки ставит неважные. Я предлагаю: «Давай я поговорю с учителем». – «Папа, ты считаешь, что я сама не могу разобраться?» – «Можешь, но я приеду, и мы с ней пообщаемся как два взрослых человека». – «Ты приедешь показать, какой ты великий и страшный? Папа, тут же Европа. Не надо, я сама все проясню». Так и произошло.

Как ни странно, именно российские родители хотят для детей самого лучшего образования. Например, взять Америку или Европу – способный мальчик вырос в хорошей приличной верующей семье где-нибудь в провинции, дай бог накопили денег на колледж, и этим образование заканчивается. Если еще скопили денег, отправляют в университет, но в тот, что поближе к дому, чтобы почаще видеться. Я знаю это, потому что у меня друзья есть во Франции, в Германии. А мы все равно отправляем детей далеко, поэтому выбираем прославленные учебные заведения по объективным рейтингам. Именно поэтому русские дети получают лучшее в мире образование, становятся гражданами мира и они нужны лучшим компаниям. У меня дочка не успела закончить второй курс, а ей уже прислали ворох солидных предложений. Эти дети стали интеллектуальной элитой мира, окончив лучшие университеты, и им доступна роскошь общения с такими же везунчиками, как они. Понятно, что дальше жизнь перетасовывает, кому-то больше везет, кому-то меньше, но трамплин мощнейший.

Европа не исправит оболтуса

Если испорченный продукт положить в холодильник, он будет продолжать там портиться. Если вы хотите шестнадцатилетнего подонка куда-то отправить – в армию или за границу, чтобы там его исправили, то ничего не выйдет. Европейская система образования не является исправительной системой. Отправляя туда пусть маленького, но воспитанного человека, вы даете ему шанс получить хорошее по мировой шкале образование. Но если ваш ребенок не планирует кем-то быть, отправляйте его куда угодно – такие потом и устраивают гонки на машинах. Если в ребенка не инвестировать время, вложенными в него деньгами это не компенсировать и пытаться – бессмысленно. Прежде чем куда-то ребенка отсылать, нужно посмотреть на свое чадо – он-то на что годен. Может, и не стоит посылать ребенка получать высшее образование, если он по своим интеллектуальным способностям не готов, и попробовать раскрыть другие его таланты. В любом виде деятельности есть свои высоты профессионального мастерства. Коваль – тот, который кует лошадей, – работа не для выпускников вузов, но есть коваль и Коваль. И есть такие профессионалы, за которыми охотятся, и они неплохо зарабатывают.

Назад дороги нет

Надо понимать, что, став по менталитету полноценными иностранцами, дети не вернутся в Россию. Впитав в себя европейские ценности, дети начинают хорошо понимать все, что происходит в нашей стране. У человека там родина, где ему хорошо, и нет никакой связи между канадским деревом береза и таинственной русской душой. Когда человеку плохо в другой стране, этому одна причина – он не может адаптироваться. Никому же не приятно чувствовать себя чуркой. Это мы здесь ходим и покрикиваем на россиян, приехавших с Кавказа. А когда сам чурка? В Штатах проще – там все такие. А вот во Франции, если французским владеете не в совершенстве, вы всегда чурка. Но если у вас отличное образование и вы свободно говорите на языках, вам везде хорошо. Так что проблема эмигрантов – это не проблема березок, а проблема неспособности говорить с людьми на равных. Я сказать ничего не могу – я никому не интересен. Помню, когда учился в США, между моими однокурсниками было общение, после уроков все шли в паб, я со всеми иду, но стою со своей кружкой пива в уголке и в разговоре не участвую. Я все понимал, писал, читал, но говорить не мог, и вскоре меня даже перестали куда-то звать, никто со мной не общался – я был отверженным. А я – человек общительный, и мне в роли молчаливого свидетеля – непривычно и тягостно. Прошел первый семестр, и внезапно меня прорвало, и я стал общаться, у меня друзья появились, и совершенно другая жизнь стала по качеству.

У дочерей остались друзья в России, но их основная жизнь – там. Меня не пугает, что они не вернутся ко мне. Быть чьим-то родственником – это не обязанность. У нас считается с патриархальных времен, что родственные отношения ко многому обязывают. Ты родился – и у тебя уже есть тети, братья, ты их не выбирал, но голос крови требует. От меня голос крови вообще ничего не требует. Мне плевать. Если человек хороший, если у него есть ценности, я его уважаю. Если он болван, даже будучи моим родственником, я готов, чтобы родителей не огорчать, встретиться с ним на семейном празднике, но собственно этим свое общение и ограничу. То же самое с детьми. Я не считаю, что они мне чем-то обязаны, но если они выросли и их по-прежнему тянет провести время с отцом, и мы можем вечером посидеть и поговорить о моих планах, их жизни, значит, есть дружба – это главное.

Отправить ребенка учиться за границу... В одну из стран Европы, США или Канаду. Сегодня этим никого не удивишь. Состоятельные родители заботятся о будущем своих детей - и соответственно, о своем тоже. Вопрос в другом: школ много - куда отдать любимое чадо? А еще сколько стоит, какие документы, обязательно ли сдавать экзамены, что дает украинскому ребенку заморский аттестат? Разбираемся с нашими экспертами - профи в вопросах зарубежного образования

Престиж? Или зачем родители устраивают детей в заграничные школы

Чего кривить душой, средняя школа украинская и западная - это небо и земля. Можно долго спорить, где выше уровень знаний, но факт остается фактом: в Европе и Америке учат по-другому - интереснее, что ли.

Цель №1: хочу, чтобы ребенок учился в иностранной школе, потом поступил в иностранный вуз, а затем устроился на престижную работу, желательно за границей... В самом деле, шансы такого абитуриента удваиваются. Украинец, окончивший зарубежную школу-пансион, стопроцентно знает английский, что уже огромный плюс. У него в целом хорошие оценки, отличный послужной список. Ведь в заграничных школах детей привлекают в разные волонтерские проекты, школьники участвуют в спортивных соревнованиях, научных программах и т.д. В Йельском университете, Кембридже и других рейтинговых вузах обращают внимание на эти детали. И конечно, смотрят, какую школу оканчивал потенциальный студент.

Цель №2: нацеленность на иммиграцию. Если есть средства, почему бы не спланировать всё идеально? Чтобы и родителям, и ребенку удобно. Пока чадо учится, мама и папа могут решить жилищные вопросы, трудоустроиться, реализовать свои бизнес-цели.

Цель №3: расширение кругозора. Это происходит, как только ученик попадает в другую страну: здесь иное окружение, другой менталитет, культура и традиции.

Ольга Глухова, консультант по образованию за рубежом агентства «А-приори»:

Учебный процесс - это не только академическая составляющая. Он направлен на воспитание целостной личности, которая будет уважать себя и будет уважаема другими. Большое внимание уделяется самостоятельной работе и умению осмыслять изученный материал.Соответственно, у деток развиваются аналитические способности. В школах-пансионах детей целенаправленно готовят к поступлению в престижное высшее учебное заведение. Одно из требований к абитуриенту - мотивационное письмо. Его школьник должен составить сам, обосновав, почему он хочет учиться именно в этом вузе. Так вот, украинские старшеклассники, оканчивая американскую или европейскую школу-пансион, щелкают эти письма как орешки

Описанные цели чаще всего сливаются в одну большую ЦЕЛЬ: можно ведь и кругозор расширить, и выучиться, и иммигрировать.


Фото: Shutterstock

Условия приема: свободный английский, хорошие оценки в табеле и деньги

Больше всего детей поступают в среднюю (12–14 лет) и старшую школу (14–18 лет). В младшую едут учиться единицы. Здесь без английского (а программы в 90% случаев англоязычные) никак! В образовательном агентстве «А-приори» беседуют с родителями, проверяют уровень языка у ребенка. Если школьник говорит свободно, сотрудники делают подборку школ-пансионов, учитывая все пожелания. А они могут быть самые разные. Например, чтобы дитя поступило в школу, где параллельно будут развивать его таланты: в изобразительном искусстве, спорте и т.д. Для некоторых мам и пап очень важно расположение школы. Идеальное место - за городом, в тихой деревеньке. Так у ребенка меньше соблазнов, его внимание сосредоточено на учебе и родителям спокойнее. Перед тем как решить окончательно, родственники могут поехать, скажем, в Англию или Германию, заглянуть в пару-тройку школ и лично познакомиться с преподавателями, оценить условия проживания, питание.

Наталия Демченко, консультант по образованию за рубежом агентства «А-приори»:

Оценки очень важны для поступления в иностранную школу. Если у ребенка средний балл 7–8 из 12 возможных, а у родителей есть желание, чтобы ребенок учился в престижной школе, мы сразу говорим о небольших шансах на зачисление. Или подбираем для ребенка, скажем так, школу средней престижности, а не ту, которая возглавляет национальные рейтинги. Он учится там с 12 до 14 лет, показывает отличные результаты, и у него есть возможность продолжить учебу в более рейтинговой старшей школе.

Со слабеньким английским не поступишь. Нужны языковые курсы! Образовательное агентство подберет программу: как правило, академический летний или зимний курс. Его длительность - от 4 до 8 недель. На занятиях дети, естественно, штудируют английский, также есть уроки математики, истории, географии. Дополнительные предметы нужны, чтобы ученик понимал любую школьную тему и свободно говорил на иностранном языке.

Что такое школа-пансион

Тут уместно применить выражение «всё включено». Заграничные школы-пансионы - это автономные городки. На их территории есть корпуса, где проходят занятия, и корпуса, где живут дети (комнаты на два-шесть человек или одноместные комнаты со всеми удобствами. Плюс питание - трех- или пятиразовое. Библиотеки, кафетерии, спортзалы, клубы, кружки по интересам (от лепки из глины до веб-дизайна), даже театры - всё в распоряжении ребят.

Теперь о деньгах

Среднее образование дороже всего в Америке. В очень-очень престижных заведениях по типу «всё включено» стоимость года обучения составляет более 70 тыс. долларов! Средняя цена по стране - 40–48 тыс. долларов в год. При этом в государственных школах учиться в полтора раза дешевле. Европа тоже не отстает. Так, учеба в швейцарском колледже Collège du Léman обойдется родителям в 72 тыс. швейцарских франков (70 тыс. долларов). В Германии цена вопроса - 12–13 тыс. евро в год, в элитных школах-пансионах - около 45 тыс. евро. К счастью, родителям разрешают оплачивать образование частями: по триместрам. Если раньше были очень популярны школы Великобритании, то сейчас Ирландия с ней конкурирует: там стоимость обучения может быть 18 тыс. евро в год.


Фото: Shutterstock

Какие документы нужны

Родители, готовьтесь: документов понадобится очень много! Пакет для оформления ребенка в школу-пансион самый объемный, если сравнивать с набором документов для других образовательных программ. В нем от 20 до 40 страниц! Все формы надо заполнять на английском. Родители могут сделать это сами либо обратившись в образовательное агентство.

Учтите, в самые престижные школы пакет документов отправляется заранее. В Великобритании есть учебные заведения, куда формы подаются за три года до начала учебы! Это, например, знаменитая школа для мальчиков «Итон». Она славится своими выпускниками: как-никак выучила 19 премьер-министров Британии, принцев Уильяма и Гарри. Родители, запомните: любая школа требует подтверждение вашей финансовой состоятельности, ей нужно понимать, что вы в силах платить за обучение.

В Украине не предусмотрено жестких требований для приема ребенка в школу. Тестирования, экзамены, собеседования проходить не надо (кроме специализированных школ). За границей же всех детей принимают на конкурсной основе. Украинский ребенок должен показать свои хорошие оценки, а еще пройти собеседование (оно же вступительное интервью) и тестирование по английскому языку. Последнее, к слову, имеет право организовать компания, которая занимается оформлением украинца в школу-пансион. Впрочем, есть школы, которые требуют тестирование ребенка только в Британском совете. Там экзамен пишется четыре часа, затем результат запечатывают в конверт и отправляют в школу на проверку. Да, всё серьезно! О зачислении родителей уведомляют письмом. Иногда по приезде в школу с ребенком проводится дополнительное собеседование: с директором школы или его замом. Родители при желании могут сопровождать ученика в школу и посмотреть, как он устроился.

Есть школы, которые принимают учеников только с отличными и хорошими оценками в табеле и высоким уровнем английского: Ridley College (Канада), Glenlyon Norfolk School (GNS; Канада), The Knox School (США), Worcester Academy (США), Merchiston Castle School (Англия), Harrogate Ladies’ College (Англия), Blundell’s School (Англия), Concord College (Англия).

Некоторые школы принимают детей с разным уровнем английского, поскольку предоставляют языковую поддержку в виде программы ESL (дополнительные занятия по английскому). Это колледж Earlscliffe (Англия), Bishopstrow College (Англия), Bronte College (Канада), Columbia International College (Канада), Academy at the Lakes (США), MacDuffie School (США), Langley School District (Канада), LISC Independent Tutorial College (Англия), King’s Colleges (Англия), Bellerbys College (Англия) и другие.


Фото: Shutterstock

Частные школы-пансионы. Они дают уверенность, что ваш ребенок занят от и до. Тьютор (педагог-воспитатель, который ведет школьника) контролирует всё - как тот учится, питается, отдыхает.

Типичный будний день учеников школы-пансиона начинается в 8:30 – 9:00 и заканчивается около 15:00. Есть перемены между уроками, а также часовой перерыв на обед. После уроков дети занимаются в спортивных секциях, кружках. Как правило, в 18:00 – 18:30 у них ужин. Затем все выполняют домашние задания. До отбоя у детей есть свободное время, чтобы позвонить родителям, пообщаться с друзьями, посмотреть телевизор и т.д. В 22:00 – 22:30 - отбой, все ложатся спать.

Частные школы, где обучение проходит на немецком или французском языке, не столь популярны. Если учиться по немецкой программе, сдавать экзамены на немецком, то и аттестат о полном среднем образовании будет немецкий. Значит, выпускнику открываются двери в бесплатные вузы Германии и Австрии… но не более. А с международным англоязычным аттестатом абитуриент может выбирать любой вуз любой страны мира.

Адаптация - вопрос времени

Но как показывает практика, школьник быстро осваивается на новом месте и находит друзей. Скучать и тосковать по родителям? На это нет времени! Персонал учебного заведения максимально занимает детей. Большинство детей адаптируется быстро, но некоторым нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новой среде и новой жизни. Обстановку разряжают каникулы: на Рождество и Новый год они длятся три-четыре недели. Плюс пасхальные 2-3 недельные, и самые длинные - летние.

Государственные школы

Уровень образования в государственных школах такой же, как и в частных. Учеба - платная. Но госшколы не пансионы. Они обязуются учить, устраивают экскурсионные, спортивные программы - и на этом всё. Живут дети в принимающих семьях. У каждой школы, работающей с иностранцами, есть свой список семей. Они тщательно проверяются, получают инструкции, с ними сотрудничают педагоги, психологи - объясняют, как вести себя с иностранными детьми. Такая система образования пользуется спросом в США и Канаде. В Европе же предпочитают отдавать детей в частные пансионы.


Фото: Shutterstock

В средней школе изучаются естественные, гуманитарные, точные науки, английский и второй иностранный язык. В высшей школе дети могут выбирать более узкое направление. Если школьник интересуется медициной, круг его занятий может сузиться до биологии, химии, математики. Английский - вне конкуренции. Сейчас большинство школьников выбирают специализации «экономика», «бизнес», «менеджмент», «маркетинг». Потому 60% учащихся занимаются в классах по 15–20 человек. Если же специализация очень редкая - инженерия, точные науки, - группы очень маленькие, бывает, по три-пять человек. Представляете, сколько внимания таким школьникам?

Международные частные школы

В них учатся исключительно иностранные школьники. Условия зачисления более лояльные, собеседование не везде обязательно. Учебная программа адаптирована под знания иностранных детей, все занятия только на английском.


Фото: Shutterstock

Куда поступать: Abbey DLD Group of Colleges (Англия - г. Лондон, г. Бирмингем, г. Кембридж, г. Манчестер), колледж Earlscliffe (Англия, г. Фолкстоун), Bellerbys College (Англия - г. Лондон, г. Брайтон, г. Кембридж, г. Оксфорд), CATS College Cambridge (Англия, г. Кембридж), Bodwell High School (Канада, г. Ванкувер), Bronte College (Канада, Миссисауга, возле г. Торонто), CATS Academy (США, г. Бостон), Ross School (США, г. Ист Хэмптон).

Ксения Лозенко, консультант по образованию за рубежом агентства «А-приори»:

Весьма интересна частная школа-пансион «Вудсток» в Индии. Она расположена в горах возле Непала. В ней всего 120 учеников, иностранцев принимают с 10 лет. Учебный кампус находится в 2 км от жилого. Чтобы добраться из одного в другой, нужно идти по горному хребту. Учебная программа в «Вудстоке» очень похожа на систему Монтессори: дети всё изучают посредством опытов, лабораторных работ, исследований. Также практикуются смешанные занятия, когда, к примеру, на уроке химии одновременно занимаются 10-, 12- и 14-летний ребенок. У каждого своя задача, но дети в силу своих знаний помогают друг другу. В школе преподают учителя из Индии, а также Британии. Документы нужно подавать заранее - где-то за год до 1 сентября. Но самое важное - пройти собеседование с директором. Его слово решающее. Важны даже не знания английского, не оценки в табеле, а желание ребенка учиться именно в «Вудстоке». Стоимость учебы - около 25 тыс. долларов в год. 20% школьников - русскоговорящие, чьи родители живут на Гоа

В общем, родителям надо всё хорошенько взвесить. Учтите: сегодня больше всего украинских детей поступает в школы Великобритании, США и Канады, Швейцарии. Там лучше перспективы, если продолжать образование и покорять университеты. Остальные лидерские места делят страны Европы: Германия, Франция, Ирландия.

Дать достойное образование ребенку – это, как ни банально, одна из главных обязанностей родителей. Именно от этого в дальнейшем не в последней степени зависит его карьера и возможность обеспечить во взрослой жизни себя всем необходимым. Об образовании ребенка нужно задумываться и не тогда, когда он уже оканчивает школу и поступает в вуз, а гораздо раньше – когда он только должен пойти в школу. Многое родители предпочитают давать зарубежное образование, считая, что оно лучше – информативнее, полезнее и проще для усвоения, чем отечественное.

Выбор учебного заведения зависит от многих факторов, но самые главные – следующие:

  • государственная ориентация (в какой стране родители хотят, чтобы ребенок получил образование);
  • возраст ребенка (выбрать вуз для иностранца гораздо проще, чем начальную школу);
  • проживание с родителями в выбранном городе либо полный пансионат (в последнем случае вариантов школ значительно меньше, но все же достаточно);
  • стоимость обучения (в разных школах даже в одном городе стоимость обучения может существенно отличаться, и иногда это – определяющий критерий).

Во сколько лет лучше начать обучение за границей?

Один из самых главных вопросов. Где та грань, когда ребенку учиться еще не поздно, но уже и не рано? Специалисты однозначно не рекомендуют начинать обучение в начальной школе. Теоретически такое возможно, но на практике это – не самый удачный вариант. И даже тот факт, что в большинстве стран мира в первом классе нет оценок, поскольку происходит адаптация детей к новым условиям, не влияет на данное мнение: такая адаптация даже в родной стране проходит сложно, а если речь идет про обучение детей за границей – тем более.

Кроме того, в соль раннем возрасте (6-8 лет) далеко не все дети готовы расстаться на столь длительное время с родителями. Они еще не самостоятельные, нуждаются в опеке и заботе. Поэтому психологи единогласны во мнении, что начинать обучение детей за рубежом в этом возрасте опасно: это может повлечь серьезные психологические травмы.

Если ребенок живет в этой стране с родителями

В таком случае вопрос отпадает сам собой: как только он достигает возраста, когда пора отдавать в детский сад или в начальную школу, не стоит это откладывать: пусть получается образование, соответствующее своему возрасту.

Во многих странах есть не только сады, но и ясли. Отдавать ли туда детей? Если оба родителя русскоговорящие, в этом есть смысл: малыш познакомиться с культурой той страны, где он живет. Если же один из родителей – носитель местного языка и культуры, отдавать ребенка в ясли не всегда нужно.

Сад – совсем другое дело. В целом же обычные детские сады рассчитаны на следующий возраст:

Если ребенок будет жить в пансионате

Начинать обучение детей за рубежом рекомендуется в возрасте 10-15 лет. В 10 ребенок уже достаточно самостоятельный, но при этом речевой аппарат еще способен адаптироваться под новую речь, благодаря чему ребенок вскоре сможет общаться на иностранном языке не только с хорошим словарным запасом, но и без акцента.

С другой стороны, в 14-15 лет он уже более взрослый, получил неплохое «родное» образование (в этом возрасте в России заканчивают 8 или даже 9 класс) и, вероятно, имеет опыт проживания отдельно от родителей – в лагере, в длительных поездках с классом. В этом возрасте дети более коммуникабельны, умеют налаживать отношения, потому влиться в новый коллектив им будет проще.

Позже поступить в иностранную школу будет сложно: страны, где образование традиционно считается высококачественным (Англия, Швейцария) не принимают иностранных учеников в старшие классы. Возможен только перевод между школами, но начать обучение в последних классах здесь не получится: либо же получить аттестат в России и уже поступать сразу в университет, либо же заняться этим вопросом раньше, поступить в среднюю школу, а затем, при желании, перевестись в другую, более престижную.

Как поступить в зарубежную школу?

Процедура поступления в каждой школе своя, она четко сформирована и прописана в уставе. Часто она размещается и на официальном интернет-сайте, что позволяет сразу отсеять школы со слишком сложными требованиями.

Чем престижнее школа, тем сложнее туда поступить. Но престиж не всегда связан с качеством образования – это может быть грамотная реклама, имидж статусной школы закрытого типа, условия проживания, внеклассная работа. Поэтому не стоит останавливаться на одной школе – лучше изучить несколько вариантов, и выбрать оптимальный.

Поступление в школы заграницей происходит не так стремительно, как у нас – в августе принес документы, а в сентябре уже учишься. Здесь кандидаты проходят тестирование знаний, личное собеседование, члены приемной комиссии составляют психологический портрет ученика. По результатам этих мероприятий выносится решение: поступил или нет. Обычно прием заявок происходит в январе-феврале, а рассмотрение их — в мае-июне. Если же пришел отказ, не стоит расстраиваться: возможно, в школе будет недобор, и потому будут принимать тех, кто не прошел сразу. Хотя, конечно, лучше рассматривать сразу несколько вариантов.

То есть, готовиться к поступлению нужно как минимум за год – узнавать требования, подавать запросы, «потягивать» знания. Затем предстоит выполнить тест (в некоторых школах его можно пройти удаленно, но чаще все же требуется личное присутствие ученика) и ждать результат.

Примечательно, что для комиссии вовсе не всегда определяющим фактором является платежеспособность родителей. Даже когда они готовы оплатить обучение на несколько лет вперед, если ребенок не подходит по уровню знаний, скорее всего, его не возьмут.

Документы, необходимые для поступления в иностранную школу

Точный перечень документов уточняется в администрации выбранного учебного заведения. Зачастую список выглядит следующим образом:

  • загранпаспорт ребенка со сроком годности не менее одного года (в некоторых школах требуют, чтобы срок действия соответствовал всему периоду обучения);
  • аттестат либо табель за последний учебный год;
  • рекомендационное письмо классного руководителя либо администрации школы;
  • рекомендационное письма учителя иностранного языка (если изучался язык, на котором буде происходить обучение) либо профильного предмета (если школа профильная – с математическим, физическим, IT-уклоном);
  • результаты теста на знание языка;
  • дипломы и награды, полученные за последние 2 или 3 года;
  • прививочная карта.

Все документы должны быть переведены на иностранный язык и нотариально заверены. Обычно срок подачи документов невелик, потому их подготовкой стоит заняться заранее.

Нужно ли выучить язык перед поездкой?

Конечно, знание языка обучения – это неоспоримое преимущество. Представьте себя на месте ребенка, который оказался в незнакомом месте, где все разговаривают на незнакомом языке. Конечно, через несколько месяцев он начнет что-то понимать и даже заговорит, но время будет безвозвратно упущено. Поэтому определившись со школой или хотя бы страной обучения, необходимо приступать к изучению иностранного языка. Впрочем, если говорить о полилингвистических странах, то здесь нужно определяться именно со школой, так как в разных регионах здесь используются разные языки.

Полилингвистические страны Европы

При этом важно запомнить, что обучение языку должно осуществляться не по отечественной школьной программе и не на курсах выпускниками МГУ, а, в идеальном варианте, в приватных занятиях с носителем – он сможет дать не только теорию, но и практику, которой так часто не хватает. Ведь живя в другой стране, ребенку предстоит пользоваться не только литературным, но и разговорным языком, который порой существенно отличается.

Полезными также будут языковые лагери – это отличный вариант для летних каникул: ребенок при деле, да и программа в лагерях зачастую интересная.

Не стоит ожидать, что ребенок будет знать язык на все 100% или хотя бы на 80%. Но той базы, которую он получит, например, за год обучения, будет достаточно, чтобы адаптироваться и поначалу понимать хоть что-то. Оказавшись впервые в другой стране, понимать 10-20% от того, что тебе говорят – это уже отличный результат.

Не стоит выбирать школу, в которой много русскоязычных детей. На первый взгляд кажется, что это удачное решение, потому что:

  • ребенку будет, с кем общаться;
  • он не забудет родной язык;
  • он не будет чувствовать себя одиноко.

На самом деле это – большая ошибка. Общаясь на родном языке, у него не будет столь мощного стимула изучать иностранный, а значит, и осваивать школьную программу. Здесь стоит вспомнить, для чего выбирают учебу детей за границей.

Сколько стоит обучение в школе за рубежом?

Это зависит от страны, от популярности школы, от формы собственности (государственная общеобразовательная, государственная специализированная или частная). Государственные, конечно, дешевле. Частные – дороже.

Цены на обучение за границей

К этим цифрам стоит прибавить расходы на разовый взнос (во многих школах он обязателен и меняется из года в год), на поездки со школой и спортивным клубом, а также просто на проживание.

Можно ли учиться за границей бесплатно?

Как ни удивительно, но такая возможность есть! В некоторых странах работают специальные программы, по которым потенциальным иностранным ученикам выплачиваются гранты (стипендии). Так страна стимулирует приток иностранцев, которые, вероятно, продолжат в ней дальнейшее обучение, а позднее – будут работать и платить налоги.

Стоит отметить, что зачастую конкурс в таких программах велик. Но, возможно, именно Вашему ребенку получится добиться своей цели.

Программы бесплатного обучения

Название Страна Описание Что покрывает Что не покрывает
HMC Projects Великобритания Программа ориентирована на жителей Центральной и Восточной Европы. Ежегодно выдается 65 стипендий. Обучение, проживание, питание, поездки со школой. Дополнительная финансовая помощь – 700 евро Перелеты, вступительный взнос в школу, карманные расходы
FLEX США Предоставляет право на бесплатное обучение в США, но при этом школа выбирается на усмотрение организаторов программы Перелет, обучение, проживание в семье. Дополнительная финансовая помощь – 125$ в месяц. Карманные расходы.
UWC США, Канада, Италия, Великобритания, Норвегия, Индия, Голландия, Китай Международная программа — каждый год разные учебные заведения выделяют места. Двухлетнее обучение, перелет, проживание. Карманные расходы

Обучение детей за рубежом – это отличные перспективы. Это – правильное решение, которое поможет в дальнейшем развитии ребенка как личности и как специалиста международного уровня. Осталось дело за малым: выбрать, где получить образование.

Имя: Оксана Гусева

Род деятельности: Бизнес. Оксана - основатель и руководитель крупной туристической компании.

Оксана, Вы сторонница того, чтобы дети учились за границей. Насколько я знаю, Вы и сама учились в Оксфорде.

Да, но это не было высшее образование. Дело в том, что наше агентство занимается, в том числе, образовательными турами. И многое мы проверяем на себе. Поэтому я отправилась учиться в Оксфорд на полноценные языковые курсы. Я прошла весь стандартный путь: жила в семье, каждый день ходила на занятия, училась по 6 часов в день. Заодно приобрела немало полезных связей.

Ваш старший сын учится за границей. Для младшего планируется такая же судьба?

Да. Старший сын окончил серьезную столичную школу, затем МГУ и после этого уехал учиться за рубеж. Младший тоже пойдет в эту школу, а после мы думаем отправить его учиться, но пока не знаем, в Англию или Германию. С Великобританией у нас сейчас деловые контакты, в Германии - учится его старший брат.

Почему Вы считаете, что обучение за рубежом так необходимо?

Это - интеграция в европейский стиль жизни. Это - абсолютно интернациональная среда. Ну, и, наконец, у нас нет сундучка с червонцами, чтобы все ребенку купить в этой жизни, поэтому наша задача - дать ему рычаги, которые позволят ему самому думать, работать, зарабатывать и получать от этого удовольствие.

Ваш младший сын еще учится в школе, а Вы уже ищете для него зарубежный вуз. Насколько заранее надо начинать?

Думаю, что года за четыре. Это - тяжелая, планомерная, рутинная работа для родителей. У родителей со средними доходами не получится просто так, с полпинка открыть дверь в зарубежный вуз. Поэтому нужно готовиться к экзаменам, к какому-то отбору. То есть, если в 18 лет ребенок должен поступать в иностранный университет, в 13-14 лет он должен определиться с выбором.

А дальше начинается изучение языка. Причем не такое изучение, чтобы сдать или , а такое, чтобы ребенок владел живым языком и мог жить в стране и чувствовать себя комфортно. Кроме того, не меньше года у родителей уйдет на то, чтобы изучить все подробности и условия поступления. У нас возможности ездить по разным странам и посещать дни открытых дверей в университетах.

Все приходится изучать на месте, через интернет или с помощью посредников. Еще можно поговорить с родственниками, друзьями, одним словом, нужно собрать информацию, а это не меньше года.

Определиться с профессией в 14-ть лет непросто. Многие и в 25 лет не готовы сделать выбор.

Мне в этом смысле очень повезло. Мой старший сын уже в 6 лет начал интересоваться , а в школе задал нам вопрос: если полностью сконструировать биоробота, в какой момент возникнет интеллект? То есть, все было определено. После школы он поступил в МГУ на химфак, причем на бюджетное отделение и с высоким баллом.

Ну, а в какой-то момент он сам понял, что ему хочется учиться за границей. Он поступил в несколько университетов в США, в том числе, например, в Корнельский университет. Его там очень ждали, выделили стипендию $2,500-3,000 в месяц, от чего нас совершенно раздуло от гордости. Но в Германии тема оказалась наиболее интересная, и он выбрал Германию.

Что значит, «понял, что хочет учиться за границей»? Если в России все шло неплохо, зачем куда-то ехать?

Есть бытовые вещи. Например, когда в лаборатории руководители за свой счет покупают расходные материалы типа пеленок на столы. Есть вопрос учебного процесса, когда много лекций и семинаров, а затем следуют экзамены. За границей все по-другому, студент много работает самостоятельно и наращивает свой багаж, что подвигает на исследования. Кроме того, у нас много пожилых профессоров, которые уже давно ничего не делают сами и только читают лекции по бумажке. Ну, и, наконец, в силу разных глобальных причин Россия не в состоянии вкладываться в науку.

Если наука здесь не сдвинется, Вашему сыну придется остаться там. А если, например, человек отучившись, возвращается домой, зачем ему зарубежное образование?

Это абсолютно свежий ветер. У меня есть немало примеров детей, которые сюда вернулись. Обучение было разное - сразу после школы, стажировки, магистратура. Эти люди абсолютно современные, они владеют передовыми взглядами и технологиями. Они знают лучшие примеры работы, и у них есть потенциал что-то улучшить. Если получится, они улучшат. Они становятся высокооплачиваемыми, желанными сотрудниками иностранных компаний, которые здесь представлены и крупных российских.







2024 © psynadin.ru.