Послушайте маяковский год написания. Анализ стихотворения «Послушайте» (В


Послушайте!

Стихотворение написано молодым Владимиром Маяковским в то счастливое время, когда наша страна ещё не знала ужасов Первой мировой войны и революции. Поэт был увлечён футуризмом. Он с надеждой смотрел в будущее и пытался ответить на извечный вопрос, в чём заключается смысл жизни человека.

Стихотворение «Послушайте!» отличается от многих других произведений Маяковского тем, что он не использует резких слов, никого не осуждает и не обличает. Поэт раскрывается здесь как человек с искренней и ранимой душой. Основная интонация стихотворения - исповедальная и доверительная.

Начинается оно с просьбы, обращённой к людям: «Послушайте!» Лирический герой надеется быть услышанным и понятым. Он произносит свой взвол­нованный монолог, к которому невозможно отнестись равнодушно.

Композиционно произведение делится на три части, различные и по форме, и по ритму, и по эмо­циональному воздействию.

В первой части обозначена проблема:

…если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?

Во второй части лирический герой «врывается к Богу» и в отчаянии просит его, «чтоб обязательно была звезда». Мы слышим своеобразную молитву, обращённую к Богу.

А третья часть стихотворения звучит как вывод и утверждение. Это риторический вопрос и вопрос, обращённый к каждому из читателей:

Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Автор вводит в своё произведение элемент фан­тастики («врывается к Богу»). В системе вырази­тельных средств Маяковского важно отметить роль художественной детали: он изображает «жилистую руку» Бога, и вот уже Бог - не только одухотворён­ная высшая сущность, а вполне реальная личность. Он всегда готов подать спасительную руку помощи. А лирический герой стихотворения и есть тот самый «кто-то», для кого без звёздного неба жизнь пред­ставляется немыслимой, кто не может перенести «беззвёздную муку».

Поэтические приёмы, используемые автором, очень разнообразны, несмотря на то, что произведение неве­лико по объёму. Нет ни одного нейтрального слова - все слова эмоционально окрашены. Вот, например, целый ряд глаголов: врывается, боится, плачет, целует, просит, клянётся - они передают не только динамику событий, но и эмоциональный накал.

Есть в стихотворении сравнение (кто-то называет эти плевочки жемчужиной), риторическое восклица­ние (Послушайте/), риторический вопрос (значит - это кому-нибудь нужно?). Необходимо отметить также анафору (повторение слов в начале строк): (значит - это кому-нибудь нужно? / Значит - кто-то хочет, чтобы они были? / Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?).

Метафоры у Маяковского всегда необычны и краси­вы. Вот и здесь: метели полуденной пыли. Однако он не боится использовать и уже привычные метафоры: звёзды зажигают; загоралась звезда.

Но и всё стихотворение «Послушайте!» есть одна развёрнутая метафора, имеющая иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, человеку нужна мечта, большая цель, духовность, красота - цен­ности, которым нет цены. Это и есть главная идея произведения Владимира Маяковского.

Здесь искали:

  • послушайте маяковский анализ
  • маяковский послушайте анализ
  • анализ стихотворения маяковского Послушайте

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

целует ему жилистую руку,

чтоб обязательно была звезда! -

клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

"Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

В марте 1914 года вышел сборник «Первый журнал русских футуристов» с четырьмя новыми стихотворениями Маяковского. Среди них - написанное в ноябре-декабре 1913 года стихотворение «Послушайте!». В те дни поэт работал в Петербурге над завершением и постановкой своей первой пьесы - трагедии «Владимир Маяковский». И своей тональностью, настроением, соотнесением чувства любви с космосом, с мирозданием, стихотворение близко к этой пьесе, в чем-то продолжает и дополняет ее. Стихотворение строится как взволнованный монолог лирического героя, ищущего ответ на жизненно важный для него вопрос:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

Лирический герой, формулируя главный для себя вопрос, мысленно создает образ некоего персонажа (в форме третьего лица: «кому-нибудь», «кто-то»). Этот «кто-то» не может перенести «беззвездную муку» и ради того, «чтоб обязательно была звезда», готов на любые подвиги. Образность стихотворения основана на реализации метафоры «звезды зажигают». Только загоревшаяся звезда придает смысл жизни, является подтверждением наличия в мире любви, красоты, добра. Уже в четвертом стихе первой строфы начинается развертывание картины того, какие же подвиги готов совершить герой для зажжения звезды: «надрываясь в метелях полуденной пыли», он спешит к тому, от кого это зависит - «врывается к Богу». Бог здесь дан без всякой авторской иронии или негатива - как высшая инстанция, к которой обращаются за помощью, с просьбой. В то же время Бог достаточно очеловечен - у него «жилистая рука» настоящего труженика. Он способен понять состояние посетителя, который «врывается», так как «боится, что опоздал», «плачет», «просит», «клянется» (а не просто смиренно молится, как «раб Божий»). Но сам подвиг зажжения звезды совершается не для себя, а для другого, любимого, близкого (может быть и родного, а может быть и просто ближнего), присутствующего в стихотворении как молчащий наблюдатель и слушатель последующих слов героя: «...теперь тебе ничего? / Не страшно?..» Завершающие строки замыкают циклическую конструкцию стихотворения - дословно повторяется начальное обращение и затем следует авторское утверждение и надежда (уже без использования героя-посредника в третьем лице):

Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!

В стихотворении поэт не только выражает свои переживания, но простым разговорным языком растолковывает читателю, слушателю свою мысль, старается убедить его логикой, примером, интонацией. Отсюда и разговорное «ведь», и многократное (пятикратное) «значит», и обилие восклицательных и вопросительных знаков. Вопрос, начинающийся словом «значит», не требует развернутого ответа - достаточно краткого «да» или молчаливого согласия. Заключительные строки, замыкающие кольцевое построение произведения, сохраняют вопросительную конструкцию. Но их утвердительная модальность резко повышена. И не только логикой предшествующих строк, но и собственными особенностями. Дополнительным разбиением создана пауза («зажигают» при повторе выделено в отдельную строчку). В последнем стихе звезду уже не зажигает кто-то посторонний (хотя бы и могущественный), а «необходимо, чтобы» она «загоралась» (возвратный глагол) как бы сама. И не где-нибудь в космосе вообще, а «над крышами», то есть вот здесь, рядом, в городе, среди людей, где находится поэт. Для самого поэта заключительные строки - уже не вопросы. Вопросом является лишь то, насколько разделяют его мнение о «нужности», «необходимости» звезды окружающие. Эта концовка - смысловой центр стихотворения. Один человек может «каждый вечер» приносить другому душевный свет, способен рассеять душевный мрак. Загорающаяся звезда становится символом душевных отношений людей, символом всепобеждающей любви.

Стихотворение написано тоническим стихом. В нем всего три строфы-четверостишия с перекрестной рифмовкой авав. Стихотворные строки (отдельные стихи) достаточно длинные и большинство из них (кроме 2-го и 3-го в первой строфе) дополнительно разбиты на несколько строчек столбиком. Благодаря разбивке строк акцентируются, актуализируются не только концевые рифмы, но и слова, заканчивающие строчки. Так, в первом и предпоследнем стихе выделено составившее самостоятельную строчку обращение, повторяющее заглавие - «Послушайте!» - и ключевое слово главной метафоры стихотворения - «зажигают». Во втором четверостишии - ключевое слово «Богу» и глаголы, передающие напряжение героя: «плачет», «просит», «клянется»... Помимо «главных» перекрестных концевых рифм в стихотворении слышатся и дополнительные созвучия («послушайте» - «жемчужиной», «значит» - «плачет»...), скрепляющие текст.

В интонационно-строфическом построении стихотворения «Послушайте!» есть еще одна интересная особенность. Конец четвертой строки (стиха) первой строфы («И, надрываясь / в метелях полуденной пыли») не является одновременно и концом фразы - она продолжается во второй строфе. Это - междустрофический перенос, прием, позволяющий придать стиху дополнительную динамичность, подчеркнуть предельную взволнованность лирического героя.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Стихотворение Маяковского «Послушайте!»: анализ и попытка интерпретации.

Авторы: Скульмовская Алена, ученица 8а класса СОШ№3 и Черноколенко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
место работы: средняя школа №3 г.Каражал

Предлагаю Вашему вниманию работу на тему: "Стихотворение Маяковского «Послушайте!»: анализ и попытка интерпретации.". Данная работа предназначена для широкого круга читателей.

Цель:
- исследование художественного мира стихотворения.

Задачи:
1. Выполнить текстуальный анализ стихотворения, раскрыв идейно-тематическое, композиционное своеобразие стихотворения.
2. Рассмотреть мотивы и образы.
3. Создать пояснения, включающего интерпретацию полученных наблюдений.
Введение
«Комментарий – древнейший универсальный инструмент работы с текстом, известный с античных времен и широко используемый в различных сферах нашей жизни.
Он, в самом деле, рассчитан на параллельное чтение с комментируемым текстом. Почему я взялась, за составление комментария, потому что, помогая размышлениям читателя, он не заменяет их. Тип комментария определяется читательским назначением. Я в своей работе ориентировалась на современного читателя, интересующегося поэзией.
Целью моей работы стало исследование художественного своеобразия стихотворения В.В.Маяковского «Послушайте!»
Поставленная цель сопровождалась задачами: создание пояснений для читателя, которые носят текстуальный характер, то есть объясняют текст как таковой и интерпретацию полученных наблюдений и анализ текста стихотворения (часть 2)
Основная часть
Интерпретация. Анализ текста стихотворения.
Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в семье лесничего. После смерти отца в 1906 году переехали в Москву. Здесь юный Маяковский начал учиться в Пятой мужской гимназии, но не закончил ее, втянувшись в подпольную революционную деятельность. В стихах молодого Маяковского поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна. Поражала фантазия поэта, гиперболичность и пластика образов, дерзкая метафоричность в которой сближались далекие друг от друга понятия и вещи.
Это производило разное впечатление: одних раздражало, других смущало, третьих восхищало.
Он хотел быть поэтом толпы, а поэтому его творчество труднообъяснимо, в нем и вызов и эпатаж и крик души от противоречий внутри себя и противоречий снаружи от происходящих событий.
Ранний период его творчества представлен многими открытиями в области стихосложения. Его стихи отличались разительно от того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность, право на то, чтобы быть Маяковским. Отрицая классическую форму, поэт предлагал новое искусство. Многое в его раннем творчестве связано с таким понятием как футуризм, но при этом поэтические средства и идеи были гораздо шире. Своеобразие ранней лирики обусловлено его личностью, его ярким талантом.
Одним из стихотворений, относящихся, к этому периоду и было стихотворение «Послушайте!», написанное в 1914 году. В нем 30 строк и единая строфа, объединенная одной общей темой: «Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит – это кому-нибудь нужно». Эта фраза стала крылатым выражением.
Художественный мир данного стихотворения построен на размышлении автора с самим с собой: зажигают, значит это «нужно», «значит-кто-то хочет, чтобы они были, «значит это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»
И своими вопросами пытается дать ответ самому себе – для чего необходимо, чтобы зажигались звезды.
Условно можно разделить это стихотворение на 3 части.
В первой части автор спрашивает себя: «Если звезды зажигают – нужно ли это?»
Во второй части он, побывав у бога, говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно?» Он за всех людей просит у бога, чтобы каждый день обязательно была звезда, что бы людям не было страшно в темноте. Он пытается доказать себе и людям вокруг, что это очень важно, чтобы возле тебя было светло, ясно.
В третьей части он, уже, успокоившись после диалога с богом, диалога с кем-то, он понимает то, что доказал необходимость того, чтобы «каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда».
За внешней грубостью лирического героя скрывается ранимое и нежное сердце. Его эпатаж – от боязни непонимания и одиночества. Герой раннего Маяковского романтичен по своему мироощущению. Он тоскует, видя беззвездное небо («Послушайте»):
И, надрываясь
В метелях полуденной пыли,
Взрывается к богу,
Боится, что опоздал,
Плачет,
Целует ему жилистую руку,
Просит-

Клянется-
Не перенесет эту беззвездную муку.
Это стихотворение – вдохновенная мечта о красоте мира:
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают-
Значит это кому-нибудь нужно?

Это необычное для Маяковского стихотворение, потому что написано оно белым стихом. (Маяковский придавал огромное значение рифме.) Отсутствие рифмы компенсируется в начале и в конце стихотворения: «значит – это нужно, значит – кто-то хочет, значит – это необходимо». А в центре – встревоженное вмешательство героя, затем – радостная умиротворенность, и создается впечатление, что это он зажег звезды над крышами.
В словах поэта – страстная тоска по красоте. Сила чувства, стремительность порыва выражены в восклицательной интонации, в нагнетании глагольных форм:
И, надрываясь
В метелях полуденной пыли,
Врывается к богу,
Боится, что опоздал,
Плачет,
Целует ему жилистую руку,
Просит-
Чтобы обязательно была звезда!
Клянется –
Не перенесет эту беззвездную муку.

Но красота нужна не только поэту – она нужна людям. Без этого нельзя жить,- нельзя быть счастливым. И вот новый интонационный поворот- герой заботливо спрашивает любимую:
Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!

Аллегорический образ «звезды», традиционный в литературе, получает здесь оригинальное смысловое наполнение. Высокое стремление преодолеть мрачную беспросветность, «беззвездную муку» контрастирует здесь с подчеркнутой обыденностью урбанистических образов: звезды сияют «над крышами», их «зажигают» (как фонари); «кто-то» направляется к богу по тыльной дороге, без всякой торжественности; снижен и сам образ бога («жилистая рука»)
Если обратиться к синтаксическим особенностям стихотворения, то можно увидеть, что в нем 4-восклицательных предложения, которыми он пытается обратить внимание:
1) Послушайте!- на вопрос
2) Чтобы обязательно была звезда! –утвердить
3) Клянется, что не перенесет эту беззвездную муку!
4) Послушайте! – указывает на необходимость того, что если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.
В этом стихотворении так же есть и 6 вопросительных предложений.
В первом- автор интересуется нужно ли?
В двух следующих автор пытается доказать что это необходимо, задавая вопросы.
Двумя последующими предложениями он спрашивает в диалоге «Ведь теперь тебе ничего: и не страшно?»
Следующее предложение скорее утвердительное, чем вопросительное.
«Ведь, если звезды зажигают-значит-это кому-нибудь нужно?»
Интересен и такой авторский ход, как два вопросительно-восклицательных предложения. Первое: Да?!- скорее больше подтверждение, чем вопрос, доказать самому себе то, что теперь нечего бояться, пора успокоиться, успокаивая прежде всего себя, а уж потом своего собеседника.
И второе предложение вопросительно-восклицательное - оно уже служит доказательством – утверждением нужности того «чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда, потому что и от одной звезды уже светло».
Здесь он говорит о себе, о своем отношении к «тьме», о своем отношении к тому что происходит вокруг. Ему нужен свет и он готов даже пойти к богу, чтобы дать этот свет людям – в этом кажется, мне и есть идея данного стихотворения.
Интересно для меня еще и то, что в этом стихотворении одно повествовательное предложение, поэтому тон прочтения должен быть насыщенным, полным эмоциональных взрывов, что, наверное, правильно, если человек хочет обратить на себя внимание. А мы знаем, что Маяковский очень эпатажный поэт.
Читая, это стихотворение мы проникаемся настроением автора, его переживанием, волнением – и в начале и в середине, и в конце – его удовлетворенностью, которая приходит через спокойствие.
В стихотворении много тире, пауз, за которыми скрывается недосказанность автора или наоборот, после тире усиливается вторая часть.
Много однородных членов: врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется. Эти глаголы помогают перечислить все действия, которые им совершаются для достижения своей цели. Автор использует антонимы: тревожный - спокойный они помогают нам передать состояние героя.
Автором использован как монолог, так и диалог, что придает стихотворению особое своеобразие.
В стихотворении очень характерен эпитет «в метелях полуденной пыли», подчеркивающий то, что герой спешит, поднимая за собой, целую метель пыли.
Концовка воспринимается мною как риторический вопрос: А вам это нужно? И тут же доказывает еще одним вопросом – необходимо.
Если говорить о рифме, она по – Маяковски очень необычна, проследить ее можно только в некоторых местах. «Нужно- жемчужной», «руку - муку». В этом тоже необычность новаторство Маяковского.
Стихотворение отражает стремление человека сделать всем полезное, нужное и в этом, наверное, и есть позиция автора – ведь мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает
Послушайте!
Ведь если звезды
Зажигают,
Значит – это кому – нибудь нужно?

Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало недоуменные вопросы, на которые он ищет ответ, порою, как в данном случае, вопросом на вопрос
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!

В стихотворении есть повторы в начале и в конце. Автор повторяет целые предложения: Послушайте! Ведь если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Слова: значит, кто-то, эти повторы способствуют лучшему пониманию того, о чем хочет сказать автор.
Заключение
В стихотворении показан мотив поиска себя, поиска своей нужности другим, через этот поиск подчеркивается мотив одиночества.
Герой стихотворения на мой взгляд, сам автор, человек ищущий, идущий на все ради других, чтобы другим было светло и легко.
Ранняя лирика Маяковского посвящена поиску новых форм, метафор, образов, это чувствуется, когда мы читаем стихотворение «Послушайте!», оно призывное, наверное от того, что автор пытается докричаться до толпы, возможно, и до себя тоже. Он обрек себя на непростую судьбу экспериментатора, человека который не может быть понятен всем. Но его поэзия занимает и будет занимать одну из первых мест среди всей классики русской литературы XX века.
В работе сделана попытка анализа и интерпретации поэтического текста в соединении с комментариями.
Я попыталась от комментировать текст, своим мнением по поводу этого стихотворения. Эта работа мне показалась интересной и очень полезно, так как я научилась, на мой взгляд делала комментарий, поняла, что такое интерпретация стихотворного текста, что такое комментарий через анализ.

Литература
1. Русская литература XXвека. Очерки. Портрет. 11 класс, Москва «Просвещение» 1994г
2. Примерные билеты и ответы по литературе. Москва, Издательский дом «Дрофа», 2000г.
3. Сборник лучших сочинений. Санкт- Петербург, И.Д.Громова, 2000г
4. Учебник «Русская словесность» 7 класс. Алматы: Атамура, 2012,352с

Тезисы
В работе была сделана попытка анализа стихотворения В.В. Маяковского. Он раскрывает идейно-тематическое, композиционное своеобразие стихотворения, исследуются мотивы и образы, даются пояснения, включающие интерпретацию полученных наблюдений.
Обращается внимание на синтаксис и звуковую организацию стихотворения.

«Послушайте!» Владимир Маяковский

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!»

Лирика Маяковского сложна для понимания, так как далеко не каждому удается рассмотреть за нарочитой грубостью слога удивительно чувствительную и ранимую душу автора. Между тем, рубленые фразы, в которых нередко звучит откровенный вызов обществу, для поэта являются не средством самовыражения, а определенной защитой от агрессивного внешнего мира, в котором жестокость возведена в абсолют.

Тем не менее, Владимир Маяковский неоднократно предпринимал попытки достучаться до людей и донести до них свое творчество, лишенное сантиментов, фальши и светской изысканности. Одной из таких попыток является стихотворение «Послушайте!», созданное в 1914 году и ставшее, по сути, одним из ключевых произведений в творчестве поэта. Своеобразным рифмованным уставом автора, в котором он сформулировал основной постулат своей поэзии.

По мнению Маяковского, «если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно». В данном случае речь идет не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, которые в первой половине 20 века в изобилии появились на русском литературном небосклоне . Однако фраза, принесшая Маяковскому популярность и среди романтических барышень, и в кругах интеллигенции, в данном стихотворении звучит не утверждающе, а вопросительно. Это свидетельствует о том, что автор, которому на момент создания стихотворения «Послушайте!» едва исполнился 21 год, пытается найти свой путь в жизни и понять, нужно ли кому-нибудь его творчество, бескомпромиссное, эпатажное и не лишенное юношеского максимализма.

Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью – всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Так ли она важна и нужна в глобальном контексте бытия?

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Маяковский убеждает себя и читателей, что ведь «кто-то называет эти плевочки жемчужиной». А, значит, это и есть главный смысл в жизни – быть для кого-то нужным и полезным . Проблема лишь в том, что автор не может в полной мере применить в себе подобное определение и с уверенностью сказать, что его творчество способно стать жизненно важным хотя бы для одного человека, кроме него самого.

Лиризм и трагизм стихотворения «Послушайте!» переплетены в тесный клубок, который обнажает уязвимую душу поэта, в которую «плюнуть может каждый». И осознание этого заставляет Маяковского сомневаться в правильности своего решения посвятить жизнь творчеству. Между строк словно бы читается вопрос о том, не стал бы автор более полезным для общества человеком в иной ипостаси, выбрав, к примеру, профессию рабочего или же землепашца? Подобные мысли, в общем-то, не свойственные Маяковскому, который без преувеличения считал себя гением поэзии и не стеснялся это открыто утверждать, демонстрируют истинный внутренний мир поэта, лишенный иллюзий и самообмана. И именно эти ростки сомнения позволяют читателю увидеть другого Маяковского, без привычного налета грубости и бахвальства , который ощущает себя потерянной звездой во Вселенной и не может понять, есть ли на земле хоть один человек, которому бы его стихи действительно запали в душу.

Тема одиночества и не признанности красной линией проходит через все творчество Владимира Маяковского. Однако стихотворение «Послушайте!» является одной из первых попыток автора определить свою роль в современной литературе и понять, будет ли его творчество востребовано спустя годы, или же стихам уготована участь безымянных звезд, бесславно погасших на небосклоне.

В большинстве произведений В. Маяковского звучат резкие бунтарские идеи, но есть в его поэтическом наследии и чуткая, нежная лирика. К ней относится и стихотворение «Послушайте», изучаемое в 9 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Послушайте» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1914 г., спустя год после издания первого сборника «Нате!».

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу».

Эпитеты «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» .

История создания

Анализируемое стихотворение появилось из-под пера Владимира Маяковского в 1914 г. Молодой поэт уже успел выдать сборник «Нате» и стать известным в литературных кругах. В «Нате!» вошло всего 4 произведения, но в них уже проявилась манера, в которой писатель продолжал работать дальше. «Послушайте!» показало, что Владимир Владимирович может не только бунтовать, но и предаваться трогательным раздумьям.

Тема

Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звездами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звезды - человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика.

В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим. Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Далее герой сразу начинает свои рассуждения о звездах. Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.

В. Маяковский считает, что звезды зажигает Бог. Поэт лаконично рассказывает, как человек приходит к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звезд кажется ему мукой. Когда сердце человека озаряется надеждой, что звезды вновь зажгут, он чувствует себя спокойно, не испытывает страха. В этом эпизоде привлекает внимание образ Бога. Автор приближает его к простым людям, употребляя художественную деталь: «жилистая рука» . Если вырвать эту фразу из контекста, можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает.

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Его можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философской лирики.

Жанр

Разбор произведения доказывает, что по жанру - это элегия с элементами обращения. Владимир Владимирович размышляет над вечной проблемой, обращаясь при этом к читателям. Написаны строки произведения разностопным ямбом. Большинство строк не рифмуется, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Текст не изобилует художественными средствами, что связано с формой, которую автор выбрал для раскрытия тем. В первую очередь привлекают внимание образы-символы звезд, которые можно толковать по-разному. Также в тексте есть метафоры - «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу»; эпитеты - «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» . В тропах ярко выражена индивидуально-авторская манера Маяковского, например его склонность к соединению в одном контексте возвышенного и приземленного: звезды он называет плевочками, а руку бога - жилистой.

Важную роль в произведении играет также интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны. Так

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 98.







2024 © psynadin.ru.