Любовь в произведениях маяковского. Тема любви в творчестве Маяковского (Второй вариант)


Тема любви — традиционная, вечная тема русской литературы. Любовь является источником вдохновения, толкающим поэтов на создание стихотворений, многие из которых стали шедеврами мировой литературы. Каждый из великих поэтов видел в этом великом чувстве что-то своё. Например, для любовь — это восторг перед духовной и физической красотой, это выражение безграничного уважения к женщине, это чистое и светлое чувство, возвышающее и облагораживающее человека. Любовь — трагедия его души. Всеохватывающая любовная страсть приносит боль и страдание поэту. Лирического героя , преклоняющегося перед Прекрасной Дамой, привлекает прежде всего тайна любви, непознанность любовных чувств. Любовь в творчестве Маяковского своеобразна и приобретает нетрадиционное художественное выражение.
Любовь у Маяковского — понятие емкое и многозначное, она для него неизмеримо больше, чем тема, это не отдельная часть его поэзии, а ее суть, сочетающая в себе и личное, и общественное начало, переходящая из одного произведения в другое.
Свою первую поэму (1915) назвал «четырьмя криками» — «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию». Первый из них, вероятно, самый сильный и наиболее пронзительный, только после него возникают остальные три. Это крик человека, обезумевшего от боли и ненависти, несправедливости, человека, задыхающегося в страшном, опустошающем его мире.
Лирический герой охвачен громадой чувств, он предъявляет самые высокие требования к любви: вывернуть себя так, «что были сплошные губы», быть «безукоризненно нежным» — «облаком в штанах». Безответная любовь разбивает его сердце, приводит к трагедии украденного счастья. Поэтому внутри него нарастает поток невиданных страстей, разгорается «пожар сердца». Первая мука — ожидание любимой: «жилистая громадина стонет, корчится». Все больше и больше нарастающие гнев, боль, ужас перед тем, что должно свершиться, подводят к первой кульминации — пляске нервов. Внешнее разрешение кульминации («Вошла ты») оказывается исходной точкой нарастания отчаяния и боли, и это напряжение, выливающееся в образы большой эмоциональной силы («Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! Рухнули. / Не выскочишь из сердца»), достигает предела в заключительных строфах первой главы, в последнем крике, рвущемся «в столетия».
Такова тяжесть любви. Любовь-страдание, любовь-мука суждена лирическому герою. Его высокое и прекрасное чувство превращается в боль, отчаяние, горечь и постепенно приобретает характер социальной драмы. Возлюбленная предпочитает поэту другого, у которого есть деньги, и в этом, считает Маяковский, виноват общественный строй.
Моля о любви чистой, не испоганенной никакой корыстью, всю страсть отрицания поэт переносит на буржуазное мироустройство, породившее мерзкую, продажную, грязную любовь. Лирический герой сходит с ума, не находит себе места от того, что в мире, где все продается и покупается, любовь тоже становится предметом купли-продажи, что за чувства все решают деньги. Это самая болевая точка поэмы.
Любовь поэта — это значительно больше, чем круг личных отношений мужчины и женщины, это чувство всеобъемлющее, не замыкающееся в узких рамках одних лишь интимных переживаний («Я для меня мало»), это все, чем живет и дышит человек, поэтому любовная трагедия для Маяковского — всемирная, вселенская катастрофа. Такое максималистское представление о любви звучит и в позднейших произведениях.
Может быть, именно потому, что поэт предъявляет наивысшие требования к любви, что он до крайности эмоционален и полностью отдается любовным чувствам, личная жизнь его очень трагична. Ощущением глубокого трагизма пронизаны все его ранние произведения.
Например, в стихотворении «Лиличка!» (1916) искреннее признание в любви соединяется с криком обиды, боли и отчаяния оскорбленного, непонятого человека.
Настроению лирического героя соответствует окружающая обстановка, в которой ему душно и больно находиться. Кажется, что «дым табачный» не только «воздух выел», но и «выел» атмосферу теплых отношений, любви и взаимопонимания мужчины и женщины. Поэтому комната, где впервые лирический герой, «исступленный», гладил руки своей возлюбленной, становится похожей на ад. Прошла любовь, охладела Лиличка, она может выгнать, «изругав», любящего ее человека. Но от этого он не перестает любить ее. «Нету моря», «нету солнца» лирическому герою без возлюбленной. Он не променял бы любимую «на деньги и славу», даже после того, как она «так поэта измучила». Взгляд ее страшнее всякой пытки и смерти, потому что «душу цветущую любовью выжег». Лирический герой обезумел, одичал от этой любви, которая, как «тяжкая гиря», сдавливает сердце и душу поэта и у которой «и плачем не вымолишь отдых». Но несмотря на все несчастья и страдания, которые жестокая любимая приносит поэту, она по-прежнему дорога ему, он готов всей своей «последней нежностью выстелить» ее «уходящий шаг».
Любовь по Маяковскому — чувство полной самоотдачи. Он не признает половинчатых чувств. «Громада любовь, громада ненависть» — так определяет отношение к жизни его лирический герой в поэме «Люблю» (1922). Это первое произведение Маяковского о любви, в котором слышится радость, господствует ликующее настроение освобождения от страданий, душевной исцеленности, здесь зазвучала тема дружбы, любви и жизни, радостного соединения начал, находившихся прежде в безнадежной вражде.
«Сплошное сердце», бьющееся в стихах Маяковского, переполнено ощущением жизни. Лирический герой спешит любоваться сердцем, насладиться чувством, как «скупой спускается пушкинский рыцарь подвалом своим любоваться и рыться». В «Люблю» Маяковский славит свою «неизменную и верную» любовь, которую не смоют «ни ссоры, ни версты», любовь, которой не угрожает жизнь.
И опять это чувство для поэта намного больше личного счастья. Все время мы чувствуем за любовью к одному человеку, к женщине, любовь к людям. Ибо без общего счастья человечества поэт не представляет личного счастья, настоящей любви.
Поэма «Люблю» — поэтическая автобиография, где в противовес «очерствению сердечной почвы» «между служб, доходов и прочего» поэт клянется: «Люблю неизменно и верно!» Маяковский поднимает любовь на недосягаемую высоту и признает свое закрепощение в любви.
Такой же всесжигающий огонь любви, не знающий пощады, снисхождения, — любви, на которую обречен человек и от которой нет ему спасения, полностью пронизывает поэму «Про это» (1923). В ней Маяковский с особой силой и страстью утверждает о любви, идущей «всей Вселенной», мечтает о подлинной любви, которая стала бы законом и бытом для всех. Слово о любви произносит Маяковский-романтик, о любви, которая не была бы «служанкой замужеств, похоти, хлебов», о любви, которая заполнила бы собой Вселенную, и «чтоб вся на первый крик — / Товарищ! / — оборачивалась земля». Такой представлял, такой хотел видеть любовь Маяковский. В своем большом письме-дневнике, созданном в связи с работой над поэмой «Про это», поэт писал: «Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются стихи и дела…
Любовь — это сердце всего… И если сердце работает, оно не может не проявляться во всем». Поэма «Про это» — завершающий страстный всплеск в любовной поэзии Маяковского. После нее любовная тема надолго исчезла из его поэзии.
Но в последние годы жизни поэт переживает тяжелую любовную драму. У него возникает сильное чувство к женщине, которая оставила родину. Маяковский пишет «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928), не предназначая его для печати. Однако это — нечто неизмеримо более широкое, чем личное письмо. Маяковский был охвачен глубоким, искренним чувством, потому что при всех максималистских требованиях к любви ему недоставало простого человеческого счастья, личная жизнь его была крайне необустроена. Татьяна Яковлева стала для Маяковского человеком, который хорошо понимал его, был близок ему духовно. Поэт сам признается: «Ты одна мне ростом вровень». Это стихотворение пронизывает все та же мысль о подлинной любви как источнике жизненной и творческой энергии человека. Маяковский опять и опять настойчиво утверждает могучую силу любви, которая окрыляет настоящего художника, вдохновляет его на творчество. Поэт не может жить без любви, она для него — «радость неиссыхаемая».
Мечтая о настоящей, чистой любви, Маяковский презирает любовь мещанскую. Рядом с его «люблю» — ненависть, обращенная против «нефтяников», против разукрашенных шелками «самочек», против продажной «парижской любви». В последних строчках стихотворения растет уверенность в том, что эту грязную любовь победит мир, который встает за любовью поэта: «Я все равно тебя когда-нибудь возьму — / одну или вдвоем с Парижем».
«Письмо Татьяне Яковлевой» непосредственно перекликается с «Письмом товарищу Кострову о сущности любви» (1928). В нем Маяковский обращается к журналисту Тарасу Кострову, с которым его связывала личная дружба. В этом стихотворении, как и во всей любовной лирике, поэт стремится прежде всего сказать о каких-то важных чертах большого чувства человека. Маяковский подчеркивает, что любовь — это не «прохожая пара чувств», она не определяется внешними красотами («Мне, товарищ, в высшей мере / наплевать на купола») и одной лишь пылкой страстью («Любовь не в том, чтоб кипеть крутей, / не в том, что жгут угольями»), Любовь для поэта — это источник могучего творческого вдохновения, побуждающий человека к кипучей деятельности: «до ночи грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи». Любовь не дает человеку обессилеть, выдохнуться. Это чувство нельзя осквернять ревностью «к мужу какой-то Марьи Иванны». Ревновать — так к Копернику, ко Вселенной. «Сущность любви» прежде всего в расцвете творческих сил человека, в том, «что опять в работу пущен сердца выстывший мотор». И тогда «из зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой». Это отвечает максималистским требованиям поэта к жизни, к любви. Такими и были его любовные чувства в действительности.
Любовь для Маяковского была всем, он всегда оставался «сплошным сердцем», «навеки раненным любовью», открытым «болям, обидам, бедам» не в меньшей степени, чем высоким и радостным чувствам. Маяковский воспел любовь как великое, исключительное, всепоглощающее чувство, как самое великолепное приобретение человека.

Сочинение

Любовная тема была одной из ведущих в дооктябрьском творчестве Маяковского. Поставленная в «Облаке в штанах», ставшая центральной во «Флейте-позвоночнике», эта тема звучала и в поэме «Человек». Изображение неразделенной любви, характерное для подавляющего большинства дореволюционных поэм и стихотворений Маяковского, позволило поэту раскрыть трагедию человека в мире капитализма, где все - в том числе и любовь - подчинено денежному чистогану. Формула «деньги, любовь, страсть», прозвучавшая в «Облаке в штанах», определила трагедийность любовного конфликта во всей дореволюционной поэзии Маяковского.
Октябрьская революция, раскрепостив человека, создала условия для торжества любви, любви как счастья, как радости. Именно эта мысль нашла особенно яркое выражение в поэме «Люблю» (1922г.). Это произведение о человеческой любви во всех ее проявлениях, о любви в самом широком смысле этого слова. Это песнь о том, как зарождалось, расцветало и обретало свои зрелые формы испепеляющее чувство. Этим определена и композиция поэмы. Нельзя не обратить внимание на то, в какой последовательности расположены главки: «Мальчишкой», «Юношей», «Мой университет», «Взрослое» и т.д. Перед нами человеческий характер в развитии, вернее в становлении любовного чувства.
«Гранада-любовь» - так определяет Маяковский отношение своего героя ко всему прекрасному в жизни, чему открыто его сердце. Но этот же «сердечный комок» включает в себя и «гранаду-ненависть» ко всему отвратительному в жизни. Утверждая право человека ненавидеть во имя любви, Маяковский по ходу эволюции своего лирического героя показывает, как его чувства становятся социально осмысленными.
В противоположность «кучерявым лирикам», пишущим стишки «для спален», в поэме Маяковского любовь к женщине выступает как одно из проявлений способности человеческого сердца чувствовать, активно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.
«Люблю» заканчивается своеобразной клятвой верности и постоянству в любви:
Клянусь -
люблю неизменно и верно.
Лирический герой поэмы, «подъемля торжественно стих строкоперстый», заявлял о том, как он любит. И любовь его была близка и понятна новому человеку, строителю социалистического общества, своим активным восприятием жизни, цельностью.
Понимание Маяковским природы любви в последний период его творческого пути находит наиболее яркое выражение в двух поэтических «письмах» - «Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и в «Письме Татьяне Яковлевой».
Тарас Костров, к которому обращено стихотворение, был редактором «Комсомольской правды». Маяковский сотрудничал с газетой, от которой и был командирован в Париж в 1928г.
В заглавии определена тема произведения - «о сущности любви». Намечаемый здесь образ поэта, «транжирящего» поэтические строки на любовную лирику, развивается в строфах, где герой, встречая «в меха и бусы оправленную» красавицу (ее прототипом и является Татьяна Яковлева), вступает с нею в разговор. На этом беседа с Костровым переходит в диалог с «красавицей», который и определяет содержание стихотворения. Перед нами предстает человек, объятый любовью. «Я ж навек любовью ранен», -признается он.
«Письмо товарищу Кострову...» - продолжение разговора на тему, начатую поэтом давно (еще со времен поэм «Человек» и «Люблю») - о «любви-гранаде», о верности и постоянстве этого чувства. Если в поэме «Люблю» объятому чувственным пламенем лирическому герою противостоят мещанствующие «лирики» с их сентиментальной «любовинкой», то в «Письме товарищу Кострову...» «любви-гранаде» противостоит «прохожая пара чувств» с нехитрой формулой «разлюбила -уплыла». Истинную же любовь «не свадьбой мерить».
Маяковский дает нравственно-философское освещение «сущности любви»:
Любовь
.. .в том,
что встает за горами грудей
над волосами-джунглями.
Поэт отказывается рассматривать физиологическую сторону любви. Для него несравненно важнее, «что встает за горами грудей», что порождает в сердце человека любовь. Обуреваемый чувством герой стихотворения, «силой своей играючи», готов, «блестя топором, рубить дрова», творить, писать стихи. Этим поэт подчеркивает, что настоящее чувство побуждает человека на большие и хорошие дела.
Великий смысл любви для Маяковского не в том, что она обеспечивает влюбленным «рай да кущи», а в том: «Что опять //в работу пущен//сердца//выстывший мотор».
Мысль о единстве личного и общественного в человеке нового, социалистического общества, обозначившаяся в творчестве Маяковского начала двадцатых годов, с новой силой была поставлена в стихотворениях 1928 г. Пожалуй, нигде она не нашла столь яркого выражения, как в «Письме Татьяне Яковлевой»:
В поцелуе рук ли,
губ ли,
В дрожи тела
близких мне
красный
цвет моих республик
тоже должен пламенеть.
Эти строки могут быть названы итогом жизни поэта. В них воедино сплавились «я» и «мы», революция и поэзия, быт, история и «пламень любви».
Совладать с этой «гранадой-любовью» в состоянии не «кучерявые лирики», блеющие барашками стишки «для спален», а поэт, понявший, что любовь - отражение всех сторон человеческой души, что в ней - и «поцелуи рук и губ», и «красный цвет» республик Страны Советов. В этом и заключается «сущность любви» для Маяковского, раскрытая поэтом в лирике.

чего написал,

сказал —

тому виной

глаза-небеса,

В. Маяковский

В. Маяковский — поэт гениальный. Его наследие мно-готемно и многожанрово, и поэтому обидно, что кто-то вос-принимает Маяковского только как поэта-агитатора или поэта-сатирика. Творчество этого человека было целост-ным, оно было неотъемлемо от его жизни. Слово Маяков-ского — реакция на происходящее внутри и вокруг него, а поскольку он был человеком решительных поступков, не-укротимым бунтарем, то и в своих произведениях стре-мился, чтобы слова стали общественно значимым делом. Но мне на этот счет не хотелось бы обманываться, ведь стоит только прочитать многие из его произведений («Лиличке!» «Люблю!», «Облако в штанах», «Про это», «Человек» и др.), и образ поэта-бунтаря превращается в многоцвет-ный образ тончайшего лирика, всю жизнь проведшего на «несгораемом костре немыслимой любви». И сразу пони-маешь, что этот человек не только способен быть беско-нечно нежным и жертвенным, но и готов отстаивать свои чувства, для которых основную угрозу представляет обы-вательский быт.

Тема любви никогда не была чужда Маяковскому, по-скольку это чувство пронизывало насквозь его бурную и беспокойную жизнь. Но поэт, утверждая, что «любовь — это сердце всего», всегда был против опошления этой темы как в жизни, так и в искусстве, он высмеивал тех, кто «выпячивают, рифмами пиликая, и любвей и соловьев ка-кое-то варево». Это глубокое человеческое чувство Мая-ковский никогда не ограничивал тесными рамками эгоис-тичного Я, любовью в его творчестве раздвинута до гори-зонтов всей земли, космоса, даже если она неразделенная, несчастливая:

Любовная лодка разбилась о быт. С тобой мы в расчете — и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Ты посмотри, какая в мире тишь! Ночь обложила небо звездной данью; В такие вот часы встаешь и говоришь векам, истории и мирозданью.

Быт, обывательская среда — главные враги всех чело-веческих чувств и любви в том числе. В обстановке равно-душия, пошлости, самолюбования «любовь поцветет, по- цветет и скукожится», да и «между служб, доходов и проче-го со дня на день очерствевает сердечная почва». Очень верно написал о поэте Евгений Евтушенко: «Маяковский выдернул любовь из альковов... и понес ее, как усталого обманутого ребенка, в своих громадных руках, оплетенных вздувшимися от напряжения жилами, навстречу ненавист-ной и родной ему улице».

Произведения Маяковского, посвященные Л. Брик, рас-крывают перед нами всю глубину и силу чувств поэта, ко-торый «душу цветущую любовью выжег», которому «кроме любви твоей... нету моря», «кроме любви твоей... нету сол-нца» и «ни один не радостен звон, кроме звона твоего лю-бимого имени». Чувства поэта огромны, сильны — это и «громада-любовь» и «громада-ненависть». И в то же время — бесконечная трепетность отношений:

Дай хоть последней нежностью выстрелить твой уходящий шаг.

Ради любви Маяковский готов принести в жертву всю свою жизнь, поскольку уверен, что «каждый за женщину платит». Но оплата эта совершается не деньгами, не веща-ми и даже не всегда — временем, а душой, сердцем, часто — непереносимой мукой, страданием. Материал с сайта

Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог. Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои — радугой судорог.

Маяковский считал, что грубость, пошлость, лицемерие окружающего мира способны извратить чувства человека, погубить их даже в самый момент зарождения. Именно поэтому он ненавидел и активно боролся с обывательским миром, безжалостно бичуя и высмеивая все его несовер-шенство. И в то же время этот замечательный поэт верил, что настоящая любовь — бесконечно сильна, всемогуща, ее не могут испугать ни быт, ни обиды, непонимание, она спо-собна постоять за себя, потому что это не эгоистичное чув-ство, а дар, жертва другому, близкому и дорогому для тебя человеку.

Может быть, от дней этих, жутких, как штыков острия, когда столетия выбелят бороду, останемся только ты и я, бросающийся за тобой от города к городу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • любовь и быт в произведениях в маяковского
  • любовь и быт в произведениях в.маяковского
  • сочинения "человек и время в поэзии в.маяковского
  • маяковский тема любви в творчестве
  • сайт

МОШИ «Белоярская Школа – Интернат Среднего (Полного) Общего Образования»

Реферат на тему:

ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ В.В. МАЯКОВСКОГО

ученица 11 «А» класса

Руководитель: Евдокимова Алена Александровна,

учитель русского языка и литературы

с. Белоярск, 2008 г.


I. Введение……………………………………………………………3 с.

II. Основная часть

2.1 Тема любви в творчестве В.В Маяковского ………………5 с.

III. Заключение……………………………………………………....17 с.

IV. Список литературы…………………………………………….. 19 с.

V. Приложение……………………………………………….………20 с.


Введение

Владимир Владимирович – один из моих любимых поэтов. Маяковский – предтеча, певец и жертва октябрьской революции 1917 г. Он воспевает, описывает, выражает создаваемыми образами переживаемый им самим мир, свое мировоззрение. Творчество поэтов всегда интересно. Изменяется человек, изменяется общество - появляются те или иные стихи, отражающие его мысли, а значит и, так или иначе, общества, в котором он живет. Поэтому биография поэта всегда помогает понять смысл его произведений, посмотреть на мир, события его глазами.

Маяковский и любовная лирика. Раньше я считала, что эти два понятия несовместимы; ведь при изучении поэзии Маяковского обычно обращают внимание на его гражданские и философские аспекты. Это вполне закономерно и определяется желанием представить автора как главного поэта революции. К счастью, за последние годы стало появляться все больше и больше материалов, заставляющих по новому взглянуть на жизнь и творчество Маяковского. Причем, чем больше я узнаю о Маяковском как о человеке, тем интереснее он мне становится его творчество. Настоящим откровением для меня стала любовная лирика Маяковского.

Тема личной жизни известных писателей и поэтов всегда интригующая, потому что очень интересно рассматривать их творчество в определенные моменты их жизни. В. Маяковского долгое время считали поэтом, воспевающим революцию, советский строй. Всю специфику его творчества в советской литературе связывали со стихами-агитациями. Поэт был одним из самых талантливых футуристов. Своих современников В.Маяковский поражал «своеобразием формы, оригинальностью синтаксиса, смелостью инверсий, непривычной вещностью образов, … жестокой остротой мотивов». Поэтому и такая традиционная тема, как любовь, лирика в творчестве поэта не традиционна, неожиданна. «Он хотел невозможного. Его чувства были преувеличены… Люди и страсти в его сознании принимали грандиозные очертания. Если он писал о любви - любовь была громадной».

Цель моего реферата : рассмотреть и изучить тему любви в творчестве В.В. Маяковского.

Задачи :

1) Изучить биографию поэта.

2)Проанализировать любовное творчество В.В. Маяковского.

Оценивая свой первый опыт сочинения стихов, Маяковский в автобиографии пишет: «Третья гимназия издавала нелегальный журнальчик «Порыв». Обиделся. Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно… Написал второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца совместимым с моим «социалистическим достоинством», бросил вовсе». Именно это своеобразное стеснение писать лирику, выглядеть как все, повлияло в дальнейшем на отражение поэтом в стихах темы любви.

Любовь. Неисчерпаемость этой темы очевидна. Во все времена, судя по дошедшим до нас сказаниям и преданиям разных народов, она волновала сердца и умы людей. Любовь – это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя! В любви невозможно быть мелочным и бездарным – здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии наделила нас природа, и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей суетной жизни. Поэты и писатели, философы и мистики, художники и композиторы разных эпох обращались к этой вечной теме, пытаясь средствами своего жанра выразить очарование, гармонию, драматизм любви, постичь ее тайну. Тема любви в творчестве великих поэтов всегда актуальна, потому что она как ничто иное позволяет так глубоко прочувствовать их внутренний мир и состояние души. Сегодня человечество располагает колоссальным историко-литературным материалом для осмысления феномена любви.

Хотя ранняя русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы, но в конце XIX – начале XX века тема любви врывается в русскую литературу с вулканической энергией. За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за несколько веков. Причем литература эта отличается интенсивными поисками и оригинальностью мышления. Я хотела бы остановиться, к сожалению, только на одном из них – Владимире Владимировиче Маяковском.

Глубину своей любви, величину страданий поэт раскрывает понятными всем строками: «Ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени», «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий свет».


1. Тема любви в творчестве Маяковского В.В.

О любви В.Маяковский писал в дневнике: «Любовь это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь - это сердце всего» . Этот тезис поэт переносил и в творчество, отражая его в различных вариантах, даже рассматривая любовь не только как отношения мужчины и женщины, но и шире любовь ко всему миру, построенная на основе этих отношений, любовь к партии, строю и т.п.
Против обывательщины в любви, о личном в отношениях людей В.Маяковский говорит и в стихах 1915 г. Например, в стихотворении «Военно-морская любовь» поэт описывает любовь миноносца и миноносочки с печальным финалом. После вмешательства «медноголосины» в отношения любящих сердец, после удара по ребру миноносьему овдовела миноносица. Стихотворение отражает и личное понимание автора, выступление против мещанства в любви. Музой поэта считается Лиля Брик. Ей он посвящал ранние лирические стихи (Лиличка! Вместо письма, 1916 г.):

И в пролет не брошусь,
И не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
Кроме твоего взгляда,
Не властно лезвие ни одного ножа…

Глубину своей любви, величину страданий поэт раскрывает понятными всем строками: «Ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени», «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий свет».

Лиле Брик посвящена поэма В.Маяковского «Облако в штанах». Познакомились они в 1914 г. Осип Брик, первый муж Л.Брик, был поклонником творчества В.Маяковского. Именно он издал «Облако в штанах» отдельной книжкой на свои деньги.

Биограф Маяковского отмечает, что с Лилей поэта «связывало какое-то мистическое чувство, гораздо более глубокое, чем обычная любовь к женщине… Лиля действительно была для поэта музой, причем не только вдохновительницей его поэзии, но и жизненной опорой. Ведь Маяковский скорее хотел быть «горлопаном» и «бунтарем» и многим действительно таким и казался, однако в душе он был человеком ранимым и даже не уверенным в себе. Тем, кто слушал выступления Маяковского, кто восхищался его бравадой, громовым голосом, задором, это могло показаться выдумкой. Его огромная фигура казалась воплощением силы. Но, тем не менее, как и многие люди искусства, в глубине души Маяковский постоянно нуждался в заверениях в своем величии. Лиля Брик слушала поэта, восхищалась им, успокаивала его, внушала уверенность. Она не играла и уж подавно не льстила ему, она действительно была уверена в его гениальности. Она вообще обладала талантом слушать людей так, что они вырастали в собственных глазах.

Катанян В.А., биограф В. Маяковского, собрал и опубликовал в 1993 г. В сборнике «Имя этой теме: любовь» воспоминания женщин, близких Владимиру Владимировичу, сыгравших более или менее заметную роль в жизни поэта. Среди них: Софья Шамардина, Маруся Бурлюк, Эльза Триоле, ее сестра Лиля Брик, Наталья Брюханенко, Наталья Рябова, Галина Катанян и Вероника Полонская, Елизавета Зибер, Татьяна Яковлева. В.Маяковский влюблялся не один раз.

О своей любви к Яковлевой поэт говорит в стихах «Письмо товарищу Кострову о сущности любви». Любовь В.Маяковского готова сметать все преграды. Он сравнивает ее со стихийным бедствием, порожденным «ураганом, огнем и водой»:

Нам
Любовь не рай да кущи,
Нам
Любовь
Гудит про то,
Что опять
В работу пущен
Сердца
Выстывший мотор.

«Эмигрантка» и «невозвращенка» - так говорили о Т.Яковлевой современники поэта. Эта история любви полна трагизма. Лучший советский поэт может влюбиться в русскую эмигрантку? Это не по-советски. Поэтому и стихи, написанные Маяковским о ней, посвященные ей долгое время не публиковались. Отражая свое восхищение любимой Маяковский писал:

Вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.

Татьяна Яковлева вызвала у поэта большое чувство, он посвятил ей поразительные по силе стихи:

Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови...
Ревность,
жены, слезы...
ну их! –
вспухнут веки,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.

Что касается места темы любви в творчестве Маяковского, то А.Субботин в книге «Горизонты поэзии» доказывает, что мотив возвышения любви пронизывает все творчество поэта. Потому что не только поэт такого масштаба, но и любой «человек не может «просто жить» и «просто любить». Ему нужно понять, осознать, объяснить себе и другим, почему он живет и любит так, а не иначе…».

Любовь у Маяковского сочетала «личное и общественное». Гипербола была доминантой стиля Маяковского. Его страсти были также гиперболичны, как и образы. Если он любил, это была немыслимая любовь. Его любовная лирика, рисующая неразделенную любовь мучительна до крика, до истерики.

Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в истории русской поэзии XX века. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. Об этом свидетельствуют стихи Маяковского о глубоко личном. Они поражают страстной силой выраженного в них чувства:

«Кроме любви твоей

мне нету солнца»

(«Лилечке»),

огнем обвит

на несгорающем костре

немыслимой любви»

(«Человек»)

Лирический герой раннего Маяковского романтичен по своему мироощущению и очень одинок. Его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его осуждают («Скрипка и немножко нервно», «Я»). В стихотворении «Дешевая распродажа» поэт говорит, что готов отдать все на свете за №единственное слово, ласковое, человечье». Чем же вызвано такое трагическое мироощущение? Неразделенной любовью. В стихотворении «Лиличка (вместо письма)» и поэме «Облако в штанах» мотив неразделенной любви является ведущим («Завтра ты забудешь, что я тебя короновал», «Дай же последней нежностью выстлать твой уходящий шаг»). В этих произведениях лирический герой предстает нежным и очень ранимым человеком, не мужчиной, а «облаком в штанах»:

Меня сейчас узнать не могли бы

жилистая громадина

корчится…

Но возлюбленная отвергает героя ради мещанского благополучия:

Знаете –

Я выхожу замуж.

Такой огромной силы любовь не нужна ей! Она холодна и иронична. И он превращается в проснувшийся вулкан:

Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца.

Скажите сестрам, Люде и Оле, -

Ему уже некуда деться.

В поэме «Облако в штанах» показано превращение громады-любви в громаду-ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика «долой»:

Долой вашу любовь!

Долой ваше искусство!

Долой ваше государство

Долой вашу религию!

Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью с тому миру и тому строю, где все покупается и продается.

В письме к Л.Ю. Брик Маяковский писал: «Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела и все пр. Любовь – это сердце всего. Ели она прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем». Именно такое, любящее и потому отзывающееся на все в мире «сплошное сердце» открывается в поэзии Маяковского. Говорить о любви для поэта значит – говорить о жизни, о самом значительном в собственной судьбе. Ибо, убежден он, и это чувство должно быть вровень эпохе. Легкость решения этого вопроса Маяковского не устраивала. Он и в этом случае руководствовался требованиями, предъявляемыми к себе и к окружающим. Ведь он знал, что «любовь не становить никаким «должен», никаким «нельзя» - только свободным соревнованием со всем миром».

Что может позволить выйти в этом соревновании победителем? Для Маяковского чувство, соединяющее двоих, не изолирует их от мира. Чувство, заставляющее человека замыкаться в узеньком мирке («в квартирном маленьком мирке»), неотъемлемо для него от ненавистного ему старья. Любящее сердце вмещает в себя весь мир. Утверждаемый поэтом идеал высокой любви осуществим лишь в светлом будущем. И задача поэзии в этом случае – ускорить путь в грядущее, преодолев «будничную чушь».

Интересно сопоставить два стихотворения, навеянных сильным и глубоким чувством к Татьяне Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Перовое из них адресовано лицу официальному, редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал оказавшийся в Париже поэт, тогда как второе – не предназначавшееся для печати – передано из рук в руки любимой женщине.

В первом из этих «писем» Маяковский размышляет не просто о любви – о ее сущности. Обжигающей силы чувство вызывает настоятельную потребность разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Именно по-новому: для Маяковского любовь – чувство, перестраивающее человека, созидающее его заново. Поэт избегает в своем разговоре отвлеченности. Назван по имени адресат «Письма…», в текст введена та, которая вызвала эту бурю в сердце, к которой обращен этот поэтический монолог. И в самом стихотворении рассыпано множество подробностей, деталей, не позволяющих стиху унестись в туманные выси. Его любовь - «человеческая, простая», да и поэтическое вдохновение проявляется в самой что ни на есть будничной обстановке:

Подымает площадь шум,

экипажи движутся,

стишки пишу

в записную книжицу.

Простое земное чувство противопоставляется той «прохожей паре чувств», что названа «дрянью». Поэт говорит о том, что возвышает человека - о стихии,

подступают в ропоте

обладающей целительной силой. И опять-таки используемые им поэтические метафоры способствуют буквально материализации понятий. Произнесенное здесь имя гениального Коперника дает представление о масштабах чувства, о котором идет речь.

Привычное в поэзии, когда речь заходит о любви, противопоставление земного и небесного, будничного и возвышенного – не для Маяковского. Он начинал (в поэме «Облако в штанах») с решительного протеста против возникавших в таких случаях сладкоголосых песнопений, со слов вызывающе откровенных:

поэт сонеты поет Тиане,

весь из мяса, человек весь –

тело твое просто прошу,

как просят христиане –

«Хлеб наш насущный –

даждь нам днесь».

Необходимость в резко выраженном противопоставлении своих представлений о любви, которая равнозначна самой жизни, исчезает. Нет нужды противопоставлять обычное, земное прекрасному, высокому. Любовь дает возможность ощутить их единство, поэзия – обнаружить его, выразить и закрепить словом.

В «Письме… Кострову» размышления о сущности любви разворачиваются с замечательной логичностью, выстраивается система аргументов, достаточная для того, чтобы разговор о любви смог обрести общественный характер. Слово, вырвавшееся из сердца влюбленного способно «подымать, / и вести,/ и влечь,// которые глазом ослабли».

В «Письме Татьяне Яковлевой» та же тема представлена с иной, драматической, стороны. Трудно разобраться в том, почему взаимная любовь не смогла принести счастья влюбленным. По-видимому, ему помешало чувство ревности, которое поэт обещает усмирить.

И здесь тема любви не может получить счастливого разрешения. Оно переносится в неопределенное будущее, связывается с грядущим торжеством революции во всемирном масштабе:

Я все равно

когда-нибудь возьму –

или вдвоем с Парижем.

А в настоящем – так и не преодоленное одиночество.

Маяковский и в этом стихотворении использует излюбленный жанр – монолог, обращенный к конкретному лицу. Это сообщает стиху доверительность, придает сказанному глубоко личный характер. Вместе с тем рамки мира, открывающегося в адресованном любимой женщине послании, чрезвычайно широки. Это относится и к пространственным (от Москвы до Парижа), и к временным (время революции и Гражданской войны – сегодняшний день – будущее, связываемое с приходом революции в Париж) границам. Свойственная открывающим стихотворение строкам предельная откровенность подкрепляется далее словами о «собаках озверевшей страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти» - письмо наполняется силой интимного чувства. И оно постоянно переводится в социальный план. Поэтому, когда герой восклицает:

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

Слова о будущем торжестве революции становятся логическим завершением стихотворения.

«Громада любовь» - вот словосочетание, которое лучше других способно выразить чувство, лежащее в основе стихотворения.

Подводя итог сказанному, заметим, что Маяковский предпочитает лирическому самовыражению желание убедить, утвердить свою позицию, свои представления о мире, о месте человека в нем, о счастье. Отсюда его ориентация на разговорную (часто – ораторскую) речь. Идя от настоящего, поэт стремится в светлое будущее. Это определяет пафос его стихотворений.

Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». И хотя в этом есть своя правда, сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам было бы неверно, так как в ней присутствует и интимные любовные признания, и трагический крик, и чувство грусти, и философские раздумья о любви. Иными словами поэзия Маяковского многообразна и многокрасочна.







2024 © psynadin.ru.