Тестирование как средство оценки результатов обучения. Входное тестирование по обществознанию Вопросы входного тестирования


Для проверки степени подготовки студента к выполнению лабораторной работы управляющей программой предусматривается входное тестирование, выполняемое в автоматическом режиме.

Тест содержит базу данных, в которой имеются различного рода вопросы. Вопросы теста сортированы на 3 группы по уровню сложности. Так в группе 1 размещены вопросы низкого уровня сложности, в группе 2 ? среднего, а в группе 3 ? высокого.

Каждая из групп имеет две подгруппы вопросов:

  • ? подгруппа вопросов, ответы на которые необходимо давать путем выбора из предлагаемых вариантов;
  • ? подгруппа вопросов, ответы на которые необходимо давать путем ввода слова с клавиатуры.

Последовательность задавания вопросов в пределах подгруппы формируется генератором случайного числа. На прохождение теста выделяется 15 минут. Отсчет времени изображается на экране.

За время прохождения теста необходимо дать ответ на 12 вопросов. Последовательность вывода вопросов на экран следующая:

  • ? 1-я группа 1-я подгруппа;
  • ? 1-я группа 2-я подгруппа;
  • ? 2-я группа 1-я подгруппа;
  • ? 2-я группа 2-я подгруппа;
  • ? 3-я группа 1-я подгруппа;
  • ? 3-я группа 2-я подгруппа;

Для корректировки или добавления вопросов в базу данных программой предусматривается вход в блок с вопросами через определенный пароль. После ввода пароля на экране появляется область редактора тестов, изображенная на рисунке 3.1.

1 ? группа сложности вопроса; 2 ? строка формулировки вопроса; 3 ? область ввода текста вопроса; 4 ? задание правильного ответа на вопрос; 5 ? кнопка выхода из меню редактора вопросов; 6 ? область ввода вариантов ответа; 7 ? установка вопроса с ответом в виде ключевого слова; 8 ? кнопка перехода на первый вопрос; 9 ? кнопка перехода на предыдущий вопрос; 10 кнопка перехода на последующий вопрос; 11 ? кнопка перехода на последний вопрос базы данных

Рисунок 3.1 ? Редактор вопросов теста

В качестве пароля в начале программы необходимо ввести слово ”Edit”, после чего на экране отображается окно редактора вопросов теста.

За правильный ответ на вопрос из 1-й группы присваивается 1 балл, на вопрос из 2-й группы - 2 бала, на вопрос из 3-й группы - 3 балла. По мере ответов на вопросы количество баллов суммируется (отображается на экране). Положительным результатом теста считается набор 17 баллов. Окончанием теста считается ответ на последний вопрос или завершение отведенного времени.

Окно тестирования изображено на рисунке 3.2, на котором во время прохождения теста помимо вопросов и вариантов ответов студенту предоставляется информация о количестве набранных им баллов и о времени, которое остается до завершения теста.

Программой предусмотрено прохождение тестирования в два этапа, в каждом из которых вопросы задаются в порядке увеличения сложности. Это сделано для того, чтобы у студента была возможность дать ответ на вопросы всех уровней сложности при нехватке времени.

При формировании базы данных с вопросами программой предусмотрена процедура контроля повторяемости вопросов в процессе тестирования. Несмотря на то, что вопросы выдаются генератором случайного числа, при контрольном прохождении теста в случае недостаточного количества вопросов в пределах подгруппы, формируется сообщение о том, что в базе данных недостаточное количество вопросов и они будут повторяться. При этом необходимо через пароль зайти в окно редактора вопросов и добавить их необходимое количество.

В случае положительного прохождения тестирования студенту выдается сообщение о том, что он успешно прошел тестирование и допускается к проведению лабораторной работы.

В случае если студент за время прохождения теста не набрал проходное количество баллов, ему выдается сообщение, что он не прошел входное тестирование. После этого происходит полный выход из программы, запустить которую можно через пароль, известный только лицу, контролирующему выполнение лабораторной работы студентами.


1 ? область вопроса; 2 ? таймер учета времени; 3 ? кнопка подтверждения ответа на вопрос и перехода к следующему вопросу; 4 ? счетчик заработанных баллов; 5 ? область выбора ответа на вопрос; 6 ? область ввода ответа на вопрос с клавиатуры

Рисунок 3.2 ? Область окна тестирования

При отборе кандидатов на ключевые должности во избежание ошибок желательно стандартное оценочное интервью дополнять психодиагностическим тестированием. В комплексе с другими оценочными процедурами (например, ассессмент-центром) тесты максимально подстрахуют HR-специалиста от неправильного выбора.

Современные методики оценки потенциальных сотрудников в ходе собеседования (кейс-интервью, проективные методики, метод мета-программ речи, биографическое интервью и пр.) позволяют довольно быстро и четко определить степень профессионального и личностного соответствия кандидата требованиям вакантной должности, спрогнозировать его способность адаптироваться к корпоративной культуре компании. Однако эти методы не затрагивают глубинных слоев психики и не позволяют понять скрытые черты характера человека: уровень самооценки; степень владения эмоциями (так называемый эмоциональный интеллект); наличие глубинных внутренних конфликтов, которые могут сказаться на качестве работы, и т. п.

Опытный интервьюер в ходе собеседования может заподозрить, что с кандидатом что-то не так, но отведенное на интервью время (как правило, не более часа) и ограниченность определенным набором компетенций не позволяют ему получить данные для подтверждения или опровержения своих гипотез. В связи с этим при подборе сотрудников на особо значимые для организации позиции (например, руководителей высшего или среднего звена) полезно использовать более глубокие методы оценки, позволяющие детально проанализировать особенности личности каждого кандидата. К числу таких методов относится психодиагностическое тестирование. Рассмотрим применение тестов на двух примерах из практики.

Подбор кандидата на должность директора по продажамв известное агентство по интернет-маркетингу

Задача

В компании с численностью персонала около 50 человек, оказывающей весь спектр услуг электронного маркетинга (создание и продвижение сайтов, контекстная реклама, услуги по веб-аналитике), была открыта новая позиция - директор по продажам. Работа на данной позиции подразумевала создание комплексной системы продаж для предложения клиентам полного спектра услуг организации. Ранее такой системы продаж в компании не было, и успешность ее внедрения во многом зависела от личностных качеств нового руководителя. Специалисты по работе с персоналом приняли решение подкрепить результаты собеседования с кандидатами психодиагностическим тестированием. Требовалось оценить такие компетенции, как:

  • ориентация на результат;
  • лидерские качества;
  • способность влиять на других людей;
  • целеустремленность, умение достигать поставленных целей;
  • общий уровень активности, энергичности;
  • эффективная организация работы;
  • системность мышления;
  • коммуникативные навыки;
  • креативность, нестандартность мышления;
  • общий уровень интеллекта, обучаемости.

Инструменты

Для проведения интервью и тестирования был приглашен специалист консалтинговой компании - профессиональный психолог с большим опытом работы в области психодиагностики и последующей интерпретации результатов. Он выбрал следующие методы оценки указанных компетенций:

  • интервью по компетенциям (для базовой оценки);
  • тест на общий уровень IQ;
  • тест Люшера (для диагностики уровня самооценки, характера отношения к себе и другим людям, общего уровня энергичности и активности);
  • тест MBTI (для определения типа личности, ее сильных и слабых сторон, уровня стрессо-устойчивости, организаторских способностей, целеустремленности, мотивации, коммуникативных качеств, способа достижения целей);
  • организационный тест (для диагностики системности мышления, уровня самоорганизации и планирования, умения оперативно решать задачи разных типов, расставлять приоритеты, работать в условиях дефицита времени и недостатка информации, а также для оценки гибкости и нестандартности мышления). Каждый кандидат для прохождения тестирования приезжал в офис компании. Время выполнения заданий одним кандидатом составило порядка трех часов, еще примерно два часа уходило на интерпретацию результатов.

Кратко опишем суть использованных тестовых методик.

Тест на общий уровень IQ. Дает количественную оценку уровня интеллекта человека (относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста). Применяется для оценки мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Состоит из множества различных заданий нарастающей сложности (на логическое и пространственное мышление и др.). Наиболее точными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р.Б. Кеттелла, а самым распространенным - тест Айзенка, который и был применен в рассматриваемом случае.

Ограничения методики: чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучше его результаты (задания теста типовые, поэтому в процессе их выполнения происходит так называемое научение кандидата). Без учета данного фактора результаты оценки могут оказаться неверными.

Цветовой тест Люшера. Относится к проективным методикам. По мнению автора теста М. Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, в то время как цветовые предпочтения субъективны. Выбор испытуемым определенного цвета отражает его функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности, направленность на определенную деятельность, настроение.

Полный вариант (Клинический цветовой тест) состоит из восьми цветовых таблиц. Процедура испытания заключается в упорядочении испытуемым цветов по степени их субъективной приятности. Человек должен последовательно из восьми цветов выбирать самый приятный до тех пор, пока не останется один цвет - самый неприятный. Через некоторое время процедура повторяется. Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким хотел бы быть (что часто имеет место при использовании опросных методов).

Ограничения методики: тест показывает прежде всего текущее состояние испытуемого. При повторном тестировании через два-три месяца результаты могут оказаться прямо противоположными, поэтому данную методику нельзя использовать в качестве единственного инструмента оценки, необходимо дополнять ее другими тестами.

Тест MBTI. В основу исследования положена типология личностей К. Юнга, считавшего, что все склонности, симпатии и антипатии человека коренятся в различии базисных (врожденных или сформированных в детстве) способов получения (восприятия), понимания (переработки) и использования информации разными людьми. В рамках методики применяются опросники, шкала которых позволяет оценить индивидуальную выраженность у человека четырех основных аспектов (функций) взаимодействия с информацией:

  • как он пополняет и куда направляет свою энергию (вовне или внутрь себя), на чем сосредоточивает внимание - шкала «Экстраверсия - интроверсия» (Е-I);
  • какого рода информацию и каким способом воспринимает прежде всего и легче всего -шкала «Сенсорика (ощущение) - интуиция» (S-N);
  • каким образом испытуемый принимает решения (чем руководствуется в первую очередь) - шкала «Мышление - чувства» (T-F);
  • какому стилю жизни испытуемый отдает предпочтение (упорядоченному, определенному или более свободному, неструктурированному), изучая и рассматривая различные варианты, - шкала «Суждение - восприятие» (J-P).

В итоге испытуемый получает четырехбуквенное обозначение своего типа (например, ENFJ) с описанием основных личностных характеристик.

Ограничения методики: тест определяет не характер конкретного человека, а основные черты, присущие данному типу личности. Необходимо учитывать, что некоторые характеристики, описанные в результатах тестирования, могут не относиться к испытуемому.

Существует 16 таких типов.

Организационный тест. Кандидат должен принять заданную роль, ознакомиться с представленной в письменном виде разноплановой и минимально структурированной информацией о событиях, которые произошли или произойдут в ближайшее время, обрисовать ситуацию в целом, принять решения на основании имеющихся в его распоряжении фактов и зафиксировать на бланках план действий на ближайшее будущее. Во время выполнения задания эксперт-рекрутер фиксирует поведенческие проявления испытуемого, задаваемые им вопросы, время выполнения задания. Интерпретация результатов теста предполагает содержательный анализ работы, проделанной кандидатом, а также зафиксированных наблюдений эксперта. Результаты теста оцениваются в баллах по шкалам исследуемых свойств личности (шкала «Системность мышления», шкала «Уровень организации и планирования» и пр.).

Ограничения методики: обработка результатов достаточно сложна.

Решение

Специалист консалтинговой компании провел порядка 20 интервью с потенциальными претендентами на должность директора по продажам. В итоге было отобрано пять кандидатов, которых затем подвергли психологическому тестированию. В результате удалось выделить двоих, максимально соответствующих позиции и обладающих минимальным количеством рисков.

Все пять претендентов на вакансию обладали большим опытом и высокоразвитыми компетенциями. Однако по результатам психодиагностики специалист консалтинговой компании определил у них ряд негативных особенностей, которые не были заметны на интервью. Например, исследование выявило выраженное стремление первого кандидата избегать неудач (вместо стремления к достижению успеха) в сочетании со склонностью к тому, чтобы не преодолевать препятствия, а остановиться, если длительные усилия не дают нужного результата. У второго кандидата был обнаружен высокий уровень конфликтности и весьма низкий потенциал руководителя (несмотря на хорошую презентацию на собеседовании). Третий кандидат оказался слишком эмоциональным и неустойчивым к стрессам, у него были выявлены проблемы с контролем своих эмоций.

В итоге руководителю были представлены только двое из пяти кандидатов - четвертый и пятый. Они тоже обладали некоторыми недостатками (идеальных кандидатов найти невозможно), которые, тем не менее, компенсировались более важными достоинствами.

Четвертый кандидат продемонстрировал системность мышления и развитые навыки планирования и самоорганизации, ярко выраженную мотивацию достижения, хороший управленческий потенциал, психологическую устойчивость, высокий уровень IQ и выраженную работоспособность. К числу его недостатков была отнесена чрезмерная амбициозность, что могло негативно сказываться на управляемости этого сотрудника, однако компенсировалось поведенческой гибкостью.

Пятый кандидат был харизма-тичен, заражал других своим энтузиазмом и обладал прекрасными лидерскими качествами. При этом он демонстрировал высокий уровень активности, отсутствие глубоких внутренних конфликтов и высокий уровень влияния на окружающих. В качестве недостатка претендента была отмечена трудность в управлении своими эмоциями, однако это компенсировалось развитыми навыками самоорганизации и высоким уровнем рефлексии.

По итогам применения комплекса психодиагностических тестов специалист консалтинговой компании представил руководителю двоих кандидатов с развернутыми личностными характеристиками.

Руководитель выбрал четвертого кандидата - ему было важно, чтобы новый директор по продажам обладал большим управленческим потенциалом. Принятый на работу сотрудник по итогам года работы достиг поставленных целей, увеличив объем продаж компании на 40% по сравнению с предыдущим годом работы, а также грамотно выстроил бизнес-процессы внутри созданного за это время нового подразделения.

Подбор кандидата на должность менеджера по продажам брокерских услуг в крупный банк ТОП-50

Задача

В крупный банк с численностью персонала более 1500 человек требовалось подобрать в срок не более месяца двух менеджеров по продажам брокерских услуг (ценные бумаги, фондовый рынок) с целью увеличения объемов продаж банковским клиентам в сфере брокерского обслуживания. Основной задачей сотрудника на данной позиции была профессиональная работа с имеющейся клиентской базой (так называемые «теплые продажи»), то есть необходимо было рассказать существующим клиентам о возможностях улучшения их финансового положения с помощью фондовых операций.

В процессе отбора кандидатов требовалось оценить следующие компетенции:

  • ориентацию на результат;
  • способность запоминать информацию;
  • навыки самопрезентации;
  • коммуникативные качества; стрессоустойчивость;
  • умение обосновать свое мнение;
  • уровень развития речевой функции;
  • мотивацию достижения и заинтересованность в возможности зарабатывать в соответствии с затраченными усилиями.

Инструменты

Внутренними специалистами по подбору, которые имели психологическое образование и на протяжении нескольких лет занимались психодиагностикой, была разработана трехступенчатая методика оценки кандидатов.

1. Интервью по компетенциям (стандартное оценочное интервью, сочетающее в себе проективные, кейсовые и биографические методики) для общей оценки требуемых компетенций и отбора из всех претендентов пяти-шести кандидатур.

2. Ассессмент-центр для выявления лучших кандидатов из числа отобранных. Исследование должно было подтвердить наличие таких компетенций, как умение убеждать, обосновывать свою точку зрения, наличие навыков самопрезентации, командной работы и влияния на других.

Предполагалось собрать кандидатов, успешно прошедших интервью, в одну группу для выполнения следующего задания: продать руководителю группы по продажам (своему потенциальному руководителю) соковыжималку. Участники ассессмента должны были заранее (за три дня) получить задание, чтобы иметь возможность подготовиться. Такая ситуация отображала реальный процесс продажи, в котором встрече менеджера с клиентом, включающей такие этапы, как выявление потребностей, презентация продукта, работа с возражениями клиента, всегда предшествует подготовительный этап.

Групповые задания хороши тем, что позволяют одновременно, за час-полтора оценить от пяти до десяти кандидатов. Лучшие из них обычно сразу же выделяются на фоне остальных.

3. Психологическое тестирование с целью выявления уровня развития памяти, особенностей мотивации. Включало прохождение теста на память и теста на тип личности MBTI, описанный в предыдущем примере.

Тесты на память могут измерять различные виды памяти: краткосрочную, долгосрочную, эмоциональную, смысловую, зрительную и пр. В данном случае применялся тест на уровень смысловой памяти, позволяющий оценить способность кандидатов запоминать определенное количество сложной информации. Процедура тестирования заключалась в том, что кандидату зачитывали текст, содержащий 16 смысловых единиц: «Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все 12 охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12), я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)».

Испытуемые должны записать этот текст в том виде, в каком запомнили. На это им отводится три минуты. За каждую правильно воспроизведенную смысловую единицу испытуемому присваивается определенное число баллов. Итоговая сумма соответствует одному из трех уровней способностей: низкому, среднему или высокому.

Ограничений в применении методики нет, ее результаты весьма достоверны.

В данном случае цель тестирования заключалась не в перепроверке сведений, полученных во время интервью (как в первом примере), а в дополнении результатов собеседования данными психодиагностики. Практика же показала, что тестирование помогло еще и скорректировать выводы, сделанные на двух первых этапах отбора.

Решение

На первом этапе отбора были проинтервьюированы 20 человек, из которых отобраны и сформированы в группу шестеро. Все они на очном индивидуальном интервью показали хорошие результаты. На этапе ассессмент-центра среди этих шести кандидатов выделились три несомненных лидера. По сравнению с остальными участниками ассессмента у них были сильнее развиты навыки убеждения, презентационные качества и способность работы с возражениями.

Тест на память и тест MBTI должны были дать дополнительную информацию о том, кто из лидеров второго отборочного тура обладает большим потенциалом влияния на клиента и работы в сфере продаж. Однако тестирование оказалось более показательным.

Одним из трех отобранных на втором этапе кандидатов был молодой человек, с самого начала проявивший себя наилучшим образом. Он исключительно успешно прошел интервью, обладал обширными знаниями в области техники продаж, а его предыдущая работа являлась хорошей теоретической и практической подготовкой в части общения с клиентами. Он сразу же выделился на ассессменте умением презентовать себя и прекрасными коммуникативными навыками.

Руководитель, участвующий в проведении ассессмента, уже в середине процедуры практически пришел к заключению о принятии данного кандидата на работу. Два других претендента по сравнению с ним проявили себя не так ярко, хотя тоже показали хорошие результаты. Однако во время интерпретации результатов теста на память выяснилось, что «идеальный» кандидат написал два первых предложения текста, полностью изменив их смысл, и закончил так: «...а дальше я забыл выполнить это странное упражнение». Таким образом, данный претендент не просто не справился с заданием, но и продемонстрировал явное нежелание выполнять его.

Специалисты-рекрутеры, проводившие процедуру тестирования, сделали вывод о низком уровне мотивации данного кандидата к занятию предлагаемой должности, а также о сложностях в управлении таким сотрудником и указали это в отчете по итогам оценки.

К сожалению, руководитель на свой страх и риск все же принял этого молодого человека на одну из двух вакантных позиций. На вторую вакантную позицию он взял еще одного кандидата из «тройки лидеров» - менее яркого, но показавшего хорошие результаты на тестировании. Итогом данного решения стало то, что первый менеджер по продажам брокерских услуг отработал в должности около недели, после чего без конкретного объяснения причин объявил руководителю о своем нежелании трудиться далее. За это время «резервный» кандидат уже нашел себе другую работу, и компании пришлось заново начать процесс подбора. Второй менеджер по продажам брокерских услуг благополучно прошел испытательный срок и работает в организации до сих пор.

Данный пример показывает, что психодиагностика не только служит инструментом для выявления глубинных личностных особенностей кандидатов на должность, но и позволяет дополнительно проверить такие важные характеристики, как мотивационная составляющая, уровень потенциальной лояльности по отношению к будущему работодателю, управляемость и гибкость.

Для отечественной системы образования наиболее приемлемый и используемый педагогами термин - «тестирование во входном контроле». При входном контроле с помощью педагогических тестов можно ответить на вопрос - насколько обучаемые владеют базовыми знаниями, умениями и навыками, чтобы успешно освоить новый материал, а также определить степень владения новым материалом до начала его изучения.

Учащиеся в классе имеют разную подготовку, различные способности и раз­личаются по мотивирующему фактору. В этой ситуации реализовать в большей мере личностно ориентированное обучение возможно при следующем подходе. Сначала следует провести входное тестирование, которое позволит разделить учащихся на две подгруппы. В первую попадают сильные учащиеся; при анализе выполнения ими входного теста прежде всего важна не степень их готовности к изучению нового материала, а оценка степени владения новым материалом, которая поможет учителю организовать его изучение на приемлемом уровне. Для второй группы учащихся на начальном этапе важно определить, каких базовых компонентов знаний им не хватает для успешного продолжения учения, и принять меры по устранению выявленных пробелов еще на первоначальном этапе. В этом случае учитель может подобрать такой метод обучения, который был бы наиболее эффективным для всей группы и позволил бы получить высокие результаты по окончании обучения. Сравнение же начального и конечного состояния обучаемых позволяет оценить прирост знаний; тогда во входном тестировании используется тестовый материал, незначительно отличающийся от материала для итогового контроля по изучаемой теме.

При первоначальном изучении материала учителю предстоит большая подготовительная работа по разработке собственного проверочного материала или по адаптации уже существующего; в дальнейшем же используется уже готовый материал и необходимы только незначительные его корректировки. Входное тестирование бесполезно, когда учитель хорошо знает возможности обучаемых, поскольку давно работает с классом; специфика содержания нового материала такова, что не позволяет выделить круг базовых знаний, умений и навыков, необходимых к началу обучения; область планируемых к усвоению знаний достаточно новая, так что у учащихся не может быть никаких «заделов», либо трудно пока выделить качественный уровень усвоения .

Тесты для входного контроля, обычно называемые претестами (предварительными тестами), делятся на два типа. Претесты первого типа позволяют выявить готовность к усвоению новых знаний в классе. Они разрабатываются в рамках критериально-ориентированного подхода и содержат задания для проверки базовых знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения нового материала, В основном эти претесты предназначены для наиболее слабых учеников, находящихся на границе между явно подготовленными и явно не подготовленными к началу усвоения нового материала. По результатам выполнения претеста проводится деление тестируемых на две группы, в одну из которых попадают те, кто может двигаться дальше, а в другую - те, кто нуждается в дополнительной работе и консультациях педагога.



Претесты второго типа разрабатываются в рамках нормативно-ориентированного подхода. Они охватывают планируемые результаты предстоящего обучения и построены полностью на новом материале. По результатам выполнения претеста преподаватель принимает решение, позволяющее внести элементы индивидуализации в массовый учебный процесс. Если ученик показал некоторые предварительные знания по новому материалу, то план его обуче­ния необходимо перестроить и начать с более высокого уровня, чтобы учебный материал имел для него действительный характер новизны. Иногда роль входного претеста выполняет итоговый тест, который предназначен для будущей оценки результатов усвоения нового материала после завершения его изучения.

Для текущего контроля разрабатывают корректирующие и диагностические тесты. Корректирующие тесты, как правило, являются критериально-ориентированными: если процент ошибок учащегося превышает критериальный балл, то его знания нуждаются в коррекции. С помощью корректирующих тестов можно найти слабые места в подготовке учащихся и выявить направления индивидуальной помощи в освоении нового материала. Корректирующие тесты не следует путать со средствами текущего контроля знаний учеников, однако они в какой-то мере близки, хотя бы по целям применения. Однако между первыми и вторыми средствами есть существенные различия технологического и содержательного характера. Традиционные средства текущего контроля менее эффективны и в основном ориентированы на проверку и систематическую оценку знаний учеников по небольшим единицам учебного материала. Корректирующие тесты предназначены для выявления пробелов в знаниях по группе учебных единиц, включающих содержание нескольких тем или даже разделов. Обычно они содержат задания, расположенные по нарастанию трудности, с тем чтобы выявить первые же проблемы в усвоении учебного материала.



Если затруднения ученика при выполнении заданий носят систе­матический характер, то педагог может прибегнуть к помощи диаг­ностических тестов. Основная цель диагностики - установление причин пробелов в знаниях учеников - достигается специальным подбором содержания заданий в тестах. Как правило, в них бывают представлены слабо варьирующие по содержанию задания, рассчитанные по форме представления на отслеживание отдельных этапов выполнения каждого задания корректирующего теста. Подробная детализация позволяет выявить причины устойчивых ошибок учеников, конкретизировать характер возникающих затруднений и получить выводы о несформированности тех или иных учебных умений.

Подбор заданий в диагностический тест осуществляется в индивидуализированном режиме, в зависимости от тех заданий, которые выполнил неверно каждый учащийся в корректирующем тесте. Особенно эффективны при контроле компьютерной генерации и предъявлении тестов в сочетании с обучающими модулями по каждой единице неусвоенного учеб­ного материала. В этом случае коррекция проводится незамедлительно, поскольку после выявления очередного пробела и установления его причины компьютер сам подбирает обучающий модуль и сразу же выдает его ученику.

Основная цель итогового тестирования - обеспечение объективной оценки результатов обучения, которая ориентирована на характеристику освоения содержания курса (критериально-ориентированные тесты) или на дифференциацию учащихся (нормативно-ориентированные тесты).

Итоговые тесты обычно подвергаются стандартизации, поскольку чаще всего они применяются для принятия административных управленческих решений в образовании. Если проведение входного и текущего тестирования - функция учителя, то итоговое тестирование часто проводится внешними структурами и носит характер независимых проверок. Примером независимого итогового тестирования в России является ЕГЭ, тестирование при аттестации школ и т. д. Внутри школы итоговые тесты можно использовать при переводе учащихся из класса в класс, при отборе отстающих учеников для определения их в коррекционные классы и т.д..


2.4.Основные определения понятийного аппарата

Предтестовое задание. Определение предтестового задания является базовым, содержащим специфические требования, с тем чтобы отличить его от традиционного контрольного задания. Предтестовое задание - это единица контрольного материала, содержание, логическая структура и форма представления которого удовлетворяют ряду требований и обеспечивают однозначность оценок результатов выполнения благодаря стандартизованным правилам проверки.

В предтестовых заданиях проверяются наиболее существенные опорные элементы содержания дисциплины. В каждом предтестовом задании определяется то, что однозначно считается правильным ответом с запланированной степенью его полноты.

Требования, предъявляемые к форме предтестовых заданий, можно условно разделить на специальные, отражающие специфику формы, и общие, инвариантные относительно выбранной формы. Согласно общим требованиям задание должно иметь определенный порядковый номер, стандартную инструкции по выполнению, адекватную форме, эталон правильного ответа, стандартизованные правила по оценке результатов его выполнения и т.д..

Преимущества предтестовых заданий по сравнению с традиционными контрольными заданиями обеспечиваются предельной стандартизацией при предъявлении и оценивании результатов их выполнения, что в целом повышает объективность оценок учащихся по тесту.

Предтестовые задания должны пройти обязательную эмпирическую проверку, по результатам которой часть из них превращается в тестовые, а оставшаяся часть удаляется из первоначальной совокупности заданий теста. Предтестовое задание превращается в тестовое, если количественные оценки его характеристик удовлетворяют определенным критериям, нацеленным на эмпирическую проверку качества содержания, формы и системообразующих свойств предтестовых заданий.

Обычно требуется не менее двух-трех апробаций, по результатам которых ведется коррекция содержания, формы, трудности задания, его валидности и статистических свойств, характеризующих качество его работы вместе с остальными заданиями теста. Исследование системообразующих характеристик тестового задания проводится на основе анализа дескриптивной (описательной) статистики, а также методов корреляционного, факторного и латентно-структурного анализа. Интерпретация результатов анализа - это всегда сложная аналитическая работа, результаты которой зависят от множества условий, в том числе и от вида создаваемого теста.

В отличие от первых двух определений, инвариантных относительно целей тестирования и решаемых задач, определение педагогического теста должно быть ориентировано на конкретный вид теста. В частности итоговый нормативно-ориентированный тест - это система тестовых заданий, упорядоченных в рамках определенной стратегии предъявления и обладающих такими характеристиками, которые обеспечивают высокую дифференциацию, точность и обоснованность оценок качества учебных достижений.

Итоговый критериально-ориентированный тест - это система тестовых заданий, упорядоченных в рамках определенной стратегии предъявления и обладающих такими характеристиками, которые обеспечивают валидную содержательную интерпретацию учебных достижений по отношению к установленным, статистически обоснованным критериям выполнения.


КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ.

Сущность и цели входного контроля по обществознанию в колледже.

Входной контроль по обществознанию является контролем остаточных знаний по дисциплине, изученной обучающимися в школе, и не связан с текущим, рубежным контролем успеваемости, промежуточной аттестацией по дисциплине основной общеобразовательной программы колледжа. Результаты входного контроля не могут быть показателем успеваемости студента.

Эти данные помогают преподавателю определить проблемный материал, который нуждается в дополнительном повторении, сориентироваться в методике преподавания, объемах материала, который способны освоить студенты 1 курса.

Цели входного контроля:

Определение уровня, знаний, умений и навыков студентов 1 курса, степени усвоения ими программы основного общего образования по дисциплине «Обществознание»

Выявление недостатков базовой подготовки обучающихся по дисциплине «Обществознание»

Коррекция уровня подготовленности студентов для освоения учебного материала по основной профессиональной образовательной программе;

Коррекция содержания рабочей программы по дисциплине «Обществознание» и подбор технологий обучения .

Входное тестирование

Вариант 1

Борьба за власть и ее защита - это основной вопрос:

1) экономической сферы 2) политическом сферы 3) социальной сферы.

Мировой религией является:

Государство, в котором высшей целью является обеспечение прав и свобод граждан:

1.Федеративное

2.Социальное

3.Светское

4.Правовое

Потребность человека, не связанная с его природой как биологического существа

1) В пище

2) В движении

3) В сохранении рода

4) В познании

Этническую группу представляют

Какое общество считается традиционным :

1) индустриальное,

2) доиндустриальное

3) постиндустриальное

Правовое государство отличает

Конституция Российской Федерации была принята:

Граждане Российской Федерации приобретают избирательные права с

22.

Установите соответствие между типами экономики и их существенными признаками:

Входное тестирование

Вариант 2

Часть А (задания с выбором одного ответа из четырех)

1) этика

2) лингвистика

3) литературоведение

4) эстетика

Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?

1) полное (среднее) образование

2) среднее профессиональное образование

3) высшее профессиональное образование

4) дополнительное образование

Мировой религией является

На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались. Какое правонарушение они совершили?

1) гражданский проступок

2) дисциплинарный проступок

3) административный проступок

4) уголовное преступление

Понятия «форма правления», «форма государственного устройства», «авторитаризм» характеризуют сферу общества

1) экономическую 2) социальную 3) политическую 4) духовную

Профессиональной группой являются

Правовая связь человека с государством называется

1) Гражданство

2) Моральные нормы

3) Политические организации

4) Конституция

Главой государства согласно Конституции Российской Федерации является

Указания к оцениванию:

Вопросы части А и В оцениваются одним баллом. Вопросы части С – двумя баллами.

21-25 баллов – «отлично» - 5

17-20 баллов – «хорошо» - 4

12-16 баллов – «удовлетворительно» - 3

0-11 баллов – «неудовлетворительно» - 2

Часть В (задания с кратким ответом) 2 вариант

22.

Установите соответствие между типами государства и их существенными признаками:

В РФ действует принцип разделения власти, назовите три ветви власти в РФ

Часть С (задания с открытым развернутым ответом)

24. Назовите основные политические права и свободы российских граждан.


Магистр

(квалификация (степень) выпускника)

Паспорт

Фонда оценочных средств

(наименование дисциплины)

Тест



Улан-Удэ 2015 г.

Входное тестирование

по дисциплине Научно-практический семинар 2 «Современные проблемы развития государства и права»

Спецификация теста

Тест предназначен для магистрантов специальности 030501 для проверки знаний перед началом изучения дисциплины Научно-практический семинар 2«Современные проблемы развития государства и права», 3 блок, курс 2.

Уровень контроля – кафедральный.

Вид контроля – входной.

Цель тестирования – установление уровня обученности перед началом изучения дисциплины.

Тест состоит из 21 задания по материалам дисциплин «Теория государства и права», «Правоохранительные органы», «Уголовное право.

В тесте использованы задания различной формы, в том числе:

альтернативных ответов – 21,

32,6% заданий предполагают деятельность магистранта на уровне знакомства, 56,7% - на уровне воспроизведения, 10,7% - на уровне умений.

Тест функционально валиден по отношению к следующим целям обучения:

на уровне знания магистрант должен:

- знать методику научных исследований в области права;



Знать виды и формы правового воспитания;

на уровне понимания:

Иметь представление о научных исследованиях в области права;

Иметь представление о правовом воспитании;

на уровне умения:

Применять знания при проведении научных исследований в области права;

Уметь логически грамотно осуществлять правовое воспитание;

на уровне анализа:

Анализировать приемы, методы и средства научных исследований в области права;

на уровне обобщения:

Целостно представлять научно-исследовательскую деятельность в области права;

на уровне владения навыками:

- владеть юридической терминологией научных исследований в области права;

Владеть приемами правового воспитания;

Навыками для проведения научных исследований в области права.

Способность осуществлять правовое воспитание на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

Способность эффективно осуществлять правовое воспитание.

Длительность тестовой процедуры – 1,5 академических часа.

Надежность теста оценена приближенно по установленной В.П.Беспалько зависимости между числом существенных операций теста и коэффициентов надежности. Число существенных операций теста равно 21, коэффициент надежности приблизительно равен 0,75.

Число параллельных вариантов теста – 1.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ МАГИСТРАНТА

Вам предлагается 21 задание для входного контроля по дисциплине Научно-практический семинар 2«Современные проблемы развития государства и права».

В тесте использованы различные формы заданий. К каждой из них дана инструкция, в которой указано, что нужно сделать, в каком виде дать ответ и как его оформить.

Будьте внимательны!

Длительность тестовой процедуры – 0,5-0,6 академических часа.

На выполнение каждого задания дается 2-2,5 минуты

Шкала оценок:

Желаем успеха!

Вопросы входного тестирования

по дисциплине Научно-практический семинар 2 «Современные проблемы развития государства и права»

Вариант 1

Инструкция к заданиям 1-21. Выберите один вариант ответа

1. Правовым государством является:
а) социальное государство,
б) Конституционное государство,
в) Демократическое государство,
г) государство с приоритетом соблюдения прав и свобод личности,
д) все выше перечисленные.

2. Правовое государство должно обеспечивать:
а) гарантии прав и свобод личности,
б) приоритет правящей партии,
в) шовинизм,
г) суверенитет,
д) все выше перечисленное.

3. Внутренняя функция государства, выражающаяся в обеспечении точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений - это:
а) функция финансового контроля,
б) экологическая,
в) охраны правопорядка,
г) социальная,
д) экономическая.

4. Дееспособность это:
а) обстоятельство, с которым связано возникновение прав и обязанностей,
б) общественные отношения, урегулированные нормами права,
в) возможность самостоятельно своими действиями приобретать права и налагать на себя юридические обязанности,
г) события и действия естественного характера,
д) способ объединения людей.

5. Проступок отличается от преступления:
а) степенью общественной опасности,
б) вины,
в) умыслом,
г) неосторожностью,
д) необходимой обороной.

6. Правовой акт, принимаемый высшим законодательным органом называется:
а) указ

б) решение,
в) закон,
г) приговор суда,
д) меморандум.

7. Принцип права, суть которого состоит в точном и неукоснительном соблюдении правовых норм всеми органами, гражданами, должностными лицами и общественными объединениями - это:
а) гуманизм,
б) равноправие,
в) незыблемость,
г) демократизм,
д) законность,

8. Отрасль права, регулирующая управленческие отношения, складывающиеся в процессе деятельности исполнительно-распорядительных органов государственной власти - это:
а) трудовое право,
б) экологическое право,
в) гражданское право,
г) административное право,
д) уголовное право.

9. Главное отличие норм права от иных видов социальных норм состоит в том, что:
а) ничем не отличаются,
б) правовые нормы обеспечиваются силой традиции,
в) нормы права издаются без участия государства,
г) нормы права издаются государством и обеспечиваются государственным принуждением,

д) основаны на мерах общественного воздействия.

10. Структурный элемент нормы права, предполагающий ответственность за ее невыполнение или нарушение называется:
а) предпосылки,
б) решение,
в) санкция,
г) диспозиция,
д) гипотеза.

11. Правомерное поведение это:
а) поведение человека не нарушающее общественного порядка,
б) поведение человека в соответствии с требованиями закона,
в) действия человека по осуществлению своих прав и обязанностей,
г) морально- нравственное поведение человека,
д) все вышеперечисленные.

12. Общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, направленное на урегулирование общественных отношений и предусматривающее меры государственного принуждения в случае его нарушения:
а) обычаи,
б) норма морали,
в) политическая норма,
г) религиозный обряд,
д) норма права.

13. Правосознание - это:
а) знание о конкретных юридических науках,
б) обыденное общественное сознание,
в) совокупность идей, чувств, представлений о праве, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования.
г) подсознательное поведение человека,
д) все вышеперечисленные.

14. К принципам права относятся:
а) принцип равноправия,
б) принцип уважения прав человека,
в) принцип справедливости,
г) принцип законности и правосудия,
д) все вышеперечисленное.

15. Право, принадлежащее конкретному лицу - это:
а) юридическая обязанность,
б) объективное право,
в) субъективное право,
г) долг,
д) правомерное поведение.

16. Элементами состава правонарушения являются:
а) объект, субъект,
б) причина, следствие,
в) возможность, действительность,
г) желание, достижение,
д) правомерное поведение, противоправное поведение.

17. Право - это:
а) система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством,
б) правила поведения, установленные общественной организацией,
в) решение, принятое судом,
г) нормы морали,
д) ритуалы сложившиеся в обществе.

18. Нормы права, которые предоставляют лицам возможность совершения определенных действий, влекущих юридические последствия имеют название:
а) категорические
б) диспозитивные
в) императивные
г) уполномочивающие
д) запрещающие

19. Нормативно-правовому акту присущи следующие черты:
а) общеобязательный характер
б) действует независимо от своего исполнения
в) односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан
г) является результатом нормотворческой деятельности
д) все вышеуказанные

20. Действие, которое вызывает наступление юридических последствий, независимо от того, предвидело ли их лицо, совершившее его или нет, называется -
а) юридический акт
б) юридический поступок
в) юридическое событие
г) юридический факт
д) правильный ответ отсутствует

21. Неправомерные действия подразделяются:

а) на преступления
б) на проступки (административные)
в) на дисциплинарные проступки
г) на нарушение норм гражданского права
д) на все вышеуказанные

Эталон к варианту 1.

№ задания Ответ
Д
А
В
В
А
В
Д
Г
Г
А
Д
Д
В
Д
В
А
А
Г
Д
Б
Д

Каждая верно выполненная существенная операция теста на вопросы: 1-21 оценивается 1 баллом.

Число существенных операций в тесте отражено в следующей таблице

№ задания СОТ

Оценка успешности усвоения курса - производится в соответствии со значением коэффициента усвоения (Ку), который определяется как соотношение набранных баллов к максимально возможному числу баллов, то есть к 21.

Примечание: баллы за входное тестирование не учитываются при аттестации. Тем не менее, результаты тестирования оцениваются с целью уяснения преподавателем уровня остаточных знаний обучающихся.

Составитель _____________________________________В.В. Иринчеев

(подпись)

«____»__________________2015 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ» (ФГБОУ ВО ВСГУТУ)

Тест







2024 © psynadin.ru.