Хореография - вид искусства. Что такое хореография Современная хореография вид искусства


Хореография - это искусство сочинения и сценической постановки танца. Термин появился около 1700 г. в результате соединения двух древнегреческих слов, означающих «хороводная пляска» и «записывать». Первоначальное значение понятия - «искусство записи танца балетмейстером», т.е., оно служило для обозначения появлявшихся в тот период систем стенографирования танцев. Позднее его стали применять и к постановке танцев, и к танцевальному искусству в целом. В настоящее время, согласно существующему стандарту, под хореографией подразумевают соединение балета и танца. Но также этим термином именуют постановку номеров и в других видах искусства, сходных с танцами, - например, фигурного катания и даже фигурного вождения.

За время своего существования и развития, хореография как искусство создала собственный художественно-выразительный язык, целую систему приемов для передачи образа. Основа этого образа - движения, которые, в свою очередь, неотъемлемо связаны с ритмом и музыкой. Вместе они позволяют танцору рассказать яркую, экспрессивную, эмоциональную историю.

Важные составляющие хореографии

Начинать заниматься хореографией можно в любом возрасте, но нужно иметь в виду, что она, как и любое искусство, предъявляет к своему последователю ряд требований.

Настоящий танец не может обойтись без следующих составляющих:

  • Хорошая физическая форма. Профессиональный танцор должен иметь подготовленные мыщцы, растяжку, выносливость и развитую координацию.
  • Изящность движений. Все элементы должны быть отработаны до автоматизма, чтобы движения получались четкими и непринужденными.
  • Выразительность движений и мимики. Танец - это своего рода музыкальная пантомима. Поскольку во время танца артист должен рассказать историю, не используя слов, очень важно максимально задействовать все части тела, в том числе и лицо, вкладывая в каждое движение необходимый посыл.
  • Чувственность. Этот аспект тесно связан с предыдущим. Чтобы история зацепила зрителя, он должен видеть, что танцор «горит» тем, что делает, что в нем есть «искра».
  • Эмоциональный заряд. Без должного эмоционального настроя очень сложно исполнить хороший танец. Чтобы передать энергетику танца зрителю, артисту нужно прочувствовать ее самому.

Основные характеристики танца

  • Ритм - схема и скорость повторения и чередования основных движений.
  • Динамика - степень размаха, напряженности, эмоциональности при выполнении элементов.
  • Рисунок - сочетание движений, создаваемая ими картина.
  • Техника - степень владения телом, умение воспроизводить определенные элементы.

Виды хореографии

Сегодня хореографию обычно подразделяют на 3 большие группы:

  • Народная.
  • Классическая.
  • Современная.

Народная и классическая образовались раньше, прошли более длительный путь развития, поэтому обладают более выразительным набором движений и являются основными. Современная хореография включает в себя множество направлений, которые появились после классического балета.

Народная хореография

Танцевальное искусство в той или иной мере присутствует в культуре каждого народа. Соответственно, народные танцы отражают мировосприятие, культурные особенности, обряды и традиции определенной этнической группы. Как правило, они отличаются колоритностью и выразительностью. Народное искусство танцев не является статичным: переходя из поколения в поколение и сохраняя основу, оно все же меняется, приобретая новые элементы и обогащаясь новыми смыслами.

Как правило, истоки любого народного танца следует искать в сельской местности. Деревенский уклад жизни с неторопливым течением, ритмичностью труда и быта, сложившимися устоями формирует определенную устойчивость художественного вкуса, психологии, системы ценностей. Далее этот набор характеристик дополняется опытом последующих поколений, тем самым народное творчество приобретает новые черты, образы и идеалы. В результате мы видим отражение совокупности всего самого лучшего, что присуще культуре того или иного народа.

Основные черты народного танца:

  • Содержательность. Народный танец - отражение культуры и менталитета этноса.
  • Реализм. У каждого народа всегда есть конкретные идеи и волнующие вопросы, которые находят отражение в осмысленных, четких и понятных ему образах.
  • Выразительность. Народным танцам присуща яркость, самобытность, эмоциональность, наличие души.

Классическая хореография

Конечно, все народы живут и развиваются в различных условиях, имеют отличные друг от друга идеалы и специфические особенности. Поэтому и этнические танцы весьма разнообразны. Классическая же хореография стала аккумуляцией самых красивых, изящных и гармоничных движений, присущих танцевальным культурам разных народов

Предшественниками современных хореографов можно считать танцмейстеров, служивших при королевских дворах. Как раз ими разрабатывались единые стандарты - своеобразный «танцевальный этикет», которого мы придерживаемся до сих пор.

Основные черты классического танца:

  • Техничность. Классические танцы формируются по определенным канонам, на основе набора движений и позиций, характерных для конкретного вида.
  • Четкость. Все элементы должны исполняться правильно и чисто, без лишних движений и прочих «помарок».
  • Изящность. Поскольку, как уже говорилось выше, классическая хореография вобрала в себя все самое красивое из танцев разных культур, и при этом она предъявляет высокие требования к качеству исполнения, то в результате мы получаем очень утонченное и живописное произведение.

При всей своей изысканности и грациозности классические танцы - это очень напряженная и кропотливая работа, направленная на развитие выносливости, гибкости и артистизма.


Современная хореография

Современная хореография, в отличие от своих прародительниц, не признает никаких правил. Здесь отсутствуют обязательные движения и позиции, главный посыл - индивидуальность танцора.

Это направление сформировалось на Западе в начале XX века, и в настоящее время оно включает множество различных течений.

Основные черты современного танца:

  • Пластичность. Многие современные танцы построены на основе спортивных элементов, растяжек.
  • Насыщенность. Как правило, современная хореография включает множество разнообразных движений, танцор практически перманентно находится в активном движении.
  • Индивидуальность. Поскольку правил и канонов здесь нет, каждый может максимально выразить в танце себя, свои мысли, чувства, идеи, страхи - весь спектр переживаний.
  • Эмоциональность. Данный аспект вытекает из предыдущего. В отношении техники танца правил нет, но проявление эмоций здесь имеет определяющее значение. Танцоры, выступающие в жанре современной хореографии, зачастую должны быть хорошими актерами, чтобы максимально ярко и экспрессивно рассказать своим танцем определенную историю.

Танцы - неотъемлемая часть нашей жизни. Для кого-то это досуг и способ расслабиться, отдохнуть, повеселиться или снять стресс, держать себя в форме. Для кого-то - профессиональная деятельность, любимая работа и непрестанное движение вперед, рост и самосовершенствование. И хореография, как процесс разработки концепции и непосредственно постановки танца, занимает важное место в жизни людей, связанных с этим видом творческого самовыражения.

Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме и других странах. Однако, применительно к танцевальным представлениям прошлого термин «балет» не употреблялся.

Слово «хореография» появилось около 1700 года как название для появлявшихся тогда систем стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом.

О границах понятия

В соответствии с общеевропейским пониманием в настоящей энциклопедии хореография рассматривается как совокупность двух областей - искусства балета и искусства танца .

Балет и виды сценического танца

5.Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

6.Палеохореография (Paleochoreography)- - зафиксированная на камне или других носителях пластика обрядов и ритуалов этносов.

7.Балетоведение - наука, изучающая историю и теорию балетного искусства, опираясь на методологию истории и литературоведения; отделом б. является балетная критика.

Образование в области хореографии

В соответствии с пониманием хореографии, как совокупности искусства балета и искусства танца образование в области хореографии понимается, как совокупность образования в области балета и в области танца.

Периоды формирования системы балетного образования в России

первый (1710-1756 гг.) - период начала подготовки танцовщиков в России на базе Танцевальной Ея Императорского Величества школы в Санкт-Петербурге, ориентированной на ремесленное обучение (техническое обучение танцу);

второй (1756-1829 гг.) - период интегрированного обучения всем видам искусства (балету, драме, музыке, живописи) с дальнейшей специализацией на основе анализа достигнутых успехов; в этот период в 1773 году открылись танцевальные классы при Московском воспитательном доме, ставшие основой Московского театрального училище (ныне - Московской государственной академии хореографии);

третий (1829-1917 гг.) - период организационного и учебно-методического оформления балетного образования, основная направленность которого заключалась в обеспечении профессиональной подготовки артиста балета, предполагавшего сокращение содержания и объема общеобразовательной подготовки;

четвертый (1917-1991 гг.) - период поиска интеграции профессиональной и общеобразовательной подготовки, включающей в себя несколько уровней и видов образования: основное общее, среднее, профессиональное образование в области балетного искусства.

Модели организации подготовки артистов балета

в течение указанных периодов в Танцевальной Ея Императорского Величества школе - Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой были опробованы следующие модели:

1.модель узко-профессиональной подготовки - обучение исключительно танцу (1738-1756 гг.);

2.модель учебного заведения, ориентированного на подготовку театральных специалистов разных видов (разработана А. Казасси) (1756-1829 гг.);

3.модель театрального учебного заведения, близкого к среднему учебному заведению - городскому училищу (1829-1917 гг.);

4.модель среднего специального учебного заведения (техникума-училища) (1917-1991 гг.);

5.модель нового не типового учебного заведения, ориентированного на подготовку артистов балета и сочетающего в себе нескольких уровней и видов образования: основное общее, среднее и высшее профессиональное образование в области балетного искусства, как учреждения отражающего культурно-исторические и образовательные традиции России (начало ХХI в.).

Особенности балетного учебного заведения

учебное заведение, ведущее подготовку артистов балета помимо типовых подразделений должно включать службы специального сопровождения: медицинскую часть, психологическую службу, интернат для иногородних учащихся, отдел сценической практики, научный отдел, видеокласс, фонотеку, столовую, библиотеку.

Специфические особенности балетного образования в России

1.ранняя профессионализация, когда освоение профессиональной программы начинается в десятилетнем возрасте;

2.специальная конкурсная процедура приема, включавшая выявление специальных параметров (способностей) тела, освидетельствование медиками и принятие решения о приеме на основании предшествующих заключений;

3.наличие конкурсной процедуры промежуточной аттестации, по итогам которой учащиеся, не готовые к продолжению специальной балетной подготовки, исключаются не только на основании результатов освоения профессиональной программы, но и по телесным (физическим) параметрам; обязательная ориентация профессиональной подготовки на требования работодателей - театров оперы и балета;

4.конфликтность целей общего и профессионального образования; противоречие между традиционной системой подготовки специалистов балета и государственной системой профессионального и общего образования;

5.высшее образование в области балетного искусства предполагает обязательное требование к наличию профессионального образования по специальности «Хореографическое искусство», квалификации «Артист балета» и определенного стажа работы в балетной труппе.

Сравнение отечественной подготовки артистов балета с западными аналогами показывает, что ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования.

Образование в области искусства танца

Целенаправленный процесс воспитания и обучения в области танцевального искусства (не балета) в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней

Государственные образовательные стандарты в области хореографии

Перечни специальностей СПО 1990-х годов восходят к принципам типовых учебных планов советского времени. В области хореографии с середины 1990-х закрепилась одна специальность Хореографическое искусство с квалификациями артист балета и артист ансамбля народного танца. Подготовка по данной специальности ведется на основе двух образовательных стандартов: базового (2000 г.) и повышенного (2004 г.) уровней. В стандарте повышенного уровня квалификация артист ансамбля народного танца названа - «артист ансамбля». Произошедшие в последние годы сдвиги в системе образования нашли отражение в новом Перечне специальностей среднего профессионального образования, первоначально обсуждавшемся на совещании «Развитие системы среднего профессионального образования в области культуры и искусства в контексте модернизации Российского образования» 12-13 октября 2007 года в Москве и затем утвержденном приказом Минобрнауки России. Ключевым отличием данного проекта от Перечней прошлых лет является разведение некогда единой специальности Хореографическое искусство на две специальности: Шифр Наименование Код Квалификация (степень) 070302 Искусство балета 51 артист балета

52 артист балета, преподаватель

070304 Искусство танца (по видам: народный, спортивный бальный, эстрадный, современный (модерн)) 51 артист танца

52 артист танца, преподаватель. Руководитель творческого коллектива (вариативная часть)

См. также

Ссылки

  • Образцовый Хореографический Ансамбль «Волшебная страна»
  • Страница Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области хореографического искусства на сайте Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Хореография" в других словарях:

    Хореография … Орфографический словарь-справочник

    хореография - и, ж., ХОРЕГРАФИЯ и, ж. chorégraphie f. Танцевальное искусство. БАС 1. Хороописание, или искусство описывать танцы помощию различных знаков. 1790. Танц. сл. 114. Хореграфия или Кореграфия. Искусство.. изображать на бумаге танцевальные шаги (па) … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Многие из нас догадываются, что искусство хореографии – это нечто большее, чем просто танец. Если вы задумывались о том, как появилась хореография, то найдете ответ на вопрос в данной статье. Термин «хореография» имеет греческое происхождение, если перевести его на наш язык, то этот термин состоит из двух слов – «танец» и «записывать». Изначально под хореографией подразумевали запись танца, позднее хореографией стали называть искусство сочинения танца.

С начала ХХ века и по сей день хореографией именуют искусства танца в целом. Во все времена воспитание человека было немыслимо без танцев, умение правильно танцевать - это неотъемлемая часть культурного становления личности. К примеру, в Древней Руси каждый праздник или торжественное застолье сопровождалось плясками.

Умение красиво танцевать говорит о правильном физическом развитии человека, это возможность продемонстрировать красоту своего тела. Во время танца мышечная система подвергается характерным нагрузкам, их интенсивность может быть разной – от легкой разминки до полноценной тренировки.

Тело человека, который регулярно танцует, будет гибким, не взирая на возраст.

Такого человека легко узнать в толпе по правильной культуре движения – гармоничная фигура, красивая походка, статная осанка.

Доподлинно известно, что хореография не является исключительно физической культурой, она так же успешно воздействует на психику. Тренировки по любому танцевальному направлению избавляют от стресса, приносят необходимое расслабление от постоянных эмоциональных нагрузок.

Какой бывает хореография?

На данной стадии своего развития искусство хореографии делится на три вида:

  • Народная хореография;
  • Бальная хореография;
  • Профессиональная классическая хореография, включает в себя классический балет.

Народная хореография

Это яркие танцы, своим колоритом они заряжают всех зрителей, а исполнителям приносят великолепную физическую подготовку. Народная хореография – это не только танцы, она охватывает культуру народностей, сохраняет их традиции и обряды. Танцоры развивают в себя артистичность, способность выражать свои эмоции.

Классическая хореография

Сформирована из многовековых традиций, представляет собой особую систему выразительных средств. Профессиональные хореографы работают с одними и теми же классическими танцами, но при этом каждый из них имеет свой собственный характерный стиль, хореографический почерк. Отдельно следует рассмотреть классический балет, так как данное направление является базой для каждой из танцевальных разновидностей. Классический балет – это очень красиво, он не утратил своей популярности на протяжении долгих лет.

Бальная хореография

Если провести линию между народными танцами и классическим балетом, то бальные танцы будут расположены строго посередине, они являются переходом от одного вида хореографии к другому. На сегодняшний день бальные танцы являются самым актуальным и востребованным направлением.

Значимость танцев

Искусство танца приносит виртуозное умение управлять своим телом, правильные и красивые в своей естественности движения. В процессе танца человек может продемонстрировать не только физические данные, но и вкусы, черты характера и темперамент. В процессе танца люди не только раскрываются, они преображаются. Многие неоднократно наблюдали, как скучающая компания становится веселой и непосредственной, стоит лишь начать танцевать. Когда человек танцует, он открывает себя для окружающего мира и присутствующих в нем людей, он верит в свои силы и становится ближе к тем, кто танцует рядом с ним. Ощутить эти прелести и начать получать истинное удовольствие от танцев может каждый, мир хореографии открыт и доступен для каждого.

Понятие хореография (от греч. choreo - танцую) охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений. Само слово «хореография» греческого происхождения, буквально оно значит «писать танец». Но позднее этим словом стали называть все, что относится к искусству танца. В этом смысле употребляют это слово большинство современных деятелей танца.

Хореография - самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества. Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец - это также способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы.

И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом. В нашей стране очень любят хореографическое искусство. Из года в год растет число самодеятельных танцевальных коллективов, повышается уровень их мастерства.

Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, например.

Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов. Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме.


С изменением социального строя , условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии. Есть масса лирических, героических, комических, медленных и плавных или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедительно раскрывается образ наших современников. В многочисленных ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные различным темам и историческим событиями в жизни народа. С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете, на льду, иногда - в драме.

Самой сложной формой профессиональной хореографии считается классический балет. Балетный танец основан на народном танце, который в свое время проник в салоны высшей знати. Развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами.

Классификация хореографии : стили, формы, содержание. Хореография имеет три раздела:

а) народный ,

б) бытовой (или как его еще называют бальный) танец

в) профессиональное искусство танца , в том числе и классический балет .

Народный танец - искусство, основанное на творчестве самого народа;

Бытовой или бальный танец - это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.;

Профессиональное искусство танца - (включающий и классический танец) - вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков.

Бытовой танец: история развития от эпохи Средневековья до Х1Х в.

Первые танцевальные каноны и светские танцы возникают в XII веке, в эпоху средневекового Ренессанса - расцвета замковой рыцарской культуры. Первые элементы танцев-променадов, танцев-шествий включаются в полуцерковные-полусветские процессии, уличные балеты, популярные на Юге Франции, огромные по масштабу и сложные по постановочному замыслу.

В XIII - XIV вв. во время многочисленных театрализованных праздников выкристаллизовывались выразительные средства и будущих балетов, и будущих бальных танцев. Трудно переоценить значение скоморохов в развитии танцевального искусства, в популяризации простейших форм общественных танцев. Кочуя из города в город, являясь непременными участниками различных праздников, скоморохи прививали любовь к танцу, совершенствовали изобретенные народом пляски, сочиняли новые хороводы, игры и песни.

Их танцевальное творчество, неразрывно связанное с трудом, бытом, думами и чаянием народа, стало той первоосновой, которая дала толчок к развитию профессиональной хореографии. Конечно, бальный танец ХIII века существенно отличается от бального танца настоящего, но уже зарождаются основные шаги и па западноевропейской программы.

Без сценических танцев в ХIII веке уже не обходился ни один бал, маскарад и карнавал, где основную роль играли бальные танцы. «Сценой» в этом случае служила дворцовая зала, украшенная гербами и мечами. Через танец люди в ХIII веке старались выразить такие сложные чувства, как любовь или симпатия.

В начале появления бального танца отношение народа к нему было вполне позитивно, но вот католическая церковь жестоко осуждала танцы и считала, что танцы являются, как и все прочие развлечения развратными и губящими душу человека. Вопреки запретам на празднествах появляются красочные танцевальные шествия.

К танцам эпохи средневековья относятся: бранль (исполнялся на народных праздниках крестьянами), ригодон (танец знати), буррэ (народный танец, прародитель многих бальных танцев), эстампиды (танец знати, полностью исключающий прыжки) и др..

В XV веке и в начале XVI века танцевальное искусство наиболее пышно расцветает в Италии. Балы во Флоренции XV - XVI веков - образец великолепия, красочности, изобретательности. Итальянские учителя танцев приглашаются в различные страны. Термины, которыми оперировали итальянские хореографы, проливают свет на характер танцев и манеру исполнения. Большое значение придавала «эре» - положению корпуса во время танца. Женщина должна была танцевать скромно, легко, нежно, опустив глаза.

Танцевальные термины и фигуры во Франции мало чем отличались от итальянских. Среди знаменитых французских теоретиков особое место принадлежит Туано Арбо, выпустившему в 1588 году объемный труд «Орхезография». В нем автор подробно и точно описывает не только танцы второй половины XVI века, но и более ранние хореографические формы, уделяя большое внимание бранлю как одному из видов древнего и излюбленного развлечения. Этот любимейший народом танец, значительно стилизованный в аристократических салонах, стал одной из первых форм бальных танцев и сыграл большую роль в развитии бальной хореографии.

До XVI в. бальные танцы века не отличались богатым разнообразием движений и исполнялись в сопровождении небольшого оркестра: 4 корнета, тромбон, 2-3 виолы.

В XVII веке французская хореография обогащается новыми движениями, более сложными, более изящными, чем итальянские. Усложняется техника женского танца. Этому немало способствует изменение фасона придворной одежды. Укороченные платья позволяют делать легкие и отчетливые движения ногами. Более оживленным и активным становится общение партнеров. Кавалер ведет даму, часто пропуская ее несколько вперед, обводит ее за руку. Танцующие смотрят друг на друга на протяжении всего танца. Итальянские танцы французы исполняют по-своему, придавая им большое изящество и изысканность.

Французские хореографы и теоретики немало способствовали развитию танцевального искусства, созданию новых танцевальных форм, строгой канонизации танца. Созданные ими исследования и теоретические обобщения легли в основу почти всех руководств по танцу, вышедших в более поздние эпохи.

В 1661 году Людовик ХIV издает указ об организации Парижской Академии танца. Он считает, что Академия призвана способствовать воспитанию хорошей манеры у привилегированных классов, хорошей выправке у военных. Возглавили это учреждение тринадцать лучших учителей, назначенных Людовиком. В задачу Академии входило установить строгие формы отдельных танцев, выработать и узаконить общую для всех методику преподавания, совершенствовать существующие танцы и изобретать новые.

Академия проверяла знания учителей танцев, выдавала дипломы, устраивала вечера и всячески способствовала популяризации хореографического искусства. Новые танцы, новые движения деятели Академии часто заимствовали у народной хореографии, которая продолжала развиваться своими путями. Академия сыграла огромную роль в развитии танцевальной культуры Франции.

Эпоха Возрождения знаменательна появление огромного количества бальных танцев: вольта (народный танец итальянского происхождения, основан на вращении), салтарелла (народный танец итальянского происхождения, основан на высоких прыжках), гальярда (бальный танец из пяти фигур), куранта (бальный танец, носил плавный, текущий характер), менуэт - король танцев.

Бальный танец в XVIII веке изменился и все более превращался из бытового в сценический, благодаря великим реформаторам, таким, как француз Жан Жорж Новер. Именно он начинает реформацию очень интересным способом. Он стал черпать новые идеи из народных танцев. В знаменитых «Письмах о танце» он подчеркивает мысль о том, что балетмейстер может перенять у народа «множество движений и поз, порожденных чистым и искренним весельем».

В XVIII веке язык сценического танца становится технически более сложным и совершенным, чем незатейливые «бранли» ХШ века. Уже нет тех хороводных и линейных шествий, танцы изменились до парных (или «дуэтных»).

Танцы XIII в.: полонез (танец-шествие), контрданс (английский народный танец, прародитель кадрили), менуэт (в котором ускоряется темп, появляются более сложные движения, позы и рисунки)

В XIX веке сохраняются танцы прошлых веков, ставшие более «доступными» по сравнению с «утонченными» танцами XIII века. XIX век - время массовых бальных танцев. Все больше входят в моду балы, маскарады. В них принимает участие не только знать, но и городское население.

Безусловно, огромное влияние на бальные танцы оказала музыка. Вместе с музыкой менялась мода на некоторые танцы.

После написанных популярных вальсовых мелодий вальс стал в XIX веке популярнее, чем другие танцы. Ничто так не совершенствовало и не пропагандировало вальс, как музыка. Десятки знаменитых композиторов разных стран увлеклись вальсом, вводя эту форму в свои сочинения. Всемирно известны мелодии Моцарта, «Приглашение к танцу» Вебера, задушевные вальсы Шуберта, изящные, грациозные вальсы Шопена, широкие по своему симфоническому развитию вальсы Глинки, Чайковского, Глазунова.

Судьба бального вальса связана с именами Ланнера и Штрауса. Последний обессмертил вальс, сделав его королем танцев, и сам стал королем вальсов. К его венскому оркестру были в свое время прикованы взоры музыкантов, артистов, поэтов, художников, писателей всего мира. Благодаря Штраусу Вена вошла в историю как город, где расцветал вальс, как город где Иоганн Штраус создал свои бессмертные творения. Музыка Штрауса облагораживала и совершенствовала хореографию вальса. Она способствовала тому, что танец этот стал исполняться более грациозно, более красиво и трепетно.

Танцы XIX в.: мазурка (родина Польша, область Мазовше), полька (чешский народный танец).

Балет как высшая форма хореографического искусства: этапы формирования и развития.

Балет (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.

от греч. choreia - пляска и grapho - пишу) - в совр. значении (утвердилось с конца XIX в.) - танцевальное искусство в целом. (Первоначально - запись танцев, затем - иск-во соч. танцев.) Применимо и к фольклорному иск-ву, и к профессиональному. В фольклоре под X. понимается все, что связано с движением, ритмически организованным и поэтически осмысленным- В профессиональном ис-кусстве термин «X.» употребляется: 1) для обозначения комплекса музыки и танца; 2) как синоним «танца», когда из этого комплекса вычленяется собственно движенческое начало. Основу X. составляют движения, как правило соотнесенные с музыкой. В отдельных случаях музыка может отсутствовать; иногда ее заменяют ритмические выстукивания ногами либо ударные инструменты (напр., кастаньеты). Движения в X. могут носить изобразительный характер (подражание повадкам зверей и птиц, нек-рым реальным жизненным процессам), но чаще они условны, обобщенны, имеют поэтически-образный смысл, служат выявлению внутреннего состояния и душевного мира человека. X.- пространственно-временное иск-во, что роднит его, с одной стороны, с изобразительным искусством, а с др.- с музыкой: отбор поз и движений согласуется со скульптурной выразительностью танца; расположение танцующих в пространстве нередко подчиняется закономерностям орнаментальным и графическим. Одной из важнейших проблем для X. является связь с музыкой, нередко диктующей ритм. динамические оттенки, др. характеристики движениям, а иногда ориентирующейся на особенности самих движений. Но движения могут иметь и собственный ритм, отличный от музыкального, совпадающий с ним лишь в опорных точках. Тогда образуется контрапункт ритм а музыкального и движенческого, что особенно характерно для фольклорного танца, а также для X. новейшего времени. Народная и профессиональная X. может включать также элементы действия, сближаясь тем самым с театрально-зрелищными иск-вами (Балет). Как вид искусства X. восходит к давним историческим эпохам, имеет ритуальные и обрядовые корни, сопровождала человека в важные моменты его жизни - при подготовке и после завершения охоты, военных действий, во время семейных и общинных празднеств и т. д. Связь X. с трудовыми процессами, религией и бытом была длительной и прочной, находя конкретное воплощение в зрелищах Древн. Китая и Индии, древнегреч. дио-нисийских играх, масленичных играх. В процессе развития X. все отчетливее выявляет особенности национального характера и образа жизни, а -также этический и эстетический.идеал определенного народа и эпохи. Утрачивая непосредственную связь с обрядом и трудом, X. в конце концов обособилась в самостоятельный вид худож. творчества. Профессиональное танцевальное иск-во было известно уже в античности. В XVI-XVIII вв. шел процесс формирования балета, в к-ром X. составляет осн. часть спектакля. Профессиональная X., развивавшая нек-рые элементы и движения, почерпнутые в народном танце, в дальнейшем постоянно сохраняла связь с фольклором. Уже в XX в. появились новые формы взаимодействия профессионального и фольклорного хореографического иск-ва - такие, как самодеятельные коллективы с соответствующим репертуаром, ансамбли песни и пляски, фольклорные коллективы (Художественная самодеятельность. Самодеятельное искусство).







2024 © psynadin.ru.