Коучинг "Обучение талантливых и одарённых детей". Коучинг "одаренные и талантливые" Визуально - пространственный


Коучинг
Обучение талантливых и одарённых детей
-Умение организовать работу с одарёнными детьми для их успешного развития -уметь выявлять одарённость ученика и отличать одарённость от таланта;

Сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности; - уметь выделить по-настоящему природно-одаренных детей среди учащихся, которые показывают высокие достижения (иногда благодаря форсированному «натаскиванию» со стороны родителей, репетиторов, педагогов).

Разминка. Упражнение «Бабочки» Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй – ребенком. Б) Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком “- ” то, что не нравится.
  • Дисциплинированный.
  • Неровно успевающий.
  • Организованный.
  • Выбивающийся из общего темпа.
  • Эрудированный.
  • Странный в поведении, непонятный.
  • Умеющий поддержать общее дело.
  • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  • Стабильно успевающий.
  • Занятый исключительно своими делами.
  • Быстро, “на лету” схватывающий.
  • Не умеющий общаться, конфликтный.
  • Общающийся легко, приятный в общении.
  • Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  • Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  • Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.
Задание 2. Видеоролик «Учитель» (притча) Одаренные дети Спросил художников Токмаков : Шестые классы. Токмаков В десятом классе Токмаков А ведь ребята в самом деле, В.Берестов Задание 3. Анкета «Как распознать одарённость». Заполнить анкету на одного из учеников. Одаренные дети - дети, признанные образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Способности таких детей относятся ко всем сферам интеллектуальной деятельности. Одарённость – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей ,в которых человек может достичь больших успехов. Одарённые дети – дети, обнаруживающие общую или специальную одарённость – к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях. Дарование – то же, что талант : 1) выдающиеся врождённые качества, особые природные данные; 2) высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О таланте следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Креативность (от лат . – с озидание) - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей. не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно; не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны. с большим желанием выступает пере аудиторией; пластичен и открыт всему; Если ребенок… хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное , улавливает причины поступков людей; гораздо лучше и шире информирован , чем сверстников;
(Кс) = (Б :У ) * 100%, где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
Задание 4. «Имбирный пряник» обучаемости Портрет одарённого ребёнка и проблемы одаренного ребёнка . (г рупповая работа)
Задание 5. Подгруппам предлагается решить задачи по одарённости. 2. Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ) Задание 6 .Презентация. « Советы учителю по развитию творческих способностей у одаренных детей».
Задание 7. Рефлексия . Таблица Чиксентмихайи + калифорнийский сэндвич Выдающийся чешский педагог Я. Корчак определил 4 типа образовательных сред , исходя из 2 параметров: свободы и активности.
  • Догматическая. Низкие показатели свободы и активности. В ней не приветствуются инициатива, все четко регламентировано, жесткая дисциплина, ориентирована на глобальные ценности.(школа)
  • Безмятежная. Низкая активность, но много свободы. Предмет особой заботы- здоровье и самочувствие детей. Эта среда не ориентирована на какие- либо достижения.(детский сад)
  • Карьерная. Поощряется активность, но в четких рамках. В этой среде идет конкуренция, чевствуются победители. Она социально ориентирована, в ней много напряжения и борьбы.(школа)
  • Творческая. Много активности и свободы. Царит дух новаторства, поощряется все новое.Общество настороженно относится к таким проявлениям, но именно благодаря им оно и существует.(школа будущего)
Итак, если посмотреть на проблему одаренных детей в контексте образовательных сред, то понятно, что в догматической среде они просто не смогут развиваться, она для них смерть. В безмятежно й- одаренность не получит развития. В карьерной егко только честолюбивым детям. Таким образом , лишь творческая среда отвечает требованиям развития одаренности. Для педагогов, работающими с одаренными детьми, учитывать, что фактором, зависящим от педагога, является обеспечение дальнейшего развития, создание благоприятных условий для развития одаренности. Основная образовательная цель, провозглашенная в новых образовательных стандартах-это создание условий для реализации человека. Можно высказать много критики по поводу того, как идут реформы, но стратегическая линия не вызывает сомнений в ее верности и соответствии духу времени. Поэтому вопрос взаимодействия педагога и одаренного ребенка нужно рассматривать в широком контексте. Характеристика одарённых детей (предложил К.Тэкэкс ). - о ни обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении. - некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, сто может повлиять на их прогре сс в чт ении. - нередко у одарённых детей развивается негативноесамовосприятие , возникают трудности общения со сверстниками. - зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске). Чаще всего к одарённым детям относят умных, понятливых, сообразительных детей. И если Вы среди различных признаков одарённости выделяете хорошо развитое мышление как наиболее существенный признак, Ваше мнение совпадает с точкой зрения ряда учёных (А.А.Люблинская , А.И.Макарова и др.). В последние годы наука значительно продвинулась в изучении детской одарённости. Исследователи всё больше убеждаются, что отождествление одарённости с высоким уровнем развития мышления неправомерно. Интеллект не существует сам по себе. А успешность, достижения часто зависят от эмоционального настроя, чувств, интересов, потребностей, воли, упорства и много другого, что относится к личностным особенностям человека. Многие исследователи считают, что одарённость – это особый склад личности. 1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям. 2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя. 3. Конформность . Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными. 4. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка. 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии. 6. Стремление к совершенству (перфекционизм ). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано. 7. Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворенны , отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. 8. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям. 9. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. 10. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 11. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. Музыкальное дарование. С раннего возраста у музыкально одарённого ребёнка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трём годам такие дети различают все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. В три-пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по “извлечению” звуков. Первоначально – это подражание игре на музыкальных инструментах. В дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать что-то своё. Появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одарённости. Художественная одарённость. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску. Талант без творческого поиска немыслим. Математическая и шахматная одарённость. Появляется рано. В три-четыре года некоторые дети увлечённо играют с числами: отыскивают их на вывесках домов, страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации. Освоение простых арифметических действий происходит радостно и быстро. В четыре-пять лет одарённые дети с лёгкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двухзначные и трёхзначные числа, а в пять-шесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы. Для других одарённых детей не составляет большого труда просчитывание в уме сложных шахматных композиций. Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие его одарённости в этой области. Литературное дарование. Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны. Социальная одарённость . Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело. Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле поможет тест-анкета, разработанная специалистами в области детской психологии
2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990. 4. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997. Коучинг

Дата: август 2014

Тема коучинг-сессии

«Одаренные и талантливые детей в организациях дополнительного образования »

Модуль

Обучение талантливых и одаренных учеников

Презентация, видео, маркеры, ватманы

Общая цель

Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми.

Результаты обучения для учителя

Учитель сможет:

Выявлить одаренных и талантливых учащихся в своем классе через наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения;

Овладеть стратегиями по организации эффективной работы с одаренными и талантливыми детьми;

Находить пути привлечения родителей для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей.

Понимать то, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников

Ключевые идеи, значимые для занятия

Потребности талантливых и одаренных учеников можно удовлетворить посредством создания инклюзивной среды.

Совместная групповая работа может быть использована для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.

Задания высокой сложности и интенсивности могут быть применены для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников

Ход коучинга

Этапы проведения занятия

Время

65 мин

Действия преподавателя и действия участников

Комментарии

Орг. момент

2 мин

Приветствие участников коучинга.

Деление на группы по методу «Мозаика»

Рассаживаются в группы по сложившейся картинке

Погружение в тему

8 мин

3 мин

Видео «Вот это талант»

Чем удивил Вас видеосюжет?

Модуль который мы сегодня рассмотрим «Одаренные и талантливые дети».

Вопросы для дискуссии:

Почему эта проблема актуальна для нас?

Какого ребёнка можно назвать одарённым? Талантливым?

Какой корень в слове одаренный(дар)?

Является ли такой ребенок даром для вас, в вашей работе?

Каждый ребенок талантлив и одарен по своему! И наша задача, как учителей разглядеть, поддержать, подтолкнуть и помочь раскрыть наших детей! А какие они у нас? Что я как учитель могу сделать, чтобы развить одаренность в детях? Что поможет мне раскрыть таких детей? Какую методику преподавания я могу использовать? Каждый из участников коучинга задавал себе ни раз эти вопросы !

Что вы знаете о выявлении талантливых и одаренных учеником?

Заполнение таблицы «ЗХУ»

Заполняют первые две колонки таблицы самостоятельно. Озвучивают.

Задание 1

3 мин

«Лесенка». Расположите по степени возрастания слова: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность и расставьте проценты таких детей в наших классах

Располагают данные им таблички в порядке возрастания

Задание 2 .

7 мин

«Мозговой штурм». Участники коучинга отвечают на вопросы:

1) Как вы понимаете понятия «Одаренность», «Талантливость»?

2) Отвечая на вопросы, слушатели приводят свои критерии понимания;

Видео «Одаренные дети»

Работа в группах

Задание 3

10 мин

    просмотрите видео

    сделайте для себя запись об отличительных чертах одаренного ребенка

    напишите на «лепестках» имена одаренных и талантливых детей(ваших воспитанников)

Составление «Ромашки» из лепестков с именами одаренных детей

5 мин

Представляется презентация для ознакомления «Одаренные и талантливые»

Задание 4

10 мин

Психологи выделяют 6 разрушителей таланта

1. Неумение ценить время
Очень часто мы слышим: он талантливый, но очень ленивый, поэтому попусту тратит драгоценное время: дни, месяцы, годы. Однако к детям, это выражение не может иметь никакого отношения, задача родителей, в данной ситуации, разобраться: что кроется за, так называемой, и создать условия для того, чтобы самое ценное время для развития способностей не прошло даром. Талант не должен погибнуть в пустом времяпрепровождении: перед телевизором или за компьютерными играми, об этом и должны позаботиться родители.

2. Привязка к материальным ценностям
Как часто, мы слышим из уст родителей: «В будущем твои увлечения не дадут возможности заработать «на кусок хлеба», поэтому не стоит тратить на эти глупости время». Однако – это большое заблуждение взрослых, ребёнок никогда не сможет раскрыть свой талант, если материальные ценности будут стоять на первом месте. И тут должна проявиться мудрость родителей, дабы, дать возможность развиваться способностям ребёнка без привязки к материальным благам.

3. Школа и талант – понятия не совместимые
Третий враг таланта – это . Большую часть времени в школе посвящают развитию логики и рационального мышления, тогда как чувства, без которых таланта не существует, остаются за пределами школьной программы. В таких ситуациях рекомендацией для родителей может стать, своевременное выявление таланта ребёнка и перевод его в специализированную школу, там, где способности будут развивать. Это могут быть специализированные художественные школы, спортивные интернаты и тому подобное.

4. Неуверенность в своих силах
«У меня ничего не выйдет, лучше и не браться» так часто думает большинство детей, сталкиваясь на пути с трудностями. В данной ситуации уверенность родителей в способностях ребенка должна передаться и ему самому. Этого можно достичь, создавая условия, в которых способности ребёнка максимально проявятся, каждый успех должен закрепляться похвалой и оценкой со стороны взрослых. Это и станет тем фундаментом веры, который поможет бороться с неуверенностью в своих силах .

5. «Звёздная болезнь»
Обратной стороной неуверенности, может стать, так называемая, «звёздная болезнь». Она возникает на фоне постоянного восхваления достоинств ребёнка и приводит к тому, что он перестаёт относиться к себе критично. А так как талант – это способности помноженные на усердие, а ребёнок, который уверен, что он уже – гениален, не чувствует необходимости работать над собой, то будущее такого гения весьма прозаично. Поэтому родители должны быть крайне осторожны в своих высказываниях, дабы, не развить у своего чада «звёздную болезнь».

6. Пагубные привычки
Данный бич таланта касается уже взрослых дарований, которые однажды почувствовав вкус славы, становятся зависимыми от этого наркотика. И когда эта неверная птица-счастья вылетает в открытое окно, не каждый может справиться с разочарованием, вот тогда и наступает момент истины, и многие гении ищут утешение в вине и наркотиках.

Таким образом, талант – дело тонкое и чтобы одаренные дети превращались в гениальных взрослых, природный дар необходимо, как алмаз, сначала добыть среди тысячи камней, а затем отдать опытному ювелиру на огранку, дабы, он превратил его в сказочный бриллиант.

Каждая группа обсуждает данную им ситуацию и составляет рекомендации учителям для работы

12 мин

Составление постера «Одаренный и талантливый ученик».

1) Каждая группа создает модель одаренного ученика с характеристиками и его потребностями. 2) Что мы можем предложить одаренным детям в организациях дополнительного образования?

3) Защита постера, обоснование своей точки зрения

Составление постера

Рефлексия

5 мин

Заполнение таблицы «ЗХУ».

Участники выражают свое мнение с помощью стикеров в каждой графе таблицы, которая заранее была подготовлена.

Закончить занятие замечательными словами В.А. Сухомлинского:

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».

Заполняют последнюю колонку и озвучивают

Тема занятия

«Талантливые и одаренные какие они? »

Общие цели

Учителя понимают значения понятия “одаренность” и “талант”.

Объясняют различия между одаренностью и талантом.

Анализируют как могут выявить одаренных и талантливых учащихся в своем классе.

Ожидаемые результаты

узнают о различных приемах технологии критическое обучение, целенаправленное применение различных технологии в процессе обучения.

Результаты обучения

Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников. Умение планировать для талантливых и одаренных учеников трудные групповые задания, при выполнении которых учащиеся проявляют свой потенциал.

Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий.

Ключевые идеи

Потребности талантливых и одаренных учеников можно удовлетворить посредством создания коллаборативной среды.

Совместная групповая работа может быть использована для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.

Задания высокой сложности и интенсивности могут быть применены для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.

Подход, основанный на совместной работе

Работа в группах

Обсуждение в парах подходов, которые в большей степени развивают одаренных и талантливых учеников

Материалы и оборудование

Мультимедийное оборудование, компьтер, доска, проектор, презентация; ватман для групп, маркеры, клей, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, цветы для деления на группы; фотоаппарат, видеоролик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Время

90 минут

Действия коуча и действия участников коучинга

Для позитивного настроя коллег на работу

2 мин.

Учителя выберают себе цветы из букета.

Приветствие

2 мин.

Слушают музыку, настраиваются на работу

Психологический настрой

5 мин.

Коуч предлагает всем образовать круг и сказать друг другу комплимент,даря при этом свой цветок.

Деление на группы

2 мин.

Коуч предлогает разделится на группы по цвету цветка каждого участника.

Разминка.

(Налаживание эмоционального настроя)

5 мин.

Звучит музыка участники рассаживаются по местам.

Вызов

10мин.

Работа с фотографиями (в группах).

4-фото – для совместного обсуждения

“как вы думаете, кто из детей на снимке одаренный?”

“можно ли измерить одаренность?”

6-фото – участникам нужно постараться определить где одаренные,а где талантливые

дать свое определение “одаренности” и “таланту”

Рефлексия коллег.

Формулирование темы занятия

2 мин.

Как бы Вы сформулировали тему нашего занятия?

Формулируют тему занятия.

Коуч объявляет тему и просит участников заполнить в бортовом журнале графу “что я знаю по теме ”

Рефлексия

3 мин.

Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок».

Теоретический материал

5 мин.

Презентация (Талантливые и одаренные какие они?)

Работа в группах

5 мин.

Участники сравнивают свои определения и понятия, которые раскрываются после просмотра

презентации. Выбирают спикера.

Защита постеров

10 мин.

Защита группами постеров.

Разминка

5 мин.

Коуч предложил физ минутку. Участники принимают активное участие.

Работа на при мение критического мышлеия

5 мин.

Коуч предлагает написать характеристики.

1 группа – талантливого ученика

2 группа – одарённого ученика.

Наблюдаю за работой групп.

Защита проектов

5 мин.

Группы представляют свои проекты.

Наблюдаю, слушаю защиту проектов.

Рефлексия

5 мин.

  • Какие способности может развить учитель у ученика?
  • Сделайте вывод по работе в группе.

Работа в группах

10 мин.

Коуч предлагает посмотреть презентацию « Множественные интелекты Гарднера.»

Соотнесите с каждым типом интеллекта профессии: учитель, скрипач, инженер, эколог, писатель, танцор, скульптор

Рефлексия

5 мин.

  • Тонкий вопрос – Какой из интеллектов развит у вас?
  • Толстый вопрос – Почему не всегда можно обнаружить одаренных и талантливых детей?

Рефлексия

5 мин.

Просмотр Ералаш «Школа моей мечты.»

Одарён ли этот ученик?

  • Охарактеризуйте вашу деятельность на занятии.

Участники обмениваются мнениями как прошло занятие, что еще они хотели бы узнать.

Эмоциональная рефлексия

5 мин.

Участники заполняют бортовой журнал в графе «что узнал нового.»

Эмоциональный, психологический настрой

Звучит приятная музыка. Коллеги обмениваются впечатлениями от состоявшегосся взаимодействия.

Продолжительность

90 мин.

Предварительный просмотр:

Коучинг-занятие № 2

«Новые подходы в обучении. Диалоговое обучение»

Тема занятия:

Новые подходы в обучении

Общие цели:

Дать представление о новых подходах в обучении: «Диалоговое обучение».

Результаты изучения:

Учителя будут информированы о новых подходах в обучении: «Диалоговое обучение». Будут применять полученные знания на практике.

Ключевые идеи:

Диалоговое обучение – подход в преподавании и обучении построенный с учетом определенных регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы, с целью объяснения учебного материала учителем и усвоения его учащимися. Диалоговое обучение предполагает побуждение учащихся к участию в постановке проблем и их решении, активизацию их учебной деятельности;

Учителя сосредоточат усилия и внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умений обучаться;

Образовательная среда способствует активному участию в учебном процессе, а не пассивному восприятию информации.

  • диалоговое обучение
  • спор
  • кумулятивная беседа
  • исследовательская беседа

1 мин

7 мин

3 мин

5мин

3мин

3 мин

2мин

5 мин

5 мин

5мин

2 мин

5 мин

5 мин

Ход коучинга

Слайд №1 Создание позитивного настроя

Вызов интереса-показ видиоролика « Почему дети не хотят учится»

Мозговой штурм

Выскажите свое мнение о услышанном. (пару человек)

Поднимите руки кто согласен с точкой зрения профессора

Кто не согласен

Кто затрудняется

Создание коллаборативной среды и деление на группы. По ответу. Правила работы, распределение ролей в группах.

Слайд №2. «Мозговой штурм». У каждой группы есть таблица, заполняя ее вы доказываете свою точку зрения. (Время выполнения 6 мин.)

Традиционный урок

Современный урок

подходы

Формы методы

подходы

формы

методы

Проблемный. Деятельностный Системно-деятельный

Классический и нетрадиционный лекция

1. Турслет

2. Брейнринг

3. Коллективно - творческие дела

4. Выставка

5. Информационные поездки

6. Литературные чтения

7. Смотр знаний

8. Коммуникативные игры

9. Урок - лекцию

10. Урок - исследование

11. Урок - опровержение

12. Урок - игра

13. Урок - путешествие

14. Урок - зачет

15. Урок - семинар

16. Урок - конференция

17. Урок - практикум

18. Урок - соревнование

19. Деловые и ролевые игры

20. Методики КТД

21. КВН

Презентация

Приходим к общему мнению о необходимости использования новых технологий.

Обсуждая информацию в группах как выдумаете какой вы использовали подход.

(если не догадались то показываем ролик о разговоре двух близнецов)

Вывод: новый подход в обучении- «Диалоговое обучение».

Какой метод диалогического обучения является ведущим? (Беседа)

Вознаграждение конфетой

СЛАЙД 3 Диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении Мерсер, Литлтон, 2007

Слайд №4 О видах беседы по Мерсеру

Индивидуальное задание:

1 .Напишите в тетради рецепт одного салата, затем каждый прочитает его остальным.(1.Каждый член группы предлагает свой рецепт салата и зачитывает его внутри команды.)

2.Коуч:

Что вы наблюдали, когда выполняли это задание?(2.Ответ:

Каждый зачитывал свой рецепт, а остальные внимательно слушали.)

3.Коуч:

Какому типу соответствуют ваша беседа? (3.Ответ:

Кумулятивная беседа)

4.Коуч:

Теперь пусть каждый из вас предложит по одному ингредиенту, и в группе создайте один общий салат. (4.Создают один общий салат, используя компоненты, предложенные членами команды).

Почему выбрали именно эти ингредиенты? Обоснуйте свой ответ. (могут рассказать о полезных свойствах отдельных ингредиентов, чем полезен, состав витаминов)

5.Вопрос: Докажите, что новый салат полезный и вкусный. Ответ:

(-Исследовательская беседа.)

Вопрос: Какой тип беседы вы использовали?

Коуч акцентирует внимание на то, что кумулятивная беседа переходит на исследовательскую

Деление по группам -конфетой

Задание 2. Сейчас попробуем применить эти три вида беседы на примере сказки «Колобок»

1 гр- Беседа-дебаты

2 гр-Беседа кумулятивная (закрытые(тонкие) вопросы)

3 гр- Исследовательская беседа (открытые(толстые) вопросы)

Видиофизминутка «Колобок»

Слайд №5 Защита. Применение диологического обучения позволило…. Вывод: Необходимо применять подхода «Диалоговое обучение» - три типа беседы по Мерсеру.

2. Итоги занятия:
Рефлексия: «5+5+1» (один из методов критического мышления): Написать 5 предложении о сегодняшнем коучинг занятии
сократить до 5 слов
сократить до 1 слова

3 мин

  • Закончила коуч занятие «колесом желаний». Каждый называл свое желание, остальные говорили «Пусть сбудется». Такое действие настроило всех на благоприятную, немного праздничную атмосферу.

Слайд №6 Заключительное слово коуча:

Спасибо всем за прекрасную работу, проходившую в атмосфере взаимного доверия, сотрудничества и взаимодействия!

И того 57 минут

Предварительный просмотр:

Коучинг-занятие № 3

Приемы развития критического мышления

КГУ «Кривощековская средняя школа района Шал акына»

Учение без мысли - напрасный труд.

Конфуций

Тема: Приемы развития критического мышления

ЦЕЛЬ: Определить понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся; овладеть приемами и техниками для развития критического мышления школьников.

ЗАДАЧИ:

  1. Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.
  2. Рассмотреть различные подходы к формированию критического мышления учителя и учеников.
  3. Обосновать необходимость развития критического мышления для учителей и для учеников.
  4. Научить различным приемам развития критического мышления, которые можно использовать на различных этапах урока.

Ожидаемый результат:

Знания учителей о различных приемах и техниках развития критического мышления; умение применять их на различных этапах урока.

Критерии оценки:

Рефлексия по методу «Незаконченное предложение….».

Продукты деятельности учителей: постеры с примерами использования различных приемов и стратегий КМ (ромашка Блума, «Отсюда – сюда», Денотатный граф, концептуальные таблицы, кластеры – гроздья…)

Подходы к проведению занятия:

Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата

Ход занятия:

  1. Вводная часть. (2-3 минуты) Учителя рассаживаются по группам в определенном порядке (в соответствии с геометрической фигурой).
  2. Определение целей и задач сессии.
  1. Слово коуча о стратегиях и приемах развития критического мышления.

Дает краткую характеристику некоторых приемов и стратегий, которые позволяют эффективно развивать умение школьников работать с любыми видами информации, преобразовывать полученную информацию, делать выводы.

  1. Работа в группах по выполнению заданий:

Задание 1. Мозговой штурм. (2-3 минуты) Подумайте и ответьте на вопросы:

Что такое мышление?

Что такое критическое мышление? Отличительные особенности критичности мысли. (Используя ключевые слова, определяющие понятие «мышление» и «критическое», дайте определение понятия «Критическое мышление»)

Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.

Задание 2. Применить один из приемов развития критического мышления.

В качестве материала (информации) предложена русская народная сказка «Колобок». Время на подготовку задания 7-10 минут. Затем каждая группа выбирает спикера, который будет представлять работу группы. Время на презентацию работы группы – 1 минута. За временем следит тайм – менеджер.

Задание группе №1: Прием «Ромашка Блума»

В составе группы придумайте вопросы к сказке «Колобок», соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу – подсказку (вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические)

Какие вопросы вам было легко сформулировать?

Какие вопросы вызвали трудности и почему?

Обсудите в группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся,

Почему?

Какую роль в обучении играют вопросы высокого и низкого уровней?

Когда их использование на уроке обосновано и эффективно?

Навыки

Что делают ученики

Глаголы-действия

Знание

Определяются знания, которыми владеют школьники, их ранее приобретенный опыт в процессе работы с информацией:

Устанавливаются ключевые понятия и термины, которые определяют основные идеи информации;

Устанавливается, какие понятия могут использоваться для формулирования собственной позиции

Слушает, запоминает, узнает

Назови, расскажи, перечисли

Осмысление (понимание)

Обобщаются основные идеи, которые следует извлечь из собранной информации; оцениваются понимание, интерпретация информации путем обсуждения:

Имеется полное представление, как информация разрабатывается, организуется и распространяется;

Проводится дифференциация между главными и вторичными источниками;

Осознается, что информацию можно построить на основе данных основного источника;

Чтение текста и отбор основных идей;

Переструктурирование текста своими словами и тщательный отбор данных;

Определение материала для цитирования;

Участие в дискуссиях;

Объясняет, переводит, демонстрирует

Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни

Применение

Отбирается дополнительная информация; разрабатываются и применяются соответствующие стратегии:

Изучаются содержание и организация информации;

Разрабатывается план анализа, использования диаграмм, иллюстраций, классификаций с целью создания и демонстрации результатов исследования, сделанных выводов;

Определяются объем, качество и надежность поиска, чтобы определить, нужно ли использовать альтернативную информацию

Решает проблемы, демонстрирует знания

Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй

Анализ

Рассматриваются и применяются первоначальные критерии оценки как для информации, так и для ее источников:

Изучается и сравнивается информация из разных источников, с тем, чтобы оценить ее надежность, валидность, точность, авторитетность, актуальность, высказываемую в ней позицию или возможное отрицательное воздействие;

Анализируются структура и логика приводимой аргументации;

Распознаются предубеждения, обман, манипуляции;

Рассматриваются культурный, физический или другой контекст, в котором была подана информация, и осмысливается ее влияние на понимание информации

Анализирует, обсуждает, раскрывает

Ответьте почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните

Обобщение (синтез)

Проводится обобщение основных идей для разработки новой концепции, нового взгляда на проблему; определяется, оказывает ли новое знание влияние на личностную оценку и предпринимаются ли попытки устранить различия:

Устанавливается взаимосвязь между различными позициями и проводится их объединение в первоначальные суждения с сопутствующими аргументами;

Первоначальные обобщения, суждения развиваются на более высоком уровне абстракции для формулирования новых гипотез, которые, возможно, потребуют дополнительной информации;

Рассматриваются различные точки зрения на проблему, имеющиеся в литературе;

Определяется, принять или отвергнуть встречающиеся точки зрения

Обобщает, формулирует, планирует

Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте

Оценка

Проводится сравнение нового знания с ранее приобретенным знанием, с тем, чтобы определить, что нового, значимого для решения проблемы было получено, выявить противоречия или другие ценные характеристики информации:

Определяется, соответствует ли информация изучаемой теме или требуется другая информация;

Определяется, не противоречит ли данная информация полученной ранее из других источников или, возможно, дополняет ее;

Делаются выводы, заключения на основе собранной информации;

Определяется возможная достоверность и обоснованность сделанного заключения;

Новая информация интегрируется с ранее полученной информацией или знанием;

Отбирается информация, которая обеспечивает доказательность рассматриваемой темы

Обсуждает, оценивает, выбирает

Задание группе №2: Прием «Концептуальные таблицы»

Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы, возникшей при прочтении сказки «Колобок». Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий

Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления)

Концептуальная таблица помогает наметить направления исследований

В заголовке таблицы размещается проблемный вопрос

Задание группе №3: Прием «Отсюда – сюда»

По мере прочтения сказки «Колобок» проследить алгоритм действий главного героя и составить схему, иллюстрирующую содержание рассказа.

Задание группе №4: Прием «Денотатный граф»

Этот прием представляет собой способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Способ создания денотатного графа:

Выделение ключевого слова или словосочетания («Колобок»)

Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель - направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата - достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата - основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)

Знать понятия одаренность, талант, гениальность. Уметь применять различные подходы к обучению одаренных детей в школе.

Ожидаемый результат:

Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников. Умение планировать для талантливых и одаренных учеников трудные групповые задания, при выполнении которых учащиеся проявляют свой потенциал. Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий.

Целевая аудитория: учителя

Форма проведения: мозговой штурм, работа в группах, защита проектов, рефлексия.

Ресурсы: маркеры, презентация, стикеры, постеры, видеролики.


Этапы работы

Деятельность участников

Подготовительно-организационный.

Цель этапа: организовать позитивный настрой участников на эффективную работу на занятии.

создание позитивного настроя участников на эффективную работу на занятии;

обеспечить быстрое включение участников в работу.

беседа; вербальные и невербальные средства общения, способствующие созданию положительного настроя (улыбка, доброжелательный тон, взгляд).

Деление на группы.


Добрый день, уважаемые коллеги. Очень рада видеть Вас на занятии коуч - сессии.

Формулирование темы занятия

Сегодня мы поговорим об обучении талантливых и одаренных детей

Давайте приступим.

Коуч пускает по кругу листочки, на которых написаны буквы Т С О Г

Коуч задает вопрос: « Что вы подразумеваете под буквой...».

Выдает таблички с названием групп: талантливые, способные, одарённые, гениальные.


Просмотр видеоролика

Участники включаются в диалог, проявляют активную позицию. Настраиваются на организованную и эффективную

работу на занятии.

Объединившись по группам, садятся.

Видеоролик

4 летний вундеркинд

Карточки с буквами

Основная часть.

Цель этапа: обучение одаренных и талантливых детей.

Задачи: научиться применять новые подходы в обучении одаренных учащихся

Методы и формы: мозговой штурм, групповая, презентация, защита постеров


Коуч: Уважаемые коллеги, мы все стараемся уделять особое внимание на одаренных учащихся, но часто результаты обучения не устраивают ни нас, ни учеников. Давайте подумаем, какие подходы позволят нам достигать высоких результатов в обучении одаренных учащихся?

Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок».

Теоретический материал

Объяснение.

1 группа - Создайте модель талантливого, одаренного ученика

2 группа - Определение понятий одаренность, талант, гениальность и взаимосвязь между ними

3 группа - Способности и задатки, взаимосвязь между ними.

4 группа - Основные подходы к обучению одаренных и талантливых детей в школе.

Наблюдение за работой групп.

Наблюдаю, слушаю защиту проектов

Мозговой штурм. Незаконченное предложение

Талант – это …

Спикер группы отвечает на вопрос.

Просмотр презентации

Просмотр видеоролика

Работа в группах

Обсуждение

Группы представляют свои проекты.



Листы с предложениями

Видеоролик «Одаренные дети»

Постеры, маркеры


Заключительный этап.
Цель: проверка усвоения слушателями полученной информации.

Методы и формы: индивидуальная работа

Коуч: Уважаемые коллеги! Сейчас мы с Вами определились, с основными подходами по развитию одаренности учащихся Уважаемые коллеги, теперь давайте все вместе проанализируем нашу проделанную работу. Прошу Вас оставить свою рефлексию на стикерах.

Плодотворной Вам работы и до новых встреч!


рефлексия

Просмотр видеоролика



Видеоролик

«Талантливые дети»



Список интернет – ресурсов

http://www. travellers. ru/youtube_video-4-letnijj-vunderkind

http://www. /watch? v=dojzmAMc5SM

http://go. mail. ru/search_video

Приложение 1

Мозговой штурм.

Незаконченное предложение

Талант – это …

Способным и талантливым ученикам в учебе …

Одаренным быть легко, потому что…

Гениальными становятся ученики, если…

Приложение 2

Презентация «Работа с одаренными детьми.»

Видеоролик «Одаренные дети»

Видеоролик «4 летний вундеркинд»

Видеоролик «Талантливые дети»







2024 © psynadin.ru.