Спарта где. Что случилось с могущественной Спартой


Все мы знаем о соперничестве двух великих греческих полисов - Афин и Спарты, знаем про подвиг 300 спартанцев, но слышали ли вы о современном городе Спарта? Вот Афины - это столица. И Акрополь в центре него. А где находятся руины Спарты и что осталось от них? Сейчас я вам их покажу.

Спарта существует и в наши дни, это небольшой, совершенно непопулярный у туристов город на юге Пелопоннеса с аналогичным названием. Добраться сюда можно только на машине. Однако, если посмотреть карту современного города, то найти там остатки былого величия будет очень непросто.


Остатки римских укреплений

Руины Древней Спарты находятся на севере за чертой города в районе местного стадиона. Сама местность раскопок является огромной оливковой рощей. Здесь и находятся основные объекты античности.

В древности названия "Спарта" не существовало, известный нам город-полис назывался Лакедемон. Если Афины славились своей демократией - властью народа, то Спарта (будем называть город так, как он более нам привычен) было военизированным аристократическим государством с большой прослойкой рабов. Ему легко удавалось подчинять своей воле соседей по полуострову.


Схема расположения руин Спарты

Но в IV веке до нашей эры череда поражений ослабили мощь Спарты, а затем пришли македонцы, сила оружия которых превосходила силу спартанцев. Во II веке до нашей эры греческие полисы попадают в зависимость от Рима и больше не могут строить грандиозных планов друг против друга. С этого времени о Спарте мало что известно, город утратил свое значение, и к Средним векам его фактически не существовало. Современный город появился только в 1834 году.

Вход на территорию раскопок Древней Спарты на данный момент бесплатный, что большая редкость для Греции. Дело в том, что руины не выглядят как достопримечательность, все весьма заброшено и не представляет особого интереса. Платить здесь просто не за что. Но параллельно идут работы по реконструкции и реставрации оставшихся руин, чтобы они получили очертания, тогда и будут брать деньги.


Дорога к руинам

Главная достопримечательность - это театр, как всегда, с прекрасным видом на горы и всю долину. Он не очень хорошо сохранился, но не утратил своих очертаний, здесь можно побродить - посмотреть. Театр построен в V веке до нашей эры, во времена расцвета полиса, и вмещал в себя 17 тысяч зрителей.


Сцена


Стены трибун восхваляют героев

На холме над театром сохранились основания ряда построек - святилище, базилика и неизвестное здание


Святилище Афины Халкикос


Остатки дома с двумя нишами, его назначение неизвестно


Остатки базилики


Вид на горы

Восточнее этих мест можно найти остатки римских укреплений, а также центр римского города, еще дальше на восток, через жилой микрорайон можно найти основание храма Артемиды.


Круглое здание. Представляет из себя трехступенчатое основание, вокруг холма


Остатки римской Стои


Агора III-IV века до нашей эры


Святилище

На западе к Спарте примыкает комплекс византийских монастырей Мистры, а также очень красивый природный заповедник в горной местности. На юго-востоке дорога ведет в город-крепость

Откуда взялись спартанцы

Кто такие спартанцы? Почему их место в древнегреческой истории выделено по сравнению с другими народами Эллады? Как выглядели спартанцы, можно ли понять, чьи родовые черты они наследовали?

Последний вопрос кажется очевидным только на первый взгляд. Очень просто считать, что греческая скульптура, представляющая образы афинян и жителей других греческих полисов, в равной мере представляет и образы спартанцев. Но где же тогда изваяния спартанских царей и полководцев, которые на протяжении веков действовали успешнее, чем вожди других греческих городов-государств? Где спартанские олимпийские герои, имена которых известны? Почему их облик не отразился в древнегреческом искусстве?

Что произошло в Греции между «гомеровским периодом» и началом становления новой культуры, чье зарождение отмечено геометрическим стилем – примитивными росписями ваз, больше похожими на петрогрифы?

Вазопись герметического периода.

Как могло столь примитивное искусство, датируемое 8 в. до н. э. превратиться в великолепные образцы росписи по керамики, бронзового литья, скульптуры, архитектуры к 6–5 вв. до н. э.? Почему Спарта, возвысившись вместе с остальной Грецией, испытала культурный упадок? Почему этот упадок не помешал Спарте выстоять в борьбе с Афинами и на короткое время стать гегемоном Эллады? Почему военная победа не увенчалась созданием общегреческого государства, а вскоре после победы Спарты греческая государственность была разрушена внутренними распрями и внешними завоеваниями?

На многие вопросы ответ следует искать, вернувшись к вопросу о том, кто жил в Древней Греции, кто жил в Спарте: каковы были государственные, хозяйственные и культурные устремления спартанцев?

Менелай и Елена. Крылатый Бореад парит над сценой встречи, напоминая сюжет о похищении Орфии, подобный похищению Елены.

Согласно Гомеру, спартанские цари организовали и возглавили поход против Трои. Может быть, герои троянской войны это и есть спартанцы? Нет, герои этой войны к известному нам государству Спарта не имеют никакого отношения. Их отделяют даже от архаичной истории Древней Греции «темные века», которые не оставили археологам никаких материалов и не отразились в греческом эпосе или литературе. Герои Гомера – это изустная традиция, которая пережила расцвет и забвение народов, давших автору «Илиады» и «Одиссеи» прообразы известных доныне персонажей.

Троянская война (13–12 вв. до н. э.) прошла задолго до рождения Спарты (9–8 вв. до н. э.). Но народ, впоследствии основавший Спарту, вполне мог существовать, а позднее – участвовать в завоевании Пелопоннеса. Сюжет о похищении Парисом Елены, супруги «спартанского» царя Менелая, взят из доспартанского эпоса, родившегося среди народов крито-микенской культуры, предшествовавшей древнегреческой. Он связан с микенским святилищем Менелайон, где в архаичный период отправлялся культ Менелая и Елены.

Менелай, копия с изваяния 4 в до н. э.

Будущие спартанцы в дорийском нашествии – та часть завоевателей Пелопоннеса, которая шла впереди, сметая микенские города и умело штурмуя их мощные стены. Это была сама воинственная часть войска, которая продвинулась дальше всех, преследуя врага и оставляя позади тех, кто удовлетворился достигнутыми результатами. Быть может, именно поэтому в Спарте (сама дальняя точка континентального завоевания, после которой оставалось покорять только острова) была установлена военная демократия – здесь традиции народа-войска имели самые прочные основания. И здесь же напор завоевания был исчерпан: армия дорийцев сильно поредела, они составляли меньшинство населения в самых южных землях Эллады. Именно это обусловило как многонародный состав жителей Спарты, так и обособленность властвующего этноса спартиатов. Спартиаты властвовали, а процесс культурного развития продолжали подвластные – свободные жители периферии спартанского влияния (периеки) и приписанные к земле илоты, обязанные содержать спартиатов как защищающую их военную силу. Культурные запросы воинов-спартиатов и торговцев-периеков причудливо смешались, создав немало загадок для современных исследователей.

Откуда же взялись дорийские завоеватели? Что это были за народы? И как они пережили три «темных» века? Положим, что связь будущих спартанцев с Троянской войной, достоверна. Но при этом роли по сравнению с сюжетом Гомера меняются местами: спартанцы-троянцы разгромили спартанцев-ахейцев в карательном походе. Да и остались в Элладе навсегда. Ахейцы и троянцы после этого жили бок о бок, переживая тяжелые времена «темных веков», смешивая свои культы и героические мифы. В конце концов, поражения были забыты, а победа над Троей стала общим преданием.

Прообраз смешанного сообщества можно рассмотреть в соседней со Спартой Мессении, где так и не образовалось государственного центра, дворцов и городов. Мессенцы (и дорийцы, и завоеванные ими племена) жили в небольших селениях, не обнесенных оборонительными стенами. Во многом та же картина наблюдается и в архаической Спарте. Мессения 8–7 вв. до н. э. – слепок более ранней истории Спарты, возможно, дающий общую картину жизни Пелопоннеса в «темные века».

Так откуда же пришли спартанцы-троянцы? Если из Трои, то эпос Троянской войны со временем мог быть усвоен на новом месте поселения. В таком случае возникает вопрос, почему завоеватели не вернулись в свои земли, как это сделали жестокие ахейцы, разорившие Трою? Или почему они не построили новый город хотя бы в чем-то приближающийся к прежнему великолепию их столицы? Ведь микенские города ничуть не уступали Трое в высоте стен и размерах дворцов! Почему завоеватели предпочли забросить покоренные города-крепости?

Ответы на эти вопросы связаны с загадкой раскопанного Шлиманом города, который с античных времен был известен как Троя. Но совпадает ли эта «Троя» с гомеровской? Ведь имена городов переезжали и переезжают с места на место до сегодняшнего дня. Пришедший в упадок город может быть забыт, а его тезка может стать широко известным. У греков фракийскому городу и острову Фасос в Эгейском море соответствует Фасос в Африке, рядом с которым находился Милет – аналог более известного ионийского Милета. Идентичные названия городов присутствуют не только в древности, но и в современности.

Трое может быть приписан сюжет, связанный с другим городом. Например, в результате преувеличения значимости отдельного эпизода длительной войны или превознесения малозначительной операции в ее финале.

Можно сказать наверняка, что описанная Гомером Троя – это не Троя Шлимана. Шлимановский город беден, незначителен по численности населения и в культурном отношении. Три «темных» века могли сыграть злую шутку с бывшими троянцами: они могли забыть, где размещалась их замечательная столица! Ведь присвоили же они себе победу над этим городом, поменявшись местами с победителями! А может быть, они еще несли в своей памяти смутные воспоминания о том, как сами стали хозяевами Трои, отняв ее у прежних владельцев.

Раскопки и реконструкция Трои.

Скорее всего, Троя Шлимана – промежуточная база троянцев, изгнанных из своей столицы в результате неизвестной нам войны. (Или же, напротив, хорошо известной нам от Гомера, но связанной вовсе не с Троей Шлимана.) Они принесли с собой имя и, возможно, даже завоевали этот город. Но жить в нем не смогли: слишком агрессивные соседи не позволили им спокойно вести хозяйство. Поэтому троянцы двинулись дальше, вступив, в союз с дорийскими племенами, пришедшими из Северного Причерноморья по привычному транзитному пути всех степных мигрантов, приходящих из далеких южноуральских и приалтайских степей.

Вопрос «где настоящая Троя?» на нынешнем уровне знаний неразрешим. Одна из гипотез состоит в том, что гомеровский эпос был принесен в Элладу теми, кто вспоминал в изустных преданиях о войнах вокруг Вавилона. Блеск Вавилона, действительно, может походить на блеск гомеровской Трои. Война Восточного Средиземноморья с Междуречьем – масштаб, действительно, достойный эпоса и многовековой памяти. Экспедиция кораблей, которая достигает бедной шлимановской Трои в три дня и воюет там десять лет – не может быть основой для героической поэмы, волновавшей греков много столетий.

Раскопки и реконструкция Вавилона.

Троянцы не воссоздали свою столицу на новом месте не только потому, что память о настоящей столице иссякла. Иссякли и силы завоевателей, которые терзали остатки микенской цивилизации многие десятилетия. Дорийцы, вероятно в массе своей ничего не хотели искать на Пелопоннесе. Им хватало других земель. Поэтому спартанцам пришлось одолевать местное сопротивление также постепенно, десятилетиями и даже столетиями. И держать строгий военный порядок, чтобы самим не быть завоеванными.

Микены: Львиные ворота, раскопки крепостных стен.

Почему троянцы не построили города? Хотя бы на месте одного из микенских городов? Потому что с ними не было строителей. В походе было только войско, которое не смогло вернуться. Потому что некуда было возвращаться. Троя пришла в упадок, завоевана, население рассеяно. На Пелопоннесе оказались остатки троянцев – войско и те, кто покинул разоренный город.

Будущие спартанцы удовлетворились бытом сельских жителей, которым более всего угрожали ближайшие соседи, а не новые нашествия. А троянские предания остались: они были единственным предметом гордости и воспоминанием о былой славе, основой культа героев, которому суждено было восстановиться – выйти из мифа в реальность в сражениях Мессенских, греко-персидских и Пелопонесских войн.

Если наша гипотеза верна, то население Спарты было разнообразным – более разнообразным, чем в Афинах и других греческих государствах. Но живущим раздельно – в соответствии с закрепившимся этносоциальным статусом.

Расселение народов в Древней Греции.

Можно предположить существование следующих групп:

а) спартиаты – люди с восточными («ассирийскими») чертами, родственные населению Междуречья (их образы мы видим преимущественно на вазописи) и представлявшие южно-арийские миграции;

б) дорийцы – люди с нордическими чертами, представители северного потока арийских миграций (их черты воплотились в основном в скульптурных изваяниях богов и героев классического периода греческого искусства);

в) ахейцы-завоеватели, а также микенцы, мессенцы – потомки коренного населения, в незапамятные времена переселившегося сюда с севера, частично представленные также уплощенными лицами далеких степных народов (например, знаменитые микенские маски из «дворца Агамемнона» представляют два типа лиц – «узкоглазые» и «лупоглазые»);

г) семиты, минойцы – представители ближневосточных племен, распространившие свое влияние по побережью и островам Эгейского моря.

Все эти типы можно наблюдать в изобразительном искусстве спартанской архаики.

В соответствии с привычной картиной, которую дают школьные учебники, хочется видеть Древнюю Грецию однородной – заселенной греками. Но это неоправданное упрощение.

Кроме родственных племен, которые в разное время заселяли Элладу и получили название «греки», здесь было множество других племен. Например, остров Крит населялся автохтонами, находящимися под властью дорийцев, Пелопоннес также был заселен в основном автохтонным населением. Наверняка илоты и периеки к дорийским племенам имели очень отдаленное отношение. Поэтому можно говорить лишь об относительном родстве греческих племен и об их различии, зафиксированном разнообразными наречиями, иногда крайне сложными для понимания жителями крупных торговых центров, где формировался общегреческий язык.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Несбывшаяся Россия автора

Глава 2 ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ? Ровно бьются портупеи, Мягко пляшут рысаки. Все буденовцы - евреи, Потому что казаки. И. Губерман СОМНИТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯСовременные ученые повторяют еврейские традиционные сказания про то, что евреи переселялись строго с запада на восток. Из

Из книги Правда и вымысел о советских евреях автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 3 Откуда взялись ашкенази? Ровно бьются портупеи, Мягко пляшут рысаки. Все буденовцы - евреи, Потому что казаки. И. Губерман. Сомнительная традицияСовременные ученые повторяют еврейские традиционные сказания про то, что евреи переселялись строго с запада на

Из книги Тайны русской артиллерии. Последний довод царей и комиссаров [с иллюстрациями] автора

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Эти странные спартанцы Спартанское государство располагалось в южной части греческого полуострова Пелопоннес, а его политический центр находился в области Лакония. Государство спартанцев в древности именовалось Лакедемон, а Спартой звалась группа из четырех (позднее

Из книги Взлет и падение Османской империи автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1 Откуда взялись османы? История Оттоманской империи началась с незначительного случайного эпизода. Небольшое огузкое племя кайы, около 400 шатров, прикочевало в Анатолию (северная часть полуострова Малая Азия) из Средней Азии. Однажды вождь племени по имени

Из книги АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили автора Соколов Михаил Владимирович

Из книги Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии автора Клёсов Анатолий Алексеевич

Откуда взялись «новые европейцы»? Большинство наших современников настолько привыкли к своей территории обитания, особенно если на ней жили предки столетия вглубь, не говоря о тысячелетиях (хотя про тысячелетия никто определенно не знает), что любые сведения о том, что

Из книги Исследование истории. Том I [Возникновение, рост и распад цивилизаций] автора Тойнби Арнольд Джозеф

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Ликург и спартанцы Свобода по-спартанскиНаряду с Афинами другим ведущим государством Древней Греции была Спарта (или Лакония, Лакедемон). С нею в мировой истории связаны образцы мужественного, «спартанского» воспитания и военных доблестей.По законодательству Ликурга

Из книги Советские партизаны [Мифы и реальность] автора Пинчук Михаил Николаевич

Откуда взялись партизаны? Напомню определения, приведенные во 2-м томе «Военного энциклопедического словаря», подготовленного в Институте военной истории Минобороны Российской федерации (издание 2001 года):«Партизан (франц. partisan) - лицо, добровольно сражающееся в составе

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Откуда взялись авары? Упоминаний об аварах в произведениях средневековых историков довольно-таки много, но описаний их государственного устройства, быта и классового деления представлено совершенно недостаточно, а сведения об их происхождении весьма противоречивы.В

Из книги Русь против варягов. «Бич Божий» автора Елисеев Михаил Борисович

Глава 1. Да кто же вы такие? Откуда вы взялись? С этого вопроса можно смело начинать практически любую статью, в которой речь пойдет о Руси и варягах. Ибо для многих любознательных читателей это вопрос совсем не праздный. Русь и варяги. Что это? Взаимовыгодное

Из книги Пытаясь понять Россию автора Фёдоров Борис Григорьевич

ГЛАВА 14 Откуда взялись российские олигархи? На этих страницах уже неоднократно встречался термин "олигархи", однако значение его в условиях нашей действительности никак не разъяснялось. Между тем, это весьма заметное явление в современной российской политике. Под

Из книги Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться… Как воспитывали детей в Древней Греци автора Петров Владислав Валентинович

Но откуда же взялись философы? Если попытаться описать общество «архаической Греции» одной фразой, то можно сказать, что оно было проникнуто «военным» сознанием, а лучшими его представителями были «благородные воины». Хирон, принявший у Феникса эстафету воспитания

Из книги Кто такие Айны? автора Wowanych Wowan

Откуда вы взялись, «настоящие люди»? Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним видом.В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми

Из книги Дым над Украиной автора ЛДПР

Откуда взялись западенцы В начале ХХ в. в состав Австро-Венгерской империи входило Королевство Галиции и Лодомерии со столицей в Лемберге (Львове), в состав которого помимо этнических польских территорий входили Северная Буковина (современная Черновицкая область) и

Спарта (Лакедéмон) была главным городом Лаконики - области в южной части Пелопоннеса, которая охватывала плодороднейшую долину реки Эврот и прилегающие гористые местности. Племена дорийцев пришли в Лаконику, очевидно, в XI веке до нашей эры и обосновались там, постепенно подчинив местное ахейское население. Полис Спарта образовался около 1000 года до нашей эры в результате объединения четырех поселений, впоследствии к ним присоединилось и пятое поселение - Амиклы. Порабощенное население спартанцы называли илотами по названию ахейского поселения Илос (Гелос) в южной Лаконике. Жителей менее плодородных районов Лаконики, которые сохраняли личную свободу, спартанцы называли периэками (‘живущими рядом’).


// Карта Древней Греции (powermylearning.org)

К середине VIII века до нашей эры вся Лаконика уже была подчинена спартиатами (гражданами Спарты), и Спарта вела войны с соседним Аргосом за обладание пограничной областью Кинурией и за лидерство на полуострове Пелопоннес. В это время другие греческие полисы в значительной степени из-за нехватки земли стали активно выводить колонии за пределы Балканской Греции. Спарта основала лишь Тарент в Южной Италии в конце VIII века до нашей эры; колонистами стали, согласно преданию, дети от смешанных браков спартанских женщин и неграждан. В связи с ростом населения в Спарте ощущалась нехватка плодородных земель, нарастали социальные противоречия, как и во всей Греции. Раздражители были теми же, но реакция оказалась иной: все силы Спарты были направлены не на колонизацию заморских земель, а на завоевание Мессении - соседней области на юго-западе Пелопоннеса. В результате 1-й Мессенской войны (736–720 гг.) Мессения была захвачена спартанцами, а ее население превращено в илотов. Век спустя, во второй половине VII века до нашей эры, мессенцы восстали под предводительством Аристомена (2-я Мессенская война). Но, несмотря на поддержку со стороны полисов Аркадии и Аргоса, мессенцы потерпели поражение и были окончательно порабощены.

Ликургов строй

Мессенские войны потребовали мобилизации всех сил коллектива спартанских граждан и послужили толчком к принятию законов Ликурга, о которых до сих пор спорят историки. Ликург - один из главных спартанских мифов, о нем до сих пор спорят историки. Еще греческий биограф римского времени Плутарх, живший спустя около 700 лет после описываемых событий, писал: «О законодателе Ликурге невозможно сообщить ничего строго достоверного: и о его происхождении, и о путешествиях, и о кончине, а равно и о его законах, и об устройстве, которое он дал государству, существуют самые разноречивые рассказы. Но более всего расходятся сведения о том, в какую пору он жил». В другом месте Плутарх упоминает о Ликурге как об одном из основателей Олимпийских игр (первые игры прошли в 776 году до нашей эры). Сейчас невозможно выяснить, насколько реален его образ. Во всяком случае, с именем Ликурга связывались те изменения в законодательстве, которые сделали Спарту уникальным в Греции «гоплитским государством». Согласно традиции, Ликург получил в Дельфах ретру (оракул), предписывавшую ему провести преобразования. Реформы проводились, очевидно, в конце VII века до нашей эры.

Гражданский коллектив Спарты был преобразован в общину «равных» (гомеев). Плодородные земли были поделены на 9 тысяч (по другим сведениям, на 6 или 7 тысяч) равных участков (клеров - ‘жребиев’), каждый из которых должны были обрабатывать несколько семей илотов. Половина урожая должна была отдаваться спартанцу - владельцу клера. Мужчины-граждане становились воинами и только воинами. Любой другой вид деятельности для них стал немыслим.

В Спарте в необычной для Греции форме сохранилась царская власть: два царя (басилея), которые считались потомками Геракла, пользовались большим почетом, возглавляли спартанское войско во время походов, однако их функции в самой Спарте были незначительны. Вместе с 28 геронтами (старцами) они составляли герусию (совет старейшин) - орган, который играл важную роль и фактически предопределял решения народного собрания (апеллы). Апелла, на которую собирались все спартанцы, считалась высшим органом власти: она избирала должностных лиц, утверждала решения по важнейшим вопросам, например по вопросам войны и мира и др. Но на рассмотрение апеллы выносились уже готовые проекты, которые одобрялись либо отвергались весьма примитивным способом: учитывалась сила крика. Чисто спартанским институтом был эфорат, появившийся несколько позже ликурговых законов. Каждый год избирались пять эфоров (наблюдателей), призванных обеспечить исполнение и неизменность ликурговых законов. Их права были столь велики, что они могли отстранять от власти даже царей.

Спартанское воспитание и образ жизни

Жизнь спартанца регламентировалась от рождения до смерти. Единственным занятием гражданина Спарты была война, к которой его готовили с самого рождения: маленьких детей не кутали, закаляли, скудно кормили. Существует миф о том, что болезненных детей после осмотра старейшинами умерщвляли, позволялось воспитывать только тех, кто был признан здоровым. Современные антропологи и историки не считают этот обычай достоверным; к примеру, известный спартанский полководец Лисандр был хромоногим.

С семи лет мальчиков обучали в одной большой школе по гражданской системе воспитания - агогэ. Цель обучения состояла в том, чтобы сделать их смелыми, равнодушными к боли и дисциплинированными, немногословными. Спартанцы выражались емко и кратко - отсюда слово «лаконичный». Муштра в этих школах была настолько жесткой, что будущие воины шли на войну как на праздник, так как во время походов были некоторые послабления. В этих же школах детей обучали минимальной грамоте, для того чтобы они могли читать военные донесения. Старшие мальчики (ирены) управляли младшими. Роль однополой любви в таких взаимоотношениях признавалась важным обычаем в процессе воспитания воинов. Так прививался коллективизм, без которого невозможно сражаться плечом к плечу. Благодаря суровому коллективному воспитанию спартанская фаланга считалась непобедимой.


// Спартанские воины (history.com)

Брак разрешался по достижении двадцатилетнего возраста, но до тридцати лет мужчина должен был жить среди сверстников, навещая жену только ночью. После тридцати лет он становился полноправным гражданином. Каждый гражданин становился участником общего стола (сисситии) и должен был обедать с другими его членами, внося свой вклад в виде продуктов, полученных от земельного участка. Согласно государственному устройству Спарты, в ней не было ни нуждающихся, ни богатых. Никому не разрешалось иметь золото или серебро. В то время как по всей Греции уже распространились монеты, в Спарте продолжали пользоваться неудобными и громоздкими железными деньгами. Обогащение сделалось невозможным, а само стремление к нему считалось постыдным.

Спартиаты, периэки, илоты

Сложившееся в Спарте политическое устройство обеспечивало права господствующей социальной группы спартиатов (гомеев - «равных») и эффективную систему подчинения и угнетения других социальных групп спартанского общества, весьма значительных по численности. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в битве с персами при Платеях в 479 году до нашей эры, помимо 5 тысяч спартиатов, принимали участие 5 тысяч периэков и 35 тысяч илотов.

Периэки жили в поселениях в гористой местности в Лаконии и пользовались внутренним самоуправлением. В каждом периэкском поселении был гармост - представитель Спарты, осуществлявший надзор. Периэки служили в спартанском войске гоплитами и, несмотря на отсутствие политических прав, оставались в целом надежной опорой спартиатов. Их главными занятиями были ремесло и торговля. После запрета спартиатам заниматься любыми связанными с обогащением видами деятельности периэки в этих сферах были вне конкуренции и, несмотря на упадок внешней торговли после реформ Ликурга, обеспечивали Спарту всеми необходимыми товарами - особенно ценились простые предметы обихода и лаконское оружие.

Илоты были самой многочисленной группой населения Спартанского государства. Фактически они находились на положении государственных рабов, вынужденных отдавать спартанцам половину урожая. Илотами стали и жители завоеванной спартанцами Мессении, так что общая их численность, вероятно, в десять раз превосходила численность спартиатов. В отличие от рабов в других греческих государствах, илоты жили компактно семьями, принадлежали к одному племени, ненавидели спартиатов («Готовы были пожрать их живьем», - писал один древний автор). Всегда существовала опасность восстания илотов, особенно в периоды внешней опасности или внутренних неурядиц в Спартанском государстве. Так, в 464 году до нашей эры после страшного землетрясения, когда погибло много спартиатов, илоты восстали и даже пытались захватить саму Спарту, а затем в течение десяти лет сопротивлялись угнетателям. Постоянная опасность восстания илотов и была главной причиной милитаризации Спарты. По отношению к илотам любая жестокость считалась оправданной, и время от время спартиаты устраивали криптии (облавы на молодых и сильных илотов). При этом преследовалась двойная цель: убийство молодых и сильных илотов уменьшало опасность восстания, а участвовавшие в этих акциях молодые спартиаты приучались ненавидеть угнетенных и не страшиться жестокости по отношению к ним.

Женщины-спартанки

Гражданин греческого полиса - это прежде всего воин. Женщины не обладали политическими правами в Древней Греции, поскольку не воевали. Однако именно женщины «милитаризованной» Спарты пользовались, по сравнению с другими греческими полисами, относительной свободой, и их жизнь не была подчинена столь жесткой регламентации, большими правами они пользовались и в семье. Воспитание девушек имело целью воспитание будущих матерей.

Большую часть времени мужчины-спартанцы находились в обществе сограждан-мужчин, часто уходили на войну. В их отсутствие жены должны были иметь возможность хотя бы в какой-то степени противостоять восставшим илотам, поэтому с детства они воспитывались так же, как мальчики. Занятие спортом - бегом, борьбой, метанием диска и дротика - было для них обязательным, в отличие от домашних дел. До своего замужества спартанки оставались в родительском доме. Но, в отличие от других греческих девушек, они не жили затворницами. Они обязаны были участвовать в празднествах и торжественных процессиях, в том числе петь и танцевать на них без одежды или в коротком хитоне в присутствии молодых людей. По всей Греции спартанок насмешливо называли «обнажающими бедра» за то, что они носили короткую одежду. Афинянки считали, что спартанки помыкают своими мужчинами. Существует исторический анекдот о жене знаменитого спартанского царя Леонида, которую спросили, как ей удается управлять мужами. Она же ответила: «Мы единственные, кто рожает мужей». Деторождение в Спарте очень поощрялось. Каждый гражданин должен был иметь сына. К холостякам относились плохо, всячески унижали, заставляли ходить нагими в холод, не уступали места.


Молодые спартанские женщины вызывают на бой юношей (Edgar Degas

Для того чтобы снизить риск смерти при родах, брачный возраст девушек в Лакедемоне, единственном полисе Греции, был ограничен: не моложе 18 лет. Афинские девушки, в отличие от спартанок, выходили замуж в 14–15 лет. При этом спартанцы сохраняли архаичные обычаи, была возможна однополая женская любовь и полиандрия. У двух братьев могла быть одна жена. Если муж стар, а жена молодая, он мог пригласить в дом достойного, по его мнению, чужого молодого человека, при этом ребенок от такой связи оставался у мужа.

Женщина Спарты должна была вырастить настоящего воина, который мог бы завоевывать новые земли и отражать напор врагов, поэтому спартанки должны были контролировать свои эмоции. Когда мать провожала сына, уходящего на войну, она говорила: «Возвращайся со щитом или на щите». Потерять щит считалось бесчестьем, он играл большую роль, в том числе символическую, и даже использовался как колыбель для мальчиков. Об уникальном положении спартанских женщин свидетельствует случай, произошедший в IV веке до нашей эры: спартанка Киниска, сестра царя Агесилая, стала победительницей Олимпийских игр, выставив на соревнования четверку лошадей.

Спарта после Ликурга

«Реформы Ликурга» изменили характер спартанского общества. До первой половины VI века до нашей эры Спарта не выделялась из других архаических греческих полисов: в ней процветала поэзия, лаконская расписная керамика и бронзовое литье считались одними из лучших в Греции. Но после середины VI века происходит перелом: отныне и вплоть до римского времени Спарта не дала Греции ни одного поэта, философа, художника, деградирует лаконское ремесло, переключившееся на выпуск простых, примитивных в художественном, и техническом отношении вещей. Значительно сократилось даже число олимпийских победителей-спартиатов. Все силы спартанского общества были направлены на сохранение системы равенства среди граждан и на подавление угнетенных слоев населения.

Претерпевает некоторые изменения и внешняя политика Спарты. После завоевания Мессении Спарта отказывается от намерения расширять свои владения в Пелопоннесе: заканчиваются многолетние войны с Тегеей. В VI веке до нашей эры начинается формирование Пелопоннесского союза - достаточно аморфного федеративного образования полисов Пелопоннеса, в котором Спарта играет главенствующую роль (его официальное название - «лакедемоняне и союзники»). Союзники не платили дань, сохраняли независимость во внутренних делах, но должны были выступать вместе против общего врага.

К Пелопоннесскому союзу примкнули не только аграрные полисы полуострова, но и такие богатые города Истмийского перешейка, как Коринф и Мегары, нуждавшиеся в помощи Спарты в борьбе с Афинами. Единственным крупным полисом Пелопоннеса, не примкнувшим к союзу, был давний враг Спарты Аргос. Спарта и Пелопоннесский союз играли консервативно-стабилизирующую роль в Греции: они способствовали низвержению тираний (например, тирании Писистратидов в Афинах), препятствовали распространению демократических преобразований. Пелопоннесский союз во главе со Спартой наряду с Афинами сыграл решающую роль в отражении персидского нашествия на Грецию.

Демографическая катастрофа и упадок Спарты

После разгрома персов при Платеях в 479 году до нашей эры Спарта постепенно отходит от активного участия в греко-персидских войнах, уступая Афинам лидерство в греческом мире. Разрушительное землетрясение 464 года и последовавшее за ним восстание илотов (3-я Мессенская война) привели к большим потерям среди спартиатов, число граждан-воинов постепенно уменьшается. Несмотря на это, Спарта вместе с союзниками стала победителем в разрушительной Пелопоннесской войне 431–404 годов, сумев разгромить Афины. Приток богатств и знакомство с обычаями других греков разлагает «общину равных». Окончательный удар господству Спарты в греческом мире наносит поражение от фиванцев при Левктрах в 371 году до нашей эры. Спарта теряет Мессению и становится рядовым полисом, обремененным воспоминаниями о великом прошлом.

Спартанский миф

Многие греческие историки и философы рассматривали Спарту как воплощение мечты об идеальном «гоплитском» государстве, в котором существует равенство граждан. Этому способствовало то, что аристократы греческих полисов считали спартанцев своими естественными союзниками в борьбе против демократических преобразований. Наблюдателей поражала стабильность спартанского общества, отсутствие периодов тиранического правления, законопослушность спартиатов.

Большинство знаний о Спарте ученые получают из афинских источников, однако их достоверность ставится под сомнение. Спарта была закрытым обществом, на ее территории нельзя было жить иностранцам, а спартиаты не могли выезжать за пределы Спарты, если только они не выполняли военно-политических поручений. Поэтому степень мифологизации спартанской истории очень велика.

Практически все наши знания о Спарте восходят к афинским источникам, как и подавляющее большинство всех прочих сведений о Древней Греции. Афинские аристократы были, как правило, лаконофилами и восхищались спартанским государственным устройством. Именно они породили спартанский миф. Платон написал свои труды «Государство» и «Законы» на основе спартанского опыта. Но несмотря на то, что афинские аристократы восхищались Спартой, мало кто из них хотел туда переселиться. Этим они очень напоминают европейских левых интеллигентов - поклонников Советского Союза. Восхищаться - это одно, а переезжать и жить - совсем другое.

Впрочем, и Платон, и Аристотель указывали, что совершенства удалось достичь лишь в сфере военной и физической подготовки: мужество, смелость, ловкость и дисциплинированность спартанцев вошли в поговорку. Однако в жертву было принесено интеллектуальное развитие, развитие литературы, искусств, философии. Спарта, несмотря на ее огромное значение, осталась единичным, уникальным примером, в котором многие характерные черты полиса были доведены до логического конца.

Тем не менее спартанский миф живуч и сейчас: в битве при Фермопилах вместе со спартанцами сражались и фиванцы, и тегейцы, и граждане других полисов, но мы вспоминаем героическую гибель спартанского царя Леонида и трехсот спартанцев и говорим: «Это Спарта!», когда видим перед собой стойкость, мужество, дисциплину и беззаветную преданность родной стране.

— это город в Лаконии, на Пелопоннесе в Греции. В древности это был мощный город-государство со знаменитой военной традицией. Древние писатели иногда называли его как Лакедемон и его людей как лакедемоняне.

Спарта достигла высоты своей мощности в 404 г. до н.э. после победы над Афинами во второй Пелопоннесской войне. Когда это было в расцвете, у Спарты не было городских стен; его обитатели, похоже, предпочитали защищать его вручную, а не с миномётом. Однако в течение нескольких десятилетий после поражения против Thebans в битве при Leuctra, город оказался сокращен до «второсортного», статус, из которого он так и не восстановился.

Доблесть и бесстрашие воинов Спарты вдохновили западный мир на протяжении тысячелетий, и даже в 21 веке он был включен в голливудские фильмы типа «300 спартанцев» и футуристическую серию видеоигр «Halo» (где группа супер-солдат называемых «спартанцами»).

Но реальная история города сложнее, чем делает популярная мифология. Задача разобраться в том, что реально относится к спартанцам из того, что является мифом, усложнилось, потому что многие древние рассказы были написаны не спартанцами. Как таковые, они должны быть приняты с соответствующим недоверием.

Руины древнего театра сидят недалеко от современного города Спарты, Греция

Ранняя Спарта

Хотя Спарта не был построен до первого тысячелетия до н.э., недавние археологические открытия показывают, что ранняя Спарта была важным местом, по крайней мере, еще 3500 лет назад. В 2015 году 10-комнатный дворцовый комплекс, содержащий древние записи, написанные по сценарию, который археологи называют «линейным B», были обнаружены всего в 7,5 километрах (12 километров) от того места, где была построена ранняя Спарта. Во дворце также были обнаружены фрески, кубок с бычьей головой и бронзовые мечи.

Дворец сгорел в 14 веке. Предположительно, был более старый спартанский город, расположенный где-то около 3500-летнего дворца. Позднее была построена Спарта. Будущие раскопки могут показать, где находится этот более старый город.

Неясно, сколько людей продолжало жить в этом районе после сжигания дворца. Недавние исследования показывают, что засуха, которая длилась три столетия, согревала Грецию примерно в то время, когда спартанский дворец сгорел.

Археологи знают, что когда-то в ранний железный век, после 1000 г. до н.э., четыре деревни — Лимна, Питана, Мезоа и Чиносура, которые расположены вблизи того, что будет спартанским акрополем, собрались вместе, чтобы сформировать новую Спарту.

Историк Найджел Кеннелл пишет в своей книге «Спартанцы: новая история» (John Wiley & Sons, 2010), что расположение города в плодородной долине Евротаса дало своим жителям доступ к изобилию пищи, чего не испытывали ее местные соперники. Даже имя Спарта — это глагол, означающий «Я сеял» или «сеять».

Культура ранней Спарты

Хотя ранняя Спарта предприняла усилия по укреплению своей территории в Лаконии, мы также знаем, что на этом раннем этапе жители города, похоже, гордились своими художественными способностями. Спарта была известна своей поэзией, культурой и это была керамика, ее изделия были найдены в местах, которые так далеко от Кирины (в Ливии) и острова Самос, недалеко от побережья современной Турции. Исследователь Константинос Копаниас отмечает в своей статье в журнале 2009 года, что до шестого столетия до н.э. Спарта, похоже, провела семинар по слоновой кости. Выжившие слоны из святилища Артемиды Ортии в Спарте изображают птиц, мужских и женских фигур и даже «древа жизни» или «священного дерева».

Поэзия была еще одним ключевым ранним спартанским достижением. «В действительности у нас есть больше свидетельств поэтической деятельности в Спарте в седьмом веке, чем для любого другого греческого государства, включая Афины», — пишет историк Честер Старр в главе книги «Спарта» (Edinburgh University Press, 2002).

В то время как большая часть этой поэзии выживает в фрагментарной форме, а часть ее, например, от Тиртая, отражает развитие боевых ценностей, которые прославилась Спарта, есть также работа, которая, как представляется, отражает общество, занимающееся искусством, а не просто войной.

Этот фрагмент от поэта Алкмана, который он сочинил для спартанского фестиваля, выделяется. Это относится к девушке-хористу по имени «Агидо». Алькман был спартанским поэтом, который жил в седьмом веке до н.э.

Существует такая вещь, как воздаяние от богов.
Счастлив тот, кто, звук ума,
ткет в течение дня
невыплаканный. Я пою
свет Агидо. Вижу
как солнце, которому
Агидо призывает выступить и
свидетелем для нас. Но славная хормейстерница
запрещает мне хвалить
или обвинять ее. Ибо она, кажется,
выдающийся, как будто
один помещен в пастбище
идеальная лошадь, призер с громкими копытами,
одна из снов, которые живут ниже скалы …

Перевод этого стиха является точным, поэтому о рифме не может быть и речи

Война Спарты с Мессенией

Ключевым событием на пути Спарты к становлению более милитаристского общества стало завоевание земли Мессения, расположенной к западу от Спарты, и превращение ее в рабство.

Кеннелл указывает, что это завоевание, по-видимому, началось в восьмом веке до н.э., с археологическими данными из города Мессене, показывающими, что последние свидетельства обитания были в течение восьмого и седьмого веков до н.э. до начала дезертирства.

Включение людей из Мессении в рабское население Спарты было важно, поскольку оно предоставляло Спарте «средства для поддержания ближайшего к постоянной армии в Греции», пишет Кеннелл, освободив всех своих взрослых мужских граждан от необходимости ручного труда.


Сохранение этой группы рабов под контролем было проблемой, которую спартанцы могли бы веками использовать с использованием некоторых жестоких методов. Писатель Плутарх утверждал, что спартанцы использовали то, что мы могли бы считать эскадронами смерти.

«Магистраты время от времени отправляли в страну по большей части самых сдержанных молодых воинов, оснащенных только кинжалами и такими принадлежностями, которые были необходимы. В дневное время они разбрелись в неясные и ухоженные места, где они прятались и молчали, но ночью они спустились по шоссе и убили каждого Илота, которого они поймали ».

Спартанская система обучения

Наличие большого количества рабов облегчило спартанцев из ручного труда и позволило Спарте построить систему обучения граждан, которая готовила детей города к жестокости войны.

«В семь лет спартанский мальчик был взят от матери и вырос в казармах под глазами старших мальчиков», — пишет профессор Университета Вирджинии Дж. Э. Лендон в своей книге «Солдаты и призраки: история битвы в классической древности» (Йельский университет Press, 2005). «Мальчиков взбунтовали, чтобы внушить уважение и послушание, они плохо одеты, чтобы сделать их жесткими, и они были голодны, чтобы сделать их устойчивыми к голоду …»

Если они были слишком голодны, мальчикам было предложено попытаться воровать (как способ улучшить их скрытность), но были наказаны, если их поймали.

Спартанцы тренировались строго и развивались через эту систему обучения до 20 лет, тогда им разрешалось вступать в общинный порядок и, следовательно, становиться полноценным гражданином сообщества. Ожидается, что каждый член предоставит определенное количество продуктов питания и будет строго тренироваться.

Спартанцы издевались над теми, кто не мог бороться из-за инвалидности. «Из-за их крайних норм маскулинности спартанцы проявляли жестокость к тем, кто не был способен, вознаграждая тех, кто был способен, несмотря на их нарушения», — писал Вальтер Пенроуз-младший, профессор истории в Университете Сан-Диего, в газете опубликованной в 2015 году в журнале «Классический мир».

Женщины Спарты

Ожидается, что девочки, не обученные в военном отношении, будут физически тренироваться. Физическая пригодность считалась столь же важной для женщин, как и для мужчин, и девочки принимали участие в гонках и испытаниях силы», — пишет Сью Бланделл в своей книге «Женщины в древней Греции. Это включало в себя бег, борьбу, метание диска и копья. Они также знали как управлять лошадьми, мчались в двухколесных колесницах».

По словам древних писателей, спартанская женщина даже участвовала в Олимпийских играх, по крайней мере, на соревнованиях на колеснице. В пятом веке до н.э., спартанская принцесса по имени Циница (также написана Киниска) стала первой женщиной, выигравшей в Олимпийских играх.

«Она была чрезвычайно амбициозна, чтобы преуспеть в Олимпийских играх, и была первой женщиной, которая разводила лошадей и первой, кто выиграл олимпийскую победу. После Синиска другие женщины, особенно женщины из Лакедемон, одержали олимпийские победы, но ни одна из них не была более отличающийся своими победами, чем она», — писал древний писатель Паусаниас, который жил во втором веке нашей эры.

Цари Спарты

Спарта вовремя разработала систему двойного царства (сразу два царя). Их власть была уравновешена избранным советом эфов (который может выполнять только один годичный срок). Был также Совет старейшин (Gerousia), каждый из которых был старше 60 лет и мог служить на всю жизнь. Общее собрание, состоящее из каждого гражданина, также имело возможность голосовать по законодательству.

Легендарный законодатель Ликург часто упоминается в древних источниках, обеспечивая основу для спартанского права. Однако Кеннелл отмечает, что он, вероятно, никогда не существовал и был на самом деле мифическим персонажем.

Война Спарты с Персией

Первоначально Спарта не решалась заниматься Персией. Когда персы угрожали греческим городам в Ионии, на западном побережье того, что сейчас является Турцией, греки, которые жили в этих районах, послали в Спарту эмиссара, чтобы обратиться за помощью. Спартанцы отказались, но угрожали царю Киру, сказав ему оставить греческие города в покое. «Он не должен был нанести вред ни одному городу на греческой территории, иначе лакедемоняне на него не напали», — писал Геродот в пятом веке до н.э.

Персы не слушали. Первое вторжение Дария I произошло в 492 г. до н.э. и был отбит главным образом афинской силой в битве при Марафоне в 490 г. до н.э. Второе вторжение было начато Ксерксами в 480 г. до н.э., персы, пересекающие Хеллеспонт (узкий пролив между Эгейским и Черным морями) и двинулись на юг, набрав союзников на этом пути.

Спарта и один из их царей Леонидас стали главой антиперсидской коалиции, которая в конечном итоге сделала злополучную позицию в «Термопилах». Расположенный у побережья, Термопилы содержали узкий проход, который греки блокировали и использовали, чтобы остановить продвижение Ксеркса. Древние источники указывают, что Леонидас начал битву с нескольких тысяч солдат (в том числе 300 спартанцев). Он столкнулся с персидской силой, во много раз превышающей их.


Лакедемоняне

Лакедемоняне сражались таким образом, что заслуживают внимания, и проявили себя гораздо более искусными в бою, чем их противники, часто поворачиваясь спиной и делая так, как будто все они улетают, на которых варвары спешат за ними с большим шумом и крича, когда спартанцы при их приближении обойдутся и предстанут перед преследователями, тем самым уничтожив огромное количество врагов.

В конце концов, греческий человек показал Ксерксу проход, который позволил части персидской армии перехитрить греков и напасть на них на обоих флангах. Леонидас был обречен. Многие из войск, которые были с Леонидасом, ушли. Согласно Геродоту, Thespians решили остаться с 300 спартанцами по собственной воле. Леонидас сделал свою роковую позицию и «храбро сражался вместе со многими другими знаменитыми спартанцами», пишет Геродот.

В конечном итоге персы убили почти всех спартанцев. Илоты, снесенные вместе с спартанцами, также были убиты. Персидская армия отправилась на юг, уволив Афины и угрожая проникнуть в Пелопоннес. Греческая военно-морская победа в битве при Саламине остановила этот подход, персидский царь Ксеркс отправился домой и оставил армию позади, которая позже будет уничтожена. Греки во главе с ныне мертвым Леонидом победили.

Пелопоннесская война

Когда угроза от персов отступила, греки возобновили свое межгородское соперничество. Двумя из самых могущественных городских государств были Афины и Спарта, и напряженность между ними обострилась за десятилетия после победы над Персией.

В 465/464 г. до н.э. мощные землетрясения поразили Спарту, и илоты воспользовались ситуацией для восстания. Ситуация была достаточно серьезной, что Спарта призвала союзные города помочь в ее прекращении. Однако, когда афиняне прибыли, спартанцы отказались от их помощи. Это было воспринято как оскорбление в Афинах и укрепило антиспартанские взгляды.

Битва при Танагре, сражавшаяся в 457 г. до н.э., объявила период конфликта между двумя городами, которые продолжались и продолжались более 50 лет. Время от времени, Афины, как оказалось, имели преимущество, такое как битва при Сфактерии в 425 г. до н.э. когда, отвратительно, 120 спартанцев сдались.

Ничто из того, что произошло на войне, не удивило эллинов так сильно, как это. Было мнение, что никакая сила или голод не могут заставить лакедемонян отказаться от оружия, но они будут сражаться, как могли, и умереть вместе с ними в своих руках, — писал Фукидид (460-395 до н.э.).

Были периоды, когда Афины были в беде, например, в 430 году до н.э., когда афиняне, которые были упакованы за городскими стенами во время спартанского нападения, пострадали от чумы, в которой погибло много людей, включая их лидера Перикла. Были предположения, что чума была фактически древней формой вируса Эбола.

Конфликт между Спартой и Афинами

В конечном счете конфликт между Спартой и Афинами разрешился на море. В то время как афиняне пользовались военно-морским преимуществом на протяжении большей части войны, ситуация изменилась, когда человека по имени Лизандер назвали командиром флота Спарты. Он искал персидскую финансовую поддержку, чтобы помочь спартанцам создать свой флот.

Он убедил персидского царя Кира предоставить ему деньги. Царь привез с собой, сказал он, пятьсот талантов, если эта сумма окажется недостаточной, он будет использовать свои собственные деньги, которые дал ему его отец, и если это тоже окажется неадекватным, он зайдет так далеко, как чтобы разбить трон, на котором он сидел, на серебро и золото, — писал Ксенофонт (430-355 до н.э.).

С финансовой поддержкой Персианс Лисандр построил свой флот и обучил своих моряков. В 405 г. до н.э. он занимался афинским флотом в Эгоспопати, на Геллеспоне. Он сумел поймать их врасплох, выиграв решительную победу и отрезав Афины от запасов зерна из Крыма.

Теперь Афины были вынуждены заключить мир по условиям Спарты.

«Пелопоннезийцы с большим энтузиазмом начали срывать стены [Афины] с музыкой флейт-девочек, думая, что этот день стал началом свободы для Греции», — писал Ксенофонт.

Падение Спарты

Падение Спарты началось с ряда событий и ошибок.

Вскоре после победы спартанцы повернулись против своих персидских сторонников и начали неубедительную кампанию в Турции. Затем в следующие десятилетия спартанцы были вынуждены проводить кампанию на нескольких фронтах.

В 385 г. до н.э. спартанцы столкнулись с мантиейцами и использовали наводнения, чтобы разорвать свой город. «Нижние кирпичи стали пропитаны и не смогли поддержать тех, кто над ними, стена начала сначала трескаться, а затем уступить», — писал Ксенофонт. Город был вынужден отказаться от этого неортодоксального натиска.

Больше проблем затронуло спартанскую гегемонию. В 378 г. до н.э. Афины образовали вторую морскую конфедерацию, группу, которая бросила вызов спартанскому контролю над морями. В конечном счете, однако падение Спарты пришло не из Афин, а из города по имени Фивы.

Фивы и Спарта

Под влиянием спартанского царя Агесилауса II отношения между двумя городами Фивы и Спарта стали все более враждебными, и в 371 г. до н.э. в Леуктре произошла ключевая битва.

Сила Лакедемонян была разгромлена Фивами на поле Леуктры. Хотя союзник Спарты во время долгой Пелопоннесской войны Фивы стали проводником сопротивления, когда победоносная Спарта стала злым тираном, в свою очередь, — пишет Лендон. Он отмечает, что после того, как мир был согласован с Афинами в 371 г. до н.э., Спарта обратила внимание на Фивы.

В Леуктре по причинам, неясным, спартанцы отправили свою кавалерию перед своей фалангой. Лакедемонянская кавалерия была бедной, потому что хорошие спартанские воины все еще настаивали на том, чтобы служить гоплитами [пехотинцами]. Фиванцы, напротив, имели старую кавалерийскую традицию, и их прекрасные лошади, много упражнявшиеся в последних войнах, быстро разгромили спартанскую конницу и вернули их в фалангу, сбив с толку ее порядок.

С путаницей в спартанских линиях бойня продолжалась.

Клембрутус, сражаясь в фаланге, как спартанские цари, был поражен и был вырван из битвы, — пишет Лендон. Другие ведущие спартанцы вскоре были убиты и в битве. Говорят, что фиванский генерал Эпаминондаз сказал: Дайте мне один шаг, и у нас будет победа!

Из семисот полных спартанских граждан в битве погибло четыреста …

Смотрите видео: Древняя Спарта. История древнего мира

Поздняя история Спарты

В следующие столетия Спарта в ее сокращенном состоянии находилась под влиянием разных держав, включая Македонию (в конечном счете возглавляемую Александром Македонским), ахейскую лигу (конфедерацию греческих городов) и позднее Рим. В этот период спада спартанцы были вынуждены строить городскую стену впервые.

Были попытки восстановить Спарту в ее бывшей военной мощи. Спартанские цари Агис IV (244-241 г. до н.э.) и позднее Клеоменес III (235-221 г. до н.э.) провели реформы, которые отменили задолженность, перераспределили землю, позволили иностранцам и не гражданам стать спартанцами и в конечном итоге расширили гражданский корпус до 4000 человек. Хотя реформы привели к некоторому обновлению, Клеомен III был вынужден уступить город контролю ахейцев. Агеевская лига, в свою очередь, вместе со всей Грецией в конечном итоге упала в Рим.

Но, хотя Рим контролировал регион, народ Спарты никогда не забывал свою историю. Во втором веке н.э., греческий писатель Паусания посетил Спарту и отметил наличие большого рынка.

«Самая яркая особенность на рынке — портик, который они называют персидским, потому что он был сделан из трофеев, взятых в персидских войнах. Со временем они изменили его, пока он не станет таким же большим и прекрасным, как сейчас. столбы — белые мраморные фигуры персов … », — писал он.

Он также описывает гробницу, посвященную Леонидасу, который к этому моменту умер 600 лет назад в Термопилах.

«Напротив театра находятся две гробницы, первая — Паусаниас, генерал в Платее, второй — Леонидас. Каждый год они выступают с речами над ними и проводят конкурс, в котором никто не может конкурировать, кроме спартанцев», — писал он, «Создана плита с именами и именами их отцов, из тех, кто выдержал борьбу с Фермопилами против персов».

Руины Спарты

Спарта продолжалась в средние века и, действительно, никогда не терялась. Сегодня современный город Спарта стоит около древних руин, население которых составляет более 35 000 человек.

Историк Кэннелл пишет о том, что сегодня с уверенностью можно идентифицировать только три объекта: святилище Артемиды Орфия рядом с Евротами [рекой], храмом Афины Халсиокус (Бронзового дома) на акрополем и ранним римским театром чуть ниже.

Действительно, даже древний писатель Фукидид предсказал, что руины Спарты не выделяются.

Предположим, например, что город Спарта должен был стать безлюдным и что остались только храмы и фундаменты зданий, я думаю, что будущим поколениям со временем было бы очень трудно поверить, что это место действительно было столь же могущественным, каким он был представлен.

Но Фукидид был только наполовину прав. Хотя руины Спарты могут быть не такими впечатляющими, как Афины, Олимпия или ряд других греческих городов, рассказы и легенды о спартанцах живут. И современные люди, смотря фильмы, играя в видеоигры или изучая древнюю историю, знают что-то о том, что означает эта легенда.







2024 © psynadin.ru.