Логопедические упражнения на звук "ш". Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков Как произносится звук ш


Шипящие и свистящие звуки не всегда легко даются растущим малышам. Некоторые особенности произношения шипящих могут сохраняться вплоть до окончания начальной школы, а без контроля педагогов - пожизненно.

Важно, чтобы ребенок под присмотром родителей или логопеда тренировался в правильной артикуляции звука «ш», тогда и другие трудные звуки сдадутся под натиском упражнений.

Из этой статьи вы узнаете

Обследование произношения звука «ш»

Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.

Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором - нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.

Незаметный тест. Нет смысла объяснять сыну или дочке, что нужно делать. Самый простой способ - вовлечь ребенка в игру «Повторялки ». Начните со слов и звуков, не относящихся к теме. Затем позвольте ребенку самому задавать задания. В следующую свою очередь предложите один из блоков.

1. Слоги.

Начните с двухбуквенных сочетаний:

[ша] [шэ] [шу] [ши] [шо].

Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:

[а-ша] [э-шэ] [у-шу] [и-ши] [о-шо] [ы-ши].

Следующий блок - сочетания «ш» с согласными:

[шка] [кша] [шки] [кши].

Более сложные:

[сши] [шис] [шиш] [шуш] и [ас-ши] [у-шис] [и-шиш] [уш-уш].

Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».

2. Слова.

Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:

  • Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея .
  • Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель .
  • Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать .
  • С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура .

3. Предложения.

Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:

  • Мышь за печкой шуршит.
  • Папа Маше шапкой машет.
  • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
  • Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др .

При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.

Важно ! У части детей с нормально развитым артикуляционным аппаратом постановка звука «ш» может произойти прямо во время тестовых упражнений или первых занятий просто потому, что для наработки навыка нужна направленная тренировка. Другим деткам понадобится действовать поэтапно в течение некоторого времени.

Возможные отклонения

Произношение может отличаться от идеального. Несмотря на то, что в языке «ш» - глухой звук, произноситься он должен звонко и чисто. Существуют логопедические характеристики некорректного «ш»:

  • Шепелявый отзвук получается, если ребенок слишком выдвигает язык меж зубов. Это межзубное произношение.
  • Носовой оттенок (сигматизм) у «ш» возникает, когда излишне напряжена глубокая часть языка, его корень как бы подтягивается к небу, возникает глубокий шипящий «х».
  • При боковом сигматизме звук походит на хлопок.
  • Если язык упирается в верхние резцы, это называют призубным парасигматизмом. В результате «ш» заменяется на «т»;
  • При губно-зубном парасигматизме «ш» вынужденно превращается в «ф». Стоит проверить, нет ли у малыша проблем прикуса.
  • Если вместо «ш» звучит «с», это свистящий парасигматизм.

Нужно рассказать ребенку, как правильно сложить губы и держать язычок, чтобы звук вышел правильно. Лучше всего демонстрировать на себе и применять наглядные аналогии.

Что делать, чтобы «ш» зашипел

Среди методов стимулирования речевого развития в раннем возрасте нужно говорить и о необходимом этапе ползания, и о вреде раннего сидения, и о важности сенсорного развития. Малышам помогают пальчиковая гимнастика, стишки, потешки и работа с песком.

Даже простой деревянный шарик - это источник сенсорных ощущений. Его можно катать между ладошками, пальчиком по ладошке, удерживать по-разному, изучать его физические свойства тоже весьма полезно для расширения кругозора.

Не ограничивайтесь лепкой куличиков из песка и не запрещайте ребенку играть с замками во дворе или на пляже. Закапывайте в песок камешки и мелкие игрушки. Просите ребенка угадать игрушку по форме, не вынимая из песка. Проделывайте то же с другими текстурами: рисом, гречкой, манной крупой. Роль песочницы сможет исполнить любая широкая емкость, даже в зимний период.

Когда речь идет о коррекции звука «ш» у дошкольника, мелкой моторикой и сенсорными упражнениями пренебрегать не стоит, но уже можно включать ребенка в полноценные структурированные занятия, логоритмику. Нужно применять скороговорки, чистоговорки и стихи посложнее.

Методические основы для родителей

Нежелание посещать логопеда может быть связано и с материальными затруднениями, и с родительскими убеждениями. В любом случае родителю самому нужно знать, как научить ребенка говорить букву «Ш». Если вы всерьез решили заниматься с ребенком самостоятельно, делайте это систематически. Неплохо ввести своеобразный ритуал подготовки к занятию, чтобы ребенок включался в него без конфликта. Само занятие должно содержать:

  • 1-2 минуты: организационный момент (активация внимания ребенка) . Не говорите «Сейчас мы с тобой будем учить… », лучше сказать «Иди, поиграем вместе !», ведь игра - самый действенный способ научить ребенка чему-то важному.
  • 1-2 минуты: вступление (активация интереса) . Расскажите, что за веселую игру вы предлагаете и зачем.
  • 10-15 минут: разминка 2-3 минуты и основная часть (собственно занятие). Каждые 3-7 минут, в зависимости от усидчивости и возраста малыша, обязательно проводите физкультминутку. Это нужно для переключения внимания и сброса напряжения.
  • 1-2 минуты: заключение : поблагодарите и похвалите ребенка за его старания.

Когда у каждого занятия есть структура, родителям проще ориентироваться в ситуации, а ребенок при этом воспринимает упражнения как игру и просто рад общению с мамой или папой. Уроки становятся желанными. По этой же структуре можно строить любые другие домашние занятия.

Разминка для языка и губ

Перед занятием в домашних условиях тоже нужен разогрев. Ребенка надо при этом не утомить, а заинтересовать и погрузить в сказочную историю или интересное соревнование с самим собой. Существует масса готовых программ разминки, основанных на классической артикуляционной гимнастике.

Разминка помогает снять напряжение губ и языка, сделать их более подвижными и послушными. Постепенно разминка будет занимать все меньше времени и превратится в веселый ритуал.

Не запрещайте ребенку немного покривляться - это не повредит его поведению, если встроено в учебное занятие. Сочетайте гимнастику с тренировкой эмоций (например, используйте карточки или маски) и интонационного ряда (мимика и интонации должны быть взаимосвязаны). Комплексное развитие интереснее и эффективнее.

Упражнения для основного этапа занятия

Никогда не пытайтесь следовать одному и тому же алгоритму. Меняйте логопедические упражнения от раза к разу. Давайте их в разных сочетаниях и не старайтесь обязательно выполнить все в рамках одного занятия!

Упражнение «Чашечка»

Нижняя челюсть расслаблена, плоский широкий язык укладывается на нижней губе, а кончик и край при этом приподняты, формируя плоскую чашу. Подобным образом выполняется «Блинчик » - язык остается плоским лежать на нижней губе. Целесообразно периодически чередовать два упражнения по 10-15 секунд. Если чашу опускать и поднимать без изменения формы, то получится «Болтушка ».

Упражнение «Фокус»

Уже знакомую чашу нужно высунуть изо рта и, не касаясь губ, завернуть кончик языка кверху. На кончик носа можно положить кусочек ваты или салфетки. На выдохе воздух нужно направить точно на предмет.

Упражнение «Лошадка»

Цокот лошадиных копыт любят изображать все дети, но в рамках упражнения это нужно сделать не 1 раз, а в течение 10-15 секунд. Естественно, можно сочетать логопедический цокот с игрой в рыцарей!

После упражнений обязательно нужно поговорить: читать стихи, тренироваться в скорости и чистоте произношения звуков. Чем чаще происходит воспроизведение, тем быстрее закрепится навык.

Упражнение «Заборчик»

Очень нравится маленьким ученикам. Задача: широко улыбнуться и зафиксировать улыбку на несколько секунд. Это тренирует мимические мышцы щек.

Другие упражнения - «Трубочка » (губы трубочкой вытянуть вперед и зафиксировать), «Варенье » (вкусно и широкой облизать губы по кругу), «Качели » (широко открыть рот, а язык поочередно ритмично перемещать то к верхним, то к нижним зубам) - можно оставить под конец занятия, чтобы задействовать все мышцы по очереди.

Повспоминайте с ребенком в каких ситуациях еще встречается звук «ш»:

  • как шумят деревья на ветру
  • как шипит злая кошка
  • как шуршат листья осенью под ногами
  • как шипит проколотое колесо
  • как шуршит мышка под столом

Всё это ребёнок должен изобразить с помощью голоса и звука [Ш].

Постановка и автоматизация звука

С помощью упражнений нарабатывается правильная артикуляция звука «ш». Но навык - процесс механический, требующий отработки. Для закрепления потребуется время. Бывает, что в рамках занятия произношение улучшается, а к следующей сессии снова превращается в шепелявое или посвистывающее. Чтобы обратный эффект не появлялся, большую роль играет постоянный присмотр за навыком:

  • Аккуратно в шуточной форме напоминайте ученику, что нужно следить за язычком.
  • Контролируйте собственное произношение.
  • Обращайте внимание на фонематические ошибки окружающих и каждый раз просите ребенка проговаривать звуки правильно. Если он уже школьник - пусть читает вслух с верным произношением.

Старайтесь почаще обращаться к новому навыку. Например, задавайте вопросы, ответом на которые будут слова или предложения со звуком «ш», разучивайте коррекционные потешки вместо обычных стихотворений. Чистоговорки и скороговорки в ежедневных бытовых хлопотах на «ш» помогут быстро автоматизировать звук:

  • Шапку свяжем малышу, шу-шу-шу, шу-шу-шу .
  • Одеваем малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша .
  • Собирай карандаши, ши-ши-ши-ши-ши-ши .
  • Любят сказки малыши, ша-шу-ши, ша-шу-ши .

Вы можете придумать любые простые рифмы и сочетания, собственный стишок. Назовите одну из любимых игрушек особым именем, которое поможет ребенку освоить звук: «Зайчишка-трусишка », «Волчишко-хвостишко ».

Используйте это имя ежедневно в привычных ситуациях, чтобы постоянно обращаться к навыку. Важно, чтобы сам родитель не испытывал неловкости, применяя приемы логопедии. Старайтесь и сами шипеть как можно искреннее.

Важно! В течение всего урока следите за громкостью голоса и интонационным рядом. Не забывайте о физминутках. И, конечно, каждое занятие должно оканчиваться позитивно. Можно даже ставить оценки, если это покажется вам эффективным приемом.

Когда занятия станут привычными, добавляйте в них похожие звуки: «ж», «ч», «щ». Учите ребенка артикулярно различать их. Это поможет заодно поставить все трудные звуки и освоить русский алфавит. Картинки и инструкции сейчас можно купить в любом книжном магазине.

Почему не шипит буква «Ш»

Речевой аппарат и непосредственно речь ребенка требуют времени для развития. Если ребенок впервые применяет звук «ш», то несовершенство произношения - нормальное явление. Единственное, что нужно сделать, это вовремя скорректировать детский навык.

  • Другие возможные причины неправильного звучания могут составить рейтинг, в котором на первом месте окажутся физиологические особенности : строение прикуса, языка, неба, заболевания полости рта.
  • Прямую взаимосвязь с первым местом имеет второе: слишком длительное сосание пустышки . Уже давно замечено, что прикус чувствителен к присутствию соски, а в речи страдают именно шипящие и свистящие звуки.
  • Родительским ошибкам можно отдать почетное третье место. Задумайтесь, не слишком ли вы «заколыхали» и «засюсюкали» ребенка, и не пытается ли он подражать вашей манере звукопроизношения. Любые нарушения речи взрослых могут быть причиной детских логопедических ошибок. Подражание и копирование для детей - такие же способы познания опыта взрослых, как и игры или направленное обучение. Следите за собственной артикуляцией.
  • Только в пятой части случаев речь идет о действительно значимых затруднениях по двум причинам: общее недоразвитие , тормозящее становление речи; нарушения слуха и аппарата воспроизведения звуков .

Совет. Если возникли подозрения, что самостоятельно вам справиться не удастся, не откладывайте визит к специалисту. Избавиться от привычки нечетко выговаривать звук сложнее, чем сформировать верное произношение сразу.

Когда не обойтись без логопеда

Если ребенку никак не удается чисто говорить, его речь бессвязна или слишком неразборчива, стоит обратиться за консультацией к педагогу-психологу, а затем и к логопеду. Выяснить следует два фактора:

  • уровень сформированности и готовности речевого аппарата;
  • уровень психического развития в соответствии с возрастом.

Отклонения хотя бы в одном факторе нужно рассматривать как повод для занятий со специалистом. Хотя бы некоторое время посещайте их и запрашивайте родительские консультации о том, как работать дома. Какие использовать упражнения, как нормализовать становление речи, общение и развитие в целом.

Если есть недоразвитие или дефект артикуляционного аппарата, дисфункции каких-то его частей, обязательно понадобится логопед. Очень эффективен логопедический массаж в сочетании с артикуляционными упражнениями. На дом логопед дает элементы такого массажа в зависимости от проблемы. Логопедические зонды применимы только в кабинете специалиста.

Иногда нужно посетить невролога (при нарушениях НС, изменениях в ГМ, расстройствах аутичного спектра и ДЦП, нарушениях восприятия и воспроизведения информации). Метод, который может быть рекомендован неврологом, - фармакологическая помощь. В ряде случаев применение препаратов действительно дает толчок к развитию необходимых мозговых структур и соответственно речевой функции.

Особое место в формировании звукопроизношения отводится работе с глухими детками. Их обучение строится по особой методике, родителей ей специально обучают в рамках реабилитационных курсов.

К счастью, проблемы серьезного уровня возникают нечасто, и с большинством случаев неправильного шипения можно справиться в домашних условиях, приобретя готовый набор дидактических картинок или просмотрев видеоуроки.

В работе над шипящими от ребенка требуется усидчивость и внимательность. Это сложные звуки. Еще труднее приходится родителям: они должны сохранять самообладание, дружелюбный настрой и выдержку наравне с настойчивостью и методичностью. Но главный элемент в этой работе - ваша любовь и желание помочь.

Ценная литература. Есть несколько книг с общим названием «Помогите малышу заговорить». Эти пособия дают исчерпывающую информацию о том, как научить ребенка говорить букву «Ш» и другие.

Исправлять произношение каждого звука, конечно, правильнее изолированно, в отдельном упражнении. Но лучший способ закрепить любой навык - перенести его в реальную жизнь и соединить с другими. Именно поэтому все начинается с отдельных звуков, потом они складываются в слоги, слова, словосочетания и предложения. Таким образом ребенок понимает, что все взаимосвязано, и все, чему учат взрослые, действительно необходимо.

Не отдавайте ребенка в класс или группу, где изучают иностранные языки, пока он не освоит звуки языка родного. Ни в коем случае не формируйте отрицательное отношение к речевым недостаткам. Это не только снизит мотивацию к занятиям, но и может сделать школьника закрытым, сказаться на его самооценке.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Учим ребенка выговарить проблемные звуки л, р, ш, ж, к без логопеда. Постановка звука «р» за 15 секунд. Бесплатные занятия и правила их организации дома с мамой. Логопедическая гимнастика.


Чёткая, красивая и многообразная речь ребёнка- естественное желание любой мамы. Не стоит впадать в панику, если к 3,5 годам малыш говорит ещё не все буквы. А вот проблемы с произношением звуков в возрастном диапазоне 4-5 лет - повод задуматься о наличии дефектов.
Неправильное произношение буквы «л» - самая частая проблема в детской речи. Очень часто малыши стараются заменить твёрдый звук мягким, или вставить в слово звук «в». Реже наблюдается замена твёрдого звука «л» на «й», а также его пропуск.
Этот процесс может вызываться рядом причин:
  • Подражание неправильной речи взрослого окружения
  • Проблемы с речевым аппаратом
  • Врождённые или приобретённые дефекты слуха
  • Психологически тяжёлая атмосфера в семье
Прежде, чем впадать в панику и «тащить» детей к логопеду и психологу, стоит попробовать самостоятельно справиться с этой сложностью.
Помните! Каждый дошкольник имеет индивидуальный темп развития и усваивания информации. В большинстве случаев, мальчики несколько отстают от девочек.

Так ли сложно научить ребёнка выговаривать звуки самостоятельно

Организовать домашние логопедические занятия по постановке правильного произношения самостоятельно достаточно просто. Самое главное условие, которого нужно придерживаться - это проводить их в форме игры. Малышу должно быть интересно. Ни в коем случае, на него нельзя оказывать давление, иначе интерес к урокам просто пропадёт.
Информацию детям нужно подавать дозированно. Начинать лучше с 4-5 занятий в неделю по 10-15 минут, постепенно наращивая частоту и количество упражнений.
Как научить ребёнка выговаривать звуки перед зеркалом? Малыш должен видеть, что происходит с его ртом, как ведут себя его губы и одновременно следить за мамой. Рекомендуется обустроить достаточно удобное место и повесить зеркало так, чтобы сын или дочь видел своё отражение беспрепятственно, в положении сидя.
Важно! Хвалить ребёнка за каждый, даже незначительный успех, нужно обязательно!
Любое занятие по орфоэпии (правильному литературному произношению) нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики.
Самые простые и эффективные из них:
  • «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
  • «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
  • «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность - на счёт 5
  • «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
  • «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
  • «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
  • «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
  • «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения - 3-5 секунд
  • «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот
Длительность разминки обычно составляет 10 минут и помогает натренировать и одновременно расслабить разговорные мышцы лица. Иногда, методичное повторение таких занятий на протяжении месяца, устраняет многие проблемы ребёнка с произношением и лишает первичных дефектов речи навсегда. После такой зарядки стоит приступать к постановке того или иного звука.

К – конь. Выговариваем с ребёнком букву «к»



Каппацизм - такое название носит нарушение выговора звуков «к», «к´». Это заднеязычная группа звуков. При воспроизведении она предполагает высокий подъём корня языка. Натренировать его поможет упражнение «весёлый борец». Ребёнок открывает рот и пытается вытолкнуть указательный палец взрослого кончиком языка, одновременно произнося та-та-та. Чем большее сопротивление будет испытывать язык, тем быстрее он станет горкой у основания. Это автоматически приведёт к трансформации «т» в «к». Конечно же, руки взрослого нужно предварительно помыть и обработать спиртом. Упражнение нужно выполнять постепенно, начиная с нажима малой силы, для избежания рвотного рефлекса.

Л – лама. Учим ребёнка выговаривать букву «л»

Правильное произношение звука «л» - одна из самых простых логопедических задач. Место прописки этого звука - на кончике языка в положении «за верхними зубками».
Для того чтобы его поставить, нужно поместить язык между передними зубами и слегка зажать. Далее произноситься протяжно «ы-ы-ы» с резким одёргиванием языка назад. Для закрепления эффекта нужно пробовать соединять получившийся звук «л» с гласными «а», «о», «е» и т.д. Вот и все!

Ш – шарф. Обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»



Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ. Можно подключить другие способы тренировки губных мышц.
Следующий этап - постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее - показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое.
Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением.
Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.

Ж – жираф. Учим ребёнка выговаривать звонкую букву «ж»

Механизм раскрытия звука «ж» у ребёнка происходит примерно по тому же принципу, что и «ш», но звонко. Правильное положение речевого аппарата при этом: расслабленный язык стоит наверху ковшиком, зубы в положении заборчика, губки вперёд, гортань напряжена. Стараемся добиться нужного звучания.

Р – рама. Трудная миссия, но реальная! Обучаем правильно выговаривать букву «р»

Как правило, этот звук логопеды ставят в последнюю очередь, т. к. он достаточно сложен для произношения. Главная задача - избавить чадо от привычки воспроизводить букву горлом, чтобы избежать «картавого» эффекта.
В игровой форме малышу предлагается прилепить язык к нёбу и попросить с силой выдохнуть воздух на его кончик в течение 10 секунд. Дети с удовольствием повторяют это упражнение, ведь оно так смешно щекочет во рту. Для закрепления навыка правильно выговаривать букву р малышу можно предложить порычать, как лев. Если повторять эту игру достаточно часто, через некоторое время можно забыть о проблеме картавости навсегда.

Лучшие упражнения для детей – выговариваем буквы вместе: видео

Случилось так, что ребёнок не выговаривает буквы? Видео наглядно поможет в этом.

Любовь Николаенко
Как научить ребёнка произносить шипящие звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка . Звуки , которые произносит ребёнок , образуются благодаря сложному комплексу движений артикуляционных органов. Чем старше становится малыш, тем более четки и дифференцированы его артикуляционно-мимические движения, в результате речь ребенка становится все более понятной. В норме становление правильного произношения мягких шипящих (ч, щ) происходит к четырём годам , а твёрдых шипящих (ш, ж) к пяти годам. Именно к старшей группе детского сада (5 – 6 лет) произношение шипящих звуков считается завершённым. Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение внутриутробного развития, родовая травма, соматическая ослабленность, физиологические нарушения артикуляционного аппарата и т. п., не имеют навыка правильного произношения шипящих звуков .

Правильная артикуляция шипящих звуков

Ш - губы чуть округлены, кончик языка поднят за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним зубам, язык принимает форму чашечки, голосок спит, по середине языка идёт тёплая воздушная струя. Ш – согласный, твёрдый, глухой, шипящий

Ч – губы чуть округлены. Кончик языка и его спинка образуют смычку с бугорками, эта смычка незаметно переходит в щель; между ними по середине языка проходит сильная, толчкообразная струя воздуха. Звук Ч надо произносить коротко . Звук Ч – согласный , мягкий, глухой, шипящий .

Щ - губы чуть округлены. Кончик языка поднят к бугорочкам и образует с ними щель; по середине языка идёт тёплая, плавная струя воздуха. Щ – согласный, мягкий, глухой, шипящий .

Недостатки в произношении шипящих звуков : межзубное, носовое боковое произношение . Кроме этого : «нижнее» произношение звуков Ш , Ж

(напоминает звук Щ , отсутствие шипящих звуков и замены на другие звуки .

Для того чтобы детская речь была четкой и понятной необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существует множество специальных упражнений для развития подвижности языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. А чтобы ребёнку было интересно выполнять артикуляционные упражнения для языка и губ, предлагаем вам использовать сказки. Самое время вспомнить о гномике Язычке и послушать его забавные истории. Истории из жизни этого гномика рассказываются только сидя перед зеркалом. О чем же сегодняшняя? Все очень прозаично… Гномик Язычок завтракает.

Сказка «Завтрак Язычка»

«Гномик Язычок в задумчивости стоит на кухне и никак не может решить, что же приготовить на завтрак. Наконец, он берет сковороду. (Упражнение «Сковорода» : рот приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе, боковые края приподняты, по кромке языка образуется как бы валик. Удерживать в таком положении не менее 10 секунд.) «Нет, не буду ничего жарить!» Гномик убирает сковороду в шкаф. (Язык убрать, рот закрыть.) «А впрочем, можно попробовать!» Сковорода снова достается и ставится на плиту (Упражнение «Сковорода» ). Тут взгляд Гномика падает на розовую чашечку. «Лучше чай!» - думает Язычок и достаёт чашечку. (Упражнение «Чашечка» : рот открыт, широкий язычок с высоко приподнятыми краями находится возле верхних зубов. Важно, чтобы нижняя губа при этом не «подсаживала» язык, и он удерживался в этом положении самостоятельно не менее 10 сек.). В это время – звонок в дверь. Пришли друзья. Для каждого надо достать из буфета чашечку. (Упражнение «Чашечка» выполняется столько раз, сколько друзей пришло к гномику.)»

Просто замечательно, если оба эти упражнения малыш выполнил с первого раза правильно. А если проблемы? К примеру, не удаётся сделать язык широким. Придется упростить упражнение и наказать непослушный язычок, шлёпая его зубами «та-та-та-…» и губами : «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Месим тесто» ). Наконец, язык распластался и послушно лёг на нижнюю губу. Теперь самое время испечь блинчики. (Упражнение «Блинчик» : удерживать широкий язычок на нижней губе в спокойном состоянии не менее 10 секунд, важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.) Блинчики печем в достаточном количестве : их должно хватить на всех! Следите, чтобы они были правильной округлой формы с ровными краями. Ах, как же вкусно! От удовольствия оближем верхнюю губу. Но не из стороны в сторону, а широким язычком сверху вниз. И еще раз. И ещё(Упражнение «Вкусное варенье» : улыбнуться, открыть рот; языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз (можно смазать ее вареньем; нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой) .Будем надеяться, что с одной проблемой мы справились : язычок научился быть широким . Переходим к следующему этапу : научим язычок удерживаться за верхними зубами. Но это уже следующая история :

Сказка «Смелый наездник собрался по грибы»

«Гномик Язычок обожает скакать на лошадке. Он берёт в руки поводья и умело управляет своим скакуном. (Упражнение «Лошадка» : звонко «поцокать» язычком, при этом нижняя челюсть должна быть неподвижна.) Сначала лошадка скачет медленно, затем – все быстрее и быстрее. Куда же направляется наш смелый наездник? В лес. Сколько же здесь грибов! Вот под елкой спрятался крепкий боровичок. (Упражнение «Грибок» : широкий язык присасывается своей поверхностью к небу. Верхняя часть языка – шляпка гриба, подъязычная уздечка – ножка. Растянуть ее как можно больше, широко открыв при этом рот. Следите, чтобы ребёнок не просто поднял язычок вверх, а именно присосал его к нёбу! Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.) Гномик срезал грибок (опустить язык на дно ротовой полости) и тут же увидел розовую волнушку (снова сделать «Грибок» , удерживая язык в этом положении уже не менее 8 секунд).

На полянке возле молоденькой осинки росли два ярко-красных мухомора. Их шляпки были такими большими! Мухоморы раскачивались на своих тоненьких ножках, и, казалось, вот-вот должны упасть. (Ребенок и взрослый делают «Грибок» и удерживают язык как можно дольше. Идет как бы соревнование : чей грибок дольше простоит.) Мухоморы гномик брать не стал : они ведь ядовиты! Зато он насобирал полную корзину других грибов : белых, подберезовиков, подосиновиков, рыжиков (еще несколько раз выполнить упражнение «Грибок» )».

Надо сказать, что упражнение «Грибок» достаточно сложное, и не каждый малыш сможет выполнить его с первого раза. Наверняка, форма «шляпки» будет не круглой, язык присосётся к нёбу не всей поверхностью, а лишь кончиком. Придётся вернуться к упражнению «Лошадка» и попросить ребёнка не «отщелкивать» язык во время «цокота» , а как можно дольше задержать (застрять) на нёбе. Должно получиться! С каждым разом время «застревания» продлевается.

Больше всего малышам нравится упражнение «Фокус» . Это очень эффективное упражнение. Оно применяется логопедами при постановке шипящих с давних пор . Широкий (в форме «чашечки» ) язычок высунуть изо рта, передний его край приподнять к носу, но ни в коем случае не прижимать к верхней губе! Между языком и верхней губой остается щель. Губы растянуты в улыбке, боковые края языка соприкасаются с уголками рта. Пока ребёнок будет выстраивать эту сложную конструкцию, вы кладёте ему на кончик носа кусочек ватки. А теперь малыш должен подуть на ватку, не теряя формы языка. Ватка летит вверх. Если этого не происходит , значит, струя воздуха пошла не в том направлении, например, в углы рта, или в щёки. А может быть, кроха не удержал язык, и тот «отполз» в рот. … Нужно вновь придать языку правильную форму. Возможно, на это уйдёт не одно занятие. Терпение, и ещё раз терпение. Воздушная струя очень важна при постановке шипящих . Но не менее важен путь её следования. В норме на звуках Ш , Ж, воздух идёт строго посередине языка. Следует также обратить внимание и на нижнюю губу. Она порой мешает : подворачивается за нижние зубы, излишне напрягается, «подсаживает» язык. От подобных «медвежьих» услуг придётся отказаться.

Губы играют немаловажную роль при произнесении шипящих . Они должны вытягиваться вперёд «хоботком» . Но подобную форму губам удаётся придать не сразу. Придётся вновь прибегнуть к артикуляционным упражнениям : «Бублик» : сомкнуть зубы, округлить вытянутые вперед губы, углы губ при этом не соприкасаются, губы не закрывают зубы, удерживать губы в такой позиции под счет до 5-10; «Хобот» : вытянуть губы вперед трубочкой, зубы разомкнуты.

Если вы хотите исправить дефекты речи, возникшие у вашего малыша, то артикуляционная гимнастика должна проводиться ежедневно. Эти упражнения ребенок должен выполнять перед зеркалом, и под присмотром взрослых. Все упражнения вы должны предварительно проработать самостоятельно и будьте готовы терпеливо демонстрировать их малышу бесчисленное количество раз.

Постановка звуков [Ш] , [Ж]

После того, как перечисленные выше упражнения будут выполняться ребёнком легко и непринужденно, стоит заняться и постановкой самих шипящих . Без игры здесь вряд ли обойтись. Шипение, это привилегия змеи. Поэтому стоит изобразить её, используя … руку. Она-то и будет змеёй : кисть – голова, всё остальное – гибкое тело. Вот «змея» ползёт по столу. Потом приподнимает голову, делает стойку (опора на локоть, вытягивает голову вперёд, и, раскрывая пасть, шипит : «Ш-ш-ш…» . При этом стоит обратить внимание ребёнка на то , что язык – «чашечка» поднят вверх, а губы вытягиваются вперёд трубочкой. Если с этим проблема, большим и указательным пальцами слегка надавите на щёки в районе углов рта, придавая губам форму «трубочки» . Пусть кроха ещё раз изобразит змею и пошипит. Неужели вновь неудача? Не отчаивайтесь. На помощь вновь придёт черенок чайной ложечки. Если ребёнок чисто произносит звук [С] , пусть воспроизведёт его , а вы в это время подводите черенок ложечки под язык, приподнимаете его вверх к нёбу и чуть-чуть отодвигаете назад. Будьте осторожны, не надавливайте сильно на язык. Получилось? Порадуйтесь вместе с ребёнком чистому звучанию [Ш-Ш-Ш-Ш]. Вместе с ребёнком вспомните , где ещё можно услышать этот звук ?

Шипение воздуха, выходящего из шины;

Лес шумит на ветру;

Мышь скребётся под полом ;

Шипение рассерженной кошки;

Шуршание осенней листвы под ногами и т. д.

Всё это ребёнок должен изобразить с помощью звука [Ш] .

Исправление дефектов произношения звука [Ж] при усвоенной артикуляции [Ш] не вызывает затруднений. Ребенку предлагается произнести протяжно звук [Ш] и «включить» голос. Предварительно это проделывает сам взрослый, поднеся одну руку ребенка к своему рту и приложив другую к своему горлу (для ощущения вибрации) . Самое время изобразить доброго жука и пожужжать : «Ж-Ж-Ж-…» . Кроме жука этот звук издают :

Работающие электромоторы

Если усвоен звук [Ш] , недостатков в произнесении [Щ] и [Ч] обычно не наблюдается, за исключением более сложных случаев, при которых необходимо обратиться к логопеду.

Важно знать : следует соблюдать дозировку дыхательных упражнений, а также упражнений, связанных с постановкой и автоматизацией звука [Ш] , так как они являются достаточно утомительными для ребенка и могут вызвать головокружение вследствие гипервентиляции.

Автоматизация шипящих звуков в речи ребёнка

Автоматизация звуков – закрепление правильного произношения путем постепенного введения поставленного звука в слоги , слова, предложения, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, тексты и самостоятельную речь ребенка. На занятиях по автоматизации необходимо утрированное, более длительное и четкое произнесение автоматизируемого звука . Предложите ребёнку поиграть (со звуками , со словами, не говорите ему «Давай будем заниматься» . Для занятий с детьми желательно использовать иллюстрированную литературу по автоматизации шипящих звуков .

Когда же ребёнок будет в самостоятельной речи правильно произносить звуки Ш ,Ж,Ч,Щ? Даже самый высококвалифицированный логопед не даст вам точный ответ на этот вопрос. Одному ребенку будет достаточно занятий от 2-3 месяцев до полугода, другому ребенку и года не хватит, чтобы научиться чисто говорить . Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его строения артикуляционного аппарата, в итоге – от желания самого ребенка этим заниматься. Ну а если возникают проблемы – логопеды всегда готовы прийти вам на помощь.

При правильном произношении звука «ш» язык должен занимать во рту определённое положение. Он широко распластан, а кончик поднят к твёрдому небу, и образует с ним щель за верхними зубами. Боковые края языка прижимаются к верхним резцам.

Как научить ребёнка говорить букву «ш» дома - делать с ним гимнастику для язычка

Если малыш не может правильно выговаривать звук, нужна артикуляционная гимнастика. Для домашних занятий используют специальные упражнения, которые тренируют речевой аппарат. Ребёнок должен выполнять их перед зеркалом, чтобы видеть как у него получается повторять то, что показывает мама:

  • «заборчик» – малыш должен сомкнуть зубы и показать маме, какой у него получился «заборчик»;
  • «трубочка» – ребёнок вытягивает губы вперёд трубочкой, затем быстро чередует упражнение «трубочка» и «заборчик»;
  • «ленивый язычок» – язык нужно высунуть изо рта и положить на нижнюю губу, полностью при этом расслабив;
  • «ковшик» – расслабленный язычок подгибаем вверх и заводим за верхние зубы, дуем на него, при этом получается звук «ш».

Кроме приведённых основных упражнений, можно использовать и другие. Когда ребёнок будет легко и правильно повторять все задания переходят к постановке звука «ш».

Занятия по постановке звука «ш»

Без игры в обучении малыша не обойтись. Сначала нужно проверить внимательность и чёткость восприятия. Произносите в произвольном порядке слова с буквой «ш» и без неё. Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда он слышит слова, в которых есть звук «ш».

Обязательно похвалите малыша за его успехи.

Попросите ребёнка изобразить при помощи руки шипящую змею, которая должна дойти по нарисованному лабиринту к цели.

Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком “ш”. О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при таком звучании слова похожи на шипение, искажается их смысл.

Причины нарушения произношения звука ш

Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:

  • , при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
  • Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает у детей.
  • Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
  • Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
  • Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
  • Шипящий и свистящий парасигматизм - твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.

Постановка звука ш

Постановка звука “ш”, а именно - коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.

Правильная артикуляция

Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:

  • он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
  • между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
  • в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.

Важное условие - абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальное логопедическое занятие начинается с . Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

  • «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.

  • «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.

  • «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.

  • «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

  • “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.

  • “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.

Дыхательная гимнастика

Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

  • «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.

  • “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

Автоматизация звука ш

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.

Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.

Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях

Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.

  • Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.

  • После освоения идут обратные слоги - аш, уш и т. д.

  • Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.

  • Слова на букву “ш” - следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.

  • Звук ш в словосочетаниях.

  • Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.

Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно - его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.

Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках

Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.

  • Стихи:

  • Чистоговорки:

Игры на закрепление звука

У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.

Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:

  • «Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша - помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.

  • «Помоги мышонку»: сюжет игры - мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.

  • «Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка - прочитать сказку, верно произнеся звуки.

Структура индивидуального логопедического занятия

  1. должна начинать каждое занятие. Это поможет подготовить мышцы языка, щёк, губ. Длительность этой части - около 5 минут.
  2. Повторение пройденного на предыдущем занятии. Если у ребёнка возникли трудности, стоит остановится на этом этапе и пройти его ещё раз.
  3. Если малыш выполняет задания легко, можно переходить к освоению более сложных этапов.
  4. Игры на закрепление материала.

Общая длительность занятий не должна превышать 20-25 минут, чтобы малыш не потерял интереса к ним.







2024 © psynadin.ru.