Форма правления догосударственные объединения восточных славян. Восточные славяне в догосударственный период


Россия в истории цивилизаций. Основные долговременные факторы в российской истории, их влияние на формирование российской государственности и особенности русского национального характера.

Многообразие подходов к истории человеческого общества, формационный и цивилизационный подходы (сущность, достоинства и недостатки)

Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны.

Многообразие концепций исторического развития связано с тем, что на ход истории оказывают постоянное воздействие различные факторы

Космическо-биологические

Социально-культурные

Хозяйственно-экономические

Научно-технические

В зависимости от того, влиянию каких факторов отдает предпочтение тот или иной исследователь, он создает ту или иную концепцию.

Общественно-идеалистическая концепция отводила решающую роль в и.п. проявлению сверхчеловеческих сил.

Концепция материалистического понимания истории. Основные принципы – единство человечества, историческая закономерность, детерминизм (причинно-следственные связи), прогресс.

Формационная концепция на основе закона «отрицания отрицания» предполагает неизбежность развития исторического процесса от первобытного коммунизма.

Формационный подход:

Характеризуется историзмом

Охватывает каждое общество в его целостности

Конкретный анализ различных типов общества

Предполагает однолинейный характер исторического развития.

Жестко связывает все изменения в обществе с экономическим базисом, экономическими отношениями

Абсолютирует роль конфликтных отношений в обществе, придает классовой борьбе и насилию решающее значение в поступательном историческим развитии

Сопряжен с элементами социального утопизма и даже провиденциализма.

Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовй, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того здесь учитываются различия порожденные средой обитания, историческими особенностями. Выделяются 3 осн типа цивилизаций:

Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени(первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония чела и природы, повторение традиций)

Восточный(циклический характер развития;характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозн. приоритетеов, его отличают отсутствием ярковыраж. классовых различий и развитой части, собственности)

Европейский(прогрессивный) - в основе идея непрер. развития, этот тип становится общим для евр стран с распространением христианства. Для него хар-ны рационализм, разв части собственность, рыночн отношения, классовая структура с активно действующими полит партиями, наличие гражд. общества.


Позволяет ученым уйти от одномерной картины мира, учитывать неповторимость путей развития отдельных регионов, стран и народов

Его методологические принципы применимы к истории любой страны

История рассматривается как многолинейный и многовариантный процесс

Предполагает целостность, единство человеческой истории

Достаточно полная оценка развития стран или регионов

Важную роль при характеристике играют культура и религия

Аморфность критериев определения типов цивилизации

Недостаточно четко разработаны проблемы движущих сил и.п., направленность и смысл исторического развития.

Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром.

Геополитически Россия расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом. Это неизбежно сказывалось при выборе путей развития. При крутых поворотах исторические вихри «сдвигали» страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку: Россия представляла собой как бы «дрейфующее общество» на перекрестке цивилизационных магнитных полей. В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив.

Исторический феномен России сформировался в основных чертах в условиях Москов­ского государства. Тогда же родилось и закрепилось название страны. Однако этот феномен имеет глубокие исторические корни, которые являются общими для русского, украинского и белорусского народов. Славянская цивилизация, которая только складывалась, была вовлечена в процесс великого переселения народов (IV–VI вв.), затем была рассечена мощными потоками цивилизационной экспансии, и в последующем судьба славянских народов сложилась по-разному.

ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ факторы российской истории:

ПЕРВАЯ ГРУППА: Природно-климатическая.

1)Континентальный климат.

2)Малоплодородные почвы.

ВТОРАЯ ГРУППА: Геополитическая

1)Огромные пространства для расселения

2)Открытость границ.

3)Срединное положение российских земель между востоком и заподом на стыке 2 х цивилизаций.

Важным рубежом в истории Древней Руси является появление государственности. Тип государства во многом определял судьбу этих земель, процесс его становления был длительным, в нем можно выделить ряд этапов.

I этап охватывал VII–VIII вв. В этот период развернулась консолидация племен для решения общих задач: защита территории и населения, борьба за ресурсы. Центрами объединения стали города Киев, Новгород, Белоозеро, Ростов. Возникли союзы племен.

II этап охватывал первую – третью четверти IX века. В это время возникли основы государственности, сложившейся в древности в нескольких регионах.

III этап связан с появлением единого древнерусского государства, которое принято называть Киевской Русью. (882 год)

Таким образом, изначально геополитическое пространство, которое в будущем станет полем исторической деятельности русских, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси находилось под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского.

Первые письменные свидетельства о славянах. К середине II тысячелетия до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. К началу I тысячелетия до н.э. славяне стали значительны по численности, влиянию в окружающем их мире

В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться.

Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (позже от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).

Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами.

А третья часть славян, как считают учёные, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточноевропейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).

Восточные славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было. Восточные славяне ушли двумя потоками. Одна часть славян ушла к озеру Ильмень. Позже там встанет древнейший русский город Новгород. Другая часть - к среднему и нижнему течению Днепра - там станет другой древнейший город Киев.

В VI - VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно - Европейской равнине

Территория восточных славян. В VI - VIII вв. славяне ещё не были одним народом. Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120 - 150 отдельных племён. К IХ в. насчитывалось около 15 племенных союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей. Сведения о расселении восточных славян содержатся в летописи "Повесть временных лет",созданной монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором во втором десятилетии ХII в.

Путь "из варяг в греки".Морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у славян стали реки. Они "жались" к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности - Днепру. В IХ в. возник великий торговый путь - "из варяг в греки". Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу. Из Балтийского моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Далее западным берегом Чёрного моря доходили до столицы Византии Константинополя (восточные славяне называли его Царьградом). Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, "красной улицей" восточных славян. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути.

Занятия восточных славян.Основным занятием восточных славян было земледелие. Они возделывали пшеницу, рожь, ячмень, просо, сажали репу, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок и другие культуры. Занимались скотоводством (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот), рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел). Значительная часть территории восточных славян лежала в зоне сурового климата, и занятие сельским хозяйством требовало напряжения всех физических сил. Трудоемкие работы нужно было выполнять в строго определенные сроки. Это было под силу только большому коллективу. Поэтому с самого начала появления славян на Восточноевропейской равнине важнейшую роль в их жизни стал играть коллектив - община и роль вождя.

Города. У восточных славян в V - VI вв. возникли города, что было связано с давним развитием торговли. Древнейшие русские города Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром, Переяславль Южный. В IХ в. у восточных славян было не менее 24 крупных города. Города обычно возникали у слияния рек, на высоком холме. Центральная часть города называлась кремль, детинец и обычно была окружена крепостным валом. В кремле располагались жилища князей, знати, храмы, монастыри. За крепостной стеной возводился ров, наполненный водой. За рвом располагался торг. К кремлю примыкал посад, где селились ремесленники. Отдельные районы посада, населённые ремесленниками одной специальности, назывались слободами.

Общественные отношения.Жили восточные славяне родами. В каждом роде был свой старшина - князь. Князь опирался на родовую верхушку - "лучших мужей". Князья формировали особую военную организацию - дружину, в которую входили воины и советники князя. Дружина делилась на старшую и младшую. В состав первой входили наиболее знатные воины (советники). Младшая дружина жила при князе и обслуживала его двор и хозяйство. Дружинники с покоренных племен собирали дань(налоги). Походы за сбором дани назывались "полюдьем". У восточных славян с незапамятных времён имелся обычай - все важнейшие вопросы в жизни рода решать на мирской сходке - вече.

Древнерусское язычество – это сложная система появившихся в разные исторические эпохи мифологических и космологических представлений со своими магическими культами, сопровож­давшими древних людей от рождения до смерти. Тысячелетние языческие верования в течение многих веков уживались с победившим христианством и в виде многочисленных пережитков дошли до нашего времени.

Первые религиозные верования – 30 – 40 тыс. лет назад.

К наиболее распространенным религиозных верований относится:

2)татеизм – почитание какого либо животного (растения); вера в происхождение данного человеческого рода от какого то вида животного.

3)анимизм – вера в существование невидемых двойников, видимых обьектов.

4)магия – совокупность мистических действий и вера в то, что с их помощью можно сказывать воздействие на силы природы, самого себя и др. людей.

5)политеизм – многобожие (наличие многих богов, равных между собой).

В эпоху славянского расселения и «предгосударственного» развития происходило изменение в русской погребальной обрядности: захоронение урн с прахом сожженного в деревянных избушках-домовинах сменилось погребением праха в курганах; затем происходит еще один перелом в религиозном сознании – переход от сожжения к простому захоронению тела в кургане с разведением ритуальных костров. Неотъемлемой частью древнего быта было и ежегодное поминовение умерших в родительские дни (радуница, родительская суббота), включенные затем в православный церковный обиход.

5. Возникновение государства у восточных славян. Роль варяжского элемента в формировании русской государственности. «Норманизм и антинорманизм».

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV-VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства. Объединение восточных славян в Древнерусское государство было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами.

Причины образования:

1. Общественное разделение труда . Более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства существования; так, большую роль в жизни рода начинала играть военная добыча. Со временем появились профессиональные ремесленники, воины. Частые переселения родов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, выделение из рода групп искателей военной добычи (дружин) - все эти процессы вынуждали то и дело отступать от традиции, основанные на обычае, старые решения не всегда срабатывали в ранее неизвестных конфликтных ситуациях.

2. Развитие экономики . Хозяйственная, экономическая деятельность побуждала людей к поиску более подходящих форм общего существования. Государство возникло тогда, когда непосредственно связанные с экономикой имущественные различия были не слишком существенны; формировавшаяся государственная власть первоначально почти не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни.

3. Заинтересованность общества в появлении государства . Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу-общиннику появлении было удобно и выгодно, чтобы князь и дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами. Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками в конфликтах между представителями различных родов; старейшины, которые испокон веку должны были заботиться об интересах своего рода, своей общины, не годились на роль беспристрастных арбитров.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному. Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.

В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. Сравнительно легкое утверждение власти Олега в Приднепровье свидетельствует о том, что к этому времени созрели внутренние условия для объединения. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.

Варяги сыграли в объединении очень важную роль. Дело не в организационно-государственных качествах, они явились консолидирующим элементом и на первом этапе составляли опору великого князя, их представителя. Славянское государство не являлось чисто варяжским детищем, однако элементы активного участия варягов в жизни славян способствовали усилению этого процесса.

Суть норманнской теории заключается в том, что государство на Руси ыло привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры (варягами). Сами же восточные слявяне не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости, исторической обреченности.

Антинорманизм – теория, считающая, что Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин.

Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.

В начале первого тысячелетия новой эры территорию Восточно-Европейской равнины заселили восточные славяне. Начиная с VI века восточные славяне занимали пространство от Онежского и Ладожского озер на севере до низовья рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, и от Карпатских гор на западе до Оки и Волги на востоке. В восточной Европе славяне встретились с финно-угорскими племенами, жившими на ее территории до появления славян. Заселение славян происходило мирно, так плотность населения финно-угорских племен была очень мала. Постепенно финно-угорские племена были ассимилированы славянами.

Природно-климатические условия Русской равнины способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные почвы, густы леса с обилием птиц и зверей, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян. На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях - кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах - охотой, добычей меха ценных пушных зверей, бортничеством (сбором меда и воска диких пчел), рыболовством.

Важную роль в расселении и повседневном быте славян играли реки. "Припомнив, - пишет В.О. Ключевский, - как Повесть о начале Русской земли размещает славянские племена по нашей равнине, легко заметить, что масса славянского населения занимала западную её половину. Хозяйственная жизнь населения в этом краю направлялась одним могучим потоком, Днепром, который прорезывает его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Чёрного моря; притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой - к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживлённое торговое движение, толчок которому был дан греками". Ключевский В.О. Курс русской истории. М., Мысль, 1987. Т. 1. с. 137

Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием славян было земледелие. Они широко сеяли просо, рожь (жито), пшеницу, лен и другие культуры. Для обработки земли применяли рало - примитивную деревянную соху с железным наконечником (наральником), мотыгу, серп, грабли, косу. Позже появится плуг с железным лемехом.

Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) или подсечно-огневой форме. Перелог предполагал использование одних и тех же участков земли в течении нескольких лет подряд. После истощения земли этот участок забрасывался на 20-30 лет для естественного восстановления плодородия, а сам земледелец переходил на другой участок. Такая система существовала в основном в степных и лесостепных районах. В лесных районах сложилась подсечно-огневая система при которой участок земли под пашню освобождался от деревьев, которые рубили и сжигали. Полученная зола служила естественным удобрением. Эта система требовала больших затрат физического труда людей, объединенных в родовую общину.

Люди были объединены в родовые патриархальные семьи, которые жили отдельным поселением - двором. В такой семье была коллективная собственность на землю, орудия и результаты труда. Размеры земельных участков зависели от того, сколько такая семья могла обработать земли.

Повсеместное распространение плуга и переход от матыжного к пашенному земледелию заметно повысило культуру сельского хозяйства и его производительность, хотя это повышение происходило экстенсивно, за счет увеличения площади обрабатываемой земли. Тем не менее здесь имелись и признаки интенсификации сельского хозяйства. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, то есть ежегодное чередование различных посевных культур и пара для восстановления плодородия почвы. Обработку почвы производили при помощи тягловых животных: волов и лошадей. Развитие факторов производства и увеличение производимого продукта обусловило разложение кровно - родственной общины и переход в VI-VIII веках к соседской общине.

Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Появление частной собственность на орудия и результаты труда означало полное разложение родовой общины. Двор уступает свое место деревне, а сама сельская община стала называться вервь (мир).

И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще оставались в совместной собственности, они уже делились на участки - наделы, которые передавались ограниченное в частное пользование общинникам на определенное время. Земли не сельскохозяйственного назначения (лес, водоемы, сенокосы, пастбища) оставались общинными. Сохранялись и различные виды работ, выполнение которых требовало объединенного труда всех членов общины: прокладывание дорог, корчевание леса, и прочие.

Земельные наделы обрабатывались членами отдельной семьи собственными орудиями труда, урожай принадлежал также этой семье. Таким образом, отдельная семья уже не должна была участвовать в принудительном разделении производства и распределении продуктов в равной мере. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению более успешных старейшин, племенной знати, будущих крупных земельных собственников - феодалов.

На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян сформировался тип отношений, характерный для всех народов при переходе от первобытного в классовому обществу - военная демократия. В этот период усиливается роль высшего военноначальника - князя, который был одновременно руководителем войска и главой племени или племенного союза. Первоначально князь избирался на вече как руководитель дружины. В работе вече могли принимать участие все свободные общинники, участвовавшие в народном ополчении. Кроме народного ополчения выделилась и профессиональная дружина. Дружина кормилась за счет доходов князя, которые состояли из добычи во время военных походов и приношений (налогов) собираемых с жителей за охрану их от набегов врагов. Постепенно князь и его дружина заняли первенствующее положение в племени, усвоил себе функции суда, начал распространять свои права на земли как на частную собственность, присваивать себе власть над другими общинниками и их доходами. Все это означало переход от доклассового к классовому обществу и предпосылку к возникновению государства. "На смену власти коллектива пришла наследственная княжеская власть. Князья, опиравшиеся на свои военные формирования, приобрели такой вес и влияние в обществе, что превратились, по существу, в особую силу, стоящую над народными массами". Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII века. Принятие христианства. М.: Русская панорама, 1998. с. 29

В исторической науке принято считать, что история любого народа начинается с образования государства. В Российской Федерации проживает более 100 народов и народностей. Но основным государствообразующим народом нашей страны является русский народ (из 149 млн. - 120 млн. русские). Русский народ - один из крупнейших народов мира - в течение многих веков играл ведущую роль в политическом, экономическом, культурном развитии страны. Первое государство русских, а также украинцев и белорусов было образовано в IХ веке вокруг Киева их общими предками - восточными славянами.

Первые письменные свидетельства о славянах.

К середине II тысячелетия до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. К началу I тысячелетия до н.э. славяне стали столь значительны по численности, влиянию в окружающем их мире, что о них стали сообщать греческие, римские, арабские, византийские авторы (римский писатель Плиний Старший), историк Тацит - I в.н.э., географ Птолемей Клавдий - II в.н.э. античные авторы называют славян "антами", "склавинами", "венедами" и говорят о них как о "бесчисленных племенах").

В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться.

Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (позже от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).

Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами.

А третья часть славян, как считают учёные, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточноевропейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).

Следует отметить, что большинство племён стремилось в Центральную Европу, на руины Римской империи. Римская империя под ударами пришлых варваров вскоре (476 г. н.э.) пала. На этой территории варвары создадут свою государственность, впитав культурное наследие античной римской культуры. Восточные же славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было. Восточные славяне ушли двумя потоками. Одна часть славян ушла к озеру Ильмень. Позже там встанет древнейший русский город Новгород. Другая часть - к среднему и нижнему течению Днепра - там станет другой древнейший город Киев.

В VI - VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно - Европейской равнине.

Соседи восточных славян. А на Восточно - Европейской (Русской) равнине уже жили другие народы. На Балтийском побережье и на севере проживали балтийские (литовцы, латыши) и угро-финские (финны, эстонцы, угры (венгры), коми, ханты, манси и др.) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением.

На востоке и юго-востоке ситуация была иной. Там к Русской равнине примыкала Степь. Соседями восточных славян стали степные кочевники - тюрки (алтайская семья народов, тюркская группа). В те времена, народы, ведущие разный образ жизни - оседлый и кочевой, - постоянно враждовали между собой. Кочевники жили за счёт набегов на оседлое население. И на протяжении почти 1000 лет одним из главных явлений в жизни восточных славян станет борьба с кочевыми народами Степи.

Тюрки на восточных и юго-восточных границах расселения восточных славян создавали свои государственные образования.

В середине VI в. в низовьях Волги существовало государство тюрков - Аварский каганат. В 625 г. Аварский каганат был разбит Византией и перестал существовать.

В VII - VIII вв. здесь же появляется государство других тюрков - Булгарское (Болгарское) царство. Затем Булгарское царство распалось. Часть булгар ушла на среднее течение Волги и образовала Волжскую Булгарию. Другая часть булгар откочевала на Дунай, где была образована Дунайская Булгария (позже пришлые тюрки были ассимилированы южными славянами. Возник новый этнос, но он взял себе имя пришельцев - "болгары").

Степи южной Руси после ухода булгар заняли новые тюрки - печенеги.

На нижней Волге и в степях между Каспийским и Азовскими морями полукочевые тюрки создали Хазарский каганат. Хазары установили свое господство над восточнославянскими племенами, многие из которых платили им дань до IX века.

На юге соседкой восточных славян была Византийская империя (395 - 1453 гг.) со столицей в г. Константинополе (на Руси его называли Царьград).

Территория восточных славян. В VI - VIII вв. славяне ещё не были одним народом.

Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120 - 150 отдельных племён. К IХ в. насчитывалось около 15 племенных союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей. Сведения о расселении восточных славян содержатся в летописи "Повесть временных лет", созданной монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором во втором десятилетии ХII в. (Летописца Нестора называют "отцом Русской истории"). Согласно летописи "Повесть временных лет", восточные славяне расселились: поляне - по берегам Днепра, недалеко от устья Десны; северяне - в бассейне рек Десна и Сейм; радимичи - на верхних притоках Днепра; древляне - по Припяти; дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; полочане - по Полоте; ильменские словене - по рекам Волхов, Щелони, Ловати, Мсте; кривичи - в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги; вятичи - в верховьях Оки; бужане - по Западному Бугу; тиверцы и уличи - от Днепра до Дуная; белые хорваты - северную часть западных склонов Карпат.

Путь "из варяг в греки". Морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у славян стали реки. Они "жались" к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности - Днепру. В IХ в. возник великий торговый путь - "из варяг в греки". Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу. Из Балтийского моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Далее западным берегом Чёрного моря доходили до столицы Византии Константинополя (восточные славяне называли его Царьградом). Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, "красной улицей" восточных славян. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути.

Занятия восточных славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Они возделывали пшеницу, рожь, ячмень, просо, сажали репу, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок и другие культуры. Занимались скотоводством (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот), рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел). Значительная часть территории восточных славян лежала в зоне сурового климата, и занятие сельским хозяйством требовало напряжения всех физических сил. Трудоемкие работы нужно было выполнять в строго определенные сроки. Это было под силу только большому коллективу. Поэтому с самого начала появления славян на Восточноевропейской равнине важнейшую роль в их жизни стал играть коллектив - община и роль вождя.

Города. У восточных славян в V - VI вв. возникли города, что было связано с давним развитием торговли. Древнейшие русские города Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром, Переяславль Южный. В IХ в. у восточных славян было не менее 24 крупных города. Города обычно возникали у слияния рек, на высоком холме. Центральная часть города называлась кремль, детинец и обычно была окружена крепостным валом. В кремле располагались жилища князей, знати, храмы, монастыри. За крепостной стеной возводился ров, наполненный водой. За рвом располагался торг. К кремлю примыкал посад, где селились ремесленники. Отдельные районы посада, населённые ремесленниками одной специальности, назывались слободами.

Общественные отношения. Жили восточные славяне родами. В каждом роде был свой старшина - князь. Князь опирался на родовую верхушку - "лучших мужей". Князья формировали особую военную организацию - дружину, в которую входили воины и советники князя. Дружина делилась на старшую и младшую. В состав первой входили наиболее знатные воины (советники). Младшая дружина жила при князе и обслуживала его двор и хозяйство. Дружинники с покоренных племен собирали дань (налоги). Походы за сбором дани назывались "полюдьем". У восточных славян с незапамятных времён имелся обычай - все важнейшие вопросы в жизни рода решать на мирской сходке - вече.

Верования восточных славян. Древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы и духам предков. В пантеоне славянских богов особое место занимали: бог солнца - Ярило; Перун - бог войны и молнии, Сварог - бог огня, Велес - покровитель скота. В роли первосвященников выступали сами князья, но у славян были и особые жрецы - волхвы и кудесники.

Список литературы

Повесть временных лет. - М.; Л.; 1990.

Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. - М., 1964.

1. Восточные славяне в догосударственный период. Предпосылки образования древнерусского государства. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси. Особенности ранней феодализации

Во времена Великого переселения народов славянские племена, спасаясь от гуннов, укрывались в лесах или направлялись на запад. Но после упадка державы гуннов славяне возвращаются на берега Дуная и Днепра, в леса вдоль рек Припяти, Десны, в верховья Оки. В V – VI вв. н. э. произошел демографический взрыв славянского населения.

В это время в славянском обществе укрепляется значимость племенных вождей, старейшин, вокруг них образуются боевые дружины, начинается деление населения на богатых и бедных, опять начинается торговля жителей Дуная и Днепра с Балканами и Грецией.

В V в. н. э. в бассейнах Днепра и Днестра складывается сильный союз восточнославянских племен, которых именовали антами. Одновременно с этим на севере Балканского полуострова сформировался племенной союз склавинов (славян), родственный союзу антов. С V в. н. э. анты двигались к Балканскому полуострову, к территории Византийской империи.

В V в. н. э. на берегу Днепра славянским вождем Кием была основана будущая столица Руси – город Киев. Киев стал центром одного из племен союза антов – полян. В это время происходят попытки Византийского государства наладить мирные отношения с вождями антов, стремления антов освоить новые территории в противоборстве со здешними славянами. Славянские дружины осваивают юг, Балканы, запад и восток. Позднее в Приильменье возникает еще один славянский центр – союз новгородских (приильменских) словен.

В течение VI – VII вв. славяне вели постоянную борьбу с аварами, которые вторглись в Восточную Европу. В конце VIII в. славяне в союзе с франкским королем Карлом Великим нанесли аварам сокрушительное поражение.

В это же время через Нижнее Поволжье в Северное Причерноморье, заняв земли в предгорьях Кавказа, в Восточную Европу пришла новая тюркская орда – хазары. Часть славянских племен попала в зависимость от хазарского владычества. Через Хазарию славяне вели торговлю с Востоком. Так как славяне старались освободиться от влияния хазар, мирные отношения часто чередовались с военными конфликтами.

В VIII – IX вв. после разгрома хазар и освобождения своих земель от их давления в жизни восточного славянства наступает длительный мирный период. Образуется по меньшей мере 15 подобных антам союзов славянских племен. На рубеже VIII – IX вв. полянам удается избавиться от управления хазар и уплаты им дани. Другие племена (северяне, вятичи, радимичи) еще оставались хазарскими данниками.

Наиболее развитыми среди славянских племен были поляне, так как они жили в условиях благоприятного климата, на торговой дороге, постоянно контактировали с более развитыми южными соседями. Здесь сосредотачивалось наибольшее количество населения. Также у разных племен имелись свои особенности хозяйственного развития. Они оказали большое влияние на формирование общества у восточных славян, на возникновение у них желания создания государства.

В древности понятие государства было объединено с властью вождя-лидера. Ими у восточных славян стали племенные князья при помощи своих дружин. Первые признаки государственности появились у тех племен, чье хозяйство развивалось быстрее, чем у других. Это были поляне и новгородские словены.

К концу IX в. установилась достаточно ясная иерархия общества. На ее вершине был князь. Он полностью управлял всем племенем или союзом племен, опираясь на старших и младших дружинников (личную охрану). Все дружинники были профессиональными воинами. Со временем появилась племенная знать – будущие бояре из числа глав родов. Наиболее многочисленной частью племени были люди (смерды). Но и они разделялись на «мужей„ (наиболее зажиточные), „воев“, т. е. тех, кто имел право участвовать в войнах и мог обеспечивать себя необходимым снаряжением. Мужам подчинялись женщины, дети, другие члены семьи. Их называли «челядь“. На нижних ступенях общества были бедные, попавшие в зависимость от богатых людей, неполноправные – сироты и холопы. На самой низкой ступени общества находились рабы – как правило, военнопленные.

После отмены полюдья на Руси был введен регулярный сбор дани с населения. Таким образом люди попадали в определенную зависимость от князя и государства. Князья смогли присвоить себе наиболее плодородные и лучшие земли. А свободные люди, кроме того, что платили князю дань, постепенно попадали от него в зависимость. Их привлекали к различным работам в хозяйстве князя; так появлялась поземельная зависимость от господина. Появляются первые княжеские домены – комплексы земель, на которых жили люди, зависимые непосредственно от правителя государства. В это же время возникают личные земельные владения и хозяйства княжеских бояр и дружинников. Князья предоставляли им возможность управления своими владениями, а в качестве платы – присваивать часть прибыли с этих хозяйств. Такой порядок назывался «кормлением». Позднее князья передают свои владения в наследственную собственность своим вассалам. Такие земли на Руси назывались вотчиной. Но право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю. Он мог пожаловать эти земли, а мог и отнять или предать другому лицу. В свою очередь крупные земельные собственники передавали часть своих владений уже своим дружинникам, чтобы те могли на них жить и имели возможность приобретать военное снаряжение – в XI в. на Руси складывалась система, аналогичная западноевропейской. Такой участок передаваемой земли назывался феодом, а вся система многоступенчатой зависимости – феодальной; владельцы земель с крестьянами или городов, населенных ремесленниками и другими жителями, назывались феодалами.

Восточные славяне в VI – IX вв. занимали территорию от Карпатских гор на западе до Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере, до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакты с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции народов. В это время восточные славяне объединялись в племенные союзы. Из «Начальной летописи» мы знаем о крупных восточно-славянских племенных группах: поляне на Днепре около Киева; древляне в лесах на правобережье Днепра; ильменские славяне вокруг озера Ильмень; дреговичи между Припятью и Западной Двиной; кривичи в районе Смоленска; полочане на берегах реки Полоты; уличи в междуречье Прута и Днепра; тиверцы между Днепром и Южным Бугом; вятичи по рекам Москва и Ока.

Экономика восточных славян носила комплексный характер. Их основное занятие – сельское хозяйство. Ведущую роль играло земледелие. Славяне, занимавшие плодородные лесостепные области Восточной Европы, достигли в нем значительных успехов. При этом южные территории несколько обгоняли северные. Этому способствовали лучшие природные условия и более древние традиции земледелия.

Славянские поселения второй половины первого тысячелетия нашей эры отражают оседлый образ жизни. Они устраивались по берегам рек, озер в таких местах, где имелись участки, пригодные для земледелия. При раскопках поселений этого периода были обнаружены земледельческие орудия: железные наральники, сошники, мотыги, а также продукты земледельческого труда. В хозяйстве славянских племен лесной зоны Восточной Европы заметное место принадлежало подсечно-огневому земледелию. Однако участок, очищенный от леса, скоро истощался и переставал давать урожай через 3-4 года. Это заставляло славян оставлять старые и осваивать новые участки. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться небольшими поселками. Однако раскопки показывают, что роль подсечного земледелия несколько завышена. Исследования нижних археологических слоев в Новгороде, Изборске и других местах свидетельствуют о возделывании в лесной зоне злаковых и бобовых культур, а также волокнистых растений, что возможно только при наличии пашенного земледелия. Очевидно, подсека применялась в основном при расширении пахотных полей. В лесостепной зоне имелись крупные, свободные от лесных массивов участки, поэтому здесь наряду с перелогом возникла система севооборота: двуполье и трехполье. Славяне сеяли пшеницу (твердую и мягкую), просо, овес, ячмень.

Наряду с земледелием большое место в хозяйстве занимало животноводство. Первое место отводилось крупному рогатому скоту. При археологических раскопках его кости составляют порядка 50%. Стада крупного рогатого скота были мерилом богатства. Заметное место в хозяйстве занимали охота и рыболовство. Однако им принадлежала подсобная роль при господствующем значении земледелия и животноводства.

Особо следует отметить металлообработку и кузнечное дело, которые характеризуются сложными технологиями, требовавшими специальных знаний. По этим причинам металлургические ремесла довольно рано выделились в отдельные отрасли хозяйства. Сырьем служили болотные руды, а топливом – древесный уголь. Следы железоделательного производства относятся к первой половине первого тысячелетия нашей эры. Кузнечное дело у славян хорошо прослеживается в археологических раскопках. Из железа изготовлялись, прежде всего, земледельческие орудия, а также оружие. Следует отметить, что обработка железа у восточных славян накануне образования государства находилась на высоком уровне развития.

Наиболее широко в славянских поселениях и могильниках представлена керамика. В VI–VII вв. в большинстве восточнославянских поселений господствует лепная керамика. Она бытует до X в., а на окраинах – до XI века. Место лепной посуды постепенно занимает керамика, сделанная на гончарном круге. При этом изготовление посуды перестает быть делом каждой семьи и сосредотачивается в руках мастеров-ремесленников.

Необходимо отметить, что славянские кузнецы, ювелиры, гончары предназначали свою продукцию главным образом для сельского населения. Первоначально они работали на заказ. Во второй половине первого тысячелетия наряду с работой на заказ ремесленники начинают производить продукцию на рынок. Это способствовало возникновению специализированных поселений, где работали и жили ремесленники. Данный факт служит показателем растущего разделения труда и сбыта. Поселки становились сосредоточением внутренней и внешней торговли. Они были укреплены. Одним из таких укрепленных ремесленных центров восточных славян было городище Зимно (VI–VII вв.).

Общественный строй восточных славян в догосударственный период может быть реконструирован на основе сообщений византийских авторов, а также археологических материалов. Многие исследователи пытались использовать для определения уровня общественных отношений славян размеры и типы жилых и общественных сооружений. Хотя для определения социальной организации более надежным признаком служат погребальные сооружения.

В VI – VII вв. еще сохраняются крупные патриархальные семейные коллективы, например, в южных районах. На их существование у славян в V–VII вв. указывают малые размеры поселений, а также единичность хозяйственных комплексов. В целом третья четверть первого тысячелетия является переходной от семейной общины к общине территориальной.

Возникновение в VI – VII вв. городищ, ремесленных центров показывает, что патриархальная семья в ряде мест начинает распадаться. Постепенно сельская община становится основой социальной организации восточно-славянского общества. Она объединяет людей не на основе родственных отношений, а по территориальному признаку. Общинников объединяло не родство, а общая территория и хозяйственная жизнь. Каждая община владела определенной территорией, на которой жило несколько семей. Существовало две формы собственности: личная (дом, скот, инвентарь) и общественная (пахотная земля, луга, водоемы, промыслы).

Славянам VI–IX вв. была известна социальная категория племенной знати. Из рода выбирали князя, которого утверждало племенное собрание. Слово «князь» – общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древнегерманского языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Византийские историки VI–VII вв. неоднократно сообщают о славянских племенных вождях. С ростом населения племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами были названные Нестором поляне, древляне, дреговичи и др. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз. Так, в Бертинских анналах сообщается о кагане народа «Рос», а готский историк Иордан называет древнеславянского князя Божа. Таким образом, помимо вождей племен, были вожди племенных союзов. У князей были разнообразные функции: военные, внешнеполитические, религиозные, судебные. Им помогал совет старейшин, или, как их называют в летописях, «старцы градские». В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Наконец, верховная власть принадлежала племенным собраниям, вече. В них участвовало все население. Вече действовали непрерывно на протяжении IX–XI вв., но со временем, по мере укрепления княжеской власти, их влияние падало.

Языческие верования восточных славян представляют собой сложное, многослойное образование. В источниках отмечается, что славяне поклонялись горам, источникам, рощам, растениям. Это свидетельствует о сохранении ранних, первобытных религиозных верований. Однако важнейшими атрибутами как племенных, так и поселенческих святилищ были идолы-кумиры. Наибольшее распространение получили деревянные статуи. Самый примечательный памятник славянского язычества – Збручский идол. Его общий смысл попытался восстановить Б. А. Рыбаков. Три горизонтальных яруса изображений символизируют деление Вселенной на небо (мир богов), землю (мир людей), преисподнюю (подземный мир). Наверху – изображения фигур четырех божеств, увенчанных княжеской шапкой. На главной лицевой стороне – женское изображение (предположительно, богини плодородия Макоши). По левую сторону – мужская фигура бога войны с копьем и саблей. Скорее всего, это Перун. На среднем ярусе – фигуры мужчин и женщин. Это земля, где живут люди. Нижний ярус – фигуры усатых мужчин. Это подземные боги.

Из письменных источников известно, что славяне-язычники приносили в жертву идолам зерно, скот, людей. Важнейшей частью языческого культа были празднества и ритуальные пиры. Во второй половине первого тысячелетия главным божеством славян был Перун – бог грома и молний. Экономическая основа жизни – земледелие – наложила отпечаток на языческие верования. По языческому календарю большинство обрядовых празднеств отражало определенные этапы цикла сельскохозяйственных работ.

С аграрным культом были связаны божества солнца – Даждьбог и Хорс, Велес – покровитель скота. Определенную роль в земледелии играл и Стрибог – бог ветра. Другие божества: Сварог – бог огня, Макошь – покровительница домашнего очага, Симаргл – бог подземного мира. Низшие божества – Род и роженицы, берегини, упыри. Жреческие функции, скорее всего, исполнялись князьями, а также кудесниками и волхвами. Необходимо отметить, что язычество было определяющим фактором идеологии славянства. Все остальные проявления духовной культуры во многом определялись языческим мировоззрением.







2024 © psynadin.ru.